—259— стрижение в монашество профессорского стипендиата Николая Тимофеева. Постриг был совершён Успенским постом в Покровском академическом храме, а 12 сентября, в праздник святого благоверного князя Александра Невского, монах Александр в том же храме был рукоположен ректором Академии преосвященным епископом Дмитровским Филаретом в сан иеродиакона. 14 ноября 1971 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в Трапезном храме преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры рукоположил иеродиакона Александра (Тимофеева) в сан иеромонаха. С этого момента открывается чреда следующих одно за другим административных назначений. 14 июня 1972 года иеромонах Александр по ходатайству высокопреосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, 26 сентября 1972 года он назначается старшим помощником инспектора Московской Духовной Академии и Семинарии, 11 октября 1972 года был назначен временно исполняющим обязанности инспектора Академии и Семинарии, 29 ноября 1972 года он утверждён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом в должности инспектора Московской Духовной Академии с возведением в сан игумена и с возложением креста с украшениями. Ко дню Пасхи 1973 г. инспектор Московской Духовной Академии и Семинарии игумен Александр (Тимофеев) был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награждения саном архимандрита. 23 января 1975 года распоряжением ректора Академии епископа Дмитровского Владимира на инспектора Академии и Семинарии архимандрита Александра возложено исполнение обязанностей заведующего Церковно-археологическим кабинетом Академии, а затем, 27 августа 1976 года, резолюцией Святейшего Патриарха он утверждается в должности заведующего кабинетом. К празднику Святой Пасхи 1977 г. Святейший Патриарх Пимен наградил архимандрита Александра правом служения Божественной Литургии с открытыми царскими вратами до молитвы «Отче наш», в сентябре 1977 г. – орде- —260—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 февраля 1942 г. — рукоположение митрополитом Сергием (Воскресенским) в сан диакона в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. 15 февраля 1942 г. — рукоположение в сан иерея с благословением служения в Рижском Свято-Троицком женском монастыре. 5 марта 1942 г. — перевод в Виленский Свято-Духов мужской монастырь, постриг в рясофор. Декабрь 1942 г. — поступление на пастырские богословские курсы при Виленской духовной семинарии. 16 июня 1943 г. — назначение на должность настоятеля Свято-Никольской церкви села Ге- гобросты Паневежисского благочиния Виленской епархии. Апрель 1944 г. — окончание пастырских богословских курсов. 1949 г. — поступление на заочное обучение на третий курс Ленинградской духовной семинарии. 1951 г. — поступление в Ленинградскую духовную академию, по невыясненным причинам отказ от дальнейшего обучения после окончания второго курса академии. 1952 г. — награжден Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом. 1958 г. — по указу Святейшего Патриарха Алексия I возведен в сан протоиерея. 1958 г. — перевод на служение настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на о. Залит. 1958—1998 гг. — бессменное служение в Никольском храме. 1962 г. — награждение палицей Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. 1967 г. — награждение крестом с украшением Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I ко дню Святой Пасхи. 19 мая 1970 г. — отошла в вечность на 87м году жизни мать отца Николая Екатерина Стефановна. 1975 г. — награждение митрой и правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1979 г. — награждение правом совершения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1997 г. — награждение орденом св. блгв. кн. Даниила Московского. 19 декабря 1998 г. старец отслужил свою последнюю литургию в родном храме свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/rodnusha-moya-i...

Алексий, митрополит Московский. Епископ Парфений был посвящен тем же св. Алексием. Епископ Даниил правил с 1370 до 1383 г., когда он переведен в Звенигородскую епархию, вместе с которою потом, быть можетъ, управлял и Смоленскою. Епископ Михаил был рукоположен митрополитом Пименом. В 1389 г. он, по случаю моровой язвы, переехал в Москву, откуда в 1389 г. путешествовал в Иерусалим с митрополитом Пименом, а возвратился с митрополитом Киприаном, которому сопутствовал потом в 1397 г. из Киева в Москву. Скончался он в Троицкой лавре в 1402 году, сохранив титул Смоленского епископа. Так как епископ Михаил долго отсутствовал из Смоленска, то в это время именуются еще Смоленскими епископами: Сергий, Николай и Даниил II, который назван был Смоленским при погребении великого князя Димитрия Донского в 1389 г. При посещении Смоленска митрополитом Киприаном в 1397 г., он, в виду трудностей, бывших при неоднократных переходах Смоленска в руки литовцев, испросив себе увольнение, удалился на покой в Чудов монастырь, где и скончался в 1397 г. В 1397 г. был поставлен митрополитом Киприаном в епископа Смоленского Иоасон или Наасон, вместе с прежде бывшим епископом Смоленским Михаилом, который неверно считается за 2-го Михаила. После того был епископом Иларион. Он скончался в 1408 г. и похоронен в Коломне. В 1404 г. был рукоположен для Смоленска епископ Севастиан, который потом участвовал в избрании в Киевские митрополиты Григория Самблака. В 1417 г. называется епископом Смоленским Герасим. В 1433 г. он возведен был в Царь-Граде в митрополиты, но не поехал в Москву, потому что «князья Великии заратишася между собою». Он, по просьбе Новгородцев, посвятил им в епископа Евфимия, причисленного к святым. По проискам католиков, Герасим в 1445 г. был вытребован королем Свидригайло, и в Витебске предан сожжению на костре за мнимую расположенность к Сигизмунду. С 14405 г. епископом Смоленским был Симеон II. Преемником ему называется Мисаил из рода Друцких-Соколинских – бабичей, родственник Сапеги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Встреча архиепископа Макариоса. 7 июня 1971 года Присутствовавший за обедней 9 июля 1972 года Казанский собор Волгограда ректор Исламского института при Парижской мечети г-н Си-Хамза Бубакер, записал в книге почетных посетителей: «Являясь мусульманином, я с благоговением встретил на своем пути православных своих братьев, о которых Коран говорит следующее: «Лучшими друзьями мусульман являются те, которые проповедуют христианизм, так как среди них есть священники, верующие в Бога и не возносящиеся в гордыне. Следует ли говорить о том, что посещение Казанского собора меня глубоко тронуло и позволило во время службы обратиться к Единому Богу вместе с моими братьями-христианами». В разное время в Саратовских соборах совместно с Владыкой Пименом совершали Божественную Литургию архиепископ Владимир (Сабодан), архиепископ Иоанн (Снычев), архиепископ Михаил (Мудьюгин). 13 и 14 марта 1973 года святыни и достопримечательности Волгограда посетил настоятель Патриаршего Подворья в Токио Преосвященный Николай (Саяма; † 2008), епископ Можайский. Вечером 13 марта он присутствовал в Казанском соборе за чтением Великого Канона св. Андрея Критского, а 14 марта вместе с Владыкой Пименом совершил в соборе Преждеосвященную Литургию. Летом 1975 года Владыка Пимен познакомился с японским хирургом русского происхождения православным христианином Евгением Николаевичем Аксеновым и его матерью, которые прибыли в составе группы паломников Англиканской церкви Японии. В 1973 году, в соответствии с практикой сдержек и противовесов, энергичному епископу нашелся достойный оппонент — после смерти уполномоченного Спиридонова на его место назначается Игорь Петрович Бельский. Убежденный коммунист, И. П. Бельский из всех саратовских уполномоченных был, пожалуй, самым последовательным и бескомпромиссным проводником в жизнь церковной политики государства. И. П. Бельский занимал должность до 1987 года. Это было самое непростое время для Владыки Пимена… Уполномоченный требовал строгого исполнения революционного закона «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

http://pravoslavie.ru/126283.html

В вышедшей из скриптория Псково-Печерского мон-ря 3-й Псковской летописи упомянуты имена практически всех духовных лиц, присутствовавших на торжествах, к-рые были устроены в Ивангороде и Нарве по царскому повелению; это может лишний раз указывать на причастность к созданию летописи игумена Псково-Печерской обители прмч. Корнилия - непосредственного участника событий: «А по т образы чюдотворныя царь и великии князь велл богомольцу своемоу архиепископоу Пиминоу послати из Новагорода юрьевского архимандрита Варфоломея да протопопа з диакономъ, а изо Пскова печерского игоумена Корнилья да святыя Троица (Троицкого собора в Псковском кремле.- Авт.) протопопа Илариона да протодиякона Ивана в Роугодиво: и по его государеву наказоу около градовъ Иванягорода и Ругодива со кресты ходили, и молебны пли, и церкви свящали» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). В Никоновской же и Новгородской II летописях на торжествах упомянуты только присланные свт. Пименом новгородцы - архимандрит Юрьева мон-ря и протопоп собора Св. Софии, имена обоих не приведены (Там же. Т. 13. С. 295). В свою очередь псковский хронограф далее сообщает о перенесении икон в Вел. Новгород (очевидно, тем же собранием духовных лиц: «…и за тми образы и до Новагорода послдовали»), где близ города «архиепископъ Пимин съ всм священным собором и з боляры и со гражданы стртили т образы оу скуделницы» (Там же. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). Повествование продолжено в Новгородской II летописи (кон. XVI - нач. XVII в.); сообщается, что 23 июля, в субботний день, иконы прибыли в Вел. Новгород. Также есть уточнение о том, что привез их архимандрит Юрьева мон-ря (без имени) и после встречи икон свт. Пименом, архиеп. Новгородским, «со всем собором со множеством народом» иконы были внесены в собор Св. Софии и положены «на налои»; в Вел. Новгороде иконы пребывали 3 дня, а затем были отправлены в Москву: «…того же месяца июль 26 вторник поехал архимандрит Юрьевскои к Москве повез иконы те, кои привезли из Ругодиво… к царю государю великому князю» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

4 августа 1971 г. 158 Ярославль, 1. Карабулина, 31. Телефон 2–41–60 УДОСТОВЕРЕНИЕ Дано настоящее настоятелю Троицкой церкви села Верхне-Никульское Некоузского р-на Ярославской области игумену ПАВЛУ (Груздеву) в том, что он ко дню Св. Пасхи 1971 г. СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ ПИМЕНОМ 27 награжден ПАЛИЦЕЙ, каковую ему благословляется возложить на себя и носить по установлению. МИТРОПОЛИТ ИОАНН ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ [личная круглая печать Митрополита ИОАННА, Московский патриархат] 27 Московский патриархат УПРАВЛЯЮЩИЙ Ярославской епархией 20 апреля 1976 г. 90 Ярославль, 1. Карабулина, 31. Телефон 2–41–60 Индекс 150001 УДОСТОВЕРЕНИЕ Дано настоящее Настоятелю Троицкой церкви села Верхне-Никульское Некоузского р-на Ярославской области, игумену ПАВЛУ (Груздеву) в том, что он ко дню Св. Пасхи СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ ПИМЕНОМ награжден КРЕСТОМ С УКРАШЕНИЕМ, каковой ему бла­гословляется возложить на себя и носить по установлению. МИТРОПОЛИТ ИОАНН ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ [личная круглая печать Митрополита ИОАННА, Московский патриархат] 28 Московский патриархат УПРАВЛЯЮЩИЙ Ярославской епархией «3» мая 1983 г. 115 150001, Ярославль, Ем. Ярославского, 72А Телефон 2–01–55 Настоятелю Троицкой церкви с. Верхне-Никульское Некоузского р-на, Яросл. обл. Игумену о. ПАВЛУ (Груздеву) Дорогой отец Павел! Святейший Патриарх ПИМЕН, по моему представлению, ко Дню св. Пасхи удостоил Вас саном архимандрита. Прошу Вас в удобное для Вас время, желательно не позднее 20 мая, но не в среду и четверг, прибыть ко мне для возведения Вас в этот высокий сан. Бог да благословит Вас. † ИОАНН МИТРОПОЛИТ ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ [слева внизу запись о. Павла:] 10-го мая н.ст. 1983 года возведен в сан Архимандрита. † Архимандрит Павел (Груздев) 29 Московский патриархат УПРАВЛЯЮЩИЙ Ярославской епархией 10 мая 1983 г. 126 Ярославль, 1. Карабулина, 31. Телефон 2–41–60 Индекс 150001 УДОСТОВЕРЕНИЕ Дано настоящее настоятелю Троицкой церкви с. Верхне-Никульское Некоузского района, Ярославской области игумену ПАВЛУ (Груздеву) в том, что он, по благословению СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ПИМЕНА (в письме от 4 апреля 1983 года за 543) возведен мною в сан APXIMAHДPUTA.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Расскажу один случай из своей жизни. Когда я закончил семинарию, меня вызвал к себе уполномоченный по делам религий - тогда была такая практика: представлять ему кандидатов в священство - и стал меня склонять к сотрудничеству с компетентными органами. Я отказался от его предложения. Уполномоченный сказал мне: «Я тебе предлагал сладкий, горячий чай, а ты сам выбрал холодный, невкусный. Теперь отправишься в деревню месить грязь». Такие были времена! - Батюшка, расскажите о вашем знакомстве с Патриархом Московским и всея Руси Пименом. - Первая наша встреча с патриархом Пименом состоялась в Грузии. Я сопровождал его на интронизации патриарха Илии. Постепенно мы сблизились. Я каждый год, перед началом Великого поста, привозил Святейшему в Москву трехлитровую банку меда. Он всякий раз благословлял меня служить с ним литургию - и это было для меня огромной честью. Очень хорошо помню внимание патриарха Пимена ко мне, его интересные высказывания в мой адрес. И потом: он ведь некогда настоятельствовал в Псково-Печерском монастыре. Есть фотография, где он с братией на фоне трапезного храма, в который во время войны попала бомба. После кончины Святейшего Пимена его келейники передали мне золотые часы с монограммой «П.П.», отдали мне также его подрясник и зимнее пальто. С большой теплотой вспоминаю архимандрита Трифона, он при патриархе Пимене занимался церковной утварью, ювелирными изделиями. Он всегда показывал мне свои эскизы, делился планами. - Расскажите немного о митрополите Киевском Владимире (Сабодане). - Он удивительно простой человек. А его жизнь, служение сложились очень непросто, я бы сказал, драматично. На его любимой Родине - на Украине - вылез раскольник Филарет Денисенко. Он и его приспешники подло издеваются над владыкой Владимиром, довели его до серьезной болезни. А какой он эрудированный, образованный! Есть у него книга проповедей - там их не менее пятидесяти. Так вот, в них дважды не повторяется ни единой мысли. Мне рассказали случай из его ректорской жизни (он ведь руководил Московскими духовными школами). Один студент напился до бесчувствия, и владыка забрал его к себе в покои. Просыпается учащийся утром, ничего не помнит. Видит ректорские покои и только тогда понимает, что случилось. А рядом сидит владыка Владимир. Конечно, студент сразу же бросился просить прощения. Владыка погладил его по голове и сказал: «Постарайся не грешить больше». Студента не отчислили, и он был безмерно предан ректору. Вот это настоящий пример отеческого отношения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

27 февраля 1557 года Митрополит Макарий написал грамоту архиепископу Пимену в Великий Новгород с предписанием о совершении молебнов по случаю голода. В этот день, как говорится в грамоте, Святитель, «пев молебны и воду святив с животворящаго Креста и со всех святых мощей, месяца генваря в 24 день, в неделю, о том, чтоб Господь Бог оставил праведный Свой гнев гладный и послал бы в весну плодовиты цветы и теплоту солнечную на умножение плодов земных, да ту святую воду послали к тебе» 1086 . Как было выше отмечено, после обретения святых мощей святителя Никиты архиепископ Пимен писал Митрополиту Макарию о написании его образа. Ответ Первосвятителя до нас не дошел, но несколько ранее, в 1558 году 6 февраля, глава Церкви написал Новгородскому архиепископу Пимену о священнике, упавшем в обморок во время Литургии после «Достойно есть» 1087 . В послании говорится, как следует поступить в данном случае. Это послание, как и послание об иеромонахе, служившем без епитрахили, дошло до наших дней во множестве списков, а также встречается в рукописных сборниках литургическо-канонического содержания. Другое послание сохранилось на страницах летописи и адресовано архиепископом Пименом царю Ивану Грозному во время военного похода, «еже побарати храбре противу безбожныя Литвы и прескверных лютор», которое датировано 24 января 1563 г. и послано «под град Полтеск». В своих посланиях архиепископ Пимен предстает начитанным книжником. Сохранился ряд владычных посланий административного назначения. В 1561 году, согласно прежней грамоте Новгородских архиепископов Макария и Феодосия, он дал жалованную грамоту соловецкому игумену Филиппу о невзимании дани с приписной к обители церкви 1088 . О некоторых грамотах архиепископа Пимена мы знаем из документов его преемника. Новгородский архиепископ Александр (1576–1591) подтвердил жалованную грамоту Кирилле-Белозерскому монастырю, данную ранее архиепископом Пименом 1089 . Обращались к владыке со своими просьбами и простые люди, о чем говорит, например, челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Главой новгородских “заговор­щиков” царь считал именно владыку Пимена Новгородского. В хранившемся в Посольском приказе статейном списке “из сыскного из изменного дела 78-го году” его имя стояло на первом месте, причем архиепископу инкриминировалось желание “Новгород и Псков отдати литовскому королю” 91 . Владыка первым принял царский гнев во время новгородского погрома 1570 г. При въезде в Новгород царь не только не взял благословение у архиепископа, но и публично обвинил его в измене. Расправа Иоанна Грозного с владыкой Пименом нашла отражение не только в летописях 92 , но и в свидетельствах иностранцев 93 . Надругавшись над саном Новгородского владыки, царь сказал, что ему не пристало быть архиепископом, но следует стать скоморохом и жениться. Кощунствуя, царь велел посадить архиепископа на кобылу 94 , которую назвал его женой, и вручил святителю музыкальные инструменты — атрибуты скомороха 95 . 14 фев­­раля 1571 года архиепископ Пимен был сведен с престола “в государьской опале” 96 и препровожден в Александрову слободу Феодором Ошаниным, которому была дана при этом наказная память 97 . Переписка царя и Митрополита Кирилла дает некоторое представление о судьбе иерарха: “…да под грамотою от Митрополита Кирила ко государю отписка, что приговорили они на Соборе Новгородцкому архиепископу Пимину против государеву грамоты за его безчинье священная нек действовати; и под отпискою государева грамота к Митрополиту Кирилу, что архиепископу Пимину служити не велено, а сану б с нево до подлинного сыску и до соборного уложенья не снимати” 98 . Затем тот был сослан в Никольский Веневский монастырь под Тулой. В летописях приводятся различные даты кончины опального иерарха — 24 сентября 1571 года 99 , или же 25 сентября. “Оставив все земное, Пимен в смирении уничиженного инока окончил жизнь 25 сентября 1571 года. Сей архиепископ Новгорода положен в нижней церкви, с левой стороны, в приделе святителя Николая” 100 . Страдания и поругания, понесенные архиепископом Пименом во время погрома Новгорода Иоанном Гроз­ным, способствовали его последующему почитанию 101 . Трагедия архиепископа Пимена заключалась в том, что он был вовлечен в конфликт между царской властью и церковной. Традиционный пиетет к царской власти возобладал в нем и это дорого ему обошлось, как и несколько ранее святителю Филиппу.

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

– В течение сорока дней и ночей свеча не угаснет. И вместе с тем предсказали ему постоянную болезнь, избавление от которой будет знаком для него скорого наступления смерти. Целовав блаженного Пимена, они удалились в церковь , где положили на гроб преподобного Феодосия волосы его, завернувши их в полотно. Иноки, находившиеся в ближайших келлиях, слыша пение, разбудили прочих, думая, что или игумен с некоторыми из братии постригает болящего, или он преставился; они все вместе отправились в келлию, где лежал преподобный. Здесь они нашли всех спящими, – отца, матерь, рабов; иноки разбудили их и заметили, что келлия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду. – Кем ты пострижен и что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители? – спросили они, обращаясь к преподобному. – Я думал, – отвечал он, – что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели, как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей; затем, положив мои волосы в убрус, они удалились с ними в церковь . Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но нашли ее запертой; разбудив пономарей, они спросили их, – входил ли кто в церковь после вечерней молитвы. Те отвечали, что никто не входил, так как и самые ключи находятся у екклесиарха 5006 . Был разбужен екклесиарх (он никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь ); взяв ключи, иноки вошли в храм и здесь на гробе преподобного Феодосия действительно нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всём известили игумена. Последний чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые ангелы. Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: иноки действительно нашли, как и говорил блаженный Пимен, волосы его на гробе преподобного Феодосия, и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, в течение сорока дней и ночей горела, не угасая 5007 , на что тоже указывал преподобный тотчас по своем пострижении. Ввиду этого они только сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010