митрополит Волоколамский Иларион Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии. В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. 19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса. В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

Не стало Михаила Михайловича Дунаева, автора известного шеститомника «Православие и русская литература», выход которого совпал с яркой эпохой перехода современной русской культуры к духовным оценочным критериям . Более семидесяти лет в нашей стране, где господствовала идеология марксизма-ленинизма, старательно замалчивалось, что мы – Христиане, что в Христианстве – наши духовные и культурные корни. В конце 1980-х годов, в канун 1000-летия Крещения Руси, началась перестройка. Лучшие и самые совестливые люди, связанные незримыми, поистине Божиими узами, еще задолго до знаменательной даты всеми силами своей души потянулись к Богу, стали работать для Него, для возрождения России. Это были люди подвига и жертвы. Именно тогда известный ныне писатель Николай Блохин по поручению главы Издательского Совета Русской Православной Церкви Митрополита Питирима (Нечаева) стал с риском для себя тайно провозить в Россию целыми партиями Библию. И за это был осужден на тюремное заключение, которое и отбыл, благодаря Бога. Когда на отпевании Владыки в Елоховском соборе в Москве рядом со мной у порога собора опустился на колени с рыданиями мужчина, я узнал в нем Николая Блохина. Он только и смог произнести: «Я всем, всем ему обязан в своей жизни». К таким безвестным подвижникам относился и Михаил Дунаев. Мы были с ним знакомы с 1970-х годов, поскольку оба проходили аспирантуру у одного научного руководителя – в Пушкинском Доме (Институт русской литературы Академии Наук). Михаил Михайлович был несколько старше меня, обучался заочно и приезжал в Пушкинский Дом из Москвы, где он работал личным секретарем известного писателя Соколова-Микитова. Уже тогда он не скрывал своих убеждений: в Пушкинском Доме все знали, что Михаил Дунаев – человек верующий. Он и тему для диссертации избрал по-христиански мужественно, – ведь тогда еще никто не осмеливался писать о Христианском русском писателе-эмигранте Иване Шмелеве. А вот Дунаев решился на это, преодолевая инерцию сопротивления. Помню, как на заседании Ученого Совета, раздраженный этим обращением к творчеству Шмелева директор Пушкинского Дома член-корреспондент Академии Наук А.С. Бушмин (впрочем, хороший ученый) возмущался: «Возьмут какого-нибудь прозаика Собакина – и вот вам тема диссертации. По Собакину, дескать, никто еще ничего не писал». Всем было ясно, что речь идет о Михаиле Дунаеве и о его теме по Шмелеву.

http://pravoslavie.ru/37022.html

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Warhammer и учение Иоанна Ладожского Критика политического разума Источник:  Русский журнал От редакции. Политико-художественный перфоманс Ивана Охлобыстина – самое яркое событие этой осени наравне со скандальным съездом " Правого дела " . В " Русском журнале " недавно об Охлобыстине писала Ирина Дуденкова . Теперь мы публикуем присланный в редакцию текст Ксении Лученко. Фантазии запрещенного священника Иоанна Охлобыстина, как спички: относиться к ним серьезно – смешно, относиться несерьезно – опасно. Когда колесо российской общественно-политической жизни сделает очередной круг, неизвестно, кого вынесет наверх: Навального? Ройзмана? Ходорковского? Не исключены ведь и абсурдные варианты: а ну как Охлобыстина? Ведь у клоунады, исполненной им в Лужниках, немало истовых поклонников. А его теоретические построения – это не камлания, а воспроизведение идеологии, давно зреющей в недрах православно-патриотических кругов. Нам спокойнее считать их маргинальными сумасшедшими. Но времена изменились. Если сделать вид, что принимаешь " Доктрину-77 " всерьез, получается увлекательное чтение. " Учитель мой, Иоанн Ладожский, помяни меня в своих молитвах! " – воззвал отец Иоанн Охлобыстин во время своего литературно-политического перфоманса в Лужниках перед двадцатитысячной аудиторией. В качестве эпиграфа к тексту " Доктрины-77 " вынесена цитата из митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Митрополит Иоанн (Снычев), которого, по воспоминаниям митрополита Питирима (Нечаева) семинарские однокашники за экзальтированность называли " Ванька-хлыст " , был одной из знаковых фигур 90-х, и влияние его распространялось далеко за пределы церковной ограды. Его идеи были питательной средой, на которой взращивались православно-националистические группы разных мастей – от ставшего теперь респектабельным " Радонежа " до хоругвеносцев Никшича. На его похороны в 1995 году пришла целая колонна РНЕ. Труды Снычева расходились многотысячными тиражами, однако люди, близко знавшие митрополита Иоанна, утверждали, что никто никогда не видел рукописей этих книг с пометками митрополита. Автором трудов многие называют главного редактора газеты " Русь Православная " Константина Душенова, в прошлом политрука на подводной лодке. Сейчас Душенов отбывает трехлетний срок в колонии-поселении по статье 282 часть 2 УК РФ за " участие в деятельности организации, признанной экстремистской " .

http://religare.ru/2_89362.html

Скачать epub pdf Предисловие публикатора Архимандриту Иннокентию (Анатолию Ивановичу Просвирнину. 1940–1994), много потрудившемуся на ниве православного просветительства, в этом году исполнилось бы 75 лет. Его ревностное служение было скоротечным. Он ушел из жизни в возрасте 54 лет, но успел оставить большое наследие и доброе напутствие нынешнему поколению: «Сейчас время синтеза, нужно обобщить наследие отцов». Остался и его объемный (почти 4000 единиц хранения) архив, в 1996 году переданный в Отдел рукописей РГБ наместником Московского Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) 1 . Архимандрит Иннокентий – историк богослов, источниковед, издатель, педагог – «был настоящим монахом подвижником, стяжавшим неведомое для мира духовное сокровище, духовное дарование, и этими дарованиями он щедро делился со всеми, кто к нему приходил. Он был строг к себе и снисходителен к другим, у него была своя особая мировоззренческая концепция, свой взгляд на историю, ибо он верил в то, что Промысл Божий строит мир» 2 . Родился будущий архимандрит в Омске. Мальчиком начал прислуживать в городском кафедральном соборе. В 1958 году поступил в Московскую духовную семинарию. Пос­ле службы в армии продолжил образование и в 1968 м защитил диссертацию «Введенская Оптина Пустынь в истории русского монашества». По окончании Московской духовной академии его оставили в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви 3 . Еще в годы учебы Анатолий Просвирнин стал иподиаконом возглавлявшего Издательский отдел Московского Патриархата тогда еще епископа Питирима (Нечаева) и начал работать в редакции «Журнала Московской Патриархии». В целом церковно издательскому и просветительскому делу архимандрит Иннокентий отдал 30 лет, сначала заведуя отделами проповеди и богословия «ЖМП», затем в составе редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», где занял должность заместителя главного редактора по научной работе. Архимандрит Иннокентий участвовал в подготовке многих важнейших изданий Московского Патриархата: Библии (1969), Нового Завета (1976), Настольной книги священнослужителя (1977–1988), Триоди, Октоиха (1981), Ирмология (1983), книги альбома «Троице-Сергиева Лавра» (1985), наконец, богослужебных Миней (1978–1989), которые по праву можно назвать делом всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук В храме Воскресения словущего В одном храме с Владыкой 18 декабря 1942 года во время всенощной накануне праздника Святителя Николая в храме в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке, где мы, дети, стояли на амвоне, меня и еще двух мальчиков по благословению настоятеля храма отца Николая Баженова ввели в алтарь и облачили в стихари. В то смутное и тяжелое время в алтаре было достаточно много алтарников и среди них Алексей Сергеевич Буевский – звали мы его дядя Леша – который был для нас примером во всех послушаниях, возложенных на алтарников. Впервые в этом храме во время служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в праздник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я познакомился с одним из его иподиаконов Костей Нечаевым. Впоследствии, будучи иеромонахом, он часто посещал наш храм и читал акафист Божией Матери. По прошествии многих лет, в начале 1970-х годов, при настоятеле храма протоиерее Владимире Елоховском, будучи уже в сане архиепископа, Владыка Питирим стал служить в нашем храме, придавая всей службе высокое, духовное, молитвенное торжество. У Владыки всегда было много молодых иподиаконов, многие из которых стали священнослужителями, а некоторые даже архиереями. В отсутствие по разным причинам некоторых из них меня, раба Божиего, всегда звали участвовать в выходах с дикирием, омофором, жезлом и так далее. К этому времени у меня было благословение на ношение ораря архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина), бывшего ранее настоятелем храма во имя святых Космы и Дамиана, который служил у нас в 1944 году. Во время службы Владыки Питирима, видя, что у него много помощников, я порой не надевал орарь. Однажды после малого входа ко мне подошел иподиакон и сказал, чтобы я подошел к горнему месту, где находился Владыка. С поклоном я подошел к нему, а он вручил мне орарь и благословил со словами, чтобы он меня без него не видел. После этого я всегда исполнял повеление Владыки. Мне порою часто приходилось получать от него «сердитые» замечания, в том числе по случаю разговоров его же иподиаконов во время службы. Он считал меня ответственным за порядок в алтаре. Видя, что у меня после этого случалось грустное настроение, он с улыбкой говорил: «Не грусти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Вступление Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Волоколамскому Питириму в Богоявленском патриаршем соборе 23 мая 1963 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I Преосвященный епископ Питирим! Дух Святый, повелевший пастырям и учителям Антиохийской Церкви отделить Ему Варнаву и Савла на дело, на неже призвал их ( Деян.13:2 ), внушил и нам, смиренным предстоятелям Православной нашей Церкви, призвать тебя к приятию жребия святительского служения. Так веруем мы. И с верою в это божественное избрание мы, соединенною молитвою и рукоположением сопастырей, молитвенно призываем Божественную благодать в помощь тебе в этом новом твоем служении Церкви Христовой. Ты исповедал перед нами твой страх перед высотой этого служения и твою немощь. Но тебя должно утешать вечно живое и действенное святое слово Самого Господа: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается ( 2Кор.12:9 ). Благодать Божия есть сила, даруемая человеку-христианину по вере его, – сила очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях и скорбях, содействующая в получении вечных благ, уготованных Господом на небесах для избранных Его. Эту благодать, врачующую немощь нашу и восполняющую нашу скудость духовную, ты воспринял ныне при вступлении на дело, к которому призвал тебя Господь. Нам ведомо, что ты, скажу словами святого апостола Павла к Тимофею, – измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе ( 2Тим.3:15 ). А также, что немалое время прошло у тебя в церковном служении в качестве служителя высшей богословской науки и воспитателя духовного юношества, будущих пастырей, притом в священном уделе земном великого пастыря, Преподобного Отца нашего Сергия, под кровом его святой обители. И таким образом непостижимыми судьбами Провидения Божия ( Рим.11:33 ), предопределяющими пути человека, ты духовно был подготовлен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Педагог и просветитель Человек Веры 4 ноября 2003 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в Москве, в Центральном военном госпитале в Сокольниках, после тяжелой продолжительной болезни скончался Владыка Питирим. Владыка был одним из старейших и наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Значительное место в церковно-общественном служении Владыки занимала преподавательская деятельность в Московских Духовных школах. Чтение лекций, неформальное общение с учащимися, служение в академическом Покровском храме, встречи и диалоги с иностранными делегациями, проведение экскурсий в ЦАКе (музее Академии). Особенно много времени это направление деятельности стало требовать от Владыки после празднования 1000-летия Крещения Руси, в годы последовавшей затем «перестройки». В это время Владыка часто бывал в Московской Духовной академии, часто в личных беседах встречался после лекций с учащимися, вел разговор, отвечал на вопросы, связанные с новым положением Церкви и христианской жизнью. Но не только конкретные встречи и беседы с учащимися МДА были заслугой Владыки Питирима. Важным было то, что в издательский отдел он призывал множество новых молодых церковных тружеников, в том числе недавних выпускников Духовной академии и даже учащихся Духовной семинарии. Всех, кто стремился бескорыстно служить и трудиться во славу Православной веры, Владыка старался привлечь к издательской работе и брал на стажировку в Издательский отдел. Для каждого, кто работал с Владыкой, этот труд становился большой духовной школой. Многие из учащихся, кто хотя бы раз соприкоснулся с Владыкой, впоследствии приняли священный сан и в этом звании продолжали трудиться на поприще издательского дела у себя на приходах, печатая приходские листки, газеты, журналы, через этот издательский труд считая себя духовными учениками и воспитанниками Владыки Питирима. Владыка всегда был прост в общении, с мягким, удивительно интеллигентным, предупредительным, тихим голосом, с очень живыми и мудрыми глазами. Весь его внешний облик был значительным и достойным. Его всегда выделяла среди многих окружающих его людей внутренняя духовная красота. Внешний его облик библейского благообразного старца производил ошеломляющее впечатление. А когда оказывалось, что этот человек, будто сошедший со страниц ветхозаветной истории, еще и в курсе всех современных событий, обладает уникальным даром проповедника, знающего, как казалось, все на свете, то невольно начинаешь проникаться глубоким уважением и интересом к этому человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Я был знаком с дорогим отцом Ермогеном 40 лет – он духовник и мой и всей нашей семьи. Он был великим служителем России, его любовь была немногословна, но беспредельно, особенно он любил и почитал святого страстотерпца царя Николая. Как и все наши старцы. Старцы разные у нас, но старчество отца Ермогена окутывало человека непередаваемой тишиной, думаю, что такая тишина была и вокруг царя -мученика. Но если царя по роду своему был аристократом высшего порядка, то отец Ермоген по роду своему был из простой крестьянской семьи – но он был аристократ с ног до головы в общении с людьми. Из всех священников, владык и старцев, которых я знал, я с ним в этом отношении поставил бы рядом митрополита Питирима (Нечаева). Они были невероятно близки духовно, владыка Питирим говорил о том, что давно стремился к отцу Ермогену, а потом я был свидетелем их общения – во взаимном уважении, смирении, тишине. Эта тишина обволакивала каждого человека, общавшегося с отцом Ермогеном – это дар духовного аристократизма, который стяжать очень трудно, это дано человеку от Бога. Рядом с ним отходила всякая суета, все ненужное, это была Божественная благодать…». У батюшки для самого себя была самая первая и самая главная заповедь – ни на йоту не нарушить промысел Божий, чтобы жить до последней капли крови себя посвятив, исполнению воли Божией. Знаю, что батюшка Ермоген неоднократно ездил к почитаемым старцам, чтобы с ними посоветоваться. Он сам был старцем, но старался. чтобы не было ни малейшего промаха и старался корректировать свой духовный путь в соответствии с советами духовных людей. Часто я сопровождал отца Ермогена в этих поездках, он мне звонил, и мы ехали… Отец Ермоген всю жизнь мечтал быть в мужском монастыре, а всю жизнь был в женских. И в последние годы жизни он просил владыку псковского митрополита Евсевия, чтобы его похоронили в мужском монастыре – Псково-Печерском, где подвизался один из самых близких духовных друзей – архимандрит Адриан (Кирсанов), они друг у друга исповедовались. А сейчас они лежат рядом в пещерах.

http://ruskline.ru/swr/2021/06/08/pomina...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Духовный наставник армии Размышления у портрета митрополита Кроме какого-то духовного видения России и путей ее народа, митрополит Питирим обладал еще и огромными знаниями сугубо земного, практического, политического характера. Вот и я, защитивший докторскую диссертацию по геополитике, беседуя с Владыкой, иногда чувствовал себя просто мальчишкой. Но он всегда был рад делиться этими знаниями, своим огромным опытом иерарха, мыслителя, государственного деятеля. Памяти Владыки Питирима я посвятил это стихотворение. Портрет взывает к тишине И сердцем заставляет слушать. Седой мудрец на полотне Величьем наполняет душу. Державность, благородство, стать, Дух добродетели витает, И чистых помыслов печать Незримой аурой сияет. В безмолвии застывших слов, В сосредоточии глубоком Звучит в эфире смысл веков, Едва ушедших и далеких. И взгляд пронзает толщу тьмы, И мысль масштабна по размаху. Такие русские умы Вершили судьбы, шли на плаху. Раздумья бороздят чело, В глазах у старца тени грусти... Ползет болезненное зло, Жизнь скоро занавес опустит. Брады серебряный оклад... В сокровища Руси зачислен Сонм добрых дел и знаний клад, И сгусток православной мысли. Чтоб одолеть поток невзгод, У Господа просил он силы, Учил мятущийся народ, Молил прощенье для России. И путь его неповторим, Портрет являет лик державный... Прощай, Владыко Питирим, – России образ православный! Леонид Ивашов , генерал-полковник 19 Слово о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме 4 ноября 2003 года на 78-м году жизни завершил свой земной путь митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). С кончиной этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви ушла от нас целая эпоха, эпоха сложнейших судьбоносных событий в истории нашей Родины, в которой навечно останется светлое имя Владыки Питирима. Роль и значение Владыки Питирима в русской истории и культуре еще не получили своей истинной оценки – для этого требуется время. Сейчас мы можем говорить только о том впечатлении, которое на нас произвел этот мудрый человек. Он был известен как всесторонне одаренная личность, его отличала глубокая церковная культура, уникальная образованность, широкий диапазон творческих интересов, непревзойденное педагогическое мастерство и организаторские способности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Гражданин России Выдающийся гражданин Отечества С митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом я довольно близко познакомился в 1980-е годы. На период начинавшейся тогда перестройки пришлась замечательная дата – 1000-летие Крещения Руси. Руководство Советского Союза решительно взяло курс на доброжелательный подход к священникам и прихожанам. Широкое празднование годовщины Крещения Руси стало, как теперь говорят, «знаковым» событием. Я много общался с иерархами Русской Православной Церкви. Владыка Питирим обращал на себя внимание отнюдь не только своей внешностью, хотя и она была незаурядной: высокий, стройный (хотя уже и не молодой), красивый человек с открытым, благородным лицом, которое светилось доброжелательностью. Чем больше я с ним общался, тем больше поражала его энергия, активность – очень многосторонняя и в то же время целенаправленная. Конечно, я не берусь судить о его церковном служении, хотя знаю: сотоварищи его ценили очень высоко. Он долгие годы занимал ответственный пост председателя Издательского отдела Московского Патриархата. Но прежде всего я с интересом и симпатией следил за его активной общественной деятельностью. В марте 1989 года митрополит Питирим был избран народным депутатом СССР, вошел в состав комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов. И особо хочу подчеркнуть: он совершенно не случайно стал также членом Комиссии по вопросам депутатской этики. Заслуги митрополита Питирима были оценены по достоинству. Наряду с высокими церковными знаками отличия он был награжден государственным орденом Дружбы народов. Владыка деятельно заботился о сохранении российской природы. В 1993 году он вместе со мной участвовал в создании серьезной экологической организации – Международного Зеленого Креста. Он искренне и энергично пекся об обеспечении мирного будущего для наших сограждан. Его вклад в дело защиты мира трудно переоценить. Вполне заслуженно ему была вручена почетная золотая медаль «Борцу за мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010