Выставка «История Православия Эстонии в фотографиях» открылась в Храме Христа Спасителя Москва, 11 сентября 2017 г.      Торжественное открытие выставки «История Православия Эстонии в фотографиях» состоялось 5 сентября 2017 года в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт фонда святителя Григория Богослова . Экспозиция приурочена к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) – первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта дата отмечается нынешней осенью. Фотовыставка подготовлена Издательским отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова. В экспозицию включены фотографии из архивов церковного управления ЭПЦ МП и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, а также частных коллекции Александра Дормидонтова и Сергея Мянника. Куратор выставки – Игорь Лапшин.      Экспозиция дает представление об истории Православия в Эстонии, начиная с XIX века: ее открывает галерея портретов архиереев и священнослужителей; подробно отражены революционные события столетней давности и то, что последовало за ними. Несколько фотографий рассказывают о священномученике Платоне (Кульбуше) – о его служении в качестве настоятеля эстонского православного прихода и создателя эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге, о епископской хиротонии в конце 1917 г. и недолгом пребывании на Рижской кафедре, о похоронах святителя, зверски убитого большевиками в январе 1919 г. Цветные фотографии, которые продолжают экспозицию, рассказывают о возрождении Православия в Эстонии, о восстановлении старых и строительстве новых храмов. Часть раздела посвящена священнослужителям, в разное время служившим во многих уголках Эстонии. Отражен также визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на свою родину в 2003 году. Ряд снимков запечатлели визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонию в 2013 году.

http://pravoslavie.ru/106293.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после» 10.10.2017 8 октября 2017 года в Санкт-Петербурге в актовом зале храма священномученика Исидора Юрьевского прошла научно-просветительская конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после». С приветственным словом выступил настоятель храма протоиерей Феодор Любый. Он напомнил, что конференция приурочена к 110-летию основания храма, 100-летию основания Таллинской епархии и епископской хиротонии священномученика Платона Ревельского, а также к 100-летию революционных событий в России. Ведущий научный сотрудник Института истории РАН Вадим Мусаев выступил с докладом, посвященным эстонским православным храмам и подворьям в Санкт-Петербурге во второй половине XIX — начале ХХ века. Докладчик рассказал, что после отмены крепостного права началась миграция жителей остзейских губерний в другие регионы Российской империи. В основном приезжие из Прибалтики исповедовали лютеранство — в Санкт-Петербурге они группировались вокруг церкви святого апостола Иоанна на Офицерской (ныне действующий приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии); но среди приехавших в столицу Российской империи выходцев из Прибалтики было немало и православных. В надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Александро-Невской лавры был образован латышский приход. Православные эстонцы были вынуждены ездить в Кронштадт, в Андреевский собор, где иногда служили на эстонском языке. В Санкт-Петербурге отдельные богослужения на эстонском языке совершались в различных храмах, в основном в Воскресенском храме в Малой Коломне, но эстонцы хотели иметь свой храм с регулярными богослужениями. Эстонский приход был образован в 1894 году, его настоятелем стал протоиерей Павел Кульбуш. Докладчик также коснулся истории строительства Исидоровского храма и рассказал о еще одном эстонском храме Санкт-Петербурга — подворье Пюхтицкого женского монастыря. Для подворья был пожертвован участок в Галерной гавани, богослужения совершались с 1901 года: сначала в находящемся на территории доме, потом во временной часовне. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1903 году по проекту архитектора Виктора Боброва. В послереволюционные годы храм ждала судьба всех монастырских подворий: в 1930-е он был закрыт. Перестроенное здание сохранилось, епархии оно не передано.

http://drevo-info.ru/news/22861.html

Систематизированные сведения по местонахождению святынь Русской Православной Церкви можно найти в энциклопедическом по охвату информации Указателе местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью Для человека, не утратившего ощущение родной почвы, не безразлично знание о своих ближайших соотечественниках – земляках, воплотивших высочайшие положительные идеалы верности и любви, патриотизма, особенно в современную эпоху катастрофического дефицита этих идеалов. Поэтому любые усилия, направленные на достижение этих идеалов могут иметь первостепенное значение в духовно-патриотическом и культурном воспитании населения и, особенно, молодежи, актуальность которого в настоящее время как никогда велика. Тема Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви объективно актуальна не только для сферы внутреннего туризма в России, но и для внутреннего туризма целого ряда независимых государств, ранее входивших в состав СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония), а также для Израиля. Целый ряд Новомучеников и Исповедников включен в Соборы Белорусских и Эстонских святых, в состав Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Святые мощи священномученика Владимира (Богоявленского) находятся в Киеве на Украине; мощи священномученика Владимира Цедринского находятся в Талдыкоргане, священноисповедника Николая (Могилевского), преподобномучеников Феогноста (Пивоварова) и Серафима (Богословского) находятся в Алма-Ате, преподобноисповедника Севастиана (Фомина) в Караганде, а могила преподобноисповедника Ираклия (Мотяха) в поселке Сазоновка в Казахстане; мощи священномученика Иоанна (Поммера) находятся в Риге в Латвии; мощи священномученика Платона (Кульбуша) находятся в Таллине, священномученика Сергия Флоринского – в Раквере, а священномучеников Николая Бежаницкого и Михаила Блейве – в Тарту в Эстонии. Наконец, святые мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и её келейницы инокини Варвары (Яковлевой) покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины на Святой Земле в Иерусалиме.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Осенью 1918 года большевики приступили к упрочению своей власти методом «красного террора». Расстреливались тысячи ни в чем не повинных людей. В Петрограде среди них оказался 84-летний протоиерей Алексий Ставровский (выпускник Академии 1861 года), а также настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский (выпускник 1885 г.), со своими сыновьями Николаем и Борисом. В Эстонии большевики зверски убили епископа Ревельского Платона (Кульбуша), выпускника Академии 1894 года. До монашеского пострига он в течение 23 лет окормлял эстонский приход в Санкт-Петербурге - Петрограде. Несмотря на лишения первых послереволюционных лет в Петрограде возникли новые формы богословского образования и духовного просвещения. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, осенью 1918 года вместо упраздненной властями Духовной семинарии открывается Богословско-пастырское училище, а в 1919 году - различные богословские курсы. Заведующим Богословско-пастырского училища стал И. П. Щербов; более двух лет в нем преподавал иеромонах Николай (Ярушевич) - будущий митрополит Крутицкий и Коломенский. Наконец, в 1920 году по инициативе И. П. Щербова, которую всемерно поддержал митрополит Вениамин, открылся Петроградский Богословский институт. Он был призван стать научнопросветительным и учебным центром Петроградской епархии. В организации Богословского института приняли участие представители десятков приходов города и его окрестностей; подготовительные вопросы решала Комиссия духовно-учебных заведений епархии под председательством настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Ректором института был избран протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий). В институте преподавали профессора прежней Духовной Академии и Петроградского Университета: Н. Н. Глубоковский, И. П. Соколов, И. А. Карабинов, А. И. Бриллиантов, академик Б. А. Тураев. Новый курс «Истории христианской мистики» было предложено читать протоиерею Павлу Аникиеву; сам ректор вел курс педагогики и дидактики Закона Божия. В институте наряду c выпускниками духовных семинарий получить образование стремились выпускники и студенты других высших учебных заведений, врачи и сестры милосердия, лица в священном сане, монахи и монахини… Учебное дело успешно развивалось, но в конце 1921 года власти повели новое наступление на Церковь, на сей раз обвинив ее в злостном саботировании помощи населению Поволжья, пострадавшему от неурожая. Большевикам удалось ловко сплести «лжу яко паучину». Они не только конфисковали церковные ценности, но сумели организовать «церковную революцию» в виде обновленчества в центре и на местах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

В первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковно­го искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию. В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша) , временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства. В конце девятнадцатого года произошла смена властей. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило лет­нюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Риж­ском духовном училище . Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому православному братству. Тяжелая участь постигла кафедральный Рижский Рождественский собор . Он был объ­явлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государствен­ных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь . У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилвс», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано. Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве вла­стей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом - резиденцией главы Рижской епархии - заняла католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община». Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, ут­верждая, что она вообще не является латвийской.

http://drevo-info.ru/articles/2858.html

В Москве пройдет презентация книг Издательского отдела Эстонской Православной Церкви 26 ноября 2017 г. 17:03 28 ноября 2017 года в Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской в Москве состоится презентация книг Издательского отдела Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Презентация пройдет в рамках памятных мероприятий, посвященных 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) — первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта дата отмечается осенью 2017 года. Организаторы мероприятия: Издательский отдел Эстонской Православной Церкви, Издательство Московской Патриархии . В мероприятии примут участие: епископ Нарвский и Причудский Лазарь , епископ Маардуский Сергий и руководитель Издательского отдела, член Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянник. Справки и аккредитация СМИ: +7 (499) 703-02-14, доб. 2254, +7 (926) 272-00-71, press@rop.ru . Начало в 18.30. Адрес: Москва, ул. Погодинская, 18/1 (ст. м. «Спортивная»). Первые православные богослужебные книги, изданные на эстонском языке, были выпущены в середине XIX века. В 1854 году в Санкт-Петербурге был напечатан «Требник», позднее при Рижской консистории был создан комитет по выпуску необходимой православной литературы на латышском и эстонском языках. Издание богослужебной литературы продолжалось с образованием Эстонской Республики, но было прервано после Второй мировой войны. С восстановлением независимости Эстонской Республики возобновилась издательская деятельность Православной Церкви. В 2008 году был создан Издательский отдел Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, который занимается подготовкой и изданием литературы на русском, эстонском и английском языках. Были выпущены альбомы «Православная икона Эстонии», «История Православия Эстонии в фотографиях», «Архипастыри земли эстонской», «Таллинский кафедральный собор Александра Невского». Для православных людей, находящихся в заключении, был издан толковый молитвослов «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое». В сотрудничестве с Издательством Московской Патриархии была переведена и издана на эстонском языке книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Православие в Эстонии», а также книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» и «Свобода и ответственность: в поисках гармонии».

http://patriarchia.ru/db/text/5069884.ht...

Епископ Нарвский и Причудский Лазарь выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность «наглядно показать жизнь православной Эстонии». «Церковная жизнь в Эстонии развивается: строятся храмы, рукополагаются священники, паства умножается, приходит креститься много людей, в том числе эстонцев», отметил владыка Лазарь. Он подчеркнул, что выставка открывается в дни, когда вспоминаются революционные события 1917 года, и именно в то трудное время по благословению избранного на Поместном Соборе Святейшего Патриарха Тихона был хиротонисан первый эстонский епископ Платон (Кульбуш). Епископ Лазарь напомнил слова святителя Тихона о новопоставленном епископе: «Никто не может в это безбожное время оторвать его от веры». «И Патриарх был прав», сказал в заключение управляющий  Нарвской епархией . Чрезвычайный и Полномочный посол Эстонской Республики в Российской Федерации Арти Хилпус напомнил собравшимся, что данная экспозиция уже третий проект, рассказывающий россиянам о религиозной жизни Эстонии, в последние годы прошли две выставки , посвященные архитектуре эстонских православных храмов и русским староверам в Эстонии. Член Синода ЭПЦ МП Сергей Мянник рассказал, что из его коллекции в экспозицию вошли снимки широкого хронологического диапазона: начиная с середины XIX века и заканчивая июлем 2017 года, когда был проведен Поместный Собор Эстонской Православной Церкви. «Здесь фотографии более чем за сто лет это мало для истории, но много для нас», добавил С. Мянник. Он также представил памятную медаль, которая была отлита специально к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша). Викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий наградил этой медалью тех, кто способствовал развитию Православия в Эстонии: митрополита Калужского Климента, председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного Владимира Якунина , исполнительного директора Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Леонида Севастьянова, заместителя исполнительного директора Фонда Григория Богослова и куратора выставки Игоря Лапшина, а также сотрудника Отдела внешних церковных связей  Андрея Хошева.

http://patriarchia.ru/db/text/5006080.ht...

Патриаршее приветствие участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле 2 декабря 2007 г. 12:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле . Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Корнилию, Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле 29 ноября — 1 декабря 2007 года Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Корнилий! Досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся, дабы почтить торжество 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в городе Ревеле, ныне — богоспасаемом граде Таллине, столице Эстонской Республики. Духовные связи Русской Православной Церкви с Эстонской землей имеют многовековые корни. Православие в Эстонии насаждено было евангельским сеянием духовных делателей Русской Церкви без малого тысячу лет назад — с тех пор, как великим князем Киевской Руси Ярославом Мудрым в 1030 году был основан город Юрьев, ныне Тарту, а в нем воздвижены православные храмы. Промыслу Божию было угодно явить впоследствии в этом граде святость подвига глубоко почитаемых в Эстонии священномученика Исидора пресвитера и с ним 72 мучеников. В XIX веке эстонские приходы были включены в состав Рижской епархии Русской Православной Церкви, а 90 лет назад, когда в Эстонской земле уже насчитывалось 128 православных храмов, они были выделены в особое Ревельское викариатство. Первый же епископ на новоучрежденной кафедре, самоотверженно трудившийся в благовестии среди своих соотечественников и духовном их окормлении, недолго продолжал уготованное ему святительское служение. Господь призвал к Себе верного домостроителя Эстонской Церкви священномученика Платона (Кульбуша), удостоив его принять за слово Божие страдальческую кончину от руки воинствующих безбожников. В тяжкие годы драматичными стали для эстонского Православия многие события ХХ века, отмеченного атеистическими гонениями. Ярость противников Церкви свирепствовала в соседней России, распространялась она и на Эстонию. Однако и в самых трудных условиях архипастыри, пастыри и верные миряне продолжали мужественно нести свое служение, стараясь сохранить отеческое достояние православной веры и не угасить лампаду молитвы. В 1993 году из Наших рук Эстонская Церковь приняла Патриарший Томос, коим подтверждалось ее самоуправление, предоставленное ранее Святителем Тихоном.

http://patriarchia.ru/db/text/332165.htm...

27 февраля состоялось избрание архиепископа Волынского и Кременецкого Дионисия (Валединского) митрополитом. В Москву о результатах выборов польский Синод не докладывал, а направил материалы избирательных заседаний через правительство Польши на утверждение Константинопольскому Патриарху Мелетию IV, который утвердил их. Когда святитель Тихон вернулся к церковному управлению, он направил письмо митрополиту Дионисию с резким осуждением самочинного отделения Православной Церкви в Польше от Всероссийского Патриарха и перехода в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. После мученической кончины епископа Ревельского Платона (Кульбуша) в 1919 году в Ревель, переименованный правительством Эстонии в Таллин, на кафедру, ставшую самостоятельной, был переведен Порховский епископ Александр (Паулус) с возведением его в сан архиепископа. Патриарх Тихон предоставил Эстонской Церкви широкую автономию, но по настоянию эстонского правительства, стремившегося оторвать православный народ Эстонии (это были русские, сету и часть эстонцев) от Москвы, архиепископ Александр в 1923 году обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под свое духовное окормление. Архиепископ Александр получил от Патриарха Мелетия томос, по которому была признана автономия Эстонской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриарха. В составе Эстонской Церкви была образована вторая, Нарвская, епархия, а Константинопольский Патриарх возвел архиепископа Александра в сан митрополита Таллинского и всей Эстонии, введен был в употребление новый календарь. Московская Патриархия не могла, естественно, признать канонически неправомерный переход. Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову) , ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. Лишь после того как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера) , по национальности латыша, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. Православный народ Латвии, русские и латыши, с радостью и любовью приняли своего нового архипастыря. В поисках компромисса с правительством архиепископ Иоанн ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 года Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн глубоко чтил святителя Патриарха Тихона и свято хранил каноническое единство с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В начале 1918 года в Юрьев прибыл епископ Платон (Кульбуш), который много потрудился в деле укрепления веры и просвещения православных эстонцев. 7(20) июня 1918 года епископ Платон по ходатайству приходского совета назначил отца Михаила настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал центром русской духовной жизни в Юрьеве. По благословению епископа Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Они знакомили слушателей с жизнью и подвигами русских святых, преподобных Антония и Феодосия Печерских, святителя Стефана Пермского, священномученика Патриарха Гермогена, преподобного Серафима Саровского; в это трудное время подвиг русских святых вновь стал единственной опорой и образцом жизни для верующего человека. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан; этому хору отец Михаил уделял большое внимание. С 1917 года и до лета 1918-го отцу Михаилу приходилось отстаивать перед оккупантами Свято - Исидоровскую церковноприходскую школу, которую первое время не желали признавать германские власти, как не желали они признавать и всего русского, но священнику все же удалось ее отстоять. В июле 1918 года отец Михаил писал одному из своих ближайших помощников: «Жизнь наша течет своим обычным порядком, при тех же стеснениях... Положение наше печально, но не безнадежно. Верим, что все изменится, и этой верою живем». В декабре 1918 года Юрьев захватили большевики. Начались повальные обыски и аресты. Был арестован епископ Платон; этот арест весьма опечалил отца Михаила, и все помыслы его обратились к тому, чтобы освободить владыку. Домашние уговаривали его скрыться, уходить из дома, хотя бы на ночное время, но он эти предложения с возмущением отверг. Вскоре власти арестовали его. Протоиерей Михаил Блейве принял мученическую кончину вместе с епископом Платоном – 14 января 1919 года. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь».

http://fond.ru/kalendar/36/mihail/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010