РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский Священномученик Платон родился 13 июля 1869 года в мызе Подис Перновского уезда Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи и наречен был Павлом. В 1884 году Павел окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м – Рижскую Духовную семинарию; как лучший воспитанник, он был послан для продолжения образования в Санкт - Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1894 году со степенью кандидата богословия. Учась в академии, Павел Петрович вступил в Общество религиозно-нравственного просвещения и стал вести активную миссионерскую работу среди проживавших в Санкт-Петербурге эстонцев. 5 декабря 1894 года Павел Петрович был рукоположен во священника, а 31 декабря того же года указом Святейшего Синода в Санкт-Петербурге был учрежден эстонский приход, и первым его настоятелем стал отец Павел; впоследствии он был назначен благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Для богослужений эстонскому приходу было отведено помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне . Отец Павел писал в то время о своей деятельности: «Если оглянуться на то, что имеют православные эстонцы в Петербурге теперь, то только самая упорная энергия, самая беззаветная надежда на будущее могут побудить не слагать оружия, потому что теперь приход не имеет буквально ничего. Не говорим о храме, о школе – нет ни облачения, ни креста с Евангелием, ни мирницы и дароносицы – самых необходимых вещей для каждого пастыря, не говорим о сосудах, утвари и прочем. На Рождество для славления епитрахилью пришлось позаимствоваться в соборе, крестом у знакомого... для крестин нужно каждый раз выпрашивать все необходимое. И так без конца» . Став во главе прихода, отец Павел приступил к организации сбора средств на постройку приходского храма. Первым, кто откликнулся на просьбу молодого пастыря, был протоиерей Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на постройку церкви 300 рублей и написал: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма» .

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий ЖМП 2 февраль 2018 /  19 апреля 2018 г. 21:05 Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия — Ваше Высокопреосвященство, минувший год был ознаменован торжествами в честь 100-летия епископской хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Что значат для вас эти праздничные мероприятия? Как вы оцениваете вклад священномученика Платона в сохранение и развитие Православия на Эстонской земле? —  Владыка Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш), к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан Православию. Он — первый епископ-эстонец. Ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские епископы, и это не могло не волновать местное население. На тот момент северная часть Русской Православной Церкви была викариатством петербургских митрополитов, а южная часть входила в Рижскую епархию. Так вот, по окончании духовной академии в Санкт-Петербурге отец Павел был назначен священником эстонского прихода в Петербурге и за 23 года церковного служения проявил себя как мудрый пастырь. Его считали одним из лучших священников столицы, и по просьбе прихожан 31 декаб­ря 1917 года он был рукоположен во епископа Ревельского (Таллин) c юрисдикцией над всей Эстонией. Рукоположение было совершено в соборе во имя святого Александра Невского будущим мучеником Вениамином, митрополитом  Санкт-Петербургским. Он и вручил священномученику Платону жезл, являющийся для всех нас реликвией — символом духовной власти архиерея. Один мученик за Христа передал жезл другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ta...

Скачать epub pdf Глава 20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г. Андроник (Никольский) , архиепископ Пермский, убит 4 июня 1918 г. Гермоген (Довганев) , архиепископ Тобольский, утоплен в реке 19 июня 1918 г. Василий (Богоявленский) , архиепископ Черниговский, расстрелян в Перми. Ефрем (Кузнецов) , епископ Селенгинский, викарий Забайкальский, расстрелян 23 августа 1918 г. (Епископ Ефрем (Епифаний Кузнецов) – из забайкальских казаков. На сироту мальчика-пастуха обратил внимание местный священник, сделал чтецом в церкви, отправил в Читинское духовное училище, а потом в Иркутскую духовную семинарию. Сделавшись священником и овдовев, тот поступил в Московскую духовную академию, по окончании которой стал начальником Забайкальской духовной миссии в Чите. Много обратил в христианство монголов, бурят и особенно корейцев, которых переселил в Читу и основал приход. Горячий проповедник, любимец народа, в 1916 г. стал епископом. В начале революции был арестован, но в Москве выпущен и участвовал на Соборе. Расстрелян вместе с протоиереем Восторговым (см. дальше). Феофан (Ильшенский) , епископ Соликамский, утоплен в реке Каме 11 декабря 1918 г. Исидор (Колоколов) , епископ бывший Михайловский, викарий Новгородский, умерщвлен в Самаре, будучи посажен на кол. Амвросий (Гудко) , епископ Серапульский, викарий Вятский, умерщвлен в Свияжске, будучи привязан к хвосту лошади. Митрофан (Краснопольский) , архиепископ Астраханский, сброшен с высокой стены и разбился на смерть. Леонтий (Вимпфен) , епископ Енотаевский, викарий Астраханский, по убиении брошен в яму и не выдан на погребение. Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский, убит в Юрьеве 14 января 1919 г. Тихон , архиепископ Воронежский, повешен на царских вратах церкви монастыря св. Митрофатия в декабре 1919 г. Иоаким (Левицкий) , архиепископ Нижегородский, повешен головою вниз в соборе Севастополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Христианская жизнь Эстонии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35444.html 29 ноября 2006 Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий: Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться " враждебной рукой Москвы " Источник:  http://www.vestidd.ee/ Еженедельник " Вести недели – день за днем " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, – начал разговор Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. – Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви. – Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий... – Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел (Кульбуш), эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

http://religare.ru/2_35444_1_21.html

Скачать epub pdf Глава 10. Платон, епископ Ревельский 14 января 1919 г. – день мученической кончины первого национального епископа Эстонской Церкви Платона, зверски убитого большевиками в подвале Кредитного банка в городе Юрьев. Епископ Платон, в миру Павел Петрович Кульбуш, сын псаломщика Рижской епархии, родился 13 июля 1869 г. По окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата-магистранта богословия он был в 1894 г. определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербург. Занимая эту должность в течение 23 лет, отец Павел Кульбуш по достоинству выдвинулся в первые ряды столичного духовенства, как выдающийся пастырь и администратор. Когда в Эстонской Православной Церкви в 1917 г. возник вопрос о замещении кафедры бывшей Рижской епархии, то общий голос духовенства и мирян назвал имя о. Павла Кульбуша. Св. Синод признал желание православных эстонцев заслуживающим удовлетворения, а о. Павла достойным кандидатом на должность епископа. 13 января 1918 г. отец Павел Кульбуш (в монашестве Платон) митрополитом Петроградским Вениамином (убитым большевиками в ночь с 12 на 13 августа 1922 г.) и епископом Лужским Артемием был рукоположен в сан епископа. Вступив в управление вверенными ему православными приходами в Эстонии, владыка Платон ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты 1917 г. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Епископ Платон за время своего кратковременного святительства лично посетил 71 приход, всюду восстанавливая нарушенную церковную жизнь и словами любви и ободрения внося утешение в смятенные души верующих. Но недолго православное духовенство и народ Эстонии пользовались счастьем быть водимыми своим мудрым и благостным архипастырем. 19 декабря 1918 г. немецкие войска, оккупировавшие Эстонию во второй половине года, покинули город Тарту (бывший Юрьев), где в то время, оправляясь от перенесенной тяжелой болезни, проживал епископ Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Священномученик Платон, епископ Ревельский Св. Платон (Кульбуш) родился в 1869 г. в семье рижского псаломщика. По окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге он был назначен священником эстонского прихода в Петербурге. За двадцать три года служения Церкви он проявил себя как мудрый пастырь и считался одним из лучших священников столицы. Тридцать первого декабря 1917 г. св. Платон по просьбе прихожан был рукоположен в епископа Таллинского (Ревельского) c юрисдикцией над всей Эстонией. Его первостепенной задачей было попытаться восстановить порядок в епархии, пережившей революционный переворот и войну. Через два месяца после рукоположения св. Платона в Эстонию вошли немецкие войска. Повсюду творились преступления, грабежи и насилие. Никто не был уверен, что доживет до завтрашнего дня, и все нуждались не только в средствах к существованию, но еще больше в духовной поддержке. За краткое время своего епископского служения св. Платон посетил семьдесят один приход, стремясь восстановить церковную жизнь и напитать страждущие души словами божественного утешения. Девятнадцатого декабря 1918 г. немцы ушли из Тарту . Двумя днями позже город оказался под властью большевиков, устроивших расправу над всеми, кто не встал на их сторону. Св. Платон, находившийся в Тарту после болезни, был арестован 2 января и вместе со многими другими жителями заключен в здании Кредитного банка. В тюрьме епископу приходилось собственными руками убирать отхожее место. Он, страдая сам, утешал заключенных вместе c ними, когда мог, читал по-гречески Страстные Евангелия. Утром 14 января Белая армия приблизилась к городу. Красный комиссар и два тюремщика вызвали св. Платона и приказали следовать за ними. Один из узников, бывший служащий магазина одежды, впоследствии свидетельствовал, что конвоиры жестоко били епископа, который не издал ни одного крика. Св. Платона и восемнадцать других заключенных в нижнем белье отвели в подвал банка – через четверть часа оттуда послышались выстрелы. После ухода красных обнаружили тела убитых, многие из которых были настолько изуродованы, что остались неопознанными. На теле св. Платона нашли семь штыковых ранений, а внутри четыре пули, в том числе разрывная пуля, прострелившая правый глаз. Панагия, бывшая у него на груди, почитается как драгоценная реликвия. Вместе со св. Платоном пострадали два протоиерея, Николай Бежаницкий и Михаил Блейве, два протестантских пастора и много городских купцов.

http://pravoslavie.ru/58763.html

14 января Сщмч. Платон, епископ Ревельский 1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). 20 декабря 1918 г . красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма. Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г . его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон. Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919) В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве). 1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти. Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г ., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». Лжемитрополит Феофил (Булдовский) 1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского. Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г . Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

http://pravoslavie.ru/5326.html

Фото из личного архива митрополита Корнилия Старейший архиерей Русской Православной Церкви, 93-летний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал о нынешних опасениях и надеждах Эстонской Православной Церкви Московского патриархата и поделился своими размышлениями о связи происходящего на Украине со сценарием, по которому проходил раскол в Эстонской Церкви в 1990-х годах. — Владыка, 5-6 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 100-летию хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Как вы оцениваете вклад епископа Платона в сохранение и развитие православия на эстонской земле? — Эти праздничные мероприятия — память о подвиге священномученика Платона во имя Христа. Владыка Платон, к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан православию. Он — первый епископ-эстонец: ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские архиереи, и это не могло не волновать эстонцев. Так вот, по окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге будущий мученик Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш. — Прим. ред) был назначен священником эстонского прихода в Петербурге, и за 23 года служения стал одним из лучших священников столицы. По просьбе прихожан 31 декабря 1917 года его рукоположил во епископа Ревельского (Таллин) будущий мученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский. Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор. Владыка Платон стремился восстановить церковную жизнь в Тарту, осложненную революционным переворотом. Помогал всем страждущим словом утешения, проповедовал православие среди эстонцев, что само по себе было делом непростым, так как, по утверждению статистики, эстонцы являются одним из самых нерелигиозных народов Европы. В декабре 1918 года эстонские коммунисты, устроив расправу над теми, кто не встал на их сторону, расстреляли и святого Платона, который, пробыв месяц в заключении, мужественно перенес все унижения и жестокие истязания. Тело епископа торжественно перенесли в Таллин и похоронили в Преображенском соборе, а в 1931 году на пожертвования и средства, ассигнованные эстонским правительством, по проекту известного эстонского скульптора Адамсона было установлено мраморное надгробие.

http://pravoslavie.ru/106126.html

1 декабря Русская Православная Церковь вспоминает святых мучеников Эстонской земли 30 листопада 2007 р. 18:26 Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Настоятель храма св. великомученицы Варвары в Печерах, в котором служат часть Литургии на эстонском языке для сету (православных эстонцев), протоиерей Евгений Пелешев сказал о событии: «Эстонские святые: епископ Платон (Кульбуш) — эстонец, эстонец и священномученик  Михаил Блейве,  эстонец архиепископ Николай (Вейсман) — Святая Церковь не делит православных на народности, у Бога нет этого, среди Его святых и православные эфиопы, и египтяне… С первых веков христианства они все тамошние: иерусалимские, греческие, палестинские великомученица Варвара — римлянка, и мы их не делим по национальности. Для нас главное, что они — святые угодники Божии, Богу угодили. Святой Антоний приплыл из Рима на камне в Новгород, и у нас чтится Русской Православной Церковью. Мы всех своих русских святых знаем: от Князя Владимира до новомучеников. А названия Собора Святых: эстонские, финские — не по национальности, а где человек спасался, где стяжал Святый Дух, где, на какой земле, совершал христианские подвиги веры. Нет ни эллина, ни иудея по слову Господа, а кто праведно прожил, тот святой человек. При моей памяти, когда я жил в Эстонии, ни один из эстонских святых не был прославлен. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который был Архиепископом Таллинским и Нарвским, собирали жития мучеников, свидетельства, как их расстреливали. В основном, они пострадали в 1918-1919 годах, когда коммунисты несколько месяцев управляли в Эстонии». В XX веке среди сонма мучеников и исповедников Русской Православной Церкви прославились клирики, выходцы из Эстонии, или связанные с этой землей служением Православной Церкви. Пока в Эстонии была советская власть до 1920 года, многие православные священники приняли мученическую смерть, казненные за проповедь Православия большевиками.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204085...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010