«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Письма келейные и др. творения В пятый том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошли: «Письма келейные», «Наставление христианское», «Краткие нравоучительные слова», «Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию, Спасителю мира», «Об истине Евангельского учения», «Размышления и замечания из текстов», «Примечай!», «Плач покаянный», «Канон покаянный», «Молитвы из псалмов», «Христос грешную душу к Себе призывает», «Воздыхания грешной души ко Христу, Сыну Божию», «Напутствие обратившемуся от сего суетного мира ко Христу и начавшему каяться», «Напутствие новоначальному иноку», «Увешание к монашествующей братии», «Наставление монашествующему, как поступать по обетам, данным при Крещении и пострижении», «Совет как в монастыре жить», «В пользу и утешение искушаемым от сатаны», «Различные собрания на пользу», «Письма», «О грехе», «Письма посланные», «Последнее слово святителя Тихона (Из его духовного завещания)».   Святитель Тихон Задонский Собрание сочинений Том 5 Письма. Наставления. Размышления. Молитвы Письма келейные   Письма 1 – 10   Письмо первое В нынешний день великий, не имея с чем еще тебя поздравить, как только по поводу всемирной радости, – с нею тебя поздравляю. Какова она? – Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтесь, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир, чтобы спасти нас. Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим 3:16)! Царь Небесный на земле явился, и Неприступный Херувимам с людьми пожил. О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели видеть, и не видели, и слышать, и не слышали (Мф 13:17)! Блаженны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподобившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

К М. П. П. Под такими инициалами в издании 1860 г. (т. II, стр. 206−234) скрыто лицо, к которому писано нижепечатаемое, одно ли письмо или 37 отдельных записок, содержащих почти одни тексты Свящ. Писания. 286 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Kop.1:3), да помилует и да укрепит раба Своего в спасительном крестоношении по святой воле Его. Предаю вас Богу и благодатному слову Его ( Деян. 20. 32 ), чтоб сам Он Создатель и Искупитель наш, врачевал раны сердца вашего. Вы читали в посланной мною вам книжке «Христ. Чт.» (1835 г.) описание чудесного исцеления в Нижнем Новгороде девицы О. Аз-й). 746 Все такие происшествия, суть повторение и подтверждение обетования данного церкви Иисусом Христом пред вознесением Его на небо: «и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» ( Мф.28:20 .). Ничего другого не буду предлагать и теперь в утешении, кроме глаголов жизни вечной, изреченных Господом нашим и преданных нам в святом Евангелии ( Ин.6:67 −69), и кроме тех радостных истин, которые Апостолам Его открыты Духом Святым, и которые они возвещают нам не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но каким научились от Духа Святого ( 1Кор.2:12 −13). Спаситель глаголет: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Истинно говорю вам, всякий, творящий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ). Ежели пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31 −32). Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, ежели не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин.8:36 −24). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы Он судил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не веровал во имя единородного Сына Божия ( Ин.3:16 −18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Этот аскет-профессор, этот инок-мирянин, с подвижнической жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами, это было необыкновенное явление. Оно едва ли повторится. Оно было созданием особого духовного строя в известный период Московской академии.... Гиляров-Платонов Летом 1828 года бакалавр Московской духовной академии иеромонах Афанасий, посланный ревизором в Костромскую семинарию, облюбовал для академии бойкого шестнадцатилетнего философа Александра Горского. Спустя пять лет, в августе 1833 г. конференция Московской академии вызвала из Московской семинарии бакалавром на церковную историю многообещающего магистра восьмого курса Александра Васильевича Горского. Прошло 42 года и наша академия лишилась своего ректора, – ученого, известного в России и за границей, протоиерея Горского. Это случилось 25 лет тому назад 11 октября 1875 года. Московская духовная академия, взявшая себе Горского с лет его отрочества, только на один год его отпустила от себя в близкую семинарию, оплакала кончину, похоронила его останки вблизи своих стен и «гроб его с нами»... Он принадлежит академии, этот достойнейший из её сынов, слава русской науки, украшение родной церкви. День 25-летия со дня его кончины наш академический великий праздник, а вместе с тем и праздник русского духовного просвещения. Прося снисхождения и терпения просвещенного собрания, я попытаюсь рассказать жизнь Александра Васильевича, как изображает ее мертвая бумага и живое наше академическое предание 1 . I. Воспитание Горский родился в Костроме в 1812 году (16 августа). Семья Горских была видная в городе. Отец – Василий Сергеевич, получил образование в Троицкой Лаврской семинарии и был сначала профессором своей Костромской семинарии, затем перешел в собор в священники. Оставив должность преподавателя, он сделался смотрителем духовного училища, а получив сан протоиерея кафедральнаго собора, оставляет и смотрительство, ограничиваясь уроками в дворянских семействах. Письма Василия Сергеевича заставляют видеть в нем интеллигентного по своему времени человека, бывшего профессора российской словесности и красноречия, не лишенного поэтического чувства, с умом крепким от природы, с здравомыслием, не поврежденным наукой, с определенными нравственными устоями 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Реляция князя Кантемира по поводу этого дела от 16 ноября 1733 года: «Обретаемый в здешней греческой церкви архимандрит Геннадий и племянник его Варфоломей в священнослужении со всяким учтивством последуют уставам благочестивого греческого исповедания, и никакой отмены я усмотреть не мог, кроме того, что священник Варфоломей для разумения здешнему народу службу отправляет на английском языке, и не только оные оба ни в какую ересь не впали, но, напротиву, священник Варфоломей с начала моего сюды приезду весьма ревностное против еретиков поучение имел на английском языке, от чего удержаться я ему советовал, дабы то причину не подало здешнему епископу запретить публичное греческого исповедания священнослужение, и по всему тому письмо от неизвестного к вашему императорскому величеству с продерзостию писанное, как я по совести могу донести, никакого основания не имеет и писано по самой злобе; автор же того письма есть некто Павел, который называется греческим священником, посланным от константинопольского патриарха для собрания здесь милостыни, и оное подтверждать смелость приемлю для того, что он, Павел, в ссоре, которую здесь имел с попом Варфоломеем, грозил ему, что он на него донесть хочет вашему императорскому величеству. Священник Варфоломей к ссоре их причину подал тем, что без моего ведома статского секретаря дюка Нюкастля в канцелярию чрез безымянное письмо дал знать, что оный Павел подложно сказывается греческим священником и посланным от патриарха константинопольского, и хоть потому много сходности есть, понеже он, Павел, никакого греческого письма от патриарха не имеет, однако ж я попу Варфоломею тогда запретил, чтоб он впредь в такие дела не вступал. Сколько же касается проклятия, которому архимандрит Геннадий предан был от александрийского патриарха, и от оного чрез того же патриарха он свобожден, как явствуют того патриарха письма, которые я сам у него, архимандрита, видел; а священник Варфоломей, будучи посвящен от св. правител. российского Синода, от патриарха александрийского проклят или прощен как не был, так и быть не мог».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В. Крылов Письма 1 Записка о перенесении Камчатского Епархиального Управления в Аян 8 Сделанное Американскою Компаниею открытие Аянского порта и прямого сообщения Аяна с Иркутском и перенесение Охотской Компанейской фактории в Аян сделало важное влияние на дела Управления Камчатской епархии, так что вместо удобств, какие представлялись при учреждении сей епархии церквам Охотским и Камчатским – относительно получения и отсылки бумаг и переезда ставленников, а Епархиальному Начальству – в действиях его по управлению – ныне, с перенесением Охотской фактории в Аян, открываются гораздо большие затруднения и неудобства, чем было до учреждения епархии, а именно: 1) До перенесения Охотской Компанейской фактории в Аян компанейские суда ходили из Новоархангельска прямо в Охотск, где они стояли с начала июля до половины августа и долее. На сих судах обыкновенно отправлялись и отправляются из Новоархангельска и других колоний бумаги в Россию, Охотск, Камчатку и другие места. В то время, пока стояли в Охотске компанейские суда, приходили туда казенные транспортные суда из Камчатки, Тигиля и Гижиги с грузами и почтою; и полученные чрез них бумаги вместе с бумагами, полученными из России, от Охотской церкви и тамошнего благочинного отправлялись в Новоархангельск, где и получались той же осенью. При таком плавании судов бумаги из Новоархангельска по всем Камчатским и Охотским церквам и от них в Новоархангельске получались не более как чрез 3 и 4 месяца по отправке их. По перенесении же Охотской фактории в Аян, прямое сообщение Новоархангельска с Охотском прекратилось совсем, а казенные суда продолжают приходить в Охотск по-прежнему не заходя в Аян; и от того на первый раз открылись большие неудобства касательно пересылки бумаг, так что, напр., бумаги, посланные из Гижиги, вместо 3 или 4 месяцев должны получиться в Новоархангельске чрез 15 или 16 месяцев; а если прекратится прямое сообщение Новоархангельска с Петропавловским портом (что по последним распоряжениям Компании весьма вероятно), то и из Петропавловска бумаги будут получаться в Новоархангельске вместо 3 или 5 недель чрез 13 или 14 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ. 1744 год Деятельность Сената в 1744 году. – Беспорядки в коллегиях и канцеляриях. – Недостаток в соли. – Дело о суконных фабриках. – Недостаток рабочих рук. – Разбои. – Усмирение крестьян. – Деятельность Синода: распоряжения о новокрещенах. – Раскол. – Хлыстовщина. – Уничтожение коллегии Экономии. – Воеводы и архиереи. – Исправление библии. – Вопрос о женитьбе великого князя-наследника. – Императрица останавливается на принцессе Ангальт-Цербстской. – Письма Брюммера к ее матери. – Участие Фридриха II в деле. – Приезд цербстских принцесс в Москву. – Отношение принцессы-матери к партиям. – Обручение. – Высылка Шетарди из России. – Поездка императрицы в Киев. – Внимание сосредоточивается на прусских отношениях. 16 января 1744 года Елисавета присутствовала в Сенате, а 21-го отправилась в Москву, где в продолжение года присутствовала еще три раза в Сенате. В этом году Сенату случилось решить собственное дело: донесли на служителя графа Головкина – Татаринова, что он в сердцах на одного из своих товарищей, толковавшего, что подаст прошение в Сенат, выбранил это учреждение неприличными словами. Сенат приказал высечь Татаринова кнутом нещадно в страх другим, подведя статью Уложения о бесчестии бояр, окольничих и думных людей, нанесенном простыми людьми. Немедленно по приезде в Москву генерал-прокурор уже начал жаловаться Сенату, что члены присутственных мест поздно являются на службу. Прокурор Мануфактур-коллегии донес, что присутствующие даже очень редко ездят, отчего в делах волокита, и колодники, которых набралось 32 человека, держатся без всякого решения; Сенат приказали: призвать всех членов коллегии в Сенат и учинить реприманд, а которые не придут под предлогом болезни, к тем послать сенатского экзекутора с доктором освидетельствовать. 3 августа генерал-прокурор объявил Сенату, что нынешнего числа по осмотру коллегий и канцелярий найдено огромное число членов, не явившихся в указанные часы; приказали: призвать их в Сенат, сказать реприманд и подтвердить, что если не станут съезжаться в указанные часы, то непременно будут штрафованы. Реприманды и угрозы не помогали; 20 сентября генерал-прокурор опять подал длинный лист неявившихся: велено им подать ответы, почему не явились; 9 октября Трубецкой заявил, что ни одного ответа еще не подано, а между тем накануне найдено опять большое число неявившихся, и в тот самый день, 9 октября, солдат, посланный в Юстиц-коллегию с требованием взноса одного дела, возвратясь, объявил, что в коллегии нет ни одного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

ПРИЛОЖЕНИЯ К ТОМУ 19 1) Выписки о переводчике Суворове в Сербии. В 1724 году, февраля 5 дня, именным указом бл. пам. его императорского величества Петра 1 определено послать из св. Синода в Сербию для обучения тамошнего народа детей латинского и словенского диалектов двух учителей, а жалованья давать им по 300 рублей на год человеку. И в 1725 году, в августе месяце, отправлен в Сербию, в Белград, синодальный переводчик Максим Суворов. А в 1732 году, сентября в 16 день, по указу из Сената в Коллегии иностранных дел определено, что он, Суворов, чрез доношения свои требовал с прибавкою, объявляя себе немалые нужды, также и о позволении, чтоб ехать оттуда в Россию, и о подъемных деньгах; также новоопределенный в Сербии митрополит от тамошнего в Сербии ему учения отказал и его, Суворова, содержать не хочет, и живет он тамо праздно, возвратиться ему в Россию по-прежнему, и для того его выезду перевесть к нему из Коллегии иностранных дел до ста рублев, которые б он, Суворов, для ускорения времени на дорожный проезд в Вене занял. Против чего Суворов посланнику Ланчинскому представил, что указу его императорского величества повиноваться готов и рад тамошнее бедственное житье переменить, но что ему в Вене взаймы денег дать никто не поверит и путь свой он в Россию ста рублями отнюдь с женою и младенцем управить не может. А хотя получил он, Суворов, жалованье на 1731 и на 1732 годы, то все те деньги одному сегединскому жителю за долги, которые еще в Сербии нажил, заплатил. И хотя ему, Суворову, новосербский митрополит пред некоторым временем объявил, что он учительства его, Суворова, в Сербии не требует, но как потом оный митрополит по часту в болезни припадать стал и оказалася оная болезнь быть водяною и небезопасною, то петровородынский епископ Висарион к нему, Суворову, от 19 и от 24 июня того 1733 году писал, объявляя желание свое и прочих сербских архиереев иметь его, Суворова, по-прежнему в Сербии учителем, хотя бы помянутый митрополит и не хотел, которые письма он, Суворов, ему, Ланчинскому, казал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Письмо 65 Видя из письма твоего, что теперь маменька твоя к тебе умиротворилась, радуюсь сердечно, и должен тебе сказать, что не только пред родительницею должна себя винить и считать виновнее её себя, но даже и пред всеми, считая себя худшею и последнейшею всех: сим только можешь избежать козней вражиих и сетей его и получить успокоение. Сама себе противоречишь, говоря, что приемлешь письма мои как с неба посланную благодать, и тут же пишешь, что с большим прискорбием приняла мои слова о том, что считаешь меня наставником, и пользы не получаешь. Писано есть: от плод их познаете их ( Мф.7:16 ). Немирство твоё с игуменьей и с мамонькою, желание составить свой разум и свою волю, поречение братьев и матери за их роскошь и тому подобное, которое я всё из твоих писем видел, потому так и написал; но ты отвергла обличение. А святой Иоанн Лествичник пишет: «правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасенья отвергся»; вот и это плод! Отвергши обличения, выставляешь свои добродетели, которые ты стяжала от послушания ко мне, и это плод добрый, а настоящего-то плода – смирения и не достает, без которого все наши делания ничто. «От послушания рождается смирение, – пишет святой Лествичник, –, а не исчисление своих добродетелей». Тебе даже кажется, что смиряешь себя и смирила, а того не видишь, что сим самым себя обольщаешь. Пишешь, что понуждаешь себя терпеть скорби: вот это то и худо, что видишь себя обижаемою, а не достойною обиды; самолюбие твоё закрывает от тебя твои недостатки, и скорби тебе кажутся тяжкими: а где есть самоукорение, там те же скорби бывают легче. Сколько нужно на твоё содержание, не для роскоши, а для необходимости, можешь просить, с возложением на волю Божию, как Он возвестит маменьке и братьям и, получивши удовлетворение или отказ, будешь мирною, видя в том не человеческое ухищрение, но волю Божию. Смущение твоё на отца святого неправильное; как же можно за то смущаться, что он спросил о брани; верно намерение его было вразумить тебя, как противостоять сей брани, но ты за сие смутилась и представляешь свою добродетель, что не имеешь       помыслов. Я этому нимало не удивляюсь, а вижу, на что врагу искушать тебя сими помыслами, когда ты питаешься тщеславием и гордостью не иметь их; с него довольно и того. Как же ты познаешь искусство в духовной брани, когда и не видала оной? И как ты смиришься? Святой Лествичник пишет: «кто не имеет сей брани, тот, видно, согласен с врагами своими; а когда бываем боримы, то сие есть знаком, что мы крепко противу врага своего вооружаемся».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Антоний (Костов), архимандрит Епископ Антоний (Костов) ЦИА ПСТГУ Архимандрит, впоследствии епископ Болгарской Церкви Антоний (в миру Константин Костов) родился 23 сентября 1915 г. в с. Хырлец близ Оряхова в Болгарии. Закончил Софийскую духовную семинарию и в 1941 г. богословский факультет святого Климента Охридского Софийского университета. В 1941–1942 гг. секретарь-делопроизводитель Драмской митрополии. 25 июля 1942 г. принял монашеский постриг в Рыльском монастыре. 30 августа 1942 г. рукоположен во иеродиакона, с 1942 по 1943 г. был митрополичьим диаконом в г. Драма. 10 октября 1943 г. рукоположен во иеромонаха. В 1943–1944 гг. помощник-секретарь Драмской митрополии, а с 1944 г. ее протосингел в сане архимандрита. С 1950 по 1951 г. ректор духовного училища при Чекотинском монастыре. С 1951 г. игумен Троянского монастыря, с 1952 г. управлял пансионом при Софийской духовной академии. С 1956 по 1960 г. настоятель Болгарского подворья в Москве. С 1960 г. начальник Культурно-просветительного отдела Священного Синода. 16 декабря 1962 г. хиротонисан во епископа Проватского, затем викарий Видинский, за затем, до 1985 г. Доростолский, с 1995 г. викарий Софийской епархии. Скончался 13 апреля 2002 г. 17 мая 1959 г. ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ ЕПИСКОПУ АФАНАСИЮ Петушки, Владимирской обл. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Получил я Ваше милое письмо и очень обрадовался за отеческое внимание. Воскресший из мертвых Господь да сохранит Вас в добром здоровье и да ниспошлет Вам от своих неистощимых даров радость духовную. Приимите мою большую благодарность за посланные иконы «Всех святых, на земле Русской просиявшей» 61 со списком. Слова св[ятейшего] Патриарха Болгарского Кирилла принимайте как слова православных болгар 62 . Мы почитаем русских святых как своих родных. Особенно чтимых суть: Равноапостольный княз Владимир и Вел[икая] Кн[ягиня] Ольга, свв. муч[еники] Борис и Глеб (которых мать болгарка), пр[еподобный] Сергий и пр[еподобный] Серафим Саровский , пр[еподобные] Антоний и Феодосий Печерские , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Письмо 117 Милостивая государыня, С. С! Писанием Вашим изъясняете желание и намерение Ваше стремиться к предназначенной для нас цели, и приблизить себя к Богу. Доброе Ваше желание да благословит премилосердый Господь, и да поможет Вам в деле сем: без помощи Его ничего не можем сотворити. Уклонися от зла и сотвори благо ( Пс.33:15 ): слова св. Царя Давида. Надобно, познавши суету мира, воистинну бесполезную, уклоняться от неё, и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих; и ещё от некоторых малых исправлений мним быть себя истинными христианами; а сим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и св. Его Апостолов, посланных для научения нас спасительному пути. Пишу сие, не осуждая мир: это не наше дело, – Бог всем Судия; Он силен и мирских многих спасти через милостыню ими творимую, а также привести в чувство скорбями, или другим образом спасти, – но показывая суету мира, которая Вам самим довольно известна. Спаситель учит, что не можете Богу работати и мамоне ( Лк.16:13 ), т. е. миру; этому надобно твёрдо веровать, что нельзя угодить и Богу и миру; у сего последнего совсем другие законы и обычаи. – А св. Апостол Иоанн увещевает христиан: не любите мира, ни яже в мире; аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес, и гордость житейская: несть от Отца, но от мира сего есть ( 1Ин.2:15, 16 ). Св. Апостол Иаков пишет: не весте, яко любы мира сего вражда Богу есть ( Иак.4:4 ), и св. Апостол Павел также учит, что мудрование плотское вражда на Бога есть: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может ( Рим.8:7 ). Сколь ясно сие учение и сильно возрастить начинающееся в сердце желание к лучшему и превышающему мир и его прелести! Оно не монахам предано, но всем христианам, в мире живущим; мы не напоминаем сего миролюбцам; они верно не примут сего; у них своя премудрость; но она почитается буйством у Бога: премудрость мира сего буйство у Бога есть ( 1Кор.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010