Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий ЖМП 2 февраль 2018 /  19 апреля 2018 г. 21:05 Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия — Ваше Высокопреосвященство, минувший год был ознаменован торжествами в честь 100-летия епископской хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Что значат для вас эти праздничные мероприятия? Как вы оцениваете вклад священномученика Платона в сохранение и развитие Православия на Эстонской земле? —  Владыка Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш), к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан Православию. Он — первый епископ-эстонец. Ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские епископы, и это не могло не волновать местное население. На тот момент северная часть Русской Православной Церкви была викариатством петербургских митрополитов, а южная часть входила в Рижскую епархию. Так вот, по окончании духовной академии в Санкт-Петербурге отец Павел был назначен священником эстонского прихода в Петербурге и за 23 года церковного служения проявил себя как мудрый пастырь. Его считали одним из лучших священников столицы, и по просьбе прихожан 31 декаб­ря 1917 года он был рукоположен во епископа Ревельского (Таллин) c юрисдикцией над всей Эстонией. Рукоположение было совершено в соборе во имя святого Александра Невского будущим мучеником Вениамином, митрополитом  Санкт-Петербургским. Он и вручил священномученику Платону жезл, являющийся для всех нас реликвией — символом духовной власти архиерея. Один мученик за Христа передал жезл другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ta...

  Он был первым духовным наставником митрополитов священномученика Вениамина Петроградского (Казанского), экзарха Русской Православной Церкви в США Алеутского и Сан-Францисского Вениамина (Федченкова), Японского Сергия (Тихомирова), Ленинградского Григория (Чукова), Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); архиепископов святителя Серафима (Соболева) Богучарского чудотворца, духовника царской семьи Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова); священномучеников епископов Ревельского Платона (Кульбуша) и Сарапульского Амвросия (Гудко); протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского и других выдающихся церковных деятелей. Отдавший в годы Первой Мировой войны свой дом под лазарет для раненых воинов, отец Философ постоянно выезжал для совершения богослужений в районы боевых действий на передовые рубежи русской армии с многочисленными подарками для доблестных защитников Отечества. Огромной была народная любовь к этому бескорыстному служителю на ниве Христовой.    Великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню северной столицы. Протоиерей Философ Орнатский вызывал у богоборцев лютую ненависть и страх, участь его была предрешена в рамках начинавшегося " красного террора " ...  На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: " Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами, - сказал он. - Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… "

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

Христианская жизнь Эстонии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35444.html 29 ноября 2006 Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий: Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться " враждебной рукой Москвы " Источник:  http://www.vestidd.ee/ Еженедельник " Вести недели – день за днем " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, – начал разговор Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. – Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви. – Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий... – Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел (Кульбуш), эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

http://religare.ru/2_35444_1_21.html

Скачать epub pdf Глава 10. Платон, епископ Ревельский 14 января 1919 г. – день мученической кончины первого национального епископа Эстонской Церкви Платона, зверски убитого большевиками в подвале Кредитного банка в городе Юрьев. Епископ Платон, в миру Павел Петрович Кульбуш, сын псаломщика Рижской епархии, родился 13 июля 1869 г. По окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата-магистранта богословия он был в 1894 г. определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербург. Занимая эту должность в течение 23 лет, отец Павел Кульбуш по достоинству выдвинулся в первые ряды столичного духовенства, как выдающийся пастырь и администратор. Когда в Эстонской Православной Церкви в 1917 г. возник вопрос о замещении кафедры бывшей Рижской епархии, то общий голос духовенства и мирян назвал имя о. Павла Кульбуша. Св. Синод признал желание православных эстонцев заслуживающим удовлетворения, а о. Павла достойным кандидатом на должность епископа. 13 января 1918 г. отец Павел Кульбуш (в монашестве Платон) митрополитом Петроградским Вениамином (убитым большевиками в ночь с 12 на 13 августа 1922 г.) и епископом Лужским Артемием был рукоположен в сан епископа. Вступив в управление вверенными ему православными приходами в Эстонии, владыка Платон ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты 1917 г. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Епископ Платон за время своего кратковременного святительства лично посетил 71 приход, всюду восстанавливая нарушенную церковную жизнь и словами любви и ободрения внося утешение в смятенные души верующих. Но недолго православное духовенство и народ Эстонии пользовались счастьем быть водимыми своим мудрым и благостным архипастырем. 19 декабря 1918 г. немецкие войска, оккупировавшие Эстонию во второй половине года, покинули город Тарту (бывший Юрьев), где в то время, оправляясь от перенесенной тяжелой болезни, проживал епископ Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В 1917 г. прекратилась правительственная помощь русским приходам в Эстонии, и М. стал изыскивать средства для содержания причта. Положение с продовольствием в Юрьеве становилось все тяжелее, и из Успенского собора стали уходить псаломщики в сельские храмы, потому что в селах еще сохранялись какие-то запасы продовольствия. Вместо ушедших М. нашел благочестивых верующих людей, к-рые согласились исполнять эти обязанности бесплатно, и организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу существовать. В нач. 1918 г. Юрьев был занят нем. войсками. В это время в городе располагалась резиденция Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) , временно управляющего Рижской епархией. 20 июня 1918 г. еп. Платон по ходатайству приходского совета назначил М. настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал рус. духовным центром в Юрьеве. По благословению еп. Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан, этому хору М. уделял большое внимание. С 1917 и до лета 1918 г. М. приходилось отстаивать Свято-Исидоровскую церковноприходскую школу, против существования к-рой выступали нем. власти. В дек. 1918 г. Юрьев был взят Красной Армией. Начались обыски и аресты. 2 янв. 1919 г. был арестован еп. Платон. Родственники уговаривали М. скрыться, но он эти предложения отверг. 5 янв. 1919 г. М. был арестован в алтаре Успенского собора. Вместе с ним были арестованы прот. сщмч. Николай Бежаницкий и 15 чел., известных в городе как видные религ. и общественные деятели. Они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка. 13 янв. к Юрьеву приблизились эст. войска. 14 янв. 1919 г., прежде чем оставить город, большевики жестоко убили мн. заключенных, в т. ч. М. вместе с еп. Платоном и прот. Николаем Бежаницким. Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела прот. Николая Бежаницкого и М. были погребены в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/2563482.html

В Эстонской Православной Церкви прошли торжества по случаю 90-летия учреждения архиерейской кафедры в Ревеле Москва, 3 декабря 2007 г. В Таллине прошли праздничные мероприятия, посвященные 90-летию учреждения архиерейской кафедры в Ревеле (Таллине). Торжества по поводу 90-летия кафедры приурочены ко дню празднования Собора Святых земли Эстонской — 1 декабря. По приглашению митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия на праздник приехали гости из России, Латвии, и Финляндии: архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, епископ Даугавпилсский Александр (Латвийская Православная Церковь), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), настоятель православного Успенского собора в Хельсинки протоиерей Вейкко Пурмонен, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд), секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным связям и заграничным учреждениям протоиерей Николай Балашов. 29-30 ноября состоялись праздничные богослужения в Таллинском Александро-Невском соборе. Всенощное бдение и Литургия прошли при большом стечении богомольцев, на Литургию приехали верующие из Нарвы и Тарту, утром, кроме соборного хора, прихожан порадовал своим пением детский хор «Радуга», сообщает официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. После Божественной литургии был совершен молебен всем Святым земли Эстонской, затем владыка Корнилий поздравил всех гостей и прихожан с праздником. Митрополит Корнилий, обращаясь к сослужившим ему архипастырям, клиру и мирянам, рассказал о празднуемом событии, обозначив в своем слове роль святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и свщмч. Платона, епископа Ревельского, в становлении самостоятельности Православной Церкви на Эстонской земле в лоне канонической принадлежности к Русской Православной Церкви. Владыка Корнилий подчеркнул, что рад совершать архипастырские богослужения с жезлом, который принадлежал священномученику Платону (Кульбушу), и поблагодарил гостей за участие в памятном для Эстонской Церкви торжестве, передает сайт Латвийской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/25077.html

новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим   Головна / та Екзархати Митрополит На посох священномученика Платона я опираюся для друку 20 2018 р. 13:51 Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни  преставился ко Господу  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. За три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал последнее интервью «Журналу Московской Патриархии»  ( 2, 2018 ), в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. — Ваше Высокопреосвященство, минувший год был ознаменован торжествами в честь 100-летия епископской хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Что значат для Вас эти праздничные мероприятия? Как Вы оцениваете вклад священномученика Платона в сохранение и развитие Православия на Эстонской земле? — Владыка Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш), к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан Православию. Он — первый епископ-эстонец. Ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские епископы, и это не могло не волновать местное население. На тот момент северная часть Эстонской Православной Церкви была викариатством петербургских митрополитов, а южная часть входила в Рижскую епархию . Так вот, по окончании духовной академии в Санкт-Петербурге отец Павел был назначен священником эстонского прихода в Петербурге и за 23 года церковного служения проявил себя как мудрый пастырь. Его считали одним из лучших священников столицы, и по просьбе прихожан 31 декаб­ря 1917 года он был рукоположен во епископа Ревельского (Таллин) c юрисдикцией над всей Эстонией. Рукоположение было совершено в соборе во имя святого Александра Невского будущим мучеником Вениамином, митрополитом Петроградским. Он и вручил священномученику Платону жезл, являющийся для всех нас реликвией — символом духовной власти архиерея. Один мученик за Христа передал жезл другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5183241...

Фото из личного архива митрополита Корнилия Старейший архиерей Русской Православной Церкви, 93-летний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал о нынешних опасениях и надеждах Эстонской Православной Церкви Московского патриархата и поделился своими размышлениями о связи происходящего на Украине со сценарием, по которому проходил раскол в Эстонской Церкви в 1990-х годах. — Владыка, 5-6 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 100-летию хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Как вы оцениваете вклад епископа Платона в сохранение и развитие православия на эстонской земле? — Эти праздничные мероприятия — память о подвиге священномученика Платона во имя Христа. Владыка Платон, к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан православию. Он — первый епископ-эстонец: ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские архиереи, и это не могло не волновать эстонцев. Так вот, по окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге будущий мученик Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш. — Прим. ред) был назначен священником эстонского прихода в Петербурге, и за 23 года служения стал одним из лучших священников столицы. По просьбе прихожан 31 декабря 1917 года его рукоположил во епископа Ревельского (Таллин) будущий мученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский. Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор. Владыка Платон стремился восстановить церковную жизнь в Тарту, осложненную революционным переворотом. Помогал всем страждущим словом утешения, проповедовал православие среди эстонцев, что само по себе было делом непростым, так как, по утверждению статистики, эстонцы являются одним из самых нерелигиозных народов Европы. В декабре 1918 года эстонские коммунисты, устроив расправу над теми, кто не встал на их сторону, расстреляли и святого Платона, который, пробыв месяц в заключении, мужественно перенес все унижения и жестокие истязания. Тело епископа торжественно перенесли в Таллин и похоронили в Преображенском соборе, а в 1931 году на пожертвования и средства, ассигнованные эстонским правительством, по проекту известного эстонского скульптора Адамсона было установлено мраморное надгробие.

http://pravoslavie.ru/106126.html

14 января Русская Православная Церковь празднует память священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельского Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Фото Владимира Ештокина. В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа»... Наступил вечер, канун нового года по старому стилю. Епископ Платон, находясь в заключении, собрал близких себе людей на молитву, прочел тропари: «Благодарни суще...» и новогодний «Всея твари Содетелю...», приветствовал всех с наступившим новолетием... Последнюю ночь своего земного странствования епископ Платон провел в молитвенном настроении и, лежа на нарах, часто осенял себя крестным знамением и глубоко вздыхал... С девяти часов утра к узникам стали приходить родные и благожелательно относящиеся лица со своими приношениями, жаждущие хоть издали увидеть дорогих для них людей, ободрить их. Епископ Платон заповедал тому, кто первый освободится, передать его и всех заключенных общую благодарность всем так усердно посещавшим узников за внимание, за сильное желание облегчить страдания. Спустя немного времени явился красноармеец и грубо приказал епископу одеться, забрать свои вещи и следовать за ним... Красноармеец до того торопил епископа, что даже близкие к нему духовные лица не могли принять его последнее святительское благословение, и только на ходу он сказал всем заключенным: «До свидания, братие!» Через несколько минут послышались звуки выстрелов... Священномученик Платон родился в 1869 году в Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи и наречен был Павлом. В 1884 году он окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м — Рижскую духовную семинарию. Как лучший воспитанник, он был направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1894 году со степенью кандидата богословия, после чего был назначен настоятелем эстонского прихода в Санкт-Петербурге. Впоследствии он стал благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Для богослужений эстонскому приходу было отведено помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне.

http://pravoslavie.ru/58760.html

В Храме Христа Спасителя в Москве открылась выставка «История Православия Эстонии в фотографиях» 8 сентября 2017 г. 16:40 5 сентября 2017 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное открытие выставки «История Православия Эстонии в фотографиях», приуроченной к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла нынешней осенью отмечается 100-летие учреждения Ревельской епархии. Фотовыставка подготовлена Издательским отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова. В экспозицию вошли фотографии из архивов церковного управления Эстонской Церкви и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , а также частных коллекции Александра Дормидонтова и Сергея Мянника. Куратор выставки Игорь Лапшин. Выставка рассказывает об истории Православия в Эстонии, начиная с XIX века: ее открывает галерея портретов архиереев и священнослужителей; подробно отражены революционные события столетней давности. Часть фотографий посвящена жизни священномученика Платона (Кульбуша) его пастырскому служению в качестве настоятеля эстонского православного прихода и создателя эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге, епископской хиротонии в конце 1917 года и недолгому пребыванию на Рижской кафедре, а также похоронам святителя, зверски убитого большевиками в январе 1919 года. Цветные фотографии рассказывают о возрождении Православия в Эстонии, восстановлении старых храмов и строительстве новых церквей. Часть экспозиции посвящена священнослужителям, в разное время служившим в разных уголках Эстонии. На выставке можно увидеть фотографии, на которых отражен визит Святейшего Патриарха Алексия II на свою родину в 2003 году, а также визит  Святейшего Патриарха Кирилла в Эстонию в 2013 году. Церемония открытия выставки началась с пения молитв «Царю Небесный» и «Отче наш» на эстонском языке. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент  передал собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010