Письма 201–300 201 Достопочтеннейший о Господе N N Благодарю Господа о благополучном возвращении к любящему вас семейству – супруге и детям. Благодарим вас за посещение нашей обители; вы подъяли большой труд, и за то Господь даровал вам утешение, по вере, вашей да продлит, вам и на семействе вашем, богатую Свою милость и благословит дела ваши, о благочестии предпринимаемые. Мы очень рады, что довольно побеседовали с нашим владыкою, и о всем нужном с ним переговорили, конечно ото послужит пользою и для него и для паствы. Мы видим в нем доброго пастыря и очень им довольны; молитвами его и благословением и обитель наша сохраняется. 1 марта 1860 года. 202 Достопочтеннейший о Господе N N Сердечно сочувствуем в скорби вашей и почтеннейшего вашего родственника о лишении его боголюбивой супруги, он лишился в ней хорошей супруги и помощницы, a дети – нежно любящей их матери, пекущейся о сохранении и спокойствии их. Все это, по немощи человеческой, приносит скорбь, и надобно искать утешения в вере и уповании на Господа: Он по всепремудрому Его промыслу и непостижимым нам судьбам Его в настоящее время преселил ее в вечность, и так как она была истинная христианка, удостоил ее напутствия пречистыми таинствами, то и имеем надежду, что она удостоится милости Божией и получит царствие небесное. Эта надежда может растворять горесть печали утешением. Молитвенное о ней воспоминание, и поминовение души ее, доставляет велию пользу и душевную отраду. Также и милостыня, творимая за нее, много пользует, a они исполнением долга сего докажут к ней свою любовь. Получив почтенное ваше писание 9-го марта, мы тотчас же отслужили о упокоении души ее панихиду, и имя ее записали для поминовения, как в скиту при чтении псалтыря и на литургиях, так и в монастыри; молим Господа, да упокоит душу ее в царствии небесном, a вам и супругу ее с детьми да подаст здравие и утешение в скорби вашей о покойной сестрице вашей. 12 марта 1860 года. 203 Достопочтеннейшая о Господе N N Хотя я и не смею надеяться на свой разум, а паче – зная свое не достоинство, но, видя вашу веру, с какою вы вопрошаете мою худость, в надежде на вразумление Божие, по вашей вере, пишу к вам ответы на ваши вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Берегитесь принимать советы вражии, которые до соделания греха представляют Бога человеколюбивым, a по содеянии влекут во отчаяние. Равно и мнения нынешних мудрецов, старающихся заглушить оными свою совесть; но напротив в душах их нет спокойствия, – но ад. Да избавит вас Господь от всех сих сопротивных сетей и козней вражиих, и да простит вам вся согрешения ваша. Приимите сей наш совет, в коем не ищите витейства и мудрости века сего, но смотрите, что оный проистекает от искренности сердца нашего, желания вам душевного мира и спасения, и основан не на своем разуме, a на учении св. отцов. Когда вы находите облегчение в своей совести, чрез откровение, хотя письменное, то мы не воспрещаем вам и чаще писать к нам ничтожным о ваших немощах; хотя же и не получите скоро ответа на письмо ваше, но одно откровение с верою уже облегчит вашу совесть. Это многие отцы утверждают, из коих св. Моисей, в слове св. Кассиана к Леонтину игумену, в 4-й части Добротолюбия, говорит: «само то, еже являти и открывати злые помыслы отцем, увядает оные, и немощнейшие творит, якоже змий, от темныя норы изнесенный на свет, тщится бегство употребити и сокрытие, тако и лукавые помыслы, изряднейшею исповедию и изглаголанием явлени бывша, тщатся бежати от человека». Когда же опасаетесь, что кому другому попадется письмо, можно не подписывать своего имени; потому что рука ваша нам довольно известна; или так кому, ежели можете, изъясняйте, и, по вере вашей, получите успокоение. О случившейся вам скорби, чрез неблагополучное разрешение супруги вашей, мы сердечно соболезнуем; но благодарение Господу, что ее сохранил Господь, и ныне находится во здравии. Посещение сие приписывайте своим грехам; приносите о них Господу Богу покаяние, Который всегда готов помиловать кающихся и к Нему прибегающих. Испрашивая на вас, на супругу вашу и на детей ваших мир и благословение Божие, и, желая вам здравия и благоденствия, с почтением нашим пребываем недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 262 От 26-го декабря писание ваше получили мы своевременно; в неответствии на оное, надеемся, вы нас простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Если y вас есть желание читать, так как слышали вы, что читают в белых берегах или y нас, это ни мало не противно; но только основывайтесь не на одном произношении, от коего может произойти и кичение, но более на смирении. Все, что мы ни имеем, внешнее или духовное дарование, все сие есть Божие, a не наше, потому и не должно велехвалиться или приписывать (что либо) себе и своему уму, или тщанию, или силам. Паки повторяю вам: ежели во всех делах и поступках ваших будете иметь смирение, то успокоитесь благодатию Божиею. Господь изрек пречистыми Своими устами: без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15:5 ) и заповедал: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом. ( Лук. 17:10 ). Видите, везде Господь побуждает нас к смирению, и Сам Царь славы смирил Себе до рабия зрака. Итак, при недостатке наших дел, за немощь или нерадение наше, смирим себя и да приносим пред Ним покаяние. Смирение, по слову св. Исаака, и кроме дел много прощает согрешений, но дела без смирения не могут спасти, и это говорится об истинном смирении, a не на словах только. Почтеннейшую……. благодарю за усердие к благолепию храма Божия: да помянет Господь труды ее; изъявляю ей мое почтение. Желаю вам и детям вашим мира, здравия и благоденствия, и испрашивая на вас Божие благословение, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 1-го ноября 1852 года. 219 К тому же Вы очень сильно приняли к сердцу кончину вашей четырехлетней малютки и крепко печалитесь и о ней и о том, что она не сообщена Святых Христовых Таин пред кончиною ее, приписываете это нерадению вашему. Сожалею о вас, что так малодушествуете этим случаем. Конечно нельзя не пожалеть, лишившись дитя и памятуя о ее болезни и о лишениях, но это человеческая слабость и немощь. Вы – верующий христианин, должны искать утешения в вере и уповании на непостижимый нам Промысл Божий и любовь Его к человеку. Неужели же мы созданы только для здешней жизни? a как она кратка и исполнена всякого рода скорбей, страданий, соблазнов и грехопадений, будущий же век не имеет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Это бесовское коварство и брань вражия, восстающая на тебя и лишающая спокойствия. Кажется я тебе писал, чтобы прочитать в книге препод. Нила Сорского , в надсловии на оную с XL страницы, с каким намерением многие проходили великие добродетели и имущие дарование, но не считали, что творят что-либо благо, a цель их была, освободившись страстей, достигнуть бесстрастия, но некоторые старались подражать их добродетелям и думали, что проходят добродетель, то какой от оного происходит вред, прочти – увидишь. И далее на XLV странице ответ на вопрос: как творящим добродетели не помыслить, что добро творят? Писал кажется и о том, как пишет св. Петр Дамаскин , что кои да видишь свои согрешения, яко песок морский, то это – начало просвещения души и знак здравия ее, и от сего бывает душа смиренна и сердце сокрушенно, a от сего рождается успокоение. Опять вопрос: следуешь ли ты должной цели? Наша цель должна быть: ищите прежде царствия Божия и правды его, т. е. исполнение заповедей Божиих, очищающих наши страсти и дарующих нам покой и надежду спасения, по неизреченному человеколюбию Божию, a не от дел наших, ибо мы хотя и вея повеленная сотворим, должны считать себя неключимыми рабами. И пока мы еще находимся в страстях, то необходим труд к исторжению плевел сих из сердца нашего. Но не надобно стремиться и скоро хотеть достигнуть бесстрастия и покоя, на сие надобно время, труд и помощь Божия, a все, что скоро достигается, то скоро и пропадает. Не унывай и не смущайся, но предавайся в волю Божию. И в этом, что помогать надобно ближним, пострадавшим от пожара, надобно иметь рассуждение: дать надобно по силе, и сострадать им, но если бы ты и все отдала свое имущество, могла ли бы удовлетворить все их нужды? Но ты имеешь семейство, и надобно жить хотя не роскошно, но прилично. Тут тоже есть кознь вражия, наводящая на тебя смущение, и если бы ты дала много, то опять навел бы смущение на смущение, на что это сделала, семейство лишила и проч. Лучше смиримся, то и покой обрящем. По намерению твоему говеть эту неделю, полагаю, что сегодня уже удостоилась великого дара причастия Пречистых Христовых Таин, с чем тебя усердно поздравляю, и да будет тебе таинство сие во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Уже на три письма ваших нахожусь в долгу ответами, последнее из них, от 14 числа февраля, получил только вчера 22 числа, a почему так долго шло – не знаю. На оное прежде всего отвечаю: вы спрашиваете: как проводить сей святый пост в отношении пищи? Если согласно с Типиком 35 , то находите, что для N N., по его занятиям и трудам будет невыносимо, и физические силы изменят ему, хоть он и твердое намерение имеет следовать оному постановлению. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое св. отцы называют: «око некое души и светильник». Сие учит человека оставлять во обоем безмерие и путем царским шествовать (потрудитесь, прочтите сами о рассуждении слово преподобного Кассиана к Леонтину игумену, в 4 части Добротолюбия). Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, a паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут, и пребывают (через то) в бездействии, ответа не дадут за опущение. A которые обязаны, да еще важными делами и нетерпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пищи в сей пост: я разумею не о рыбе, a об елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете т. е. приготовляетесь к приобщению Святых Христовых таин, тут нужно и елей оставлять. В самых же правилах Апостольских и отеческих сказано: «кроме немощи»: и не есть ли это немощь – когда тело изнеможет от поста и не способно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Кажется не неуместно поступить так, как вы пишете. Но если вы полагаете, что сим неисполнением преступаете, то надобно прибегнуть к смирению, которое и во всяком случае нужно и полезно, и много прощает согрешений, по слову св. Исаака Сирина (сл. 46). A когда приплетется к исправлению поста или других каких добродетелей высокоумие и мнение о себе, и так подкрадется, что и незаметно ослепит ум человека: то хоть и не говорит устами как фарисей, a чрез одно мнение уже есть фарисейский ум и не получит оправдания. В слове о рассуждении вы увидите, как увлекались в высокоумие великие подвиги прошедшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Сколько могу, смиренно умоляю Господа даровать тебе помощь, избавиться от несчастной сей страсти; но ведь мы самовластны, то и надобно, чтобы ты, преклонив волю свою, приложил к тому старание, дабы противляться пагубному сему навыку, проси Божией помощи и кайся в грехах твоих, смири свои помыслы и Бог пошлет тебе Свою помощь, ибо Он на смиренные призирает, a гордым противляется. Рассуди своим разумом, что он мог успеть? Смири себя, познай свою немощь и увидишь силу Божию, в смиренных действующую. Имей страх Божий и бойся того, что происходит с тобою и что может быть дальше, если будет продолжаться несчастная твоя страсть. Смирением привлеки к себе помощь Божию. Удаляй от себя причины, кои приводят тебя к исполнению сей слабости; без нее можешь обойтиться, как и многие живут, понудь себя не дать требования страсти сей, и когда она тебя сильно нудит, припади ко Господу и смиренно проси Его помощи. От Бога вся возможно, но надобно, чтобы и с нашей стороны было старание, да избавит Господь тебя от того, чтобы браздами и уздою челюсти востягнуть не приближающихся к Нему; и это особый промысл Божий бывает на людях. A на тебе, желающем приблизиться к Нему, да будет отеческий Промысл Его, легчайшими наказаниями и посещениями, привлечь к себе для пользы твоей телесной и спасения души твоей, чего тебе усердно желаю и смиренно Бога молю. 215 Достопочтеннейший о Господе N N Пишете вы о болезни дочери вашей….. и доселе продолжающейся, которую вы хотя и лечите, но лекарства не помогают. Вам советуют прибегнуть к магнитизму, a вы просите на сие моего совета, употреблять ли сие средство к ее исцелению? Не знаю, будет ли мой совет иметь силу, когда вам там многие советуют лечить. Я вам писал уже, что эта болезнь не подлежит физическим лекарствам, но надобно искать исцеления в вере, просить Бога и угодников Его о ниспослании ей исцеления от сей болезни; пока вы не можете еще поехать с нею в Воронеж, к угоднику Божию св. Митрофану, дома отслужите ему молебен с акафистом и непременно исполните, побывайте с нею y мощей святого, сколько было и бывает там исцелений молитвами святого угодника Божия, прибегающим к нему, и Бог, молитвами его, исцелит и вашу дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

240 . Ты беспокоишься, часто думаешь, что бы могла для меня сделать, я много обязан вашим о Господе расположением к моей худости, будь покойна, a если в чем буду иметь надобность, то и сам напишу. Пишешь, что трудно бывает для тебя, когда видишь, что другие к тебе несправедливы, и ты не можешь заставить себя думать, что ты виновата, и это лишает тебя спокойствия. Это самое и показывает тебе, что ты далеко еще от того, что нам Господь заповедал: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящих вы ( Матф. 5:44 ). И во многих местах Евангелия Господь побуждает нас к терпению, что же мы будем терпеть, если нас никто не оскорбит неправильно и не будет к нам несправедлив? Тут-то и надобно научиться, когда есть к тому случаи познавать свою немощь и несовершенство своего устроения, когда смиримся от сего, и успокоимся. О отвержении своих хотений очень хорошо научает св. Петр Дамаскин в 3-й части Добротолюбия, в начале книги его, листов 6 пройдя: «Егдаже хощем» и далее; советую прочитать там несколько страниц, найдешь пользу и увидишь, что искушения приносят нам пользу. Сказано там: «смиренномудрие есть порождение разума, разум, же – порождение искушений». Спрашиваешь, за что же на тебя нашло такое смущение во время всенощной, когда ты желала помолиться усердно? Кажется, что за самонадеяние, что желала помолится и думала, что «помолюсь», а оному предстало искушение. Ибо всякому благому делу или предъидет, или последует искушение, a без того оно и твердо не будет. В твоем искушении надобно бы смириться, то и не было бы смущения; a когда уже смутилась, то и за оное укори себя же, a не других. Смущение Происходит от залога, в нашем сердце пребывающего, a кого думаем виновником оного, ошибаемся, ибо он только показывает нам наше устроение смотрением Божиим к нашему исправлению. В пищи, для….. приготовляемой, не должно бы сомневаться. Есть, храняй младенцы Господь ( Пс. 114:5 ) , но когда уже препобедит сомнение, то можно мало отведать. На вопрос, просить ли прощения y тех, коим сделаешь какую-нибудь неприятность? Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобою, и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, a особо когда резко оскорблен тобою. Но сего невозможно сделать, пока не сознаешь внутренно своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, a обвинить себя в сердце своем, и мысленно просить y них прощения, тем надобно и успокаиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Видя из оного бедствование ваше в волнах страстного моря, чувствительно сожалеем об вас, и, не имея столько разума, не можем дать вам другого надежного совета, кроме того, чтобы страхом Божиим противиться палительным стрелам вражиим, призывать помощь Божию, как во время брани, так и прежде оной, приводить на память, какие бывают в последствии мучения совести, a далее и будущий суд, буде не в раскаянии обрящет конец жизни, страшиться надобно и здесь еще ослепления ума, попущением Божиим; за самовольное же ваше признание и откровение силен Господь простить вас, и укрепить в здравии душевном; и даровать крепость мужественно стать против страстей, чего вам усердно желаем, и всесильному покрову Божию вручая, остаемся, недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 17 января 1837 г. 263 Поздравляем вас с новорожденною дочерью….., дай Бог, чтобы она и родившая ее укреплялись о Господе в здравии души и тела. Сердечно радуемся, что Господь даровал вам мир в семействе, которого были долго лишены. Вы там прибавили «по грехам нашим», – сознание ваше и исправление умилостивило Владыку, и водворился мир! Да будет на всегда вам, в плавании по бурному океану жития сего, компасом совесть ваша, направляющая к пристанищу мира. Разрушение оного ищите в себе без явной вины вашей; видно о каких либо тайных возвещалось батюшке и он чувствовал и действовал против оного. Смущался, лишая вас и себя мира: впредь же да почиет на вас мир Божий, дарованный нам пришествием Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, чрез хранение ваше спасительных Его заповедей. Снам вашим нельзя совершенно дать веру, прелести ради, ниже совершенно отметать, истины ради; но быть спокойным, a ежели станете верить всякому сну, то весьма опасно прелести ради, которая есть весьма многообразна. При свидетельствовании вам и семейству вашему нашего почтения, с желанием здравия и благоденствия, остаемся недостойные ваши богомольцы, многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 11 декабря 1837 года. О. П. 264 Слава и благодарение премилосердому Господу, даровавшему вам помощь Свою, исправив внешние дела свои в Т–е, возвратиться в недра своего семейства благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Оному и Сам Господь повелел нам от Него научиться: яко кроток есмь и смирен сердцем ( Матф. 11:29 ), дабы обрести покой душам нашим. Я слышал, что вы это время были не здоровы телесно, о чем по человечески сострадал об вас, но, духовно судя, относил это к Промыслу Божию, пекущемуся о спасении души вашей. Он человеколюбив сый, хотяй нам спастися, приемлет вольные наши труды, но по недостатку оных или по другим недоведомым нам причинам, невольными посещает болезнями или скорбями. Я уверен, что и вы с этим согласны, a следовательно и принимаете сие Божие посещение с благодарением. Всему вашему семейству желаю в мире, здравии и благоденствии провождать жительство свое, и да поможет им Господь ходить во благоугождении Ему, исполнением Святых Его заповедей, что привлечет на них Божие благословение. О себе особенного не могу ничего вам сказать, провожу время в равной мере, при немощах душевных и телесных. Испрашивая на вас Божие благословение, с почтением моим остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный И. М. 27 января 1845 года. 226 Благодарю вас усердно за ваше расположение к нам грешным, и желаю вам и детям вашим согласия, любви о Христе, здравия, спасения и преуспеяния в благочестии, a в торговле хорошего успеха. Вы жалуетесь на леность. Да, она часто нападает на труждающихся в благочестии, a при оплошности нередко овладевает. Для прогнания сей страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при сем смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно свобождает от плена лености. Желаю вам сей свободы о Господе и прошу оной вам y Подателя всех благ. К сему испрашивая еще вам и всему благословенному семейству вашему благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к вам, недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 27 мая 1847 года. 227 Писание ваше, посланное 6 числа октября, получил я 8 числа, коим извещаете о случившейся болезни.... и сами чувствуете слабость в здоровье. Просите помолить Господа о исцелении его и вас, и чтобы о сем же дать знать и в другие наши обители, означенные вами в писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Приветствую о Господе братца вашего и, испрашивая на обоих вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием и глубокоуважением и любовью о Христе. 161. О пользе чтения писем старца отца Макария В минувшем декабре месяце получил от вас письмо, и тогда уже хотел отвечать вам; а потом показалось мне, что ответ вам уже и послан; но по справке оказалось, что и доселе письмо ваше лежит без ответа. Простите такой неисправности моей! Человек я весьма болезненный, так что почти никогда не выхожу из своей кельи, и при постоянных моих недугах немало обременен посетителями. На получаемые же мной письма хотя и не отказываюсь отвечать, по возможности, но делать это своевременно, исправно и удовлетворительно не имею ни сил, ни времени, и потому нуждаюсь в снисходительности тех, которые обращаются к моей худости. Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении. Советую вам достать себе книгу: «Письма блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария к мирским особам». (Книгу эту можно купить в книжной лавке «Русская Грамота» на углу Никитской и Моховой, в доме Университета.) Читайте эти письма. Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений. От себя могу вам сказать лишь немногое… В настоящее время, кажется более чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах Святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления, и затем, со своей стороны, делать все что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его Промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось. Пишете о разногласии вашем с супругом вашим о некоторых предметах. По временам можете, в спокойном духе, сказать ему, что найдете полезным, и усердно молитесь за него и за детей ваших, чтобы Господь устроил о них полезное, якоже Сам весть. 162. Евангельские заповеди даны всем людям

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010