Вы сознаете себя в пристрастим к нарядам и склонною к гневу и раздражительности. В первом случае, надобно иметь умеренное благоприличие, a не излишество: можно ли угодить миру подражанием моде, которая всякий месяц изменяется? При благоразумном рассмотрении можно видеть, что ни к чему доброму не поведет сие, украшать нарядами тело, a о украшении души не иметь такого попечения? Лучше ту сумму употребить на помощь бедным, нуждающимся в скудной одежде и пропитании, то это дополнит пред Богом недостаток дел наших, по заповеди Его в Евангелии от Матф., в главе 25 написанной. Раздражение и гнев, в коих сознавая себя, сожалеете о сем, происходит от навыка, который и в добром и в худом приемлет силу. Мы имеем разум и волю, должны рассуждать – что хорошо и что худо, и волею исполнять лучшее. Сделанный навык к дурному надобно преклонять к лучшему, и удерживать себя от гнева и раздражительности; ибо оные делают вред, как вам, так и тем на коих бывают испущаемы, при оскорблении от кого-либо. Надобно помнить, что мы ежедневно Бога прогневляем и Он нам отпускает; как же мы гневаемся и раздражаемся на ближних наших, да и заповедь имеем от Господа, отпускать ближним грехи! A если не отпускаем, то и нам не отпустятся; но чтобы удобнее было это исполнить, то надобно призывать в помощь Бога, ибо мы не можем без Него творити ничесоже. 31 декабря 1859 г. 194 С душевным прискорбием читал письмо ваше о лишении малолетнего сына вашего….. внезапною смертию, убиением от упавшего на него фронтона. Велика скорбь сия родительским сердцам вашим, но вы еще более увеличиваете оную недоумением вашим: по воле ли Божией сие случилось, или от вашей недосмотрительности? и это вас убивает и сокрушает сердца ваши. Просите на сие нашего рассуждения: как вам смотреть на сие событие и чтобы не умножить на сие тяготы греховной. Мы, рассуждая о сем печальном и болезненном приключении, не можем сказать, чтобы могло оное быть без попущения по воле Божией; если по слову Господню: и влас главы вашей не погибнет без воли Божией ( Лук. 21:18 ), то можно ли быть такому случаю без воли Его? Причиною сего не ваша недосмотрительность, ибо вы не могли всегда следить за детскими его играми и действиями, и это непредвиденный случай; вы не могли никак отвратить, тем паче, что другие дети, бывшие с ним, остались невредимы, a только он один подпал смертной участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Испрашивая на вас и на детей ваших и на все ваше семейство благословение Божие, с почтением остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 8 марта 1855 года. 162 Достопочтеннейшая о Господе N N Изъясняя свои недоумения в некоторых ваших душевных обстоятельствах, вы просите моего совета и вразумления. Я, хотя и немощен и неразумен, но не могу оставить без ответа ваши вопросы и, не надеясь на свой разум, призываю Бога, могущего вразумить меня, по вере вашей, для душевной вашей пользы. Вы пишете, что, приступая к исповеди, приходите в страх, даже до лихорадочного состояния, и почти не помните себя, и не можете привести свои мысли в порядок и как должно говорить. Из сего замечаю, что вы бываете в это время в смущении; a в смущении невозможно иметь чувства покаяния и болезнования о грехах своих, и это происходит от зависти вражией и от тщеславия. Приходящему к исповеди надобно, сознав свою греховность, жалеть о прогневании Создателя нашего, и, приступая к таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом – как Богу, прогневанному грешником. В смирении, чрез сознание своей греховности. С надеждою – ибо приступаем к чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на кресте, и омыл пречистою Своею кровию. И паки – как к обретшему заблудшее овча, взявшему его на рамо Свое и принесшему к Отцу Своему. Такое приуготовление отвратит тот вредный страх, о коем вы пишете. Оный происходит также и от ложного стыда, a вместе от гордости и от тщеславия, при обличении тайных сердца своего, пред служителем таинства. Ничто подобное не смутит приходящего со смирением. Когда мы идем с сердцем сокрушенным и смиренным, помышляя в уме о кающемся мытаре и блудном сыне и, сколько можно подражая их чувствам, воспоминаем первого: «Боже, милостив буди мне грешнику» и последнего: «иду ко Отцу моему и реку Ему: Отче, согреших на небо и пред Тобою и уже несть достоин нарещися сын твой» ( Лук. 15:18. 19 ). Тут видим не только Бога правосудного, но и милостивого; и себя грешника, кающегося и ожидающего, и надеющегося прощения от милосердия Божия. Изрекая же пред служителем таинства грехи свои и, получая от него разрешение, данное ему от Христа Спасителя нашего властию, удостаиваемся прощения грехов наших и получаем успокоение в совести. Но в случае смущения и забвения грехов своих, можно, идя к таинству, записать оные для памяти, и при забвении, с позволения духовника, посмотреть в записку и объяснить ему. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях св. отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Достопочтеннейшая о Господе N N По слухам, дошедшим до вас (не знаю каким), о моей худости, вы в кратких чертах описали свою жизнь и, жаждая умиротворения души вашей, просите моего совета, как вам довлачить жизнь свою, и иметь надежду спасения? Как вижу, что вы сами читали св. писание, св. отцов поучения, и конечно знаете, что несть грех побеждающий человеколюбие Божие, и что Господь пришел в мир грешники спасти, и принес Себя в жертву Отцу Своему искупительную за грехи наши, то и мы да имеем твердую надежду на неизреченную благость и милосердие Божие и заслуги Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и веруем, что Он простит наши грехи, содеянные нами в житии сем. Пребывая в православном исповедании нашей восточной Церкви, будьте и вы благонадежны, что милосердый Господь простит грехи ваши, в коих приносили и приносите покаяние. Повторять грехи при исповеди не нужно, как духовник вам советует, но память об них иметь можно, к возбуждению себя к покаянию и сокрушению сердечному, но не смущаться и не отчаиваться. Сии последние действия суть внушения врага и вы оным не внимайте, но возлагайте упование спасения вашего на благость Божию и тем себя успокаивайте. Говорите, сто нет слёз, и сердце какое-то каменное, и не знаете как Господа умолить? Не ищите слез, это особенное дарование Божие, но памятию грехов своих имейте смирение, которое привлечет к вам милость Божию; a без смирения и слезы не помогут, a только приведут в самомнение, потому Господь и не дает оных, чтобы не возгордились, a если будете иметь залоги смирения, то и при дарованиях не возгордитесь. Скорбное положение жизни вашей также подает вам надежду на спасение; принимайте скорби ваши с благодарением, не ропщите, но в чувстве сердца считайте себя достойною оных. Господь сказал, что: пространный путь (жизни) и широкая врата вводят в пагубу и мнози суть ходящии по нем. A узкая врата и прискорбный путь (жизни) вводят в живот вечный и мало суть ходящии по нем ( Матф. 7:13.14 ). Многие желают жить пространно, роскошно, но куда эта жизнь приводит? a немногие добровольно избирают тесный и прискорбный путь недостатков и скорбей, доставляющих столько душевной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вы упоминаете о восстании на вас древнего врага унынием и тоскою. Это, по разумению святых отцов, есть духовный крест, который многие из них испытали, и оный бывает по попущению Божию, по мере нашего устроения, различным образом: иногда к испытанию нашей любви к Богу, a иногда к наказанию за наше высокоумие и гордыню. Прочтите в Добротолюбии, y Каллиста и Игнатия, гл. 85-ю; там увидите различие таковых искушений; a y Исаака Сирина , в 78-м слове (сказано): прочее подобает нам, во времена сих искушений, имети два некая, сопротивна друг другу и ни по чесому же подобна суща, сия же суть: радость и страх. Радость убо, яко на пути, хождением от святых, паче же от Животворящаго вся, обретохомся ходяще, страх же должни есмы имети, яко не бываем ли некако за вину гордыни искушаемы сими», и в 79-м слове: «вся обстояния и скорби непричастны суще терпения, сугуба есть мука их. Терпение бо человечо отмещет злоключения его. Малодушие же мати есть мучения. Терпение есть мати утешения, и сила некая, яже, от пространства сердца израждатися обыче. Егда восхощет Бог наииможае оскорбити человека, попущает его внити в руце малодушия. Сие раждает в нем силу крепку уныния, в нем же вкушает душевныя удавы, еже есть вкушение геены. И от сея наводим бывает дух исступления, от него же источаются тьмы искушений: смущение, ярость, хула, поречение благаго, помысли развращении, от страны во страну прехождение, и подобная сим. Аще ли же речеши, вина сих кая есть? Глаголю тебе, яко твое нерадение; небо попеклся еси взыскати врачевание сим. Врачевание бо сим всем едино есть, им же, рукою его обретает кто утешение в души своей абие. И кое есть сие? Смиренномудрие сердца. Кроме бо сего, разорити оплот злоб сих не может кто. Ио паче обретает тыя превозмогающа нань. Да неразъяришися на мя, яко глаголю ти истину: не поискал еси сего когда всею душею твоею. Аще ли же хощеши, прииди во страну его, и узриши како дает тебе разрушение злобы твоея. По мере бо смиренномудрия твоего, дается тебе и терпение в злоключениях твоих. И по терпению твоему величится яже ко Богу любы твоя. И по любви твоей, величится радость твоя о Дусе святем. Сыновом же воистину сущим, Отец наш щедрый, егда возблаговолит исшествие сотворити от искушений их, то не взятием взимает искушения от них, но терпение подает им во искушениях их. И сия вся благая, рукою терпения своего приемлют, к совершенству душ своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Слово на пользу вашу Серию " Письма о духовной жизни " продолжает сборник эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского " Слово на пользу вашу " Слово на пользу вашу: Сб. писем/Ред.-сост. иером. Николай (Павлык). — М.: Изд-во Сретен­ского мо­на­стыря, 2006. — 336 с.: ил. — (Пись­ма о духовной жизни). В сборник вошли избранные письма преподобного оптинского старца Макария (Иванова), адресованные мирским особам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни — борьбы с грехом и стяжания христианских добродетелей, отношения к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и др. Советы старца, содержащиеся в письмах, актуальны и в наше время. Ниже приводятся отдельные письма из книги. Достопочтеннейшая о Господе N. N.! За посещение Ваше исупруга Вашего N.N. нашей обители усердно Вас благодарим. Благочестивое Ваше расположение к нашей обители остается памятником для нас; а по возвращении Вашем в П. Вы посетили худость мою почтенным Вашим писанием, от 7 августа посланным. Что Вы обрели спокойствие и утешение в нашей обители—это Вам Господь даровал, по вере Вашей и усердию к исканию Царствия Божия и правды Его; но на поприще жизни и в сообращении с людьми нельзя пребыть всегда в таком состоянии духа. В нас еще не истреблены страсти, а лежат сокрытыми, и бывающие в столкновении с ближними наносимые ими нам неприятности, попущением Божиим, показывают нам еще немощное наше устроение и что еще не достигли меры исполнения заповедей Божиих; и потому надобно иметь борьбу со своими страстями, а познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя— смиряться, но не смущаться за то, что не достигли желаемого, и отнюдь не укорять других, показующих нам наше устроение. Смирение привлекает к нам милость Божию и помощь в делах наших. Полученное Вами духовное утешение не может долго пребывать неизменным: оно посылается по временам, к укреплению нашему вискушениях; достигшие смирения более им наслаждаются, но, впрочем, благодать Божия и их посещает искушениями, по мере их устроения, дабы не вознеслись получением духовных утешений. Кольми паче мы, немощные, требуем огня искушений, попаляющего терние наших страстей.

http://pravoslavie.ru/6061.html

Но милосердый Господь не пошлет выше меры искушения; a со оным сотворит и избытие; да не ослабеваем наказуемии от Него, ибо Он, егоже любит, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Евр. 12:6 ). Прискорбный случай для вас чрез доверие ближнему силен Господь восполнить с другой стороны поданием Своей помощи. Вы доверяли в простоте сердца, и конечно, ежели бы коса смерти не пресекла дней вашего должника, он мог бы иметь оборот. О! житейское море, воздвизаемое напастей бурею, когда ты укротишься? Когда будем притекать к тихому пристанищу Божественного хотения и вопиять к Нему: от тли Боже мя возведи? Все минет, все пройдет, и скорбное и радостное в сем мире, когда вступим в будущий век; a там праведнейший и милосердый Господь воздаст комуждо по делом его.... Будем терпеливо нести крест в жизни сей, чтобы скорбным путем внити в живот вечный; опаснее гораздо пространный путь, вводящий в пагубу, коим мнози суть ходящии; однако ж Господь, по милосердию Своему, невольно с оного сводит, и поставляет на путь ведущий в живот вечный; слава и благодарение человеколюбивому нашему Владыке! К–ия сестры отзываются благодарностию за ваше странноприимство; они здесь готовятся к приобщению святых таин. Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный И. М. 29 ноября 1843 года. 296 Поздравляю вас со вступлением в поприще нового года; да ниспошлет Господь на вас, на все семейство ваше и на дом ваш богатодаровитое Свое благословение! И сохранит во здравии и благоденствии на многия лета. Прошедшее письмо, когда писал к вам, в большей был суете, и много было писем; почему и забыл упомянуть о торговле вашей на хлеб в самое то время; письма в другой не прочитал, за скоростию, a материя-то и из ума вышла. Вы паки просите моего благословения на новую вашу торговлю хлебом. Предприятие ваше сие верно основано на здравом рассудке, и притом с призванием помощи Божией, и посоветовавшись с добрыми людьми; и ежели есть для сего y вас люди верные, коим бы можно было поручить, не упуская и той торговли, которая вам как будто природная и ознакомленная, и я худейший, с своей стороны молю Господа, да благословит Он вас производить сию торговлю хлебную с благонадежием пользы, и своей и общей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

При всей вашей к ней любви и, положим, благоразумии, могли ли бы устроить здесь жизнь счастливую, безболезненную и безскорбную? Да будет же воля Божия во всем и над всеми нами, a наше дело – покорность воле Его. Праотец Авраам единственного сына, и обетованного произволением, принес в жертву Богу по приказанию Его. A вам Господь даровал многих, a взял едину; благодарите паче Бога и не сетуйте безмерною печалию. Упоминаете о случае, когда вы читали молитвы на сон грядущих над нею, и когда нужно было ее больную переворотить, вы не дерзнули оставить молитву, a желали извещения на смущение ваших помыслов. Напрасно вы ожидали оного. Вы знаете, что имеете во многих случая смущение и это есть ваша душевная болезнь, то вам нельзя искать извещения, в смущении невозможно оного разобрать. В том же ответе св. Варсонуфия то сказано: «когда кто сопротивляется смущению, то отнюдь не надобно считать дело вредным, a рассмотреть» и проч. Вы говорите об извещении просить, но не прежде смерти. Это пишет св. Феогност в восторгнутых гласах. О каком же это извещении? т. е. о будущей загробной нашей участи, но не прежде смерти, еже есть смиреннейше. Кажется, это относится больше к безмолвникам и близ совершенства обретающимся, a нам более смиренно о себе помышляти. 221 Достопочтеннейший о Господе N N 32 Желаем вам и всему вашему семейству здравствовать душевно и телесно, и благоговейно встретив святый пост, провождать оный душеспасительно, чтобы с радостным сердцем усрести воскресшего Христа Спасителя нашего и Господа! Оставшийся y вас товар может вперед послужить для вас уроком, оный с рук сойдет, но надобно не упускать из виду духовной торговли, сколько в сем случае приобретено или убытку получено; всякий случай должен быть для нас учитель. Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение, всегда остаемся недостойные ваши богомольцы: многогрешный И. Л. и многогрешный И. М. 4 Февраля 1841 года. 222 Дошло до сведения нашего, что вы, приехавши в О–, встретили неблагополучие в доме вашем; Господу было угодно посетить вас пожаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Однако мы веруем, – что, разлучась с нами телом, духом пребывает с нами, о сем удостоверяет нас блаженная его кончина, последовавшая 11 числа октября, по полудни в 7 часов и 20 минут. Он перекрестясь и благословив братию, уснул спокойно вечным сном, сие самое подает нам надежду, что он улучил милость Божию и ходатайствует о нас ко Господу. На третий день его погребали и не было никакого противного духу, ручки его были мягки как y живого и мы с любовию их лобызали, и Василий Петрович 33 был на погребении и торжествовал, как было из него заметно, вместе с братиею обедал в трапезе, вам подробнее перескажет N N....; она удостоилась быть при жизни его и при погребении. Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение Божие, с моим почтением остаюсь ваш недостойный богомолец, многогрешный И. М. Посылаю вам с отцом.... работы моей сахарницу, каковую мог успеть сделать; прошу не взыскать. По человечеству сердечно сожалею о вашей болезни, но всепремудрый и человеколюбивый Промысл Божий более нас – весть, что нам на пользу, то и творит, a наше дело с покорностию принимать от руки Его посылаемое к нашему искусу. Желаю вам утвердиться в сей мысли. Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. Посылаю вам просфору. 7 декабря 1841 года. 224 Поздравляю вас, совершивши путешествие к святым местам и по святым обителям; вы, подобно трудолюбивым пчелам странствуя по обителям, собирали мед духовный и влагали в соты сердец ваших, который послужит вам утешением и укреплением на горестном и трудном пути странствования вашей жизни; ибо многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ), a также тесный путь вводит в живот вечный. 225 Честь имею поздравить вас с наступающим днем вашего Ангела, и чего вам пожелать в день сей? Мира и душевного спокойствия с духовным утешением о пресладком Господе нашем Иисусе Христе! Сего вам желаю удостоиться принять со многим смирением, которое одно в силах хранить дары сии и успокаивать во всех случаях и изменениях, душевных и телесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Испрашивая на вас и на все ваше семейство мир и благословение Божие, с почтением моим остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 20 октября 1842 года. 289 Прочитавши письмо вашего родителя, представил себе, как оное на вас подействовало и какое принесло огорчение; столь важное лице видеть на себя оскорбленным! Закон естественный и закон благодатный, все должно побуждать вас к испытанию своей совести и к примирению оной; вы просите моего совета, что вам делать в этом случае? При всех ваших правостях, все вы не можете быть судиею поступков своего родителя. Я же хотя и сторонний человек, но также не смею издавать суда на чужие недостатки, сам исполнен быв тьмами пороков и неисправлений, однако ж, не хотя оставить вас в недоумении, по вере вашей, дерзаю рассуждать о сих обстоятельствах, призвав в помощь Господа. Я не могу оправдать вашего батюшку, жестоко слово его: как можно полагать, он будучи убежден, что вы остались с большим состоянием и полным оного властелином, и считая вас обязанными помогать ему, не принял в уважение изложенных вами резонов о затруднительном вашем положении по торговле и по другим делам, a счел оные увертками, и как письмо ваше показалось ему шероховатым, по отказу в помощи, и в большем кредите, a так же и о брате….. условные пункты, все это его раздражило; и показалось наставлением, не иное что, как то, чтобы не требовали от вас помощи, и о брате; почему Он и написал вам такое строгое и неприятное письмо. Что ж делать в таком случае? Ежели вам делать на него пункты возражений и оправдания, не знаю – примет ли он их в уважение, и не стал бы больше оскорбляться; надобно во первых молить за него Бога, да смягчит сердце его (и мы, по заповеди вашей, служили молебен о его здравии); во вторых, сколько можно прибегнуть к добродетели смирения, отвергнуть из мыслей своих всякое оправдание, a считать себя виновным и достойным, не только таковых, но и вящших скорбей; хотя не за сие, но за другие грехи, попущаемых смотрением Божиим к исцелению душевных язв; при таковом устроении и вы будете спокойнее, и скорбь удобосноснее явится, и его сердце известится к вам отеческою любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

С отцом….. написал к тебе, почтеннейшая N N., несколько строк, a теперь хочу написать на письмо твое от 21-го числа сентября, и все отрывают. О….. поехал вчера; не знаю, скоро ли он приедет, или письмо сие дойдет. В болезни спрашиваешь, не погрешила ли двоедушием? Тяжело было при мысли о разлуке с ним, и не знаешь, радоваться ли о выздоровлении его, по неведению, какая будет его участь в жизни? Будущее для нас неизвестно, посему надобно предавать все воле Божией и молиться о сем: еда будет воля Твоя, Господи о нас и о детях наших». Вера имеет силу даровать тебе успокоение; за веру и Авраам похваляется; по стольких обетованиях о семени его повелевает Господь принести Исаака в жертву Ему, каково это было отеческому сердцу, и имея только одного сына! Но вера превозмогла любовь к сыну покорностию воле Божией, a какой конец, всем ведомо. Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией. Слово о любви велико имеет пространство и неудобь сказуемо нашим скудным умом, a скуднее еще деланием. Ты заметила за собою, что мало имеешь любви, a более разсмотревши находишь, что и понятия не имела о любви, и желаешь знать, – какими путями хотя несколько стяжать этой добродетели? Господь сказал: Аз есмь путь, истина и живот ( Иоан. 14:6 .). Этот путь – соблюдение заповедей Господних. Любяй Мя, заповеди Моя соблюдает. A заповеди Его все любовь суть и смирение. Мы должны исполнять оные во всяком случае, по возможности нашей, но отнюдь не думать, что уже исполнили что-либо; чтобы ни сделали благо, все не своею силою делаем, a помощию Божиею; ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15:5 ), a все должны считать себя неключимыми рабами по заповеди Божией: еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лук. 17:10 ). Тебе хочется видеть стяжание добродетелей, но это невозможно: это бы только льстило нашему самолюбию. Предоставим Богу ценить наши действия благие, a сами будем просить Бога: «даруй ми зрети моя согрешения», a не добродетели, если бы они и были. Пишешь, что случается видеть страждущего и нуждающегося: и не находишь возможности подать помощь, a после открывается, что могла бы сделать, да не сделала; – это то и служит тебе, к покаянию и к смирению и впредь к предосторожности, a также привлекает Божию помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010