Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЬЮ-ЙОРКСКАЯ И НЬЮ-ДЖЕРСИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы на Манхэттене, Нью-Йорк. 1891 г. Архит. Дж. Кливлэнд Кэди. Фото: Barry Wunger [Англ. The Diocese of New York and New Jersy] Православной Церкви в Америке (ПЦА) с кафедрой в г. Нью-Йорк. Юрисдикция епархии распространяется на г. Нью-Йорк и штаты Нью-Йорк и Нью-Джерси (США). Первые правосл. приходы на территории епархии были образованы в рамках Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ - в Нью-Йорке в 1870 и 1895 гг. и в Буффало в 1894 г. В 1901 г. правящий архиерей еп. свт. Тихон (Беллавин) заложил в Нью-Йорке фундамент кафедрального собора свт. Николая (освящен в 1905). В 1905 г. в Нью-Йорк была перенесена архиерейская кафедра. Новые приходы стали возникать в местах компактного расселения правосл. мигрантов. В 1918 г. епархия была переименована в Североамериканскую и Нью-Йоркскую (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 62. Л. 71). После революции 1917 г. в России амер. правосл. приходы стали тяготеть к отделению от РПЦ. В янв. 1924 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон (Беллавин) освободил митр. Платона (Рождественского) от управления епархией, однако тот приказа не принял. В апр. того же года Детройтский Собор под председательством митр. Платона в одностороннем порядке и вопреки канонам провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке, возникла схизма (подробнее см. в ст. Митрополичий округ в Северной Америке ), преодоленная только в 1970 г. с образованием автокефальной ПЦА. Преемником митр. Платона († 1934) стал митр. Феофил (Пашковский), при к-ром на Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви. Нью-Йоркская епархия оставалась предстоятельской, ею управлял глава митрополии, к-рый носил титул «архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады».

http://pravenc.ru/text/2578007.html

Высокопреосвященнейший митрополит Сергий, в мире Николай Яковлевич Ляпидевский, родился 9 мая 1820 года в городе Тула, где его родитель, Иаков Иродионович Каркадиновский, в то время состоял священником при Богородице–Рождественской, или иначе, Пречистенской церкви, а позже был ключарем местного кафедрального собора и умер в 1855 году в сане протоиерея. Фамилию Ляпидевский Николай Яковлевич получил по матери, брат которой, его дядя, известный впоследствии Московский протоиерей Павел Степанович Ляпидевский († 1891 г.), был магистр VIII курса (выпуска 1832 года) Московской духовной академии. И так как этот дядя его, по окончании курса академического, некоторое время был профессором Вифанской духовной семинарии, то и племянник его некоторое время (в 1834–1835 годах) учился, под руководством дяди, в Вифанской духовной семинарии, а доканчивал курс (1836–1840 гг.) в родной, Тульской семинарии, и отсюда, как лучший воспитанник, в 1810 году был послан, для довершения образования, в Московскую духовную академию. В 1844 году, пред самым окончанием академического курса, именно 24 июня Н. Я. Ляпидевский, согласно прошению, пострижен был в монашество с именем Сергия, данным ему в честь почивающего в Троицкой Лавре преподобного Сергия. Вскоре после выпускных экзаменов, 20 июля, новопостриженный рукоположен был в иеродиакона, а 6 августа того же 1844 года в иеромонаха самим митрополитом Филаретом, который все это время пробыл в Сергиевой Лавре. Как один из лучших воспитанников своего курса, считающего в числе своих питомцев – из архипастырей – доселе здравствующих архиепископов – Харьковского Амвросия (Ключарева) и бывшего Кишиневского Неофита (Неводчикова) и скончавшихся: епископов – Самарского Серафима († 1891), Муромского Андрея († 1868), Томского Платона (1876), Томского же Петра († 1889) и Угличского Амфилохия (1893), – из профессоров Московской и Казанской духовных академий – протоиереев И. М. Богословского -Платонова († 1870), С. И. Зернова († 1886), С. К. Смирнова (1889) и Д. И. Кастальского († 1891) и др., иеромонах Сергий с 30 октября 1844 года оставлен был при самой академии в должности бакалавра. При этом сначала он предназначен был к преподаванию греческого языка в высшем отделении и библейской ветхозаветной истории 1 ; но затем ему поручено было преподавание нравственного и пастырского богословия, на каковой кафедре он и состоял целых 13 лет, до назначения своего на должность ректора академии в 1857 году, когда, по обычаю тех времен, он должен был принять на себя преподавание догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ (ВЦУЗ), высший орган исполнительной и судебной власти Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), действовавший с кон. 1920 по 2 сент. 1922 г. В нояб. 1920 г., после наступления Красной Армии, из Крыма в К-поль эмигрировала часть правосл. духовенства, в т. ч. неск. иерархов, входивших в состав Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). Вначале председатель ВВЦУ ЮВР Киевский митр. Антоний (Храповицкий) полагал, что за границей деятельность высшей рус. церковной власти следует прекратить, а попечение о духовных нуждах эмиграции должны взять на себя Поместные Православные Церкви, но, получив сведения о намерении ген. П. Н. Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками и следуя совету Севастопольского еп. Вениамина (Федченкова) , он пришел к иному решению. 19 нояб. 1920 г. в к-польском порту на борту парохода «Великий кн. Александр Михайлович» состоялось 1-е заграничное заседание ВВЦУ ЮВР с участием митр. Антония, Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) , Полтавского и Переяславского архиеп. Феофана (Быстрова) и еп. Вениамина (Федченкова), к-рое приняло постановление о продлении полномочий ВВЦУ ЮВР «с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах». 22 нояб. в число членов ВВЦУ ЮВР в эмиграции был включен проживавший в К-поле Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) . 29 нояб. ВВЦУ ЮВР в эмиграции поручило митр. Антонию и еп. Вениамину провести переговоры с Местоблюстителем К-польского Патриаршего престола митр. Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе рус. архиереев и беженцев на канонической территории К-польского Патриархата. Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в. Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в. 2 дек. Синод К-польского Патриархата направил митр. Антонию грамоту, разрешавшую образовать из иерархов-членов ВВЦУ ЮВР временную комиссию (эпитропию) под высшим упр.

http://pravenc.ru/text/161107.html

П. Г. Рогозный Источники Основной источниковой базой работы послужили богатейшие материалы Российского Государственного исторического архива. В первую очередь – это фонд канцелярии Святейшего Синода (Ф. 796), канцелярии обер-прокурора Синода (Ф. 797), канцелярии патриарха Тихона (Ф. 831) и архив Поместного Собора (Ф. 833). Привлечены также некоторые документы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Тверской области и Центрального Государственного исторического архива Украины. В фондах РГИА отложились официальные доклады иерархов в Синод о событиях, происходивших в управляемых ими епархиях. Иногда письма и отчеты направлялись на имя конкретных членов высшего церковного органа, как правило, первоприсутствующего в Синоде архиепископа Платона (Рождественского) или архиепископа Сергия (Страгородского) . Часто архиереи стремились заручиться поддержкой обер-прокурора Синода, на его имя приходили как личные послания, так и официальные рапорты иерархов. По такой же схеме шли в столицу и документы церковной «оппозиции» (доклады, сообщения, материалы епархиальных съездов), но в обратной последовательности: вначале обер-прокурору, затем в Синод. Практически во всех епархиях наряду с консисторией образовались церковно-епархиальные советы, их деятельность была официально узаконена Синодом. Нередко они находились в оппозиции правящему архиерею, часто пытаясь сосредоточить в своих руках всю епархиальную власть. Епархиальные советы и созданные «народным правотворчеством» общественные организации духовенства и мирян сигнализировали обер-прокурору о «несоответствующей настоящему моменту» деятельности высших иерархов. Присылали в столицу также и материалы съездов духовенства и мирян, прошедших по всем епархиям в 1917 году. Иногда это просто поздравительные телеграммы на имя обер-прокурора, иногда документы съезда представляют подробнейшую стенограмму заседаний. Из некоторых епархий, где борьба за власть принимала наиболее острые формы, в Синод могли приходить совершенно противоположные отчеты о епархиальных съездах, исходившие от различных противоборствующих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Немоловский), архиеп. Брюссельский (Немоловский Александр Алексеевич; 30.08.1876, Волынь -11.04.1960, Брюссель), митр. Брюссельский и Бельгийский. Род. в семье приходского священника. В 1901 г., по окончании СПбДА со степенью канд. богословия, рукоположен во священника (целибат) Ямбургским еп. Сергием (Страгородским) и назначен священником в г. Катасокуа (США). До 1909 г. служил на различных приходах Алеутской и Североамериканской епархии (Рединг, Джерси-Сити). Издавал газ. «Cbim» на укр. языке, активно занимался возвращением униатов (см. Греко-католики ) в лоно правосл. Церкви. 6 нояб. 1909 г. был пострижен в монашество. 15 нояб. 1909 г. в Александро-Невской лавре С.-Петербурга рукоположен во епископа Аляскинского, викария Североамериканской епархии. А. много ездил по епархии, занимаясь миссионерской деятельностью. С июля 1914 по март 1915 г. ввиду отъезда в Россию архиеп. Платона (Рождественского) А. до прибытия архиеп. Евдокима (Мещерского) возглавлял Североамериканскую епархию. С учреждением в 1916 г. Канадской кафедры был переведен на нее. В 1917 г. был вынужден переехать в Нью-Йорк и снова возглавить Североамериканскую епархию: вначале временно, а с 1919 г.- в соответствии с указом Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и на основании постановления Всеамериканского Собора в Кливленде - постоянно. 7 сент. 1920 г. А. был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С прибытием в США митр. Платона (Рождественского) А. передал ему полномочия по управлению Североамериканской епархией и в 1922 г. покинул США. До 1928 г. жил в К-поле и на Афоне (в Андреевском скиту), затем перешел в подчинение митр. Евлогия (Георгиевского) и принял в управление брюссельский приход. В 1931 г. А. вместе с митр. Евлогием перешел в юрисдикцию К-польского Патриарха. В 1936 г. Патриарх К-польский Вениамин I утвердил А. архиепископом Брюссельским и Бельгийским. После оккупации фашистской Германией Бельгии в мае 1940 г. А. выступил против Гитлера, был арестован, в оковах доставлен в Берлин. По ходатайству митр. Берлинского и Германского РПЦЗ Серафима (Ляде), немца, являвшегося главой всех правосл. приходов на территории Германии, А. был освобожден и до конца войны находился в Берлине.

http://pravenc.ru/text/64268.html

Архив Пн В праздник Собора Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2014 г. 17:44 8 января 2014 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Парфений (Мурелатос), настоятель монастыря святого Павла на Афоне; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; иеромонах Василий (Кестелидис), насельник монастыря святого Павла на Афоне; благочинные г. Москвы и столичное духовенство. Среди молившихся за богослужением были представители командования Ракетных войск стратегического назначения и Военной академии РВСН им. Петра Великого, члены делегации монастыря святого Павла на Афоне, принесшей в Москву древнюю христианскую реликвию — Дары волхвов. За богослужением пел хор Сретенского монастыря (регент — Никон Жила). Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и обратился к верующим с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/3504111.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Богородице-Рождественский монастырь г. Владимира 7 сентября 2014 г. 18:53 7 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Рождества Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре г. Владимира — место первоначального погребения святого благоверного князя Александра Невского. Древний собор Рождества Пресвятой Богородицы XII века был разрушен в 1930 году. В 1993-2004 гг. на его месте был построен новый храм. Святейшего Патриарха сопровождали губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова, глава администрации г. Владимира А.С. Шохин,  митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий . У дверей храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали исполняющий обязанности наместника Богородице-Рождественского монастыря игумен Кирилл (Сурков) с насельниками обители, учащиеся Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и воспитанницы женского епархиального училища. Святейший Патриарх благословил учащихся духовных школ. В храме Первосвятитель приветствовал игумена Кирилла и насельников обители. В благословение на труды Святейший Владыка передал игумену Кириллу наперсный крест, изготовленный к Поместному Собору 2009 года, на котором Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран Патриарх Кирилл. В дар храму Святейший Патриарх передал икону святого благоверного князя Игоря Черниговского. Братии монастыря были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/3730914.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Офейш Абдула; 22.10.1880, Ливан - 1971), бывш. еп. Бруклинский, вик. Алеутской и Североамериканской епархии . Из семьи правосл. сиро-арабов. Окончив ДС в Бейруте, был пострижен в монашество. В 1898 г. рукоположен во диакона, в 1902 г.- во иерея в Православной Церкви в Америке. Служил в объединенном Свято-Николаевском приходе в Монреале (Канада). В февр. 1915 г. Е. возведен в сан архимандрита. В кон. февр. 1915 г., по смерти Бруклинского еп. св. Рафаила (Хававини) , Е. возглавил Сирийскую греко-правосл. кафолическую миссию в Сев. Америке. 30 апр. 1917 г. хиротонисан во епископа Питтсбургского и Зап. Вирджинии. С 31 мая 1917 г. епископ Бруклинский, 1-й викарий Алеутской и Североамериканской епархии, при этом оставался главой Сиро-арабской миссии. В 1923 г. митр. Платоном (Рождественским) возведен в сан архиепископа. Эта хиротония не признавалась ни Московским Патриархатом, ни Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1924 г. Бруклинская епархия вошла в состав Митрополичьего округа в Сев. Америке , и Е. как Бруклинский еп. был под началом митр. Платона (Рождественского). 2 февр. 1927 г. Е. возглавил «Священный Синод» т. н. Независимой Американской Православной церкви, учрежденной митр. Платоном. 5 сент. 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил: «Бруклинскую епархию считать сиро-арабской епархией в юрисдикции Антиохийского Патриаршего Престола и епископа Евфимия считать в ведении Святейшего Патриарха Антиохийского». 14 сент. того же года конституция «Независимой Американской Православной церкви» была утверждена митр. Платоном (Рождественским), Е., Чикагским еп. Феофилом (Пашковским) , Аляскинским еп. Амфилохием (Вакульским) , Виннипегским еп. Арсением (Чаговцом), еп. Сан-Францисским Алексием. 1 дек. 1927 г. состоялось гражданское утверждение «Независимой Американской Православной церкви» и ее конституции в шт. Массачусетс (США). Официального церковного подтверждения эта организация не получила. В 1928 г. митр. Платон, а также архиереи, подписавшиеся под конституцией, возложили всю ответственность за организацию «Независимой Американской Православной церкви» на Е., назвав это «его автокефальной затеей».

http://pravenc.ru/text/187711.html

Платон, епископ Владимирский и Яропольский (Петрункевич) Родился в 1700 году в городе Соснице Черниговской губернии в дворянской семье. Окончил Киевскую духовную академию. По окончании курса прибыл в Коломну, состоял при Коломенском епископе Вениамине (Сахновском, † 1743), которым был пострижен в монашество. Принимал участие в епархиальном управлении. В 1740 году возведен в сан архимандрита Севского Преображенского монастыря. С 9 мая 1742 года – архимандрит Владимирского Рождественского монастыря и член Святейшего Синода. 20 марта 1748 года хиротонисан во епископа Владимирского и Яропольского с оставлением членом Святейшего Синода. Скончался 16 апреля 1757 года в Москве. Погребен в Московском Крестовоздвиженском монастыре. В декабре 1757 года по указу Святейшего Синода гроб с телом епископа Платона был перевезен во Владимир и погребен в кафедральном соборе. Преосвященный Платон, по отзыву епархиальных историков, был архипастырь весьма деятельный, с твердою волею, с решительным, крутым характером. Памятниками его епархиальной деятельности остались основанная в 1750 году духовная семинария и архиерейский дом, построенный им в Рождественском монастыре. Особенно заботился преосвященный Платон о духовной семинарии, на которую затрачивал много своих личных средств и которую он всячески поддерживал. Труды: Указ-послание духовенству о достойном звания их поведении, 1756//Владимирские губернские ведомости. – 1879, 30. Слово на Преображение Господне. – М., 1742. Слово на день Полтавской победы. – М., 1743. Слово на возвращение императора из Киева. – М., 1745. Слово на Новый год. – М., 1746. Слово на день восшествия императрицы Елизаветы на престол. – М., 1746. Слово на день святого апостола Андрея. – М., 1746. Литература: Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1. – С. 50. Надеждин К. Очерк истории Владимирской семинарии//Владимирские епархиальные ведомости. – 1865, 1867, 1886, 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010