сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Духовный наставник армии Размышления у портрета митрополита Кроме какого-то духовного видения России и путей ее народа, митрополит Питирим обладал еще и огромными знаниями сугубо земного, практического, политического характера. Вот и я, защитивший докторскую диссертацию по геополитике, беседуя с Владыкой, иногда чувствовал себя просто мальчишкой. Но он всегда был рад делиться этими знаниями, своим огромным опытом иерарха, мыслителя, государственного деятеля. Памяти Владыки Питирима я посвятил это стихотворение. Портрет взывает к тишине И сердцем заставляет слушать. Седой мудрец на полотне Величьем наполняет душу. Державность, благородство, стать, Дух добродетели витает, И чистых помыслов печать Незримой аурой сияет. В безмолвии застывших слов, В сосредоточии глубоком Звучит в эфире смысл веков, Едва ушедших и далеких. И взгляд пронзает толщу тьмы, И мысль масштабна по размаху. Такие русские умы Вершили судьбы, шли на плаху. Раздумья бороздят чело, В глазах у старца тени грусти... Ползет болезненное зло, Жизнь скоро занавес опустит. Брады серебряный оклад... В сокровища Руси зачислен Сонм добрых дел и знаний клад, И сгусток православной мысли. Чтоб одолеть поток невзгод, У Господа просил он силы, Учил мятущийся народ, Молил прощенье для России. И путь его неповторим, Портрет являет лик державный... Прощай, Владыко Питирим, – России образ православный! Леонид Ивашов , генерал-полковник 19 Слово о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме 4 ноября 2003 года на 78-м году жизни завершил свой земной путь митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). С кончиной этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви ушла от нас целая эпоха, эпоха сложнейших судьбоносных событий в истории нашей Родины, в которой навечно останется светлое имя Владыки Питирима. Роль и значение Владыки Питирима в русской истории и культуре еще не получили своей истинной оценки – для этого требуется время. Сейчас мы можем говорить только о том впечатлении, которое на нас произвел этот мудрый человек. Он был известен как всесторонне одаренная личность, его отличала глубокая церковная культура, уникальная образованность, широкий диапазон творческих интересов, непревзойденное педагогическое мастерство и организаторские способности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

архиеп. Питирим (Нечаев) 1 Жизнь Блаженного Августина пришлась на тяжелое время. Давно миновала пора «римского мира»: внутри государства не прекращались неурядицы; императорский престол стал игрушкой солдатского своеволия и людского честолюбия. На Севере и на Западе поднимались варвары; с Востока грозило персидское царство, сильное своей организацией и войском. Войны требовали денег и денег, налоги увеличивались вдвое и втрое на памяти одного поколения. Место свободной, вольно избранной деятельности занял принудительный труд людей, пожизненно прикрепленных к своей работе и должности. Единственным действительным средством управления людьми считается страх. Телесное наказание для римского гражданина в I -II вв. н. э. немыслимо; теперь декуриона, члена правящей верхушки в своем городе, можно высечь. Горе общине, навлекшей на себя гнев императорского чиновника; ее членов искалечат на дыбе и обратят в нищих. Уверенности в завтрашнем дне нет, нет ничего прочного и стойкого. Сознавал ли этот мир, потрясенный в самых основах своих, что он доживает последние дни? Как будто нет. Надписи из Африки говорят о «Золотом веке, царящем всюду» (Année epigraphique, 1911, 217), о «юности и силе римского имени» (J. M. Reynolds and J. В. Ward-Perkins. The inscriptions of Roman Tripolitian, p. 134, 471). Пруденций писал, что долгая жизнь научила Рим презирать то, чему есть конец (Symmachum 2. 660). Но римское искусство уже не знает реалистического портрета: эти люди с застывшим взором, устремленным вверх, не видят того, что вокруг: они заняты своей внутренней жизнью. Претекстат, один из последних крупных сенаторов язычников, презрительно отмахивается от своих обычных титулов и говорит, как об «истинном благословении» о мистическом посвящении (CILVI. 1779). Амвросий приехал в Милан в качестве правителя – и стал епископом; Павлин, знатный и богатый человек, перед которым открывалась блестящая карьера, вдруг покинул Галлию и стал монахом в маленькой неизвестной Ноле. Христианство , которое представлялось его апологетам силой объединяющей и примиряющей, вызвало новые раздоры и смуты: старая религия враждовала с новой; в самом христианстве возникали ереси и расколы. Иероним писал о маленькой девочке, родившейся в ту пору: «в таком мире появилась на свет Пакатила. Несчастья окружали ее во время ее игр. Она научилась плакать раньше, чем смеяться...» (Hier. Ер. 128. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Гражданин России Выдающийся гражданин Отечества С митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом я довольно близко познакомился в 1980-е годы. На период начинавшейся тогда перестройки пришлась замечательная дата – 1000-летие Крещения Руси. Руководство Советского Союза решительно взяло курс на доброжелательный подход к священникам и прихожанам. Широкое празднование годовщины Крещения Руси стало, как теперь говорят, «знаковым» событием. Я много общался с иерархами Русской Православной Церкви. Владыка Питирим обращал на себя внимание отнюдь не только своей внешностью, хотя и она была незаурядной: высокий, стройный (хотя уже и не молодой), красивый человек с открытым, благородным лицом, которое светилось доброжелательностью. Чем больше я с ним общался, тем больше поражала его энергия, активность – очень многосторонняя и в то же время целенаправленная. Конечно, я не берусь судить о его церковном служении, хотя знаю: сотоварищи его ценили очень высоко. Он долгие годы занимал ответственный пост председателя Издательского отдела Московского Патриархата. Но прежде всего я с интересом и симпатией следил за его активной общественной деятельностью. В марте 1989 года митрополит Питирим был избран народным депутатом СССР, вошел в состав комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов. И особо хочу подчеркнуть: он совершенно не случайно стал также членом Комиссии по вопросам депутатской этики. Заслуги митрополита Питирима были оценены по достоинству. Наряду с высокими церковными знаками отличия он был награжден государственным орденом Дружбы народов. Владыка деятельно заботился о сохранении российской природы. В 1993 году он вместе со мной участвовал в создании серьезной экологической организации – Международного Зеленого Креста. Он искренне и энергично пекся об обеспечении мирного будущего для наших сограждан. Его вклад в дело защиты мира трудно переоценить. Вполне заслуженно ему была вручена почетная золотая медаль «Борцу за мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики Доклад на XV Международных Рождественских образовательных чтениях 16.02.2007 955 Время на чтение 21 минут Обращение к православному учению о спасении, к святоотеческому наследию, к аскетическому опыту христианских подвижников очень много дает для теории и практики образования. Точность формулировок, твердые методологические основания, глубокие педагогические выводы, подтвержденные собственным опытом подвижников, - всё это вызывает повышенный интерес к культуре Православия, к христианской педагогике. Чтобы доказать это, обратимся к некоторым, наиболее важным, педагогическим категориям: " человек " , " воспитание " , " образование " , " духовность " , " нравственность " , " духовно-нравственное воспитание " , опираясь на определения, данные святыми отцами. Наиболее всеохватное определение человека, его полный и цельный образ представляет христианская антропология - традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека - и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, человек, для которого Бог и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим определяется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому - это его тело, и невидимому, духовному (трансцендентному) - это его душа. " Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом " я " , создающая идентичность нашей индивидуальности.., - пишет митрополит Питирим (Нечаев), - определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем " я " с.208]. Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм). Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 479 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Питирим (Нечаев) Свящ. Константин Нечаев, 1954 г. Архиеп. Питирим (Нечаев), 1971 год. 9 сентября 1971 года возведён в сан архиепископа . 30 декабря 1986 года возведён в сан митрополита с сохранением занимаемых им ныне должностей и обязанностей; именовать Преосвященного Питирима митрополитом Волоколамским и Юрьевским с возношением имени его за богослужением в храмах Волоколамского благочиния Московской епархии , после имени Патриарха Московского и всея Руси. С 1987 года - председатель редколлегии сборника " Богословские труды " . В 1989 году стал наместником Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого мужского монастыря . 3 декабря 1994 года в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет освобожден от должности его председателя. 27 декабря того же года был также освобожден от должности главного редактора " Журнала Московской Патриархии " и председателя редакционной коллегии сборника " Богословские труды. " Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского. Скончался 4 ноября 2003 года в Москве на 78-м году жизни. 7 ноября в Богоявленском Кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия по почившему митрополиту. Ее возглавил архиепископ Верейский Евгений , которому сослужили епископы Орехово-Зуевский Алексий , Красногорский Савва и Дмитровский Александр . После литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин отпевания. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников. Поездки, делегации, конференции С 25 апреля по 5 мая 1967 года с делегацией паломников Русской Православной Церкви посетил Святую Землю . 24 июня 1968 года назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблею ВСЦ . 20 марта 1969 года включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную Богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами .

http://drevo-info.ru/articles/12931.html

Сортировать по Исключить новости Митрополит Питирим (Нечаев): Слово на начало Рождественского поста Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 28 ноября, 2009 Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Митрополит Питирим Нечаев — Рождественская проповедь Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С нынешнего дня, братья и сестры – с завтрашнего утра, точнее, – вступаем мы в святой Рождественский пост , который будет продолжаться так же, как и пост предпасхальный, сорок дней. Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова. Но время так быстротечно, так быстро оно проходит, что не успеем мы с вами и заметить, как минует и это постное время, и будем мы с вами слышать радостные рождественские песнопения, которые начнутся уже через неделю, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И когда слышим мы всякий раз ежегодно это бодрое, радостное пение: «Христос раждается, славите!» – вновь воскресает в нашей памяти все доброе, лучшее, что было в нашей душе, и вновь мы переживаем как бы возрождение, светлые чувства, которые свойственны человеческому духу. Но вот чтобы не угасал в нас этот огонек, и дается нам святое постное время. И вот давайте, братья и сестры, отрешимся на время от нашей повседневности, от наших забот, и подумаем о том, что именно в эти самые дни в то далекое время в древней Палестине, в холодное и там время года объявляется приказ кесаря: произвести перепись населения. И каждый должен покинуть свое жилище и идти туда, где некогда он родился – и старый, и молодой, и знатный, и незнатный.

http://pravmir.ru/slovo-na-nachalo-rozhd...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф. 10, 28) (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 8 ноября 2003 г.) Ведущий священник Алексий Уминский: — Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». Мы начнем нашу программу с печального известия. Окончил свой земной путь митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим – один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Своей жизнью он соединил две эпохи. С одной стороны, он был нашим современником, а с другой, – его духовным отцом был преподобный Севастьян Карагандинский, последний из старцев Оптиной пустыни. Сюжет: «Памяти митрополита Питирима» Отпевали митрополита Питирима в Богоявленском кафедральном соборе. Владыка Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в 1926 году в семье священника. В 50-е годы еще студентом, он стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I, затем учился в Московской духовной Академии. В 33 года Константин Нечаев принял монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В 63-м году его рукоположили во епископа. В период хрущевско-брежневских гонений на Церковь и жесткой советской цензуры он был главным редактором «Журнала Московской Патриархии» – единственного разрешенного церковного издания. Преодолевая сопротивление властей, ему удавалось, хоть и маленьким тиражом, издавать Священное Писание. Крупный церковный ученый, профессор, доктор богословия владыка Питирим долгое время преподавал в Московской Духовной академии. Его стараниями создавались фильмы о православном искусстве, устраивались выставки в России и за рубежом. Он был талантливым музыкантом-виолончелистом, организовал несколько церковных хоров и занимался возрождением древних распевов. Его труды отмечены не только церковными, но и государственными наградами. В день кончины Владыки Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий обратился к духовенству, призвав к молитве «о новопреставленном собрате и сослужителе». Похоронили митрополита Питирима на Даниловском кладбище, где покоятся его родственники.

http://sedmitza.ru/text/398121.html

13.01.2011 Издатель Божией милостью 8 января 2011 года исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося иерарха Русской Православной Церкви – митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Более 30 лет владыка руководил Издательским отделом Московского Патриархата (1963–1994). И вот уже семь лет, как его нет с нами. Благодарная память о владыке живет в сердцах всех, кто его знал и помнит. С его именем связана целая эпоха в жизни Русской Церкви, трудная и незабываемая, полная испытаний и свершений, утрат и обретений. Приснопоминаемый митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) возглавлял общецерковное издательское дело при трех Святейших Патриархах – Алексии I, Пимене и Алексии II. За эти годы не раз менялись политические декорации, приходили и уходили государственные лидеры. И в мрачный период атеистического лихолетья, и в так называемый период перестройки, и в последующий период кризиса державы Российской, и в годы духовного возрождения нашей страны владыка Питирим был и оставался издателем милостью Божией. То были судьбоносные для России годы, полные драматических перемен, из которых он вышел с честью и достоинством, с сознанием выполненного долга, подтвердив парадоксальную правоту своего любимого поэта Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Поразительно, каких значительных результатов сумел добиться владыка Питирим на издательском поприще за это время. В итоге возглавляемый им Издательский отдел практически стал самостоятельным в своей деятельности синодальным отделом Русской Православной Церкви (юридически этот статус был оформлен уже впоследствии). Издатель, миссионер и апологет христианства, пастырь и проповедник, митрополит Питирим вдохновлялся девизом «Не нам, Господи, но имени Твоему даждь славу!». Имя его вписано золотыми буквами в историю Московского Патриархата, достославные деяния его заслуживают изучения. Господь сподобил владыку возглавить пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в 2003 году, на исходе земной жизни. Тогда митрополит Питирим привез Благодатный огонь из Иерусалима и передал его в московские храмы. Благодаря той священной эстафете, Москва стала на время как бы вторым Иерусалимом… Будем же, согласно призыву святого апостола, поминать наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие, и, «взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр. 13: 7).

http://new.izdatsovet.ru/news/izdatel-bo...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Слово перед отпеванием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мы провожаем сегодня в путь всея земли одного из старейших архипастырей нашей Святой Церкви – Преосвященного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Мы молимся о том, чтобы Господь простил его согрешения, вольные и невольные, и упокоил бы его там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Вся жизнь покойного архипастыря была посвящена служению Церкви Христовой. Почти 60 лет тому назад он начал иподиаконское служение у приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I. Он окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, был оставлен профессорским стипендиатом, а затем стал преподавателем, доцентом и профессором Московских духовных академии и семинарии, возглавлял кафедру Священного Писания Нового Завета. За годы его педагогической деятельности многие нынешние архипастыри и пастыри учились у него и помнят его как своего наставника, инспектора Московских духовных школ, как преподавателя, возвещавшего евангельские истины. Более тридцати лет покойный архипастырь возглавлял Издательский отдел Московской Патриархата и был главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Для Церкви это было трудное время, когда не только каждая статья, но и каждое выражение, которое публиковалось в журнале, проходили жесткую цензуру чиновников Совета по делам религий. В этом году исполнилось сорок лет епископского служения покойного Владыки Питирима. Все эти годы он носил титул епископа и архиепископа Волоколамского, а в последние пятнадцать лет – митрополита Волоколамского и Юрьевского. Покойный архипастырь принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с достоинством и честью представлял на них нашу Святую Православную Церковь . Но, исполняя различные административные послушания, он никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010