Судя по тому, что демоны не хотят туда возвращаться, а предпочитают оставаться на земле – если не в людях, то хотя бы в свиньях, – в преисподней они подвергаются мучениям, как и оказавшиеся там люди. О тяжести этих мучений говорят метафоры, используемые Иисусом в качестве рефрена: огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ); печь огненная ( Мф. 13:50 ); тьма внешняя ( Мф. 8:12; 22:13; 25:30 ); плач и скрежет зубов ( Мф. 8:12; 13:50; 22:13; 24:51; 25:30 ; Лк. 13:28 ); огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк. 9:43–44, 45–46, 47–48 ). Радикальным вторжением Иисуса в царство диавола станет Его сошествие во ад после смерти на кресте. Учение о сошествии Иисуса во ад является частью христианского предания с апостольских времен. Апостол Павел говорил о победе Христа над смертью и адом ( 1Кор. 15:54–57 ) и о том, что Христос нисходил… в преисподние места земли ( Еф. 4:9 ), пребывал в бездне ( Рим. 10:7 ). С наибольшей полнотой это учение раскрыто в Первом послании апостола Петра, где говорится, что Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал ( 1Пет. 3:18–19 ). В том же послании читаем: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ). Приведенные слова отражают представление о том, что в течение трех дней пребывания Христа в сердце земли ( Мф. 12:40 ), когда Его тело находилось во гробе, Его душа сходила в ад, чтобы и там прозвучала Его проповедь. Наиболее подробно об этом говорит апокрифическое «Евангелие Никодима», не вошедшее в канон Нового Завета, однако усвоенное Церковью в качестве неотъемлемой части литургического предания: его идеи и образы прочно вошли в христианское богослужение, составив, в частности, основное содержание богослужений Великой Субботы. Результатом сошествия Христа во ад стало изведение из него томившихся там людей – по одним представлениям, всех, по другим – только ветхозаветных праведников 202 . Что же касается диавола и демонов, то они не были освобождены из «темницы». Напротив, их мучения после сошествия Христа во ад лишь усилились, так как они были связаны и пленены, а сокровища их расхищены. Иоанн Златоуст под сокровищами понимает людей, находившихся в плену у диавола:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда скажут горам: Падите на нас, и холмам: покройте нас от лица Сидящего на Престоле, и от гнева Агнца (Лк 23:30; Откр 6:16). Возвещается, что тогда, перед этим Страшным Судьей соберутся все народы, и отделят ся друг от друга, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф 25:32). Представляется, что тогда овцы, то есть праведники, по правую сторону от Страшного того Судии, а козлы, то есть, грешники по левую сторону будут поставлены. Тогда слышится находящимся по правую сторону голос вожделенный Судии Праведного: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф 25:34). Тогда как гром возгремит и всех в трепет приведет страшное прогневанного Судии изречение к сущим по левую сторону от Него: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41). Тогда всем воображается, что на небе отверзаются обители Отца Небесного, являются чертоги Царя славы украшенные, представляется великая вечеря, увеселяющая бесконечно, открывается преславный брак Агнчий, а внизу протекает река огненная, разверзает ад уста свои, отворяются темницы вечные, показываются места плача, и видится, что идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведники же в жизнь вечную (Мф 25:46). Идут, но не равно: одни с плачем и рыданием неутешным, другие – с несказанной радостью. Тогда показывается, что один берется, а другой оставляется (Мф 24:40). Сын берется, а отец оставляется; жена берется, а муж оставляется; дочь берется, а мать оставляется: раб берется, а господин оставляется. Сын с отцом, жена с мужем, дочь с матерью, брат с братом, друг с другом разлучаются, на веки бесконечные разлучаются, но в различные места: одного небо, а другого ад, одного обитель Отца Небесного, а другого геенна огненная, одного чертог Царя славы, а другого темница преисподняя воспримет. Один входит в жизнь вечную, а другой вечной предается смерти. Один идет в радость Господа своего (Мф 25:21, 23), а другой в неутешный плач. Один – в пресладкое сожитие патриархов, пророков, апостолов, мучеников и всех святых, а другой с мрачными демонами и им подобными грешниками вселяется. Одного любезно встречают и принимают Ангелы, а другого немилостиво влекут злобные духи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

христианка; была ли она девица, или вдовица, или замужняя, из повествования не видно, вероятнее – вдовица, судя по ее благотворениям по преимуществу вдовицам (ст. 39). – Тавифа, что значит Серна: это было имя, а не прозвище иоппийской ученицы; как собственное женское имя, оно встречается и у греков, и у Флавия, и у раввинов. Серна по своему красивому виду, грациозным движениям и прекрасным глазам считалась у евреев и других восточных народов символом женской красоты, и посему может быть сделалась собственным женским именем (как мужское имя – Лев). – Дееписатель замечает, что она была вообще женщина добродетельная и особенно была милостива к бедным, что предполагает в ней если не богатую, то во всяком случае не бедную женщину. – В те дни: когда Петр пребывал в Лидде. – Положили в горнице: в верхней комнате дома, служившей обыкновенно, между прочим, для уединенных молитвенных упражнений. Что такая комната обыкновенно назначалась для приготовления умерших к погребению, этого ниоткуда не видно; может быть в ней положили труп Тавифы в ожидании Петра, за которым предполагалось послать. Ученики послали к нему и пр.: кажется все общество христианское в Иоппии опечалено было утратой такой благотворительницы бедным, какова была Тавифа, и потому послали к Петру, чтобы он не помедлил прийти. Вероятно, общество, зная о чудотворениях, совершаемых Петром, питало, хотя неуверительно, надежду, что великий ученик Христов может совершить чудо над умершей и возвратить ее к жизни. Об этом же свидетельствует плач вдовиц, показавших Петру платья и рубашки, какие они получали от милости усопшей, и, наконец, самая решимость Петра. Кажется несомненно, что эти вдовицы были христианки, и если дееписатель отличает их от учеников, то потому только, что им, вдовицам, особенно благотворила Тавифа и они особенно болезновали о смерти ее. 40. Петр выслал всех вон, и, преклонив колена, помолился; и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41. Он, подав ей руку, поднял ее; и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

40) Итак надлежит постоянною молитвою взыскать сие обиталище, и не только стяжать, но и сохранить. Ибо есть такие, которые после того как получили сие, потеряли. Голое о сем знание или случайный опыт имеют, может быть, и нескорые на учение, и юные; постоянное же с терпением делание такое не все имеют и благоговейные из старцев, и многоопытные. С сим согласуется и Макарий, небесный по ведению, и весь сонм преподобных. 41) Но как мрак сей получает существование свое от всех прегрешений; так, если исследуешь и печаль мира сего, найдешь, что она порождается и держится всеми страстями. Она носит образ и есть как бы начало, преддверие или залог имеющего прийти будущего нескончаемого плача для тех, кои не восхотели избрать себе ублаженный Господом плач, который не только здесь приносит утешение, служа вместе с тем залогом и вечного радования, но и добродетель крепко твердою делает, делая душу непреклонною на худшее. Ибо обнищавший, смирившийся и уничижившийся по Богу, если преуспевая на лучшее, не стяжет при том плача, бывает удобопревратен и охоч возвращаться мыслию к тому, что оставил, и вожделевать того, от чего отстал, делая себя таким образом преступником. Если же пребывая постоянным в расположении к блаженной нищете и внемля ей, водворит он в себе плач, то бывает непреклонен к оставленному позади себя и не отбегает зле к тому, от чего прежде, добре делая, убежал. Печаль бо яже по Бозе, как говорит Апостол, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7, 10). Почему некто и из отцов говорил: «плач делает и хранит». – И не этот только плод от плача, что от него человек делается почти неподвижным на худое, и неудобовозвратным к прежним грехам, но и тот, что грехи сии становятся как бы не бывшими. Ибо так как человек из-за них вначале плачет, то Бог почитает их как бы невольными в нем; что же невольно, то не вменяется в вину. Как плачущий о бедности свидетельствует тем, что она у него непроизвольна, почему вместе с хотящими богатитися, или уже богатящимися, впадет в сети диавола, и, если, изменяясь, не поспешит убежать из сетей сих, предпошлет себя чрез то в муку вечную (2 Тим. 6, 9): так в Бога согрешающий, если, раскаявшись, в плаче о грехах проводит дни свои, то праведно грехи его вменяются ему в непроизвольные, и он, вместе с не согрешавшими подобно ему, будет без соблазна для них тещи путем, вводящим в Живот Вечный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

39) Будь как царь в сердце своем, превознесенный во смирении, и повелевай смеху: иди, и идет; и сладостному плачу: прииди, и приходит; и рабу и мучителю нашему – телу: сотвори сие, и сотворит ( Мф.8:9 ). 40) Кто, как в брачную ризу, облекся в блаженный и благодатный плач, тот знает духовный смех души. 41) Найдется ли же такой человек, который бы все дни свои в монашеском житии провел так благочестью, чтобы не утратить ему ни дня, ни часа, ни мгновения, но все время иждивать для Господа, в той мысли, что невозможно один и тот же день видеть в сей жизни дважды? 42) Блажен монах, который душевные очи может возводить к умным Силам; но тот поистине безопасен от падения, кто, вследствие памятования смерти и грехопадений, из телесных очей непрестанно орошает ланиты свои живыми водами. И трудно для меня поверить, чтобы без последнего состояния пришло первое. 43) Случалось видеть бесстыдных просителей и нищих, которые какими-то красными словами скоро даже сердца царей склоняли к состраданию; и случалось видеть бедных и нищих в добродетели, которые не красными, а скорее какими-то смиренными, темными и несмелыми речениями, из глубины отчаянного сердца, неотступно и терпеливо взывали к Небесному Царю, и усилием своим как бы вынуждали к благоутробию непринуждаемое естество Его. 44) Кто надмевается в душе слезами своими, и сам в себе осуждает не проливающего слез, тот подобен человеку, который испросил у Царя орудие на врага своего, и убивает им себя. 45) Бог не требует, и не угодно Ему, чтобы человек плакал от болезни сердечной, но хочет, чтобы из любви к Нему веселился он душевным смехом. Отними грех, – и излишни болезненные слезы чувственным очам. На что заживляющий порошок, когда нет струпа? У Адама до преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда упразднится уже грех; ибо отбеже тогда болезнь, печаль и воздыхание ( Ис.35:10 ). 46) У иных видел я плач, а у других видел сомнение в плаче; имея плач, они – в таком расположении, как бы не имели его; и от сего-то прекрасного неведения пребывают в безопасности, и о них-то сказано: Господь умудряет слепцы ( Пс.145:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

39. Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения, и повелевай смеху: иди, и идет; и плачу сладкому: прииди, и приходит; и телу, сему рабу и мучителю нашему: сотвори сие, и сотворит ( Мф.8:9 ). 40. Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость). 41. Есть ли такой инок, который бы все время свое в монашестве провел столь благочестиво, что ни дня, ни часа, ни мгновения никогда не потерял, но все время свое посвящал Господу, помышляя, что невозможно в сей жизни увидеть дважды один и тот же день? 42. Блажен инок, могущий взирать очами души на умные Силы; но тот поистине предохранен от падения, который, вследствие памятования смерти и грехов своих, всегда орошает ланиты свои живыми водами чувственных очей. И трудно мне поверить, чтобы первое устроение могло произойти (и быть твердым) без последнего. 43. Видал я просителей и бесстыдных нищих, красноречивыми словами вскоре преклонявших сердца и самих царей на милость; и видал я нищих и скудных в добродетели, которые не красноречивыми, но смиренными, неясными и недоумения исполненными словами, из глубины безнадежного сердца, бесстыдно и неотступно взывали к Царю Небесному и как бы насильно исторгали милость у Того, Которого естество не подвержено никакому понуждению. 44. Кто слезами своими внутренно гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего и убивающему им самого себя. 45. Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к нему радовался душевным смехом. Отыми грех, и излишни будут болезненные слёзы чувственным очам; ибо, когда нет раны, то не нужен и пластырь. У Адама прежде преступления не было слёз, как не будет их и по воскресении, когда грех упразднится; ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание ( Ис.35:10 ). 46. Видел я в некоторых плач, и видел других, которые плакали о том, что не имели плача. Сии последние, хотя и имеют плач, думают, что оного не имеют, и добрым неведением своим сохраняются от окрадения. О них-то сказано: Господь умудряет слепцы ( Пс.145:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Иов продолжает речь: он сообщает, что прежнему благополучию пришел конец, настало время бедствия (гл. 29; ср. подобные противопоставления прошлого и настоящего в Плач 4. 1-10). Он чувствует, что оставлен Богом: «Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне,- стою, а Ты только смотришь на меня» (30. 20). Иов молит Бога выслушать его и ответить ему (31. 35). Здесь в беседу вступает его 4-й, самый молодой друг, Елиуй, сын Варахиила, Вузитянина из племени Рамова (32. 2). Елиуй гневается на собеседников за то, что те не смогли обличить Иова, к-рый по-прежнему оправдывает себя и обвиняет Бога (32. 1-5). Елиуй уверен, что страдание - благо для человека, поскольку оно посылается, чтобы смирить его и очистить от греха. Претерпев страдание и освободившись от греха, человек будет благодарить Бога (33. 14-33). Он как учитель обвиняет Иова в неразумии, дерзости и легкомыслии, настаивая на справедливости Суда Божия (главы 34-35). Себя Елиуй называет «совершенным в познаниях» (36. 4; эпитет, который в И. к. обычно относится к Богу - ср.: 37. 16), он высокомерен и самоуверен. В завершении речи Елиуй описывает величие и всемогущество Творца, открываемые в премудром устройстве мироздания, и призывает, т. о., собеседников к благоговению и прославлению Вседержителя (37. 23-24). Ответ Бога Иову Разговор Иова с Богом. Миниатюра из Книги Иова. Кон. XII — нач. XIII в. (Ath. Laur. B. 100. Fol. 167) Разговор Иова с Богом. Миниатюра из Книги Иова. Кон. XII — нач. XIII в. (Ath. Laur. B. 100. Fol. 167) (38. 1 - 42. 6). По мнению Дж. Хартли, это одна из древнейших частей книги, поскольку здесь, как и в прологе, используется имя Божие Яхве ( Hartley. 1988. P. 30). В LXX речь Бога предваряется словами: «После того как прекратил Елиуй речи...». Мн. исследователи полагают, что это позднейшее добавление, к-рое свидетельствует о том, что уже в древности речи Елиуя казались чужеродным элементом ( Рижский. 1991. С. 138). Эта т. зр. поддерживается также тем фактом, что за речью Елиуя не следует ответ Иова. Господь «отвечал Иову из бури...» (38. 1). В 1-й речи (главы 38-39) Он буквально забрасывает Иова множеством вопросов об устройстве Вселенной, о ее пределах, о «вратах» преисподней и т. п. Иов не может ответить на них и, сознавая собственную ограниченность, не принимает предложение Бога продолжить этот спор (39. 31-35). Во 2-й речи (главы 40-41) Господь вновь спрашивает Иова, может ли он, подобно Богу, управлять Вселенной, повелевая всеми животными, и, как пример, описывает 2 чудовищ: бегемота (40. 10-19) и левиафана (40. 20 - 41. 26).

http://pravenc.ru/text/578206.html

36. Никто не может противоречить тому, что полезны все слезы наши по Богу; но какая именно польза от них бывает, это мы узнаем во время своего исхода. 37. Кто пребывает во всегдашнем плаче по Богу, тот не перестает ежедневно (духовно) праздновать; а кто всегда празднует телесно, того ожидает вечный плач. 38. Нет радости для осужденных в темнице, нет праздника на земле и для истинных монахов. Посему-то сладко плачущий пророк и говорит со стенанием: «изведи из темницы душу мою» ( Пс.141:8 ) в радость неизреченного Твоего света. 39. Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения, и повелевай смеху: иди, и идет; и плачу сладкому: «прииди и приходит»; и телу, сему рабу и мучителю нашему: «сотвори сие и сотворит» ( Мф.8:9 ). 40. Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость). 41. Есть ли такой инок, который бы все время свое в монашестве провел столь благочестиво, что ни дня ни часа, ни мгновения никогда не потерял, но все время свое посвящал Господу, помышляя, что невозможно в сей жизни увидеть дважды один и тот же день? 42. Блажен инок, могущий взирать очами души на умные силы; но тот по истине предохранен от падения, который, вследствие памятования смерти и грехов своих, всегда орошает ланиты свои живыми водами чувственных очей. И трудно мне поверить, чтобы первое устроение могло произойти (и быть твердым) без последнего. 43. Видал я просителей и бесстыдных нищих, красноречивыми словами вскоре преклонявших сердца и самих царей на милость: и видал я нищих и скудных в добродетели, которые не красноречивыми, но смиренными, неясными и недоумения исполненными словами, из глубины безнадежного сердца, бесстыдно и неотступно взывали к Царю небесному и как бы насильно исторгали милость у Того, Которого естество не подвержено никакому понуждению. 44. Кто слезами своими внутренно гордится, и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего, и убивающему им самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

35. Старец говорил: если приходишь куда-нибудь, не выказывай жития своего: например, что не ешь масла, или вареного, или рыбы... – только на вино не разрешай, если боишься брани, и, хотя бы укоряли тебя за это, не смотри на то. 36. Еще говорил: если придет к тебе брат, возьми плач с лица своего и сокрой в сердце, пока не отпустишь брата. Тогда опять положи плач на лице свое, и демоны убегут, когда увидят его с тобою. 37. О скитянах говорили: если кто узнавал об их делании, они более уже не считали делания того добродетелию, но как бы грехом. 38. Старец сказал: человекоугодие истребляет все качество человека, и оставляет его сухим. 39. Опять сказал: выказывающий и обнаруживающий добрые дела свои подобен сеющему поверх земли: налетают птицы небесные и уничтожают посеенное; скрывающий же житие свое подобен тому, кто засевает лишь одну борозду, однако внутрь земли, – и пожинает весьма много. 40. Старец говорил: или, бегая, бегай людей, или посмеивайся лести и людям, представляя себя безумным. 41. Один киновиарх имел большую славу у людей и был отцом двухсот монахов. К нему под видом бедного старца пришел Христос и просил вратаря передать авве, что пришел такой-то брат. С большим трудом вошел к нему вратарь доложить о пришедшем, но нашел его разговаривающим с другим. Постояв немного, он попытался сообщить о бедном, не ведая, что то Христос, однако авва закричал на него: не видишь, – я разговариваю с другими? Подожди. Долготерпеливый же Господь оставался у ворот, ожидая его прихода. Около пятого (одиннадцатого) часа прибыл какой-то богач, и киновиарх поспешно выбежал ему навстречу. Увидев его с богатым, богатый в милости и друг смиренных Господь, просил и умолял: хочу поговорить с тобою, авва. Но тот, не обращая на него внимания, вошел с богатым в киновию, заботясь об его угощении, как странника, а по угощении проводил его до ворот и вернулся, обремененный заботами, забыв о бедном и незлобивом старце. Когда настал вечер, киновиарх так и не удостоил принят благословенного и истинного Странника, и Он удалился, объявившись так: скажи авве: если ты желаешь славы человеческой, то за прежний твой труд и многие подвиги Я пошлю тебе пришельцев со всех четырех сторон, ибо ты любишь помазывать и быть помазанным; благ же царствия Моего ты не вкусишь. Таким образом познан был в бедном Вседержитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

40. Еще сказал: стяжавший смиренномудрие знает грехи свои. Если же смиренномудрию будет споспешествовать и плач, и оба пребудут с кем-либо, то они извергнут из души его всякий демонский помысл и будут питать душу его из своей собственной цены и из святых добродетелей. Имеющий плач и смирение нерадит о поношении человеческом, ибо они составляют его всеоружие, сохраняют его от гнева и от мщения и научают сносить все находящее на него. Какое оскорбление или гнев могут приблизиться к плачущему о грехах своих пред Богом?! 41. Опять сказал: повержение себя пред Богом в разуме и покорность заповедям в смирении рождают любовь, а любовь рождает бесстрастие. 42. Спросили авву Исаию , что есть смирение, и он сказал: смирение есть почитание себя грешнейшим всех людей и уничижение себя пред Богом в сознании, что не делал для Него ничего доброго. Дела же смирения суть следующие: молчать, не мерять себя ни в чем, не спорить, повиноваться, держать вежди долу, иметь пред очами смерть, не лгать, не празднословить, не противоречить старшему, не настаивать на своем, сносить поношение, ненавидеть покой, нудить себя на всякое дело, трезвиться, отсекать свою волю, никого не оскорблять, никому не завидовать. 43. Опять сказал: употреби силу свою быть безграмотным, чтоб ты мог заняться плачем, и позаботься всею силою своею не спорить о вере и не догматствовать, но последовать вселенской церкви, ибо никто не может объять Божества. 44. Еще сказал: стяжавший смирение себе самому приписывает укор брата, говоря: я погрешил; а презирающий брата думает, что он мудр и никого не уязвил. Имеющий страх Божий заботится о добродетелях – не ускользнула ли от него где-нибудь хотя бы одна. 45. Он же сказал: пусть язык твой не говорит, но дело да будет словом твоим. Смирение паче дела; не говори иначе, как по совести, и не учи без смирения, да воспримет земля семя твое. 46. Опять сказал: не есть мудрость – говорить, но есть мудрость – знать время, когда должно говорить и отвечать должное. Будь незнающим при знании, чтоб избежать многих трудов, ибо сам на себя навлекает труды, кто объявляет себя знающим. Не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает. Конец всего – укорять самого себя и ставить себя ниже ближнего в прилеплении к Божеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010