Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе. Эта же темная и смрадная келлия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий все это с благодарением может с правом сказать: Терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39, 2); утешая подобных страдальцев, апостол говорит: Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Аще без наказания есте, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 7–8), и Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19)». Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену. Доблестный же страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал одержимый страданиями своими в продолжении двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезной показались вдруг три огненные столпа, которые потом перешли на верх церкви. Бог весть, о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), уже прислал Ангелов Своих за душой многоболезненного Пимена. В тот день преподобный внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригавшие его. Восставши от одра своего, преподобный Пимен обошел все келлии, поклонился всем и смиренно простился с братией. Болящим же братиям сказал: «Друзья мои и братья! Встаньте и проводите меня». И тотчас, по слову его, болезни их исчезли и, сделавшись здравыми, они пошли со своим благодетелем. Преподобный Пимен, войдя в церковь, причастился Божественных Таин и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в которой никогда не был и которую не видел от рождения своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   Цветник духовный. Ч. II. С. 58.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирянам, п. 25. С. 57.    Там же, п. 227. С. 413; п. 150. С. 295.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 205. С. 196, игум. Антоний. Письма, п. 59. С. 72.    Еп. Феофан. Сборн. писем. Вып. VI. М., 1899, п. 1021. С. 170.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, 342. Св. Исаак Сирин говорит: «Страх смерти печалит мужа, осуждаемого своей совестью. Кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни».    Еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1895, 41. С. 1055—1056.    Еп. Феофан. Письма//Духовн. Вестн. 1896, 24. С. 469.    Там же, 34—35. С. 681.    Там же, 41. С. 813.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Там же, п. 150. С. 295.    Цветник духовный. Ч. II. С. 199—203.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 4 на посл. к Евр.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 221—222.    Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 102.    Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т. II. С. 255.    Четьи-Минеи, 5 апр.    Там же, 21 окт.    Там же, 13 ноября.    «Голос Истины», 1-й год изд. С. 13—14. С. 223—224.    Еп. Феофан Письма//Духовн Вестник. 1896, 26, 29. С. 510 и 561.    Он же. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1894, 39. С. 756.    Свт. Тихон Задонский. Там же. С. 223.    Игум. Антоний. Письма, пп. 246, 247, 295. С. 306, 309, 375. См. Триодь постная, понедельник Страст. седмицы.    Иером. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 2, п. 40. С. 50.    См. Патерик Печерский (Житие преп. Пимена Многоболезненного).    Преп. авва Дорофей. Поучение 14. С. 161. Поучение 18. С. 186.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165.    Праведный (греч. Гdi?kao_s) — справедливый, благочестивый, добродетельный (Втор.32:4). Праведными св. Церковь называет преимущественно свв. угодников Божиих Ветхого и Нового Заветов, которые, живя в миру и исполняя обязанности государственные, общественные и семейные, жили по заповедям Божиим и пребыли верными Богу. Святой (греч. Гa?gio_s от слова Г a?_ksw благоговеть, чтить) — духовно и нравственно непорочный, чистый, освященный (священный), совершенный человек, посвятивший себя служению Богу, живущий по заповедям Божиим и угодный Богу. Русское слово святой — от санскритского корня в значении: белый, очищенный сияющий. Слово святой в общем употреблении означает все заветное, дорогое, связанное с истиною и благом. (См.: Толков, словарь Даля и словарь церковно-славян. языка прот. Гр. Дьяченко.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не знаешь ли, что равную мзду иметь будут — болящий и служащий ему, ибо терпение убогих не погибнет до конца; но, получая здесь скорбь и туту, они будут иметь радость и веселие там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Ради этого, брате, я и терплю сие. Бог же, Который тебя исцелил, по моей молитве, от недуга твоего, тот может и меня восставить от одра сего и исцелить болезнь мою. Но сам я не хочу этого, ибо — претерпевый до конца, сказал Господь, той спасен будет ( Мф. 10,22 ). Лучше в жизни этой я сгнию весь, зато в будущей плоть моя будет без истления. Здесь потерплю смрад, зато там исполнюся неизреченного благоухания. Добро, брат, и великое счастье предстоять в светлом, чистом и пресвятом месте в церкви, где невидимо с ангельскими силами воссылается песнь Богу, ибо церковь — небо земное нарицается, и стоящие в ней как бы на небеси предстоят. И что значит эта темная и смрадная храмина, не прежде ли это суда — суд и прежде бесконечные муки — мука. Но кто с благодарением и покорностью терпит здесь, тот достойно может сказать: терпя потерпе Господа, и внят ми ( Пс. 39, 2 ). Утешая таковых, и апостол говорит: аще наказания терпите, яко сыновом обретается вам Бог, аще ли без наказания есте ( Евр. 12, 7 ), убо прелюбодейчище есте, а не сынове. Увещевает нас, братие, к перенесению страдания и Господь, говоря: в терпении вашем стяжите души ваши . Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену. Доблестный же страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал, одержимый страданиями своими, в продолжение двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезною показалось вдруг три огненных столпа и отсюда простирались они вверх по направлению к церкви. Бог весть, о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный, уже прислал ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, ибо в тот день страдалец Пимен внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригшие его.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-...

Синаксарь На Преображение Господне Слово На Преображение Господне Память 7 Августа Житие Преподобного Отца Нашего Пимена Многоболезненного Преставление Преподобного Ора Черноризца Память Святого Преподобномученика Дометия Страдание Святых Мучеников Марина И Астерия Память 8 Августа Празднование Пречистой Богородице В Честь Явления Ее Пречестной И Чудотворной Иконы, Нарицаемой Толгской Память Святого Отца Нашего Мирона Чудотворца, Епископа Критского Память Святого Отца Нашего Емилиана Исповедника, Епископа Кизического Память 9 Августа Страдание Святого Апостола Матфия Страдание Святого Мученика Антония Память Святых Мучеников Иулиана, Маркиана И Прочих, Пострадавших С Ними За Иконы Память 10 Августа Страдание Святых Мучеников Лаврентия Архидиакона, Сикста Папы И Прочих С Ними Память 11 Августа Житие Преподобных Отец Наших Феодора И Василия, Иноков Киево-Печерских Страдание Святой Мученицы Сосанны Девы И Иных С Нею Мучеников Память Святого Мученика Евпла Диакона Память 12 Августа Святые Мученики Фотий И Аникита Память Святого Священномученика Александра, Епископа Команского Память 13 Августа Святого Мученика Ипполита Память 14 Августа О Создании Церкви Честного Успения Пресвятой Богородицы В Киево-Печерской Обители Перенесение Мощей Преподобного Отца Нашего Феодосия, Игумена Печерского Память Святого Пророка Михея Память 15 Августа Успение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы И Приснодевы Марии Память 16 Августа Перенесение Из Эдессы В Константинополь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа Слово Преподобного Иоанна Дамаскина О Поклонении Святым Иконам Память Святого Мученика Диомида В Тот Же День Память Преподобного Херимона Память 17 Августа Страдание Святого Мученика Патрокла Житие Преподобного Отца Нашего Алипия Печерского Страдание Святых Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана И Киприана Память Святого Мученика Мирона Память 18 Августа Страдание Святого Священномученика Емилиана И Прочих С Ним Память Святых Мучеников Флора И Лавра Память Святых Мучеников Ерма, Серапиона И Полиена

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Другие иноки Печерские прославились смирением и послушанием, а также несением телесных болезней. Таков образ Пимена Многоболезненного, кроткого брата, сподобившегося быть постриженным Ангелами. Некоторые из братий слышали пение и, пришедши, обрели Преподобного облеченного в монашеские одежды. Преподобный Пимен страдал 20 лет и исцелился за три дня до кончины. Он пришел в церковь , простился с братией и причастился Святых Христовых Таин. В день его кончины было явление трех огненных столпов над монастырем 49 . Велики и те преподобные, которые в молчании, великом смирении и послушании формировали своего внутреннего человека; каждый из них – по-разному, в соответствии со складом своей души. Вместе же они составили воинство мужей крепких, на которых покоилось в то время величие православной Киевской Руси. Всю эту святость первого русского монашества, возросшего под руководством преподобных Антония и особенно Феодосия Печерских , ощущаешь, попадая в пещеры Печерского монастыря. Открытые после Великой Отечественной войны, они сообщили русским православным людям о подлинной крепости и силе монашеского подвига. И сколько здесь святых могил, одна другой ближе, одна другой поразительней. Здесь затворники и молчальники; здесь преподобные живописцы и врачи; здесь запоминающиеся образы преподобного Иоанна Многострадального и преподобного Моисея Угрина; здесь покоище игуменов и некоторых архиереев; здесь приснопамятный Нестор Летописец и святые просфорники Никодим и Спиридон. Здесь же обрела себе упокоение святая дева Иулиания, княжна Ольшанская, здесь и двенадцать мастеров-зодчих – все они вместе и каждый в отдельности живо касаются душ живущих, ищущих, чтО им ближе по духу, по образу жития. Это все – преподобные в Ближних пещерах, и в Дальних тоже обретаешь для себя живые жизненные примеры. Православная святыня ушла на север и приютилась на северо-востоке во времена тяжелого татаро-монгольского ига. Но духовная жизнь и чин монашеский не прекратились. В Великом Новгороде, а позднее и под Москвой возрастает великая обитель, и теперь уже преподобный Сергий Радонежский – собиратель и хранитель святыни Православия и монашества, он же и великий старец созданной им и Богом охраняемой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Да опять: самые ли те иконы нам ныне расколодержатели показуют чудотворными, кои подлинно чудом каким-либо прославлены? Например, образ Богоматери Тихвинской тот ли ныне существенно есть и в самом монастыре Тихвине, который носим был по воздуху, как повествуется в Минеи-четьи 26-го дня июня месяца, и по многим местам остановлялся, а потом одержался на Тихвине? Тот ли, говорю, самый точно, или паче уже несколько крат поновлённый? Конечно, может быть, не единожды уже поновлённый: ибо тому, как первое явление было, прошло четыреста лет с лишком. Поскольку оно учинилось 1383 года от Р.Х., а ныне идёт 1839-й, то хотя единожды во сто лет был поновляем; был поновлён четырежды. Убо в самом поновлении, а паче во время смятения раскольнического, смятения же оного сильного, бывшего при Никоне Патриархе и по нём, могли умствующие противная Церкви православной по-своему поправить и намалевать. То ж могло быть и с другими святыми иконами. Потому и разницы на них, то так, то инако написанные, оказываются. О чём виждь и в книге «Обличение неправды раскольнической, показанной в ответах выгоцких пустосвятов». В таком убо хаосе неизвестности можно ли утвердительно положиться по иконному изображению творить перстосложение к знамению креста? Да и бывают ли ныне от тех же иконе, кои от отщепенцев считаются чудотворными и кои по их умствованию писаны, чудеса ко удостоверению? Совсем ни видано, ни слыхано, а разве ими, отщепенцами, выдуманы. Итак, от сумнительных показаний нет ни на ту, ни на другую сторону твёрдого уверения к принятию. [О руках усопших святых.] Далее, что до рук усопших святых, говорят, аки бы в пещере преподобного Феодосия у Илии Муромца и многоболезненного Пимена персты сложены по-раскольничью, но напротив того, сложение оных усмотрено по обычаю православных 321 . Сверх того, служит нам во уверение нашего перстосложения рука святого апостола Андрея, которая прислана Парфением Патриархом Цареградским к государю Михаилу Феодоровичу при Иосифе Патриархе, 1644 года, и ныне находится в Москве в Успенском соборе; да ещё рука преподобного Кумненоса, там же в Благовещенском соборе обретающаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Узнав об этом, собралась братия и взяла тела святых страдальцев; и похоронили их с честью в пещере Варяжской, в которой они трудолюбиво и богоугодно подвизались. Потом они были перенесены в пещеру преп. Антония, где и доныне лежат нетленно, в окровавленных одеждах и власяницах, тоже остающихся нетленными. Вскоре после блаженной их кончины сбылось предсказание преп. Василия: князь Мстислав Святополкович застрелен был во Владимире, на стене, сражаясь с князем Владимиром Игоревичем; и тогда, узнав стрелу свою, которою он ранил блаженного Василия, сказал: «Вот, я умираю теперь ради преп. Феодора и Василия». Итак, злой убийца получил отмщение по делам своим. Преподобные же страдальцы, как победители дьявола, побеждающего сребролюбием, увенчались не тленным серебром и золотом, но славою и честью вечною, и получили венец от Честного Камня, Который есть Христос. Ему честь и слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного (7 августа) Он всю свою жизнь с чувством благодарности лежал в болезни и пострижен ангелами был в иноческий образ Взявшись рассказывать о блаженном этом Пимене, будем повествовать о мужественном его страдании, чтобы узнать, как с благодарностью нужно доблестно переносить болезни и как сила Божия в немощи совершается. Блаженный Пимен родился на свет больным, больным и вырос; но эта телесная болезнь не дала в нем развиться душевной болезни. Он был чист от всякого порока и от утробы матери не познал скверного греха. Часто просил он родителей отдать его в монастырь, постричься в иноческий образ, но они, как чадолюбивые родители, желая по смерти своей иметь его наследником, препятствовали ему. Однажды (так Бог мудрее промыслил), блаженный изнемог чрезвычайно, и не думали, что он будет жив. Тогда принужденные необходимостью родители принесли его в Печерский монастырь, прося живущих в нем преподобных отцов молиться о сыне их, чтобы исцелился он от недуга. Преподобные те отцы, потрудившись много в молитвах, ничем не облегчили больного, потому что сам он не просил у Господа здоровья, но, скорее, усиления болезни, чтобы, если выздороветь, не быть взятым родителями из монастыря и не лишиться, чего желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господь ведает, что предсказывало то знамение, но истинно было то, что Тот, Кто " творит ангелами Своими духов и служителями своими огонь пылающий " (Пс. 103:4), рке прислал ангелов Своих за душой Многоболезненного Пимена, как за Лазаревой (Лк. 16:22), ибо в тот день многоболезненный внезапно стал здоров и поведал, что, как предсказали постригавшие его, его исход приблизился. Встав, он обходил все келий, кланяясь всем и прося прошения. Больным же бра-тиям сказал: " Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня " . И вдруг, по его слову, болезнь отступила от них, и они, выздоровев, пошли за ним. А он, войдя в церковь, причастился Божественных Тайн и потом, взяв погребальный одр, понес его (причем никто не указывал ему дороги) к пещере, в которой он никогда не был и которой никогда с рождения своего не видал. Войдя же в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония и показал место, на котором желал быть положенным. Потом он открыл пречудную тайну, указав на гробы братьев, лежащих вблизи. " Здесь, - сказал он, - вы положили в этот год двух братьев - одного без схимы, а другого в схиме. Которого вы положили без схимы, того найдете в схиме; ибо он много раз хотел постричься в нее, но не позаботился о том, однако явил дела, достойные этого образа, и потому по смерти Господь даровал ему схиму. Другого же брата, которого вы положили в схиме, вы найдете без схимы. При жизни он не хотел ее и не показал дел достойных, но говорил так: " Если увидите меня отходящим из этой жизни и уже умирающим, тогда постригите меня в схиму " . Не помнил он сказанного: Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, ни все нисходящие в могилу; но мы [живые] будем благословлять Господа... (Пс. 113:25-26). И потому отнята от него схимническая благодать и дана показавшему достойные дела, " ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет " (Мф. 25:29). Третий брат положен здесь много лет назад, и он весь истлел, но схима его остается нетленною. Она сохраняется на обличение и осркдение ему, ибо он делал дела, недостойные схимнического образа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Б огатство душевное – в терпении. В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению (святитель Феофан Затворник). Т ерпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать. В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии – Бога имеет своим должником. А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли, грешнице, поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением» (старец Арсений Афонский). А когда утомитесь, не спавши, то уже о правиле не беспокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление. Ч ем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей (блаженный Иероним). К роме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена Многоболезненного, как он не выходил из келии и даже не желал выздоровления. Г осподь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе (игумен Никон). О днако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностью духа (святитель Феофан Затворник). К ушать по болезни не грешно и рано, когда хочется, ибо вы слабого здоровья, но скрывать это нет нужды, ибо это дело обычное, – иные даже нарочно при людях кушали, дабы не имели о них высокого понятия. П од предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сей чудотворный образ на Москве в Успенском соборе писанная самовидением утверждает. Также и на всех древлеписанных, кои не переписаны нынешними иконописцами, св. иконех, тое двоеперстное сложение зрится, яко же видим на древлеписанном образе; «предста царица» (стоит в Успенском соборе); такожде в Дейсусе у Спасителя благословящая рука двоеперстно (сложена?). Сице и у великого Предотечи и у Апостола Фомы, и у Евангелиста Луки молебные руки двема перстома (изображены?). Тоже засвидетельствует образ Спасителев над Спасскими враты, иже и подписание греческими буквами имеет. Много бы еще можно привести свидетельств от чудотворных икон, у коих имеется написание двоеперстным сложением, но краткости ради оставляю. Изволяй да чтет о сем в статиах инока Никодима и в Ответах поморских на синодские вопросы (ответ 5-й). Замечание на пятый ответ В ответ на слова своего вопросителя, что у свв. Илии Муромца, Иосифа многоболезненного, Спиридона Просфорника, Алимпия иконописца и Пимена многоболенненного, нетленно почивающих в Киевских пещерах, десницы имеют троеперстное сложение, автор ответов говорит: нет на то нигде ясного доказательства, чтобы показанные в сем вопросе святии молились троеперстным сложением, почему мы и не вдаемся в дальнейшее объяснение, понеже видим и довольно показахом, яко двоеперстное сложение есть издревле святыя церкве предание. При таком ответе невольно припоминаются слова Авраама богачу, изображенному Спасителем в Евангельской притче о богатом и Лазаре: «аще кто и из мертвых востанет, не уверуют»! Автор ответов прекрасно знает, что мощи поименованных святых и посейчас нетленно почивают в киевских пещерах, и что, по особому ходатайству, десницы сих святых и теперь можно видеть, и усиленно домогающиеся этого действительно и теперь находят случай видеть их, – знает и все же утверждает, что нет никакого ясного доказательства, чтобы сии святии молились троеперстным сложением; приити и посмотреть собственными глазами – какое же доказательство яснее этого? Но автор, упорно не желающий видеть истину, однако продолжает: «понеже видим...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010