Дело не дошло до военных действий из-за созываемого VI Вселенского собора в Константинополе и болезни Императора. Император покинул свое войско и возвратился в столицу, а императорские войска взбунтовались и оставили свой лагерь. Болгары, видя замешательство в византийских войсках, напали на них и вынудили их с большими потерями покинуть Малую Скифию. Сами же болгары дошли до гор. Одессоса (Варна), взяли его и заняли всю область Мизии до гряды Хемуса (Балканские горы). Осенью 681 г. Византия заключила мир с Каном Аспарухом и даже обязалась выплачивать ему ежегодную дань. Мирным договором 681 г. основалось болгарское государство на Балканском полуострове, которое существует и поныне. Что представлял собой политический мир Европы в вв. После крушения Западной Римской империи (410 г.) и ее формального упразднения (476 г.) на ее территории в Западной и Средней Европе возникли на короткое время королевства готов в Италии, Галлии (Франция) и Испании, которые просуществовали соответственно до 555 г. в Италии и до711 г. в Южной Галлии и Испании. В конце V в. в Галлии и Германии основалось Франкское королевство германского племени франков, которое при Карле Великом (768–814 гг.) достигло вершины своего расцвета и могущества. В 800 г. римский папа провозгласил Карла императором. В 751 г. лангобарды завладели Равеннским екзархатом, который принадлежал Восточной Римской империи (Византии). Папа Стефан обратился с просьбой о помощи к франкскому королю Пипину Короткому. В 755 г. Пипин отнял Равеннскую область у лангобардов, но не возвратил ее Византии, а подарил ее папе. Преемник Пипина Карл Великий расширил еще больше папские владения, скрепив их дарственной грамотой, положенной на гробницу св. Петра. Так образовалась Папская область, и Римская Церковь превратилась в теократическое государство, просуществовавшее с 755/6 гг. по 1870 г. Оно существует и по сей день как государство Ватикан, утвержденное в силу Латеранских договоров 1929 г. между государством Италия и Римско-католической церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зачем нужны были эти бубенчики ветхозаветным первосвященникам? У нас теперь изгнание злых духов сконцентрировано на самой молитве, на словах и на особом священнике, который является экзорцистом. А раньше это было связано в большей степени с музыкальными звуками. Вспомним царя Давида, который изгонял злого духа из царя Саула под аккомпанемент струнного инструмента. Считалось, что бубенчики тоже как-то препятствуют демонским силам, поэтому в акустическом плане первосвященник должен был быть защищен, блокировать злых духов с помощью такого эффекта. Все это я достаточно глубоко исследовал, когда в середине 1990-х годов увлекся изучением библейских музыкальных инструментов, о которых на тот момент у нас практически никакой информации не было. – Но все-таки этот набор инструментов очень ограничен, очень ограничены и возможности этих инструментов. – В первые века христианства и другие музыкальные инструменты употреблялись при богослужении. И с первых же веков были против этого возражения: считалось, что доминантой за богослужением должно быть певческое искусство, как в итоге и сложилось в Православной Церкви. Но все-таки инструменты использовались. Орган на Западе и Востоке Возьмем хотя бы орган. Знакомый нам классический орган – это такое мощное сооружение с большими трубами. А органы бывали самые разные, даже переносные. И как раз Византия славилась своими органами, считалось, что византийские органы лучше, чем в Западной Европе. Если Император Византии дарил кому-то орган, это считалось ценным подарком. Например, в VIII веке, во времена Императрицы Ирины и сына ее, Императора Константина VI, делались такие подарки Пипину Короткому (в 757-м году) и впоследствии Карлу Великому. Последний из этих двух инструментов был помещен в Аахенский собор, для которого и был заказан. Западная Церковь тогда еще была Православной, но помещать органы в храмах считалось нормой. В Византии органы тоже употреблялись в связи с богослужением, хотя и не помещались в храмах. В этом важную роль сыграла не церковная, а императорская власть – органы очень любили при дворе. Музыкальные инструменты насаждались властями предержащими, а Церковь их принимала скорее вынужденно. Так, византийский Император шел в храм на молитву под аккомпанемент музыкальных инструментов. Однако все же не будем идеализировать византийский двор как эталон христианского благочестия, в плане музыкальной фактуры в том числе.

http://pravoslavie.ru/133302.html

Павел I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1611. P. 116 (РГБ) [Лат. Paulus] († 28.06.767, Рим), св. (пам. зап. 28 июня), папа Римский (рукоположен 29 мая 757). Согласно Liber Pontificalis , Павел и его старший брат Стефан (см. Стефан II (III) ) были сыновьями некоего римлянина Константина. В годы понтификата Григория III (731-741), лишившись отца, братья воспитывались при папском дворе. Папа Захария (741-752) рукоположил Стефана и Павла во диаконов. Вместе с др. рим. клириками диаконы Стефан и Павел присутствовали на Соборе 743 г. (MGH. Leg. Conc. T. 2. P. 27). После кончины Захарии на Папский престол был возведен Стефан II (752-757), который сделал брата своим помощником и доверенным лицом. В июне 752 г. по поручению понтифика диак. Павел и примицерий нотариев Амвросий заключили 40-летний мир с лангобардским кор. Айстульфом (749-756), к-рый незадолго до того захватил визант. владения - Равеннский экзархат и Пентаполь. При помощи этого договора папская администрация надеялась остановить наступление лангобардов на Рим. Однако король не оставил попыток подчинить город: всего через неск. месяцев он потребовал, чтобы римляне платили ему дань, и вторгся на земли, находившиеся под папской властью. Осенью 752 г. диак. Павел вместе с визант. послом силенциарием Иоанном потребовал от короля освободить захваченные им города, но Айстульф отказался (LP. T. 1. P. 441-442). Не получив помощи от византийцев, папа Стефан II отправился к франк. кор. Пипину Короткому . Во время путешествия понтифика во Франкское королевство (753-754) Павел оставался в Риме. В 754-756 гг. франки вторглись в Италию, нанесли поражение лангобардам и заставили их уступить папе Римскому большую часть захваченных городов, в т. ч. Равенну. Благодаря помощи франков Папский престол не только избавился от угрозы со стороны лангобардов, но и получил бывш. визант. владения. После смерти Айстульфа Дезидерий, лангобардский дукс Тусции, попросил папу Стефана II поддержать его в притязаниях на королевскую власть. В нач. 757 г. папские представители Павел и Христофор в присутствии франк. посла аббата Фульрада заключили договор с Дезидерием, который пообещал признать власть папы Римского над Равеннским экзархатом и Пентаполем (Ibid. P. 455). Дезидерий согласился отдать понтифику бывш. визант. города, некогда захваченные кор. Лиутпрандом (712-744),- Имолу, Фаэнцу и Феррару в Равеннском экзархате и Анкону, Нуману и Озимо в Пентаполе ( Noble. 1984. P. 101). Вскоре по требованию Стефана II кор. Ратхис удалился в мон-рь, королем лангобардов стал Дезидерий (756-774).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

П. регулярно направлял франк. королю послания, написанные в витиеватом риторическом стиле (сохр. более 30 - Ibid. P. 507-558). Расточая похвалы и добрые пожелания Пипину Короткому, членам его семьи и всем франкам, П. постоянно напоминал королю о его договоре с папой Стефаном II, согласно к-рому он должен был защищать Римскую Церковь от врагов, прежде всего от лангобардов и византийцев. Понтифик называл Пипина Короткого освободителем и защитником (defensor, liberator) «святой Божией Церкви и римского народа» и заверял его в том, что его благодеяния будут вознаграждены Богом по молитвам ап. Петра. Защита и «возвеличение» Церкви (defensio, exaltatio ecclesiae) провозглашались обязанностями франков и всех христиан, т. к. от благополучия и безопасности Папского престола зависело состояние христ. веры во всем мире. П. не только называл франков духовными детьми Римской Церкви, но и установил особую духовную связь (in uinculo spiritalis foederis) с франк. королевским семейством: он стал крестным отцом принцессы Гизелы, получив полотенце, в которое ребенка завернули после крещения (Ibid. P. 511-512), и выразил желание стать восприемником принца Пипина (Ibid. P. 519), однако тот умер вскоре после рождения (см.: Angenendt. 1980). Покровительницей королевской семьи была объявлена св. Петронилла, которую считали дочерью ап. Петра. Выполняя обещание папы Стефана II королю франков, П. перенес саркофаг святой из катакомб Домитиллы в имп. мавзолей при Ватиканской базилике св. Петра, в котором была устроена ц. во имя св. Петрониллы. Сообщение о торжественном перенесении мощей в жизнеописании П. является более поздней франк. интерполяцией (LP. T. 1. P. 464), но о ц. св. Петрониллы, покровительницы франков, упоминалось в папском послании 758 г. (MGH. Epp. T. 3. P. 511; подробнее см.: Goodson. 2015). Франк. король прислал понтифику алтарную менсу, вероятно из драгоценного металла, к-рую П. велел установить «на вечную память» в базилике св. Петра (MGH. Epp. T. 3. P. 524; см.: Angenendt. 1977).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Вскоре после восшествия на Папский престол Л. вступил в конфликт с рим. знатью. По-видимому, причины конфликта были политическими или экономическими, т. к. противники Л. не выдвинули своего кандидата на Римскую кафедру. Намеки на заговор рим. знати против папы содержатся в переписке Алкуина с Арноном Зальцбургским, к-рый в 798 г. посетил Рим, чтобы получить паллий. Заговор возглавили видные чиновники папской курии - примицерий нотариев Пасхалий, племянник покойного папы Адриана I, и сацелларий Кампул, к-рые ранее посещали двор Карла Великого в качестве послов (упом. в послании папы Адриана I кор. Карлу Великому от 778 г.- Codex Carolinus. 61//MGH. Epp. T. 3. P. 589). 25 апр. 799 г. во время процессии (litania maior) в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лючина), когда Л. проезжал близ греч. мон-ря св. Сильвестра (Сан-Сильвестро-ин-Капите), заговорщики напали на него, стащили с коня, попытались выколоть ему глаза и отрезать язык, затем затащили его в монастырский храм и снова пытались изувечить. В Liber Pontificalis умалчивается о том, что в мон-ре св. Сильвестра состоялось низложение Л., обвиненного в лжесвидетельстве, симонии и блуде ( Alcuin. Ep. 179//MGH. Epp. T. 4. P. 297). Ночью понтифика перевезли в греч. мон-рь св. Эразма на Целии, где к нему вернулись зрение и слух (LP. T. 1. P. 4-5). Как долго продолжалось заключение папы, неизвестно. Согласно Liber Pontificalis, камерарий Альбин и другие верные люди помогли ему бежать и найти убежище в базилике ап. Петра. Вскоре представитель Карла Великого Вирунд, аббат Ставло и Мальмеди, и герц. Винигиз доставили Л. в Сполето (с учетом расстояния между Римом и Сполето это могло произойти в мае). Узнав об этих событиях, Карл Великий послал к папе архикапеллана Хильдебольда, архиеп. Кёльнского, и гр. Аскария (Аскерика). Л. решил лично отправиться на переговоры к франк. королю, к-рый находился в Падерборне и готовился к войне с саксами. До Падерборна папа ехал в сопровождении почетного эскорта кор. Италии Пипина. Хотя Л. был оказан торжественный прием (Карл Великий дал понять, что занимает сторону папы и не признаёт низложения), сравнение церемонии с визитом папы Стефана II (III) (752-757) к кор. Пипину Короткому указывает на то, что отношение короля к папской власти изменилось (в частности, он не придерживал уздечку и стремена, когда папа спешивался, и не вручил ему полагавшиеся дары). Л. подарил королю реликвии первомч. Стефана и освятил собор в Падерборне.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Прорицатель Валаам, остановленный ангелом и благословляющий израильтян. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 30v) Прорицатель Валаам, остановленный ангелом и благословляющий израильтян. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 30v) Значительный вклад в развитие представлений о христ. государе внесли Римские папы, обращавшиеся к Пипину Короткому и Карлу Великому с просьбой о защите Рима и кафедры ап. Петра от лангобардов. Наречение Пипина и его сыновей рим. патрициями в 754 г. возлагало на франков обязанность защищать Папский престол. Пипин Короткий, Карл Великий, Карл Лысый серьезно относились к этому долгу, хотя нередко его выполнение противоречило нуждам гос. управления. В 806 г. имп. Карл Великий требовал от наследников защищать Папский престол и всю христ. Церковь (MGH. Capit. T. 1. P. 129). На протяжении неск. поколений Римские папы напоминали К. о том, что они являются христ. правителями, приводя примеры ветхозаветных царей и пророков. Так, папа Павел I (757-767) в послании к народу франков именовал Пипина Короткого «новым Моисеем» и «новым Давидом». Франков он называл «святым народом, царским священством, избранным народом, который благословил Господь Бог Израиля» (Codex Carolinus. 39//MGH. Epp. T. 3. P. 552). Папа Римский Захария указывал на сходные функции священства и царства в достижении общего блага: молитвы понтифика в сочетании с оружием франков способны принести мир и порядок стране и «спасение, хвалу и вечную награду» обеим сторонам (Ibid. 3//Ibid. P. 480). Тема сочетания материального и духовного оружия получила продолжение в трудах каролингских авторов об обязанностях духовенства и мирян в христ. империи. Царь Давид на троне. Убиение помазанника Господня. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 130v) Царь Давид на троне. Убиение помазанника Господня. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Опять начал он поддерживать отдельные герцогства Беневента и Сполета, которые, как писал еще брат его Пипину, мощною рукою святого Петра поставили себе своих вождей, и жаловался королю, что Дезидерий снова покорил их и вступил в сношение с послами императорскими в Неаполе. 38 Папа представлял это весьма опасным для франков и потому убедительно просил Пипина, 39 не возвращать королю лангобардскому требуемых им обратно заложников, а между тем когда король сей, возвращаясь из Неаполя, 40 посетил Рим и просил Павла ходатайствовать о их освобождении, папа дал ему о том открытую грамоту к Пипину, но воспользовался сим случаем, чтобы тайно переслать другую, совершенно противоречащую всем его явным прошениям в пользу лангобардов. Действия ли это епископа, или светского правителя, обязанного житейскими выгодами своей мирской области? В этом тайном письме папа извещал Пипина, будто бы, по приглашению лангобардов, шесть греческих патрициев идут прямо к Риму с 30 кораблями и флотилией сицилийскою; всю сию помощь от императора, вопреки Бога, требовал себе Дезидерий, по словам папы. Так рассуждал, о бывших своих государях, епископ римский, и притом просил принудить короля уступить требуемые города его престолу. Однако, Пипин не разделял страха первосвященника, о вторжении греков, и будучи занят другими войнами, прислал только в Рим своих полномочных, которые старались согласить недоумения тяжущихся взаимными уступками. Дезидерий сам явился в Рим и, признав патримониальные права епископа в своих владениях, без уступки городов, выговорил и себе подобные же привилегии в областях римских. С тех пор, в продолжении десяти лет до кончины Павла, не было открытой вражды между обоими соперниками, 41 хотя и не существовало внутреннего согласия и продолжались жалобы к Пипину. Вероятно, и он понял наконец до какой степени недобросовестны были притязания римские, потому что советовал папе жить в мире и любви с королем. В самом Риме нарушено было спокойствие по смерти Павла, за его наследие, как будто спорили о светском престоле, а не о духовной кафедре, потому что действительно мирская область первосвященников подавала повод к честолюбивым покушениям, которые ознаменовались кровопролитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Во главе рода встал Пипин II Геристальский (ок. 640-714), родителями к-рого были Ансегизил, сын св. Арнульфа, и св. Бегга, дочь Пипина Старшего. Ок. 680 г. майордом Эброин нанес поражение Пипину, схватил и казнил его брата Мартина, но в следующем году был убит. Майордомом Нейстрии стал Вараттон, который, как и его преемник Берхарий, был противником Пипинидов. Часть аристократии, недовольная правлением Берхария, обратилась за поддержкой к Пипину II. В битве при Тертри (687) Пипин II одержал победу над войском Берхария и вскоре подчинил Нейстрию, став, т. о., майордомом объединенного Франкского гос-ва. Оплотом власти Пипинидов оставалась Австразия, где Пипину II удалось укрепить свое влияние и значительно расширить владения благодаря браку с Плектрудой († 717), происходившей из знатного рода (ее родителями были сенешал (seniscalcus) и комит дворца Хугоберт и св. Ирмина ). Пипин II оказывал покровительство мон-рю Эхтернах , основанному св. Виллибрордом на земле, к-рую подарила св. Ирмина. В 706 г. Пипин II и Плектруда даровали мон-рю крупное земельное владение, а также гарантировали насельникам право свободного избрания настоятеля при условии верности Пипинидам. С целью упрочить власть над Нейстрией Пипин II пытался заручиться поддержкой местной знати. Однако на важнейшие должности он назначал своих ставленников. Его сын Дрогон († 708) женился на Анструде, дочери майордома Вараттона и вдове майордома Берхария. Пипин поручил Дрогону управление Сев. Бургундией; позднее Бургундия была передана др. сыну, Гримоальду, занимавшему должность майордома Австразии. На епископскую кафедру г. Ремы был возведен св. Ригоберт, выходец из рипуарских аристократов. Аббатом мон-ря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий-де-Фонтенель) стал Хильдеберт, уроженец Австразии. Пипин II контролировал Австразию, Нейстрию и Бургундию, но в периферийных областях Франкского гос-ва знать признавала только власть короля. Ее ослабление и рост могущества Пипинидов дали местным правителям (дуксам) повод вести самостоятельную политику.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Vita Bonifatii. I 35-37; II 16-18//Ibid. P. 148-152, 202-204). Сохранилась жалованная грамота аббатствам Ставло и Мальмеди, изданная К. от имени кор. Хильдерика III (Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. N 192). Известно ок. 10 утраченных грамот К., в т. ч. мон-рю Лобб (упом. в «Деяниях лоббских аббатов» Фолькуина - MGH. SS. T. 4. P. 58) и аббатству св. Медарда в Свессионе ( Dierkens. 1984). В 747 г. К. отрекся от власти, намереваясь стать клириком, и отправился в Рим. Это событие привлекало внимание как каролингских хронистов, так и совр. исследователей. По мнению большинства ученых, отречение К. было добровольным, хотя некоторые факты указывают на то, что к 747 г. положение майордома могло стать непрочным. В самом раннем источнике, «Продолжении Хроники Фредегария», об отречении К. сообщается так: «Карломан, возгоревшись неугасимым благочестием, поручил королевство вместе с сыном Дрогоном своему брату Пипину и явился в Рим, к порогу блаженных апостолов Петра и Павла, чтобы пребывать в монашеском чине» (ob monachyrio ordine perseueraturus aduenit - MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 181). О дальнейшей судьбе К. в источнике не говорится. В более поздних источниках (Старшие Мецские, Муасакские, Большие Санкт-Галленские анналы) подчеркивается, что решение К. было принято по доброй воле и из благочестивых побуждений. В Анналах королевства франков под 745 г. сообщается: «Тогда Карломан поведал брату своему Пипину, что желает оставить этот мир. В этом году не совершались никакие военные действия, потому что оба они готовились: Карломан - в дорогу, а Пипин - торжественно провожать брата с дарами». В др. версии (т. н. Анналы Эйнхарда) утверждается, что К. давно замышлял оставить власть и «служить Богу в монашеском образе» (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Однако Эйнгард в «Жизни Карла Великого» писал, что К. отрекся «неизвестно по какой причине, но, по-видимому, охваченный любовью к созерцательной жизни» ( Einhardi Vita Karoli Magni. 2). В большинстве источников сообщается, что К. пожелал стать монахом, но из других известно лишь о принятии им тонзуры (напр., в Больших Санкт-Галленских анналах - MGH. SS. T. 1. P. 74). В современной событиям биографии папы Римского Захарии в Liber Pontificalis утверждается, что К. по прибытии в Рим принял тонзуру и лишь впосл. удалился в мон-рь, принеся монашеские обеты (LP. T. 1. P. 433).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Таким образом, исторические обстоятельства благоприятствовали тому, что папа из духовного отца превращался в светского правителя. Он взял на себя тяжесть светской власти и затем поставил ее на первое место, всячески оберегая ее, храня и усиливая. Это было необходимо в силу создавшихся политических условий, но эти же обстоятельства обусловили зарождение в римском епископе духовного недуга – властолюбия и гордости. Первоначально папы подчинялись императорам и королям и не обладали тогда иной властью, кроме духовной, которой они пользовались благодаря всеобщему уважению к их жизни и учению. Положение изменилось при короле готов Теодорихе (493–526), когда он перенес столицу из Рима в Равенну. Рим остался без правителя, и народ все чаще начал прибегать под защиту папы. В этот период папы добились того, что первенство чести осталось за римской церковью, а не равеннской, а это создало благоприятную почву для укрепления и власти политической. С нашествием на Италию лангобардов страна раздробилась на несколько королевств, а Рим становится фактически вотчиной пап. Константинопольский император, лангобарды, франки проявляли к нему уважение и вели с ним переговоры. Папы при этом, как представители римского народа, становились на один уровень с королем и императором и вели переговоры на равных. Так папы становились друзьями то византийцев, то лангобардов, то франков, и их значение от этого лишь увеличивалось. Постепенно папы втягивались в межгосударственные интриги и проявили себя на этом поприще как одаренные политики. В понтификат папы Стефана (752–757) лангобарды, нарушив мирный договор, вторглись в пределы Италии, заняли Равенну и повели войну против папы. Стефан обратился за помощью к королю франков Пипину, с этой целью он предпринял трудный и опасный поход в королевство. Приехав к Пипину в аббатство Сен-Дени, он помазал на царство короля и двух его сыновей и возвел их в сан патрициев. Конечно, это мало что прибавило к политическому весу короля, но с тех пор возникло новое понятие: святость королевской власти. Пипин дважды посылал войска в Италию, разбил лангобардов, взял Равенну и, вопреки воле византийского императора, отдал ее папе вместе со всеми ее владениями. С этих пор в Равенну не являлись и константинопольские экзархи, и она управлялась по воле римского первосвященника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010