Павел I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1611. P. 116 (РГБ) [Лат. Paulus] († 28.06.767, Рим), св. (пам. зап. 28 июня), папа Римский (рукоположен 29 мая 757). Согласно Liber Pontificalis , Павел и его старший брат Стефан (см. Стефан II (III) ) были сыновьями некоего римлянина Константина. В годы понтификата Григория III (731-741), лишившись отца, братья воспитывались при папском дворе. Папа Захария (741-752) рукоположил Стефана и Павла во диаконов. Вместе с др. рим. клириками диаконы Стефан и Павел присутствовали на Соборе 743 г. (MGH. Leg. Conc. T. 2. P. 27). После кончины Захарии на Папский престол был возведен Стефан II (752-757), который сделал брата своим помощником и доверенным лицом. В июне 752 г. по поручению понтифика диак. Павел и примицерий нотариев Амвросий заключили 40-летний мир с лангобардским кор. Айстульфом (749-756), к-рый незадолго до того захватил визант. владения - Равеннский экзархат и Пентаполь. При помощи этого договора папская администрация надеялась остановить наступление лангобардов на Рим. Однако король не оставил попыток подчинить город: всего через неск. месяцев он потребовал, чтобы римляне платили ему дань, и вторгся на земли, находившиеся под папской властью. Осенью 752 г. диак. Павел вместе с визант. послом силенциарием Иоанном потребовал от короля освободить захваченные им города, но Айстульф отказался (LP. T. 1. P. 441-442). Не получив помощи от византийцев, папа Стефан II отправился к франк. кор. Пипину Короткому . Во время путешествия понтифика во Франкское королевство (753-754) Павел оставался в Риме. В 754-756 гг. франки вторглись в Италию, нанесли поражение лангобардам и заставили их уступить папе Римскому большую часть захваченных городов, в т. ч. Равенну. Благодаря помощи франков Папский престол не только избавился от угрозы со стороны лангобардов, но и получил бывш. визант. владения. После смерти Айстульфа Дезидерий, лангобардский дукс Тусции, попросил папу Стефана II поддержать его в притязаниях на королевскую власть. В нач. 757 г. папские представители Павел и Христофор в присутствии франк. посла аббата Фульрада заключили договор с Дезидерием, который пообещал признать власть папы Римского над Равеннским экзархатом и Пентаполем (Ibid. P. 455). Дезидерий согласился отдать понтифику бывш. визант. города, некогда захваченные кор. Лиутпрандом (712-744),- Имолу, Фаэнцу и Феррару в Равеннском экзархате и Анкону, Нуману и Озимо в Пентаполе ( Noble. 1984. P. 101). Вскоре по требованию Стефана II кор. Ратхис удалился в мон-рь, королем лангобардов стал Дезидерий (756-774).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРЖ [франц. Bourges], г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа (с III в.). Город Кельт. поселение на территории совр. Б., по археологическим данным, относится к VII в. до Р. Х. В I в. по Р. Х. оно было известно под названием Аварик (лат. Avaricum) и являлось центром галльского племени битуригов-куби, покоренного в 52 г. по Р. Х. Юлием Цезарем . При имп. Октавиане Августе Б. стал главным городом рим. пров. Аквитания (с сер. IV в. Аквитания I). Расположенный на пересечении основных дорог Галлии, город процветал, но в 60-х гг. III в. был полностью разграблен герм. племенами. Возродился лишь к концу столетия как укрепленное поселение. В средневек. письменных источниках город фигурировал как Битуриги (Biturigae, Biturigas) или «город битуригов» (civitas Biturigum). После 478 г. попал под власть захвативших Аквитанию вестготов, в 507 г.- франков, к кон. VII в.- принцепсов Аквитании. В 768 г. майордому Пипину Короткому удалось вернуть город под власть франк. королей. В период последней кампании против принцепса Ваифра Пипин вынужден был провести зиму 767/68 г. в Б., где он построил дворец, к-рый, впосл. неоднократно перестраивавшийся, стал одной из королевских резиденций. В то же время в Б. было восстановлено графское управление. При франк. кор. Карле Лысом (843-877) власть графов стала наследственной и независимой от короля. В 866 и 935 гг. город был разграблен норманнами, а в 937 г.- венграми, с этого времени вокруг пригородных церквей и мон-рей возводили укрепления (бурги). Попытка кор. Одо Парижского в 893 г. присоединить Б. к королевским владениям окончилась неудачно; это удалось только кор. Рудольфу Бургундскому в 924 г. Однако управление было сохранено в руках местных наследственных виконтов, их власть также оказалась непрочной, и к XI в. вся обл. Берри с центром в Б. представляла собой конгломерат небольших владений, сложившихся вокруг замков, владельцы замков были политически и экономически независимы в границах своей собственности. Королевская власть в Б. была восстановлена в 1101 г., когда эта область была продана кор. Франции Филиппу I. Его преемники, стремясь утвердиться на приобретенных землях, предоставили жителям Б. ряд привилегий, гарантирующих защиту от местных феодалов, а также городскую автономию. Впосл. эти привилегии были расширены кор. Людовиком VII (1141, 1175), избравшим Б. местом своей коронации (1145), и кор. Филиппом II Августом (1181).

http://pravenc.ru/text/153657.html

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Почему в православном богослужении не используется орган? 180 30.03.2024 Богослужения Скажите пожалуйста, с чем связан запрет Соборов (кажется, Вселенских) на музыкальное сопровождение хора? В чём заключается вред? Отвлекает от молитвы? 4 Ответа Богослужебные Уставы на востоке привязаны к монашеской традиции. Да, они имеют многое из Устава Святой Софии. Это вытекает из соборных служб в императорском Константинополе. Именно от Собора Св. Софии в нашем богослужении  имеются столь торжественные элементы, и богатое убранство в храмах и в одеяниях священников. В период формирования богослужебных Уставов (до XIV века) некоторые монахи выступали даже против пения в храмах. По моему мнению, музыкальные инструменты не применялись так же потому, что в языческой традиции используют искусственные звуки — стуки, удары, свисты, щелчки. Сформированные богослужебные Уставы жили в монастырях, и приходские храмы ориентировались на эту традицию, которая достаточно консервативна в отношении телесного чувствования. Потому, музыкальные инструменты в принципе не могли появиться в нашем богослужении. Запрета Вселенских Соборов на орган не было по той причине, что тогда эта мысль никому в голову еще не приходила. Однако в Западную Европу органы пришли именно из Византии: византийские императоры в VIII в. дарили органы Карлу Великому и его отцу Пипину Короткому. По какой же причине мы не используем орган в богослужении? Потому что это высокая душевная музыка, а богослужение не душевно, но духовно. Оно призвано не столько пробуждать в нас какие-то эмоции, сколько прямо соединять с Богом в молитве. Для этого и церковное пение совершается только голосом, хотя и разными распевами. Орган же, как и всякий механический посредник, мешал бы правильной молитве. Надеюсь, Вы понимаете, что насколько мешает молитве орган, столько же (если не больше) мешает вычурное барочное пение, когда и слов-то не слышно, одни лишь рулады. Никаких запретов на использования органа за богослужением нет. Просто восточная христианская традиция не предполагает использование музыкальных инструментов. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 44  чел. Всего просмотров 5.4 млн. Всего вопросов 3994 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-pravos...

Карлом Великим в 774 г. условий соглашения в Кьерзи, приведенном в жизнеописании папы Римского Адриана I, утверждается, что Пипин Короткий обязался передать Римскому понтифику территории к югу от линии между Луни (на побережье Тирренского м.) и Монселиче (близ Венецианской лагуны), включая Корсику, весь бывш. Равеннский экзархат, герц-ства Сполетий и Беневент, а также провинции Венеция и Истрия (Ibid. P. 498; аутентичность и содержание соглашения в Кьерзи остаются предметами дискуссий - Scholz. 2018). По итогам 2 успешных походов Пипина Короткого в Италию (754, 756) кор. Айстульф передал папе Римскому 22 города на территории бывш. Равеннского экзархата (Равенну, Римини, Пезаро, Чезену, Сенигаллию, Урбино, Нарни и др.), ключи от них посланник Пипина Короткого аббат Фульрад возложил на алтарь базилики св. Петра (LP. T. 1. P. 453-454). Этот акт, т. н. Пипинов дар, традиционно рассматривается как основание самостоятельного Церковного гос-ва в Италии. Папа даровал Пипину Короткому титулы рим. патриция и защитника Папского престола. Папа Римский Павел I (757-767) принял меры по централизации управления «республикой римлян», ужесточил контроль за всеми гражданскими и военными должностными лицами. Однако в конце его понтификата возникло острое противостояние между представителями «клерикальной» партии (члены папской администрации) и рим. знатью (см. ст. Константин , антипапа). После отказа лангобардского кор. Дезидерия (756-774) соблюдать условия соглашений 754 и 756 гг. (что повлекло за собой конфликт с папой Адрианом I) кор. Карл Великий совершил поход в Италию, разбил Дезидерия и включил его королевство в состав Франкской державы. Карл Великий в Риме подтвердил условия соглашения в Кьерзи, однако на практике они не выполнялись. Границы П. о. были в основном определены договорами 781 и 787 гг., тексты к-рых не сохранились, но могут быть реконструированы на основе привилегии имп. Людовика Благочестивого (814-840) папе Римскому Пасхалию I (817-824) (Pactum Hludovicianum, 817).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

В «Хронографии» Феофана Исповедника последнее по времени упоминание о К. связано с противостоянием ближневосточных правосл. Церквей политике иконоборчества, достигшей пика в правление имп. Константина V (741-775). После того как еп. Епифании (Хамы) Косма принял иконоборческое учение, патриархи Феодор I Антиохийский, Феодор I Иерусалимский и К. в день Пятидесятницы 763 г. каждый в своем городе отлучили его от Церкви. К. наряду с Феодором Антиохийским также подписал послание Феодора Иерусалимского с исповеданием иконопочитания, адресованное Римскому папе Павлу I ; его получил уже антипапа Константин в авг. 767 г., о чем сообщил франк. кор. Пипину Короткому ( Jaff é . RPR. N 2375). Это же письмо было зачитано на Римском Соборе в апр. 769 г. (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 90-91). В летописи Евтихия продолжительность правления К. определяется 28 годами, но эту цифру следует принимать с осторожностью. Если годом поставления патриарха считать 731-й, а последнее упоминание о нем относится к 763-му, то промежуток между этими датами превышает 28 лет. Если же относить избрание Космы к 742/3 г., как указывает «История Александрийских патриархов» (и чему не противоречат данные Феофана Исповедника), то окончание его Патриаршества приходится на нач. 70-х гг. VIII в. Ист.: History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1910. Pt. 3. P. 103-105, 119-132, 161. (PO; T. 5. Fasc. 1); Theoph. Chron. P. 416, 433-434; Eutych. Annales. Pt. 1. P. 45-46 (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2/1. С. 276-277. (ППС; Т. 17. Вып. 2/2)). К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2458809.html

П. регулярно направлял франк. королю послания, написанные в витиеватом риторическом стиле (сохр. более 30 - Ibid. P. 507-558). Расточая похвалы и добрые пожелания Пипину Короткому, членам его семьи и всем франкам, П. постоянно напоминал королю о его договоре с папой Стефаном II, согласно к-рому он должен был защищать Римскую Церковь от врагов, прежде всего от лангобардов и византийцев. Понтифик называл Пипина Короткого освободителем и защитником (defensor, liberator) «святой Божией Церкви и римского народа» и заверял его в том, что его благодеяния будут вознаграждены Богом по молитвам ап. Петра. Защита и «возвеличение» Церкви (defensio, exaltatio ecclesiae) провозглашались обязанностями франков и всех христиан, т. к. от благополучия и безопасности Папского престола зависело состояние христ. веры во всем мире. П. не только называл франков духовными детьми Римской Церкви, но и установил особую духовную связь (in uinculo spiritalis foederis) с франк. королевским семейством: он стал крестным отцом принцессы Гизелы, получив полотенце, в которое ребенка завернули после крещения (Ibid. P. 511-512), и выразил желание стать восприемником принца Пипина (Ibid. P. 519), однако тот умер вскоре после рождения (см.: Angenendt. 1980). Покровительницей королевской семьи была объявлена св. Петронилла, которую считали дочерью ап. Петра. Выполняя обещание папы Стефана II королю франков, П. перенес саркофаг святой из катакомб Домитиллы в имп. мавзолей при Ватиканской базилике св. Петра, в котором была устроена ц. во имя св. Петрониллы. Сообщение о торжественном перенесении мощей в жизнеописании П. является более поздней франк. интерполяцией (LP. T. 1. P. 464), но о ц. св. Петрониллы, покровительницы франков, упоминалось в папском послании 758 г. (MGH. Epp. T. 3. P. 511; подробнее см.: Goodson. 2015). Франк. король прислал понтифику алтарную менсу, вероятно из драгоценного металла, к-рую П. велел установить «на вечную память» в базилике св. Петра (MGH. Epp. T. 3. P. 524; см.: Angenendt. 1977).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Отношения папы Римского с лангобардами оставались напряженными. После поражения от франков лангобарды были вынуждены признать верховную власть франк. короля. Дезидерий, вступивший на престол благодаря поддержке Стефана II и П., сразу же стал укреплять свое положение в ущерб интересам Папского престола. Уже в 758 г. П. жаловался Пипину Короткому на короля лангобардов, к-рый не выполнил свои обещания (MGH. Epp. T. 3. P. 512). В том же году Дезидерий покорил лангобардские герц-ства Сполето и Беневенто, нарушив при этом границу папских владений, и встретился в Неаполе с визант. послом Георгием. В результате переговоров византийцы согласились выдать королю бежавшего к ним герцога Беневенто, а король - помочь византийцам захватить Равеннский экзархат и Пентаполь (Ibid. P. 512, 515). После этого Дезидерий прибыл в Рим и попросил П. вернуть лангобардских заложников, находившихся в королевстве франков, пообещав отдать ему Имолу. Папа Римский направил Пипину Короткому 2 послания: в первом он попросил выполнить желание Дезидерия, во втором, тайном, известил Пипина Короткого об угрожающем поведении лангобардского короля и его сговоре с византийцами. По мнению П., заложников можно было отпустить лишь в том случае, если бы Дезидерий согласился отдать не только Имолу, но и Болонью, Анкону и Озимо (Ibid. P. 513-517). В апр. 760 г. франк. послы, еп. Ремигий Руанский и дукс Авхарий, добились от Дезидерия повторного обязательства отдать П. обещанные города (Ibid. P. 519-520), но переговоры между папой Римским и королем лангобардов затянулись. Стороны не могли достигнуть соглашения о юридическом статусе и имущественных правах лангобардских поселенцев на землях, к-рые следовало передать понтифику ( Noble. 1984. P. 109-111). Время от времени происходили локальные столкновения. Так, Дезидерий захватил г. Сенигаллия и крепость Валента (MGH. Epp. T. 3. P. 523-524). Впосл. представители папы и короля заключили договор, положивший конец пограничным спорам. В знак признательности Дезидерий заставил правителей Неаполя и Гаэты вернуть отобранные ими папские владения в Кампании и признать церковную юрисдикцию папы Римского (Ibid. P. 549-550). Хотя П. постоянно жаловался Пипину Короткому на коварство Дезидерия и франки оказывали давление на лангобардского короля, тот, однако, так и не отдал папе Римскому обещанные города. Тем не менее оба монарха стремились избежать войны, т. к. Пипин Короткий был занят борьбой с дуксами Аквитании и Баварии, а Дезидерий не располагал силами, достаточными для столкновения с франками. Поэтому П. также воздерживался от конфликта с лангобардами.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

P. 447) и «взял богатую добычу». Затем К. отметил триумф в К-поле, назвав свою кампанию «благородной», поскольку ни один христианин не был убит. Вскоре после этого хан Телериг будто бы обманул К. с помощью простой уловки: притворившись, что хочет перебежать к византийцам, он попросил императора открыть ему имена визант. агентов в Болгарии, а потом казнил их. Неизвестно, насколько достоверен этот рассказ, однако результаты, достигнутые К. в его планомерных усилиях по ослаблению Болгарского гос-ва, очевидны: желание хана перейти на сторону Византии нисколько не удивило императора. Активная политика на балканском направлении стала возможной благодаря относительному спокойствию, к-рое К. удавалось поддерживать на вост. границе, осаждая крепости или побеждая в столкновениях с противником (Ibid. P. 444-446). К. якобы приказал ромеям не вступать в открытую схватку с арабами независимо от их численности, а нападать только в то время, пока те сражаются между собой ( Niceph. Const. Antirrh.//PG. 100. Col. 508). Умело используя внутренние распри как среди болгар, так и среди арабов, К. добился здесь успехов, на западном направлении его политика была не столь активной и успешной. В 751 г. лангобарды заняли визант. Равеннский Экзархат, и папа Римский Стефан II, отчаявшись получить помощь из К-поля, обратился к франк. кор. Пипину Короткому, которого он помазал на царство в Сен-Дени в 754 г. В 756 г. Пипин отвоевал Равенну у лангобардов и передал ее папе, т. о. на время выведя Экзархат из номинальной политической зависимости от Византии. Как показывают письма преемника Стефана папы Павла I (757-767), в последующие годы, особенно в 759-м, ему пришлось неоднократно опасаться военных акций со стороны византийцев (Codex Carolinus/Ed. E. Grundlach//MGH. Epp. T. 3. P. 515, 521, 529). Однако эта угроза так и не была реализована. В 764-767 гг. К. вел интенсивные дипломатические переговоры с франк. двором и Папским престолом, но ничего не добился, поскольку союз Рима с Каролингами оставался незыблемым, как и их неприятие иконоборчества.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

Лиутпранд не устрашился конфликта с понтификом и осадил Рим Король Лиутпранд скончался в январе 744 г. Его останки погребли в церкви Святого мученика Адриана. По характеристике Павла Диакона, Лиутпранд был «мужем большой мудрости, очень религиозным и любящим мир, проницательным в совете, могущественным на войне, милостивым к провинившимся, целомудренным, скромным, богомольным... щедрым в милостыни, и хотя он был и незнаком с письмом, но был достоин сравниться с философами. ....Он всегда больше полагался на просьбы, чем на силу оружия, и всегда с величайшей заботой хранил мир с франками и с аварами» . Борьба королей лангобардов и пап за власть в центральной Италии Племянник и соправитель Лиутпранда в его старости, Гильдепранд, стал править самостоятельно, но правление его продолжалось недолго, всего полгода. В августе 744 г. он был низложен по воле лангобардской знати и, приняв постриг, поселился в основанном преподобным Бенедиктом монастыре Монте-Кассино. На королевский престол взошел другой племянник Лиутпранда – Ратхис, правивший 5 лет, с 744 по 749 г.. После его смерти престол унаследовал его родной брат Айстульф, который решил окончательно уничтожить имперское присутствие в Северной Италии и преуспел в этом. В 751-м г. пала осажденная лангобардами Равенна. Последний имперский экзарх Евтихий покинул Равенну. Развивая успех, Айстульф двинул свои войска на юг, угрожая Риму, который, имея статус дуката и обладая автономией, находился под опекой ромейского экзарха. Но наступление на Рим обернулось для лангобардов катастрофой. Не получив вооруженной помощи от императора, папа Захария обратился к королю франков Пипину Короткому, умоляя его о вооруженной защите престола и города апостола Петра. До тех пор взаимоотношения лангобардов с франками, которых связывали узы династического родства их правителей, были дружественными, но папа в свое время оказал Пипину бесценную услугу, благословив его на узурпацию королевского сана. Ларец с останками Лиутпранда Папа Захария обратился к королю франков Пипину Короткому, умоляя его о вооруженной защите

http://pravoslavie.ru/126840.html

Согласно Liber Pontificalis, К. занимал Папский престол 1 год и 1 месяц. В сохранившемся фрагменте обвинительной речи, произнесенной 12 апр. 769 г. на Латеранском Соборе примицерием нотариев Христофором, уточняется, что папа Павел I умер в воскресенье 28 июня 767 г.; в тот же день его преемником был провозглашен К. Т. о., рукоположение антипапы состоялось в воскресенье 5 июля 767 г. (LP. T. 1. P. 480). Несмотря на то что возведение К. на Папский престол не вызвало столкновений, положение Римской республики оставалось тяжелым. Дезидерий, кор. лангобардов (756-774), не скрывал намерений захватить Рим и объединить Италию. Единственным обстоятельством, которое удерживало Дезидерия от похода на Рим, была позиция кор. Пипина Короткого, принявшего от папы Стефана II (III) титул рим. патриция и защитника Папского престола. В связи с этим установление дружественных отношений с франками было важнейшей задачей К. В 1-м послании кор. Пипину Короткому антипапа утверждал, что был возведен на Папский престол вопреки своей воле, и убеждал короля по-прежнему защищать Римскую Церковь. Это письмо осталось без ответа. Во 2-м послании К. пространно рассуждал о тяжести пастырского служения, повторял, что не принимал участия в своем избрании, и просил короля не верить дурным слухам о нем (MGH. Epp. T. 1. P. 652). Также К. извещал Пипина о получении им синодики Иерусалимского патриарха Феодора I , адресованной папе Павлу I и подписанной патриархами Александрии и Антиохии. Послание, в к-ром содержались доводы в защиту иконопочитания, К. прочел с амвона народу Рима. Антипапа направил копию синодики Пипину Короткому, чтобы король узнал, «какая ревность [к почитанию] святых икон пребывает на всем христианском Востоке» (qualis fervor sanctarum imaginum orientalibus partibus cunctis christianis inminet). В заключение К. просил короля отправить в Рим Остийского еп. Георгия и пресвитеров Мартина и Петра, находившихся в королевстве франков по указанию папы Павла I. Сведений об ответе короля франков нет. Возможно, папские представители при дворе Пипина Короткого убедили его не вступать в переписку с антипапой, занявшим Римскую кафедру при поддержке аристократии. Тем не менее в Риме легитимность К. была признана: согласно Liber Pontificalis, антипапа рукоположил 8 епископов, 8 пресвитеров и 4 диакона (LP. T. 1. P. 469).

http://pravenc.ru/text/1842056.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010