От Константинопольского Патриархата не появилось ни одного священника-грека (Вы – первый!), не было построено ни одной церкви. Епископская кафедра в Ревеле была учреждена Русской Православной Церковью в 1917 г., и первым епископом на эстонской кафедре стал священномученик епископ Платон (Кульбуш) – эстонец, которому сразу же было доверено управление всей Рижской епархией. Как я могу согласиться с утверждением, что Эстонская Православная Церковь возникла в 1923 г.! Тогда получится, что из ниоткуда, спонтанно! До переворота 1917 г. на эстонский язык переводились богослужебные книги, после переворота все прекратилось. В 1947 г. Московской Патриархией на средства Русской Православной Церкви был издан на эстонском языке большой серьезный труд протоиерея Христофора Винка (эстонца, церковного композитора, строителя Иоанно-Предтеченского храма в Нымме) – обиход церковного пения. Но на эстонских приходах эти книги остались невостребованными. В советский период страшным гонениям подверглась вся Русская Православная Церковь , вместе со всеми входившими в ее состав дочерними Церквами. Земля обагрилась кровью новомучеников. Тогда, некоторые из эстонских священников, страшась репрессий, ушли на гражданскую работу, храмы, построенные на средства российских купцов, в которых и без того редко совершались богослужения, ветшали, эстонские прихожане не заботились о поддержании их в должном состоянии. Иногда старосты сами отдавали ключи местным властям (Пайде, Вильянди и др.). Все зависело только от желания самого духовенства сохранить в должном состоянии свои храмы. Так на о. Сааремаа, где, как Вам должно быть известно, богослужения совершаются только на эстонском языке, благодаря усилиям благочинного – протоиерея Феликса Кадарика не закрылся ни один храм. Осталось два православных храма на о. Муху, тогда как лютеранский закрыли. А вот на о. Хийумаа из четырех храмов остался один, богослужения в котором совершались раз в году! Вы, человек, родившийся и выросший в благополучной среде, не можете понять, что Русская Православная Церковь , детищем которой является и наша Эстонская Церковь, в страшные годы гонений выжила только молитвами своих прихожан! Нельзя говорить о том, что эстонские храмы закрывались для того, чтобы сохранить русские!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1927–: Александр Сахаров, паки 1932–1933: 10 .1933–27.08(09.09).1935: Палладий Селецкий 09 .1935–17(30).12.1935: Мелхиседек Николев 1935–1936: Михаил Князевский Таврическая и Таврическая (обн.) см. Симферопольская и Симферопольская (обн.) Таганрогская 04(17).04.1913–07(20).09.1917: Иоанн Поммер 07(20).09.1917–06(19).06.1925: Арсений Смоленец 1925–1930: Александр Бялозор 1930–1932: 14(27).11.1932–1942: Иосиф Чернов Таганрогская (обн.) 1922–: Александр Бялозор 29 .10(11.11).1924–1927: Александр Шубин Таганрогская (укр.) 25 .07(07.08).1942–: Феодор Рафальский Таллинская 18(31).12.1917–14(27).01.1919: Платон Кульбуш 1919–1923: 08 .1923–1944: Александр Паулюс 1943–1944: Николай Лейсман, в. у. 1944(?)–1945(?): Григорий Чуков , в. у. 04 .1945–19.01(01.02).1946: Павел Дмитриевский Тамбовская 30 .12(12.01).1909–19.03(01.04).1918: Кирилл Смирнов 22 .05(04.06).1918–1922: Зиновий Дроздов 1923–1924: Димитрий Доброседов, в. у. 1924–06(?).1927: Зиновий Дроздов, паки Стефан Гнедовский, в. у. 29 .06(12.07).1927–28.01 (10.02).1928: Серафим Мещеряков 09(22).06.1927–27.03(09.04).1930: Вассиан Пятницкий в. у. 27 .03(09.04).1930–20.02(05.03).1936: Вассиан Пятницкий 20 .02(05.03).1936–03.1937: Венедикт Алентов 1937–1943: 09 .1943–01.1944: Григорий Чуков , в. у. 01 .1944–05.1946: Лука Войно-Ясенецкий 27 .03(09.04).1946–26.07(08.08).1961: Иоасаф Журманов Тамбовская (григ.) 1925–: Константин Булычев Тамбовская (обн.) 17(30).01.1923–28.04(11.05).1923: Пётр Рождественский, в. у. 30 .01(12.02).1924–29.06(12.07).1924: Аристарх Николаевский 19 .06(02.07).1924–27.09(10.10).1925: Николай Чижов 03(16).01.1926–1927: Геронтий Шевлягин 1927–1927: Анатолий Левицкий 09 .1928–29.09(12.10).1929: Василий Знаменский 09 .1930–1932: Василий Павлов 12 .1932–11.1933: Арсений Покровский 08 .1934–09(22).08.1935: Николай Новосёлов Николай Алявдин 1935–23.07(05.08).1936: Николай Чудновцев 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Виктор Путята Таращанская 1926–1928: Георгий Делиев Таращанская (укр.) Марк Грушевский Ташкентская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ранненбургская (григ.) ‘ 1926–: Иоанн Киструсский Ранненбургская (обн.) 1932–27.10(09.11).1932: Нил Ушаков Ревельская см. Таллиннская Ржевская 02(15).01.1923–1923: Игнатий Жебровский 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Валериан Рудич 1924–1930: 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Валериан Рудич, паки 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Никон Пурлевский 21 .03(03.04).1933–11(24).08.1933: Владимир Горьковский 11(24).08.1933–18(31).03.1936: Палладий Шерстенников 18(31).03.1936–23.05(05.06). 1936: Александр Щукин Ржевская (обн.) 04(17).12.1922–20.01(02.02).1923: Николай Соловей Рижская 13(26).08.1910–17(30).11.1917: Иоанн Смирнов 1 1917–1917: Макарий Гневушев, в. у. 1918–1918: Иосиф Петровых , в. у. 10(23).01.1918–14(27).01.1919: Платон Кульбуш, в. у. 1919–1921: 07 (?).1921–12(25).10.1934: Иоанн Поммер 1934–1936: 29 .03(11.04).1936–1940: Августин Петерсон 1940–1943: Сергий Воскресенский 2, в. у. 28 .02(13.03).1943–09.1944: Иоанн Гарклав 1945–1947: Корнилий Попов, в. у. Ровненская и Волынская 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич , в. у. 1941–08(21).05.1943: Алексий Громадский, окк. Романово-Борисоглебская см. Тутаевская Ромненская 1927–1931; Николай Пирский Рославльская 13(26).09.1920–1927: Вениамин Глебов 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928: Валериан Рудич 1928–08.1931: Даниил Троицкий 1931–20.06(03.07).1935: Стефан Виноградов Россошанская 1928–13(26).08.1930: Памфил Лясковский Россошанская (обн.) 10(23).04.1923–: Григорий Орлов 03 .1923–1927: Алексий Щербаков 1928–1933: Гермоген Лебедев 1933–19.09(02.10).1935: Григорий Орлов. паки Ростовская 02 .1920–08.1926: Иосиф Петровых 1925–1926: Гервасий Малинин(?) 01(14).10.1927–02(15).11.1927: Иннокентий Летяев 01(14).12.1927–1928: Евгений Кобранов Стефан Гнедовский –22.11(05.12).1933: Евгений Кобранов, паки 22 .11(05.12).1933–17(13).11.1935: Серафим Трофимов Ростовская (обн.) 1929–: Иоанн Смирнов 3 –1932: 1932–1934: Софония Яскевич Ростовская на Дону 1919–17(30).08.1927: Арсений Смоленец 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На викарную Нарвскую кафедру в 1937 г. хиротонисали вдового протоиерея, преподававшего Закон Божий в русской гимназии, Павла (Дмитровского). Одним из видных церковных деятелей Эстонии был протоиерей Иоанн Богоявленский, брат митрополита Виленского Елевферия (Богоявленского). В 30-х гг. он редактировал выходивший в Таллине русский журнал «Православный собеседник». Как и большинство православных священнослужителей и мирян, отец Иоанн (впоследствии епископ Исидор) стремился к сохранению церковно- славянского языка в богослужении и русского в проповедях, в школах и делопроизводстве. В 1938 г. он сумел открыть в Таллине богословские курсы с преподаванием по-русски. Одним из выпускников этих курсов был отец патриарха Алексия II протоиерей Михаил Ридигер. Протоиерей Иоанн Богоявленский оказал большое духовное влияние и на самого будущего патриарха Алексия II, который уже в шесть лет прислуживал в храме, помогая отцу Иоанну. В 1935 г. Собор Эстонской Церкви принял Устав, по которому она получила наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. Однако этот новый Устав не был утвержден Константинопольским патриархом. Одним из проявлений антирусского курса эстонского правительства явилось закрытие в 1936 г. кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Правда, он не был разрушен, как храм Христа Спасителя в Москве или православный кафедральный собор Варшавы. После присоединения Эстонии к Советскому Союзу, 27 декабря 1940 г. на расширенном заседании Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви было принято решение о восстановлении канонических отношений с Матерью-Русской Церковью. В марте 1941 г. митрополит Александр (Паулус) посетил Москву и дал клятву в верности Патриархии. 31 марта Эстонская Церковь воссоединилась с Русской Церковью. Она была включена в Прибалтийский экзархат, во главе которого был поставлен митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский). Рижская епархия после перевода на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову) , ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 – начале 1919 г. временно Рижской епархией управлял викарный епископ Ревельский священномученик Платон (Кульбуш). Лишь после того как на Рижскую кафедру было предложено перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера) , по национальности латыша, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. Православный народ Латвии, русские и латыши, с радостью и любовью приняли своего нового архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Между тем в России полыхала Гражданская война, в огне которой погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами кровавых расправ со стороны красных стали и многие священнослужители. 13 (26) апреля 1918 г. патриарх Тихон в храме Московской духовной семинарии молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул имена митрополита Киевского Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, иеромонаха Герасима, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, Петра Покрывало, диакона Иоанна Касторского и других служителей алтаря Господня. В 1918–1919 гг. погибли архиепископы Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, епископы Тобольский Гермоген, Орловский Макарий (Гневушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 г. по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». 23 августа (9 сентября) в Москве расстреляли селенгинского епископа священномученика Ефрема (Кузнецова), а вместе с ним всероссийски известного церковного и общественного деятеля миссионера протоиерея Иоанна Восторгова и бывших министров внутренних дел Н. А. Маклакова и А. Н. Хвостова, председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова, сенатора С. П. Белецкого, а также ксендза Лютостанского с братом. Перед расстрелом приговоренным разрешили помолиться и проститься друг с другом. После молитвы священномученики епископ Ефрем и протоиерей Иоанн Восторгов благословляли мирян. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора священномученика протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. Это был талантливый проповедник и благотворитель, основатель детских приютов в столице. Вместе с отцом Философом были убиты еще 31 человек. Расстрелянных бросили в море. Тело пастыря было выброшено на берег у Ораниенбаума, его подобрали, опознали и тайком погребли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В дек. 1918 г. в Перми был казнен (утоплен) Соликамский еп. сщмч. Феофан (Ильменский) . В янв. 1919 г. были расстреляны священномученики Белгородский еп. Никодим (Кононов) в Белгороде и Ревельский еп. Платон (Кульбуш) в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). В июле 1919 г. в Астрахани казнили Астраханского митр. сщмч. Митрофана (Краснопольского) и Енотаевского еп. Леонтия (Вимпфена) . В окт. 1919 г. в Саратове был казнен Вольский еп. сщмч. Герман (Косолапов) . В этот период, по неполным данным следственных органов белых войск, от рук большевиков погибли: в Пермской губ.- 51 священник и 36 монахов и послушников, в Харьковской - 70 иереев, в Воронежской - 160, в Ставропольской - 52, в Кубанской обл.- 43 священника. По всей стране, по подсчетам исследователей, во время гражданской войны было казнено ок. 15 тыс. священнослужителей и активных мирян из приходских союзов и братств. Большое количество верующих подвергалось заключению в тюрьмы и концлагеря. Мн. архипастыри и пастыри были вынуждены покинуть родину. Патриарх Тихон еще в начале гражданской войны отказался дать благословение Белому движению, осуждая братоубийство, от кого бы оно ни исходило. Патриарх видел спасение от большевизма в духовности, а не в кровавой войне. 8 окт. 1919 г. свт. Тихон обратился с посланием к архипастырям и пастырям, в к-ром заявил о несправедливости обвинений Церкви в «скрытой контрреволюции, направленной якобы к низвержению советского строя». Патриарх призвал духовенство не подавать «никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти», подчиняться «ее велениям» и отказаться от всяких политических выступлений (Акты свт. Тихона. С. 163-164). Патриаршее послание не было попыткой к.-л. приспособленчества к большевистской власти. Оно появилось в дни наибольшего успеха белых войск за все время гражданской войны - одновременного максимального продвижения войск ген. Деникина к Москве, перехода в контрнаступление адм. Колчака в Зап. Сибири и похода ген. Н. Н. Юденича на Петроград. Большевики в тот момент уже готовили эвакуацию правительственных учреждений в Вологду и создавали структуры для подпольной работы.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Епископ Нарвский и Причудский Лазарь выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность «наглядно показать жизнь православной Эстонии». «Церковная жизнь в Эстонии развивается: строятся храмы, рукополагаются священники, паства умножается, приходит креститься много людей, в том числе эстонцев», отметил владыка Лазарь. Он подчеркнул, что выставка открывается в дни, когда вспоминаются революционные события 1917 года, и именно в то трудное время по благословению избранного на Поместном Соборе Святейшего Патриарха Тихона был хиротонисан первый эстонский епископ Платон (Кульбуш). Епископ Лазарь напомнил слова святителя Тихона о новопоставленном епископе: «Никто не может в это безбожное время оторвать его от веры». «И Патриарх был прав», сказал в заключение управляющий  Нарвской епархией . Чрезвычайный и Полномочный посол Эстонской Республики в Российской Федерации Арти Хилпус напомнил собравшимся, что данная экспозиция уже третий проект, рассказывающий россиянам о религиозной жизни Эстонии, в последние годы прошли две выставки , посвященные архитектуре эстонских православных храмов и русским староверам в Эстонии. Член Синода ЭПЦ МП Сергей Мянник рассказал, что из его коллекции в экспозицию вошли снимки широкого хронологического диапазона: начиная с середины XIX века и заканчивая июлем 2017 года, когда был проведен Поместный Собор Эстонской Православной Церкви. «Здесь фотографии более чем за сто лет это мало для истории, но много для нас», добавил С. Мянник. Он также представил памятную медаль, которая была отлита специально к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша). Викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий наградил этой медалью тех, кто способствовал развитию Православия в Эстонии: митрополита Калужского Климента, председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина , исполнительного директора Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Леонида Севастьянова, заместителя исполнительного директора Фонда Григория Богослова и куратора выставки Игоря Лапшина, а также сотрудника Отдела внешних церковных связей  Андрея Хошева.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

В кон. XIX - нач. ХХ в. в среде финно-угорских народов, прежде всего карел, финнов и эстонцев, проявилось стремление к переходу в Православие. С сер. XIX в. эст. крестьяне приезжали на заработки в С.-Петербургскую губ. Для них стали устраивать правосл. богослужения на родном языке, позднее началось формирование их приходов. Среди устроителей правосл. эст. храмов в епархии были св. прав. Иоанн Кронштадтский и 6 священномучеников - 3 русских и 3 эстонских. В 90-х гг. XIX в. свящ. Павел Кульбуш (в дальнейшем еп. Платон) устроил 1-ю церковноприходскую школу для эстонцев. К 1917 г. в существовавшее в Петроградской епархии русско-эстонское благочиние входили 7 приходов, в т. ч. финский и латышский (последний из них был ликвидирован в 1938 в г. Красногвардейск (ныне Гатчина)). Важным центром религ. жизни губернии был Кронштадт, в котором к 1917 г. было свыше 30 храмов. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в городе 53 года жил и служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Особенно большое внимание он уделял благотворительности, в частности создал в Кронштадте первый в России Дом трудолюбия. Широкую известность приобрело «Алексеевское общество дел милосердия на Успенском острове» (на р. Волхов, ныне Волховского р-на), основанное прот. Алексием Колоколовым (1836-1902). В XIX - нач. ХХ в. на совр. территории Л. о. был основан ряд жен. мон-рей, среди них - Вохоновский Мариинский (вблизи дер. Вохоново Гатчинского р-на), Пятогорский Богородицкий (вблизи дер. Курковицы; ныне Волосовского р-на), Паданский Введенский (ныне Подпорожского р-на), Покровский Поречский (совр. дер. Козья Гора Сланцевского р-на), Свято-Троицкий в дер. Линтула (ныне пос. Огоньки Выборгского р-на). В 1894 г. в качестве Воскресенского миссионерского мон-ря была возобновлена муж. Макариевская пуст. (ныне Тосненского р-на; см. Воскресения Господня мужской монастырь ). С 1895 г. издавался ж. «Санкт-Петербургский духовный вестник» под одной обложкой с ж. «Известия по Санкт-Петербургской епархии» ; с 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «Известия по Санкт-Петербургской епархии» (с 17/18 за 1914 «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина». В нач. ХХ в. епархию возглавляли митрополиты Антоний (Вадковский) и сщмч. Владимир (Богоявленский) ; последним перед Февральской революцией 1917 г. митрополитом Петроградским и Ладожским был Питирим (Окнов) . В мае 1917 г. епархию возглавил избранный на чрезвычайном епархиальном Соборе архиепископ (возведен в сан митрополита постановлением Синода от 13 авг. 1917, утвержденным Временным правительством на следующий день) сщмч. Вениамин (Казанский) .

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Церковь не подведомственное Вам учреждение. II. На Ваше заключение отвечаю по пунктам. 1. Проект Устава имеется не только на русском, но и на эстонском языке, на котором он и составлялся (видимо, Вас ввели в заблуждение). «Не видно, кто его составители» – необоснованная претензия, так как я не обязан в этом ни перед кем отчитываться. Но, если Вам это настолько интересно, сообщаю, что текст Устава составлен мною, епископом Корнилием, на основе Устава ЭАПЦ 1935 г. и разрабатывался на трех расширенных заседаниях епархиального совета (проходивших на эстонском языке) в составе: епископ Таллиннский и Эстонский Корнилий, члены епархиального совета протоиереи Феликс Кадарик, Симеон Кружков, Владимир Залипский, Эммануил Кирсс, а также священник Рафаил Хинрикус, секретарь епархиального управления, и г-н Хенн Тоссо, экономический советник епархиального управления. 2. Патриарх Алексий II утвердил не сам Устав (который еще не принят), а проект Устава как годный для представления епархиальному собранию на обсуждение. 3. В связи с претензиями, изложенными в этом пункте Вашего заключения, считаю необходимым дать историческую справку. Первым Эстонским епископом был Платон (Кульбуш), который прослужил на этом поприще всего один год: 31 декабря 1917 г. он был рукоположен во епископа, а 14 января 1919 г. в г. Тарту был расстрелян красными. Своего епископа у православных Эстонии не было до 1920 г., когда от эстонских приходов была направлена делегация к Патриарху Тихону в Москву. В результате ими было получено постановление Синода Русской Православной Церкви, признающее Эстонскую Православную Церковь автономной. В том же 1920 г. но благословению Патриарха Тихона был избран архиепископ Александр (Паулус), который возглавил ЭАПЦ. В 1923 г. ЭАПЦ переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата на том основании, что сношения с Московским Патриархатом были осложнены политической ситуацией. Каноничность (законность) этого перехода очень спорна. От Константинопольского Патриарха Мелетия митрополит Александр получил Томос на широкую автономию (просил автокефалию). Текст Томоса прилагается 105 . В 1935 г. Поместным Собором ЭАПЦ принимается Устав 106 , который не соответствует Патриаршему Томосу по многим пунктам. Вселенским Патриархом этот Устав утвержден не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повинен смерти! Какие еще нужны доказательства его вины?! И своей рукой ставит под допросом подпись. Чтобы протоиерей Карп Эльб стал еще одной жертвой неистового террора, кровавым приношением для новых богов. Карп был простым крестьянским юношей, привыкшим с малолетства к тяжелому труду. Он родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии. Больше всего он любил Бога и детей. Поэтому и путь его оказался особенным, не таким, как у отца и матери, братьев, односельчан... Первым шагом на этом пути стала Прибалтийская учительская семинария, после которой молодой человек начал преподавать Закон Божий в городе Балтийский порт (теперь - Палдиски) и в Пюхтицком Успенском женском монастыре. Через некоторое время в монастырском храме он был рукоположен в диаконы. А в 1899 году священник Павел Петрович Кульбуш (в недалеком будущем - священномученик Платон, епископ Ревельский) пригласил отца Карпа занять должность диакона в столичном храме священномученика Исидора (центр русско-эстонского благочиния в Санкт-Петербурге). Какими же дарами от Бога обладал диакон? Что его невозможно было не заметить... Кроме служения на приходе отец Карп стал законоучителем сразу в нескольких школах Санкт-Петербурга. Во II и IV Коломенских женских начальных городских училищах, в эстонской церковно-приходской двухклассной школе, в образцовом приюте барона А. А. Штиглица, в котором обучались около двухсот петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Когда мера переполнена, это уже не труд, а служение. Доказательство Любви делом. В приюте и в эстонской школе отец Карп учил детей Закону Божию безвозмездно. Возвели отца Карпа в священнический сан, как на Голгофу. Потому что был уже 1918 год, начало гонений, притеснений, убийств. Уже погиб златоуст Петербурга - отец Философ Орнатский и многие другие священники... Петербург сотрясался в безумии падучей болезни - революции. В 1922 году, прикрываясь голодом, прячась за покойниками, Ленин начал террор против Церкви. Недаром он говорил: «Я являюсь личным врагом Бога».

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010