Пимен Желтухин и в этом году к пустыни приписан Преображенский м-рь, находившийся в гор. Данилове. В 1640 г. пустынь опустела, так как затворник Капитон был взят в Ярославль, а иноки, не желавшие оставить учение Капитона, разошлись, поэтому в запустелый м-рь переведены иноки Преображенского м-ря из Данилова. Упразднена в 1764 г. За алтарем Троицкой церкви погребен Илия юродивый, над могилою которого поставлена часовня с гробницею; местные жители поминают блаженн. Илию и берут землю с его могилы. По описи 1687 г. в собор. церкви св. Троицы находилась чудотвор. икона Казанской Бож. Матери. “Ист. Рос. Иер.», VI, 438; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 49; Строев, “Спис. иер. и наст.», 372, 34 и 887 (строит. Варлаам, 1657 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 111, 240; “Ярослав. губ. вед.», 1852 г., 17, 18, 26, 28, 30, 32, 40–43 (грамоты); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201 (сказано в 1721 г. «Троиц. Колесникова пустыня; в дворцовом Вел. Государя селе Даниловском той же Колесниковой пустыни церковь Пресв. Богородицы»); VIII, 1728 г., 508 (дело о производстве иером. Иоасафа в игумена; сказано, что построена в 1625 г.); “Опис. Моск. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 74 (по описи 1687 г. был строитель старец Матвей и 23 монаха), 78 и 84 (в 1691 г. здесь были: игум. Иоасаф, строит. старец Матвей, казначей, 2 черн. священника, 6 старцев, 13 рядов. братии, 7 братии больничной; в 1693 г. показаны: строит. старец Матвей, казначей, черный поп, келарь, 3 старца, 6 рядов. старцев и больничной братии 2 старца, а в 1694 г. показан игум. Игнатий, строитель старец Матвей, казначей и разной братии 13 челов.). 1230. Троицкая – Перемиловская, мужская пустынь, ныне погост Перемиловская Пустынь, Владимирской губ., Муромского у., в 20 вер. к сев.-вост. от Мурома, при рч. Поповке, близ правого берега р. Оки. О ней известно только, что она в 1724 г. была приписана к Борисоглебскому м-рю в Муром. у. и упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 479 (Перемиловский), 480 (Перемышльский); Ратшин, 46; “Ежегодник Влад.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Писание хорошо говорит: «ВО ВСЕХ СЛОВЕСАХ ТВОИХ ПОМИНАЙ ПОСЛЕДНЯЯ ТВОЯ, И ВО ВЕКИ НЕ СОГРЕШИШЬ» ( Сир. 7:39 ). Великий преп. Варсануфий Газский советовал брату: «Да укрепляет помыслы твои памятование смерти, час которой неизвестен никому. Потщимся же творить добро до исхода нашего из сей жизни – ибо мы не знаем, в какой день будем призваны,– чтобы не оказаться нам неготовыми и не остаться вне чертога брачного с пятью юродивыми девами». Великий авва Пимен, узнав о смерти египетского подвижника, преп. Арсения Великого , сказал: «Блажен Арсений: ты оплакал себя в течение земной жизни! Неоплакивающие себя здесь будем плакать вечно. Невозможно избежать плача: или здесь – произвольного, или там, в муках, невольного». (Патерик Скитский, см. у епископа Игнатия, т. 3, стр. 108). Только имеющий этот трезвый христианский взгляд на жизнь может осмелиться сказать вместе с апостолом Павлом, что он «ИМЕЕТ ЖЕЛАНИЕ РАЗРЕШИТЬСЯ И БЫТЬ СО ХРИСТОМ» ( Флп. 1:23 ). Только тот, кто вел христианскую жизнь подвига, покаяния и оплакивания своих грехов, может сказать со св. Амвросием Медиоланским : «Глупцы боятся смерти как величайшего зла, а мудрые ищут ее как упокоение после трудов и как конца бед» («Смерть как благо», 8:32). Преосвященный Игнатий Брянчанинов завершает свое знаменитое «Слово о смерти» словами, которые и сейчас, спустя сто лет, звучат для нас призывом вернуться к единственно правильному христианскому отношению к смерти, отбросив все розовые иллюзии нашего нынешнего духовного состояния, а также все ложные надежды на будущую жизнь: «...полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине ближних и погребении, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных современных смертей, слышанных и виденных нами... Уразумев краткость нашей земной жизни и суетность всех земных приобретений и преимуществ, уразумев ужасную будущность, ожидающую тех, кто пренебрегает Искупителем и искуплением, принесли себя всецело в жертву греху и тлению, – отвратим мысленные очи наши от пристального зрения на обманчивую и обворожительную красоту мира, удобно уловляющую слабое сердце человеческое и любовь к себе и в услужение себе; обратим их к страшному, но спасительному зрелищу – к ожидающей нас смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/d...

" Преп. Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным (Алфавит. Патерик), — очевидно, по нарушению нравственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы, очевидно, бесовские. Не надо им поддаваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас " . Старец, как личным опытом прошедший школу трезвения и умно-сердечной молитвы и изучивший благодаря этому в совершенстве духовные психические законы, как уже лично достигший бесстрастия, становится способным руководить новоначальным иноком в его " невидимой брани " на пути к бесстрастию. Он должен уметь проникать до самых глубин души человеческой, видеть в ней самое зарождение зла, а также причины этого зарождения, устанавливать точный диагноз болезни и указывать точный способ лечения. Старец — искусный духовный врач. Он должен ясно видеть " устроение " своего ученика, т.е. характер его души и степень духовного развития и обладать даром рассуждения и " различения духов " , т. к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела светла. Но, как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливости, чудотворения, пророчества... Старчество в своих высших степенях, как напр., преп. Серафим Саровский, получает полноту свободы в своих проявлениях и действиях, не ограниченных никакими рамками, так как уже не он живет, но в нем живет Христос (Гал. 2:20) и все его действия в Духе Святом, а потому всегда в гармонии с Церковью и ее установлениями. Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, это особый род святости, а потому может быть присущ всякому. Старцем мог быть монах без всяких духовных степеней, каким был в недалеком прошлом, вначале своего старчествования, отец Варнава Гефсиманский. Старцем может быть и епископ, напр., Игнатий Брянчанинов, или Антоний Воронежский, великий современник преп. Серафима. Из иереев назовем о. Иоанна Кронштадтского и о. Георгия Чекряковского. Наконец, старчествовать может и женщина-старица, как, напр., прозорливая блаженная Прасковья Ивановна во Христе юродивая Дивеевская, без совета которой ничего не делалось в монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Препп. пустынники Сирийские: Антиох, Антонин, Дамиан, Зевин, Иоанн, два Моисея и Полихроний. 23 февр. Агавва ИзмаильтянИн.22 ноября. Варадат, Фалассий и Лимний. 22 февр. Домнина дева. 1 марта. Марон. 14 февр. Феоктист, игумен Сицилийский. 4 янв. Препп. Скитские: Ахилла, Даниил, Зоил, Аммон или Амой, Алоний. Субб. с. Иоанн Колов. 9 ноября. Андроник и супруга его Афанасия. 9 окт. Пимен Великий. 27 авг Диадох, еп. Фотики. Субб. с. Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахернском храме. 2 июля. Препп. Цареградские: Далмат и Фавст. 3 авг. Домника. 8 янв. Олимпиада св., диаконисса. 25 июля. Маркиан пресвитер. 10 янв. Тигрий пресв. и Евтропий чтец, мучч. Цареградские. 16 июня. 491–518.       Роман преп., творец кондаков. 1 окт. 520.             Иоанн Каппадокианин, патриарх Цареградский. 30 авг. 522.             Арефа, Синклитикия с двумя дочерьми, и другие мучч. Негранские от Дунаана. 24 окт. Мария, преп. Египетская. 1 апр. 529.            Феодосий Великий, киновиарх Палестинский. 11 янв. 530.             Коприй, преп. Палестинский. 24 сент. Равула, преп. Месопотамский. 19 февр. Сампсон странноприимец, преп. Царегр. 27 июня. 531.            Савва Освященный, преп. 5 дек. 535.             Агапит, папа Римский. 17 апр. Иоанн преп., еп. Кесарийский. 3 окт. 540.             Давид, преп. Солунский. 26 июля. Исаак Сирин , преп. Сполетский. 12 апр. 543.             Венедикт преп., РимлянИн.14 марта. Ок. 546.       Ефрем, патриарх аитиохийский. 8 июня. 548.             Феодора царица. 14 ноября. 552.             Мина, патриарх Цареградский. 25 авг. Григорий, архиеп. Омиритский. 19 дек. 553.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 5. 25 июля. 557.             Иоанн молчальник, Савваит. 3 дек. Кириак, отшельник Палестинский. 29 сент. 558.             Сира девица, мученица Персидская. 24 авг. 527–565.       Петр св., бывший прежде мытарем. 22 сент. Фома юродивый, преп. келесирийский. 24 апр. 565.             Успение Юстиниана, правоверного царя. 14 ноября. 567.             Анастасия патрикия, преп. Епипет. 10 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

При дальнейшем обзоре Похвального Слова мы упомянём только чем-либо особенно замечательных лиц и писателей, у которых преобладают оригинальные сочинения, имеющих местный интерес. Георгий Святогорец – переводчик многих церковных книг, был настоятелем Иверского монастыря, умер в 1066 г. и погребён там же. Георгий II, преёмник предыдущего; при нём обучались в Ивере юноши, в числе 50, присланные из Грузии для образования; скончался в 1098 г. Иоанн Патриций жил в 1120 г., а не в VI столетии, как думают некоторые. Он перевёл между прочим на грузинский язык философские комментарии Прокла Диадоха , Историю Иосифа Флавия, Топики Аристотеля с армянского, и мн. др. Ефрем Малый, жил при Давиде Возобновителе (1089 –1130); составил повествование о просвещении Грузии Христианством, по сведениям, извлечённым из историй Сократа и Созомена . Арсений Икалтский, современник Ефрема, духовник царя Давида, основал школу при Икалтском монастыре, где и скончался. Из сочинений его известны: «Описание Собора бывшего в Мцхете», «Похвальная речь Давиду Возобновителю» и «Изложение причин отпадения армян от Православия». Василий Афонский, дядя Католикоса Евдемона, жил в 1289 году; доблестный пастырь церкви и ревнитель благочестия, он явился обличителем царя Давида – Нарина, дерзнувшего посягнуть на достояние церквей, и Димитрия Жертвователя, вводившего беззаконные обычаи татар в жизнь своих верных подданных. Последний имел трёх жен и выдал свою дочь Русудань за правнука Бугаса – врага Христиан. Василий предсказал ему насильственную смерть, что и исполнилось. Заодно с Василием стоял и Пимен Юродивый, подвижник Гареджийский, который проповедал Христа в горах Кавказских и обратил Великанских «Лезгин, Мтиулетницев, Тушин и Дидойцев; умер в 1292 году; о нём пишет и Вахуштий. Инок Дамиан, до вступления в монашество царь Димитрий (1125–1154), скончался в Гаредже, где жил отшельником, променяв царскую порфиру на власяницу; в одной из келий Моцаметской обители сохранилось его изображение. Антоний называет его, неизвестно почему, Димитрием VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом с точки зрения святых Отцов дар языков имел историческое, временное значение. После того как в разных странах Апостолы основали христианские Церкви, возглавляемые епископами из местного населения, необходимость в сверхъестественном даре языков стала исчезать. Во времена священномученика Иринея Лионского, в середине III века, дар языков упоминается уже как редкое явление: “мы слышали многих братьев в Церкви, которые имели пророческие дарования и чрез Духа говорили разными языками” 59 . В смысле понимания иностранного языка этим даром обладали авва Пимен 60 и преподобный Ефрем Сирин (IV в.), а также некий отрок Арментарий, который говорил на иноземных языках, не учившись им, о чём поведал святитель Григорий Двоеслов в своих собеседованиях о жизни италийских Отцов 61 . В конце X века подвизался святой Андрей Юродивый (880–946 гг.), которого изображают на иконах Покрова Божьей Матери. Его ученик и агиограф Епифаний свидетельствовал, что преподобный Андрей мог объяснить с помощью Духа Святого каждую книгу, на каком бы наречии она ни была написана 62 . Но это единичные случаи в истории Церкви. На рубеже IV–V веков святитель Иоанн Златоуст признавал, что подобные “знамения” уже упразднились, и христианам стоит стремиться приобрести не дары, а плоды Духа, которые больше знамений: “Итак, мы ничего не потеряли, если только захотим быть внимательными. Главные блага мы получаем в крещении: отпущение грехов, освящение, причастие Духа, усыновление, вечную жизнь. Чего же ещё хотите? Знамений? Но они упразднились. Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений” 63 . Несомненно, что здесь Святитель говорит об исполнении предсказания апостола Павла об упразднении дара языков (языки умолкнут — 1 Кор 13:8). Точно такая же позиция на Западе была у блаженного Августина: «В ранние времена Святой Дух изливался на верующих, и они говорили на языках, которых не учили, ибо Дух давал им дар речи. Это были знаки, приуроченные к времени. Потому что подобало, чтобы являлся этот знак Святого Духа на всех языках, чтобы засвидетельствовать, что Господне Евангелие будет проповедано на всех языках и во всех концах земли. Это было сделано для знамения, и это миновало. Ожидаем ли мы теперь, чтобы те, на кого будут возложены руки, заговорили на языках? Или когда мы возлагали свою руку на этих детей, ожидал ли каждый из нас, что они начнут говорить на языках? И, увидев, что они не говорят на языках, оказался ли кто из нас так развращён в своём сердце, чтобы сказать: “Они не получили Святого Духа”?» 64 .

http://pravmir.ru/alfa-kurs-i-pravoslavn...

Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Самая память обоих святых совершается в один день – 13 июня. 26. Блаж. Даниил Черный и Андрей Рублев. Чудные, знаменитые иконописцы, жившие при блаж. Андронике и Савве в монастыре их. Андрей был ученик Даниила. Оба они отличались такою ревностию к посту и иноческим подвигам, что удостоились Божественной благодати. В самом начале XV века они уже были в славе и известны были великому князю Василию Димитриевичу. Так в 1405 г. чернец Андрей Рублев вместе с другими знаменитыми иконописцами: греком Феофаном и старцем Прохором, расписывали каменный Благовещенский собор в Кремле; а в 1408 г. Даниил и Андрей вместе расписывали Успенский собор во Владимире, Троицкий в обители преп. Сергия и Спасский в своем монастыре. Из числа сохранившихся образцов их кисти особенно замечательна храмовая икона в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Оба они скончались около 1427 года и погребены в Андрониковом монастыре; место могилы их неизвестно. 29. Преп. Иринарх затворник, в мире Илья, был родом из крестьян дер. Кондаково, Ростовского уезда. На 30 году оставив мир, он постригся в Борисоглебском монастыре, что на р. Устье, в 15 верстах от Ростова. Там начал он свое подвижничество тем, что стал ходить босой и в рубище. Это казалось монастырской братии неприличным. Монахи, чтобы заставить подвижника носить обувь и рясу, запирали его на несколько дней в холодную келью, или в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный терпеливо переносил все это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырем, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешел в Авраамиев монастырь. В это время там подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха. Вскоре подвижник явился назад в Борисоглебский монастырь с тяжкими веригами на плечах и с оковами на ногах, затворился безвыходно в келье и приковал себя цепью к стулу. Здесь посетил его блаженный Иоанн юродивый, по прозванию «Большой Колпак», и предсказал ему будущий успех его подвигов. С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжести, носимые на теле; спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Среди ужасных бедствий от оружия Чингисхана и войска Султанского, к утешению церкви Промысл являл чудеса свои в исповедниках и мучениках. Такими представляются в истории: 1) Шалва сын Ахалцыхского воеводы, находившего даже и слышать никаких уверений и обещений Султана за перемену веры христианской; 2) Димитрий (1272–1289 г.) царь Иверский, (жертвователь) исповедавший сначала Христа пред неистовым учителем Мусульманства, а потом принявший и венец мученичества в самой Персии 3) царь Вахтанг (1289–1294 г.), и множество других христиан и верных пастырей. Примером строгой жизни христианской явились: Василий, известный под именем дяди Католикоса Евфимия; Пимен, проповедавший веру христианскую в Дагестане, между мятежными обитателями берегов Каспийского моря, славный благочестием, юродивый Христа ради Антоний Наохребули выражениями простыми, но сильными и убедительными заграждавший уста проповедникам Корана. К несчастью церкви, нравы христиан много изменились от владычества Татар и Мусульман. При всеобщем разврате Месхи, христиане Имеретинские делали нападение на самое достояние церкви; Многие стали отнимать или по крайней мере поспешали воспользоваться поместьями церквей и монастырей. С разрушением храмов и церквей оружием Татар, многие охладели и во внутренней ревности к вере и благочестию Один Католикос Николай, ученый и подвижник добродетели, мог еще поддержать дух христианской ревности и воодушевлять им все сословия народа. За то христиане забывавшие веру и Бога, видели явные указания Промысла в страшных казнях и явлениях, каковы были: иго Татар и ужасные землетрясения в торжественные дни Светлого Христова Воскресения, голод, пять лет свирепствовавший во всей Иверии. Глава 8 Переписка царицы Русудани с Римским двором; появление в Грузии Католических монахов; нашествие на Грузию Тамерлана; удаление в пустыни царей Александра, Димитрия и других; покушение Магометан обратить в магометанство Колхиду и Имеретию; замыслы Папы на счет Грузинской церкви; собор Флорентийский; замыслы проповедников Лютеранских

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, например, царь не решился тронуть псковского юродивого – святого Николая Салоса, обличившего Иоанна, когда государь намеревался учинить в Пскове такой же погром, как в Новгороде. Встречая царя, Николай предложил ему кусок сырого мяса. Когда Иоанн в ответ заметил ему, что идет Великий Пост, юродивый спросил его, можно ли в Пост пить кровь человеческую? После этого устрашенный царь не дерзнул учинить во Пскове такой же тотальный погром, как в Новгороде. Правда, несколько десятков псковичей все же было убито, а монастыри и храмы ограблены. Царь Иоанн собственноручно убил преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря и еще нескольких иноков этой обители, так как не мог простить им близости к князю Андрею Курбскому. По возвращении царя в Москву в столице также прошла серия новых казней. В том числе были зверски казнены казначей Никита Фуников и знаменитый дьяк Иван Висковатый. На соборе по указке царя русские епископы во главе с митрополитом Кириллом вновь столь же послушно, как и ранее в истории со святым Филиппом, постановили лишить сана врагов убиенного святителя – архиепископа Новгородского Пимена и епископа Рязанского Филофея. Пимен был сослан в Никольский Веневский монастырь, где через год скончался – сбылось пророчество св. Филиппа. К учиненным царем погромам скоро добавилась еще одна беда. Пока русские войска воевали в Ливонии, на ослабевшую от войны и опричного террора страну решил напасть крымский хан Девлет-Гирей. Объявив джихад русским, хан в 1571 году вторгся в пределы Московского государства. Первоначально он не имел намерения идти на Москву, но перебежчики донесли ему, сколь разорена Русь своим собственным монархом, который уже и не живет в Белокаменной. Тогда Гирей пошел на Москву, уничтожая города и села, грабя, истребляя и пленяя их жителей. Характерно, что в эту войну как никогда много перебежчиков переметнулось к крымчакам от отчаяния, вызванного опричным террором. Позднее, в Смутное время, в сознании многих русских сработает сходный психологический комплекс, и они станут на сторону самозванцев и интервентов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010