Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина), преподаватели и студенты Сретенской духовной семинарии. Богослужебные песнопения исполнили хор Сретенского монастыря под управлением Н.С. Жилы, хор Сретенской духовной семинарии под управлением М.В. Качанкина, сводный молодежный хор Просветительского центра Сретенского монастыря под управлением Аллы Загурской и Марии Евсеевой. На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Ноздрина, учащегося Московской духовной академии. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Кирилл (Попов), насельник Сретенского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона. Приветствуя Святейшего Владыку, архиепископ Верейский Амвросий отметил, что сегодня Церковь вспоминает 90-летие преставления священномученика Илариона. В дар Его Святейшеству наместник Сретенской обители преподнес облачение, созданное по образцу облачения митрополита Платона (Левшина) середины XVIII века, находившегося в ризнице Чудова монастыря, а ныне пребывающего в музее ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь. Затем, обращаясь к митрополиту Псковскому Тихону со словами сердечной благодарности за труды, Предстоятель Русской Церкви в частности, отметил: «Радуюсь, что мы сегодня вместе с имеем возможность свершить здесь, в том месте, с которым была связана значительная часть жизни владыки Тихона, в Сретенском монастыре, совместную молитву. Благодарю Вас, владыка, за все то, что Вы сделали. Мы видим и этот величественный храм, и замечательную школу, и народ Божий, который объединялся вокруг Вас и который и сейчас посещает Сретенский монастырь. Это то доброе дело, которое зачтется Вам в вечной жизни и которое вызывает уважение и признательность нашу ныне. Пусть Господь помогает Вам на новом месте Вашего служения».

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

А «спорить» - значит способствовать,  помогать. Старец Амвросий  заказал икону как символ того, что Божия Матерь  - «помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного», то есть Богородица помогает людям в заботах о пропитании. В частности, перед  иконой «Спорительница хлебов» часто молились при засухе. Подготовил Кирилл Баглай //Фома. - -  октябрь 2020. - С.38-39. - (раздел « Вера »). Священномученик Павел (Преображенский) родился 10 декабря 1882 года в семье диакона Платона Павловича Преображенского, служившего в церкви села Воскресенского Коломенского уезда Московской губернии. В 1897 году Павел окончил Коломенское духовное училище, в 1905 году — Московскую духовную семинарию. 12 января 1907 года он обвенчался с Анастасией, дочерью служившего в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля протоиерея Иоанна Митропольского. В том же году Павел был рукоположен во диакона к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском монастыре в Москве и поселился в небольшом двухэтажном доме рядом с монастырем. У них с супругой родились два сына и три дочери. В 1917 году диакон Павел был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Мишутино Александровского уезда Владимирской губернии. Приход был бедным, и, чтобы прокормить семью, летом священнику приходилось заниматься полевыми работами, а зимой подрабатывать   извозом. Семья с трудом сводила концы с концами. В 1928 году отец Павел был назначен настоятелем Ильинской церкви в селе Синьково Дмитровского уезда Московской губернии. Жилье на новом месте пришлось снимать. Вся семья священника разместилась в одной комнате. В Сенькове отцу Павлу также пришлось          подрабатывать на жизнь крестьянским трудом. Богослужение отец Павел совершал          строго по уставу и горячо молился на службах. В общении был прост, добросердечен и гостеприимен, и прихожане были частыми гостями в его скромном жилище. «Добрейшей души был человек», - говорили о нем люди, вспоминая, что его пастырское служение распространялось на каждого, кто к нему обращался.         Несмотря на недоброжелательность и гонения властей, отец Павел старался сохранять церковные традиции: на престольный праздник устраивался крестный ход, а на Крещение все ходили на реку, и он освящал воду в реке.

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-210...

328. Телеграмма Св. синоду викария Киевской епархии, епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) 567 3 марта 1917 г. Как поминать на службах? Епископ Никодим РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Л. 1. Подлинник. 329. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского) 4 марта 1917 г. Почтительнейше прошу указаний относительно церковного объявления манифестов 568 и поминовении [на] Богослужении царствующего дома. Анастасий, архиепископ Кишиневский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 2. Подлинник. 330. Телеграмма Св. синоду архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского) 569 4 марта 1917 г. Kindly advise form of church commemoration of governmental power. Archbishop Evdokim 570 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 4. Подлинник. 331. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила(Троицкого) 4 марта 1917 г. Прошу указаний относительно прочтения в церквах высочайшего манифеста об отречении Государя Императора от престола и относительно поминовения за богослужениями. Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 11. Подлинник. 332. Телеграмма Св. синоду епископа Якутского и Вилюйского Евфимия (Лапина) 4 марта 1917 г. Почтительнейше прошу дать указания относительно действий [в] настоящем положении. Епископ Евфимий РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 12, 13, 15, 19. Подлинники; четыре экземпляра. 333. Телеграмма Св. синоду экзарха Грузии, 571 архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) 572 4 марта 1917 г. Гражданской властью края сегодня обнародованы два манифеста. Прошу незамедлительно дать мне указания. Экзарх Грузии архиепископ Платон РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 14. Подлинник. 334. Телеграмма Св. синоду епископа Рижского и Митавского Иоанна (Смирнова I) 573 4 марта 1917 г. Прошу указаний, как совершать царское возглашение на богослужении. Епископ Иоанн 574

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 голосами против при нескольких воздержавшихся вынесено было решение об упразднении автономии Западноевропейской митрополии. По настоянию митрополита Евлогия, Собор, однако, согласился отложить исполнение этого постановления до утверждения его Патриархом. Напряженные отношения между митрополитом Евлогием и карловацким центром в 1926 году привели к формальному разрыву. На очередном Архиерейском Соборе в Карловцах в июне 1926 года митрополит Евлогий потребовал в первую очередь рассмотреть вопрос об управлении Русской Православной Церковью за границей. Собор отказался менять повестку дня, и митрополит Евлогий покинул Карловцы. Архиерейский Собор осудил митрополита Платона (Рождественского) за его попустительство автокефалистским тенденциям в Северно-Американской епархии. В ответ на это митрополит Платон тоже ушел с Собора. Решение Архиерейского Собора о выделении Германии в особую самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко) вызвало резкий протест со стороны митрополита Евлогия. Разрыв стал свершившимся фактом. Митрополита Евлогия поддержала большая часть парижской эмиграции: бывший председатель Совета министров В.Коковцев, генералы и офицеры, профессора, литераторы, студенческая молодежь. Во Франции и других западноевропейских странах строились православные храмы, открывались новые приходы. Для подготовки священнослужителей в 1925 году в Париже был открыт Богословский институт, который по названию институтского храма стал называться институтом преподобного Сергия. В Институте преподавали известные русские богословы, церковные историки и религиозные философы: епископ Вениамин (Федченков), А.В.Карташев, протоиерей В.В.Зеньковский, С.С.Безобразов (впоследствии епископ Кассиан), протоиерей С.Н.Булгаков, Г.В.Флоровский (впоследствии протоиерей), Г.П.Федотов, Б.П.Вышеславцев, Н.Н.Афанасьев (впоследствии протоиерей), В.И.Ильин. В юрисдикции Карловацкого Синода остались русские приходы на Балканах, в Германии и на Дальнем Востоке. На очередном Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1927 года в Карловцах, митрополит Евлогий и его викарии были запрещены в священнослужении.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

...Спешите, отцы и братие, с Божией помощью на труд по обновлению жизни народной на началах правды и свободы. Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. 22. Отдел неофиц. С. 333334, 346. 147. Из речи архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) в день открытия Всероссийского съезда православного духовенства и мирян 1 июня 1917 г. Нужно придерживаться одного единственного пути, по которому может пойти реформа церковно-общественной жизни в свободном государстве. Это – путь от Христа к народу и от народа к Христу. Мы знаем и чувствуем все сейчас, что свершается великий исторический перелом. Мы знаем, что революция должна вылиться в эволюцию. Мы, Церковные деятели, были позади этой революции, но за нас потрудились общественные Деятели, которые заработали эту свободу и шли впереди движения. Теперь мы должны стремиться к тому, чтобы новые идеи не распылялись, чтобы мы объединились на благо Церкви и свободного государства. Я уверен, что съезд ответит на все жизненные вопросы, поставленные сейчас церковью. Сомкните, живые представители церкви, свои ряды, укрепите вашу свободную позицию и докажите, что если вы жили и могли работать при старом режиме, то будете жить и с большей энергией работать при новых условиях жизни. Докажите, что мы в этой оре не распылим свои силы и идеи, а создадим высокую нравственную организацию. Утро России. М., 135. С. 4. 148. Из речи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского) на Всероссийском съезде православного духовенства и мирян 303 7 июня 1917 г. Съездом уже предрешен вопрос о том, что отделение церкви от государства не произойдет, и что обеспечение духовенство будет получать от государства. Я сочувствую такой точке зрения, но почти уверен, что в жизни этого никогда не будет, и прежнее сожитие между церковью и государством не восстановится. Церкви дадут гроши, нас просто выпустят на свободу с пустыми карманами. Отделение церкви от государства произойдет непременно. Утро России. М., 1917. 140. С. 5. 149. Из речи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского) на Всероссийском съезде православного духовенства и мирян 110 июня 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сознании чрезвычайной важности совершающихся событий, будем молить и просить своих пасомых не осложнять хода жизни разного рода ненужными резкими выступлениями. Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. 910. Офиц. отдел. С. 102103. 55. Из проповеди экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского) 8 марта 1917 г. Ныне мы переживаем великий исторический момент, равного которому по его тяжести и значению наша история, пожалуй, не знает. Тяжесть его – борьба с внешним врагом и внутренняя разруха. Значение – в замене формы государственного правления, в переустройстве жизни русского народа. Триста лет назад русский народ вручил свое самодержавие Михаилу Федоровичу Романову, под сенью одной из костромских обителей. 154 Теперь он, почувствовав и сознав свою политическую и гражданскую зрелость, выразил желание взять самодержавие назад, а Царь исполнил это желание. Великий труд предстоит в проведении в жизнь народную новых начал, но труд этот будет осуществлен; потухавший очаг государственной жизни, Бог даст, разгорится и засияет тем пламенем, у которого будет и светло, и тепло всем народам, населяющим Россию. Вестник Грузинского экзархата. Тифлис, 1917. 56. Неофиц. отдел. С. 165166; Тифлисский листок. Тифлис, 1917. 54. С. 3. 56. Речь архиепископа Могилевского и Мстиславского Константина (Булычева) в кафедральном соборе Могилева 8 марта 1917 г. Совершились великие события. Сейчас мы слышали акт отречения от престола Государя Императора Николая Александровича. Государь обладал замечательной доброй душой, был исполнен самых лучших намерений, неизменно желал добра врученной ему Богом Державе. Но весьма многие из лиц, окружавших Государя, ведавших различными отраслями государственного управления, были, к глубокому прискорбию, далеко не на высоте своего положения, они злоупотребляли доверием Государя, смотрели на свое высокое положение не как на служение благу народному, а как на средство к удовлетворению своего честолюбия и корыстолюбия, заботились только о своем благе, а об интересах и нуждах народа не радели. Народу тяжело жилось при таких правителях. Недовольство народное возрастало больше и больше и наконец разрешилось волнениями. Тогда Государь признал за благо отречься от престола для того, как сказано в акте отречения, «чтобы облегчить народу тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После поражения Деникина Россию покинули митрополит Антоний, архиепископы Волынский Евлогий, Кишиневский Анастасий, Минский Георгий, Курский Феофан, епископ Лубенский Серафим (Соболев) и другие архиереи, застигнутые гражданской войной на юге страны. Архиепископ Таврический Димитрий, архиепископ Полтавский Феофан, епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) находились тогда в Крыму на последнем клочке земли, оставшемся в 1920 году у белых. Председатель Высшего Временного Церковного Управления митрополит Новочеркасский и Донской Митрофан не покинул родной земли, затворившись в монастыре в Старочеркасске. На родине остались также престарелый Ставропольский архиепископ Агафодор, епископ Арсений (Смоленец) и еще несколько архиереев. После поражения Врангеля архиепископ Таврический Димитрий остался в России, а архиепископ Феофан и епископ Вениамин (Федченков), возглавлявший войсковое духовенство, эмигрировали. Главнокомандующие белых армий в своих приказах провозглашали, что их войска сражаются за поруганную веру и оскорбление церковных святынь. Но вера христианская поругалась и белыми офицерами. Среди них были, конечно, благочестивые люди, но большинство было равнодушно к Церкви. По воспоминаниям современников, после одного из сражений летом 1920 года протоиерей Андроник Федоров отпевал убитых, тела которых лежали перед ним на голой земле. А в это время, заглушая панихиду, из вагона казачьего генерала Бабичева неслись пьяные голоса бражников, ревущих похабные частушки, разудалые звуки оркестра и топот пляски. Другой белый генерал Ф.Ф. Абрамов в разговоре с одним гражданским чиновником глумливо отозвался о том же священнике протоиерее Андронике Федорове: «Помилуйте, отец Андроник хочет всех нас уверить в непорочном зачатии Иисуса Христа... Ну можно ли говорить такие вещи в штабной церкви, где присутствует столько образованных людей. Я наблюдал за офицерами, и они почти все улыбались во время разглагольствования батюшки на эту пикантную тему». Крайне сложно складывались церковные дела в национальных окраинах страны. Еще в марте 1917 года без благословения экзарха Грузии Платона (Рождественского) в Мцхете состоялся Собор местных епископов, клириков и мирян, который провозгласил восстановление автокефалии Грузинской Церкви. Временное Правительство признало грузинскую автокефалию. 8 сентября 1917 года Католикосом-Патриархом избран был епископ Кирион (Садзаглишвили).

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

За богослужением молились президент общественного фонда «Апостол» Г.Г. Сосновский, многочисленные прихожане. Гостями праздника стали генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Д.А. Тураев с супругой, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Казахстан М.С. Симакова. По запричастном стихе иерей Андрей Шкляр огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В завершение духовенство и хор совершили славление перед иконой праздника, исполнив тропарь, кондак и величание Рождеству Христову, были возглашены уставные многолетия.  Митрополит Александр поздравил собравшихся с праздником и произнес проповедь . Прямую трансляцию Литургии осуществляла телестудия Казахстанского митрополичьего округа «Семиречье». Охрану и порядок в Вознесенском соборе и на прилежащей территории обеспечивали казаки Союза казаков Семиречья во главе с атаманом В.С. Шихотовым. Владыка Александр поздравил с днем рождения клирика Вознесенского кафедрального собора протодиакона Владимира Сыровацкого, вручил святую просфору и пожелал помощи Божией в трудах на благо Церкви Христовой. Участникам праздничного богослужения раздавались просветительские брошюры «Святые дни от Рождества до Крещения», подготовленные издательским отделом Митрополичьего округа по благословению митрополита Александра. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/6091971.ht...

Так неспокойно в водовороте многих государственных и церковных событий, в борьбе за сохранение вековых устоев церковной жизни заканчивалась жизнь профессора. 23 мая 1906 года из Санкт-Петербурга, где профессор участвовал в заседаниях Предсоборного Присутствия, он прислал в Совет Академии прошение, в котором заявил о своем желании «предоставить занимаемую им кафедру в обновляющейся Академии более свежим силам» и просил исходатайствовать ему увольнение от службы в Академии. Совет Академии, рассмотрев 15 июня 1906 года прошение профессора, по предложению ректора епископа Чигиринского Платона (Рождественского), единогласно избрал увольнявшегося профессора почетным членом Академии «во внимание к его выдающейся, по своим добрым результатам, самоотверженной свыше 50-летней службе в Академии». Святейший Синод своим указом от 20 июля 1906 года утвердил В. Ф. Певницкого в звании почетного члена Академии. Вскоре последовало Высочайшее соизволение Императора Николая II от 19 октября 1907 года на дополнение к Уставу Духовных Академий статьей следующего содержания: «Профессора Духовных Академий, оставляющие службу при Академии за выслугою лет (30), могут по представлению Совета Академии и утверждению Св. Синода оставаться при Академиях в качестве сверхштатных профессоров, с правом участия в заседаниях академического Совета наравне с штатными профессорами». Действие этой статьи распространялось и на тех профессоров, которые уже успели уволиться. В. Ф. Певницкий поспешил воспользоваться своим правом остаться заштатным профессором Академии и до самой своей смерти старался не пропускать ни одного заседания Совета Академии. На 80 году своей жизни В. Ф. Певницкий в период Великого поста серьезно заболел. Причастившись Святых Христовых Таин, к Пасхе он несколько поправился. Но чуть позже врачи обнаружили у него признаки смертельной болезни – рака желудка. Больной ещё долго крепился, не подавал вида, что серьезно болен. 14 июня 1911 года Василий Федорович ещё участвовал в итоговом заседании Совета Академии. До 20 июня он продолжал вести свой обычный образ жизни, работал над своими «Воспоминаниями» и записями в «Дневнике», но затем вынужден был слечь в постель. Болезнь продолжала прогрессировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Знаменье, Знаменская церковь — см. Входа Господня в Иерусалим («Знаменская») церковь. Иверская церковь в Москве — церковь Иверской Божьей Матери на Большой Ордынке; впервые упоминается в 1625 г.; современный адрес: Ордынка, 39; закрыта в конце 1920–х гг. — 266 Казанской Божией Матери церковь в Москве у Калужских ворот; построена в 1886 г. на месте существовавшей с 1660 г. деревянной церкви; уничтожена в 1972 г. — 250, 270 Крестовая — Крестовая митрополичья Успения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре; возведена при покоях митрополита архитектором А. М. Горностаевым в 1860–1863 гг. — 82, 84, 111, 129, 135, 143, 164, 169, 179, 185,189, 197, 201–205, 207, 217, 225–227, 228, 237, 238, 313 Крестовая церковь в Казани — церковь Воздвижения Честного Креста; освящена в 1642 г. — 300 Крестовая церковь Платона в Троице–Сергиевой лавре — церковь Святых апостолов Петра и Павла, Крестовая церковь в архиерейских покоях, изначально была военно–походным храмом; основана в 1758 г.; в 1795 г. митрополит Московский Платон посвятил ее памяти апостолов Петра и Павла, а на сводах и стенах изобразил эмблемы и назидательные надписи собственного сочинения — 284 Малая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — Сретения Господня церковь; построена в 1768 г., восстановлена В. П. Стасовым после пожара в 1839 г. — 126 Малое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Малым», у Никитских ворот; построена в 1584 г. царем Федором Иоанновичем; современный адрес: Герцена, 18; закрыта в 1937 г. — 265 Николаевская единоверческая церковь — Святителя Николая Чудотворца и Преображения Господня церковь в Петербурге; построена архитектором А. И. Мельниковым в 1820–1826 гг.; в 1934 г. здание передано музею Арктики, современный адрес: улица Марата, 24а — 192, 170 Никольская церковь в Сызрани — 304 Покровская приходская церковь в Сызрани — 304 Рождественская на Песках церковь — Рождества Христова (Рождества–на–Песках) церковь в Петербурге; построена архитектором П. Е. Егоровым в 17811798 гг., перестроена в 1849–1851 г.; находилась в местности Пески на 6–ой Рождественской улице; уничтожена в 1934 г. — 152, 156

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010