Письмо 102 Полагаем, что вы уже удостоились принять на себя ангельский образ; с чем вас усердно поздравляем, и желаем, с упованием на неизреченную благость Божию, спасаться в сем ангельском чине, и просим молить о нас грешных. Вы описываете случившиеся скорби, которых вы и ожидали, а посему, приготовившись к оным, благодушнее переносили. О необходимости для нас скорбей нечего и писать вам; ибо вы сами знаете сию истину, как Господь наш Иисус Христос Сам пострадал, нам оставив образ, да и мы последуем стопам Его, - и ученикам Своим, яко некое наследие, оставил скорби: в мире скорбни будете (Ин.16:33), а святые Апостолы, при многих учениях о скорбях, утверждали и сие, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22); то как же мы хотим спастись без скорбей, ибо недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Но наша самолюбивая часть не хочет вольно понести скорби, то премилосердый Господь невольными нас посещает, дабы спасти души наши. Послав скорбь, дарует и помощь, во еже мочь понести. Св. Исаак Сирин во многих местах своей книги, укрепляя к терпению скорбей, пишет: " Но и от сего познаваем есть человек, яко промышляем есть от Бога, егда послет ему присно печали " . Еще: " Человек обретаяйся в добродетели без скорби, отверзеся ему дверь гордыни " . Но и вера с любовью противными искушается; и всякому благому делу предъидет или последует искушение, а без того оно и твердо не может быть. В нахождении скорбей надобно наблюдать, чтобы всякий случай скорбный относить к посланным от промысла Божия; оскорбляющих нас считать орудиями Божиими, коими Бог действует в деле нашего спасения, почитать их своими благодетелями, отнюдь не винить их, но себя обвинять и почитать достойными не только сих, но и вящших скорбей. Хотя в настоящее время и не подали к сему вины, но прошедшее время жизни нашей во грехах подало вину праведному суду Божию поднять жезл Свой отеческий к очищению грехов наших; при таковом уготовании и принятии скорбей, они будут вам удобоносимы и скоропреходящи. Когда же обратите вину на оскорбляющих и будете на них роптать, принося в уме себе оправдание и неповинною почитать, то скорби более умножаются и отягощаются до малодушия, которое есть матерь мучения, а напротив терпение есть матерь утешения. С таковым благим расположением принимайте и вы посланные скорби вам, то они в пользу обратятся, и помните то, что все маловременно здесь и вечере водворится плач, и заутра радость (Пс.29:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

8 июня князь С.Н. Урусов уведомил митрополита Филарета, что «Государь Император, принявши во внимание затруднительное положение нашего посланника в Константинополе, почти ежедневно просившего по телеграфу инструкции, изволил сегодня лично приказать мне собрать в экстренное заседание членов Св. Синода для рассмотрения вопроса: удобно ли, при настоящих обстоятельствах, домогаться пересмотра актов константинопольского церковно-народного собрания. На этот вопрос члены Св. Синода ответствовали отрицательно; о чем и донесено Его Величеству». Т. II, док. 62. 95 По поводу вышеперечисленного замечания, князь С. Н. Урусов, 1 июля писал митрополиту: «позвольте, во имя нашего управления, принесть вам почтительнейшую признательность за изменение записки. При настоящих обстоятельствах, указание на неточность сведений, доставленных вашему высокопреосвященству, могло бы послужить поводом к большим для нас неприятностям. Впрочем, искреннее благоговение, которым преисполнен к вам министр иностранных дел, во многом облегчает наши отношения с министерством». Док. 69. 96 16 июня князь С. Н. Урусов уведомил митрополита Филарета, что «министр иностранных дел весьма благодарен за записку 31 мая: она представлена Государю Императору». Док. 67. 97 См. выше: " Письмо митрополита Филарета к князю С.Н. Урусову, с приложением записки: о пересмотре константинопольских актов». 98 1 июля князь С. Н. Урусов сообщил митрополиту, что настоящую записку его он «лично передал князю Горчакову, не оставив у него ни подлинника, ни копии. Он нашел довольно странным, что князь Лобанов сравнил себя с королем сардинским». Док. 69. 99 С собственноручных черн. подлинн., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, m.II, док. 63,65 и 66; подлинное мнение: «о выписке из письма князя А. Б. Лобанова-Ростовского...» наход. в секрет. бумагах канцел. обер-прокур., 1860 г., 78, лл. 38 и 39. 100 Речь идет о предложении генерал-лейтенанта Хрулева в принадлежавшем ему привиллегированном заведении метахромотипии издать для духовного ведомства «живописные лицевые святцы», рисунок коих был составлен академиком Ф. Г. Солнцевым. 6-го августа 1863 г. состоялось определение Св. Синода, коим хозяйственному управлению предоставлено право заключить с поверенным генерала Хрулева условие на издание в метахромотипии Хрулева на первый раз десяти тысяч экземпляров. Условие заключено 31 того же августа. См. дело хоз. управл., отдел. 1, ст. 2, за 1861 г., 199; лл. 98–99 и 108–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ангелина – она вязала о. Дамаскину очень хорошую, я удивляюсь, что такое вышло, да и долго очень готовила, видимо, она отдавала помощнице, шерсть растащили хорошую, а подсунули другой, ей и пришлось ее красить, потому что она разная. Вчера я получил от м. М[аргариты] письмо, у них помер о.Петр 264 , был на похоронах о. И[оси]ф, и, видимо, была из-за него проборка м. М[аргариты] на исповеди от о.Платона, уняла уже их Груня. А я все не успеваю перед новым годом, закупка да отчет, а у меня уже было зародилася мысль до Рождества заехать выпросить свидания с Вами или просить хотя бы на месячек привезти, отдохнуть Вам в ожидании от Вас весточки. Мы все живем по-старому, я был у дедушки, спросил его, а в случае, если мы будем с Вами вдвоем в Яросл[авле], то можно ли будет зайти к Вам. В от[вет?]: я подумаю, скажу, и все ждал прихода врача. Простите многогрешного Егора. Д. 3. Л. 50–50 об. Подлинник. Автограф. 10. 29 декабря 1954 г. 29/16–ХII–54 П[реосвященнейший] В[ладыко], благословите. Приветствую Вас, П[реосвященнейший] В[ладыко], дорогой наш родной Папочка, с гражд[анским] Новым Годом, желаю вступить в него со всяким благополучием и добрым здравии. Извещаю, что вчера я получил извещение от Мордовского Мин[истерства] внут[ренних] дел мое заявление, посланное в Москву, просить его заверить Горсовету или нотариусу пос[елка?]. Псм[псалом?]: вечер плач, а заутра радость 265 , мечтал, что скоро это сделаю. Горсовет не стал заверять, пошел к нотариусу, а его нет, будет после Нового года, опять в горсов[ет]. До скандалу дошло, они по телефону стали говорить, что будет, каж[ется], 3-го – 4-го, приходится пождать, а посл[овица]: ждать да догонять – нет хуже. Когда-то напишу, да до Саранска дойдут бумаги. Извел листочек твоей бумаги, припасал пакет, на скорую руку и не потребовался, так скоро на ней и написал. Как недолго, но все-таки есть чего ждать, если пришлешь телеграмму, да совпадет к Крещенскому сочельнику или к Богоявлению, поживем эти дни у Саши, чего потребуется, известишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

О племянницах твоих да устроит Господь к полезному им. По нашему мнению, кажется, еще рано взошли тучи скорбей на горизонт их жизни: но в недоведомом нам промысле Божием, может быть, назначено дню, – т.е. мужественному возрасту их быть ведренному. А может быть скорбями здешними определено им войти в покой вечный. О В-е ты пишешь, не готовится ли этот ребенок в другой путь: я с этим согласен. N.N., когда отправляла его в Москву, была у нас и служила молебен Божией Матери в скиту; следовательно, она поручила его Господу Богу и пречистой Его Матери; этот случай, конечно, не без промысла Божия с ним произошел. Желание родителей – воспитать детей для света; а о том, какие предуготовляются им скорби, (хотя и испытывают сами их), ни мало не помышляют. То, видно, уже Сам Господь, храня его от предлежащих будущих скорбей, настоящими предуготовляет к другой жизни, к прискорбию в настоящее время родителей, но к радости впоследствии. И. М. 16 января 1845 года.  Письмо 34 Благодарю тебя за поздравление меня с днем Ангела и тебя с тем же поздравляю, ибо и ты носишь на себе название имени его; постараемся же подражать ему в том, в чем не мог ему подражать лукавый бес, – во смирении, которое всего нужнее нам ко спасению, и оно-то нас во всяком случае успокаивает. Что же напротив беспокоит и смущает? – гордость. Описанный тобою случай меня очень огорчил: не о том, что ты была оскорблена, но о том, что тяжко оное приняла, на радость бесам; а еще больше о том, что обезверилась к матери игуменье за невнимание ее к тебе. Вера не должна иметь никаких резонов: тут действует Сам Бог . Следовательно, Ему угодно было, чтобы она не обратила внимание или не наказала за тебя мать З-у. Да и от нее нанесенную тебе обиду не иначе надобно считать, как Богом посланною. Ты пишешь, что она и опять может то же сделать, ежели ее не наказать; может, но только тогда, когда попустит Бог для твоей пользы; а в противном случае не только мать З., но и легионы бесов не смеют ничего сотворить, аще не попустит Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Достопочтеннейшая о Господе сестра, по духу дочь, мати О.! Желаем тебе и с сестрою твоею П. здравствовать душевно и телесно и в духовном возрасте преуспевать, с упованием на помощь Божию, и всегда о Господе радоваться. Писаньице твое, от 28 марта посланное, мы получили и поутешились, что Господь даровал тебе по душе отдохновение и мир от приходящих сестер, а по телу обе вы, яко еще страстные, наказуетесь; благодарите Бога и памятуйте, что когда внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется ( 2Кор. 4:16 ). А аще будет воля Божия, то и по делу силен послать вам облегчение. А что на вас ропщут и нас хулят, о сем внимать не подобает, токмо да храните совесть вашу, сколько сил есть, идти путем заповедей Божиих и по преданиям отцов святых, иже, Духом Святым движимы, научают нас идти сим путем. А аще помысл бесстудствует, приносит тебе кичение, яко наставнице и окормительнице других, – помяни свои грехи, и что за таковой помысл бывает оставление и попускается впадать в различные помыслы и скорби, к познанию своей немощи. 10 апреля 1834 года. Письмо 251 Мир Божий да почиет на тебе и на всех окружающих тебя единодушных сестрах, и да сохранит вас Господь от всех сетей и козней вражьих, коими покушается устрашить вас и колебать дух ваш. Желаем же вам всем в мире и спокойствии здравствовать душевно и телесно. Воистину достойна сожаления В. Г-на о приключившихся с нею жестоких и странных болезненных приключениях, что, полагаем, не иное что, как последствие всегубительнейшей прелести, от злолютого врага наводимое. Хорошо, что вы утешили ее принятием св. образа и, – благодарение Господу, – что она сознает себя виновной и еще пребывает в вере и надежде на милосердие Божие. Оно сильно коснуться ее и, по толиких страданиях, с миром принять душу ее. 26 января 1835 года. Письмо 252 Достопочтенные о Господе, по духу дочери, мати О. и П.! Почтенная В. Г-на, а в монашестве В., скончала течение дней своих, и хотя по многоболезненных страданиях, как телесных, так и душевных, но мирно, с приятием напутство- вания пречистых Таин Христовых, отошла в будущий век предстать Создателю Своему, с надеждой ожидания помилования о содеянных в житии ее грехах. Наш долг есть молить Господа о упокоении души ее в Царствии Небесной и помышлять о себе, что и наша жизнь здесь не долговременна; а потому и надобно примиряться Богу покаянием и ис- правлением жизни своей, по заповедям Божиим, и просить у Господа кончины безболезненной, мирной и доброго ответа на страшном судище Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

—16— по болезни истца или ответчика, засвидетельствованной врачебным отделением Губернского Правления, за отсутствием по службе или в других заслуживающих уважения обстоятельствах, и то не иначе, как по особому определению епархиального начальства (241). Самое судопроизводство по делам о разводе по прелюбодеянию начинается выдачей ответчику засвидетельствованной копии с искового прошения и назначением срока явки сторон в консисторию для судоговорения. Состязательный речи истца и ответчика записываются в особую тетрадь и подписываются ими или, по доверию их, другими, если они сами неграмотны (ст. 246). При этом представляются документы, если они есть, служащие доказательствами для показаний сторон, и выслушиваются свидетели. Свидетели, находящиеся в том месте, где производится дело, допрашиваются в консистории под присягою, лица гражданского ведомства – при гражданском депутате. Отсутствующие свидетели допрашиваются на месте жительства: духовные лица – в духовных консисториях, светские – полицией, по вопросным пунктам, посланным консисторией, производящею дело. Свидетели могут быть отводимы, если причина отвода консисторией будет признана уважительною. Значение доказательств определяется так: " главными доказательствами преступления должны быть признаны: а) показания двух или трех свидетелей очевидцев и б) прижитие детей вне законного брака, доказанное метрическими актами и доводами о незаконной связи с посторонним лицом. Затем, все прочие доказательства, как то: письма, обнаруживающая преступную связь ответчика, показания свидетелей, не бывших очевидцами преступления, но знающих о нем по достоверным сведениям или по слухам, показания обыскных людей о развратной жизни ответчика и другие – тогда только могут иметь свою силу, когда соединяются с одним из главных доказательств, или же в своей совокупности обнаруживают преступление» (ст. 249). «Собственное признание ответчика в нарушении святости брака прелюбодеянием не принимается в уважение, если оно не согласуется с обстоятельствами дела и не сопровождается доказательствами» (ст. 250). По окончании судоговорения составляется записка из дела и предлагается для ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей. См. ком. к 3Цар. 11,13 . 20 возьмите пласт смокв. Обещание Господа исцелить Езекию (ст. 5) отнюдь не исключало использования традиционных средств лечения. 20 Беродах Баладан. Это царь правил Вавилоном с 721 г. до Р.Х. В 710 г. до Р.Х. его подчинил себе царь ассирийский Саргон II. Воспользовавшись последовавшей в 705 г. до Р.Х. смертью Саргона, Беродах Баладан на короткое время вернул своей стране независимость, однако уже в 703 г. до Р.Х. был изгнан из Вавилона преемником Саргона II Сеннахиримом (см. ком. к ст. 1). послал... письма и подарок Езекии. По-видимому, Беродах Баладан стремился привлечь Езекию к союзу, заключенному Египтом и Вавилоном для совместной борьбы с Ассирией, которая в описываемый период безусловно доминировала в ближневосточном регионе. 20 весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его. Совершенно очевидно, что данный эпизод имел место до того, как Езекия отдал сокровища ассирийцам (см. ком. к ст. 1; 18,14–16). Показывая вавилонским посланникам богатства страны и средства ведения войны, которыми обладал его народ, он явно старался впечатлить их. Без сомнения, Езекия положительно относился к идее вступления в союз с Вавилоном и Египтом. Исаия же, подобно тому как раньше он воспротивился намерению Ахаза стать союзником Ассирии ( Ис. 7,1–17 ), теперь порицает попытку Езекии примкнуть к антиассирийской коалиции (ср. Ис. 30; 31 ). 20 взято будет все... в Вавилон. Езекия, по мнению Исаии, был слишком доверчив: те сокровища, с помощью которых он намеревался заключить с ними союз, в конечном счете приведут вавилонян в Иудею, но уже в роли захватчиков. В 598 и 587 гг. до Р.Х. вавилоняне дважды вторгнутся в ее земли, причем второе из этих вторжений окончится вавилонским пленением иудейского народа. Одним словом, Вавилон, у которого Езекия хотел искать защиты, в итоге принесет Иудее гибель. 20 сынов твоих, которые произойдут от тебя... возьмут. Сын Езекии Манассия был захвачен ассирийцами и содержался в плену в Вавилоне ( 2Пар. 33,11 ). Прочие его потомки оказались в плену несколько позже (24,15; 25,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таким образом, в общем рассказ Моисея Хоренского подробнее, чем рассказ Евсевия. – Рассказ Прокопия в сущности сходен с предыдущими, но короче, – что впрочем и естественно, так как он не специально описывает переписку Христа с Авгарем, а говорит о ней по поводу описания других событий в своем сочинении о войне с персами. Подлинного текста переписки Христа с Агарем Прокопий не приводит. Разница между (н)им и предыдущими историками, – исключая обстоятельности рассказа, – состоит в незначительных подробностях, именно: не названная другими историками болезнь Авгаря названа у Прокопия подагрою (у Евсевия – подагрою был болен сын Авгаря, исцеленный апостолом Фаддеем); узнал Авгарь о Христе из рассказов приезжих из Палестины в Эдессу (о послах Авгаря он не говорит). «Говорят, – продолжает Прокопий, – что Он (Христос в своем письме к Авгарю) и это присовокупил: будто этот город никогда не будет опустошен варварами. Об этом заключении письма писавшие историю того времени ничего не знали, потому что нигде об этом не упоминают». «Но мне пришла мысль, будто бы того, что было сказано, Христос не писал..., но что люди пришли к такому мнению, желая чрез это сохранить город от занятия его неприятелями... Впрочем, как Богу угодно, так пусть и будет, так пусть и говорят " 16 . До сих пор мы не встречали даже упоминания об образе Христа, как Образе Нерукотворенном, не говорим уже о подробном сказании. У Моисея Хоренского говорится только глухо о каком-то изображении Спасителя, принесенном Авгарю Ананом, без всякого обозначения что это за изображение. В первый раз изображение, посланное Авгарем названо «нерукотворенным» (Eixϖν ϑετευxτoς, ν νϑρπων μν χερε ς ox εiργσαντo) греческим историком 6-го в. Евагрием (593), но опять без упоминания обстоятельств, при каких явилось это изображение и когда оно попало в руки Авгаря, равно как и без повторения рассказа о сношениях Авгаря с Христом. Описывая, также как и Прокопий, персидскую войну, нападение Хозроя на Эдессу и ссылаясь при этом на Прокопия, Евагрий рассказывает, как город Эдесса был спасен чудесным образом, благодаря иконе Спасителя, и по этому случаю прибавляет: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Л. С. М. 22 марта 1910 г. Одесса. Слободка Романовка. 1 Преподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе Брат! Полагал, что вы уже в Никандровой пустыне 13 дожидаетесь меня, уведомляю вас, что я еще не отпущен из Петербурга и не знаю времени отпуска своего, а гадаю, что отпустят может быть на следующей неделе. По положенному между нами условию я остановлюсь часа на 4 в Боровичах, дабы дать вам известие и время выехать в Порхов. Не худо, есть ли бы в Порхов для остановки приискали мне квартиру, чтобы не на улице перекладываться. Квартира нужна только часа на два или на три, чтобы с вами наговориться 14 . Новый Владыка ваш из Курска едва ли поспеет, к Пасхе. Ибо на сей только неделе послан к нему указ. А путь ему до вас неближе моего до Киева 15 . Уведомляю вас, что мы лишились певчего Десницкого. Он ехал и доехал до Петербурга здоров. Но по приезде через два дни занемог такою же нервною горячкою, какая была у ваших певчих. Лечил его лекарь, но видно не так как лечили певчих во Пскове и потому Десницкий в 9 дней скончался и погребён честно на Смоленском кладбище. Желая вам доброго здоровья и призывая на нас благословение Божие, есмь на всегда доброжелательнейший вам Евгений Архиепископ Киевский 16 . 10 марта 1822 г. С.-Петербург 2 Высокопреподобный Отец Игумен Возлюбленный о Христе брат! Сегодня в половине седьмого часа прибыл я в Боровичи и посылаю к вам с сим уведомлением нарочного. Сам остаюсь я ночевать в Боровичах, пока сей посланный привез мне уведомление, что вы из Никандрова выехали в Порхов. Не знаю, нашли ли вы мне там квартиру для пристанища. Спрошу на почте. От Петербурга до Борович дорога была дурна только в Крицкой станиции: а по прочим довольно хороша. Но от Порхова в дальний путь, сказывают, очень худа. В ожидании вас в Порхов, остаюсь доброжелательнейший вам Евгений А. К. 18 марта 1822 г. Боровичи. 3 Высокопреподобнейший Отец Игумен Любезнейший о Христе брат! Отдохнув от трудной дороги и осмотревшись на месте, удосуживаюсь и к вам написать мою истинную благодарность за вашу ко мне любовь и приверженность, которая и меня к вам привязала. Будьте уверены, что я на всегда к вам таким останусь. Естьли вздумаете переселиться в Киев, то весьма охотно вас приму, по желанию вашему в Лавру, где будете и соборным, а доходами будете довольны. Но кончите постройки в любимой нашей обители Крыпецкой. На место свое преосвященному своему отрекомендуйте Никандровского Строителя 17 . А в Никандров естьли Пётр Спасоклинский не пойдет, то можно выбрать из моей Лавры 18 . Ибо в ней до 40 человек монашествующих и есть из кого выбрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Если ваше здоровье дозволяет Вам предпринять путешествие до Твери, то не отлагайте надолго исполнение этого предприятия. Путевые издержки ваши будут покрыты, да, может быть, найдется и лишняя ряса для Вас. Итак, да благословит Господь ваш путь! Но прошу предварить меня извещением о дне вашего приезда в Тверь. До свидания». 12-го числа получено было мною письмо из Сергиева Посада. Писал Ректор Московской духовной академии, Архимандрит Антоний: 2171 «Спешу принести Вашему Высокопреосвященству нижайшую благодарность за литературный, столь ценный для меня, подарок, а также и за согласие срисовать с Вас более точный портрет для нашей актовой залы. Имеющийся у нас портрет высылаем завтра-же». 15-го числа получено было мною письмо из Петербурга от протоиер. А. Н. Соколова; от. протоиерей от 14 ч. писал мне: «Желал-бы я, – что и высказывал Вам, – день пятидесятилетия моей службы (21 августа) провести в Твери, где я начал службу. Позволяю себе надеяться, что у доброго Архипастыря Тверского и родича найду приют и привет. Из Твери предполагаю ехать далее, ежели позволит здоровье. —141— Думаю выехать в понедельник, 19 августа, с почтовым поездом». На другой-же день, 16-го числа, я отвечал, что с полным усердием готов принять почтенного юбиляра. 17-го числа писал я в Бухарест недавнему гостю моему Г. П. Самурьяну: «Посылаю Вам при сем дубликат квитанции на получение посланного из Москвы ящика с книгами. О получении посылки прошу уведомить меня. Искренно благодарю Вас за посещение. Ваше пребывание у меня и откровенные со мною беседы оставили во мне весьма приятное воспоминание. Благополучно-ли совершили Вы своё путешествие от Твери до Бухареста?» 18-го числа получил два письма из Петербурга: от Управляющего Канцелярией Св. Синода, Вл. Карл. Саблера и от протоиерея А. Н. Соколова. Вот что писал от 17-го числа г. Саблер: «На возвратном пути из Москвы, я имел твердое намерение заехать к Вам, но, к величайшему сожалению, обстоятельства сложились иначе, чем я предполагал. Константин Петрович приехал в Москву 14-го августа, и 15-го мы выехали, при чем в виду некоторых совершенно неотложных дел я был вынужден спешить возвращением в Петербург и потому не мог посетить Вас. Но эта помеха только отсрочила мой приезд. Не был в августе – буду в сентябре, хотя бы пришлось ехать исключительно только в Тверь. Итак до свидания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010