1 декабря Русская Православная Церковь вспоминает святых мучеников Эстонской земли 30 ноября 2007 г. 18:26 Празднование Собору Святых земли Эстонской установлено указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, и Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. Настоятель храма св. великомученицы Варвары в Печерах, в котором служат часть Литургии на эстонском языке для сету (православных эстонцев), протоиерей Евгений Пелешев сказал о событии: «Эстонские святые: епископ Платон (Кульбуш) — эстонец, эстонец и священномученик  Михаил Блейве,  эстонец архиепископ Николай (Вейсман) — Святая Церковь не делит православных на народности, у Бога нет этого, среди Его святых и православные эфиопы, и египтяне… С первых веков христианства они все тамошние: иерусалимские, греческие, палестинские великомученица Варвара — римлянка, и мы их не делим по национальности. Для нас главное, что они — святые угодники Божии, Богу угодили. Святой Антоний приплыл из Рима на камне в Новгород, и у нас чтится Русской Православной Церковью. Мы всех своих русских святых знаем: от Князя Владимира до новомучеников. А названия Собора Святых: эстонские, финские — не по национальности, а где человек спасался, где стяжал Святый Дух, где, на какой земле, совершал христианские подвиги веры. Нет ни эллина, ни иудея по слову Господа, а кто праведно прожил, тот святой человек. При моей памяти, когда я жил в Эстонии, ни один из эстонских святых не был прославлен. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который был Архиепископом Таллинским и Нарвским, собирали жития мучеников, свидетельства, как их расстреливали. В основном, они пострадали в 1918-1919 годах, когда коммунисты несколько месяцев управляли в Эстонии». В XX веке среди сонма мучеников и исповедников Русской Православной Церкви прославились клирики, выходцы из Эстонии, или связанные с этой землей служением Православной Церкви. Пока в Эстонии была советская власть до 1920 года, многие православные священники приняли мученическую смерть, казненные за проповедь Православия большевиками.

http://patriarchia.ru/db/text/167097.htm...

В 1918 - 1919 годах погибли архиепископ Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Тобольский Ермоген, Черниговский Василий (Богоявленский), Астраханский Митрофан, Вяземский Макарий (Гиевушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 года по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». В эти годы погибли также настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский, знаменитый на всю Россию московский протоиерей Иоанн Восторгов, осужденный за «антисемитскую пропаганду», протоиерей Николай Конюхов и священник Петр Дьяков из Пермской епархии, иеромонах Нектарий из Воронежа. Петроградский протоиерей Алексий Ставровский после убийства Председателя Петроградского ЧК Урицкого был арестован как один из заложников и вывезен в Кронштадт. Заложников выстроили на плацу и объявили: «Каждый десятый будет расстрелян в возмездие за Моисея Соломоновича Урицкого, а остальных отпустят». Рядом с протоиереем Алексием Ставровским стоял совсем молодой священник, на которого выпал жребий, и отец Алексий предложил ему: «Я уже стар, мне недолго осталось жить..., иди себе с Богом, а я стану на твое место». После расстрела тело мученика было брошено в воды Финского залива. Многие священнослужители, монахи и монахини были зверски замучены бандитами: их распинали на Царских вратах, варили в котлах с кипящей смолой, скальпировали, душили епитрахилями, «причащали» расплавленным свинцом, топили в прорубях. 13 (26) октября 1918 года Патриарх Тихон обратился с посланием к Совету Народных Комиссаров, в котором он выразил свою скорбь о бедствиях, переживаемых русским народом от братоубийственной смуты, страданиях, выпавших на долю мучеников и исповедников. Послание заканчивается призывом: «Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами поливаемая (Лк. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)». Предостережение Патриарха оказалось пророческим.

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

В одно время с братской церковью в Полюстрове Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения был воздвигнут новый храм за Нарвской заставой, также деревянный. 24 января 1910 года освятили его главный алтарь – в честь преподобного Серафима Саровского . А через две недели, 6 и 7 февраля, владыка Вениамин положил начало своим регулярным службам в этом рабочем районе, совершив в Серафимовском храме воскресное всенощное бдение и литургию. Перед литургией он возглавил освящение престола Пантелеимоновского придела. Храм был переполнен так, что молящиеся стояли даже в ограде и на улице. Слово о мытаре и фарисее произнес председатель совета Общества митрофорный протоиерей Философ Орнатский , а в числе сослуживших был протоиерей Павел Кульбуш (впоследствии – священномученик Платон, епископ Ревельский) и студент III курса С.-Петербургской духовной академии священник Борис Клеандров 330 . Через полтора года, по окончании академического курса, о. Борис получит назначение в эту церковь и будет плодотворно трудиться здесь вплоть до мученической кончины в дни «красного террора» 1918 года. Он восстановит ее из пепла после пожара 1912 года, организует приходское женское училище, приравненное в правах к епархиальному, начнет подготовку к строительству здесь каменного храма. Святителю Вениамину о. Борис был всегда дорог как один из его лучших питомцев по Самарской семинарии. В том же 1910 году за Нарвской заставой, в Серафимовской церкви, владыка служил всенощную с крестным ходом на литии накануне престольного праздника – 18 июля 331 . Осенью, 10 октября, им же был освящен третий престол храма в честь преподобного Иоанна Рыльского. Имя этого святого носил кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев, который благословил постройку храма, подав пример жертвователям своей щедрой лептой. Первая литургия в новом приделе имела запоминающуюся особенность: за ней была провозглашена «вечная память» о. Иоанну 332 . С первых месяцев архиерейства епископ Вениамин регулярно приезжал служить и в другие церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

епархия после перевода на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 — начале 1919 г. временно Рижской епархией управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), по национальности латыша, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. Православный народ Латвии, русские и латыши, с радостью и любовью приняли своего нового архипастыря. В поисках компромисса с правительством архиепископ Иоанн ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви.    Архиепископ Иоанн (Поммер), назначенный в начале 1921 г., в своей архипастырской деятельности стремился объединить православных латышей и русских, и ему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие православной Церкви с другими Церквами Латвии. Со времени его избрания в сейм архиепископский дом с утра до вечера переполнен был просителями, и не только православными. Люди искали его заступничества, и он всегда настойчиво отстаивал справедливость, защищал неправедно обиженных. Архиепископ Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и русском языках. Многим особенно запомнилась речь, произнесенная им в память о почившем первосвятителе Российской Церкви святом Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины Патриарха Тихона многих в Латвии раздражало.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архив Пн Автономия Эстонской Православной Церкви: страницы истории 27 ноября 2020 г. 13:23 Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова на проходящей в онлайн-формате международной историко-богословской конференции «Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии». Эстонское Православие как религиозное и культурное явление сформировалось к началу XX столетия в лоне Русской Православной Церкви. С 1817 г. в составе Санкт-Петербургской митрополии было учреждено Ревельское викариатство, переведенное в 1865 г. в состав Рижской епархии. Уже с середины XIX в. в Прибалтике происходило массовое приобщение к Православию местного населения, в том числе эстонцев. Святитель Филарет (Гумилевский) в период своего пребывания на Рижской кафедре (1841-1848) разработал программу, предполагавшую подготовку духовенства из латышей и эстонцев, а также совершение богослужения на родных для них Например, только в 1845-1848 гг. в эстонской части Лифляндской губернии к Православию присоединилось 63 858 крестьян. С 1846 г. осуществлялся набор эстонских юношей в духовное училище. Тогда же появились и первые Иоанн (Яан) и Киприан из выпуска Псковской духовной семинарии 1845 г. Стала появляться духовная литература на эстонском языке, например, пособие по Закону Божию в переводе на эстонский язык священника И. В 1851-1870 гг. Рижская епархия издавала календарь на эстонском и латышском языках. Позднее, в 1917 г., собрание эстонского духовенства засвидетельствовало: «Православие стало поддержкой в образовании для большого числа детей из эстонской бедноты и этим содействовало духовному развитию Большое значение для миссии среди эстонцев имел Пюхтицкий монастырь, насельницам которого их духовный наставник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, заповедал подвиг благотворительного служения эстонскому населению. Уже в 1887-1889 гг. в Йыхви открылись школа, лечебница и приют для сирот. В Рижской епархии к 1914 г. насчитывалось уже 99 эстонских приходов при 29 Важную роль в оформлении эстонской православной традиции сыграл священномученик Платон (Кульбуш, 1869-1919), сын эстонца-псаломщика, выпускник Рижской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, с 1894 г. служивший настоятелем эстонского прихода в Санкт-Петербурге, где им было создано Братство священномученика Исидора Юрьевского и в 1907 г. построен одноименный храм, участие в сборе средств на строительство которого принял святой праведный Иоанн Кронштадтский. В разносторонней деятельности Исидоровского братства нашло отражение формирование самобытной эстонской православной традиции, находившейся в процессе своего развития и канонического оформления.

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

– А когда было явление Матери Божьей? – По преданию, это произошло в XVI веке. Явление Божьей Матери было эстонским христианам – лютеранам. Они увидели ее, они нашли икону. И передали русским христианам из деревни Ямы. Значит, они тут соседствовали и с уважением относились к православным святыням: передали икону, не выбросили, знали, что это русским надо. А где потомки тех, кому явилась Божия Матерь? Я не знаю, как разрешить эти вопросы. Но это наша общая эстонская святыня. Благословение Божией Матери на Эстонскую землю. – Много ли святых было на земле Эстонской? Икона священномученика Арсения (Мациевича) на месте его захоронения в Таллине – В разное время по-разному. XVI век – это священномученик Исидор и с ним его прихожане, которых утопили немцы. Преподобномученика Корнилия мы считаем нашим, Александра Невского. Священномученик Арсений (Мациевич) был заточен в Ревеле и здесь отошел ко Господу. Позже – епископ Платон (Кульбуш) и с ним расстрелянные священники. Священномученик митрополит Агафангел (Преображенский) управлял епархией. Канонизирован один священник, который был расстрелян в 1918 году. Могила сохранилась, мы будем открывать могилу, и обретение мощей будет (обретение мощей священномученика Сергия Флоринского состоялось 13 сентября 2003 г. – Православие.Ru ). Протоиерей Карп (Эльб) – эстонец, он был священником в Петербурге, был расстрелян в 1937 году. Так что у нас свои святые тоже есть… У меня есть мечта о причислении к лику святых трех человек. Это представители Русского христианского студенческого движения – люди, которые посвятили свою жизнь христианской проповеди среди молодежи, миссионеры. В первые же дни, когда пришла сюда советская власть, их всех троих арестовали. Их дело было опубликовано в журнале «Вестник РСХД». Они прямо заявили, что их целью является борьба с атеизмом, с коммунизмом и просвещение народа. Так что это были люди хорошей жизни. Их всех троих расстреляли сразу же… В довоенное время церковная жизнь здесь была более традиционная. Праздники двунадесятые праздновали, крестились, венчались. Но подниматься духовный уровень начал благодаря упомянутому студенческому движению. И, как ни странно, религиозный уровень стал значительно повышаться, когда сюда пришла советская власть, когда здесь появились советские люди.

http://pravoslavie.ru/4545.html

православный храм в честь Воздвижения Креста Господня. Литургию после освящения отец Иоанн служил в сослужении девяти священников и пяти диаконов, богослужение совершалось на русском и эстонском языках. На обеде, устроенном в честь освящения храма благотворителем-купцом, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии священник Павел Кульбуш сказал: «Мы празднуем сегодня торжество победы доброго русского сердца, благодаря коему кронштадтский эстонский приход отныне имеет свой храм и твердой ногой пойдет по пути дальнейшего внутреннего преуспеяния и роста… Хвала и благодарение тем, кто это сделал… от души желаю, чтобы всякий эстонец всем сердцем искренне усвоил себе то, чем жив каждый русский человек».Впоследствии епископ Ревельский Платон, священномученик; память празднуется 1/14 января. Протоиерей Иоанн Кронштадтский и священник Николай Симо Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора, и оно пожаловалось на это кронштадтскому пастырю. И Отец Иоанн спросил как-то отца Николая, правда ли, что он совершает богослужения ежедневно. Услышав, что это правда, отец Иоанн пожелал, чтобы священник и дальше также ревновал о службе Божией. Кроме богослужений, отец Николай преподавал Закон Божий в Кронштадтской школе при таможне, в эстонской церковноприходской школе, будучи одновременно ее руководителем, а также он был руководителем Кронштадтского отделения Александро-Невского Общества трезвости и членом комитета кронштадтского Попечительства о народной трезвости. В 1910 году скончалась супруга священника, и на его попечении осталось трое детей от трех до семи лет. Отец Николай шел путем ревнителя православия, и его служение стало со временем вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских. В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора, и

http://pravicon.com/info-3048

Мы просим всех православных христиан не соблазниться беззаконием раскола, но своими молитвами и делами приложить благочестивые усилия к уврачеванию ран на страждущем теле церковном. Мы возносим сугубую молитву Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, да вразумит всех нас и соберет воедино ( Ин. 17:21 ). Приложение Справка об Эстонской Православной Церкви 1. Историко-каноническое становление Православия в Эстонии. История становления православной Церкви в Эстонии начинается с X столетия, и первые священники были направлены сюда епископом Полоцка, который подчинялся Киевскому митрополиту. Письменные источники о принятии Православия эстами относятся к первой половине XII в. Проповедь Христа несли на Эстонскую землю русские поселенцы из Киева, Новгорода, Пскова, и уже к XII в. в ряде городов Эстонии существовали православные храмы, прихожанами которых были и эсты, и русские. В 1570 г. была образована Юрьевская епархия (региональное объединение в составе Церкви). После обретения полной независимости Русской Церкви в XVI столетии Константинопольский Собор 1593 г. поручил руководство церковной жизнью этого края главе Русской Православной Церкви и подтвердил это в его титуле «Патриарха Московского и всея России и северных стран». По окончании в 1721 г. Северной войны Эстляндия была присоединена к России, что в определенной мере способствовало укреплению Православия в ее пределах. С 1718 г. все прибалтийские земли находились в церковном подчинении митрополита Санкт-Петербургского, а уже в 1725 г. они были переданы Псковской епархии. В августе 1817 г. было учреждено особое Ревельское (Таллиннское) викариатство (часть епархии) в составе Санкт-Петербургской епархии, в мае 1865 г. включенное в Рижскую епархию. В декабре 1917 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви в Петрограде был рукоположен для Ревельского викариатства архимандрит Платон (Кульбуш). Епископу Ревельскому Платону было поручено временное управление всей Рижской епархией, которую он возглавлял вплоть до своей смерти в 1920 г. от рук большевиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Кочуров, Царскосельский, прот., сщмч. (1917); Иоанн Кронштадтский, прав. (1908); Иоанн Сарв, прот., сщмч. (1937); Иоанн Стеблин-Каменский, иерей, сщмч. (1930); Иоанникия (Кожевникова), игумения, прмц. (1937); Карп Эльб, прот., сщмч. (1937); Киприан Стороженский, прп. (после 1598); Кира Оболенская, мц. (1937); Кирилл (Смирнов), митр. Казанский, сщмч. (1937); Корнилий Паданский, прп. (после 1583); Ксения Петербургская, блж. (ок. 1803); Лев (Егоров), архим., прмч. (1937); Макарий Римлянин, Новгородский, прп. (XVI-XVII); Мария (Лелянова) Гатчинская, мон., прмц. (1932); Мария Николаевна, великая княжна, страст. (1918);Мартирий Зеленецкий, прп. (1603); Михаил Союзов, прот., исп. (1922); Михаил Чельцов, прот., сщмч. (1930); Никита Алмазов, протодиакон, сщмч. (1937); Николай Александрович, император Российский, страст. (1918); Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (1937); Николай Кулаков, иерей, сщмч. (1938); Николай Кулигин, прот., сщмч. (1937); Николай Орнатский, мч. (1918); Николай Покровский, прот., сщмч. (1937); Николай Розов, прот., сщмч. (1938); Николай Симо, прот., сщмч. (1931); Ольга Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Павел Брянцев, иерей, сщмч. (1938); Петр Скипетров, прот., сщмч. (1918); Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, сщмч. (1919); Серапион I, архиеп. Новгородский, свт. (1516); Серафим (Вавилов), архидиакон, прмч. (1938); Серафим Вырицкий, прп. (1949); Серафим (Чичагов), митр. Петроградский, сщмч. (1937); Сергий (Дружинин), еп. Нарвский, сщмч. (1937); Сергий и Варвара (Васса) Островские, схимонахи, прпп., родители прп. Александра Свирского (после 1474); Сергий (Шеин), архим., прмч. (1922); Симон (Шлеёв), еп. Уфимский, сщмч. (1921); Татиана Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Тихон, еп. Воронежский, Задонский, чудотворец, свт. (1783); Трифон Городецкий, Лужский, прмч. (ок. 1592); Феофил Омучский, прп. (ок. 1412); Философ Орнатский, прот., сщмч. (1918); Юрий Новицкий, мч. (1922). Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

  разделы   рассылка  распечатать Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий: Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться " враждебной рукой Москвы " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, – начал разговор Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. – Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви. – Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий... – Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел (Кульбуш), эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских. В 1920 году Определением Патриарха Московского и всея Руси Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия. Однако все молодые самостоятельные государства хотели, чтобы в их странах были самостоятельные Церкви. В 1923 году в надежде получить автокефалию и в условиях страшных гонений от безбожной власти, обрушившихся на Мать-Церковь в России, возглавляемая митрополитом Александром Эстонская Православная Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриарха. Однако и там был подтвержден только автономный статус. Тогда, в 1935 году, Церковь приняла новый Устав, по сути своей устав автокефалии, которая, впрочем, так и осталась никем не признанной.

http://religare.ru/2_35444.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010