Ссылку свою святитель провел в посте и молитве. Скончался 25 сентября 1571 года. Архиепископ Пимен почитаем народом за свою праведную, богоугодную жизнь. Сохранилось два сочинения, подписанных именем архиепископа Пимена. В посланиях архиепископ Пимен проявил себя начитанным книжником. В числе книг келейной библиотеки священника Кремлевского Благовещенского собора Сильвестра сохранился автограф архиепископа Пимена – переписанный им «Масленик соборной» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 519/776). Труды: Послание во Псков от 20 августа 1556 года// Субботин Н. И. , профессор. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). С предисловием. – М., 1890. – С. 416–424. Послание царю Ивану Грозному, «еже побарати храбре противу безбожный Литвы и прескверных лютор» от 24 января 1563 г. и послано «под град Полтеск»//ПСРЛ. – СПб., 1906. – Т. 13, 2-я пол. – С. 351–353 (репринт: М., 1965); М., 1965. – Т. 29. – С. 306–308. Литература: Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. – 3-е изд. – М., 1902. – С. 197. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 25. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, июль. – С. 499. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897. – Т. 1. – С. 196, 334. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 611. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 457. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 528. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 157, 343.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 июля (15 по новому стилю) 458 года риза была торжественно перенесена в специально построенную для этого церковь во Влахернах — пригороде Константинополя, после чего и было учреждено каждый год праздновать день Положения ризы. Влахернскую церковь стали посещать множество паломников, приезжавших, чтобы поклониться ризе Пресвятой Богородицы. Здесь побывали, например, русский паломник XIV века Стефан Новгородец и митрополит Киевский и всея Руси Пимен. В 1434 году церковь была уничтожена в пожаре (она так и не была восстановлена вплоть до XIX века). Однако риза была спасена. Святыня находилась в Византии еще некоторое время до 1453 года. Когда страну захватили турки, христианам удалось вывезти ценную реликвию. Читайте также: Ризоположение: что это такое? Теперь ее частицы находятся в разных местах мира. Это, например, Латеранская базилика в Риме (здесь же находится часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии), Влахернская церковь в грузинском городе Зугдиди (где хранятся и другие святыни, спасенные из влахернского пожара, в том числе и пояс Богородицы). Наконец, часть ризы находится вместе с другими святынями в «ковчеге Дионисия» — мощевике, изготовленном по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича (1322–1383). Частицу ризы из Константинополя на Русь привез архиепископ Дионисий Суздальский еще в 1381 году. Мощевик на протяжении веков хранился в Благовещенском соборе, а сейчас он находится в Оружейной палате Московского Кремля. В 2008 году частица ризы Богоматери была передана в Храм Христа Спасителя. Несколько интересных фактов: Влахерны — пригород Константинополя, стоящий у моря. Это место скоро стало известным именно благодаря церкви Пресвятой Богородицы. Здесь в специальном ковчеге хранилась не только риза Пречистой Матери, но и часть Ее пояса и головной убор. Именно в этом храме через несколько веков после ризоположения, в 910 году, произошло чудо Покрова Пресвятой Богородицы: во время нападения на Константинополь варваров Божия Матерь явилась на всенощной святому юродивому Андрею и распростёрла над городом свой головной убор — омофор (покров), после чего враги отступили.

http://foma.ru/riza-bogorodicy-chto-jeto...

596. Авраамиев – Богоявленский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), при гор. Ростове, Ярославской губ., у самого въезда в Ростов, с сев. от Ярославля, на левой стороне дороги, близ Ростовского оз. Основан преп. Авраамием, просветителем Ростовской области, но когда – неизвестно. Некоторые полагают, основываясь на житии преподобного, что он начал существовать с X ст. (990 г.), чего решительно невозможно допустить, как потому, что и гораздо позднее язычество еще существовало в Ростове, что видно из жития св. Исаии, так и потому, что во времена преп. Авраамия Великие князья жили уже во Владимире на Клязьме, что не могло быть ранее времен Андрея Боголюбского (XII ст.) или по крайней мере Владимира Мономаха (XI ст.), основавшего гор. Ростов и часто ездившего в Ростов. и Суздальск. области. В «Ист. Росс. Иерар.» (V, 722) сказано, что Авраамий скончался в 1010 г., Ключевский допускает время святительства Авраамия к 1073–1077 год., а преосв. Макарий относит кончину к 1045 г. В соборном храме во имя Богоявления, построенном в 1553 г., открыто почивают мощи преп. Авраамия, память коего чтится 29 октября; они обретены при Вел. кн. Всеволоде Георгиевиче (1176–1212 г.), внуке Мономаха; в ногах мощей лежит архимандричья шапка преподобного, невысокая, вышитая по камке золотом и опушенная мехом. Тут же в соборе находится икона Корсунской Бож. Матери, составляющая дар Иоанна Грозного. В монастыре погребены местно-чтимые за благочестие Афанасий Юродивый, Пимен затворник, живший в XVII ст., архим. Иосиф, управлявший монастырем 38 лет и скончавшийся в 1775 г. 21 мая, схимонах Сысой, родитель митроп. Ионы. Архим. Иустин, “Опис. Ростов. Богоявл. Авраамиева м-ря», Яросл., 1862 г.; “Полн. собр. лет.», I, 204; “Ист. Росс. Иер.», III, 63; V, 718; Ратшин, 550; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 136; “Опис. монаст.», 1817 г., 1; “Словарь ист. о свят.», 3; Проценко, “М-ри в России», 3; Ключевский, “Жит. свят.», 26, 197, 462; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.» 1847 г., 2, 45; Журавлев, “Путев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Ростове, на берегу озера Неро; состоит под управлением архимандрита. Основан в 990 году св. Авраамием, на том месте, где стояло капище обажаемого дотоле Ростовцами Велеса, кумир которого он сокрушил данным ему, в сонном видении, от Апостола Иоанна Богослова, жезлом. Сей святой, устроив обитель, был в ней первым архимандритом. Здесь три каменные церкви: 1) Соб., Богоявления Господня, построена новая вместо древней царем Иоанном Васильевичем, в 1553 году, по взятии Казани. При ней два придела: один св. Авраамия Ростовского, где и мощи его почивают, а другой Апостола Иоанна Богослова. 2) Теплая, Введения Божией Матери. 3) Николая Чудотворца, над св. вратами, построенная в 1683 году помещиком Алексеем Мещериновым. – В обители хранится крест от того жезла, которым св. Авраамий сокрушил каменный идол Велеса; самый же жезл, лежавший дотоле в гробнице Преподобного Авраамия, взят, в 1552 году, царем Иоанном Грозным, как необоримое оружие к покорению врагов, в то время, когда он пред Казанским походом посетил Богоявленскую обитель. В сем монастыре был Архимандритом св. Игнатий, хиротонисанный в 1262 году во епископа в Ростов. Здесь же, в особой палатке, погребены Афанасий юродивый и Пимен затворник, которых память уважается и доныне. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, НА УСТЬИ, муж. 2 класса, в 15 верстах от уездного города Ростова, на берегу реки Устьи; находится под управлением архимандрита. Основан в 1363 году при зяте Иоанна Калиты, Ростовском князе Константине Васильевиче, праправнуке в. к. Константина I, по благословению св. Сергия Радонежского, Старцами Феодором и Павлом. Здесь ныне шесть каменных церквей: 1) Соб. князей Бориса и Глеба, настоящее здание коей воздвигнуто по повелению в. к. Василия IV, в 1522 году; в ней находятся гробницы строителей Феодора и Павла, которых память чтится и доныне, как иноков благочестивых; в особой же палатке, близ паперти, почивают мощи Преподобного Иринарха затворника; он здесь, в обители, приняв иночество в XVI веке, провел в уединенной кельи 38 лет. 2) Благовещения Пресвятой Богородицы, теплая. 3) Сергия Родонежского, над св. вратами; 4) Сретения Господня, над другими вратами. 5) Собора Иоанна Предтечи, под колокольнею. 6) Покрова Богородицы при кельях, построенных для приезда архиереев. Кругом сей обители ограда с башнями каменная, древнего построения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Матушка Алипия – монахиня в миру. Её квартира - одна комната и кухня, служили как иконописная мастерская. 5-й этаж, хрущёвка, без лифта. Недалеко от Голосеевской пустыни, где покоится её тёзка – блаженная монахиня Алипия, известная в миру как Агапия Авдеева, Христа ради юродивая. Матушка очень почитала её. Над гробом справа, в усыпальнице м.Алипии, находится икона Архистратига Михаила, написанная м.Алипией. Тяжело, с остановками, каждый день, после перенесённой онкологической операции, поднималась и спускалась с 5-го этажа, идя на службу в родную лавру. Матушка любила птиц. Каждый выход её из подъезда до остановки троллейбуса, сопровождали стаи птиц, голубей, воробьёв. Соседские дети прозвали матушку «повелительницей птиц». Она всегда была одета в монашескую одежду… Каждую осень матушка покупала на Демеевском рынке несколько мешков крупы для птиц. Просила помочь привезти и поднять на 5-й этаж. В этом году просьбы не было… Почитала матушка Царя Николая и всех Царственных Мучеников. Молилась у могилы Петра Аркадиевича Столыпина… Отпевали м. Алипию в Кресто-Воздвиженском храме 11 октября, в день памяти преподобных Печерских в Ближних пещерах почивающих, т.е. в день памяти преподобного Алипия – небесного покровителя матушки, мощи которого находятся в Ближних пещерах. Отпевали матушку после Божественной литургии 4 священника: архимандрит Нестор, архимандрит Пимен, иеромонах Вениамин, иеромонах Мардарий. Похоронили ее в скиту Киево-Печерской лавры, на монастырском кладбище в Китаево. Упокой, Господи, душу новопреставленной монахини Алипии, прости ей вся согрешения и даруй ей Царствие Небесное. Валерий Гончаренко , Киев На фото: Икона «Призри на смирение последних времён» М.Алипия с иконой Спасителя Пострижение в монахини Алипии 2008г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/30/bo...

9. Рассказывали о нем: какие-то люди пришли к нему, чтобы он рассудил их. Но старец прикинулся глупым, и тогда женщина, стоявшая близ него, сказала: «Старец этот – юродивый». Старец, услышав ее слова, подозвал женщину и сказал: «Сколько трудов совершил я в пустынях, чтобы стяжать это юродство, и неужели сегодня через тебя я должен потерять его?» 10. Однажды авва Аммон пошел в одно место на трапезу. Там был один [брат], о котором ходила дурная молва; и случилось так, что в келью этого брата зашла одна женщина. Жители того селения, прослышав про это, возмутились и собрались вместе, чтобы изгнать его из кельи. Узнав, что епископ Аммон находится тут, пришли и просили его пойти с ними. Проведав про это, брат спрятал женщину в большой пифос 77 . Придя вместе с толпой, авва Аммон узнал о случившемся, но ради Бога скрыл дело. Войдя, он сел на пифос и повелел обыскать келью. Когда ее обыскали и не нашли женщину, авва Аммон сказал: «Что это значит? Бог простит вас». Помолившись, он приказал всем удалиться и, взяв за руку брата, сказал ему: «Брат, внимай себе». Сказав это, ушел. 11. Авву Аммона спросили: «Что есть узкий и тесный путь ( Мф. 7, 14 )?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов 78 и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ) " 79 . 12. Братия пришли к авве Антонию и сказали ему одно изречение из Книги Левит 80 . Старец удалился в пустыню, и авва Аммон, зная его привычку, скрытно последовал за ним. Уйдя далеко, старец встал на колени и сильным голосом вскричал: «Боже! Пошли мне Моисея, и пусть он наставит меня относительно этого речения!» И сошел к нему глас, глаголющий с ним. Авва Аммон говорил об этом: «Глас я слышал, но смысл сказанного не разобрал» 81 . 13. Паисий, брат аввы Пимена, поддерживал отношения с неким [человеком, жившим] вне его кельи 82 . Авва Пимен не хотел этого и [однажды], встав, пришел к авве Аммону и говорит ему: «Паисий, брат мой, поддерживает отношения с неким [человеком], и я не могу обрести покой». Авва Аммон отвечает ему: «Пимен, ты находишься в расцвете сил. Пойди, сядь в келье своей и положи на сердце свое, что ты уже год лежишь в могиле» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Придет, придет и наше время, И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас 62 . В те же два года, – время, кажется, наибольших увлечений Пушкина безрелигиозностью, встречается неосторожная и неприличная игра священными словами ради, как говорится, красного словца 63 , которую Пушкин покинул совсем только в самые последние годы 64 . О себе он пишет: Раззевавшись от обедни... 65 Для описания похорон дяди Евгения Онегина нашлись только следующая слова: Покойника похоронили. Попы и гости ели, пили, И после важно разошлись 66 . Для описания богослужения Троицына дня: В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен... 67 Ларины, в «Евгении Онегине», – Два раза в год они говели. Любили круглые качели... 68 А в 1824 году Пушкин уже знает то высшее чувство, которое испытывала Татьяна, когда бедным помогала, Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души 69 . В том же году в «Бахчисарайском Фонтане» описывается дальний уголок пленной польской княжны в гареме, где День и ночь горит лампада Пред ликом Девы Пресвятой; Души тоскующей отрада, Там упованье в тишине С смиренной верой обитает. Святыню строгую скрывает Спасенный чудом уголок. Так сердце, жертва заблуждений, Среди порочных упоений, Хранить один святой залог Одно божественное чувство... 70 Когда грузинка, прежняя любимица хана Гирея, к которой он остыл, прельщенный новою прекрасною пленницей Марией, вошла ночью в спальню Марии, быть может с намерением убить невольную соперницу, то Лампады свет уединенный, Кивот, печально озаренный, Пречистой Девы кроткий лик, И крест, любви символ священный, – внезапно пробудили в душе грузинки, забывшей уже веру отцов, «родное что-то»: Стеснилась грудь ее тоской, Невольно клонятся колени... 71 К 1821 же году относится несколько переложений из Корана, не лишенных философской глубины мысли 72 . В 1825 году написана была драма «Борис Годунов», в которой такие персонажи, как отшельник Пимен, патриарх, юродивый, царь, давали обильный материал для религиозных мотивов. Однако Пимен изображен только с типической бытовой стороны, патриарх остался не очерчен, юродивый довольно безличен, и только царь Борис, главный герой драмы, дает нам некоторый материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Благоверные князья – святые управители государства, известные своим милосердием и заботой об укреплении православной веры. Столпники – святые, избравшие особый подвиг – стояние на столпе или на камне, сосредоточившись в постоянной молитве. Такие чины с течением времени при канонизации определила Церковь. Но, как уже было сказано, подвиги подвижников многообразны. Потому один и тот же святой может быть и столпником и юродивым, и преподобным или бессребником и мучеником (как Косьма и Дамиан), или святителем и равноапостольным и т.д. К именам некоторых святых прибавляют специальные эпитеты. Например: прп. Пимен многоболезный, прп. Нестор Летописец , прп. Алипий иконописец, прп. Прохор лебедник, прп. Моисей Угрин, свт. Иоанн милостивый и т.д. … «У Господа обители многи суть». Сокровищница церковная «Приникайте к святости», «роднитесь с небесными жителями» – учат нас отцы духовные. В наше время, когда на человека ежедневно обрушивается лавина отрицательного опыта, так важно приникать к святости, чтобы не стать пессимистом, чтобы, даже находясь в церковной ограде (а это, увы, слишком распространенно среди церковных интеллектуалов) не снедаться ядом иронии. Приникать к святости можно по-разному, но один из самых верных способов – внимательно воспринимать сокровища церковные – службы, посвященные святым. Мои «бабушки» – воспитывавшие меня бывшие члены революционных братств, учили прежде всего этому – ценить, дорожить сокровищницей богослужения. Каждый день начинался у них с того, что они открывали календарь и смотрели день какого святого празднует Церковь. Вместе с ними Господь сподобил меня прочитать службы святым по богослужебным Минеям. Они показали мне, как в службах святым своим, Церковь мудро соединяет рассказ о жизни подвижника с догматическими и нравственными наставлениями. После этого чтения красота богослужения открылась заново. А ведь каждая служба имеет и свои музыкальные особенности. Есть восемь церковных напевов, которые называются гласами. Но, кроме них, есть еще бесконечное множество «подобных» и «самоподобных». Соединение содержания и напевов дает такое богатство, такую красоту служб, такое разнообразие, что, по словам епископа Мефодия Кампанского († 1975), «внимательный слушатель в церкви никогда не будет скучать, а будет получать пищу для ума и для души. Вот почему не надо удивляться монахам, которые из года в год часами проводят в церкви и не тяготятся этим». По-настоящему пожить в церковном календаре действительно можно только в монастыре, когда ты не снедаешься суетой и заботами о работе, о домашних и хозяйстве. Изо дня в день выслушиваемое богослужение дает ощущение «полноты времен» – наполненности всего дня великим смыслом и даже приобщения к «небесным жителям».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

Нектарий печерский, 29 нояб. Неофонт , еп. урбнисский, 28 окт. Нестор некнижный печерский, 28 авг. Неувядаемый цвет – иконы Божией Матери, 3 апр. Нечаянная радость – иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Никандр преподобный городно-езерский, 15 мар. Никейской иконы Божией Матери, 28 мая. Никита муч. албанский, 4 апр. Никита , еп. Ремешек, 24 июня. Никифор преподобный важеозерский, 9 февр. Никифор Алфанов, 17 июня. Никодим кожеозерский, 3 июля. Никодим , архиеп. сербский, 30 авг. Николай воин болгар., 24 окт. Николай псковский юродивый, 28 февр. Николай , еп. тмутараканский. Нил преподобный сорский, 7 апр. Нифонт телеговский устюжский. Новгородской иконы Божией Матери, 20 дек. Новоникитской иконы Божией Матери, 15 сент. Овиновской иконы Божией Матери, 15 авг. Озерянской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Оковицкой иконы Божией Матери, 8 июля. Оконской иконы Божией Матери, 30 июля. Олег , князь брянский, 20 сент. Онисим , затворник печерский, 21 сент. Онисифор , исповедник печерский, 9 нояб. ОнуФрий вологодский,12 июня. Онуфрий мальский, 12 июня. Онуфрий печерский, 21 июля. Оранской иконы Божией Матери, 21 мая. Орловской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Павел муч. русский, 6 апр. Павел печерский, 21 сент. Павел печерский другой, 28 авг. Павел ростовский, 22 окт. Паисий галицкий, 23 мая. Паисий печерский, 28 авг. Памва преподобный, затворник печерский, 28 авг. Панкратий печерский, 28 авг. Пафнутий затворник печерский, 28 авг. Пахомий мученик, 7 мая. Пахомий нерехтский, 23 мар. Пахромской иконы Божией Матери, 3 дек. Пергий печерский, 21 сент. Петровской иконы Божией Матери, 24 авг. Петр казанский мученик, 24 марта. Петр царь болгарский, 30 янв. Петр преп. коришский, 5 июня. Петр печерский подвижник, 28 авг. и 21 сент. другой. Петр спасокаменский вологодский. Пименовской иконы Божией Матери, 6 июня. Пимен постник, 28 авг. Питирим епископ пермский, 29 янв. Пирр бретский груз., 7 мая. Пиор , затворник печерский, 28 авг. Поликарп преподобный брянский, 23 февр. Почаевской иконы Божией Матери, 8 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Объектом суровых репрессий стала и Новгородская кафедра. Из монастырей изымали казну, церковную утварь, колокола; черное и белое духовенство было обложено большим денежным штрафом, а те, кто не могли его выплатить, ставились «на правеж». Царь приказал «бити их приставом из утра и до вечера на правежи до искупа безщадно». Во время избиений погибли игумен Антониева мон-ря и старец Нередицкого Преображенского мон-ря. С 13 февр. по 13 окт. 1570 г. с новгородских мон-рей было собрано 15 тыс. р., городские священники вносили деньги до сент. 1571 г. От новгородского Софийского дома были отделены земли Поморья, присоединенные к находившейся в О. Вологодской епархии. Из Новгорода опричное войско в февр. 1570 г. двинулось на Псков. Здесь массовых казней не было, что историческая традиция связывает с чудесным вмешательством Христа ради юродивого блж. Николая (Сал(л)оса). Однако были казнены игумен Псково-Печерского мон-ря прмч. Корнилий и старец прмч. Вассиан (Муромцев). Массовое изъятие церковного имущества имело место и здесь. Как отметил псковский летописец, царь «повеле грабить имение у гражан... а церковную казну по обителям и по церквам иконы и кресты, и пелены, и сосуды и книги, и колоколы поима с собою». Архиеп. Пимен был лишен сана Собором епископов во главе с митр. Кириллом III и умер в заточении. К этому времени, к нач. 1570 г., в рядах элиты опричного двора начались внутренние конфликты. Когда опричный режим только утверждался, опричники, по-видимому, действовали солидарно, но по мере укрепления позиций опричного «двора» в жизни страны между разными группами приближенных царя началась борьба за власть и влияние. В результате ряд опричных советников царя (А. Д. Басманов, кн. А. И. Вяземский и др.) были обвинены в сговоре с новгородскими «изменниками» и устранены. Вероятно, царь понял, что планы создания надежной и верной ему элиты успехом не увенчались. В сговоре с этими «изменниками» были обвинены и вызывавшие недовольство опричников руководители земского приказного аппарата (И. М. Висковатый, Н. А. Фуников-Курцев и др.). 25 июля 1570 г. в Москве прошли массовые казни «изменников», и московских, и новгородских, в расправах участвовали опричные приближенные царя во главе с Г. Л. Скуратовым-Бельским.

http://pravenc.ru/text/2581441.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010