Служба начинается стихирою: «Вторый ты бысть Костянтин» и заключает в себе один канон (по Голубинскому, История Русской Церкви, I. 443, первый второй редакции); 34) в среду пятыя недели поста «вечер» (374 об.–408); 35) в субботу пятыя недели поста молебная служба неседальная (408–423); 36) в пяток шестой недели «вечер» (423–429 об.); 37) в субботу Цветную «вечер» (429 об.–434 об.); 38) в святый великий четверг (434 об.–439); 39) служба святых страстей (439–453 об.); 40) святый великий пяток «вечер» (453 об.–456); 41) в святую великую субботу (456–462); 42) в святую великую неделю (463–467 об.); 43) часове и повечерници в Светлую седмицу и в святую великую неделю «вечер» (467 об.–469); 44) в субботу Фомину «вечер» (469–470); последования царских часов: 45) пред Рождеством Христовым (471–479 об.); 46) в великий пяток (479 об.–496); 47) пред Богоявлением (496–515 об.), неполное; 48) месяца и(ю)ля 24 страсть святою мученику Бориса и Глеба, неполное сказание Иакова (516–524 об.). Начало: «Род правых благословится», оканчивается рассказом о смерти Бориса; 49) пасхалия, начинающаяся 6991-м годом и оканчивающаяся последним годом седьмой тысячи (524 об.–526); 50) Лунное течение на то же время (526 об.–532); 51) краткий месяцеслов (532–536 об.). Состав: 1) степенна воскресна – творение святого отца Феодора Студийского, не все: нет на 3–7 гласы (1–3); 2) воскресныя утренния евангелия со светильнами и евангельскими стихирами (3–14), не все; 3) столпы евангелий воскресных утренних (14–15); 4) начало осмогласнику – творение преподобного Иоанна Дамаскина : служб : воскресная 1-го гласа, на дни седмицы: понедельник – 2-го гласа, вторник – 3, среду – 4, четверг – 5, пятницу – 6 и субботу – 8 гласа (15–73 об.); 5) апостоли и евангелиа избранна обща святым мучеником и мученицам и священномучеником и преподобным и святителем и пророком (73 об,–79 об.); 6) припевы у полиелиоса на праздники Господскыя и на память святым мнозем (79 об.–82); каноны: 7) за единоумершаго (82–85 об.), 8) молебен за творящих нам милостыню, ли напитают или дадят что (85 об.–88); 9) за болящаго (88–91); 10) уставныя замечания об особенностях богослужения в посты: Рождественский и святых апостолов (91–92 об.); 11) о житии рекше о пощении и разрешении всего лета (92 об.–94); 12) чин како подобает пети параклис Пресвятей Богородици (95–100); каноны: 13) на плач Святей Богородици (100–103); 14) святейшаго и вселенского патриарха Филофея в печалех и в нужах певаем (103–106 об.); 15) чин како подобает молебен пети (106 об.–114 об.); каноны: 16) составлен в смертоносную язву покаялен и умилен к Господу Богу Иисусу Христу (114 об.–119); 17) Святей Богородици ведра деля (119–121); 18) за творящая милостыню (121–123 об.); в общем тот же, что и на л.л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . Христианские толкователи делят вообще Ветхий Завет другим образом, именно: 1) на книги исторические; 2) дидактические, или учительные и нравственные, и 3) пророческие, или предсказывающие о будущем. – I. Книги исторические. – Пятокнижие: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие; 6) Иисуса Навина; 7) Судей, 8) Руфь; 9) две книги Самуила, или первая и вторая книги Царей (Царств); 10) две книги Царей (Царств) или третья и четвертая книги Царей (Царств); 11) две книги Паралипоменон; 12) первая книга Ездры; 13) книга Неемии (или вторая книга Ездры); 14) Есфирь, и из неканонических книг: 15) первая книга Маккавейская; 16) вторая книга Маккавейская; 17) Товит; 18) Иудифь. – II. Книги дидактические, подразделяемые на поэтические и учительные. – Поэтические: 19) Иова; 20) Псалмы; 21) Притчи. 11 – Учительные: 22) Екклезиаст; 23) Песнь Песней и из неканонических: 24) Премудрость Соломона; 25) книга Иисуса сына Сирахова. – III. Книги пророческие. – Четыре великих пророка: 26) Исаия; 27) Иеремия; 28) Плач Иеремии; 29) Иезекииль; 30) Даниил. Двенадцать малых пророков: 31) Осия; 32) Иоиль; 33) Амос; 34) Авдий; 35) Иона; 36) Михей; 37) Наум; 38) Аввакум; 39) Софония; 40) Аггей; 41) Захария; 42) Малахия. Из неканонических книг к разряду пророческих относится лишь одна небольшая книга: 43) пророка Варуха. – Хотя две книги Маккавейские принадлежат к первому разряду, т. е. к историческим книгам, однако они помещаются в Библии после малых пророков, по причине сравнительно поздней даты фактов, в них переданных. 12 4. – Число и деление книг Нового Завета Новый Завет содержит: I. Исторические книги: четыре Евангелия: 1) Матфея; 2) Марка; 3) Луки; 4) Иоанна; 5) Деяния Апостолов. – II. Учительные книги: четырнадцать посланий св. Павла; 6) к римлянам; 7) I-oe коринфянам; 8) II-oe коринфянам; 9) галатам; 10) ефесянам; 11) филйппийцам; 12) колоссянам; 13) I-oe фессалоникийцам; 14) II-oe фессалоникийцам; 15) I-oe Тимофею; 16) II-oe Тимофею; 17) Титу; 18) Филимону; 19) евреям; 20) послание св. Иакова; 21) I-oe послание св. Петра; 22) II-oe Петра; 23) I-oe послание св. Иоанна; 24) II-oe Иоанна; 25) III-e Иоанна; 26) послание св. Иуды. – III. Пророческая книга: 27) Апокалипсис св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Третью главу можно разделить на три части. Первая часть оканчивается 18-м стихом. Вторая обнимает стихи 22–47; стихи 19–21 служат введением к этой части, а стихи 48–51 заключением. Последнюю часть составляют стихи 52–66. В первой части речь ведется от первого лица. В стихах 1–3 с настойчивостью выставляются страдания, который в общем бедствии выпали на долю говорящего, и которые, сравнительно со страданиями других, были особенно тяжелы. В ст. 4–16 эти страдания рисуются в целом ряде быстро сменяющихся образов. Иегова лишил страдальца физических сил (4), наложил на него оковы и бросил в темницу (5–6). Напрасно страдалец обращался к Нему с молитвами: Иегова не внимал им (8). Господь на каждом шагу подстерегает страдальца, как хищный зверь (10–11), как неприятель, поражает его стрелами (12–13). Страдалец стал посмешищем для всего народа: так принижен и подавлен он бедствиями (14–16). В страданиях и бедствиях он совсем забыл о счастье и мире и в отчаянии готов был сказать: «погибла надежда моя на Господа». (17–18) Но при звуке имени Господа 58 страдалец внезапно ободряется духом и молит Иегову о помиловании (19–20). Вместе с тем, в душе его возникает целый ряд утешительных мыслей, которым он и дает выражение во второй, дидактической, части главы (22–47). Страдалец верит, что милосердие Божье неистощимо и вечно (22–23). Господь всегда будет его уделом (24–25). Вот почему он должен твердо надеяться на Него и терпеливо, ожидать избавления от бедствий, будучи уверен, что эта надежда принесет богатые плоды (25–30), и что рано или поздно наказание сменится вечной милостью Божьей (31–33). Бедствия, постигшие страдальца, посланы в наказание за его грехи (34–39). Вот почему пророк обращается к народу с увещанием испытать себя и искренно обратиться к Богу (40–41). Народ следует этому увещанию и обращается к Иегове с исповеданием грехов, в которых сам он видит причину своих страданий (42). Изображение заслуженного грехами наказания, следующее за исповеданием грехов (43–47), в заключении второй части третьей главы (48–51) переходит в плач о бедственном состоянии народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Второй (неканонической) книги Ездры нет. Книга Неемии названа 2-й книгой Ездры. Послание Иеремии включено в книгу Варуха, как шестая глава. 3-й Ездры и 3-й Маккавейской книги нет. Таблица 4 Расположение священных книг в Вульгате 1.      Бытие 2.      Исход 3.      Левит 4.      Числа 5.      Второзаконие 6.       Иисус Навин 7.       Судьи 8.       Руфь 9–10. 1–2 Самуила 11–12 1–2 Царств 13–14 1–2 Хроника 15.      1 Ездры 16.      2 Ездры (Неемии) 17.      Товит 18.      Иудифь 19.      Есфирь 20.      Иов. 21.      Псалмы 22.      Притчи Соломона 23.      Екклезиаст 24.      Песнь Песней 25.      Премудрость Соломона 26.      Иисус сын Сираха 27.      Исайя 28.      Иеремия 29.      Варух (в нем и Послание Иеремии) 30.      Иезекииль 31.      Даниил 32.      Осия 33.      Иоиль 34.      Амос 35.      Авдий 36.      Иона 37.      Михей 38.      Наум 39.      Аввакум 40.      Софония 41.      Аггей 42.      Захария 43.      Малахия 44–45 1–2 Маккавейские Как приложение, к Латинской Библии, издают 3-ю Ездры Ездры неканоническая] и 4-ю Ездры Ездры неканоническая]. 4.4. Славяно-русская Библия Славянская Библия собрана к 1499 г. архиепископом Новгородским Геннадием. На работу свт. Геннадия значительное влияние оказывала Вульгата. Священные книги он расположил в соответствии с их расположением в латинской Библии. Законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические книги: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь. Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пророческие: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил, 12 малых пророков; 1–3 Маккавейские, 3 Ездры. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5. Невольник - не богомольник 6. Страдание - признак заблуждения 7. Причина страдания — существование вне Бога 8. Скорбь - переживание страдания 9. Счастье - блаженство в Боге 10. Видящий тьму сам есть тьма 11. Ум без Бога - палач 12. Природа помыслов - ложь 13. Малодушие - корень искушений 14. Плач - примирение с Богом 15. Христос не в молитве, а в милующем сердце 16. Смирение - это исповедание Христа 17. Духовное сердце - истинный человек 18. Старец - тот, кто учит нищете духа 19. Спасение- свет Христов 20. Свобода - это отсутствие привязанностей 21. Незаходящее Солнце - Христова Любовь 22. Монах - это тот кто умер, но жив 23. Искренность - врата к Спасению 24. Лучшее приобретение — Царство Небесное 25. Книги - не для развлечения, а для Спасения 26. Истинное сокровище - люди 27. Признак ошибки - самомнение 28. Отречение от гордости - основа вечной Жизни 29. Мир души - это отсутствие конфликтов 30. Очищение сердца — освобождение от заблуждений 31. В духовном сердце места хватит всем 32. Сначала - благодать, а сражения с помыслами - потом 33. Послушание - безценная польза 34. Решимость - подлинное достоинство человека 35. Безстрашие - великая сила духа 36. Покой - истинный отдых во Святом Духе 37. Свобода духа во Христе 38. Милость Божия и неэгоистическое сердце 39. О молитвенной практике 40. Любовь истинная и любовь ложная 41. Самый лучший плод - святость Заключение ЧАСТЬ 2 ЗЕМНОЕ СЧАСТЬЕ И НЕБЕСНОЕ БЛАЖЕНСТВО 1. Люди мира сего 2. Самооправдание привязанности к миру 3. Построение темницы и разрушение ее 4. Скорби - скрытое благо 5. Гордый ум и смиренный ум 6. Земное счастье и Небесное блаженство 7. Истинное счастье 8. Возвращение души 9. Встреча со Христом 10. Спасение души 11. Результаты привязанности и отречения 12. Любовь к Богу и ближним 13. Пребывание в молитве 14. Молитвенная борьба 15. Уединение 16. Необходимые условия для уединенной практики 17. Препятствия в духовной жизни 18. Покаяние 19. Ошибки в молитвенной практике 20. Послушание Старцу — путь к Спасению

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=156...

29) Ст. 2. «царство». Греч. βασιλα ατς; cp. Ар.: regem ejus; 30) Евр. «жилища». Греч. ραα; 31) ст. 3. Евр. - «в ярости гнева». Греч. прибавляет местоимение: ν ργ θυμο ατο; ср. Ap. in furore irae suae; 32) Евр. «пожрал окрестное». Греч. κα κατφαγεν πντα τ κκλ, прибавляет κα и πντα; 33) Ст. 4. Евр. «как враг». Греч. ς χθρς πεναντος; ср. Ар. ut hostis infensus; 34) Евр. - «вожделенное для ока». Греч. τ πιθυμματα τν φθαλμν μου, прибавляет местоимение; ср. Ар. oculorum meorum; 35) Ст. 5. Евр. «сетование и плач». Греч. ταπεινουμνην κα τεταπεινωμνην; ср. Ар. abjectum et abjectam; 36) Ст. 6. Евр. «как сад». Греч. ς μπελον; ср. Ар. sicut vineam; 37) Евр. «забыл Иегова на Сионе». Греч. πελθετο Κριος ποησε ν Σιν; ср. Ap. oblitus est Dominus quae fecerat in Sion; 38) В конце 6 стиха Греч. прибавляет κα ρχοντα; ср. Ap. et principi; 39) Ст. 7. Евр. «стены». Греч. τεχος; ср. Ар. murum; 40) Ст. 8. Евр. «помыслил» (т.е., определил). Греч. πστρεψε; ср. Ар. conversus est iterum Dominus; 41) Ст. 9. Евр. «князья». Греч. ρχοντα ατς, ед. число; 42) Ст. 10. Евр. «приклонили к земле головы свои девицы Иерусалима». Греч. κατγαγον ες τν γν ρχηγος παρθνους ν ερουσαλμ; cp. Ap. demiserunt in terram virgines praecipuas in Ierusalim; 43) Ст. 11. Евр. «печень моя». Греч. δξα μου; ср. Ар. gloria mea; 44) Ст. 12. Евр. «душа их». Греч. τς ψυχς ατν, мн. число; ср. Ар. animae eorum; 45) Ст. 13. «велика» Греч. μεγαλνθη; 46) «как море». Греч. ποτριον; cp. Αρ. calix; 47) Ст. 15. Евр. «это ли город, о котором говорят». Греч. ατη πλις, ροσι, στφανος κτλ; 48) Ст. 16. Евр. " нашли, видели». Греч. прибавляет местоимение: ερομεν ατν, εδομεν; 49) Ст. 17. Евр. " врагов твоих». Греч. θλβοντς σε, ед. число; 50) Ст. 18. Евр. «стена дочери Сиона». Греч. τεχη, мн. число; 51) Ст. 19. Евр. «вопи». Греч. γαλλασαι.; ср. Ар. jubila; 52) Евр. «в начале страж». Греч. ες ρχς φυλακς, изменяет числа; 53) Ст. 20. Евр. «плоды их». Греч. καρπν κοιλας ατν; ср. Ар. fructum ventris suae; 54) Греческому πιφυλλδα ποησε μγειρος в еврейском тексте нет соответствующего выражения; ср Ар. facietne coquus racemationem; 55) Ст. 21. Евр. «на земле улиц». Греч. ες τν ξοδον; ср. Ар. in compito; 56) Евр. и «юноши мои пали». Греч. κα νεανσκοι μου πορεθησαν ν αχμαλωσ; ср. Ap. abieriunt in captivitatem; 57) Евр. «мечом». Греч. ν ρομφα κα ν λιμ; ср. Ap. et fame; 58) Ст. 22. Евр. «как день». Греч. просто μραν; ср. Ар. diem. 59) Евр. «враг мой истребил их». Греч. χθρος μου πντας; ср. Àp. omnes inimicos meos; В главе третьей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Евангелие Великого вторника Страстной седмицы Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 36-51 36  О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;  37  но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:  38  ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,  39  и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого;  40  тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;  41  две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.  42  Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.  43  Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.  44  Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 45  Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?  46  Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;  47  истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.  48  Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: " не скоро придет господин мой " ,  49  и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —  50  то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,  51  и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-46, Глава 26 1  Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.  2  Из них пять было мудрых и пять неразумных.  3  Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.  4  Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.  5  И как жених замедлил, то задремали все и уснули.  6  Но в полночь раздался крик: " вот, жених идет, выходите навстречу ему " .  7  Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.  8  Неразумные же сказали мудрым: " дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут " .  9  А мудрые отвечали: " чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе " .  10  Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;  11  после приходят и прочие девы, и говорят: " Господи! Господи! отвори нам " .  12  Он же сказал им в ответ: " истинно говорю вам: не знаю вас " .  13  Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

1. Размышление о посте и молитве, к-рое начинается с пророческой формулы «было слово Господне» (1. 1); затем идет цитата 1 Ин 2. 15 (1. 2); далее следуют пророческий призыв помнить о том, что уготовано праведникам и грешникам (1. 8-12); призыв послушать об отступниках, к-рые появятся в последние дни (1. 13-14); призыв помнить о награде за пост, установленный Господом (1. 15-22), и о необходимости молиться без сомнения в сердце (1. 23-27). 2. Пророческое описание того, что будет перед пришествием антихриста, содержащее множество аллюзий на Книгу прор. Даниила (в папирусе Честер-Битти к этой части добавлено 15 стихов - 2. 15b-30b): введение (2. 1); описание исторических событий перед пришествием антихриста, там же упоминаются цари, к-рые, правда, не могут быть идентифицированы с конкретными историческими персонажами (2. 2-28); далее следуют плач о Египте (2. 29-38), появление беззаконника (2. 39-40) и продолжение описания событий «в те дни» (2. 41-53). 3. Описание пришествия сына беззакония (3. 1), знамений пришествия истинного Мессии (Христа) (3. 2-4), дел антихриста (3. 5-13), облика антихриста (3. 14-18). 4. Мученичества Тавифы (вероятно, той, к-рая упом. в Деян 9. 36-41) (4. 1-6), Илии и Еноха (4. 7-19); описание гонений на праведников (4. 20-29), мученичество 60 праведников (4. 30-33). 5. Пророчества о том, что случится в «тот день»: многие будут бежать от антихриста и разоблачать его (5. 1); Христос пошлет 64 тыс. ангелов спасти тех, кто имеют имя Христово на лбу, Гавриил и Уриил поведут их в рай (5. 2-6); грешники будут упрекать антихриста, поскольку будут страдать от голода и жажды (5. 7-14); антихрист станет оплакивать свой конец и вступит в сражение с ангелами (5. 15-21). Даны описания космического огня (к-рый напоминает потоп) (5. 22-23) и грядущего Суда (5. 24-29); после Суда Божия Илия и Енох возвратятся, чтобы убить сына беззакония (5. 30-32); описываются смерть антихриста (5. 33-35) и начало нового тысячелетнего царства (5. 36-39). Богословие Трудность в оценке богословия И. п. а. состоит в том, что памятник не является плодом деятельности одного автора или общины, но возник в результате продолжительного процесса редактирования на основе соединения иудейской и христ. традиции ( Wintermute. 1983. P. 730-732).

http://pravenc.ru/text/389251.html

22:34–40 135.3 Вопрос законника о наибольшей заповеди 22:41–46 135.4 Вопрос Господа о том, чей сын Христос 23:1–39 136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме 24:1–31 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о будущем Церкви и о Его втором пришествии 24:32–25:46 140. Увещания к бодрствованию 24:32–44 140.1. Пример со смоковницей 24:45–51 140.2. Притча о верном и злом рабе 25:1–13 140.3. Притча о десяти девах 25:14–30 140.4. Притча о талантах 25:31–46 140.5. Притча о Страшном суде 26:1–5 141. Заговор Иудеев против Господа Предательство Иуды 26:6–13 130. Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря 26:14–16 141. Заговор Иудеев против Господа. Предательство Иуды 26:17–19 142. Приготовление Пасхи 26:20–29 143. Тайная Вечеря 26:21–25 143.3. Изобличение предателя; уход Иуды 26:26–29 143.4. Установление Таинства Евхаристии 26:30–35 145. Повторное предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников 26:36–46 146. Моление о чаше 26:47–56 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы 150. Отречение Петра 26:59–68 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы 26:69–75 150. Отречение Петра 151. Утреннее совещание синедриона, приговор Господу 152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа 27:3–10 157. Конец Иуды 27:11–14 152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа 27:15–26а 154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук 27:26б-30 155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и уничижение 27:31–34 158. Крестный путь 27:35–38 159. Распятие 27:39–49 160. У Креста Господня 161. Смерть Господа 27:51–56 162. События после смерти Господа 27:57–61 163. Прободение ребер Спасителя, снятие со Креста; погребение 27:62–66 164 Первосвященники и фарисеи у Пилата; поставление стражи у гроба 28:1–10 165. Первые события Воскресения 28:11–15 166. Подкуп стражи 28:16–20 171. Благословение апостолов на проповедь по всему миру

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Наряду с отрицательным отношением к древнему преданию, в литературе о книге Плач 19 века довольно часто раздаются голоса и в защиту предания. Так Бертольд 36 в надписании, какое книга Плач имеет в переводе LXX, видит правильное указание не только предмета книги, но и ее автора. Де-Ветте приводит в пользу предания некоторые свидетельства, заимствованные из языка книги Плач. 37 В половине 19-го столетия выступает в качестве усердного защитника предания Кейль. 38 Замечательно, что даже Гитциг 39 , при всей своей наклонности к отрицанию, не отвергает подлинности книги Плач. Уже одно то, что он весьма часто сопоставляет книгу Плач с пророчествами Иеремии 40 , может служить достаточно ясным указанием относительно его взгляда по этому вопросу. Но особенно ясно говорят о взгляде Гитцига на книгу Плач два следующих его замечания. В комментарии на ( Иер.31 : 13), по поводу выражения «обращу печаль их в радость», Гитциг говорит: «выражение – (излюбленное у) Иеремии» и затем ссылается на (Пл.5:5). В комментарии на ( Иер.25:14 ) к выражению «воздам по делам их» Гитциг замечает: «словоупотребление – Иеремии» и далее: «ср. (Ил.3:64; Ис.28:4 )» и т.д. Некоторые выражения в Practisch Kommentar Ueber die Propheten показывают, что и в авторе этого труда, Умбрейте, подлинность книги Плач не возбуждала никаких сомнений. 41 Не входя в сколько-нибудь подробное рассмотрение вопроса об авторе книги Плач, в пользу подлинности книги высказываются: Стехелин 42 , Шенц 43 , Кавлен 44 , Шольц 45 , Блек 46 , Зейзенбергер 47 , Шнеедорфер 48 , Рим 49 и многие др. Прекрасное и более обстоятельное, чем в других исагогических трудах, исследование предания дает Корнели 50 и особенно Флеккнер 51 и Мейньель. 52 В пользу предания сильно склоняется также Эттли. 53 Наконец, даже Корнил в одном реферате об Иеремии, составленном еще в то время, когда автор этого реферата был только приват-доцентом Марбургского университета, не находил достаточных оснований отвергать древнее предание о принадлежности книги Плач пророку Иеремии. 54 Итак, и в богословской литературе 19 века предание находит себе довольно многочисленные защитников. Однако же последние труды в этом роде относятся еще к восьмидесятым годам настоящего столетия. Из позднейших исследований, сколько нам известно, предание защищается только в одной монографии Мейньеля, вышедшей в 1894 году. Если обратить внимание на то, что в тех же девяностых годах против подлинности книги высказываются Чейн, Корниль, Драйвер, Кениг, Фриз и Лёр, то нельзя будет не признать, что в последнее время общее мнение склоняется на сторону отрицательного отношения к преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010