Собрание приняло следующую резолюцию: «Организованное законоучительным Отделом Всероссийского Церковного Собора собрание Всероссийского Совета родительских организаций, Союза Союзов родительских комитетов г. Москвы, представителей родительских комитетов г. Петрограда и законоучителей всех учебных заведений г. Москвы, в заседании 4 (17) февраля единогласно постановило: признать преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях обязательным, а все попытки на его изгнание из школы считать посягательством на народную святыню, давлением на совесть родителей и учащихся» 267 . 14 (27) февраля Поместный Собор учредил комиссию под председательством архиепископа Кирилла и в составе архимандрита Матфея (Померанцева) и П. Я. Руднева для расследования обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира. Позднее, когда выяснилось, что в Киеве по постановлению Всеукраинского Православного Церковного Собора была также организована под председательством епископа Елисаветградского Прокопия (Титова) подобная комиссия, исследовавшая все обстоятельства мученической кончины священномученика Владимира Киевского, Поместный Собор Российской Церкви упразднил собственную комиссию, тем более что никто из трех членов комиссии не смог добраться до Киева 268 . Тем не менее назначение владыки Кирилла председателем этой комиссии говорило о высоком доверии Собора к Тамбовскому иерарху. На другом соборном заседании 22 марта (4 апреля) 1918 года архиепископ Кирилл был избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви, составленную из 12 человек – митрополита Одесского Платона (Рождественского), епископа Вятского Никандра (Феноменова), архимандрита Матфея (Померанцева), протоиерея Π. Н. Лахостского, протоиерея А. П. Рождественского, П. И. Астрова, профессора И. М. Громогласова, Н. Д. Кузнецова , генерала Л. К. Артамонова, В. Г. Рубцова, С. П. Руднева 269 . Не будучи политически ангажированным церковным деятелем, которого можно было бы заподозрить в некритичном отношении к какой-либо из государственных систем, архиепископ Кирилл уже тогда являл собой тот тип истинно православного иерарха, который в XX веке станет совестью Русской Церкви, ничем не уронив церковного достоинства и стяжав мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый храм был построен деревянный; в устройстве его принимал деятельное участие архимандрит – настоятель Владимирского Рождественского монастыря Боголеп. В новопостроенный храм архимандрит Боголеп, передает местное предание, пожертвовал из Рождественского монастыря иконостас с святыми иконами. Храм освящен был в 1714 г. Дер. Починки с открытием в ней прихода стала именоваться селом «Дмитриевским, что на реке Ворше», в отличие от других сел Дмитриевских; а позднее по имени реки стало называться просто «Воршею», удерживая и прежнее название «Починки». В 1755 г., по благословению Платона, епископа Владимирского и Иеропольского, усердием прихожан был построен другой храм, теплый, деревянный, во имя Св. Живоначальной Троицы. Обе деревянные церкви существовали до 1832 г., а в этом году за ветхостью были разобраны; на месте их поставлена деревянная часовня и два каменные столба. Ныне существующая в селе Ворше каменная церковь во имя Св. Живоначальной Троицы отстроена и освящена в 1832 г.; около 1839 г. при ней поставлена каменная колокольня. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою. Престолов в церкви три: в холодной - во имя Св. Живоначальной Троицы, в приделах теплых: в честь св. Димитрия Солунского и князя Александра Невского. Копии метрических книг с 1802 г., исповедных росписей с 1829 г. и опись церковного имущества хранятся в церкви. В иконостасе холодного храма все иконы, кроме иконы св. Димитрия Солунского, греческого письма и довольно искусного. В теплой церкви находится древний образ св. Александра Невского в иконостасе придела его имени, почитаемый народом за чудотворный. Церкви принадлежат упомянутая деревянная часовня и двухэтажный каменный дом, в котором с 1871 г. помещается церковно-приходская школа. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., пахотной 27 дес., сенокосной 6 дес. Особого плана и межевой книги на землю нет; она значится в общем сельском плане. Штат причта: священник, диакон и псаломщик. Содержания причт получает от земли и за требоисправления до 1485 руб. в год. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход состоит из села, сельца Афанасьева, деревень: Демидовой, Овинцевой, Козьминой, Кониной и Елховиц. Деревни отстоят от церкви не далее 3 верст. Всех дворов в приходе 305; душ муж. пола 1062, жен. 1183. В 1891 г. священником села Ворши открыто общество трезвости

http://sobory.ru/article/?object=02091

По случаю признания верховной власти адм[ирала] Колчака Церковь устанавливает на многолетиях поминание: «Богоспасаемой державы Российской благоверного Правителя ее и православного воинства». (Соб. кор.)  Жизнь. 1919. 8 июня 38). 20. Послание Поместного Церковного Собора (о послании донским казакам) Получено послание Поместного Церковного Собора на Юго-Востоке России, адресованное донскому казачеству. В этом послании казаки приветствуются за свой героизм и благословляются на борьбу за освобождение Москвы. Жизнь. 1919. 22 июня 50). 21. Южнорусский Церковный Собор. (Исторический материал) (информационный отчет члена Собора священника В. Кожина) 5 мая архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор прислал от 30 апреля за 264 следующее отношение на имя высокопреосвященнейшего Митрофана. Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь и отец. Состоявшееся 27-го сего апреля в г. Екатеринодаре собрание духовенства и мирян, под председательством Херсонского и Одесского митрополита Платона, при участии архиепископов Таврического Димитрия и Екатеринославского Агапита, епископа Кубанского Иоанна, протопресвитера военного и морского духовенства Г. Шавельского , членов Священного Собора прот[оиерея] проф[ессора] А. Рождественского , свящ[енника] Г. Ломако и проф[ессора] кн[язя] E. Н. Трубецкого и др. лиц, признано крайне необходимым, до установления правильных сношений с Святейшим Патриархом и Священным Синодом, немедленно организовать на Юге России Временное высшее церковное управление для разрешения всех вопросов, возникающих и могущих возникнуть на территории, занимаемой войсками ген[ерала] Деникина, и превышающих компетенцию духовной епархиальной и высшей военно-гражданской власти. Необходимость немедленной организации такого управления еще в марте месяце этого года была признана Главнокомандующим генералом А. И. Деникиным, тогда уже им были предприняты шаги к осуществлению этой мысли. Озабоченное собрание обратилось ко мне, как к старейшему из местных иерархов с просьбою для разрешения вопроса о Временном высшем церковном управлении созвать Поместный Собор, пригласив на него всех как правящих, так и викарных епископов, находящихся на территории, занятой Вооруженными силами на Юге России, протопресвитера военного и морского духовенства, представителей (по два пресвитера и по два мирянина) от местных епархиальных советов и от армий, пребывающих на означенной территории членов Священного церковного Собора, а также по одному представителю от высшего командования и от казачьих войск: донского, кубанского и терского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

В отношении реформы духовных семинарий комиссия предлагала выделить в отдельные мужские школы первые 4 класса, в которых должны были преподаваться общеобразовательные дисциплины. По окончании этих 4 лет обучения выпускники получали бы право поступать для продолжения обучения в светские учебные заведения. В 5-м и 6-м классах семинарий должны были преподаваться специальные богословские дисциплины. А последние два класса семинарий, в соответствии с этим проектом, надлежало выделить в пастырско-богословские школы с более сложной богословской программой. Участники III сессии Всеукраинского Церковного Собора также выразили протест против нового государственного закона Украины о церковно-приходских школах и высказались за то, чтобы целиком заново рассмотреть вопрос об их деятельности. На Соборе было признано необходимым возвысить до степени епископа ректора Киевской Духовной семинарии. В соответствии с этим решением 20–21 октября 1918 г. состоялись наречение и хиротония ректора КДС архимандрита Амвросия (Полянского) во епископа Винницкого, викария Киевской митрополии. Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора таки и не успели рассмотреть, так как соборные заседания были прерваны государственным переворотом и приходом к власти петлюровской Директории. После того, как петлюровские власти арестовали и выслали в Галицию митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Евлогия (Георгиевского), по инициативе митрополита Херсонского и Одесского Платона (Рождественского) 7–8 (20–21) декабря 1918 г. в Киеве был проведен Собор украинских православных архиереев. На нем было постановлено образовать в Киеве т.н. Контору Священного Собора епископов Украины – орган, призванный решать поточные церковные дела в перерыве между сессиями Собора епископов. Во главе Конторы был поставлен епископ Кременецкий Дионисий (Валединский), ее членами избраны епископ Каневский Василий (Богдашевский) и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Однако реальным органом высшей церковной власти Контора Священного Собора епископов Украины так и не смогла стать, так как 1 января 1919 г. Директория своим декретом объявила об автокефалии Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев идеи автокефалии была сформирована т.н. «Украинская высшая освященная церковная рада» во главе с архиепископом Екатеринославским Агапитом (Вишневским). Впрочем, Рада вскоре также прекратила свое существование по причине наступления большевиков на Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Но на Архиерейском Соборе, состоявшемся в Карловцах 16 октября 1924 г., вновь был поднят вопрос о статусе Западно-европейской митрополии в связи с тем, что митрополит Евлогий не признавал за Архиерейским Синодом канонической власти над собой. Восемью голосами против четырех при нескольких воздержавшихся было вынесено решение об упразднении автономии Западно-европейской митрополии. По настоянию митрополита Евлогия Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его патриархом. Напряженные отношения между митрополитом Евлогием и зарубежным Синодом в 1926 г. привели к формальному разрыву. На очередном Архиерейском Соборе в Карловцах в июне 1926 г. митрополит Евлогий потребовал в первую очередь рассмотреть вопрос об управлении Русской Православной Церковью за границей. Собор отказался менять повестку дня, и митрополит Евлогий покинул Карловцы. Архиерейский Собор осудил митрополита Платона (Рождественского) за его попустительство автокефалистским тенденциям в Североамериканской епархии. В ответ на это митрополит Платон тоже ушел с Собора. Решение Архиерейского Собора о выделении Германии в особую самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко) вызвало резкий протест со стороны митрополита Евлогия. Разрыв стал свершившимся фактом. Митрополита Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции: бывший председатель Совета министров В. Н. Коковцов, генералы и офицеры, профессора, литераторы, студенческая молодежь. На очередном Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1927 г. в Карловцах, митрополит Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении. В ответ на это митрополит Евлогий обратился с посланием к духовенству и приходам, в котором отверг решения, принятые в Карловцах, как неправомочные: «Собор и заграничный Архиерейский Синод в нынешнем их составе не являются моею канонической властью и посему не могут вмешиваться в дела моей епархии и не могут ведать и решать духовную совесть вверенной мне паствы. Отныне наша Западноевропейская митрополия становится на путь самостоятельного, не зависимого от заграничного Архиерейского Синода существования, так же как независимо от него живут Американская Русская Православная Церковь с митрополитом Платоном во главе и со всеми его епископами, Латвийская Церковь с архиепископом Иоанном, Литовская с архиепископом Елевферием и другие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», Е. Лаврентьев Рождественский монастырь, кафедральный, близ Калуги, на реке Ячейке. Основан в половине XVI века. В соборе почивают под спудом мощи преподобного Лаврентия (см. 10 августа); над ними медная высеребрянная рака. Ежегодно 18 июля бывает крестный ход из монастыря кругом Калуги в память избавления от холеры, а в память дня преставления преподобного Лаврентия совершается крестный ход из Калуги в монастырь. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Согласно преданию, Свято-Лаврентьев монастырь был основан на месте деревянного храма в честь Рождества Христова, известного с XV в. и находившегося в нескольких километрах к северо-западу от г. Калуги на левом берегу р. Яченки. Этот храм посещал праведный Лаврентий Калужский. В настоящее время территория монастыря входит в черту города. Сведения о зарождении монастыря относятся ко времени кончины праведного Лаврентия. По желанию князя Симеона на месте подвигов Святого возникла иноческая обитель, которая сначала называлась Рождественской, а затем Лаврентьевской. Первый игумен обители Серапион упоминался в 1564 г. История Лаврентьева монастыря была тесно связана с историей г. Калуги в Смутное время. В 1610 г. в стенах обители укрылся Лжедмитрий II, бежавший в Калугу из Тушинского лагеря. В октябре 1617 г. около монастыря произошло сражение русских войск под командованием князя Пожарского с армией польского короля Сигизмунда, и тогда обитель была разорена. Монастырь начал восстанавливаться только после 1622 г. С 1708 г. он возглавлялся архимандритом. С 1732 г. внутри обители велось каменное строительство. По учрежденным в 1764 г. духовным штатам Свято-Лаврентьев монастырь был причислен к третьему классу и имел настоятеля, 11 монахов, вольного писца и 8 служителей. В 1776 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в монастыре расположилась вновь учрежденная духовная семинария. Тогда же к настоятельским кельям был пристроен семинарский корпус. Семинария располагалась здесь до 1800 г. С открытием в 1799 г. Калужской епархии Лаврентьев монастырь стал летней архиерейской резиденцией.

http://sobory.ru/article/?object=02530

17 (30) мая 1906 года святитель Тихон вместе с епископом Рафаилом освятили храм в честь святителя Тихона Задонского . За службой пел хор из прихода Уилкс-Барре, приехавший вместе с отцом Алексием Товтом. Настоятелем новой обители стал возведенный в сан игумена Арсений (Чаговцев). С самого начала своего существования монастырь стал одним из миссионерских центров Северной Америки и играл огромную роль в деле распространения Православия на американском континенте. В 1907 году на территории обители располагались братский корпус с трапезным храмом во имя святого Тихона Задонского и приют для 15 сирот. В составе братии числились: игумен, два иеромонаха и семь послушников. Еще до основания семинарии монастырь святого Тихона вносил существенный вклад в православное богословское образование в Америке: в нем проходили подготовку будущие миссионеры и священнослужители. В это время финансовая поддержка Североамериканской миссии Русской Православной Церкви и богословского образования осуществлялась гражданскими и духовными лицами Российской империи. После революции 1917 года Североамериканская епархия испытывала серьезные финансовые трудности, потому что помощь Церкви из России стала недоступной. В связи с этим семинария святого Платона в Нью-Джерси была закрыта в 1923 году, и монастырь святого Тихона становится единственным местом в Америке, где можно было получить православное богословское образование. В 1938 году при Тихоновском монастыре открылась одноименная семинария, до 1942 года имевшая статус пастырской школы. Первым ректором семинарии стал архиепископ Арсений (Чаговцов). В 1941 году в центре старого участка кладбища в память о митрополите Платоне (Рождественском) была возведена часовня. Впоследствии, в 1999 году, она была перестроена. В 1950-х годах в монастыре поселился переехавший из Югославии святитель Николай Жичский, бывший в 1955–1956 годах ректором семинарии и скончавшийся в монастыре 18 марта 1956 года. В 1965 году при активном участии священника Иосифа Свайко, будущего предстоятеля Православной Церкви Америки, в монастыре была осуществлена комплексная реставрация.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Офейш Абдула; 22.10.1880, Ливан - 1971), бывш. еп. Бруклинский, вик. Алеутской и Североамериканской епархии . Из семьи правосл. сиро-арабов. Окончив ДС в Бейруте, был пострижен в монашество. В 1898 г. рукоположен во диакона, в 1902 г.- во иерея в Православной Церкви в Америке. Служил в объединенном Свято-Николаевском приходе в Монреале (Канада). В февр. 1915 г. Е. возведен в сан архимандрита. В кон. февр. 1915 г., по смерти Бруклинского еп. св. Рафаила (Хававини) , Е. возглавил Сирийскую греко-правосл. кафолическую миссию в Сев. Америке. 30 апр. 1917 г. хиротонисан во епископа Питтсбургского и Зап. Вирджинии. С 31 мая 1917 г. епископ Бруклинский, 1-й викарий Алеутской и Североамериканской епархии, при этом оставался главой Сиро-арабской миссии. В 1923 г. митр. Платоном (Рождественским) возведен в сан архиепископа. Эта хиротония не признавалась ни Московским Патриархатом, ни Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1924 г. Бруклинская епархия вошла в состав Митрополичьего округа в Сев. Америке , и Е. как Бруклинский еп. был под началом митр. Платона (Рождественского). 2 февр. 1927 г. Е. возглавил «Священный Синод» т. н. Независимой Американской Православной церкви, учрежденной митр. Платоном. 5 сент. 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил: «Бруклинскую епархию считать сиро-арабской епархией в юрисдикции Антиохийского Патриаршего Престола и епископа Евфимия считать в ведении Святейшего Патриарха Антиохийского». 14 сент. того же года конституция «Независимой Американской Православной церкви» была утверждена митр. Платоном (Рождественским), Е., Чикагским еп. Феофилом (Пашковским) , Аляскинским еп. Амфилохием (Вакульским) , Виннипегским еп. Арсением (Чаговцом), еп. Сан-Францисским Алексием. 1 дек. 1927 г. состоялось гражданское утверждение «Независимой Американской Православной церкви» и ее конституции в шт. Массачусетс (США). Официального церковного подтверждения эта организация не получила. В 1928 г. митр. Платон, а также архиереи, подписавшиеся под конституцией, возложили всю ответственность за организацию «Независимой Американской Православной церкви» на Е., назвав это «его автокефальной затеей».

http://pravenc.ru/text/187711.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 8 ( 21 ) Священномученик Павел Преображенский Священномученик Павел родился 10 декабря 1882 года в городе Коломне в семье священника Платона Павловича Преображенского. В 1905 году Павел Преображенский окончил Московскую Духовную семинарию. В 1907 году он женился на дочери протоиерея Иоанна Митропольского Анастасии и в 1908 году был рукоположен во диакона к Московскому Рождественскому монастырю. В 1917 году диакон Павел был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы села Мишутино Московской губернии. Приход был очень бедным, и приходилось заниматься летом сельским хозяйством, а зимой извозом. Недалеко от села была роща, в которой мужики рубили лес на дрова. Вместе с крестьянами и отец Павел ездил в рощу, грузил дрова на телегу и возил их в Сергиев Посад. Семья батюшки с трудом сводила концы с концами. В трех километрах от Мишутина служил священник Иоанн Инюшин. Инюшины и Преображенские были дружны. В праздники они встречались семьями, на Рождество устраивали елку, которую дети украшали самодельными игрушками, яблоками и конфетами. В конце 1928 года отец Павел был назначен настоятелем Ильинской церкви села Синьково. Уезжая из Мишутина, он продал дом, чтобы в Синькове купить новый, но денег за него не получил: покупатель, вселившийся в дом священника, заявил, что попу денег не полагается. Поэтому жилье пришлось снимать. Жили в одной комнате. Уголок священника был отгорожен гардеробом. В середине тридцатых годов отец Павел был возведен в сан протоиерея. В общении священник был прост и добросердечен. Прихожане любили батюшку и бывали частыми гостями у него в доме: кто с вопросами приходил, кто за книгой, а кто нуждаясь в духовной поддержке. «Добрейшей души человек», – говорили они. Его пастырское участие распространялось на каждого, кто к нему обращался. В середине июня 1937 года у него в гостях оказалась женщина, перешедшая на агентурную службу советской власти и не скрывавшая этого, – Раиса Уклонская. Отец Павел принял осведомительницу у себя дома и сказал ей: «Зря вы... ушли из Церкви, ведь не прочна ваша новая платформа, не верьте ей».

http://fond.ru/kalendar/1004/pavel/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010