Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его» ( Пс. 36: 3–7 ). Псаломские слова насели землю, и упасешися в богастве ея относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Повинися Господеви, и умоли его означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Насладися Господеви означает: не находи ни в чём ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» ( Пс. 118: 165 ). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: «Не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустят вам» (Ср.: Лк.6:37 ). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. О других твоих двух чувствах толковать теперь нет времени. О N. своей пишешь, что ей немало повредила жизнь в Г. Я ей уже об этом писал; но она тогда отпёрлась; не знаю, как теперь она сознает это или не сознает. Впрочем, надеемся, что силен Господь сотворить о ней по воле Своей святой. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется покорение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евой изгнаны из рая. Это всем нам должно помнить и не забывать. В псалмах сказано: «Да рекут избавленные Господом» (Ср.: Пс.106:2 ). А мы еще и не начинали духовного дела как следует, а толковать обо всём дерзаем, оправдывая себя какой-то прямотой, тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны; другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно. Мудрые и опытно духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетённых страстями не узрит Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

5 Письмо графа к Старцу: «Многоуважаемый батюшка отец Амвросий! Приношу вам двойную признательность и за себя, и за жену. – Святое ваше воспоминание и от вас наставление мы оба принимаем всегда с одинаковой благодарностью и радостью. Хотел бы сказать – и с одинаковой пользой; но на сей раз скорей могу надеяться на пользу для жены. Она всегда с готовностью и любовью в точности исполняет наставления от уважаемых ею духовных лиц, когда сии наставления малы и определительны и не превышают ее сил. Я же завтра отправляюсь в Петербург и опасаюсь, как бы слово ваше (пока я там буду) не заглохло во мне от печали и суетствий века и града сего. – Не знаю, батюшка, благословили ли бы вы сию поездку, для меня затруднительную. Но откладывать более нельзя, и мне остается убедительно просить святых ваших молитв. По возвращении, если вам угодно, тотчас приступим к напечатанию Слова «О покаянии» из преподобного Марка. Испрашивая святых ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный и покорнейший слуга граф А. Толстой. Москва, 18 октября 1866 года». 12 Некоторые выражения, встречающиеся в этом отделении, не совсем обычные, составляют прямой ответ на факты и выражения, приводимые в письме к о. Амвросию. 14 К сведению читателей: этот болящий Василий родился от православных родителей, но с малых лет жил у дяди – торговца и раскольника, вследствие чего, во всю свою жизнь, ни разу не исповедался и не причащался Св. Таин. По совету же старца Амвросия, к которому он писал письмо, пожелал сие исполнить, но в письме к Старцу писал только о своей болезни, а о том, что никогда не исповедовался и не сообщался Св. Таин, не упоминал. 19 Настоящее письмо напечатано в «Собрании писем иеросхимонаха Макария»; но так как редакция его принадлежит о. Амвросию, то оно перепечатывается и здесь с дополнением. Письма 226–228 написаны к одному лицу. 20 Это о Ржевском о. Матвее Константиновском, ученики которого в прежнем его Бежецком приходе продолжали без него проходить благочестивую жизнь. – Прим. о Ераста (Вытропского)

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Всеблагий Господь да избавит нас от врагов видимых и невидимых и да подаст нам терпение и мужество к борению и к перенесению всего скорбного и оскорбительного. Поговеть можно бы съездить в Лавру, да, кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться у того же о. С., у которого и NN. исповедалась: так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, всё равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренно, что после последней исповеди найдется тяжелого или легкого на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать. Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу, как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением пред Богом и пред духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие. Также надобно умудряться, чтобы хотя утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Опущенные поклоны можно выполнять и в другие часы и дни и даже после года. Духовнику должно сказать, когда выполнишь их или что их исполняешь. Мир тебе и питомцам твоим! 11 февраля 1870 г. 193. НАДО МИРИТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ Если есть благословная вина и решишься поехать в Петербург к N., то можно по одному разу побывать и у трех известных особ ради объяснения и примирения. Сестре можешь сказать, что ты недовольна была на нее за свою часть, которую они с мужем не хотели во время заплатить, а теперь оставляешь это на Суд Божий. N. можешь поблагодарить за прежнюю дружбу, но не можешь продолжать ее по причине ее нескромности: сказать это, как сумеешь помягче. Госпожу N. также можешь поблагодарить за то, что она считает для тебя одолжением, прибавив, что о поступке зятя твоего теперь нет надобности разъяснять. Словом, побывай у всех трех ради умиротворения, предварив всех, что теперь тебе тяжело вести с кем-либо переписку. Мир тебе и всей с тобой живущей разнообразной мелюзге!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вы просите меня назначить вам имя. В Святой Церкви повторяется мудрое слово: по имени да будет и житие твое. В настоящем обстоятельстве проявляется мера вашей веры в искании настоящей истины. И поэтому и имя ваше да будет Вера, в память святой мученицы Веры, празднуемой 17 сентября. Советую вам перед присоединением исповедать искренно и чистосердечно всё, что было в жизни вашей противозаконного, начиная с шести лет и доселе, – не только дела, но и сердечные расположения. Это необходимо нужно, потому что были примеры, что некоторые, перед присоединением не открыв всего, что было на совести, впоследствии испытали мысленную брань неуместных сомнений. Сам Господь да благословит вас на душеспасительное ваше предприятие, Сам да укрепит вас, и да утвердит, и да оснует (Ср.: 1Пет.5:10 ), по апостольскому слову. 104. ПИСЬМО ФРАНЦУЖЕНКИ И ОТВЕТ СТАРЦА АМВРОСИЯ Перевод от французского Многоуважаемый и добрый отец! Простите мою смелость, что я решаюсь написать вам несколько строк. Я слышала об вас, что вы истинный человек Божий, и потому я позволяю себе испросить чрез это письмо ваших добрых советов, в которых очень нуждаюсь. Бес гордости владеет мною в такой степени, что не дает мне исполнять обязанность как следует. Что должна я делать, чтобы от него избавиться? Несколько лет тому я была опасно больна, и тогда я обещала Богу, что, если он сохранит мне жизнь и возвратит мое здоровье, я буду вести себя так, чтобы Господь мог забыть прошедшие грехи мои. Но увы! Этого обещания, данного мною тогда на смертном одре, я не сдержала. Господь сохранил жизнь, а я вместо воздаяния сделалась еще хуже, чем прежде; и потому Бог меня наказывает и поражает меня в том, что мне дороже всего. У меня жил друг, очень дорогой мне; он был католический священник. И Бог, Который даровал мне этого друга, отнял его у меня: он умер от чахотки в Неаполе, и упреки совести меня преследуют. Я не знаю, какая причина его болезни, потому что он ничего не открыл мне об этом. Не перехвачены ли были письма мои к нему? Или не сердился ли он на меня? Почему он мне ничего не открыл [о своей болезни]? Вот вопрос, который я постоянно предлагаю себе и который меня непрестанно мучит. Иногда я боюсь, что сойду с ума, потому что какой-то голос мне говорит, что он мне писал. Но где его письма? От кого их требовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В нашу обитель приехал на покой Томский архиерей Петр. 31 октября 1883 г. 54. О ВИДЕНИЯХ И ПСАЛМЕ: ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО Жаль NN. Как пишешь, обстоятельства его нехороши. Но неложно слово Священного Писания, что каждый из нас нередко под благовидными предлогами связует себя пленицами своих прегрешений (Ср.: Притч.5:22 ). Впрочем, благость Божия скорбными обстоятельствами приводит нас к полезному и душеполезному и спасительному. Дивны дела Господни! Матушка N. велела тебе написать бывшее наяву видение одной сестре. В прошлом году в нашей стране были два подобных случая, но оба оказались ложными. Одну такую ясновидицу из N. общины отвезли домой к родным, опасаясь, чтобы не сделала чего над собой. Более подробно о сем буду писать самой матушке. Тебе желательно знать, как праздновались именины 7 декабря. Дня за три приходил ко мне отец игумен, и мы решили не праздновать именин по-прежнему. Впрочем, служба церковная была по-прежнему. Было бдение, и отец игумен служил обедню в Скиту. Вдруг неожиданно к обедне приходит Преосвященный Петр и два архимандрита, из коих один – наш благочинный и два настоятеля. И весь этот священный собор после обедни зашли ко мне с поздравлением. Я принял их в своей келлии сперва стоя, а потом и сидя на кровати по-обычному. Гостям было немного тесновато, так что отцу игумену не приходилось где и сесть почетно, приставили задом стул к столу, и отец игумен сидел, некоторым образом, как бы почетно. Подан был чай. Преосвященный Петр очень просто держал себя в обращении и за чаем интересно рассказывал о житии и бытии на Американских островах, как тамошние простодушные алеуты живут и какую претерпевают скудость и лишения. Особенно интересен был его рассказ, как там небольшие рыбы, но проворные и увертливые, у которых в два ряда зубы, сражаются с китом и одолевают его. Рыбы эти по-тамошнему называются касатками. Когда кит заплывает в какой-либо залив, где неудобно ему показывать свою силу, тут увертливые касатки начинают угрызать его с боков и отскакивать от него прочь; а если бы спереди, то он бы их проглотил, а сзади хвостом вдребезги разбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

27 января 1879 г. 17. ВНЕШНЕЕ БЛАГОПРИЛИЧИЕ ПРИВОДИТ К БЛАГОМУ СТРОЕНИЮ ПОМЫСЛОВ Очень рад я, что милостью Божией благополучно совершили вы свое путешествие и возвратились в N. Пишешь, что вам в N показалось знойно и пыльно, как и прежде. Но потерпеть зной и жар и другие неудобства имеет немалое духовное значение. А широкий и пространный путь в Евангелии весьма не одобряется и более всего. А тесный путь и прискорбный весьма ублажается, так как вводит в жизнь вечную. Сегодня, 23-го, после ранней обедни провожают со звоном из Оптиной нашего Калужского владыку, а я под этот звон диктую тебе письмо сие. Звон церковный обыкновенно называется и благовестом, предвещает благую весть, чтобы христиане правоверующие собирались в храмы Божии и возносили там усердные и смиренные молитвы, исповедая перед Ним свои немощи и согрешения и прося помилования и прощения, а вместе ниспослания помощи к исправлению. Говорить, стоя на церковных службах, или обзрать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то по крайней мере телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: «От уст твоих сужду ти» ( Лк.19:22 ), то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно. Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас, и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, имиже приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: «На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа» ( Пс. 102: 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

95. КАК НЫНЕ ДЕЛА ИДУТ Слава Богу и благодарение Господу, что сын ваш, за молитвами покойного батюшки о. Макария, занимается своим делом как должно. Это для вас немалое утешение. Ныне у всех дела идут тихо. На словах издали кричат, что будто бы дело идет всё к лучшему и к лучшему, а на деле видим противное. Подай, Господи, терпение да умение быть хоть не голодными да холодными, да пошли, Господи, христианскую кончину, кому придет жребий, чтобы перейти в будущую жизнь с христианским напутствием, в раскаянии и смирении, со упованием на милосердие Божие. Насчет дочери вашей ждите ее участи по воле Божией. Если бы пришлось определить ее хоть и в среднем положении, отказываться не должно, лишь бы был порядочный человек, а не забияка. 96. СОВЕТЫ О СПРАВЕДЛИВОМ ЗАВЕЩАНИИ ИМЕНИЯ Слышу, что вы написали духовное завещание, в котором назначили двум сыновьям большую часть капитала и всё движимое имение, а двум другим сыновьям меньшую часть капитала, а из недвижимого имения не назначили ничего. При написании духовного завещания следовало бы вам попомнить апостольское слово: подражатели бывайте Богу, яко чада возлюбленные, потому что Бог и пришедшим в единодесятыи час повелел дать ровную часть с работавшими от двенадцатого часа жизни, не помянув, яко незлобивый, противление и прогневание последних (См.: Мф.20:9–10 ). Тем более что Сам Господь в евангельском учении увещавает всех, глаголя: «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6: 14–15 ). Рассудите хорошенько сие великое слово Господне при настоящем вашем болезненном положении: не придет ли вам благого желания изменить духовное завещание ваше, назначив всем детям части поровну. Если же почему-либо не рассудите принять убогий совет мой и изменить духовное завещание, то, по крайней мере, при жизни своей выдайте полный капитал тем детям, которым вы назначили меньшую часть, лишив их недвижимого имения, потому что в духовном завещании вашем сделана нехорошая оговорка, хотя, может быть, с благой целью написанная, чтобы прекратить могущий возникнуть ропот. Но эта же самая оговорка дает возможность получившим большую часть притеснить под благовидными предлогами получивших меньшую часть, так что они поневоле принуждены будут роптать, а притесняющие благовидно могут этот ропот выставить поводом к большему лишению, означенному за сие в завещании. А такая путаница не даст покоя душе вашей в будущем веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Приветствие мое о Господе NN.; от всей души желаю им наслаждаться детским покоем в непонятном для них мире духовном, дóндеже будут разумевати. Не вотще сказано: «Приложиши разум (то есть разумение), приложится и печаль» (Ср.: Еккл.1:18 ). Впрочем, отцу и матери желаю взирать на ангельское пребывание детей, получать утешение и отраду души в случающейся и встречающейся печали. 112. ОБ ОСТОРОЖНОСТИ В РАЗГОВОРАХ С НЕВЕРУЮЩИМ В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить себя. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражии возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать? Одно посоветуйте брату вашему, чтобы он ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, будучи побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла. По сей причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей. 113. ШКОЛЬНЫЕ СМУТЫ Как-то вы там вблизи школьных смут пребываете? Если когда-либо, то [и] в настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и Покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных, еже буди нам иметь помощию Божиею за молитвы блаженного нашего отца. Также да не забываем слов Апостола: «Терпения имате потребу, да волю Божию сотворите» (Ср.: Евр. 10: 36 ) и пр. 114. О ЛЮДСКОЙ ЛЖИ Вам кажется, что некоторые люди позволяют себе бесстыдно лгать, а на самом деле это совсем не так, а вот как. Ежели, по слову святых отцов, и одна страсть ослепляет человека, то что будет, когда их соберется куча целая? Например, высокоумие, честолюбие, от них же гнев и ненависть к препятствующим. Если, говорю, возобладают такие страсти человеком, может ли он иметь правильный взгляд на вещи? Не станет ли он, под влиянием этих страстей, выдавать неправильные мнения за сущую правду? Как человеку кажется, так он и говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вот, дяденька, что узнала я, то представляю на рассмотрение ваше. Не подумайте, что я хочу учить вас: яйца курицу не учат. Также не желаю, чтобы вы просто поверили словам моим; но только искренно прошу вас исследовать важный и необходимый предмет сей. Еще прошу дать мне благородное слово, чтобы вы, прежде совершеннего исследования, не говорили и не рассуждали об этом с вашими пасторами и близкими вам лютеранами; а если угодно будет вам в случае недоумений что-либо узнать о Православии, то можете поговорить о сем с Высокопреосвященным Григорием, с Андреем Николаевичем Муравьевым и с Степаном Онисимовичем Бурачком. Я знаю, дяденька, что вы усердно молитесь Богу. Потому прежде исследования обоих вероисповеданий помолитесь Господу с верою, без всякого предубеждения к той или другой стороне, православной и лютеранской. Я верую милосердию Божию, что если человек с правотою сердца взыщет истины Христовой, то всячески оная откроется ему без примеси ложного мудрования. Только не принимайте извещения о сем и удостоверения через какой-либо голос извне или внутри вас. Это по православному вероучению может быть от врага, ненавистника истины Христовой и сеятеля плевел ложного учения. Извещение и удостоверение по учению Церкви есть просто разрешение самомнения и убеждение в истине Христовой, чего как себе, так и вам желаю от всей души и от всего сердца. Аминь. Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви (против католиков) Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия и неправильно приписывают латинской Церкви такую важность, что будто бы по отпадении оной от Православной Церкви сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным, а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но, напротив, возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

1133 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 198. Творения. T. V. С. 166. 1134 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами, § 204. С. 202. 1135 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 49. 1136 Там же. T. III. С. 463. 1137 Там же. T. IX. С. 373—374. 1138 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 45. С. 101—102. 1139 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. С. 251—252. 1140 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IX. С. 108. 1141 Преп. Исаак Сирин. Слово 57. С. 299. 1142 Иеросхм. Макарий Оптинский. П. 402. С. 684. 1143 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 307. 1144 Преп. Марк Подвижник. Об оправдании делами, § 150//Добротолюбие. T. I. С. 552. 1145 Преп. авва Дорофей. Поучение 13, свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 118. T. IX. С. 150. 1146 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. С. 279, 366, 495. 1147 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение, 1895. T. III. С. 453—454. 1148 Свт. Григорий Чудотворец. Творения. Екклезиаст. Гл. III. Петр.:1916. С. 66. 1149 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. О законе духовном, § 43. 1150 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IV. С. 611; ср.: С. 422; см.: Творения. T. V. С. 53: «Скорбь, переносимая с благодарностью, может служить основанием к великому снисхождению и делать Бога милостивым к нам». 1151 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. III. С. 36—38. 1152 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 35; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. С. 444. 1153 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправд. делами, § 157, Слово 1, §§ 66 и 157. 1154 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления. § 65//Добротолюбие. Т. II. С. 665, священноинок Дорофей. Цветник//Русск. инок. 1914, 9. С. 524. 1155 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 74. 1156 Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 66//Добротолюбие. T. II. С. 275. 1157 Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 220. 1158 Преп. Исаак Сирин. Слово 91. С. 433. 1159 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 75. 1160 Там же. Т. III. С. 463. 1161 Епископ Буго. Смысл страданий. С. 25, 31. 1162 Цветник духовный. Ч. II. С. 46—47.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010