Богословие Святейшего Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение [доклад на торжественном собрании в МДА и МДС]//1983. 2. С. 20–25. Слово на Вознесение Господне//1983. 9. С. 36–37. Пастырская дидактика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова//1984. 3. С.70–75. Слово в день памяти святого пророка Божия Елисея//1984. 8. С. 41–42. Жертва вечерняя//1985. 1. С. 40–41. Свете Тихий//1985. С. 41–43. О званых и избранных//1985. 12. С. 34–36. «Ангела Хранителя у Господа просим»//1986. 1. С. 41–42. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской Духовной школе [доклад, прочитанный при вручении ему диплома доктора богословия honoris causa на Богословском факультете имени Яна Амоса Коменского в Праге 9 декабря 1985 года]//1986. 5. С. 69–72; 6. С. 70–75. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне ( Ин. 4, 4–42 )//1987. 4. С. 30–32. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//1987. 9. С. 43–44. Ответы на вопросы итальянского журналиста//1987. 10. С. 4–5. Слово в день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста //1988. 1.С. 35–36. Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших//1988. 6. С. 42–43. Эстетика преподобного Иосифа Волоцкого //1989. 1. С. 60–65. Слово в Неделю о мытаре и фарисее//1989. 2. С. 42–44. Верую во Единаго Бога Отца//1989. 8. С. 45–46. Выступление на Съезде народных депутатов СССР//1989. 9. С. 7–8. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя//1989. 9. С. 37–38. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым//1989. 11. С. 37–39. Об издательской деятельности Московского Патриархата//1990. 2. С. 24–31. Патриарх и его время//1990. С. 27–28. Слово в Прощеное воскресенье//1991. 2. С. 39–40. Выступление на IV Съезде народных депутатов СССР (20 декабря 1990 года)//1991. 4. С. 47–48. Слово в день памяти мученика Иоанна Воина//1991. 8. С. 36. Византия и Радонеж (из доклада на XVIII Международном конгрессе византинистов)//1991. С. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка церковной фотографии середины XX века 31 октября, 2013. Новостная служба Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. 31 октября. ПРАВМИР. В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Молитва во мраке. Фотосвидетельства иподиакона Сергия Лисевицкого». На ней впервые представлена коллекция фотографий старейшего читателя РГБИ С.Н. Лисевицкого. Тема экспозиции — жизнь Русской Православной Церкви и виды Москвы 1940–70-х годов, сообщает сайт Издательского совета Русской Церкви. Фото: сайт Издательского совета Презентация прошла 28 октября. Помимо фотографий в экспозиции представлены подлинные вещи из фондов музея при храме святителя Митрофана Воронежского. Среди них епитрахиль и поручи Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, переписанный от руки Новый Завет и другие реликвии. Центральный музей Великой Отечественной войны также принял участие в создании выставки. Сергей Николаевич Лисевицкий (1915-1994) был иподиаконом известного архиерея Русской Православной Церкви митрополита Трифона (Туркестанова). После смерти владыки Трифона он служил иподиаконом при Патриархах Московских и всея Руси Сергии, Алексии I и Пимене. Одновременно он работал в Литфонде, читал лекции от общества «Знание», много путешествовал и никогда не расставался с фотокамерой. Участник и свидетель исторических церковных событий, С. Лисевицкий оставил обширную коллекцию необычных снимков. На них запечатлены как богослужения, церковные торжества, встречи с представителями Поместных Православных Церквей и христианских исповеданий, так и портреты Патриархов и многих выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, в том числе митрополитов Николая (Ярушевича) и Питирима (Нечаева).

http://pravmir.ru/v-rossijskoj-gosudarst...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский (Кузнецов Евгений Власович; род. 28.05.1930, Иркутск), архиеп. Керченский, вик. Сурожской епархии. С отроческих лет нес послушание алтарника, с 1947 г.- псаломщика в храмах Иркутской епархии, с 1949 г.- иподиакона еп. Иркутского Палладия (Шерстенникова) . Осенью 1949 г. по благословению еп. Палладия Е. Кузнецов поступил в МДС, к-рую окончил в 1956 г. Во время обучения в семинарии был призван в ряды Советской Армии, отслужив на Тихоокеанском флоте (1951-1954), вернулся в Иркутск. 31 окт. 1954 г. архиеп. Иркутским Палладием рукоположен во диакона, 1 июля 1956 г. архиеп. Можайским Макарием (Даевым) - во священника. В 1960 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Изображение Богоматери в творчестве великих мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля (оценка с точки зрения православно-византийского предания)» и был оставлен при МДА профессорским стипендиатом. 11 окт. 1960 г. в Троицком соборе ТСЛ пострижен в монашество с именем А., в 1963 г. возведен в сан игумена, в 1968 г.- в сан архимандрита. В период учебы занимался в классе иконографии под рук. мон. Иулиании (Соколовой) , помогал реставраторам в мастерской ЦАК при МДА и в храмах лавры. С 1960 г. А. преподавал Свящ. Писание в МДС, с 1967 г.- в МДА. Тематические циклы лекций А. по библейской истории, сопровождавшиеся демонстрацией слайдов и записями церковных песнопений, пользовались большой популярностью у студентов. Под рук. митр. Волоколамского Питирима (Нечаева) вместе с архим. Иннокентием (Просвирниным) участвовал в работе Библейской комиссии Издательского отдела, выступал с докладами на международных богословских конференциях. Нек-рые из проповедей и статей А. опубликованы в ЖМП и в зарубежных изданиях. 3 сент. 1972 г. А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского, с 3 сент. 1974 г. епископ Звенигородский, представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Пастырское служение А., проходившее в Дамаске и Бейруте во время гражданской войны в Ливане, было небезопасным. Неоднократно по дороге в Бейрут А. подвергался снайперским обстрелам и обыскам со стороны вооруженных мусульм. группировок. С 16 нояб. 1979 г. А.- епископ Уфимский и Стерлитамакский. В 70-х гг. ХХ в. Уфимская епархия была в бедственном положении, закрытие сельских приходов из-за миграции населения в города грозило ликвидацией кафедры. За 10 лет служения А. его трудами количество приходов возросло с 14 до 48, было построено здание епархиального управления с крестовой ц. свт. Николая, неск. новых храмов. Будучи иконописцем, А. лично помогал в реставрации икон из храмов епархии. В кон. 80-х гг. с лекциями и беседами о Православии А. часто выступал в Уфимском ун-те, Медицинском ин-те, домах культуры, тюрьмах.

http://pravenc.ru/text/114994.html

О.Л.Соломина Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и предпринятое им издание Русской Библии Скачать epub pdf В мае 2010 г. исполнилось 70 лет со дня рождения архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича; 1940–1994), сыгравшего большую роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) второй половины ХХв., заместителя председателя Издательского отдела Московского Патриархата митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева Константина Владимировича; 1926–2003), одного из самых ярких представителей ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, члена Археографической комиссии РАН, Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Славянского фонда России. С ранних лет тяготея к духовной жизни, Анатолий получал богословское образование сначала в Московской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии. 4 февраля 1970 г. Анатолий был рукоположен в сан диакона, 22 февраля 1970 г. – священника, 27 декабря был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Московского, в 1978 г. возведен в сан игумена, а в 1981 г. – архимандрита. С 1977 по 1992 г. о. Иннокентий был насельником Троице-Сергиевой Лавры, с 27 апреля 1991 г. по 12 августа 1993 г. являлся директором Музея Библии , расположенного на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Архимандрит Иннокентий активно занимался педагогической деятельностью: с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. был преподавателем Московской Духовной семинарии и МДА. Являясь насельником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иннокентий организовал в Водяной башне Отдел фондового хранения Издательского отдела Московской Патриархии. В 1984 г., когда сотрудники отдела начали осваиваться в Водяной башне, она была в аварийном состоянии. За шесть лет башня была отремонтирована, и на ее 4-х этажах были организованы складские помещения (продукция Издательского отдела) и фондовые хранилища. Были сформированы следующие фонды из материалов, собранных при подготовке изданий Издательского отдела Московской Патриархии: «Афон», «Палестина», «Троице-Сергиева Лавра», «Минеи», «Русская Православная Церковь », «Церковная периодика», «Русская патристика»; фонд епископа Афанасия Сахарова ; фонд профессора протоиерея Николая Петрова  и др. Планировалось объединить научные силы Издательского отдела и Московских Духовных школ для создания базы данных по Русской патристике. К сожалению, уже в августе 1991 г. Отдел фондового хранения безвозмездно передал оборудованные помещения Водяной башни Троице- Сергиевой Лавре, а фонды были вывезены частично в Москву, в Издательский отдел Московской Патриархии, частично в Иосифо-Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Протоиерей Александр Макаров 8 мая 2022 г. 21:00 Протоиерей Александр Макаров 25.02.1954–22.01.2022 22 января 2022 года на 68-м году жизни отошел ко Господу многолетний сотрудник Отдела внешних церковных связей, настоятель Преображенского храма поселка Запрудня Талдомского городского округа Московской области протоиерей Александр Макаров. PDF-bepcuя. Александр Аркадьевич Макаров родился 25 февраля 1954 года в Москве. Получил высшее образование в Московском текстильном институте. Службу в рядах Советской армии проходил на космодроме Байконур, затем трудился инженером-конструктором на Московской прядильно-ткацкой фабрике и на производственном объединении «Пролетарский труд». В 1982 году был принят во 2-й класс Московской духовной семинарии, которую окончил в числе первых учеников в 1985 году. Еще обучаясь в семинарии, с 1984 года он начал работать в Издательском отделе Русской Православной Церкви под руководством архиепископа (впоследствии митрополита) Питирима (Нечаева) сначала референтом отдела проповеди, потом заведующим крупнейшего отдела «Журнала Московской Патриархии» — «Церковная жизнь». Был инициатором создания первой в России православной газеты «Церковный вестник», занимал должность заместителя главного редактора издания (в дальнейшем газета стала называться «Московский церковный вестник»). Отца Александра, прекрасно знакомого с церковной стилистикой и во многом ее формировавшего в 1980-е годы, по праву можно считать одним из основоположников современной проповеди через печатное слово и иные средства массовой информации. С января 1991 года продолжил работу в духовно-просветительском журнале «Православная беседа» в должности заместителя главного редактора.В 1990–1994 годах совмещал труды в сфере издательской деятельности с трудами в Синодальной комиссии по канонизации святых. В 1993 году митрополитом Ювеналием (Поярковым) был рукоположен в сан диакона, затем в сан пресвитера, служил в Вознесенском храме села Ново-­Никольское Талдомского благочиния Московской епархии. В 1995 году переведен во вновь открытый храм Преображения Господня поселка Запрудня того же благочиния.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Протоиерей Леонид Ролдугин 31 января 2024 г. 17:00 Протоиерей Леонид Ролдугин 11.08.1937–01.12.2023  1 декабря 2023 года на 87-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Московской епархии, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове митрофорный протоиерей Леонид Ролдугин. PDF-bepcuя. Леонид Васильевич Ролдугин родился 11 августа 1937 года в Москве в глубоко верующей семье, сохранявшей верность Церкви даже в страшные богоборческие годы. Пятилетним мальчиком Леонид Ролдугин начал прислуживать в алтаре. Окончив школу, по настоянию старшего брата Валентина (митрофорный протоиерей Валентин Радугин; † 14.05.2019) Леонид поступил в медицинский институт, но оставил его после первого курса и поступил в Московскую духовную семинарию. Окончил курс первым учеником. В семинарии познакомился с будущим митрополитом Никодимом (Руснаком), которого считал одним из первых своих учителей. В 1955 году по предложению архимандрита Питирима (Нечаева) Леонид Ролдугин на десять лет стал иподиаконом-крестоносцем Патриарха Алексия I. Данная Святейшим Патриархом резолюция со словами «иподиакона благоговейного» помогла Леониду Ролдугину поступить в Московскую духовную академию, несмотря на противодействие светских властей. В 1963 году, после окончания академии, Леонид Ролдугин работал в редакции «Журнала Московской Патриархии», а затем был чтецом в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. В 1964 году во время служения Патриарха Алексия I в храме во имя святителя Николая в Кузнецах Леонид Ролдугин встретил свою будущую жену Ларису Николаевну. В 1965 году на праздник святых мучеников Гурия, Самона и Авива был рукоположен Патриархом Алексием I во диакона, а 4 декабря 1965 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, — во пресвитера. В том же году был назначен клириком в храм Воскресения Словущего. В 1972 году был возведен в сан протоиерея. В 1981 году назначен настоятелем храма Воскресения Словущего, а в 1982 году переведен настоятелем в храм Рождества Христова в Измайлове, где прослужил 41 год, вплоть до последних дней своей жизни.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Портал Православие.Ru продолжает серию публикаций, посвященных 10-летию со дня кончины выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) . Сегодня владыку вспоминает доктор экономических наук Николай Данилович Матрусов. Схимник митрополит Питирим Митрополит Питирим (Нечаев) – Николай Данилович, расскажите, пожалуйста, о ваших поездках с митрополитом Питиримом к старцам. – Прежде я сделаю некоторое отступление. Перед нашей беседой я обратился к архимандриту Гермогену (Муртазову), который много лет знал владыку Питирима, был очень близок с ним. Когда я попросил отца Гермогена сказать несколько слов о владыке Питириме, он был лаконичен, но очень четок. Вот что он сказал: «Владыка Питирим был, во-первых, глубоко православным человеком. И не просто глубоко православным человеком, но старческого духа». Это отец Гермоген подчеркнул несколько раз. «Он был глубочайшим молитвенником. Это было внешне мало кому заметно, но он таковым являлся». Далее отец Гермоген, приводя слова святителя Филарета Московского, сказал: «Владыка Питирим жил в Церкви и жизнью Церкви. Это был нерв его жизни и его дух». Очень важно, что владыка Питирим был глубоким патриотом Отечества – русского Отечества: эта боль была всегда присуща ему, и многие наши встречи с ним начинались и заканчивались обсуждением проблем русского народа, России и возможных путей помощи нашему народу, нашей Родине. Перед кончиной Владыка был пострижен в схиму (в честь другого Питирима – священномученика Великопермского и Усть-Вымского – прим. Ред. ). Митрополит Питирима совершает водосвятный молебен Эта совершенно особая ипостась владыки, которую мало кто знал. Отец Гермоген в этой связи напомнил такой факт. Владыка Питирим хорошо знал и очень почитал ныне уже причисленного к лику святых владыку Зиновия (в схиме Серафима) Мажугу . Когда владыке Зиновию отец Андроник (Лукаш) предложил принять схиму, тот ответил: «Я митрополит, отче. Может быть, и нет резона мне схиму принимать?» На что отец Андроник сказал, что схимники имеют совершенно особое место в Царстве Небесном. Поэтому, мол, если владыка хочет быть с ними рядом в вечности, то есть смысл принимать схиму. После этого владыка Зиновий уже не сомневался в своем решении…

http://pravoslavie.ru/65510.html

Владыка Питирим был и остается для всех нас отцом Митрополита Питирима (Нечаева) вспоминают люди Церкви К 15-летию преставления ко Господу митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) об этом удивительном архипастыре вспоминают его сослужители, ученики, сотрудники и иподиаконы. Митрополит Питирим (Нечаев) С владыкой Питиримом мы чувствовали себя свободнее в те несвободные времена Протоиерей Артемий Владимиров , старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы: – Для многих молодых людей конца 1980-х годов, а также последующих 1990-х годов встреча с владыкой Питиримом была судьбоносной. Он приветствовал их церковное становление и располагал к священнослужению. Большинство сотрудников Издательского отдела Московской Патриархии, возглавляемого тогда митрополитом Питиримом, нашли свое место в Церкви. Мне вспоминается, как в 1987-м году, еще совсем безбородым диаконом, преподававшим языки в Московской духовной семинарии и академии, я попал однажды в Брюсов переулок (тогда еще улица Неждановой), в храм Воскресения Словущего, где стал пользоваться незаслуженным вниманием и благоволением настоятеля – владыки Питирима. Владыку всегда окружала творческая интеллигенция Думается, что храм Воскресения Словущего занимал свою, уникальную нишу в православной Москве конца XX века. С владыкой Питиримом мы чувствовали себя свободнее в те несвободные времена. Никто не препятствовал там, в Брюсовом переулке, под боком у Кремля, духовенству в вечернее время окормлять народ. Преимущественно это была творческая интеллигенция. Батюшки запросто исповедовали до сумерек в субботу вечером. И, что самое примечательное, – всегда проповедовали. Владыка Питирим благословил проводить вечерние беседы в храме с амвона – это было по тем временам неслыханное новшество, ведь все предыдущие советские годы уполномоченные многозначительно заявляли священникам: – Дальше едешь, тише будешь. Или: – Слово не воробей, поймают – вылетишь. Протоиерей Артемий Владимиров

http://pravoslavie.ru/117081.html

«Слово его было растворено любовью» Митрополита Питирима (Нечаева) вспоминает священник Николай Попов Максим Васюнов Хотя за последние годы о митрополите Питириме (Нечаеве), этом выдающемся иерархе Церкви, председателе Издательского отдела Московской Патриархии, митрополите Волоколамском и Юрьевском, сказано немало, для многих он до сих пор остается загадкой: духовник, богослов, чиновник, депутат… – как в нем соединялись все эти ипостаси? Об удивительных и неизвестных деталях жизни митрополита мы говорим с одним из ближайших его сподвижников – отцом Николаем (Поповым). Митрополит Питирим (Нечаев) и священник Николай Попов в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище      – Отец Николай, расскажите, как вы познакомились с владыкой Питиримом? Какую роль он сыграл в вашей судьбе? – Владыка был инспектором семинарии, принимал меня, когда я поступал туда в 1961 году. Помню, сидит комиссия, во главе – Питирим (у него борода такая большая была), спрашивает меня: «В армии служил?» Я отвечаю: «Нет» – а тогда допризывников в семинарию не брали. И кто-то из членов комиссии говорит: так как записывать будем? Питирим погладил бороду и отвечает: «Как есть, так и записывайте». Записали допризывником. Я, правда, только со второго раза поступил… А с владыкой потом трудился в Издательском отделе, и по его же ходатайству меня позже направили служить в Волоколамскую епархию. Там мы вместе 30 лет протрудились. Когда его не стало, что-то такое ушло из жизни моей. Потому что вся жизнь моя прошла с ним. Село Пески. Архиепископ Питирим у ремонтируемого храма в честь Сретения Господня, 1986 год – О его служении в Волоколамском крае и хотелось бы вас расспросить. Владыка Питирим стал епископом Волоколамским в 1960-х годах, когда для Церкви «оттепель» уже закончилась. Что собой представляли приходы епархии? – Храмы в епархии, конечно, в плачевном состоянии находились: сломанные кресты, осыпающиеся своды, стены. Но всё ему удавалось восстановить. Приводил в порядок, реставрировал, строил. Есть такое село Пески, там от храма почти ничего не осталось. Но владыка провел грандиозное строительство и реставрацию. Сторожку построил. Это место владыка очень любил посещать. Он никогда не ездил на курорты, на отдых. Отдыхать ездил в Пески, выбирал несколько дней – и туда. До деревни 3 километра по бездорожью, никого нет, спокойно. Он здесь мог всегда заниматься богомыслием, писать, думать.

http://pravoslavie.ru/65426.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010