Сохранился ряд владычных посланий административного назначения. В 1561 году, согласно прежней грамоте Новгородских архиепископов Макария и Феодосия, он дал жалованную грамоту соловецкому игумену Филиппу о невзимании дани с приписной к обители церкви 71 . О некоторых грамотах архиепископа Пимена мы знаем из документов его преемника. Новгородский архиепископ Александр (1576–1591) подтвердил жалованную грамоту Кирилло-Белозерскому монастырю, данную ранее архиепископом Пименом 72 . Обращались к владыке со своими просьбами и простые люди, о чем говорит, например, челобитная житничнего ключника архиепископу Новгородскому Пимену (1552–1563 гг.) 73 . В литературе известны рукописи-автографы архиепископа Пимена — Евангелие. В библиотеке клирика кремлевского Бла­говещенского собора священника Сильвестра был владычный автограф — “Масленик соборной” 74 . В книгохранительнице Кирилло-Белозерского монастыря согласно Описи находился также “Стихораль архиепископа Ноугородцкого Пимина в полдесть” 75 . Произведением владычной мастерской является посох архиепископа Пимена, “сохранивший первоначальный вид в верхней части”. Сканый узор трех верхних яблок близок орнаментальным мотивам Мстиславова Евангелия 76 . Другой посох был изготовлен в 1570 году. “К совершенным творениям принадлежит и панагия архиепископа Пимена В среднике панагии помещена резная деревянная пластина с изображением Софии Премудрости Божией, вокруг которой располагаются погрудные изображения святых. Иконка обрамлена жемчужной нитью, а вставлена в широкую сканую оправу с симметрично расположенными жемчужинами и драгоценными камнями” 77 . Вокруг Софии помещены изображения святых, среди них Новгородские святители Никита и Иоанн, преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Оглавие панагии “украшено камеей XII в. на сапфире с погрудным изображением Христа Спасителя” 78 . Э. А. Гордиенко отмечает развитие резьбы по дереву в Великом Новгороде. “Особую роль этому ремеслу отводил и архиепископ Пимен. В созданной при его дворе артели резчиков Иван Белозерец происходил из Кирилло-Белозерского монастыря и, возможно, прибыл в Новгород вместе с Пименом, бывшим кирилловским послушником” 79 .

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

Из сделанных им переводов на древнесирийский богослужебных текстов были изданы чинопоследования праздников Рождества Богородицы и Крестовоздвижения. Не так давно преподаватель Московской Духовной Академии А. И. Сидоров выпустил в свет в серии «Библиотека отцов и учителей Церкви» сочинение Блаженного Феодорита Кирского «История боголюбцев». Древнее сочинение является патериком раннего сирийского монашества. В качестве приложения к публикации А. Сидоров поместит памятник сирийской агиографии «Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла», переведенный архимандритом Пименом. Перевод был напечатан в Сергиевом Посаде в 1913 году, и, видимо, это обстоятельство объясняет, почему именно он оказался включенным в поле зрения патрологов. Другие, не менее значительные, переводы отца Пимена были также опубликованы им накануне первой мировой войны, но не в общероссийских изданиях, а в малотиражном миссионерском журнале «Православная Урмия» и потому малоизвестны русской церковной науке. АЬртъ ptdaxni и Дхулкфа(Эрщ.1.) Poccikcxot Имтраторскот вице – консульство » Православной Духовной Mucciu. Номера журналов «Православная Урмия» за 1913–1914 годы фактически авторские: большая часть опубликованных материалов принадлежит архимандриту Пимену. В одном случае стоит полная подпись, в другом – инициалы, в третьем не стоит ничего, но стиль угадывается – это опять он. Переводы (за полной подписью переводчика) помещаются из номера в номер. Остановимся несколько подробнее на переводе отцом Пименом Жития святого епископа Раббулы. Антиохийская Церковь внесла немалый вклад в общую сокровищницу христианства. Блаженный Раббула, как и другие древние сирийские святые, входит в число общепочитаемых христианских святых 68 . Еще сравнительно недавно, в 50-х годах XX века, известный патролог Г. В. Флоровский отмечал, что раннесирийская христианская литература изучена слабо. Очевидно, эта причина и побудила отца Пимена обратиться к имени забытого сирийского аскета-подвижника Раббулы, богослова, гимнографа, обличителя неправомыслия Нестория.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В феврале 1974 г. Святейший Патриарх Пимен, член Всемирного Совета Мира, принимал участие в его очередной сессии, проходившей в Софии, и имел братское общение со Святейшим Патриархом Максимом, иерархами и паствой Болгарской Православной Церкви. В ноябре 1974 г. делегация Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом еще раз посетила Болгарскую Православную Церковь. На сей раз визит был нанесен по случаю 50-летнего юбилея со дня освящения в г. Софии Патриаршего кафедрального храма-памятника святого благоверного князя Александра Невского, воздвигнутого «на вечные времена» признательным болгарским народом в честь брата-освободителя православного русского народа, принесшего в годы русско-турецкой войны (1877 - 1878) тысячи жертв за свободу и независимость исстрадавшихся в течение пятивекового оттоманского рабства единоверных и единокровных болгар . Высокие делегаты нашей Святой Церкви поклонились святыням Патриаршего кафедрального храма-памятника в г. Софии, а также святыням обителей Драголовской и Рыльской (последнюю посетил член делегации епископ Рязанский и Касимовский Симон). Знаменательным событием этого посещения Церкви-Сестры явилось также то, что в Софийской Духовной Академии состоялось вручение Святейшему Патриарху Пимену диплома о присуждении степени доктора богословия «гоно-рис кауза». Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому, Патриаршему Экзарху Западной Европы Никодиму был вручен диплом почетного члена Академического Совета Софийской Духовной Академии. В актовом зале Академии Святейшим Патриархом Пименом был прочитан доклад на тему: «Ответственное служение Поместных Церквей в современном мире». Митрополит Никодим прочитал лекцию на тему: «Святой Климент Охридский в русской богословской литературе». Предстоятель нашей Церкви был награжден Болгарской Православной Церковью орденом святого Иоанна Рыльского I степени. В апреле 1975 г. была присуждена ученая степень доктора богословия «гонорис кауза» Софийской Духовной Академии митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму, Президенту Христианской Мирной Конференции за выдающиеся заслуги в развитии православного богословия, за всеправославную, экуменическую и миротворческую деятельность.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

297 Евгений (Болховитинов) , митр. Описание Киево-Печерской Лавры. Но здесь ошибочно сказано, что Тимофей поставлен в 1124 г. Прохор скончался 15 ноября 1127 г. (Собр. л. 2, 10. 12. 293). Пимена, постника Феодосиевой пещеры, не надобно смешивать ни с Пименом многоболезненным (7 августа), ни с Пименом сподвижниокм Кукши (27 августа): эти оба в Антониевой пещере. 298 Ответ напечатан в: Прибавления к изданию творений свв. отцов. Ч. 6. По рукописи Погодина, «правило» с такою надписью: «правило Св. Горы; принес архим. Печерский Феодосий, како есмы от Св. Горы пришли». У Толстого (II, 63) то же с именем Досифея. Этим объясняется, почему митр. Евгений во 2-м изд. описания Лавры исключил Досифея в списке настоятелей: Досифей и Феодосий, скончавшиеся в 1219 г., – одно и то же лицо ( Евгений (Болховитинов) , митр. Описание КиевоПечерской Лавры). 300 В приложении к житию Агапита Поликарп пишет Акиндину: «поскольку твое преподобие повелевает, то я пишу, как достигаю твоим умом и сколько помогает память, хотя и неудачно. Пусть написанное останется будущим после нас на пользу, как блаж. Нестор написал в летописи о блаж. отцах Дамиане, Иеремии, Матфие и Исаакие и как в житии св. Антония написаны все жития их, хотя и кратко. Я буду говорить о черноризцах открыто, не таясь, как уже и сказал об них. Вот я говорю о них в 15 лето своего игуменства, а в продолжении 160 лет доселе не было упоминаемо о них». 301 Надпись на старинной доске с изображением святого: «Лукиан священномуче- ник пострадал от Батыя около 1243 г.». Показание, очевидно, неопределенное. 302 Евгений (Болховитинов) ,митр. Описание Киево-Печерской Лавры. Здесь преемники прп. Игнатия до Мелетия Бокуринского показаны весьма сбивчиво и неверно. Имея в виду ркп. Софийский синодик и поверив его грамотами, представляем преемников св. Игнатия: 27 – Николай в 1446 г. свидетельствовал духовную кн. Владимира Андреевича (Опис. Муз. 111), а в 1463 г. слушал рассказ о Пасхальном приветствии преподобных (сентярь 21); 28 – Иоанн 2; 29 – Иоасаф; 30 – Феодосий Войнилович с 1480 до 1491 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С одобрения властей, во время визита в 1991 г. Вселенского Патриарха Димитрия «Христианский союз спасения», возглавляемый иеромонахом Христофором Сабевым, провел демонстрацию протеста против «священства в партийном мундире». Сабев, будучи депутатом Парламента и председателем парламентской комиссии по вероисповеданию, совместно с чиновниками комитета по делам религий при Совмине объявил о ниспровержении Патриарха Максима, как сотрудничавшего с коммунистической властью, и о роспуске Синода. К 1992 г. в Церкви сформировалась мощная оппозиция, которая при поддержке демократов, стоявших у власти, перешла в наступление. На Пасху Патриарху не дали совершить богослужение в кафедральном соборе, а в мае 1992 г. правительство, вмешиваясь во внутренние дела Болгарской Церкви, приняло решение об отставке Патриарха Максима и о признании нового состава Синода во главе с митрополитом Пименом. Некоторые члены Св. Синода поддержали это решение, но другие твердо стояли на том, что каноны не позволяют смещать Патриарха из-за вмешательства государства. Трое епископов, поддержавших решение правительства, объединились под лидерством митрополита Неврокопского Пимена и публично призывали к смещению Патриарха Максима. 25 мая 1992 г. Комитет по делам религии при Совмине Болгарии в циркулярном письме констатировал как факт отстранение Патриарха Максима от власти. С мая 1992 г. начал действовать самочинный раскольнический «синод», признанный Болгарским правительством. Резиденция главы раскольников находилась в Благоевграде. Позже раскольники сумели захватить здание Болгарской Патриархии, а в сентябре 1992 г. раскольникам при посредничестве правительства удалось захватить Софийскую семинарию. В 1995 г. ряд иерархов-раскольников принесли покаяние и были приняты Патриархом Максимом в общение, но раскол не прекратился. Все Православные Церкви единодушно поддержали законного Патриарха Максима и осудили действия раскольников во главе с митрополитом Пименом, который в 1996 г. был избран устроителями смуты на «Церковно-народном соборе» из 95 делегатов, «патриархом». В храме Св. Параскевы в Софии 4 июля прошла церемония интронизации «патриарха» Пимена, которую провел «патриарх» Киевский Филарет (Денисенко).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летописях, как то в Русск. времен. 1790 (1; 260, 261), Никон. списке (IV, 192, 193), продолжен. Нестора (стран. 190) древ. летоп. 1775 (11, 120) сказано: «В лето 6898(1390) прииде на Москву из Царя-града Киприан митрополит, а с ним приидоста два митрополита грочанина, Матфей адрианопольский и Никандр гайянский. Тогда приидоша с ним на епископии свои на Москву те два митрополита и на епископии свои епископи русскии: на Ростов прииде Феодор епископ, ему же дает патриарх во Царе-граде архиепископию, на Суздаль Евфросин архиепископ, на Чернигов, на Брянск» (новое доказательство, что это одна епархия) «Исаакий архиепископ, на Рязань Ерем епископ, на Туров Феодосий епископ». Дело было так: 13 апреля 1389 года митрополит Пимен, сопровождаемый святителями земли русской, в том числе и Исаакием, епископом черниговским, из Москвы отправился в Константинополь. Владыки, проводив Пимена до реки Дона, возвратились в свои епархии. Но сей митрополит, не достигнув Царя-града скончался в Халкидоне; почему Киприан от патриарха бесспорно был признан митрополитом всея России. Когда чрез Киев Киприан возвращался 1390 года из Константинополя в Москву, то российские архиереи, хиротонисанные Пименом, опасались, что Киприан не утвердит их в архиерейском сане, потому что Пимен обманом получил в Царе-граде посвящение в митрополита. Почему еще на пути архиереи с покорностию встречали Киприана и, утвержденные им в архиерейском сане, вместе с ним въехали в столицу северной России. В таком смысле наши летописи, описывая это прибытие Киприана в Москву, выразили то утверждение архиереев от Киприана: «приидоша на епископии свои епископи русские, в том числе – на Чернигов и Брянск – и Исаакий. Карамзин в Истории Росс. Госуд. (V по Эйнерлингу, стран. 67) говорит, что Исаакий Черниговский весной 1389 года, на отпуск российских архиереев, поехал с Пименом в Константинополь. Но это не справедливо: в этом путешествии Пименовом, описанном от очевидца, сопровождавшего сего митрополита в Царь-град, и напечатанном в Никоновом списке (IV, 158–184) и древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

12 сентября 1971 г. о. Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. В 1972 году о. Кирилл сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. В этом же году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае. 26 декабря 1974 г. назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. 7 июня 1975 г. назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В том же году (декабрь) избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ. 14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.   27-28 апреля в составе делегации Московского патриархата участвовал в собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис». 9 сентября утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ. 18 ноября назначен заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы и с 21 по 28 ноября того же года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве. С 22 по 31 января 1977 г. возглавил делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии. С 19 по 26 июля во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези. 2 сентября возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией. С 12 по 19 октября совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. 22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. С 6 по 20 октября   участвовал в собеседованиях с представителями Римско-Католической Церкви. 12 октября 1978 г. освобожден от должности Зам. Патриаршего Экзарха Западной Европы, поручено окормление Патриарших приходов в Финляндии.

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

– Записка о подначальных, составленная отцом Пименом. – Угрешский казначей Сергий назначается строителем Старо-Голутвина монастыря. – Последнее свидание с митрополитом. Известие о его кончине, погребение; описание оного по запискам отца Пимена. – Впечатление, произведенное на жителей Москвы кончиной митрополита Филарета. I Кончина Александровой, Марии Григорьевны, первоначальной благотворительницы Угреши, последовала 15 апреля 1862 года. По смерти своего мужа по духовному его завещанию она получила всего только 20 тысяч и движимость, что в сравнении с ее прежним изобилием и излишеством были, можно сказать, мелкие крупицы; но она оставалась этим вполне довольна и никогда не пороптала на своего мужа и не упрекала его, что он оставил ей недостаточно или мало. По происхождению своему персиянка (т. е. отец ее был перс), она имела порывы характера необузданного, раздражительного, сварливого, отчего муж ее немало и нередко терпел; немало бурь и огорчений пришлось от нее переносить и отцу Пимену, но как монах, как настоятель обители, обязанной всем ее мужу и ей, и как человек, умевший ценить благодеяния, он кротко и благодушно претерпевал оскорбления Бога ради, не без некоторого смущения, будучи также довольно раздражителен и весьма впечатлителен. Ее расстраивали иногда безделицы, которые порождали невообразимые бури, разражавшиеся над увечным ее мужем и над отцом Пименом, иногда вовсе не виновным. Так однажды, вследствие одного письма (в котором ее извещали о смерти ее брата, и которое Александров, прочитав, отдал отцу Пимену и велел после своего отъезда с Угреши ей передать), она пришла в такое раздражение, что тотчас уехала с Угреши и, мало того, что архимандрита разбранила самыми обидными словами, до того на него озлобилась, что не пускала его к себе более полугода. – Что бы ты с женой помирился, – говаривал неоднократно Александров отцу Пимену, – видишь сам, какая она! – Я много раз пытался, Павел Матвеевич, и душевно готов, да не пускает меня Марья Григорьевна и войти к себе...

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Однажды ночью, когда спали в комнате Пимена и родители и слуги, взошли к нему светлые ангелы, одни в образе прекрасных юношей, другие же в образе игумена и братии, неся в руках свечи, Евангелие, власяницу, мантию, кукуль и все, что нужно для пострижения. Подошедши к Пимену, они сказали: «хочешь ли, пострижем тебя?» «Хочу, отцы мои, – отвечал болящий, Господь послал вас исполнить давнишнее желание мое». Мнимые иноки стали делать ему вопросы по чину, как следует в уставе иноческого пострижения, и, постригши его в ангельский образ, облекли в мантию и кукуль и нарекли его Пименом. Они дали ему по обычаю в руки горящую свечу, говоря: «сорок дней и ночей свеча эта должна гореть неугасимо»; кроме того они сказали ему, что он будет болен неизлечимо всю жизнь и лишь только перед смертью выздоровеет, каковое выздоровление он должен считать знамением смерти. Исполнив все это, ангелы отошли, взяв с собою в убрус остриженные волосы Пимена, которые и положили в церкви на гробе преподобного Феодосия. Иноки, находившиеся в соседних комнатах, слышали пение и думали, что игумен постригает болящего Пимена, или же полагали, что он умер. Они пришли в келью Пимена, но к чрезвычайному изумлению нашли там всех спящими, хотя келья была наполнена благоуханием; самого же болящего они увидели с радостным лицом и одетого в иноческую одежду. Пришедшие спросили его: «кем ты пострижен, и что за пение было слышно в твоей кельи?» «Игумен с братиею приходили постричь меня и нарекли Пименом, отвечал болящий; их пение вы и слышали, они дали мне эту свечу, которая должна постоянно гореть сорок дней, волосы же мои собрав в убрус, удалились с ними в церковь ». Иноки пошли в церковь, но она была заперта; когда же взошли в нее, то на гробе преподобного Феодосия действительно нашли волосы, собранные в убрусе. Об этом чудесном событии сообщили игумену, который сначала старался отыскать того, кто постриг Пимена; наконец, когда поиски оказались тщетными, уразумели, что это совершилось волею Божиею, чрез святых ангелов, и это чудесное пострижение было признано действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий день в той же Успенской церкви владыка совершил литургию в сослужении с игуменом Пименом и монастырской братией, а по окончании было молебствие со многолетием благотворителям и ктиторам обители, Павлу и Марии. Владыка опять сам пошел к болящему со крестом и дал ему просфору. Откушав у себя в келии и отдохнув, владыка, в сопровождении отца Пимена пожелал посетить Александрова в новом его жилище, очень его благодарил за все щедрые пожертвования Угрешскому монастырю и неоднократно повторял ему, что благодаря его усердию Угрешская обитель сделалась второй Лаврой. Это было последнее свидание митрополита Филарета и Александрова: дни и лета их жизни были уже сочтены – одному оставалось прожить только девять месяцев, другому еще девять лет. В тот же день, к вечеру, владыка собрался в обратный путь. С особенным благоволением простился он с отцом Пименом, главным виновником, что в течение немногих лет Угрешский монастырь так видимо обновился и украсился столькими новыми зданиями, благодаря его неусыпным трудам и попечениям. Его провожали до Святых ворот, и он оставил Угрешу, по-видимому, вполне довольный всем, что видел. III В то время благочинным монастырей общественных был архимандрит Платон, настоятель Спасо-Андроньевского монастыря; он к отцу Пимену, в противоположность своего предместника, весьма благоволил и искренно радовался, видя, что владыка к нему расположился и оценивает его труды. В конце июля месяца, после соборного служения в какой-то торжественный день, архимандрит Платон заехал к Александрову и передал ему, что он имеет поручение от владыки, как благочинный сделал представление об всех пожертвованиях Александрова Угрешскому монастырю. В ответ на это Александров сказал ему: «Вы, пожалуйста, предупредите владыку, чтоб он не вздумал представить меня к какой-нибудь награде, – ничего для себя не желаю, на что мне? Я даже счел бы это за великое для себя оскорбление, но ежели уже владыка так милостив и желает сделать для меня приятное, то прошу его вместо меня перенести награду на лицо отца игумена Пимена, и этим я буду действительно обрадован».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010