Еще одна история – о блаженном. Был в шестидесятых–семидесятых годах в Орехово–Зуевском районе юродивый. Звали его «толстенький Васечка». Толстенький – потому что он очень много весил, килограммов двести, а может, и больше, а роста был невысокого. Ноги – как маленькие табуреточки. Васечка был юродив и имел удивительный дар утешать людей. Его все время ловила милиция, чтобы посадить за тунеядство. Но православные прятали Васечку у себя в домах и подкармливали. Сердобольные старушки считали: раз толстенький – надо его все время кормить, и усугубляли тем самым его положение. Однажды милиция его все же нашла. Вдесятером с трудом втолкнули его в милицейскую машину – везти в участок, а машина не заводится. Ну, его обругали, обматерили и вытолкали: «Убирайся отсюда!» А Васечка: «Спаси Христос», – и пошел к себе. Дар утешать у него был необыкновенный. Придет к нему человек со своими бедами, а Васечка так начнет ему сочувствовать, так переживать и плакать, что тот уже о своих бедах и не думает – лишь бы Васечку утешить. Вот пример. Приходит к Васечке одна женщина и говорит: «От меня муж уходит». – «Как уходит? Куда уходит?» – «Не знаю». – «А дети есть?» – «Есть». – «Ой, как же теперь они без отца будут? Они же воровать пойдут, преступниками станут», – сокрушался Васечка. «Да, я не одна, у меня мама жива», – начинает успокаивать его женщина. «А она старая?» – «Старая». – «Не дай Бог, помрет», – говорит Васечка. И начинает рыдать горько, искренне, безутешно. И пришедшей становилось стыдно за свои беды. И эти беды начинали казаться не такими уж страшными, и люди сами начинали успокаивать Васечку, забывая, зачем пришли. Впоследствии Васечку все же увезли куда-то, а люди до сих пор хранят о нем добрую память. Преподобный Феодосий Киево-Печерский, будучи старцем, когда узнавал, что в городе появились еретики, иудеи, ходил спорить с ними и даже ругать их. Как описано в его житии, он резко разговаривал с подобными людьми, упрекая их в том, что они неправильно, или, как раньше говорили, криво, исповедуют Иисуса Христа. Как истинный хранитель веры старец Феодосий заповедовал нам: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими. Свой враг тебе тот будет, кто убил бы пред твоими очами твоего сына или брата, прости ему все, но Божии враги – жиды, еретики, держащие кривую веру… Нет лучше веры нашей, чистой, честной, святой. Живучи в этой вере, можно избавиться от грехов, сделаться причастниками вечной жизни, а тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, сарацинской, – тем нет жизни вечной, ни части со святыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Църквата почита няколко категории светци: апостол, безсребърник, благоверен, блажен, великомъченик, изповедник, мъченик, праотец, преподобен, преподобномъченик, пророк, равноапостолен, светител (архиерей-светец), свещеномъченик, страстотерпец, стълпник, чудотворец, юродив. Вж. също Почитание към светците, Общение със светците, Молитва към светците. Извън речника: категории светци. Свети Дух – вж. Дух свети Светиня – свещено място, свещен предмет (напр. храм, икона, предмети, използвани в богослужението). Светла седмица – дните от понеделник до събота след Пасха, през които продължава празнуването на Светлото Христово Възкресение. Виж също: църковни празници, Страстна седмица. «Вие сте светлината на света. Тъй да светне пред човеците светлината ви, та да видят добрите ви дела и да прославят Небесния ваш Отец» (Мат. 5:14:16). В този откъс от Проповедта на планината Господ Иисус Христос употребява думата «светлина» не във физическия, а в духовен и нравствен смисъл. Като нарича Своите ученици «светлина на света», Христос всъщност определя тяхното високо назначение в света – да пръскат със словото и добродетелния си живот духовна светлина, да разсейват мрака на невежеството и заблудата и насочват към истинското богопознание. Светлината на света в собствен смисъл е Сам Господ Иисус Христос (вж. Йоан 8:12). Но светлина са и всички, които живеят според Христовия закон (вж. Ефес. 5:8 ; Сол. 5:5). Такива светоносци са били и светите отци от Вселенските събори, на които дължим учението на Църквата в най-чиста форма. Светотатство – поругание, хулене, оскверняване, повреждане, унищожение, кражба или грабеж на място или предмети, посветени на Бога или богослужение, а също хулене, клеветене, заплашване и извършване на всякакво насилие над свещенослужител при служба. Свещено Писание – виж Библия. Свещено Предание – учение на Иисуса Христа и светите апостоли, което преподавали на Църквата първоначално устно, а след време било записано. Свещени съдове – богослужебни предмети, които се използват при извършването на тайнството Евхаристия: потир, дискос, звездица, копие, лъжичка, покровец, дароносица и дарохранителница. Виж също: църковна (богослужебна) утвар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Другое видение св. Андрей было следующее. На площади с одной стороны были расположены толпы черных людей, как эфиопы, а с другой святые мужи в белых одеждах. В рядах черных стоял великан и вызывал кого-либо из белоризцев на борьбу с собой. В это время сошел с неба прекрасный собой юноша с тремя дорогими венцами в руке. Андрей пленился венцами, но юноша сказал ему: «Венцы эти не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает побеждающих черные полчища; и если ты хочешь получить венцы, то должен вступить в борьбу с черным великаном и победить его». Андрей вызвался на борьбу, и, научаемый и укрепляемый юношей, победил, так что полчища черных разбежались, а святые в радости целовали его. Тогда юноша сказал Андрею: «Ты наш друг и брат, или на добрый подвиг, будь юродив ради Меня и многое получишь в день царства Моего». После сего видения Андрей принял подвиг юродства на себя: начал ходить по улицам города в виде помешанного и одетый в рубище, над ним смеялись, били и толкали его; но он все терпел благодушно. Проводил ночи на улице, перенося холод. Милостыню, которую подавали ему, раздавал нищим, а сам иногда по нескольку дней оставался без пищи. Бог скоро наградил св. Андрея даром прозорливости. Он удостоился видеть Пресвятую Богородицу, молящуюся в храме (1-го окт.). Скончался на 66 году жизни. О преподобном Кассиане Угличском читать под 21 мая. 3-е число Священномученик Дионисий Ареопагит происходил из Афин, жил в I веке. Был одарен великим умом и очень образован. С целью большего усовершенствования в науках удалился он в Египет, в Илиополь, где предался изучению астрономии – науки о небесных светилах. В день распятия Господа, когда солнце помрачилось и земля потряслась, св. Дионисий сказал: «Или Бог, Создатель мира сего, страдает, или сей видимый мир кончается». Возвратившись в Афины, он сделался членом ареопага, т. е. верховного судилища, почему и называется ареопагитом. Когда в бытность свою в Афинах ап. Павел проповедовал в ареопаге, Дионисий уверовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Повторив, что он не знает о своем состоянии, в каком он находился во время этого восхищения или перенесения на третье небо, апостол все-таки с уверенностью говорит, что он, достигнув третьего неба, очутился в раю, т. е. в месте непосредственного присутствия Бога. В таком смысле слово «рай» употребляется иногда и в Ветхом Завете ( Иез.28:13; 31:8 и сл.) и в Новом ( Откр.2:7 ), а также очень часто в талмудической литературе. Неизреченные слова – правильнее: «которых нельзя сказать человеку или человеческим языком». Апостол, очевидно, имеет здесь в виду те хвалы, какие в раю возносятся Богу устами Ангелов и святых. Такой хвалы не может произнести своими устами смертный. Лопухин А.П. Толковая Библия , или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. СПб., 1913 Посещение рая блаженным Андреем Юродивым Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин и жил в X веке в Константинополе. Жизнь его описал самый близкий к нему человек – духовник его, священник Никифор. Жизнеописатель слышал о нем еще и то, чего сам лично не знал, от другого ближайшего к нему лица – Епифания (это был ученик Андрея, видевший вместе с ним чудное откровение в храме, впоследствии патриарх Царьграда). Епифаний в иночестве стал быть под именем Полиевкта. Андрей был куплен вместе с другими рабами одним гражданином Царьграда, по имени Феогност. Феогност полюбил его и отдал учиться Божественному Писанию. Андрей вскоре изучил Священное Писание и часто ходил в церковь . Он читал святые книги и молился Богу. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Госпожа ее обратилась к святому, прося его: – Помолись, старец, Богу, потому что жена твоя не может родить. А он, играя и ударяя в ладоши, прибавил: – Клянусь Иисусом, клянусь Иисусом, не родится у нее ребенок, пока не признается, кто его отец. Слыша это, мучащаяся родами, открыла правду, что оболгала неповинного инока и назвала своего соблазнителя, с которым согрешила. Тогда родила ребенка и начали старца считать святым; а другие говорили, что он волхвует действием сатаны: ибо юродив и бесноватый. Также святой прозревал и тайные помышления человеческих сердец, что ясно из следующего: близ города был монастырь, где два отца в беседах производили исследование об Оригене , почему такой мудрец уклонился в ересь 4784 . Один утверждал, что Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг, а другой, – что невозможно человеку, без благодати Божией, говорить и писать так, что иное и до сего времени принимается православными. Так, после долгих словопрений и несогласий, порешили они друг с другом: – Слышно, что пустыня Иорданская имеет великих святых отцов, умудренных Богом; итак пойдем туда, не найдем ли там, кто бы разрешил наше сомнение. Так порешив, пошли сначала в святой город Иерусалим и, поклонившись святым местам, отправились в пустыню Мертвого моря и, по устроению Бога, не презревшего их трудов, обрели преподобного Иоанна, который был другом и сопостником Симеона. Пришел в то время уже и Иоанн в совершенную меру святости и имел дар провидения. Он, как только увидел шедших к нему отцов, сказал им: – Хорошо поступили вы, оставившие море с тем, чтобы почерпнуть из сухого озера. После продолжительной между ними духовной беседы, когда вспомнился и спор об Оригене , преподобный Иоанн изрек к пришедшим: – Я, отцы, не получил от Бога дарования, чтобы мог рассуждать о недоведомом, а идите к юродивому Симеону, что в городе вашем, тот на всё, о чем ни спросите, ответит вам. Они же, возвратившись к себе, пришли в город Эмессу и спрашивали: – Где юродствующий старец Симеон? Некоторые, смеясь, говорили им: – Что хотите услышать от безумного, соблазняющего всех, над всем глумящегося, а больше всего досаждающего инокам? Они же, пренебрегши такими речами, искали старца и в доме одного овощника нашли его, лежащего над бобом и евшего боб, подобно медведю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Значит, прежде созыва такого рода локальных собраний нужно ввести фиксированное членство людей на каждом приходе. Во многих странах Запада это есть: человек вписывается в определенный приход, платит годовой взнос на его нужды и обретает право голоса во всех вопросах его жизни. Но это есть как раз то, чего так обоснованно опасались верующие советской эпохи. Это то, против чего протестуют и пикетчики у Зала церковных соборов. Ведь их протест против номеров и паспортов мотивирован желанием избежать слежки. Так что вновь их позицию приходится признать противоречивой: любезный их сердцу Поместный собор может стать голосом народа только при условии, что люди сами сдадут государству списки православных активистов. Еще одно условие для фиксированного членства в приходе, значит, и для участия в выборах делегатов на Поместный собор – это сознательная вера прихожан. А чтобы наши прихожане действительно узнали свою веру – нужно приложить немалое и личное и общецерковное усилие в области миссии и богословского образования. И тут еще одна брешь в логике пикетчиков. Участие в выборах невозможно без обретения осознанной веры, а такое осознание невозможно без богословия. Но и пикетчики и их вдохновители люто ненавидят церковных богословов и миссионеров, считая, что доверять можно лишь «старцам» (чем более юродив, радикален и косноязычен будет «старец», тем более он будет считаться «благодатным»). Вывих этот не нов: на языке церковной традиции он определяется как «ересь гносеомахии». В VIII веке св. Иоанн Дамаскин среди известных ему ересей под 88-м номером помещает «борцов со знанием»: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию». Для сознательного участия в церковной жизни необходимо сознательное же принятие крещения взрослыми людьми. Так что самым прямым шагом на пути к Поместному Собору стал бы отказ от крещения взрослых, не прошедших богословские собеседования (крещение детей – это другая тема). Но, боюсь, что такое предложение самими же пикетчиками и их «старцами» будет сочтено «баптизмом» и воспринято в штыки.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Ешь, жена моя, ешь. Когда же пришло время родов, разболелась та женщина и три дня не могла родить и приблизилась к смерти. Госпожа ее обратилась к святому, прося его: — Помолись, старец, Богу, потому что жена твоя не может родить. А он, играя и ударяя в ладоши, прибавил: — Клянусь Иисусом, клянусь Иисусом, не родится у нее ребенок, пока не признается, кто его отец. Слыша это, мучащаяся родами, открыла правду, что оболгала неповинного инока и назвала своего соблазнителя, с которым согрешила. Тогда родила ребенка и начали старца считать святым; а другие говорили, что он волхвует действием сатаны: ибо юродив и бесноватый. Также святой прозревал и тайные помышления человеческих сердец, что ясно из следующего: близ города был монастырь, где два отца в беседах производили исследование об Оригене, почему такой мудрец уклонился в ересь [ 15 ]. Один утверждал, что Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг, а другой, — что невозможно человеку, без благодати Божией, говорить и писать так, что иное и до сего времени принимается православными. Так, после долгих словопрений и несогласий, порешили они друг с другом: — Слышно, что пустыня Иорданская имеет великих святых отцов, умудренных Богом; итак пойдем туда, не найдем ли там, кто бы разрешил наше сомнение. Так порешив, пошли сначала в святой город Иерусалим и, поклонившись святым местам, отправились в пустыню Мертвого моря и, по устроению Бога, не презревшего из трудов, обрели преподобного Иоанна, который был другом и сопостником Симеона. Пришел в то время уже и Иоанн в совершенную меру святости и имел дар провидения. Он, как только увидел шедших к нему отцов, сказал им: — Хорошо поступили вы, оставившие море с тем, чтобы почерпнуть из сухого озера. После продолжительной между ними духовной беседы, когда вспомнился и спор об Оригене, преподобный Иоанн изрек к пришедшим: — Я, отцы, не получил от Бога дарования, чтобы мог рассуждать о недоведомом, а идите к юродивому Симеону, что в городе вашем, тот на всё, о чем ни спросите, ответит вам.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Примером такого «освоения» является и традиция празднования Русской Православной Церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Событие это связано с именем особо почитаемого на Руси византийского юродивого во Христе – Андрея Блаженного. Славянин по происхождению, он жил в Х веке в Константинополе и с юных лет был рабом знатного богача Феогноста. Отрок отличался добрым нравом и прекрасной внешностью, за что снискал расположение своего хозяина и стал его первым рабом. Андрей с юных лет полюбил храм Божий и священные книги. По преданию, однажды в сонном видении блаженный увидел два войска: мужи в светлых одеждах противостояли черным и страшным бесам. Ангел Божий держал в руке чудесные венцы – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – услышал Андрей, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Так Андрей принял решение изменить свою жизнь. Он был изгнан хозяином из дома, стал ходить по улицам города в рубище, и всем казалось, что разум его помутился. Святой смиренно сносил насмешки, оскорбления и побои, претерпевал голод и жажду, стужу и зной, полученную милостыню отдавал другим нищим. За свои подвиги во имя Спасителя святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости и даже, подобно первоверховному апостолу Павлу, был взят на третье Небо и удостоился зреть Самого Господа Иисуса Христа, ангелов и многих угодников Божиих. По преданию, святой Андрей весьма удивился, что не видит Пресвятую Деву. Он стал спрашивать, где Она, на что получил ответ: Царица Небесная спустилась в многобедственный мир, чтобы помогать людям и утешать скорбящих. Увидеть Заступницу рода христианского Андрею еще только предстояло… Считается, что в начале Х века, когда греческому государству угрожало окружившее Константинополь варварское племя сарацин, огромное число жителей города, возложив все свое упование на Царицу Небесную, прибегло к Ней за помощью. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме среди молящихся были Андрей юродивый и его ученик Епифаний. Эти двое подвижников и были удостоены видения: вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» – спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», – ответил Епифаний.

http://pravoslavie.ru/93985.html

грам. 1615 г. о беспошлинн. пропуске по р. Свири соли для м-ря; игум. Кирилл). 1036. Пантелеймонов, мужской, приписанный к Юрьеву мон. (с 1764 г.), в 3 вер. к югу от Новгорода, на берегу оз. Мячина, в холмистой местности, называемой Горка. Он уже существовал в полов. XII ст., что доказывается грамотою Вел. кн. Изяслава Мстиславича (1146 – 1155 г.) на владение землями. Да и в летописях его имя упоминается под 6715 (1207) год.: «Того же лета постави церковь святого Пантелеймона в монастыре Пинещинич Феодор.» В 1667 г. приписан к Юрьеву Новгор. м-рю. В 1764 г. предположено его обратить в приходскую церковь , но снова приписан к Юрьеву мон. Прежняя церковь Пантелеймона разобрана и в 1810 г. выстроена новая. В 30-х годах XIX ст. граф. Орлова-Чесменская купила землю, окружающую церковь, обратила ее в мызу с садом и камен. домом, и по дарствен. записи передала Юрьеву мон. “Ист. Росс. Иер.», III, 454 (с грамотами); Ратшин, 400; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 176; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 644; “Новгор. сборн.», Отд. 6, 60; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 84; “Книга степенная», II, 124; “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.; здесь неправильно показано, что в церкви покоятся мощи юродив. Николая Кочанова; они почивают в церкви, находящейся в Новгороде); Архим. Макарий, “Опис. Новогр. Юрьева м-ря», 64, 66; Строев, “Спис. иер. и наст.», 107, 45; Ключевский, “Жит. свят.», 65; “Новгор. писцов. кн.», II, 629, 683; Макарий, “Ист. Р. Ц.», II, 98; III, 72; “Полн. собр. лет.», III, 30 (постр. церк. св. Пантелейм. 1207 г.), 128 (тоже самое), 219 (тоже самое); IV, 19 (тоже самое), 94 (сожжен новгородц. 1386 г.); VI, 212 (в 1478 г. занят войсками Сабурова), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); XV, 305 (в 1207 г. совершена цер. св. Пантелейм. в м-ри); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состоял за Юрьевым м-рем и имел крестьян 78 душ м. п.). 1037. Пантелеймонов на Красном Дворе, мужской, не существующий, находился в самом гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Петр (Могила) , на левой стороне, за левым клиросом, в склепе, в земле). 872. Клопский – Троицкий – Михаиловский на Веряже, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ. и уезда, в 15 вер. от Новгорода и в 3 вер. к зап. от оз. Ильменя, на правом берегу р. Веряжи, на чистом, несколько возвышенном месте, окружаемом в весеннее время водою. Должно думать, что монастырь уже существовал в XIV ст., так как в 1408 г. преп. Михаил Клопский, придя сюда, уже нашел довольное число братии с игуменом Феодосием, который в 1419 г. построил вместо дерев. церкви новую каменную во имя св. Троицы и потом в 1421 г. был избран Новгород. архиепископом. Храм этот в 1562 г. был разобран и вновь выстроен; здесь тогда же был поставлен гроб чудотворца Михаила Клопского, мощи коего почивают под спудом в бронзовой позолоченой раке, устроенной в 1806 г. В соборе сохраняется древняя храмовая икона св. Троицы, о которой в летописи говорится: «Да того же месяца 28 день (сентября 7076 или 1568 г. по Р. Хр.), в неделю, в монастырь Живонач. Троицы принесли образ новый написан Живонач. Троица с деяньем, а писал иконник Никифор диакон Грабленой; а встречали тот образ игумен и братия, со кресты, при игумене Феодосии». Тут же икона преп. Михаила Клопского, древнего письма. В обители показывают колодезь, обделанный из того источника, который изведен молитвою преп. Михаила во время засухи. Кроме 11 янв., дня преставления (1452 г.) преп. Михаила, празднуется еще 23 июня, день прихода блаженного в монастырь. В этот день бывает крестный ход в монастырь из соседних сел и погостов. “Краткое описание Новгор. 3 класс. муж. Клопского Троиц. мон., составл. тщанием настоятеля обители сей игум. Герас. Гойдукова», Москва, изд. 1815 г.; “Житие Михаила Клопского, преп. отца нашего, Христа ради юродив. чудотв.», Новгор., 1875 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 533; VI, 1010; Ратшин, 382; Проценко, “М-ри в России», 31; “Словарь ист. о свят.», 196; Ключевский, “Жит. свят.», 209, 232, 373, 379, 462; Толстой, “Свят. и древи. Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010