Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного Память 7 августа Приступая к повествованию о блаженном Пимене, остановим наше внимание на его великом мужестве в страданиях и отсюда научимся, что болезни должно переносить терпеливо и – что сила Божия в немощах совершается. – Блаженный Пимен уже и родился больным; болезнь не оставляла его всю жизнь, но эта болезнь тела не дала в нем развиться болезни душевной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери. Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти. Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего всё к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление; повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь 5004 и просили живших в нем преподобных отцов помолиться об избавлении их сына от болезни. Но усердные молитвы иноков не приносили исцеления болящему; молитва блаженного была сильнее молитвы их всех, – он просил себе у Господа еще большей болезни, так как опасался, что, по выздоровлении, родители опять возьмут его из монастыря и таким образом лишат его возможности получить пострижение. Поэтому, когда отец и мать сидели около него, не допуская пострижения 5005 , блаженный Пимен сильно печалился и молился Богу, чтобы Он исполнил его желание, какими ведает путями. И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые ангелы, одни – в образе прекрасных юношей, другие – игумена и братии; они несли в руках Святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и всё остальное, нужное при пострижении: – Хочешь ли, чтобы мы постригли тебя? – спросили они преподобного. Он с радостью отвечал: – Ей хочу; Господь послал вас, господие мои; исполните желание моего сердца. Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна всё, что положено в уставе иноческого пострижения; так они постригли его в великий ангельский образ, облекли его в мантию и куколь, нарекли Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2023 года 7. Неделя 11я по Пятидесятнице. Глас 2й. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1е воскресенье после 6 августа) . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Преображения и службой прмч. Дометия (без праздничного знака) (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Преображения и полиелейной службой свт. Митрофана, еп. Воронежского (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться главой Типикона под 7 августа, 4е «зри»: «Аще случится попразднство Преображения Христова в Неделю» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 4, праздника, глас 4й – 3 (см. в Минее 7 августа), и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…» (см. в Минее 7 августа), «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня, глас 6й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). На литии стихиры праздника, глас 6й (см. в Минее 7 августа, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Закона и пророков…» (см. в Минее 7 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 2й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…» (см. в Минее 7 августа). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 7й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2024 года 7. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прмч. Дометия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Митрофана, еп. Воронежского, в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…». Вход. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 6й; седален преподобномученика, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Пимен многоболезненный жил в XII-м веке. И родился он болезненным, и рос в болезнях. Родители очень сокрушались о своем больном единственном сыне, которого они рассчитывали воспитать в довольстве и наделить значительным наследством по своей смерти. Но не так думал их сын. Он, напротив, благодарил Господа, что Господь смирял и вразумлял его болезнями. Об одном он просил родителей, чтобы они дозволили ему поступить иноком в Киево-Печерскую обитель, где славились тогда святостию жизни многие из иноков, под руководством великих первоначальников иночества – Антония и Феодосия печерских . Родители на это по своим видам не соглашались; они молили Господа только об одном, чтобы их сын был здоров. Привезли они своего больного сына и в Киево-Печерскую обитель к преподобным отцам печерским, чтоб они его исцелили своими молитвами; а сын втайне молился, чтобы Господь, по Своей святой воле, продолжал вести его путем болезней и скорбей и удостоил бы иноческого пострижения. И Господь услышал молитву верного раба Своего: Пимен удостоился таинственного пострижения на болезненном одре, – и все-таки продолжал болеть, хотя других и исцелял от болезней, по благодати ему данной. Только за несколько дней пред своей кончиной, как предуказано ему было свыше, он встал с болезненного одра, пошел, поклонился святыням монастырским, простился с каждым из братии, причастился св. таин Христовых и затем мирно почил о Господе. «Терпение больных не пропадает даром, говорил преподобный одному исцеленному им брату: здесь скорбь и туга; там радость и веселие. Потому-то я и терплю все. Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье: но я не желал бы того. Претерпевый до конца, тот спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни: только бы там плоть моя осталась без истления; пусть здесь будет смрадный запах, только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде суда того, – мучение прежде муки бесконечной?» Нетленные мощи преподобного Пимена многоболезненного и доныне почивают в пещерах киевских и изливают источники исцелений, в знаменование святости его подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чтение Священного Писания и творений святых отцов В неразрывную связь с молитвою глинские подвижники ставят чтение Священного Писания и творений святых отцов Церкви. – Один известнейший из них схимонах Архипп (†1896) не только в храме Божием, но и вне его всё время «проводил в молитве или чтении Священного Писания». Кто бы ни пришёл к нему, старец «заставлял прочитать одну-две главы из Апостола, Евангелия или кафизму из Псалтири. Иногда он сам приходил к кому-либо из живущих с ним в одном коридоре и также просил почитать Псалтирь или Евангелие. Кроме того, любил читать или слушать акафисты и Киево-Печерский патерик. Из последнего – преимущественно жития преподобных Марка пещерника, Пимена многоболезненного и Прохора лободника. Не без причины сии преподобные пользовались особенным вниманием подвижника. Он сам старался им подражать, видя в их житии некоторое сходство со своими стремлениями. Нередко отец Архипп заставлял кого-либо читать акафист святителю Тихону Задонскому , который «житию бесплотных поревновал, подвигам древних святых отец подражал и самоотвержение всецелое показал» (3-й и 7-й ирмосы акафиста)» (444). Чтение Священного Писания Святое Евангелие – это «Книга Духа» (638). Слово Божие уподобляется Лучам Трисолнечного Божества. «Кто смотрит на лучи солнечные, – поучает схимонах Лука (†1898), – тот просвещается, но кто пристально смотрит на самое солнце, у того зрение помрачается. Лучи Трисолнечного Божества суть Священное Писание : чем более мы поучаемся в Божественных словесах оного, тем более ум наш просвещается в познании дел Божиих, сердце наше исполняется любовью к благочестивой вере» (518). Это свет, показующий путь к вере. «Оно есть луч Божественного Света, оно просвещает ум и даёт разуметь предметы веры, сколько естество человеческое вместить в себя может; оно не только руководит к вере, но и научает, какая вера есть спасительная; оно объясняет, какая есть та вера, о которой рек Господь наш: “Веруяй и крестивыйся спасен будет” ( Мк.16:16 ). Оно научает нас, что спасительная вера есть вера любовью поспешествуема. Когда вникнете в Священное Писание, то узнаете, что ко спасению нашему нужна таковая вера, а не знание сокрытого от нас» (518–519).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

священномученик Пимен (Белоликов) (17.11.1879–16.09.1918) Нравственно-аскетические труды Слова и речи священномученик Пимен (Белоликов) Епископ Семиреченский и Верненский. Миссионер, проповедник, ректор Пермской ДС. В миру - Пётр Захарьевич Белоликов, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское, Череповецкого уезда, Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Михайловича Орнатского (двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия). В 1900 году по окончании Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в числе лучших в 1904 году. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов. Ещё студентом 7 августа 1903 года он принял монашеский постриг с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах. Духовный отец — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) — благословил его на миссионерские труды. 3 июня 1904 года иеродиакона Пимена рукополагают в иеромонаха с назначением в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым, память 7 ноября), который пользовался особой любовью и уважением святого праведного Иоанна Кронштадтского. Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из недолгой жизни епископа. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов, издавал миссийский журнал «Православная Урмия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Монашеские постриги совершены в Александро-Невской Лавре апреля 2020 Монашеский постриг - особый и очень красивый древний чин. Все монахи обители с заженными свечами выходят из алтаря и встречают желающего принять постриг на пороге храма. Через весь храм покрытый мантиями братии ползет будущий монах. Конец пути - Алтарь, перед которым он лежит крестообразно, склонив главу в пол. В Великую Среду 2020 года в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре перед Владыкой Наместником, епископом Кронштадтским Назарием , стоят трое желающих принять постриг в мантию. Это иеродиакон Александр (Волков) , послушник Олег Фролов и послушник Алексий Волков. При пострижении волос Владыка Назарий нарекает монахам новые имена: иеродиакон Александр пострижен с именем Анатолий в честь преподобного Анатолия Оптинского (старшего), послушник Олег Фролов - в честь преподобного Пимена Печерского, Многоболезненного, послушник Алексий Волков - в честь преподобного Антония Дымского. По окончании пострига епископ Назарий обратился к новопостриженным монахам. " Вы очень разные, прожили разные жизни, но есть одно основание, которое подойдет каждому - Христос есть Альфа и Омега, Начало и Конец. Псалмопевец говорит: " Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения " . Надо жить с братией в мире, помогать, молиться о них, но спасение есть только во Иисусе Христе, Он - ваше основание, ваш покров, ваше все... Тот путь, который указует Христос, самый верный, идите по нему, а Господь обязательно поможет вам понести ваш крест " . Поделиться Упоминания в новостях 14 апреля 2024 4 апреля 2024 3 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 13 ноября 2015 28 декабря 2014 28 ноября 2014 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=2...

В киевских пещерах почивают мощи преподобного Пимена Многоболезненного, жившего в XI–X bb. Он родился болезненным, рос в болезнях. Родители очень сокрушались о своем больном единственном сыне, которого они рассчитывали воспитать в довольстве и наделить значительным наследством по своей смерти. Но не так думал их сын. Он благодарил Господа, что Он смирял и вразумлял его болезнями. Родители напротив молили Господа только об одном, чтобы их сын был здоров. Они привезли своего больного сына в Киево-Печерскую обитель к преподобным отцам Печерским, чтоб они его исцелили своими молитвами. Сын же втайне молился, чтобы Господь, по Своей святой воле, продолжал вести его путем болезней и скорбей и удостоил бы иноческого пострижения. Господь услышал молитву верного раба Своего. Пимен удостоился таинственного пострижения на болезненном одре, и все-таки продолжал болеть, Хотя исцелял других от болезней по благодати, ему данной. «Терпение больных не пропадает даром, — говорил преподобный одному исцеленному им брату, — здесь скорбь и туга, там радость и веселье. Потому-то я и терплю все. Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье, но я не желал бы того. Претерпевый до конца, тот спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни, только бы там плоть моя осталась без истления. Пусть здесь будет смрадный запах, только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным». Поучимся же и мы у преподобного Пимена Многоболезненного, как и нам быть в наших болезнях, если Господу угодно будет послать их нам. Не малодушествовать, не роптать следует в болезнях, а смиряться пред Господом, каяться в своих грехах и молиться главным образом о спасении души, о даровании нам блаженной вечной жизни. Будем помнить, что болезни приносят великую пользу нашей душе. Крест болезненных страданий есть один из тех верных путей к царствию Божию, которыми ведет Господь только избранных Своих. В житиях святых угодников Божиих мы находим, что некоторые из них без особенных каких-либо подвигов и дел одним благодарным и благодушным терпением тяжких и долговременных болезней телесных взошли на высокую степень христианского совершенства и прославлены Богом наряду с великими подвижниками веры.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnoe-p...

Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога. Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви. Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, Который «творит ангелами Своими духов, служителями Своими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келлии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил: – Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня! Тотчас по слову его оставила их болезнь, и они, сделавшись здоровы, последовали за ним. Преподобный же Пимен, войдя в церковь , приобщился Божественных Таин и после этого, взяв смертный одр свой, понес его, без всяких указаний к пещере, в которой никогда не был, которую никогда не видал со дня своего рождения. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония 5008 и указал место, где желал быть погребен. Перед смертью он поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежавших вблизи: – Здесь, – сказал, – вы положили в этом году двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме 5009 ; первого, положенного без схимы, вы найдете в схиме; он неоднократно хотел принять ее, но всё откладывал, но так как он явил дела, достойные этого образа, то Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел достойных ее, а говорил, когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму; не помнил он слов сказавшего: «ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» ( Пс.113:25–26 ). Поэтому и отнято у него достоинство схимы и дано показавшему дела, достойные ее: «ибо всякому имеющему» (добрые дела) «дастся и приумножится, а у неимеющего» (добрых дел) «отнимется и то, что имеет» ( Мф.25:29 ). Третий брат, – продолжал он, – много лет тому назад положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения, ибо он совершал дела недостойные этого образа, – всю жизнь провел в лености и грехах, не помня слов Господа: «кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ); пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010