3.50 72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения 3.51 73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных 3.52 74. С терпением и молитвой надо нести послушания 3.53 75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью 3.54 76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу 3.55 77. Благословение на путешествие по святым местам 3.56 78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях 3.57 79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя 3.58 80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12) 3.59 81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть 3.60 82. Желание исправления без благого начала мертво есть 3.61 83. Как избавиться от недуга пьянства? 3.62 84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа 3.63 85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы 3.64 86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми 4 Письма к мирским особам 4.1 87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь 4.2 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть 4.3 89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26) 4.4 90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей 4.5 91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей 4.6 92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами 4.7 93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся 4.8 94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни 4.9 95. Вся злоба есть семя дьявольское 4.10 96. Промысел Божий нами управляет 4.11 97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа 4.12 98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь 4.13 99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Испрашивая на вас и на семейство ваше мир и благословение Божие, с почтением моим пребываю недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 22 октября 1841 года. 60 Мы когда писали к вам, извещая о кончине батюшки, не сомневались, что вас это очень огорчит. Но невозможно же было утаить сего события от общей известности. Получив ваше письмо, видим как вас опечалила батюшкина кончина! Воображая его лишение, предаетесь печали и унынию: сердечно сожалеем о вас и советуем в утешение – очами веры смотреть батюшкино теперешнее успокоение; когда он перешел от здешних скорбей и болезней, несомненно душа его во благих водворится, и, когда он, нося тяготу плоти, изливал на всех обильно отеческую свою любовь, кольми паче в духовной стране не оставит нас, чад своих, и ходатайствуя y Господа о нас, духовных своих чадах, будет вразумлять нас: как нам проходить жизнь свою, дабы улучить вечное спасение. Хотя он телом и разлучился от нас, но духом с нами пребывает. Помните его отеческую любовь и чтите память его! Господь силен даровать вам молитвами его духовное утешение. Вы просите, чтобы не оставлять вас и продолжать все по старому; да с нашей стороны иначе и быть не может. Чтя память незабвенного нашего старца, можем ли не иметь уважения к тем, коих он любил и уважал? Притом же ваше благорасположение и к нам еще при жизни его простиралось, и мы уважали вас, то теперь ли оставить вас, паче же в печали сущую? Будьте уверены, что мы, хотя и не можем для вас заменить батюшку, но постараемся произволение наше представить вам к услугам, a Господь силен молитвами батюшки нашего и разум подать в нужных случаях: что должно делать, или какой совет подать, к пользе вашей и укреплению на житейском пути. Недостойный И. М. 61 Честь имею поздравить вас со святым постом; да сподобит вас Господь, проводя оный душеспасительно, радостно встретить праздник Рождества Христова, Господа нашего Иисуса Христа. Я не скучаю на вас, что описываете свою жизнь и изъясняете свою скорбь никого не виня, a свое устроение; и я вам на сие скажу: видно надобно так быть для вашей душевной пользы; прожить свою жизнь в довольстве, чести, славе, – дай Бог, чтобы и еще пожили многие лета, – но ведь надобно же явиться и к будущности и дать отчет не токмо о делах, но и о словах и помышлениях; то Господь, любя вас, и даровал вам свободу от забот хозяйственных и мирских, чтобы удобнее могли обдумать проведенную жизнь и просить Бога о прощении согрешений, вольных и невольных; много бо согрешаем и не познаваем сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог поститься, тому нелегко вдруг отступить от своего правила. Но и опять повторю, что нужда мудрена. Мы не выше святого Иоанна Златоуста , которого немощь телесная понудила жить в городе, чтобы иметь удобную пищу, хотя и простую, но удобоваримую. К стыду своему должно сознаться: как я никогда не был постником, то и написал вам всё сказанное как бы в свое оправдание. И к сказанному прибавлю евангельское слово Самого Господа: «Могий вместити да вместит» ( Мф. 19: 12 ). 30 января 1889 г. 36. МЫСЛИ О ПОСТЕ Очень признателен тебе за многое твое вещание. Потому что ты одна пишешь поведания, которые мне нужно знать. Также благодарен тебе за присланную Ченстоховскую икону Божией Матери, которую получить мне было очень приятно; только папское украшение мне не совсем нравится. На живописной иконе венцов нет, а приделаны они как-то несоразмерно. Но икона эта чудотворная, и рассуждать об этом неуместно. Сегодня суббота первой недели, и я уже два дня сижу простуженный от приходящих. Не говорю о том, что довольно было усталости с добавлением головной боли. Но не без причины глаголется: «Воздается комуждо по делом его» (Ср.: Пс.61:13 ). Ежели и без большого поста у многих болели головы, то как матушка N. провела первую неделю? По-прежнему или по-новому, как? Нужда и немощь мудрены, хоть кого заставят смириться и покориться – снизойти. Есть старинная пословица: где бритвы нет, там и шило бреет; нужда законов не имеет. Впрочем, так думаю я только, давнишний немощный и застарелый больной. А вдруг новому немощному трудновато поддаться снисхождению. Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами. Но Апостол пишет, что «кийждо своею мыслию да извествуется» ( Рим.14:5 ). 13 февраля 1882 г. 37. НЕ МЕСТО, А ПРОИЗВОЛЕНИЕ СПАСАЕТ Ты опять пишешь о своем сомнении и недоумении, есть ли воля Божия жить тебе в этом месте, и, может быть, в другом месте ты удобнее бы спасение получила.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Сохранились отрывки из ее дневника за 1846–1847 годы. Это записи мирской подвижницы XIX века. Вот ее распорядок дня: «Вставить,] как только проснешься, не позднее 6–ти». Утреннее правило: утренние молитвы, акафист Богородице и ангелу–хранителю, дневное Евангелие и Апостол. Среди дня еще Евангелие и Апостол и одна кафизма. Вечером опять молитва. Вот пасхальная запись: «23 марта. Христос воскрес! Воскресни, Г[оспо]ди, в душе моей! Силою Твоею не дай мне погибнуть! Не дай, не позволь, чтобы Тело и Кровь Твоя были мне во осуждение, – но в жизнь!» «…25. Опять тоска – даже плакала…»[ 61 ]. И дальше идут эти живые нити веры и маловерия, радости и тоски, из которых всегда сплетается душевная жизнь искреннего христианина. Некоторые исследователи считают, что именно она, а не Наталья Петровна имела решающее влияние на созревание церковного мышления ее брата Ивана. Андреев пишет: «Все знавшие ее сохранили (о ней) лучшие воспоминания (Жуковский – в стихотворениях и письмах, Погодин – в некрологе о ней… Е.И. Попова, П.И. Бартенев… и другие лица. Почти все они по преимуществу подчеркивают ее глубокую христианскую настроенность, завершившуюся подвигом, близким к иночеству)»[ 62 ]. А мы бы теперь сказали: подвигом монастыря в миру. Только его молитвенным духом можно объяснить это необычное соединение в деле издания аскетической литературы (литературы преимущественно о непрестанной молитве) семьи Киреевских и оптинских монахов. Старец Макарий, вдохновитель и глава оптинского издательства, учил: «Молитвою Иисусовою нужно молиться всем»[ 63 ].   [ 1 ] Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1886. С. 159. [ 2 ] Летопись велась по 1916 г. Хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина (ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 59). [ 3 ] Макарий, иеросхим. Собрание писем. М., 1862. Вып. 6: Письма к мирским особам. С. 567. Письмо 306. [ 4 ] ОР РГБ. Ф. 214. 384. Л. 65. [ 5 ] ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 84–85 об. [ 6 ] Цит. по: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковс–кий и отец  Макарий Оптинский  и их литературно–аскетическая деятельность. М., 1909. С. 4–5.

http://bogoslov.ru/article/6192466

Хотя теперь и Четыредесятница, но не хочется упустить случая написать вам докучливую сказку, которую мы недавно прочитали в одной книге напечатанную: жили-были журавль да овца, накосили они себе стожок сенца; не начать ли басню опять с конца. Басня эта очень похожа на мое положение. Всякий день начинай опять с конца выслушивать докучливую сказку. 15 марта 1883 г. 51. БЕЗ СКОРБИ НЕ СПАСЕШЬСЯ У нас стоит прекраснейшая погода. Все пользуются открытым воздухом. Аз же, грешный, по грехам моим сижу всё взаперти, как в темнице. Не напрасно в Писании сказано: «Воздаётся коемуждо по делом его» (Ср.: Пс.61:13 ) или в сей жизни, или в будущей. Праведен Суд Божий. Хотя читаем во многих местах Писания, что Господь благ, преблаг, щедр и многомилостив, но милосердие Свое растворяет и правдой, и правосудием. Господь помиловал разбойника на кресте, сознавшего свою вину и исповедавшего благость и праведность Господа; но разбойнику этому пришлось потерпеть, кроме крестных страданий, и то, что пришли и перебили ему голени, и он на одних руках висел три часа в ужасном томлении и мучении. Поэтому никто да не помышляет, что благоразумный разбойник легко наследовал рай. Правда, что получил это скоро, но не без великого страдания, и томления, и мучения. Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от Апостола: «Вси же хотящии благочестно жити, гоними будут» ( 2Тим. 3: 12 ). – Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения. Прошу у всех вас молитв святых о моей худости и неисправности, как заповедует святой апостол Иаков: «Молитеся друг за друга, яко да изцелеете» ( Иак. 5: 16 ). 7 мая 1883 г. 52. МИР ДУШЕВНЫЙ ЗАВИСИТ НЕ ОТ ДРУГИХ, А ОТ НАС САМИХ Описываешь продолжение, по твоим словам, неопределившегося твоего положения. Не определяется же оно от нашего душевного расположения. Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Касательно обстоятельств, о которых сочла ты неудобным писать мне, скажу тебе, что если святые апостолы Павел и Варнава спорили и прекословили между собой, как пишется в Деяниях Апостольских, так что один от другого разлучились, то нет ничего удивительного, если ты подобное увидишь или услышишь в том месте, где ты находишься. Время наше – время борьбы и подвигов; и разногласиям подобает быти, – как говорит Апостол, – да искусни явятся (Ср.: 1Кор.11:19 ). 4 ноября 1879 г. 19. ЗА ЖЕРТВУ ВОЗДАЯНИЕ ОТ БОГА, А НЕ ОТ ЛЮДЕЙ Пишешь, что не только не было освящения храма, но и не знаете, будет ли теперь; а как бы не осталось до весны, потому что еще иконы не получены из Москвы. Может быть, это и просто так сделалось. А думаю аз, грешный, не промыслительно ли это так устроилось к твоему вразумлению, чтобы ты вперед не думала, – как распорядился кто в чём-либо, так оно и делается. Нет, сестра, не всегда так делается, как распорядишься, а большей частью с пожданием и разными препятствиями, чтобы одни научались терпению и долготерпению, а другие, видя это, не спешили и не дерзали судить и осуждать, кого не следует. Касательно же сомнительных помыслов, повторяю то же, что и прежде писал. Кто жертвует что-либо Бога ради, тот и получит от Бога воздаяние, а не от людей. Сказано: «Господь праведен и преподобен» (Ср.: Втор.32:4 ) и «воздаст комуждо по делом его» ( Пс.61:13 ), как всеведующий и всемогущий и Судия праведнейший, и на Страшном Суде пред всеми объявит: «Понеже послужисте меньшей братии Моей, Мне послужисте» (Ср.: Мф. 25: 40 ). Против других суждений имей и содержи в памяти Евангельское слово: «Аще дело сие от человек, то разорится; аще ли же от Бога, разориться не может» (Ср.: Деян. 5: 38–39 ). Сама видишь, что дело общины не разоряется, а, хотя с трудом и разными препятствиями, мало-помалу устрояется, подтверждая святоотеческое слово: «Всякому доброму делу или предшествует, или последует скорбное искушение». 22 ноября 1879 г. 20. МОНАХУ ПОЛЕЗНО БОЛЕТЬ В письме от 21 ноября пишешь, что у тебя из погреба украли кадку с яблоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Но «обратится болезнь их на главу их» (Ср.: Пс. 7: 17 ), по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада, в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство. Господи, помилуй нас! 14 марта 1881 г. 29. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОКАЯНИЯ. ПОЛЬЗА ПОСТА N. вразумиться надо. Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать и Суда Божия не избежать, на котором воздается комуждо по делом его ( Пс.61:13 ). Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: «Покайтеся! – Не приидох бо призвати праведныя, но грешники на покаяние» (Ср.: Мф.9:13 ). «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11: 28–29 ). Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных грехами и обещает успокоить их через искреннее покаяние и истинное смирение. Пишешь, что ты видишь N. во дни святой Четыредесятницы только в субботу и воскресенье и ходишь к ней пить мятку; а о чае тамошние сестры и не толкуют в святую Четыредесятницу. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают оное» (Ср.: Мф. 11: 12 ). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, имже бог чрево, и слава в студе их ( Флп.3:19 ). И в псалмах сказано: «Заблудиша от чрева» ( Пс. 57: 4 ). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Если N. к светлому празднику оденется хоть в полупарад, я и этому буду очень рад. Не вотще читаем в одной молитве: «Господи, аще хощу, или не хощу, спаси мя». И в псалмах сказано: «Броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» ( Пс. 31: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Собрание писем М. было издано в 1862-1863 гг. в 6 томах при активном участии братьев Киреевских. По выходе первых 2 томов игум. Антоний (Бочков), хорошо знавший М., отметил, что старец редко «выставлял себя учителем, а только благим советником», осторожно сверялся с обстоятельствами жизни, «устроением» и «возрастом вопрошавших». Письма М. «могут быть названы часами, по которым и во утро, и в полдень, и нощию можно поверять жизнь всякому монаху и монахине» (Жизнеописание. 1997. С. 205-206). И хотя в 6-томное собрание писем не вошли мн. послания, это издание стало поистине памятником духовной эпистолярной лит-ры. В приложении ко 2-му тому были опубликованы 2 статьи старца - «Увещание к живущим в монастырях не уклоняться от монашеского образа и не искать оного» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 3) и «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву» ((Там же. Ед. хр. 4; Ф. 214. Опт-409); посвящено составленной иером. Арсением (Троепольским) «Памяти о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника сибирских лесов» (см.: Символ. П., 1994. 32. С. 279-340)), а также выписки «О смирении. Собрано от Святого Писания: Сколь нужно для нас смирение» (Собр. писем. 1862. Ч. 2. С. 345-399). «Предостережение...» было издано отдельно в 1908 г. Прп. Макарий Оптинский. Фрагмент надгробной иконы в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) Прп. Макарий Оптинский. Фрагмент надгробной иконы в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) Письма и тематические выдержки из писем М. печатались в ж. «Домашняя беседа» (1861. Вып. 30. С. 590-591; 1874. Вып. 11, 13-18, 20-24, 26, 29, 31-32, 35-37, 52). Во 2-й пол. XIX в. в обители готовилось переиздание собрания писем старца. В 1880 г. был переиздан 1-й том «Писем к мирским особам» с приложением алфавитного указателя. О работе над письмами свидетельствуют архивные материалы. Сохранилась роспись 1-го тома - «Указатель мыслей и предметов, упоминаемых в письмах о. Макария к мирским особам, и указатели имен, книг и статей, упоминаемых в тех же письмах» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 45. Ед. хр. 7). В 1892 г. был составлен «Алфавитно-предметный указатель к 1-му тому собрания писем Макария (Иванова)» (Там же. К. 40. Ед. хр. 13, 61 л.). Позднее по тому же принципу был составлен «Алфавитный указатель ко 2-му тому собрания писем Макария (Иванова)» (Там же. К. 40. Ед. хр. 12, 130 л.).

http://pravenc.ru/text/2561314.html

82 Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М., 1993. – С. 21–22. 87 Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых. Сост. Малков Ю. Г. – М., 1993. – С. 189. 89 См. об этом: Смирнова T.C. Память сердца. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. – С. 74. 143 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 48. 147 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросимоаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 1. – С. 38. 151 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 51. 152 Цит. по: Душеполезные поучения Оптинских старцев. – Издание Введенской Оптиной пустыни, 2006. – Т. 1. – С. 121. 180 4/17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом объединении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей. 194 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862. – Т. 5. – С. 61. 198 Крестьянкин И., свящ. Сочинение по Истории Русской Церкви на тему: «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Машинопись. Без года. – С. 71. 204 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 2. – С. 76. 214 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1862. – T. 4. – С. 292. 221 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. – Ч. 3. – С. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

30 . Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколько много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. М., 1896 31 . В. Розанов . Около церковных стен. Т. 2. СПб., 1906. 32 . Святые горы и Оптина пустынь. СПб., 1852. 33 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия к мирским особам, ч. I. М., 1894. 34 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия к мирским особам, ч. II. М., 1897. 35 . Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам, ч. I. Сергиев Посад, 1908. 36 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Выпуск I. Сергиев Посад, 1908. 37 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Выпуск II. Сергиев Посад, 1909. 38 . Smolitsch J. Leben und lehre der Starzen. 1936. Wien. 39 . Smolitsch J. Das Russisches Monchtum. 1953. 40 . Д. Соколов . Значение Козельской Оптиной пустыни в XIX столетии. Калуга, 1898. 41 . Архим. Симон. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Доклад (машинопись). Журнал Совета М. Д. А., т. I, 1966, N 1. 42 . Епископ Трифон. Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий. Сергиев Посад, 1912. 43 . С. Е. Успенский. Учитель благочестивой жизни оптинский старец Амвросий. 1904. 44 . Епископ Феофан Затворник . Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. М., 1899. 45 . Ф. П. Ч-н. Тяжелая утрата (Оптинский старец Амвросий). М., 1892. 46 . Прот. С. Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912. 47 . Прот. С. Четвериков. Оптина пустынь. Париж. 1930. 48 . Иеросхимонах Амвросий Оптинский старец (некролог), – Душеполезное чтение. М., 181, N11. 49 . Иеромонах Григорий (Борисоглебский) . Сказание о житии оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – Душеполезное чтение. М., 1892. 50 . Проф. Ф. Знаменский. Поездка в Оптину пустынь. – Церковные ведомости. 1901. N37.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010