В 1491 г. во время городского пожара «и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре», «и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми». После пожара, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 г. во время пожара «рождественаго монастыря половина згорела». В 1561 г. указом царя Ивана Грозного первенство в иерархии русских монастырей перешло от Рождественского монастыря к Троице-Сергиевской Лавре. Митрополитом Ионою в 1607 г. построена церковь во имя Александра Невского на святых вратах. После 1637 г. построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В переписной книге Рождественского монастыря 1701 г. упоминается «трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный». В 1763 г. церковь уже называлась Христорождественской. В 1654 г. построена восьмигранная шатровая колокольня. В 1678-1685 гг. в монастырь поступает ряд вкладов на строение «палаток» и «связное железо». В 1678 г. собор окружен с трех сторон кирпичными пристройками – одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера «паперть и палатки кирпичные». В 1681, 1689 гг. ремонтировались соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на «чертеже» 1715 г. В 1683 г. монастырь вновь пострадал от пожара. Близ больничных келий в 1695 г. построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи московским жителем Иваном Евстегнеевым. После городских пожаров 1717, 1719 гг. собор был в запустении. В 1720 г. в иерархии русских монастырей Рождественский монастырь стал третьим после Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр. В июле 1723 г. архимандрит Рождественского монастыря получил указ Петра I о перенесении мощей св. блг. князя Александра Невского, святые мощи Александра Невского отправлены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую Лавру в 1724 г. 16 июля 1744 г. по именному указу императрицы Елизаветы Петровны повелено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить Ставропигиальный Богородице-Рождественский монастырь для назначенного епископа Платона, до этого архиереи имели резиденцию в Суздале, архиерейский дом.

http://sobory.ru/article/?object=01817

4 окт. 1929 г. Е. оповестил епископов и духовенство Московского Патриархата, проживающих в Америке, о том, что он убедился в недостаточности полномочий Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского) в управлении Североамериканской епархией, а также в том, что титул и положение Митрополита всея Америки и Канады не имеют существования и власти в Русской Церкви и являются следствием неканонического захвата им Североамериканской Церкви. В тот же день Е. объявил, что после отъезда архиеп. Александра (Немоловского) каноническую силу по Североамериканской епархии имеют только его распоряжения как Бруклинского епископа, 1-го викария и старшего архиерея Алеутской и Североамериканской епархии. 29 апр. 1933 г. в г. Ниагара-Фолс шт. Нью-Йорк Е. вступил в антиканонический гражданский брак. 5 авг. лишен священного сана Антиохийским Патриархом Александром III (Таханом) с признанием со дня вступления в брак всех его священнодействий недействительными. Е. отказался подчиниться решению Антиохийского Патриарха, объявив, что состоит в юрисдикции Московской Патриархии. 4 окт. 1933 г. постановлением Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Свящ. Синода РПЦ также был лишен сана с признанием всех совершенных им после брака священнодействий недействительными. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 644. Л. 54. Лит.: [Письмо митр. Платона (Рождественского) еп. Сан-Францисскому Алексию]//Рус. жизнь: Газ. Сан-Франциско, 1928. 17; [Имеют ли под собой почву слухи об автокефалии Североамериканской Правосл. Церкви]//Там же. 49; РПЦ в Сев. Америке: Ист. справка. Джорд., 1954. С. 32-42; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 145-146; Orthodox America, 1794-1976. Syosset (N. Y.), 1975. S. 195; О вступлении в брак Архиеп. Бруклинского, викария Северо-Американской епархии, от 4 окт. 1933 г.//ЖМП. 1934. 18/19. С. 1, 4-5 (то же//ЖМП, 1931-1935 гг. М., 2001. С. 196, 201-204). И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель

http://pravenc.ru/text/187711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Немоловский), архиеп. Брюссельский (Немоловский Александр Алексеевич; 30.08.1876, Волынь -11.04.1960, Брюссель), митр. Брюссельский и Бельгийский. Род. в семье приходского священника. В 1901 г., по окончании СПбДА со степенью канд. богословия, рукоположен во священника (целибат) Ямбургским еп. Сергием (Страгородским) и назначен священником в г. Катасокуа (США). До 1909 г. служил на различных приходах Алеутской и Североамериканской епархии (Рединг, Джерси-Сити). Издавал газ. «Cbim» на укр. языке, активно занимался возвращением униатов (см. Греко-католики ) в лоно правосл. Церкви. 6 нояб. 1909 г. был пострижен в монашество. 15 нояб. 1909 г. в Александро-Невской лавре С.-Петербурга рукоположен во епископа Аляскинского, викария Североамериканской епархии. А. много ездил по епархии, занимаясь миссионерской деятельностью. С июля 1914 по март 1915 г. ввиду отъезда в Россию архиеп. Платона (Рождественского) А. до прибытия архиеп. Евдокима (Мещерского) возглавлял Североамериканскую епархию. С учреждением в 1916 г. Канадской кафедры был переведен на нее. В 1917 г. был вынужден переехать в Нью-Йорк и снова возглавить Североамериканскую епархию: вначале временно, а с 1919 г.- в соответствии с указом Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) и на основании постановления Всеамериканского Собора в Кливленде - постоянно. 7 сент. 1920 г. А. был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. С прибытием в США митр. Платона (Рождественского) А. передал ему полномочия по управлению Североамериканской епархией и в 1922 г. покинул США. До 1928 г. жил в К-поле и на Афоне (в Андреевском скиту), затем перешел в подчинение митр. Евлогия (Георгиевского) и принял в управление брюссельский приход. В 1931 г. А. вместе с митр. Евлогием перешел в юрисдикцию К-польского Патриарха. В 1936 г. Патриарх К-польский Вениамин I утвердил А. архиепископом Брюссельским и Бельгийским. После оккупации фашистской Германией Бельгии в мае 1940 г. А. выступил против Гитлера, был арестован, в оковах доставлен в Берлин. По ходатайству митр. Берлинского и Германского РПЦЗ Серафима (Ляде), немца, являвшегося главой всех правосл. приходов на территории Германии, А. был освобожден и до конца войны находился в Берлине.

http://pravenc.ru/text/64268.html

Владыка Аполлинарий (Кошевой), уроженец Полтавской губ., окончив Полтавскую семинарию, прошел миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии. Ректор, епископ Антоний (Храповицкий) , совершил его иноческое пострижение. В 1905 г. он окончил Киевскую Духовную Академию, в бытность ректором ее еп. Платона (Рождественского), Последний участвовал в хиротонии его во епископа Рыльского, викария Курской епархии, совершенной 22 октября 1917 г, Патриархом Тихоном епископ Аполлинарий 11 июня 1919 г. был поставлен во главе новой самостоятельной Белгородской епархии. В зарубежье, после двухлетнего пребывания в Иерусалиме, во исполнение поручения Высшего Церковного Управления по упорядочению дел Русской Духовной Миссии, владыка Аполлинарий был, по просьбе митр. Платона, назначен в 1924 г. Архиерейским Синодом викарием Сев. Американской епархии, с титулом епископа Виннипегскаго. Прибыв в Соед. Штаты 2 апр. 1924 г., 5 епископ Аполлинарий присутствовал 3 апр., в качестве гостя, на заключительном заседании Детройтского «собора», когда рассматривалось дело живоцерковца Кедровского. Он не значится в числе трех присутствовавших на этом заседании иерархов, но указан в числе удостоверивших подлинность акта и подписи членов данного заседания. Ранее отмечалось, каким большим испытанием для еп. Аполлинария было отпадение митр. Платона от Архиерейского Собора. В первый момент, не зная всего происшедшего на Соборе в Сремских Карловцах, он сочувствовал митр. Платону. Но дальнейшее ознакомление с расколом, учиненным последним, побудили его архиерейскую совесть твердо стать на защиту канонического порядка, попранного столь близким ему по прошлому иерархом. Как разнится он в этом случае от викариев митр. Евлогия, архиеп. Владимира и еп. Сергия. Отдавая себе отлично отчет в неправоте первого, они, будучи связаны с ним близкими личными отношениями еще по России, предпочли верность ему верности канонам. Епископ Аполлинарий, был назначен 18/31 марта 1927 г. Архиерейским Синодом временно управляющим Сев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

92 Бывший Одесский. Обе даты (назначения и увольнения) – из указов Святейшего Патриарха Тихона. Дата назначения временноуправляюшим – 16(29)09.1923 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 326 об.). 23.08(05.09)1922 состоялось назначение на эту кафедру митр. Платона (Рождественского) и со стороны Зарубежного Синода. Вторая дата – увольнение от управления, поскольку объявил Американскую Церковь автономной. Указ не исполнил. 03(16)08.1933 – запрещен в служении. Скончался 07(20)04.1934 в отчуждении от Русской Православной Церкви. Определением от 06(19)04.1946 запрещение было снято посмертно. 95 Воссоединился с Московским Патриархатом 20.11(03.12)1927. Архиепископ с 06(19) 04.1932. Первая дата – назначение правящим епархием. За устранением Платона (Рождественского) назначен Временным Экзархом Московской Патриархии в Америке с 09(22)11.1933. (В это же время – 11.1934 – 1941 г. епископом Алеутским и Аляскинским в юрисдикции Североамериканской митрополии Феофила (Пашковского) был Алексий (Пантелеев), вернувшийся в Русскую Православную Церковь в 1945 г.). Митрополит с 01(14)07.1938. 97 Архиепископ Нью-Йоркский, воссоединившийся с Церковью из Американского раскола митрополита Феофила (Пашковского) в 1946 г. Назначен в/у Экзархатом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке; с 16(29)3.1948 Экзарх Северной и Южной Америки. Митрополит с 18(31)04.1952. Вторая дата – дата кончины. 98 Архиепископ Филадельфийский и Карпато-Русский в звании Заместителя Патриаршего Экзарха в Америке. 99 Первая дата – дата утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием (Симанским) решения Второго съезда духовенства и мирян Экзархата Северной и Южной Америки об избрании архиепископа Краснодарского Гермогена (Кожина) архиепископом Алеутским и Североамериканским. Митрополит с 06(19)05.1954. Вторая дата – дата кончины в Краснодаре через несколько дней по возвращении из США. 100 Архиепископ. По ММЛ РПИ, первая дата иная: 29.10(11.11)1954. Эта дата принята ПЭ. О. Александр Киреев (Киреев A., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2002 годах. M., 2002 (далее – Епархии и архиереи Русской Православной Церкви...) С. 9) датирует назначение 02(15)10.1954. Экзарх по 03(16)06.1962. В 1957–1962 гг. его неоднократно временно замещал архиепископ Нью-Йоркский в 1957–1958 гг. Дионисий (Дьяченко).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1921 г. ввиду исключительно тяжелого положения Русской Церкви в СССР Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) предоставил Синоду Элладской Церкви «право» принять в свою юрисдикцию православные греческие приходы в Северной Америке, находившиеся в ведении Московского Патриархата, без согласия на это их священноначалия. 1 марта 1922 г. Священный Синод Константинопольской Церкви по предложению патриарха Мелетия IV принял решение «об обязательном и исключительном подчинении» Константинопольской Патриархии всей православной диаспоры. Вслед за тем Константинопольский Синод взял обратно у Синода Элладской Церкви право юрисдикции над православными греческими приходами в Северной Америке и перевел их под омофор патриарха Константинопольского. Впоследствии из Североамериканской епархии выделялись и другие нерусские эмигрантские приходы, образуя отдельные епархии в составе поместных Православных Церквей своих национальностей. Так происходил процесс дробления Американской Церкви на сообщество юрисдикций. В сентябре 1922 г. состоялся 3 Всеамериканский церковный Собор клириков и мирян, избравший митрополитом Американским и Канадским Платона (Рождественского), который ранее, с 1907 по 1914 г., уже возглавлял Американскую епархию и был известен своими незаурядными административными способностями. Митрополит Платон был утвержден в этой должности зарубежным Синодом. Патриарх Тихон в сентябре 1923 г. издал указ о назначении Платона управляющим Североамериканской епархией с освобождением от управления Херсонской и Одесской епархией. Митрополит Платон сумел сохранить большинство приходов своей епархии и нормализовать ее финансовое положение. В конфликте между митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием, разгоревшемся после Карловацкого Собора, митрополит Платон был на стороне владыки Евлогия, оспаривая права зарубежного Синода на высшую церковную власть в диаспоре, и в связи с этим, а также в условиях отсутствия нормальных сношений с Московской Патриархией в делах текущего церковного управления держался вполне самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После упразднения Переславской епархии М. П. м. в 1788 г. перешел в ведение Московской епархии. В том же году по прошению братии обитель возглавил сподвижник о. Игнатия иером. Макарий (Брюшков). Вскоре тихвинский архим. Игнатий прислал в М. П. м. копию с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в знак духовного преемства строителей-сподвижников. Иером. Макарий состоял в переписке с прп. Паисием (Величковским), пользовался его наставлениями; получил в подарок от преподобного посох. В кон. 90-х гг. XVIII в. прп. Феофан (Соколов) , игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря , посетил М. П. м. и «испросил» у иером. Макария «пешношский чин» и неск. насельников для введения в своей обители общежития. В 1796 г. Московский и Коломенский митр. Платон (Левшин) поручил иером. Макарию «наблюдение» за Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью . Он перевел в Оптину пуст. строителя иером. Иосифа, а в 1797 г.- постриженика М. П. м. строителя иером. Авраамия, установившего в Оптиной пустыни «новый порядок нестяжательной жизни». Авраамий подавал «в этом личный пример и требуя от братии точного исполнения своих распоряжений». Для восстановления пустыни иером. Макарий направил туда 12 пешношских насельников, в т. ч. и буд. иеросхим. Афанасия (Степанова) . В 1796-1797 гг. митр. Платон поручал о. Макарию наблюдение за всеми церквами в Рогачёве, Ведерницах и Медведевой Богородице-Рождественской пуст. на берегу р. Сестры. В 1798 г. братия Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни попросила митр. Платона ввести общежительный устав и «все что на Пешноше». По поручению Московского митрополита иером. Макарий составил общежительный устав для московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужского монастыря . Более 20 учеников иером. Макария стали настоятелями др. монастырей, в т. ч. иером. Пахомий - Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца мужской пустыни . При о. Макарии в М. П. м. были перестроены ветхие здания, возведены новые, над мощами прп. Мефодия сооружена позолоченная рака с высеченным на ней текстом тропаря и кондака преподобному. Обитель пользовалась неизменной поддержкой и покровительством Московского митр. Платона, к-рый после 1-го посещения ее в 1795 г. воскликнул: «Пешноша - в моей епархии вторая лавра!» 24 авг. 1800 г. митр. Платон распорядился «для почести Пешношския обители и в вознаграждение за устроение оныя обители и за введение доброго порядка строителю той обители, иеромонаху Макарию, благословляем носить в служении набедренник и ходить с посохом преподобного Мефодия Пешношского, не в пример будущим по нем строителям».

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦЗ расположена на территории Канады. Кафедральный город - Монреаль. Правящий архиерей - еп. Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков). До 1917 г. правосл. приходы на территории Канады входили в состав Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ . В 1905 г. по представлению Североамериканского еп. свт. Тихона (Беллавина ; впосл. патриарх Московский и всея России) была открыта Канадская миссия. 6 июля 1916 г. на основе миссии было учреждено Канадское викариатство Североамериканской епархии во главе с еп. Александром (Немоловским ; впосл. митрополит), ранее возглавлявшим Аляскинское викариатство . С 1917 г. еп. Александр пребывал в Нью-Йорке, временно управляя всей Североамериканской епархией, в 1919 г. стал ее правящим архиереем, оставив Канадскую викарную кафедру вакантной. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. 24 окт. 1922 г. во епископа Канадского был хиротонисан благочинный православных приходов в Канаде архим. Адам (Филипповский-Филипенко ; впосл. архиепископ). Хиротония, к-рую провели руководитель миссии среди бывших униатов-карпатороссов в Сев. Америке Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай) и Моравско-Силезский еп. Сербской Православной Церкви сщмч. Горазд (Павлик) , была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , избранного Всеамериканским церковным Собором главой объявленного автономным Митрополичьего округа в Сев. Америке и утвержденного в должности Архиерейским Собором РПЦЗ. 10 февр. 1924 г. митр. Платон назначил на викарную Канадскую кафедру с титулом «епископ Виннипегский» Аполлинария (Кошевого ; впосл. архиепископ). 14 дек. того же года еп. Аполлинарий был переведен на викарную Сан-Францисскую кафедру. 6 июня 1926 г. по просьбе канадской паствы и по представлению митр. Платона в Белграде во епископа Виннипегского и Канады был хиротонисан архим. Арсений (Чаговец), бывший в 1908-1910 гг. благочинным приходов в Канаде. С прибытием в Виннипег (пров. Манитоба) еп. Арсения церковная жизнь в Канаде активизировалась, начал издаваться ж. «Канадийский православный миссионер».

http://pravenc.ru/text/1470185.html

Юрисдикционное определение русской, грузинской и негрузинской паствы в Церкви Закавказья 13 марта 1917 г. еп. Леонид (Окропиридзе; впосл. Католикос-Патриарх) письменно уведомил экзарха Грузии Платона (Рождественского) о том, что, согласно Мцхетскому церковному Постановлению, он смещен с должности экзарха, лишен сана Карталинско-Кахетинского архиепископа и прав на управление духовными уч-щами (Сакартвело. 1917. 63. С. 2). Архиеп. Платон ответил, что не может «подчиниться постановлению Мцхетского Собора. Только высшая духовно-правительственная власть, которая поставила меня экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, может лишить меня законно данной мне должности и звания, а не Собор из канонически подчиненных мне клира и мирян, отложившихся при том от подчинения не только мне, но и Святейшему Синоду, или, что то же, Правительствующему Российской Церкви Собору. Я доложу об этом Святейшему Синоду,- продолжал он,- и буду ожидать от него распоряжений, а пока остаюсь, конечно, вашим экзархом и буду пользоваться правами экзарха и властью» (Там же). ВУ передало свое решение Временному правительству, и 27 марта последнее признало автокефалию Грузинской Церкви, но как Церкви национальной, без географических границ, оставив, т. о., негруз. приходы в Грузии в ведении РПЦ. Окончательное установление правового положения Грузинской Церкви предоставлялось Учредительному собранию. Церковь ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. 19 марта 1917 г. рус. духовенство Тифлиса по инициативе военного духовенства назначило на 22 марта созыв общего Собора рус. духовенства и рус. паствы Тифлиса с целью определения позиции по вопросу об автокефалии ГПЦ. Собор прошел в здании школы при ц. во имя св. Александра Невского в Тифлисе. Экзарх Платон ознакомил собрание с событиями 12 марта и выразил отрицательное отношение к молчанию Святейшего Синода, а также объявил о своей самостоятельности в принятии решений, касающихся происходящих в Г. Э. событий. Собор единогласно принял решение об учреждении в Тифлисе Представительского союза русского духовенства и паствы, руководителем которого назначался экзарх Грузии Платон (Рождественский). Также были приняты решения о сохранении в Закавказье РПЦ в юрисдикции Святейшего Синода, о создании Исполнительного комитета рус. духовенства и паствы под руководством экзарха Платона, к-рый мог бы сотрудничать с ОЗАКОМ, об установлении членами комитета 12 духовных лиц и 3 мирян, о переводе всей негруз. паствы Православной Церкви Закавказья в т. н. Кавказский Экзархат в юрисдикцию Святейшего Синода (ЦГИАГ. Ф. 1701. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1, 43).

http://pravenc.ru/text/168201.html

По инициативе епископа Вениамина, вокруг которого собралась небольшая, но очень сплоченная группа прихожан, в Париже было организовано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Посвящение главного престола Владыка Вениамин объяснял своей надеждой на то, что “как три партии православных христиан, оспаривавшие каждая преимущество своего главы – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого , в конце концов соединились вместе, воздав одинаковую честь святителям (30 января), так молитвами этих святителей и нынешнее заграничное разделение, имеющее в отколах от матери церкви чисто земные цели, оставит греховные начала и воссоединится с Единою патриаршею нашею церковью”. В мае 1933 года Владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), разрешивший эту поездку, дал Владыке поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии. Митрополит Платон, самочинно провозгласивший свой Митрополичий округ автономным, от контактов с Владыкой Вениамином уклонился, и тогда вступило в действие имевшее первоначально условный характер распоряжение митрополита Сергия о назначении Владыки Вениамина управляющим епархией в звании архиепископа и временного экзарха Северо-Американской епархии. Вскоре последовал и соответствующий указ за 319 от 27 марта 1933 года. Митрополит Платон этому распоряжению не подчинился и был смещен за учинение раскола и провозглашение автономии. Тогда определением Временного Патриаршего Синода от 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке. При этом архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении. С одной стороны он осознавал себя представителем законной канонической власти, но с другой стороны – он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. У митрополита Платона и продолжателя его линии митрополита Феофила (Пашковского) были свои, пусть и не обоснованные канонически, но весьма веские причины, которые и определяли их деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010