Архив Пн В праздник Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя 2 мая 2021 г. 18:48 2 мая 2021 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы. Среди молившихся были председатель отдела по делам молодежи Московской городской епархии протоиерей Кирилл Сладков и представители православной молодежи столицы. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканале «ТВ-Центр» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, которую комментировал профессор Московской духовной академии А.К. Светозарский. Богослужение также транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» . По традиции на великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию приснопамятного митрополита Питирима (Нечаева) из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя для особо торжественных праздничных богослужений. Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. По окончании Пасхальной вечерни митрополит Волоколамский Иларион от лица Священного Синода, участников богослужения и всей полноты Русской Православной Церкви поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи. Обращаясь к Его Святейшеству, митрополит Иларион сказал:

http://patriarchia.ru/db/text/5805731.ht...

Выставка, посвященная Иосифо-Волоцкому монастырю, откроется в Москве Москва, 8 декабря 2015 г. 11 декабря 2015 г. в 16:00 в Государственном центральном музее современной истории России (Москва, ул. Тверская д. 21) состоится открытие выставки «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», организованной в рамках социально значимого проекта «Иосиф Волоцкий и его обитель», сообщает Синодальный информационный отдел.      Организаторы выставки: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центральный музей современной истории России, Благотворительный фонд Фридриха Липса, Дирекция международных программ, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь при участии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Российской государственной библиотеки. На выставке «Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь», которая продлится до 10 января 2015 года, представлены экспонаты из коллекции Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, художественные работы участников инновационного образовательного проекта Дирекции международных программ «Передвижная академия искусств», а также уникальные старинные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: икона «Иосиф Волоколамский» (первая половина XVI в.), Рама со сценами жития Иосифа Волоколамского (XVIII в.), икона «Вход в Иерусалим» (XVIII в.), а также уникальные печатные издания XV- XVI вв. из Российской государственной библиотеки. Специальный раздел выставки посвящен памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), благодаря усилиям которого Иосифо-Волоцкий монастырь был передан в 1989 года Церкви, стал восстанавливаться и возрождаться как монашеская обитель. Справка: Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 14 июня 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека.

http://pravoslavie.ru/88556.html

Вышел в свет новый номер журнала «Православный паломник» 2009) 20 мая 2009 г. 17:32 Вышел в свет новый номер журнала «Православный паломник» (48) 2009). Открывает номер репортаж собственного корреспондента журнала в Петербурге Л.А. Ильюниной о Первосвятительском визите Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербург 3-5 апреля 2009 года. Большая статья члена ИППО, заместителя генерального директора Паломнического центра Московского Патриархата Ю.Ф. Малого посвящена первому в истории совместному заседанию Комитета почетных членов и Совета Императорского православного палестинского общества , на котором председатель ИППО, председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин выразил признательность Святейшему Патриарху Кириллу за неизменную поддержку деятельности общества и официально попросил его оказать честь возглавить Комитет почетных членов ИППО. На заседании подводились основные итоги деятельности общества на современном этапе, обсуждались актуальные проблемы развития Русской Палестины. Традиционная рубрика журнала «Из истории паломничества» представлена двумя материалами. В первом приводятся воспоминания митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) , в частности, рассказывается о нескольких поездках владыки на Афон. Второй подготовлен старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа, хранителем коллекции византийских икон Государственного Эрмитажа Ю.А. Пятницким. В нем рассказывается о паломнической евлогии «Топография Палестины» из коллекции музея. К двунадесятым переходящим праздникам Вознесению Господню и Дню Святой Троицы приурочена публикация фоторепортажа М.В. Юрченко «Вознесение Господне и Троица на Святой Земле. 2008». В номере публикуется окончание статьи заместителя главного редактора журнала «Православный паломник» А.Ю. Калинина «Святая София Константинопольская» об истории знаменитого храма в послевизантийский период, публикуются фотографии сохранившихся до наших дней в соборе византийских мозаик. Из материала редактора журнала Л.И. Воробьевой читатели узнают о проходившей в апреле-мае в художественной галерее Паломнического центра фотовыставке «Христианские святыни Эфиопии». Журнал публикует несколько фотографий, сделанных участниками поездки в эту далекую страну.

http://patriarchia.ru/db/text/649026.htm...

митрополит Иларион (Алфеев) (24.07.1966) Догматическое богословие История религий История Церкви Литургика Основы православия Патрология Педагогика Проповеди Священное Писание Нового Завета Статьи Церковное искусство Аудиокниги митрополит Иларион (Алфеев) Биография Молодые годы Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года. В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных. В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника. Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет. В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР. В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель. 19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион. Священническое служение 21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха. В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай). В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии. В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию. В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие). С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Митрополит Питирим (Нечаев) 4 ноября 2013 года исполняется 10 лет со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева). Публикуя отрывки из его воспоминаний, мы осознаем, что не все из того, что предстоит прочесть нашим читателям, вызовет однозначное отношение. Но и сам Владыка был неоднозначным человеком – как всякая незаурядная, талантливая личность со своим взглядом на современную ему действительность, требовательным, староцерковным отношением к священническому служению и долгу. И, что наверное самое важное, с самым строгим отношением к самому себе, к своей духовной жизни. Убеждены, что многое в этих воспоминаниях будет интересно и полезно для наших читателей: те, кто интересуется историей, найдет в них удивительные факты и свидетельства «из первых уст», есть здесь и драгоценные свидетельства о духовном опыте, передаваемым из поколения в поколение, есть и, как всегда независимые, иногда жесткие характеристики Владыки, касающиеся нашей современной жизни. Редакция Православие.Ru ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ Предлагаемая читателю книга не является в строгом смысле мемуарами митрополита Питирима. Писать мемуары Владыка категорически отказывался. Точнее, говорил: «Писать не буду. А наговорить могу», — а потом прибавлял с усмешкой: «Только, если увижу написанными, наверное, все равно порву...» Он был гиперкритичен к тому, что писал сам, каждый его текст надо было спасать от него самого. Но записывать свои рассказы не возбранял. Наоборот, даже на лекциях говорил студентам: «То, что старые люди рассказывают, лучше всего записывать». А мы понимали, что слова эти адресованы в том числе и нам, его референтам-филологам. Официальные мемуары церковного иерарха — вещь довольно ответственная, она предполагает взвешенную историческую оценку событий, очевидцем и участником которых он был, определенную полноту в их охвате. Кто-то может ждать от произведений такого рода каких-то сенсаций, разоблачений, обнажения подноготной. Ничего подобного в устных воспоминаниях Владыки нет. Но, конечно, в них запечатлелись живые лица исторических деятелей, с которыми ему довелось быть знакомым, отразилась эпоха в целом и его взгляд на эпоху.

http://pravoslavie.ru/1957.html

На Валааме. Начало 1990-х гг.      Отошли в прошлое сороковины по игумену Андронику. Ушел человек не просто образованный, а по-настоящему – по-старинному – просвещенный (почти забытое ныне качество). Потеря невосполнимая! Его научная, издательская, культурологическая деятельность дана нам и в наследство, и в поучение. Здесь слово «деятельность» наполнено подлинным смыслом самобытного строгого подвижничества, знающего границы своих возможностей и подчиненного кругу своих интересов. Он, кажется, всегда следовал совету своего прадеда Александра Ивановича Флоренского: «Всякий общеизвестный деятель, и даже всякий деятель даже в науке, должен быть односторонен, в крайней степени фанатик, чтобы быть силой. Человек, слишком широко смотрящий на жизнь, может быть и очень мудр, но бессилен как деятель». Его лекции, как, впрочем, и проповеди, раскрывали в нем фундаментального и страстного ученого по призванию Игумен Андроник нес послушание секретаря Синодальной богослужебной комиссии, с 1989 года являлся доцентом Московской духовной академии и семинарии, где преподавал Нравственное и Пастырское богословие, Священное Писание Нового Завета, Патрологию. Его лекции, как, впрочем, и проповеди, раскрывали в нем фундаментального и страстного ученого по призванию, поэтому все, им написанное и сказанное, несло печать энергичной одаренности, умевшей простым языком выразить глубокую, духовно полезную мысль. Это подкупало любую аудиторию. В 1990-м году Патриарх Алексий назначил 38-летнего игумена наместником только что возвращенного Церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. И тот не подвел: сразу закипела работа по восстановлению трех скитов, двух храмов и келлии игумена Дамаскина (Кононова), длительному (в 1832–1881 гг.) настоятельству которого великая обитель обязана своим расцветом. Однако главное достижение отца Андроника – не в реставрации внешнего благолепия Валаамской святыни, а в созидании ее внутреннего – духовного – содержания. Соборы братии, неукоснительное исполнение послушаний, возрожденный строгий Устав, ежедневные богослужения, обязательные для всех иеромонахов проповеди – все это ввел в монашеский обиход наместник. Ему удалось позаимствовать у Военно-морского флота России несколько кораблей для своей «монастырской флотилии». Он организовал Паломническую службу и основал Издательский отдел, где сказался его 14-летний опыт работы в Издательском отделе Московской Патриархии под руководством митрополита Питирима (Нечаева). Столь великолепная редакторская школа, помноженная на личную целеустремленную любовь к церковной книжности, практически все решила в жизни игумена. Он даже смог за один день подготовить и провести на Валааме незабываемую по задушевности встречу Б. Н. Ельцина и Патриарха Алексия II.

http://pravoslavie.ru/139938.html

О протопресвитере Николае Колчицком Вспоминает протопресвитер Владимир Диваков Протопресвитер Николай Колчицкий (1890–1961) – настоятель Богоявленского Патриаршего собора в Елохове, управляющий делами Московской Патриархии (1941–1960), секретарь Священного Синода, председатель Учебного комитета (1956–1960) – одна из ярчайших фигур в Русской Церкви XX столетия. Хотя и, как отмечали многие, со «сложным характером». К служению у престола Божия он был призван в сентябре 1914 года, и, по словам митрополита Питирима (Нечаева), «что касается церковного служения, он был не просто безупречен, но мог служить примером». Протопресвитер Николай Колчицкий      Предлагаем нашим читателям воспоминания об отце Николае Колчицком протопресвитера Владимира Дивакова , секретаря Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве. Настоятель Отец Николай Колчицкий почти 40 лет прослужил настоятелем Елоховского собора – с декабря 1924 года. Но указа о назначении не имел. Предыдущего настоятеля этого старинного московского храма арестовали, и его судьба неизвестна. Святейший Патриарх Тихон благословил отца Николая исполнять обязанности настоятеля. Лидия Константиновна Колчицкая – невестка отца Николая и бессменный секретарь четырех патриархов – сказала, что можно даже не искать указа, поскольку его нет и никогда не было. Будучи управляющим делами Московской Патриархии, батюшка мог бы сделать себе не один такой указ, но он этого не делал.      У отца Николая была прекрасная дикция. Он читал церковные тексты или давал возгласы всегда очень спокойно. Делал это великолепно и никогда не напрягался. При этом его голос было всегда слышно в самых отдаленных уголках собора. У него всегда был желтый цвет лица из-за сахарного диабета. Но с началом богослужения он преображался, исчезала желтизна с его лица. Если отец Николай не служил, то всегда на службе стоял на своем настоятельском месте в алтаре. Заранее приходил в собор, проверял каждый его уголок, как лежат ковры, как висят лампады – патриарх Алексий I не любил, когда они висели криво. Если был праздничный или воскресный день, отец Николай приезжал к ранней Литургии, читал на ней положенное правило, а затем служил позднюю. А ко всенощной приезжал заранее, примерно за час. Если отец Николай приезжал в собор на службу, то в храме благословлял лишь он. Ни один из священников не мог этого делать в его присутствии.

http://pravoslavie.ru/106661.html

Озаренные Невечерним Светом Памяти митрополита Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) Светлана Сидорова За что учили благодарить те, кому открывалось гораздо больше, чем нам? Хотя и тем, кто сподобился с митрополитом Питиримом (Нечаевым) и архимандритом Иннокентием (Просвирниным) трудиться, тоже кое-что приоткрывалось… Об этом – воспоминания вдовы патролога, церковного историка, переводчика Алексея Ивановича Сидорова – Светланы Викторовны Сидоровой. Владыка Питирим (Нечаев) за богослужением «Записывайте, записывайте все!» Мы будто заснули в одном мире, а проснулись в другом – Записывайте, записывайте всё, вы такого больше нигде не увидите! – убеждал меня философ Олег Генисаретский. Насчет того, что ничего подобного не увижу, я нисколько не сомневалась, вот только записывать мне почему-то не хотелось. Думаю, потому, что я все-таки понимала, что не сумею правильно объяснить и понять увиденное в том, далеком уже, 1981-м году, когда нам, захлебывающимся в житейском море, удалось неожиданно оказаться в неведомом крае, о котором мы до этого и понятия не имели, и ощутить под ногами благодатную почву. Мы будто заснули в одном мире, а проснулись в другом. Но, хотя это был родной, выстраданный нами мир, к этому миру приходилось еще долго привыкать. Мы шагнули в него безо всякой подготовки, казалось, навсегда перечеркнув свое прошлое. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) Но здесь были свои правила, а мы пришли со своими, и наши правила состояли из одних исключений. – Вы не представляете, как трудно быть православным в Америке. Это крохотный островок в океане безбожия! – сказал нам с мужем протопресвитер Православной Американской Церкви, известный богослов Иоанн Мейендорф, когда приезжал к нам в гости в последний раз перед своей кончиной. А в России разве по-другому? Кому, как не отцу Иоанну, которому долгое время запрещали посещение нашей страны, было лучше знать это! Да, в России по-другому. В России Православие всегда было разлито повсюду, проникало во все поры, заставляя тосковать по потерянному Святому Граду, хотя безбожие и воображало себя могущественным и непобедимым.

http://pravoslavie.ru/136488.html

«Он в сердце своем имел отеческое внимание ко всем людям» Во второй половине января в Центральном выставочном зале ВООПиК в Гагаринском переулке прошла выставка работ фотохудожника Анатолия Жданова, посвященная памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). А в последний день работы экспозиции состоялся и вечер памяти владыки, окончившего земной путь пять лет назад, в ноябре 2003 года. Вечер очень трогательный и добрый. Да иначе и быть не могло, ведь вспоминали о владыке Питириме, который оставил о себе добрую память в сердцах многих людей. Человек с большой буквы Анатолий Жданов на вечере памяти владыки Питирима – Многие знали митрополита Питирима, – говорил на вечере Виктор Александрович Булочников, главный архитектор Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, заслуженный архитектор РФ. – И многие обязаны ему решением каких-то сложных вопросов, очень важными событиями в жизни, своей судьбой. Вся Россия, конечно, помнит его имя и понимает великое значение этого просвещенного человека. Особенно для наших дней. Владыка был удивительный сам по себе человек. Возрастая в Церкви, поднимаясь по иерархическим ступеням, он, тем не менее, всегда оставался человеком. И в Издательском отделе Московского Патриархата, который возглавлял владыка, он принимал всех, он всех любил, он всех понимал. Но понимал так, как надо, чтобы процветало православное русское государство. Владыка воспитывал людей, которые приходили к нему за советом, с вопросами: а как нам быть, а что нам делать, кому нам верить? Он воцерковлял этих людей, благословлял на работу в государственных структурах – они до сих пор плодотворно трудятся на благо России. Были даже руководители из высших эшелонов власти, которые благодаря владыке становились верующими православным людьми, хотя обычно они это и скрывали. Главный архитектор ЦС ВООПиК Виктор Булочников открывает вечер Владыка был замечательным специалистом в истории культуры и искусства, знающим, понимающим настолько, что трудно сказать, были ли у нас еще такие. Главный архитектор ЦС ВООПиК рассказал, какие огромные усилия прилагал митрополит Питирим по восстановлению памятников истории и культуры, особенно по возрождению Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravoslavie.ru/29407.html

Про сучасну монастиря 27 вересня 2015 р. 15:47 Современная история Иосифо-Волоцкого монастыря началась в 1989 году, когда, после вывода с его территории школы и музея, 15 мая Мособлисполком издал постановление о передаче комплекса памятников архитектуры Московской Патриархии. Совершившееся событие было плодом усилий митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) , который включил возвращение  монастыря Православной Церкви в свою депутатскую программу и сумел успешно это осуществить. Святейший Патриарх Пимен назначил митрополита Питирима, бывшего тогда председателем Издательского отдела Московской Патриархии, игуменом монастыря, а вскоре Иосифо-Волоцкий монастырь стал ставропигиальным. Постепенно полуразрушенная обитель преображалась: восстанавливались жилые помещения, началась реставрация храмов. В первые же годы было подписано соглашение с немецкой землей Рейнланд-Пфальц о совместном финансировании реставрационных работ. Содружество намечалось не только в строительной сфере, но и в культурной. Совместно с организацией «Вилла Музика» было запланировано устройство при монастыре молодежного лагеря, куда могли бы приезжать и давать совместные концерты немецкие и российские музыканты. Часть этой программы удалось осуществить: немецкой фирмой был отреставрирован Ново-братский корпус, поставлено все необходимое оборудование, в рамках молодежной программы был организован ряд концертов. Наряду с реставрацией постепенно налаживалась хозяйственная деятельность. Были устроены огороды, скотный двор, птичник, посажены плодовые деревья и кустарники. В небольшом молочном цехе стали делать сыр, творог, сметану. Впоследствии была заведена пасека, которая в настоящее время насчитывает около 30 ульев, налажено свечное производство. В монастырском скиту была организована выпечка хлеба. Одной из главных своих задач в качестве игумена митрополит Питирим считал возрождение просветительской миссии монастыря. Еще до передачи монастыря Церкви здесь уже была проведена первая научно-практическая конференция «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель», организованная совместно Издательским отделом Московской Патриархии и областным краеведческим музеем. Впоследствии это мероприятие планировалось как ежегодное.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4231758...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010