«По отписке Пудожгорского попа», для поимки Германа был послан «с Олонца начальник с солдаты», который, найдя Германа у Тамбич-озера в Выговской пустыни, схватил его «в осень нощию», а с ним и его келейника каргопольца Василия Быкова; пойманные были взяты в Новгородский разряд, причем, после допроса, их послали «под начал», Германа в новгородский Хутынский монастырь, а Василия в Антониев: просидев «тамо годищное время или больше», Герман и Василий бежали, оба в одно время (Ист. Выг. пуст., стр. 124–5). Из памятников Олонецкого края видно, что 14 мая 1681 года, по указу государя, велено было подьячему Приказной Палаты Ивану Иванову, «ехать в Заонежье, Хутыня монастыря вотчину, в Челмужской погост, Пудожгорскую волость, а приехав в Георгиевскую пустыньку на Пазбач-озеро, от Чолможи и от Пални по 30 верст, сыскав в тех местах, в дуброве, священноинока Германа, да двух человек бельцов, Ивашку да Ваську, взят их в Великий Новгород с собою, и что с ними сыщется каких писем» (Олонец. Губ. Вед. 1849, 31). Если в наименовании Германа священноиноком допустить ошибку, а в Ваське бельце видеть келейника Германа – Василия каргопольца, то надо будет признать, что в 1681 году розыски шли о Германе – соловецком старце. Место поселения Германа нашли, вероятно, не сразу и потому розыски могли затянуться до осени. Однако трудно предположить, чтобы начатые розыски кончились ничем. Поэтому следует принять во внимание и еще одно свидетельство, по которому Герман сидел в остроге два раза. «Прежде в Сумстем острозе темничныя узоношения целое летообхождение» с известным «отцем Пименом претерпев, свобожден бысть», т. е. около 1673–6 года: об этом случае речи быть не может уже по одному тому, что около Тамбич-озера Герман жил позднее, как это видно не только из рассказа Филиппова (– 124), но и из других памятников (Ркп. Публ. библ. Q. I, 1062, л. 136). «Таже в Новеграде темничным озлоблением томлен и милостию Божиею на спасение многих чудне избавлен» (Ист. о отц. и страдальц. соловецких, изд. XVIII в., в 4-ку, л. 58 об.–59). Очевидно, это было то «чудесное избавление» Германа из Хутынского монастыря, которое в «Истории Выговской пустыни» названо своим именем – «бегство». Последняя добавляет и то, что после этого бегства до самосожжения в Палеостровском монастыре (в 1688 г.), Герман «поживе несколько лет, скитаяся по пустыни» (– 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Иоанн, архиепископ Новгородский и Псковский (Порфирьев) Родился в семье новгородского жителя Порфирия. Был игуменом Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря. Жизнь проводил в смирении и богоугождении и уже в иночестве зарекомендовал себя «мужем благим, кротким, тихим и смиренным и зело боящимся Бога». За свои добрые качества будущий святитель и был выдвинут новгородцами одним из кандидатов на архиерейскую кафедру. 7 мая 1387 года состоялось его избрание (по жребию) для посвящения в сан епископа. 17 января 1388 года он хиротонисан в Москве митрополитом Киевским и всея Руси Пименом во епископа Новгородского и Псковского. В хиротонии принимали участие преосвященные: Смоленский Михаил, Звенигородский Даниил, Сарайский Савва, Рязанский Феогност. Вступление Иоанна на архиерейскую кафедру сопровождалось народными бедствиями, как бы предвестниками тех трудов и огорчений, с которыми пришлось ему встретиться впоследствии. Пожары, буря, распря Софийской стороны города с Торговою предшествовали вступлению Иоанна на кафедру. По возвращении владыки Иоанна из Москвы во Пскове началось страшное моровое поветрие, которое массами уничтожало людей. Оно продолжалось почти в течение года и в следующем 1389 году повторилось вновь. Тогда псковичи прислали послов просить владыку приехать во Псков и благословить город и людей, которые еще остались в живых. Преосвященный Иоанн немедленно отправился к звавшим его, благословил город, князя Иоанна Андреевича и народ, и «молитвою его, – замечает летописец, – преста мор». В 1390 году страшная болезнь посетила и Новгород. Массовые смерти привели новгородцев в уныние. Из этого состояния вывел их преосвященный Иоанн. Он благословил новгородцев построить обыденную (в один день) деревянную церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла. 12 октября церковь начали строить, и в этот же день вечером владыка Иоанн освятил ее, а утром совершил литургию. После этого «Божиею милостию и святыя Софии стоянием, и владычним благословением и молитвою мор прекратился». Большие бедствия Новгороду причиняли пожары, которые требовали немалых забот от преосвященного, чтобы облегчить участь несчастных погорельцев. Кроме того, часто горели церкви, а восстановление их опять ложилось на плечи архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мы с вами знаем, что в основе существующих разделений лежат не вопросы веры, но внешние исторические обстоятельства, в обстановке которых между нами выросла стена отчужденности. Но мы должны верить, что общими благими усилиями эта стена может быть разрушена... Некоторые наши братья, находящиеся в разделении, имеют желание вступить с нами в диалог. Мы приветствуем это и надеемся, что такой диалог, милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим (1 Пет. 5,3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы все могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы господней... Поместный Собор призывает вас, дорогие братья и сестры, внять голосу этой любви, обращенному к вам в дни празднования тысячелетия Крещения Руси. Мы не перестаем надеяться на то, что средостение недоверия будет упразднено благоразумием, и восторжествует между нами мир Божий...» (Кол. 3, 15) 9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности». В своих «Определениях» Поместный Собор, среди прочего, постановил: «Одобрить деятельность Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом... в период Поместного Собора 1971 года и до сего дня...». Поместный Собор провозгласил чрезвычайную важность попечения о нравственной чистоте клира, монашествующих и всех чад церковных. Необходимо отбирать в клир лучших кандидатов, воспитанных в христианском духе доброделания и высокой гражданственности, дабы они, восприняв благодать священства, в жизни своей показывали зримый пример (Мф. 5, 16)... На протяжении своего 1000-летнего исторического пути Русская Православная Церковь была неразрывно связана со своим народом.

http://sedmitza.ru/lib/text/440016/

Отец и мать болящего неотступно были при нем, опасаясь, чтобы он в отсутствие их не был пострижен, а преподобный умолял Бога, чтоб Бог сподобил его вступить в лик иноков. Однажды ночью, когда родители и прислуга спали при нем, вошли к нему светлые Ангелы, одни в образе прекрасных юношей, другие в образе Печерского игумена и монашествующей братии, нося в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, куколь, все нужное для пострижения. Они спросили больного: «Хочешь ли, чтоб мы постригли тебя?» В радости блаженный отвечал: «Истинно – хочу. Господь послал вас, чтоб вы исполнили желание сердца моего...» Они немедленно начали делать вопросы и совершать все, что положено Уставом при пострижении. Постригши больного в схиму, они назвали его Пименом – имя святого, данное ему по рождении, неизвестно, – и дали ему в руки зажженную свечу. При этом они сказали, что свеча будет гореть в течении сорока дней и сорока ночей, а он будет страдать в болезни во всю жизнь свою, внезапное же выздоровление послужит признаком приблизившейся смерти. Совершив с точностью весь образ пострижения, они приветствовали Пимена по иноческому обычаю и ушли, взяв его волосы в полотно, которое положили на гробе преподобного Феодосия. Соседи-монахи, услышав голоса поющих и полагая, что игумен с некоторыми сослужащими постригает больного или что он уже скончался, пришли к нему в келью. Там все были погружены в глубокий сон, келья была преисполнена благоухания. Пришедшие увидели больного веселящимся и облеченным в иноческое одеяние. Братия спросили его: «Кем он пострижен? Какое пение слышали мы у тебя, которого твои родители и прочие, бывшие при тебе, не слышали?» Пимен отвечал: «Полагаю, что игумен с братиею постригли меня, при чем совершали песнопение, слышанное вами. Они дали мне эту свечу, которую вы видите, и сказали, что она будет гореть сорок дней и ночей, а волосы мои, завернув в полотно, отнесли в церковь ». Братия пошли к церкви, но она была заперта. Призвали пономарей и экклисиарха, у которого хранились ключи от дверей церковных, которые засвидетельствовали, что после повечерия церковь была заперта и никто не входил в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен. Некоторые исследователи связывают эту перестройку с желанием царя увековечить очередную крупную военную победу - взятие Полоцка. На четырёх углах собора были устроены одноглавые приделы, а сам собор переделан на пятиглавие - в результате храм увенчала горка из девяти золотых куполов. Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Пол собора выложен узорной яшмой, вывезенной по повелению Ивана Грозного из Ростова Великого. В соборе хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шёл на Куликовскую битву и перед которой русское воинство молилось перед боем. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесённая в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом (ум. 1389), и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Из. кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , 2000, Вече. Здание Благовещенского собора постройки 1397 г. было в 1482 г. разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 г. В 1564 г. были надстроены четыре верхних придела с их главками и пристроена вторая южная паперть. Три верхних придела: Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы и Входа в Иерусалим сохранили древние иконостасы. Четвертый св. Георгия был переустроен в 1822 г. и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 г. в первой южной паперти устроен придел Николая чудотворца. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

http://sobory.ru/article/?object=03383

О. Александр переставил события: письмо архиеп. Ермогена было написано не до Собора 1961 г., а через четыре года после него. 73 Собор 1945 г. был собран в связи со смертью патриарха Сергия (Страгородского). Архиерейский собор 1961 г. внес изменения в четвертый раздел «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого в 1945 г. Изменение это облегчило процедуру закрытия храмов — так, на 1.1.1961 в стране действовало 11 616 церквей, а на 21.8.1963 — лишь 8 314. 74 Кодекс канонического права Западной церкви не содержит такого правила. 75 Свт. архиеп. Лука (Войно–Ясенецкий) (1877–1961), архиепископ Симферопольский и Крымский с 1946 г., умер 11 июня, до открытия собора. Подробнее о нем см. на стр. 192. 76 В начале 1950–х гг. Александр по благословению схиигуменьи Марии прислуживал в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого был о. Дмитрий Делекторский (ум. 1970). До этого о. Дмитрий служил в храме Вознесения до самого его закрытия. Будучи уже глубоким старцем, он с благодарностью вспоминал архим. Серафима (Батюкова), уступившего ему место для служения в храме Вознесения, что дало ему возможность выехать с большой семьей из села, куда он был назначен и где наверняка был бы арестован или убит. Вместе с Александром в храме Рождества Иоанна Предтечи прислуживали Кирилл Вахромеев (ныне митр. Филарет) и будущие священники Сергий Хохлов и Владимир Рожков. В студенческие годы Александр прислуживал в храмах г. Иркутска. 77 Под ред. А. П. Лопухина. 78 Прот. Александр Смирнов (1888–1950), с 1943 г. ответственный секретарь Николо–Кузнецкой церкви в Москве. «Журнала Московской Патриархии», в 1949 г. — и. о. ректора МДА. Более 20 лет до своей кончины, настоятель Николо–Кузнецкой церкви в Москве. 79 Свящ. Николай Эшлиман (1928–1985). Рукоположен в диаконы в 1959 г.в Костроме, в священники — в 1961 г. митр. Пименом (Извековым); последнее место служения — московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке. Подробнее о нем см. на стр. 112. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Произошла ведь «смена вех», и нельзя говорить, что руководители советского государства при Горбачеве, например, должны нести ответственность за те реки крови, которые были пролиты при Ленине, Сталине и их непосредственных преемниках. Н. Б.: - Справедливо, но ведь от своих идеалов они не отреклись? В. Н.: - Вы знаете, все-таки от своего богоборчества они отошли! Наверное, не было с их стороны какого-то акта покаяния, но Михаил Сергеевич Горбачев проводил совсем другую политику, чем сегодняшний Президент. Даже Л. И. Брежнев на встрече с Патриархом Пименом (матушка у Брежнева была, оказывается, очень богомольной) незадолго до своей смерти просил Патриарха, в случае его кончины, совершить над ним церковное отпевание! Это известный факт, я в своей книге о Патриархе Пимене об этом пишу! То есть, нельзя сказать, что это были именно те руководители государства, которых предал анафеме Святитель Тихон (Беллавин). Но, конечно же, они были преемниками безбожной власти и они несли всю ответственность. И в своей статье в «Русской Мысли» я ставил вопрос: может быть, стоит снять анафему с советской власти, чтобы это проклятие не довлело над нашими власть предержащими? Чтобы они могли, как говорится, «расправить крылья»? Чтобы был сделан решительный шаг навстречу Русской Православной Церкви? Чтобы, наконец, восстановилась та вожделенная симфония, о которой мечтали столетия русские люди?..    Святитель Тихон возглавлял тогда Русскую Церковь, и эта его анафема была произнесена «ex cathedra»: то есть, произнесена с кафедры Первосвятителя, Главы Русской Церкви. Так что это нельзя интерпретировать как некое его частное деяние – это было сделано от лица Церкви. Святейший Патриарх Алексий II вскоре после своего избрания на Патриарший Престол, когда рассматривался вопрос о так называемом «сергианстве» - он ведь признал ошибки Русской Православной Церкви в том, что касается «сергианства». Я помню, по-моему даже в газете «Известия» было что-то опубликовано, где он говорил о необходимости «открыть с чистого листа» страницу взаимоотношений Церкви и государства. И он отрекся от «сергианства»! Но анафема не была снята, и мистически она продолжала довлеть.

http://radonezh.ru/analytics/140-letiyu-...

Владения монастыря ограничивались пространством, заключавшимся в черте ограды, и небольшим количеством земли в окружности, что составляло менее сорока десятин. Кроме того, он имел издавна принадлежавшее ему подворье на Маросейке, возле Ильинских ворот, и со времен царствования императора Павла владел мельницей, пожалованной ему в Бронницком уезде. Весь доход не превышал пятнадцати тысяч рублей ассигнациями. Считаем необходимыми эти подробности, чтобы показать, в каком состоянии находился Угрешский монастырь при поступлении в него в марте 1834 года послушника Петра и в каком благоустроенном и цветущем положении он остался, когда этот же самый Петр по прошествии сорока шести лет скончался в 1880 году заслуженным и всеми уважаемым архимандритом Пименом. II При поступлении своем на Угрешу Петр был совершенный юноша, и хотя от роду ему шел уже двадцать четвертый год, он казался на вид несравненно моложе: небольшого роста, крепкого телосложения, но не слишком плотный, с живыми, проницательными глазами, которые все видели, все замечали; с темными широкими бровями и густыми, как шелк, темно-каштановыми волосами, он был весьма привлекательной наружности; бороды и усов не было еще и признаков. Он приехал из Вологды в подряснике из толстого черного сукна Оптинского покроя и в кожаном поясе из тюленя (какие известны под названием Соловецких поясов). Такое одеяние показалось очень странным Угрешской братии; много над ним трунили; говорили, что в штатном монастыре так не одеваются; называли его кожухом; однако Петр нисколько этим не обижался и, не обращая внимания на то, что говорят другие, и хорошею ли, дурною ли находят его одежду, продолжал носить свой подрясник, пока он ему годился. Недели через две по приезде он подал прошение о своей приуказке к монастырю и о принятии в братство. При настоятельских келиях для келейника особой каморки не было, а в передней был отгорожен угол с окном, и здесь прожил Петр первые пять лет своего пребывания на Угреше. Так как братия была малочисленна и не было достаточно людей для послушаний, то и приходилось Петру одному заменить нескольких человек и принять на себя исполнение многих послушаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Глава VI Рука Промысла, доселе невидимо покрывавшая бесприютного скитальца, коснулась сердца преосвященного Стефана, епископа Вологодского 65 . Архипастырь проник в духовное стремление Брянчанинова, расположился к нему и принял в нем живое участие. Оправившись от недуга, Димитрий Александрович не пожелал возвратиться на жительство в дом родителей своих, но испросил позволения преосвященного Стефана поместиться в Семигородской пустыни 66 Вологодской губернии. Климат и местность, в которой расположена пустынь, воздух, вода благотворно влияли на восстановление потрясенного его здоровья. Здесь в уединении келейном прилежал он умному деланию и молитве, возрастал духовно в мужа совершенна, о чем свидетельствует написанное им в это время душеназидательное сочинение «Плач инока» 67 , отчасти пополненное им в последние годы его жизни, в котором ясно просвечивает духовное преуспеяние семигороднего отшельника. Многолюдство этой пустыни понудило Брянчанинова перепроситься в более уединенную обитель – Глушицкий Дионисиев монастырь 68 , куда и перемещен по благословению преосвященного Стефана 20 февраля 1831 года и зачислен послушником. Водворившись в Глушицком монастыре, он, однако, не оставлял навещать по временам излюбленную им пустынь Семигородную. В одну из этих поездок Димитрий Александрович познакомился с богобоязненным и ревновавшем о спасении своем юношей, сыном вологодского купца, по имени Петр, впоследствии настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской губернии архимандритом Пименом 69 . Встреча и знакомство их достопримечательны по тому сильному духовному впечатлению, которое будущий епископ произвел на душу будущего архимандрита. Во время литургии в Семигородней пустыни благоговейное предстояние в храме Божием Димитрия Александровича обратило на него особенное внимание Петра. Одетый в простой овчинный тулуп, крытый желтой нанкой, стоял он вдали от толпы, прямо и неподвижно, всецело погруженный в молитву: ни разу во всю литургию не обернул он головы, не пошевельнул ногами, точно замер в благоговейном созерцании совершавшегося богослужения. По окончании литургии ему поднесена была просфора. Выходя из церкви, подошел он к Петру, дал ему эту просфору и пригласил его к себе в келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В письме, написанном по выходе из заключения Святейшему Патриарху Алексию, святитель писал: «Считая себя состоящим в клире Владимирской епархии, я всегда на молитве рядом с Вашим именем возношу имя находящегося в Вашем ведении преосвященного Онисима, как епископа нашего» (2 апреля 1955 г.) В 1956 г. Владыка Онисим был возведен в сан архиепископа. К этому времени святитель Афанасий уже был освобожден из заключения и проживал во Владимирской обл., в пос. Петушки. Молитвенное единение увенчалось совместным служением во время Владимирских юбилейных торжеств в 1958 г. во владимирском Успенском соборе вместе с архиепископом Онисимом и архиепископом Пименом (Извековым), будущим Патриархом. Владыка Афанасий писал: «И если до сих пор лишь немногие знали, что, хотя по немощи я и не хожу в храмы, но на своей келейной молитве всегда поминаю как «великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Алексия», так и «господина Нашего преосвященнейшего архиепископа ОНИСИМА», то теперь, когда Господь дал мне возможность пред всем всенародным множеством Владимирцев, собравшихся в нашем Соборе в день празднования юбилея, громогласно исповедать мое общение с Святейшим Патриархом и с Вашим Высокопреосвященством, теперь у сомневающихся и колеблющихся и ссылавшихся на меня должен отпасть этот повод к уклонению от посещения православных храмов, в коих возносятся моления о Святейшем Патриархе». Чин праздника был разработан епископом Афанасием, а также им научно определен наиболее подходящий для этого празднования день 159 . На отпевании епископа Афанасия Владыка Онисим сказал слово, в котором вспоминал годы борьбы с обновленчеством, говорил о том, как Владыка Афанасий своим мудрым и убедительным словом предупреждал отпадение в этот раскол многих из служителей Церкви: говорил о доброте и ласке, которые оказал Владыка Афанасий когда-то его семье и ему самому, тогда еще священнику. Ответы на большую часть представленных писем опубликованы в книге «Молитва всех вас спасет» (М., 2000). Подлинники и копии публикуемых писем хранятся в Церковно-историческом архиве ПСТГУ в фонде святителя Афанасия Ковровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010