священномученик Пимен (Белоликов) (17.11.1879–16.09.1918) Нравственно-аскетические труды Слова и речи священномученик Пимен (Белоликов) Епископ Семиреченский и Верненский. Миссионер, проповедник, ректор Пермской ДС. В миру - Пётр Захарьевич Белоликов, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское, Череповецкого уезда, Новгородской губернии в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Михайловича Орнатского (двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия). В 1900 году по окончании Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в числе лучших в 1904 году. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов. Ещё студентом 7 августа 1903 года он принял монашеский постриг с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах. Духовный отец — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) — благословил его на миссионерские труды. 3 июня 1904 года иеродиакона Пимена рукополагают в иеромонаха с назначением в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым, память 7 ноября), который пользовался особой любовью и уважением святого праведного Иоанна Кронштадтского. Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из недолгой жизни епископа. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал в училище при миссии, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов, издавал миссийский журнал «Православная Урмия».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Матфее,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 7/20 Попразднство Преображения Господня. Преподобномученика Дометия Персянина и двух учеников его (363). Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах почивающего (1239). Преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1110). Преподобного Пимена постника, Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832). Воспоминание избавления Царьграда от персов и аваров (626). Тропарь преподобномученику Дометию Персянину, глас 4 Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения/всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры,/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Дометие, приснопамятне. Кондак, глас 6 Яко тленная и долу влекущая мудрования,/преподобномучениче Дометие,/велик наставник монахом показался еси,/не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/Бог есть со мною, и никтоже на мя. Величание Ублажаем тя,/преподобномучениче Дометие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Меркурию Печерскому, епископу Смоленскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 8 Постом душу твою просветил еси,/молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси,/преподобне отче наш Меркурие,/темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси/и, яко победоносец истинный,/воздаяние получил еси от Христа Бога./Тому помолися о душах наших. Кондак, глас тойже Любовию ко Христу уязвив твою душу,/преподобне отче наш Меркурие,/в пещернем мраце свет спасения обрел еси/и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/отонудуже призирай ныне на обитель земную,/в нейже подвизался еси,/и моли о чтущих память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Флавиан прибыл в Киев 25 февраля 1903 года и поселился в митрополичьих покоях Киево-Печерской лавры. Духовную академию в первый раз он посетил 3 марта во время лекций. Тем же днём отбыл в Петербург на мартовскую сессию Синода, но весь апрель, май, июнь и первую половину июля 1903 года находился в Киеве неотлучно. 12 апреля он совершал литургию Великой субботы в Братском монастыре. В начале мая посещал экзамены студентов академии. Как и все киевские митрополиты, лето он провёл в Голосеевской пустыни, находившейся в пяти верстах от Киево-Печерской лавры, в живописном месте возле Днепра. Именно в этот период, в мае-июле, проходило активное общение митрополита Флавиана со студентами духовной академии, пожелавшими принять монашество: Иваном Поммером, Андреем Грисюком и Петром Белоликовым. Постриг одного из них, Белоликова, митрополит Флавиан совершил за вечерним богослужением в одном из храмов Киево-Печёрской лавры на Преображение Господне вечером 6 августа 1903 года. Пётр впервые услышал своё монашеское имя − «Пимен». Его вторым небесным покровителем стал преподобный Пимен Многоболезненный из собора Киево-Печерских святых. Церковь празднует его память дважды в году − 7/20 августа и 28/11 октября (с собором преподобных Ближних пещер). Видимо, телесное здоровье у его духовного сына на тот момент не было крепким, в одном из рапортов из миссии отец Пимен упоминал о своем ревматизме. О житии преподобного Пимена Многоболезненного известно немного. Его называют русским Иовом. Родители принесли его, от рождения страдавшего тяжелым недугом, в Киево-Печерский монастырь с одной просьбой – молиться инокам за него. Но ночью к больному, давно желавшему монашества, под видом игумена и братии явились ангелы и совершили монашеский постриг. Они предупредили, что выздоровление будет означать для него близкую кончину. В течение недолгой жизни преподобный, действительно, болел непрерывно, имея при этом дар исцелять других. Перед его кончиной над обителью поднялись три огненные столпа. В то утро монах Пимен ощутил себя совершенно здоровым. Он обошёл кельи и попрощался с братией, исцеляя их и являя прозорливость. В пещере преподобного Антония он указал место своего упокоения. При словах: «Вот идут постригавшие меня для принятия души моей!», − тихо предал дух свой Богу. Небесное знамение, явившееся в виде трёх огненных столпов в день преставления преподобного Пимена, описано в летописи под датой 11 февраля 1110 года. Этот день и полагается днём его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2023 года 7. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа) . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой попразднства Преображения и службой прмч. Дометия (без праздничного знака) (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Преображения и полиелейной службой свт. Митрофана, еп. Воронежского (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться главой Типикона под 7 августа, 4-е «зри»: «Аще случится попразднство Преображения Христова в Неделю» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 7 августа), и преподобномученика, глас 6-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…» (см. в Минее 7 августа), «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в Минее 7 августа, на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Закона и пророков…» (см. в Минее 7 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Приидите, взыдем на гору…» (см. в Минее 7 августа). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 7-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Молиться нужно как можно чаще, постоянно – в храме, дома, в пути. Но особенно следует усердно творить молитву в минуту жизни трудную, когда теснится в сердце грусть, когда скорби, как волны, набегают на нашу душу. И Дух Утешитель ободрит и укрепит нас, как успокоил и утешил сегодня самих св. Апостолов и как утешал многих великих подвижников. Вспомним сейчас хотя бы одного из них – преподобного Пимена Многоболезненного (†1110). Этот Киево-Печерский подвижник всю свою земную жизнь провел на одре болезни. И что же – унывал ли он, скорбел или роптал? – Нет! Он не только сам не падал духом, но вселял бодрость и радость в сердца других. " Маловер, – говорил он согрешившему брату, – разве ты не знаешь, что терпение не остается бесплодно?!» 52 . Кто же вливал в душу этого страдальца живительную силу, отраду? – Дух Святой, Дух Утешитель! Итак, приемлется благодать Св. Духа искренним желанием, а усвояется и удерживается теплой молитвой, постоянным упражнением в делах правды, добра, благочестия. Да удостоимся же и мы восприять Духа Святого, да укрепит Он нас в наших делах и подвигах и да хранит нас Своей Божественной всесильной благодатью! Царю Небесный, Утешителю благий, просвети наши сердца от тьмы греховного заблуждения и неведения, очисти нас от всякой скверны, наставь нас на всякую истину, укажи нам средства к познанию истины, внеси в нас любовь, мир и радость, прииди и вселися в нас! Аминь. 3. ДУХ СВЯТОЙ С НАМИ Е ще в Ветхом Завете пророк Иоиль предсказывал: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоиль.2, 28 ). Это пророчество свидетельствовало, что придет время, когда каждый верующий и живущий по вере примет благодатные дары Духа Святого. Это время исполнилось. Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сёстры, празднуем «Духа пришествие... и надежды исполнение» 53 . Дух Святой, сошедши на св. Апостолов, пребывает в Церкви Христовой и изливается на всех ее верных членов. Все мы духоносцы, или должны быть ими при посредстве Божественных таинств, совершаемых в Церкви. «Разве не знаете, – обращается св. ап. Павел к христианам, а значит и к нам, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?... Храм Божий свят, а этот храм – вы» ( 1Кор. 3, 16–17 ). Все мы еще в дни своего младенчества получили первые необходимые благодатные дары Св. Духа в таинстве Крещения, когда были принесены в Божий храм нашими восприемниками. И после этого каждый из нас неоднократно умножал эти св. дары через принятие других церковных таинств, через участие в священнодействиях Церкви, через чтение и слушание слова Божия, через молитву дома и в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Кесарии палестинской был один воин-христианин, по имени Марин, уважаемый всеми, даже язычниками, за свою доблесть и добродетели. Он должен был получить в своем полку должность сотника, при чем требовалось дать языческую присягу; Марин, как христианин, отказался от этого. Хотя император Галлиен (260–268) запретил преследовать христиан за веру, однако указ об этом не успел еще дойти в Кесарию. Начальник Марина стал принуждать его к совершению языческого обряда; когда же Марин отказался во второй раз, он грозил ему смертью. Воин Христов оставался непоколебим. «Даю тебе три часа на размышление, сказал ему начальник, или согласись совершить обряд, или иди на смертную казнь». В это время подошел к Марину епископ Феотекн и, взяв его за руку, ввел в церковь . Вынесши из алтаря св. Евангелие и указывая на него и на воинский меч Марина, епископ сказал: «Выбирай одно из двух: хочешь ли ты носить этот меч и служить царю земному, a по смерти погибнуть, или служить Царю небесному и положить свою душу за Его имя, проповеданное в этой книге, и по смерти получить жизнь вечную!» Св. Марин, протянув руку к св. Евангелию, с любовью поцеловал его, изъявляя готовность пострадать за Христа; епископ, благословив его, отпустил и сказал: «иди с миром!» Явившись к начальнику, он еще дерзновеннее и неустрашимее, чем прежде, повторил свое исповедание христианской веры. Начальник осудил его на усечение мечем. По совершении казни, присутствовавший тут сенатор Астерий, бывший также христианином, снял с себя богатое одеяние, завернул в него окровавленное тело и голову мученика, поднял их на плеча и отнес для честного предания их земле. Язычники взяли и св. Астерия и мечем отсекли ему голову. Время страдальческой кончины обоих этих мучеников относится к 260 году (Четьи-Минеи). Пр. Потапий чудотворец скончался в мире (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 стр. 206). Пр. Пимена многоболезненного Пр. Пимен родился больным, больным он и рос. Много раз юноша просил своих родителей, чтобы они позволили ему уйти в монастырь; но родители по любви к единственному своему сыну и желая иметь его своим наследником, не позволяли этого. Тогда Сам Господь устроил участь его. Однажды Пимен заболел так сильно, что уже отчаялись в его жизни; родители вынуждены были принести его в Печерский монастырь и просить молитв у преподобных отцов об исцелении сына. Но молитва иноков не приносила пользы болящему, так как ее преодолевала молитва самого болящего, который просил у Господа продолжения болезни, так как ему не хотелось удаляться из обители. Видя несогласие родителей на его пострижение в монашество, он стал молить Господа, чтобы Он удостоил его ангельского чина, какими ведает судьбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В храме достопримечательны: 1) часть мощей св. Пантелеймона; 2) образ св. Иоанна многострадального, с частицею мощей его, писанный на доске, в сребропозлащенном окладе. Он помещается направо от горнего места. 3) Образ под названием: „Собрание печерских угодников», на кипарисе, в сребропозлащенном окладе, с вместилищами для св. мощей. Тут находятся частицы мощей Моисея Угрина, Пимена многоболезненного, Игумена Никона, Прохора Чудотворца, Илии Муромца и Олимпия иконописца. Образ древний, в 1855 г. обновленный. 4) Образ Казанской Бож. Матери, на кипарисе, в сребропозлащенной ризе с таким же венцом (чеканной работы 1800 г.). По преданию Имп. Анна Иоанновна благословила этим образом Свою преемницу Елизавету Петровну. 5) Икона Александра Невского, на полотне; пред нею – массивная, сребропозлащенная, на таких же цепях, лампада, чеканной работы. Под иконою надпись: «В память благочестивейшего Вел. Государя Императора Александра II, в бозе почившего 1 марта 1881 г., от чинов Ораниенбаумского Дворцового Правления, Церковного причта со старостою и придворных служителей». 6) Образ Успения Бож. Матери, на кипарисе, в сребропозлащенном окладе, с частицами мощей Преподобных Печерских: Прохора Чудотворца, Григория Иконописца, Лаврентия затворника, Макария, Меркурия, Захария, Ипатия и Павла Послушника. 7) Образ Адриана и Наталии, с частицами их мощей, на стекле, в ореховой резной раме. 8) Икона св. Пантелеймона, храмовая, уважаемая местными обывателями и жителями окрестных городов и сел. Она помещается в храме Пантелеймона, против местной иконы Спасителя. На ней – сребропозлащенная риза, сделанная в 1811 г. При иконе находится множество “привесок” из драгоц. Металла – дар тех лиц, которые, по молитвам Угодника, исцелились от своих недугов. 9) Евангелие, изд. в Москве в 1698 г., в голубом бархатном переплете со сребро-позлащенными ликами Воскресения и 4-х Евангелистов. Оклад сделан в 1736. 10) Книга Стефана Яворского „Камень Веры“, изд. в Москве в 1728 г. 11) Несколько старинных предметов церк. утвари, как-то: запрестольный крест чеканной работы 1735 г; крест напрестольный 1736 года; Дарохранительница 1752 года, сосуд для освящения хлебов, весом в 5 ф. 32 зол.; водосвятная чаша, внутри вызолоченная, весу 12 ф. 11 зол. 12) Штандарты Кирасирского полка, пожалованные Екатериною 2-й, замененные в 1797 г. новыми. Сюда штандарты поставлены потому, что Кирасирский полк в 1797 г. стоял здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Икона Успения Пресвятой Богородицы с мощевиком На выставке представлены различные списки с этой иконы (XVII–XIX вв.), а также новые иконографии (XVIII в.), которые создавались в Средней Руси. Две иконы Успения Богоматери были написаны в XIX веке в мастерской Киево-Печерской лавры и предназначались для паломников. Одна из них – с мощевиком, в котором ранее находились мощи печерских святых. Икона, написанная Кириллом Улановым в 1724 году, изображает Богоматерь в окружении святых, жития которых находятся в Киево-Печерском патерике. На надвратной иконостасной сени (конец XVII – начало XVIII в.) изображена Донская икона Богоматери, которой предстоят преподобные Антоний Великий и Антоний Печерский. Также на этой иконе представлены некоторые сюжеты Киево-Печерского патерика и вид большого собора московского Донского монастыря. Киево-Печерские святые изображались на иконах Богоматери «Всех скорбящих Радость», «Достойно есть», Ченстоховская (XVII–XVIII вв.), а также среди избранных святых на иконах «Спас Недреманное око» и «Шестоднев» (XVI и XIX вв.). Икона Богоматери с предстоящими прпп. Зосимой и Савватием Соловецкими Сама иконография Печерской Богоматери со временем переносится на русскую почву. На выставке представлена замечательная икона северных писем с изображением тронной Богоматери, по сторонам которой стоят преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, основатели Соловецкого монастыря (XVIII в.). Представлены также отдельные изображения печерских святых: преподобного Антония, Феодосия, Иоанна Многострадального, Арефы, Исаакия, Пимена Многоболезненного, Исаии (XVI–XIX вв.). – За иконами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских их ученики изображены по правую и по левую сторону. Есть в этом какой-нибудь внутренний смысл? Собор Киево-Печерских святых – В XVIII веке возникает иконография собора Киево-Печерских святых. В ней преподобные разделены на две группы: те, кто подвизался в Ближних (Антониевых) пещерах и чьи мощи почивают там, и другие – подвизавшиеся в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Эта иконография включает не только святых, жития которых помещены в Патерике, как на иконе Кирилла Уланова, а вообще всех печерских подвижников, даже неизвестных по имени. Так, в Киево-Печерской лавре находятся мироточивые главы неизвестных святых. Их также изображают на иконе собора Киево-Печерских святых.

http://pravoslavie.ru/591.html

Пр. Дометий был родом из Персии, принял крещение в пострижение (в Нисивии в Месопотамии), а затем подвизался иноком в Феодосиополе (на восточ. берегу р. Евфрата). Игумен монастыря, видя дивные подвиги пр. Дометия, посвятил его в сан диакона и хотел облечь его саном пресвитера, но он, считая себя недостойным, удалился за Евфрат и поселился в пещере близ Кирра с двумя учениками. Здесь он проводил время в посте, молитве, бдении всенощном и пении непрестанном, «житие непорочное и ангельское показуя». Умертвив постом «плотския страсти», оградившись «неразрушимым щитом веры», он был, по выражению Церкви, страшен «супротивным демонским ополчениям» и «воистину сын благодати Божия, наследник Божественных наслаждений». К нему стекались во множестве всякого звания и состояния люди, ища у него удовлетворения своих душевных нужд и исцелений от телесных недугов. Имп. Юлиан Отступник, проходя во время войны с персами мимо пещеры, в которой подвизался св. отшельник, и увидя подле нее собравшийся народ, повелел завалить вход в нее и заживо похоронил пр. Дометия с его двумя учениками, в 363 г. (сн. 8 мар.). В службе воспевается один св. Дометий. Пр. Печерского многоболезненного. Он родился больным и рос в болезнях. Родители, надеясь видеть в нем своего наследника, думали воспитать его в довольства и очень сокрушались о болезни своего единственного сына. Сам же больной юноша желал одного лишь, чтобы родители дозволили ему уйти в монастырь. Однажды, когда Пимен очень опасно разболелся, родители привезли его в Киево-Печерскую обитель, прося у препп. отцов печерских молитв об исцелении сына. А сын втайне молился, чтобы Господь не возвращал его в дом родительский, но удостоил бы иноческого пострижения. Молитва юноши была услышана: когда все спали, – в комнату, где лежал пр. Пимен, явились, во образе игумена и братии ангелы, постригли юношу и, объявив ему, что он будет болен до самой своей смерти, скрылись, взяв с собой остриженные волосы пр. Пимена. Услышав пение, к юноше явились монахи и, увидав его в иноческом одеянии со свечой в руке, удивились; удивился и игумен, когда ему сообщили, что, по словам пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010