Однажды, когда ходатайствовать перед кем-либо было невозможно, он попросту скрыл у себя человека, которого искали власти. Вскоре после того, как 21 декабря 1918 г. в Юрьев вошли красные, все помещики и священнослужители были объявлены вне закона. Приказом от 29 декабря совершение богослужений воспрещалось под страхом смерти. Распоряжение от 31 декабря предписывало всем " попам " оставить город, чему православное духовенство не подчинилось. 4 января 1919 г. был обнародован приказ о конфискации всего имущества церкви. В этот же день объявлялось, что " православному попу " Бежаницкому разрешено, ввиду преклонного возраста, оставаться в городе до 20 января, однако уже на следующей день он был арестован в Георгиевской церкви. День был воскресный, и о. Николай совершал богослужение, вероятнее всего, без разрешения властей. Его отвезли в здание Кредитного банка, где к тому времени уже находились епископ Платон (Кульбуш) со своим секретарем протодиаконом Константином Зориным, протоиереи Успенского собора Михаил Блейве и Александр Брянцев. Заключение было недолгим. В камере в эти предсмертные дни много было тех, кто нуждался в поддержке и ободрении. На двухъярусных нарах, а также на немногих столах и скамьях не только нельзя было лечь, но и сесть. Большинство узников сидели прямо на полу. К 14 января в Кредитном банке находилось около 230 арестованных. 14 января 1919 г. комиссар увел сначала владыку Платона, вслед за ним отца Михаила Блейве, а затем и отца Николая. В большом серединном зале о. Николая заставили снять одежду и положить ее на стол. Босого и без верхней одежды, его вывели под конвоем ко входу в погреб банка. Через несколько минут был дан приказ спускаться вниз, затем раздались выстрелы. Протоиерей Николай Бежаницкий был причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Использованные материалы По материалам официального сайта Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-3063

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться враждебной " рукой Москвы " » 30 листопада 2006 р. 14:04  В 1993 году в Эстонии сложилась драматичная ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата , другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. О современном положении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и ее взаимоотношениях с Эстонской Апостольской Православной Церковью рассказывает в своем интервью митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . — Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, — начал разговор митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. — Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви. — Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий... — Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской Православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел Кульбуш, эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских. В 1920 году Определением Патриарха Московского и всея Руси Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия. Однако все молодые самостоятельные государства хотели, чтобы в их странах были самостоятельные Церкви. В 1923 году в надежде получить автокефалию и в условиях страшных гонений от безбожной власти, обрушившихся на Мать-Церковь в России, возглавляемая митрополитом Александром Эстонская Православная Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриарха. Однако и там был подтвержден только автономный статус. Тогда, в 1935 году, Церковь приняла новый Устав, по сути своей устав автокефалии, которая, впрочем, так и осталась никем не признанной.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204075...

Церемония открытия выставки началась с пения молитв «Царю Небесный» и «Отче наш» на эстонском языке. Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла передал участникам церемонии председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. «Нам важно лучше знать, как живут православные в Эстонии. (…) Выставка показывает живую веру, живое Православие. (…) И народ России, и народ Эстонии выросли в колыбели христианства. Это основа нашей культуры. Утратив веру, мы утратим стержень нашей жизни. Сейчас важно объединиться против крайностей секуляризации и тех явлений, которые приводят к человеконенавистничеству», – сказал архипастырь. Говоря о священномученике Платоне, митрополит Климент раскрыл основные вехи его жития и подытожил: «Короткое время он был епископом. Но, как писал Тертуллиан, кровь мучеников – семя христианства». Вспоминая свою поездку в Эстонию вместе с Патриархом Алексием II, теплую встречу с эстонской молодежью, митрополит выразил надежду, что «эта выставка поможет нам и дальше сближаться». Епископ Нарвский и Причудский Лазарь выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность «наглядно показать жизнь православной Эстонии». «Церковная жизнь в Эстонии развивается: строятся храмы, рукополагаются священники, паства умножается, приходит креститься много народу, в том числе – эстонцы», – отметил епископ Лазарь. По его словам, знаменательно, что выставка открывается в дни, когда вспоминаются революционные события 1917 г. – «начинались волнения, братоубийство», и именно в это трудное время по благословению избранного на Поместном Соборе Патриарха Тихона был хиротонисан первый эстонский епископ Платон (Кульбуш). Владыка Лазарь напомнил слова святителя Тихона о новопоставленном епископе: «Никто не может в это безбожное время оторвать его от веры». «И Патриарх был прав», – подчеркнул глава Нарвской епархии.      Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонской Республики в Российской Федерации Арти Хилпус отметил, что выставка свидетельствует о «духовных мостах, которые связывают наши страны многие годы». Он напомнил, что данная экспозиция – это уже третий «духовный» проект, рассказывающий россиянам о религиозной жизни Эстонии (в последние годы прошли две выставки – об архитектуре православных храмов и о русских староверах в Эстонии, сообщил посол). «Приятно осознавать, что выставка – дань памяти первого самостоятельного эстонского епископа, (…) стойкого приверженца идеалов эстонской независимости», – сказал дипломат.

http://pravoslavie.ru/106293.html

Архив Пн Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор 20 апреля 2018 г. 13:51 Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни  преставился ко Господу  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. За три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал последнее интервью «Журналу Московской Патриархии»  ( 2, 2018 ), в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. — Ваше Высокопреосвященство, минувший год был ознаменован торжествами в честь 100-летия епископской хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Что значат для Вас эти праздничные мероприятия? Как Вы оцениваете вклад священномученика Платона в сохранение и развитие Православия на Эстонской земле? — Владыка Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш), к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан Православию. Он — первый епископ-эстонец. Ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские епископы, и это не могло не волновать местное население. На тот момент северная часть Эстонской Православной Церкви была викариатством петербургских митрополитов, а южная часть входила в Рижскую епархию . Так вот, по окончании духовной академии в Санкт-Петербурге отец Павел был назначен священником эстонского прихода в Петербурге и за 23 года церковного служения проявил себя как мудрый пастырь. Его считали одним из лучших священников столицы, и по просьбе прихожан 31 декаб­ря 1917 года он был рукоположен во епископа Ревельского (Таллин) c юрисдикцией над всей Эстонией. Рукоположение было совершено в соборе во имя святого Александра Невского будущим мучеником Вениамином, митрополитом Петроградским. Он и вручил священномученику Платону жезл, являющийся для всех нас реликвией — символом духовной власти архиерея. Один мученик за Христа передал жезл другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор.

http://patriarchia.ru/db/text/5183239.ht...

Поздравление митрополита Рижского и всея Латвии Александра огласил председатель Отдела по делам молодежи Синода Латвийской Православной Церкви протоиерей Артемий Кучинский. В ответном слове митрополит Корнилий рассказал об истории Эстонской Православной Церкви в ХХ веке и поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за награду. Накануне, 5 декабря, в Центре русской культуры Таллина состоялось открытие фотовыставки «История Православия Эстонии в фотографиях», посвященной 100-летию основания Таллинской епархии. На мероприятии присутствовали: епископ Маардуский Сергий, духовенство Таллинской и Нарвской епархий, представители Латвийской Православной Церкви, гости из Финляндской Автономной Православной Церкви, а также посол Российской Федерации в Эстонской Республике А.М. Петров, директор Центра русской культуры в Таллине Эдуард Томан, руководитель Издательского отдела Эстонской Православной Церкви, член Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянник. С приветственным словом выступил директор Центра русской культуры Э. Томан. От лица митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия собравшихся приветствовал епископ Маардуский Сергий. С.Г. Мянник рассказал об истории создания фотовыставки, отметив, что большая часть представленного материала является частью архива Эстонской Православной Церкви и частной коллекции А.В. Дормидонтова. За труды по созданию фотовыставки епископ Сергий наградил А.В. Дормидонтова юбилейной медалью священномученика Платона Ревельского. Празднование Собора святых Эстонской земли было установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству Священноначалия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих. В Собор входят: блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий (†1263); сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавших (†1472); прпп. Иона († ок. 1480) и Васса († ок. 1473) Псково-Печерские; прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (†1482); прпмч. Корнилий Псково-Печерский (†1570); сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (†1772); прав. Иоанн Кронштадтский, чудотворец (†1908); сщмч. Иоанн Кочуров (†1917); сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов Ивангородские (†1918); сщмч. Сергий Флоринский, Раквереский (†1918); сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, протт. (†1919); свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (†1923); сщмч. Николай Сиймо, пресвитер Кронштадтский (†1931); сщмч. Карп Эльб (†1937).

http://patriarchia.ru/db/text/5079961.ht...

Если у Вас еще календари есть, пожалуйста мне одну пришлите через Анюту, 2, которых Вы мне давали, посылаю Нюри [в] Карши, у них нет календари, и очень просит, но где взять. Прошу, не оставьте без внимания [в] своих молитвах грешную неключимую рабу Вашу м. В[арвару]. 4/5 57 Д. 23. Л. 109–109 об. Подлинник. Автограф. 158 Речь идет о К. И. Гришановой (в монашестве Сусанна), которая была арестована и проходила по одному следственному делу с епископом Афанасием. 159 Предположительно, что автор датирует по старому стилю, так как письмо написано после дня памяти протоиерея Владимира Богданова – 10 ноября 1931 г. 161 На окраине Загорска (ныне г. Сергиев Посад), возле железной дороги на Александров, был расположен поселок под названием Козья горка (Владыка Афанасий в письмах называл это при­бежище «Козие царство»). Там поселились несколько женщин, главным образом из числа духов­ных чад о. Владимира Богданова – монахиня Серафима (Ольга Илиодоровна Сахарнова), Ли­дия Дмитриевна Гаврилова, инокиня Серафима (Софья Ивановна Федорова), Анна Никитична Крылова и др. В их дом иногда во время своих приездов в Загорск заходил епископ Афанасий (Сахаров) . 162 Датировано по дню праздника преподобного Никона Радонежского, накануне которого написано письмо. 163 Платон (Кульбуш Павел Петрович; 1869–1919), священномученик, епископ. В 1917 г. рукопо­ложен во епископа Ревельского, викария Рижской епархии. 166 Вероятно, имеется в виду Софья Ивановна Федорова (инокиня Серафима), которая сопрово­ждала о. Владимира Богданова во всех его скитаниях. 170 Сергия (Голубцова Наталья Александровна; 1896–1977), монахиня, сестра архиепископа Сер­гия (Голубцова). В 1948 г. была арестована, выслана в Сибирь. В 1954 г. вернулась, проживала в Загорске, была келейницей у наместника Лавры архимандрита Пимена (Извекова). 176 Вероятно, м. Варвара имеет в виду себя: Анц – русифицированный вариант имени Ханс (крат­кая форма имени Иоганн). 177 Карпов Георгий Григорьевич (1898–1967), генерал-майор КГБ СССР, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР с сентября 1943 по март 1960 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

VI. Более мирно идет течение «Эстонской Апостольской Православной Церкви» (Eesti Apostlik Oigeusk Kirik), как «союза всех находящихся в пределах Эстонской республики апостольских православных приходов (вероисповедных обществ)», каковых там имеется теперь около 110 и из них русские составляют одну треть (с количеством верующих свыше 60,000), а всех православных (по переписи 1922 г.) начитывается до 209,094 душ, т. е. до 1/5 (или 20%) всего населения страны. Главная кафедра – в г. Ревеле (Tallina, древне-русская «Колывань»). В Эстонии прежде было простое викариатство, не всегда даже замещавшееся (напр., с 2 марта 1870 г. до 22 марта 1880 г.) или значившееся лишь номинально, – при общем управлении архиепископа Рижского и Митавского; но государственная самостоятельность Эстонии потребовала и нового церковного устройства. Ход событий был таков. В момент февральской революции 1917 г. в г. Юрьеве (Дерпте, Tartus), проживал архиеп. Рижский Иоанн (Смирнов) , которому была церковно подведома и эстонская православная паства. По его благословению, 6−7 апреля было частное совещание в Ревеле, а 25−26 мая состоялось и епархиальное собрание в Юрьеве, где решено добиваться самостоятельной Эстонской епархии с архиереем Эстонцем, но – по обстоятельствам времени – ограничились просьбою пред Всероссийским Синодом об особом викарии из эстонцев. Ходатайство было удовлетворено 26 июля, а на епархиальном собрании 8−10 августа желательным викарием был признан долголетний и авторитетный С.-Петербургский пастырь, настоятель тамошней Эстонской православной церкви протоиерей Павел Петрович Кульбуш, который с именем Платона и был хиротонисан 31 декабря (ст. стиля) 1917 г. в г. Ревеле митр. Петроградским Вениамином (Казанским). Весь 1918 г. преосвящен. Платон посвятил трудной работе среди тяжелых условий немецкой оккупации. По окончании ее и после провозглашения в ноябре самостоятельной Эстонской Республики открывались лучшие возможности для церковной деятельности, но захватившие 22 декабря Юрьев большевики пред своим уходом (1−14 января 1918 г.) оттуда зверски расстреляли в погребе кредитной кассы помещиков больного епископа Павла и некоторых других духовных лиц (напр., православных протоиереев Юрьевских Михаила Бийве и Николая Бежаницкого, пастора Университетской кирки проф. Гана), сколько успели захватить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

29 июня 1918 года под дикий хохот озверевших палачей был сброшен с палубы парохода в воды реки Туры епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. К вывернутым рукам святителя убийцы привязали двухпудовый камень. Перед этим владыка кротко благословил своих мучителей. 3 июля 1918 года был заживо погребен в могиле, выкопанной собственными руками, архиепископ Пермский Андроник. 17 июля 1918 года совершена беззаконная расправа над Государем Императором Николаем II, его семьей и ближними, в том числе над ни в чем неповинными детьми. 5 сентября 1918 года вместе с двумя сыновьями был расстрелян светлейшей души человек, настоятель Казанского собора в Петрограде, председатель Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, организатор многих детских приютов и богаделен, протоиерей Философ Николаевич Орнатский . 5 сентября 1918 года в Москве приняли мученическую кончину епископ Селенгинский Ефрем и выдающийся проповедник и миссионер, духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского , протоиерей Иоанн Восторгов . В сентябре же 1918 года был замучен епископ Амвросий (Гудко), пребывавший на покое в Свияжском монастыре. Убеленному сединами пастырю вывернули кистевые, локтевые и плечевые суставы, а затем пронзили его тело штыком. 5 января 1919 года богоборцы зверски замучили епископа Пермского и Соликамского Феофана. В лютый мороз владыку Феофана многократно погружали в прорубь, прежде, чем утопить в Каме. 27 января 1919 года в Юрьевске был убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Останки священномученика имели на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ранений, правый глаз владыки был поражен разрывной пулей. Из подвала, где был убиенный архипастырь после ухода большевиков, было извлечено еще около 20 бездыханных тел. Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив его на кол. В декабре 1919 года в монастыре святителя Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона. К 1920 году число убиенных за веру достигло 10 тысяч человек. Это об их подвиге святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Ему (Богу) благоугодно, чтобы мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе сними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; – какими же людьми? – гнуснейшими элодеями и лицемерами. – Все мы безответные перед этой всевысшею Правдою; – или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ); «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В Рижской епархии к 1914 г. насчитывалось уже 99 эстонских приходов при 29 русских . Важную роль в оформлении эстонской православной традиции сыграл священномученик Платон (Кульбуш, 1869–1919), сын эстонца-псаломщика, выпускник Рижской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, с 1894 г. служивший настоятелем эстонского прихода в Санкт-Петербурге, где им было создано Братство священномученика Исидора Юрьевского и в 1907 г. построен одноимённый храм, участие в сборе средств на строительство которого принял святой праведный Иоанн Кронштадтский. В разносторонней деятельности Исидоровского братства нашло отражение формирование самобытной эстонской православной традиции, находившейся в процессе своего развития и канонического оформления. Вопрос о преобразовании Ревельского викариатства в самостоятельную епархию с назначением епископа-эстонца ранее поднимался губернатором Эстляндии кн. С. Шаховским, но не получил поддержки в Синоде. Условия для этого сформировались только после Февральской революции 1917 г. 6–7 апреля 1917 г. в Таллине прошло совещание клириков и мирян эстонских приходов , поставившее цель «провести необходимые обновления», чтобы, «оставаясь неотделимой частью Всероссийской Православной Церкви, и с позиций жизненных нужд народа Эстонии получить возможность, доселе недосягаемую, для естественного развития своей духовной жизни». Эти слова – не что иное как определение автономии, идея которой к тому времени сформировалась в сознании православных эстонцев. «Наши требования по обновлению не являются… плодом нетерпимости или недальновидного стремления к отделению», – гласит итоговый документ. – «Пословица гласит: „Каждая птица по-своему поет“. Так и у каждого народа есть свой родной язык, самобытные обычаи и уклад. И у эстонского народа есть своё сердце, своя душа, свой язык и свое чувство… Наши обновления не касаются и не будут касаться ни догм Православной Церкви, ни ее апостольского учения… Наши нововведения… касаются лишь некоторых церковных правил и порядков, которые близки русскому народу, но для большей части эстонского народа чужды и непонятны, и таковыми и останутся… Всеобщие же реформы, которые будут введены Всероссийским православным Собором, мы признаем и верим, что свободный Российский Собор не запретит нам местные отличия, вытекающие из нашей жизни, поскольку во всех местных православных приходах они так или иначе уже имеются» . Среди пожеланий, высказанных собранием, прямо упоминаются лишь немногие: «Чтобы все эстонские дети могли с нового учебного года учиться Закону Божию на родном языке» , «чтобы все православные приходы Эстонии, включая псковских эстонцев, вошли в Эстонскую епархию», «не препятствовать родителям в выборе эстонских крестных имен» , «поддержать строительство здания Музея народа Эстонии и для этого начать сбор пожертвований» , установить избрание епископата из числа местных жителей: «Епископ должен быть избираем из местных жителей, знать местные языки» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010