В 1893 г. ввиду настойчивых требований коптов-католиков о выходе их общин из-под окормления миссии францисканцев по поручению папы Римского Льва XIII было достигнуто соглашение между К. к. Ц. и орденом францисканцев: коптам-католикам были переданы храмы и мон-ри, принадлежавшие миссии. 11 июня 1895 г. папа Лев XIII отправил христианам Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви энциклику «Unitatis christianae», призвав их к унии с Римско-католической Церковью. Буллой «Christi Domini» от 26 нояб. 1895 г. папа объявил о восстановлении Александрийского Патриархата К. к. Ц., а также об учреждении в составе К. к. Ц. 2 епархий - Гермополь (Эль-Минья) во главе с еп. Максимом Седфави и Фивы (Луксор) во главе с еп. Игнатием Барази. 19 июня 1899 г. апостольский викарий коптов Кирилл Макарий получил титул Александрийского патриарха коптов. В янв. 1900 г. власти Египта признали патриарха Кирилла Макария главой отдельной общины коптов-католиков. Трудности в организации К. к. Ц. побудили Кирилла Макария в 1908 г. отречься в Риме от патриаршего достоинства и удалиться в Ливан. Местоблюстителем престола был назначен еп. Максим Седфави, а после его смерти в 1927 г.- Фиванский еп. Марк Хузам. Престол католич. Александрийского Патриархата коптов оставался вакантным на протяжении 36 лет. В 1947 г. папа Римский Пий XII назначил Александрийским патриархом коптов Марка Хузама, учредив одновременно Ликопольскую епархию в Асьюте. После смерти патриарха Марка Синод К. к. Ц. избрал Александрийским патриархом Стефана I Сидарусса (утвержден папой Римским Пием XII в 1958). Патриарх Стефан I принимал участие в работе Ватиканского II Собора . 22 февр. 1965 г. папа Римский Павел VI возвел его в достоинство кардинала. Впосл. достоинство кардинала получили также Александрийские патриархи коптов Стефан II Гаттас (1986-2006) и Антоний Нагиб (2006-2013). Лит.: Frazee Ch. A. Catholics and Sultans: The Church and the Ottoman Empire, 1453-1923. Camb.; N. Y., 1983; Джулио (Базетти-Сани), иером. [франциск.].

http://pravenc.ru/text/2057206.html

Важно отметить, что диссертант умышленно рассматривает персоны большинства римских пап исключительно в период их правления. Для данного рода работы это представляется наиболее подходящим. Одной из главных задач диссертант ставит анализ церковного самосознания, что наиболее удобно сделать, изучая именно понтификаты. Позиция римских пап изучается диссертантом путем рассмотрения важных для темы исследования положений из энциклик 14 и иных папских документов. Каждой энциклике посвящен отдельный подпункт главы. В конце первой главы также рассматривается начало литургической реформы, начатой папой Пием XII. Среди основных результатов, достигнутых в ходе данного этапа исследования можно выделить следующие: 1 . Подробно описаны взгляды римских пап от Пия IX до Пия XII на модернизм. Освещены их политические и богословские позиции. 2 . Для лучшего понимания курса церкви в период каждого понтификата были изучены основные энциклики римских пап описываемого периода. Подавляющее большинство этих энциклик никогда не было переведено на русский язык. Перевод ключевых фрагментов позволяет лучше понять те политические и богословские настроения, которые преобладали в церкви в период правления конкретных пап, а также проследить изменения в этих настроениях. Третья глава «История католического модернизма во время II Ватиканского собора» изучает ключевое событие, оказавшее влияние на облик современной католической церкви и ставшее катализатором реформ, повлекших за собой литургический и экклезиологический кризис – Второй Ватиканский собор, который являет имел собой полноту теологической мысли современной было католической свое церкви этим и ярчайшее дать проявление сути её политических того и общественных один целей. Главное типа слово папы собора даже – «aggiornamento». Примерный его того перевод того звучит хотя как «приведение этой в соответствие сухо с сегодняшним года днём». Именно идеология обновления и осовременивая церковного сознания привела церковь , по мнению диссертанта, к современному состоянию кризиса. Для дальнейшего доказательства подобного тезиса вторая глава посвящена подробному описанию хода собора и разделена на подпункты, каждый из которых описывает ключевые этапы деятельности Второго Ватиканского собора. В первую очередь – это принятие конституции о Священной литургии «Sacrosanctum Concilium» и декларации о религиозной свободе «Dignitatis Humanae».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

Так, например св. Амвросий медиоланский , живший во второй половине IV века изъясняя пророка Исайю говорит: «никакое существо человеческое, произошедшее от семени мужа и жены, не изъято от греха первородного; один только Тот не подлежит сему греху, который родился безсеменно от Девы наитием Святого Духа.» Евсевий, епископ амасийский, выражается еще положительнее (Orat. II. de Nativitate): «никто не изъят от греха первородного, и сама Матерь Искупителя мира. Один Иисус чужд закона греховного, хотя Он родился от Жены, бывшей под законом греха». Подобные определенные мысли и даже слова о всеобщности греха первородного находим в писаниях: Тертуллиана (De praescript. с. 3), Киприана (Testim. l. III. с. I. § 54), Епифания (Haeres. 79), Григория нисского , Афанасия Великого , Августина, Илария пиктавийского , Григория Богослова , Василия Великого , Иоанна Златоуста и других. Уже-лишь проклятие изрекаемое теперь Пием IX на не приемлющих новоизобретенного им в XIX столетии догмата, позволяет он себе простирать на всю христианскую древность, на всех древних Святителей и Учителей Церкви? Но папа еще говорит, что это учение прежде него принимали и защищали знаменитейшие чины монахов и предшествующие ему папы. История всем дает свидетельство противное. Правда, что в конце XII века решились, было принять учение de immaculata conceptione и установить праздник оному монахи лионской церкви, но против сей новости тотчас сильно восстал ревностный чтитель Богоматери Бернард 7 (См. s. Bernardi Epist. 174. Edit. Maunfocon. n. 1). Он написал к помянутым монахам послание, в котором обстоятельно объясняет, что это учение до того времени (до XII века) вселенской Церкви не было известно, что это нововведение дерзновенно, для христианской древности обидно, с духом истинного почитания Богоматери не совместно и в последствиях своих опасно, как плод невежества, ложного верования, и вообще, как ересь. Это пространное послание Бернарда, весьма уважаемого западною церковью, имеет великую важность в отношении к настоящему вопросу: посему приведем здесь, по крайней мере, краткое извлечение из этого, дабы видеть, как оно уничтожает мудрование нынешних защитников нового догмата.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Эти договоры получили название конкордатов. Пример такого соглашения мы видим уже в XII в. в соглашении Им. Генриха V и папы Каликста II, заключенном в Вормсе в 1122 об инвеституре или о выборе епископов. Сам же выражение capitula concordata встречается в первый раз в XV в. и усвояется соглашениям, которые папа Мартин V по окончании Констанского собора заключил с епископами разных стран (1418 г.). Также после Базельского собора следовали конкордаты с немецкими князьями (1447) и венский конкордат 1448 г. Во Франции церковные отношения были регулированы конкордатом между Львом Х и Францом I. (1516 г.) Затем после французской революции был заключен конкордат между Пием VII u Hanoлeohoм I, (1801 г.) затем Людовиком XVIII. Также и в немецких землях церковные отношения, потрясенный фр. революцией и наполеоновскими войнами, были восстановлены целым рядом конкордатов, из которых следует упомянуть Баварский 1817 г., Прусский 16 авг. 1821 и Австрийский 1855. Заключение конкордатов служит выражением системы отношений между католическою церковью и государством, известной под именем координации, по которой и  церковь  и государство признаются наравне суверенными – каждая в собственных делах. Эта система отвергнута с половины XIX в., когда государство одно себя стало считать суверенным, лишив этого преимущества церковь . С этого времени и конкордаты потеряли значение источника права католической церкви. 34. Средневековые католические сборники церковного права В западной церкви до X века собрания церковного права носили б. ч. местный характер. Теперь было сознано неудобство такого состояния кодификации церковного права. Явилось стремление собрать правила частных церквей в одно целое, привести в согласие и т. обр. выработать один общий кодекс церковной дисциплины. Плодом этого стремления в X-XII в. явилось множество разнообразных по форме и содержанию собраний правил, которые заключали в себе правила не одной какой-либо местной церкви, но и других церквей и которые вследствие этого распространялись повсеместно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В сент. 1786 г. Собор в Айн-Шакике принял решение о допустимости проживания глав епархий в резиденции маронитского патриарха. Это был возврат к давней традиции, продиктованной соображениями безопасности. Случаи непосредственного руководства епископов своими епархиями (напр., служение в Халебе архиеп. Германа Фархата) являлись исключением. Однако в дек. следующего года папа Пий VI объявил решения Собора в Айн-Шакике нелегитимными и уполномочил Германа Адама, еп. Халебского в юрисдикции Мелькитской католической Церкви, созвать новый Собор, который состоялся в Бкерке в дек. 1790 г. и отменил постановления 1786 г. как противоречившие правилам Собора 1736 г. Под влиянием особого заявления рим. Конгрегации пропаганды веры (Ibid. 106) были приняты решения по окончательному разделению муж. и жен. мон-рей, а также утверждена система церковных наказаний. Решения Собора в Бкерке, видимо, не выполнялись на практике, поскольку в 1816 г. папа Пий VII (1800-1823) вновь вернулся к этим вопросам (Ibid. 188). В 1809 г. из-за конфликта с еп. Германом Адамом, выполнявшим обязанности папского легата, вынужден был уйти на покой маронитский патриарх Юсеф VII ат-Тайан ( Valognes. 1994. P. 377). В 1818 г. патриарх Юханна XI аль-Хелу (1809-1823) созвал Собор, на к-ром в очередной раз ставился вопрос о маронитских мон-рях. В итоговом постановлении было определено 4 вида обителей: мон-ри-семинарии - учебные заведения типа академии для буд. клириков, муж. мон-ри, жен. мон-ри и жен. общины, члены к-рых не дают пожизненных обетов. Определялись также епархиальные резиденции с условием обязательного нахождения в них правящего архиерея. Монастырь св. Антония Великого в Кузхае. XII–XIX вв. Монастырь св. Антония Великого в Кузхае. XII–XIX вв. Деятельность патриарха Юсефа VIII Хобейша (1823-1845), перенесшего резиденцию в Бкерке (1823), вызывает споры даже внутри М. к. Ц.: возраст новоизбранного предстоятеля был ниже необходимого (40 лет), и он не набрал 2/3 голосов. Тем не менее папа утвердил его избрание. При патриархе Юсефе VIII мн. практики вост. обряда были вытеснены латинскими ( Dib. 1971. P. 164). В 1833 г. рим. Конгрегация пропаганды веры объявила единственно легитимным лат. текст постановлений Ливанского Собора (подготовлен в 1820; см.: Beggiani, El-Hayek. 2003. P. 200), а в 1839-1840 гг. была издана новая, еще более латинизированная версия маронитского Служебника. Патриарх Булос I Масад в 1856 г. созвал Собор, постановления к-рого не были утверждены Римской курией (Ibid.). В 1867 г. он совершил поездку по Европе, побывал в Риме, где благословил маронитскую делегацию на участие в Ватиканском I Соборе (1869-1870) и встретился с папой Пием IX (2-я встреча предстоятелей после встречи папы Римского Иннокентия III с патриархом Иеремией II аль-Амшити в нач. XIII в.). В Париже патриарх Булос был принят имп. Наполеоном III, в Стамбуле - султаном Абдул-Азизом. Скончавшийся в преклонном возрасте в 1890 г., он оставил о себе память как один из самых влиятельных восточных патриархов.

http://pravenc.ru/text/2562390.html

Церковная Г. в Зап. Европе начала формироваться на рубеже XII-XIII вв. (первоначально появились гербы у клириков), постепенно распространяясь в религ. среде. С рубежа XIII-XIV вв. гербами пользовались монастырские общины и Римские папы (сведения об употреблении ими гербов с XI в. не подтверждаются источниками). Гербы пап употреблялись в качестве герба Папской обл., самостоятельный герб (и флаг) у гос-ва Ватикан появился 11 февр. 1929 г. вслед. Лютеранского конкордата между Пием XI и правительством Б. Муссолини (в красном поле - папская тиара, сопровождаемая снизу 2 скрещенными ключами). С XIV в. Г. занимала видное место в религ. искусстве и сохраняла значение на протяжении эпохи барокко. В рамках распространенного в средневековье представления о вневременном и внепространственном существовании Г. с кон. XII в. составлялись фантастические гербы для исторических деятелей, лит., мифических и библейских персонажей, ветхозаветных пророков, апостолов и т. п. Известны также гербы Пресв. Троицы и Иисуса Христа (с изображением Агнца или орудий Страстей Господних). Практика составления и применения церковных гербов в зап. христ. Церквах, сложившаяся в средневековье, в основном сохраняется в наст. время. В России церковная Г. развития не получила. В XVII в. нек-рые иерархи РПЦ пользовались гербами, в т. ч. митр. Петр (Могила) - родовым с добавлением золотой архиепископской митры, креста и посоха (30-е гг. XVII в.) и Патриарх Никон - составленным по модели папского с дополнительными украшениями (не позже 1659; высказывались сомнения в его подлинности). Эти начинания не получили продолжения. С кон. XX в. частными лицами разрабатывается концепция гербов для РПЦ. Она предполагает введение их для церковнослужителей, церковных учреждений и орг-ций и основана на модифицированной системе ранговых отличий, принятой в католич. Церкви (см. ст. Герб ), официально концепция не признана и широкого распространения не получила. Лит.: Seyler G. A. Geschichte der Heraldik. Nürnberg, 1885-1889. 2 bde; Лукомский В. К. О геральдическом художестве в России//Старые годы. 1911. 2. С. 5-35; он же. Гербовая экспертиза: Случаи и способы применения//Архивное дело. 1939. 1. С. 46-76; Лукомский В. К. , Типольт Н. А. Рус. геральдика. Пг., 1915. М., 19962; Meurgey de Tupigny J. Armorial de l " Église de France. Mâcon, 1938; Соболева Н. А. Рос. городская и обл. геральдика XVIII-XIX вв. М., 1981; Henning E. , Jochums G. Bibliographie zur Heraldik. Köln, 1984 [библиогр.]; Pastoureau M. Traité d " héraldique. P., 1979, 20034; Герб и флаг России, X-XX вв./Отв. ред.: Г. В. Вилинбахов. М., 1997; Наумов О. Н. Геральдика: Библиогр. указ. отеч. лит-ры XVIII-XX вв. М., 2003; он же. Отеч. историография геральдики. М., 2003. Ч. 1. О. Н. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ГЕРБ опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления)

http://pravenc.ru/text/164529.html

Только в конце 1929 г., убедившись в тщетности сотрудничества с новой властью в России, Ватикан стал публично и без обиняков выступать против бесчинств советской власти, которых до этого как бы и не замечал. Поэтому у православных были в то время осно­вания считать, что Ватикан «... старается исполь­зовать гонение на Русскую Православную Цер­ковь... в корыстных целях воинствующего като­лицизма» (митр. Антоний Храповицкий) . Но вполне возможно, что ватиканская тематика могла быть «подсказана» церковному руко­водству и Советом по делам Русской Право­славной Церкви, ибо у Советской власти были свои счёты с Ватиканом. Последний, хотя и с немалым опозданием, всё же, как писала со­ветская пропаганда, объявил «крестовый поход» против коммунизма (имеются ввиду обращение Папы Пия XI от 2 февраля 1930 г. и его же энциклика «Дивини редемпторис» («Божествен­ное искупление») от 19 марта 1937 г.). Позднее, в годы Второй мировой войны, Папа Пий XII, хотя и провозгласил политику нейтралитета Католической Церкви, тем не менее, как отмечают исследователи, «на первом этапе войны, ознаменовавшимся успехами фашистов, существовало полное молчаливое согласие между Пием XII и немцами» (11). По свиде­тельству личного секретаря Папы, «Пачелли ни на один миг не забывал о роковой опасности коммунизма...». «Конечно, Гитлер и национал- социализм являются тем, чем они есть. Но это скоро минует. Нельзя упускать из виду, что предстоит более серьёзная и опасная задача, именно столкновение с коммунизмом», – предостерегал Папа руководителей антигитлеровской коалиции (цит. по И. Григулевич, «Папство. Век XX»). Понятно поэтому, что советское государство видело в лике Римско-Католи­ческой Церкви своего идеологического против­ника и имела интерес включить в идеологическую борьбу с Ватиканом Русскую Право­славную Церковь , у которой, как мы только что отметили, было свое недовольство действиями Ватикана. Что же касается критики «реакцион­ного католичества» в Литовской епархии, то, помимо всего прочего, она могла объясняться ещё и, так сказать, специфичностью здесь взаимоотношений Католической и Право­славной Церкви, которым веками присуща была взаимная критика и противостояние, а также «специфичностью» архиепископа Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда горькая чаша, которую подают нам, услаждается уверенностию, что мы «пием чашу, юже Господь пил» ( Мк. 10:38 ); и что, следственно, это не чаша гнева, но чаша спасения. Во-вторых, ведать, что и Господь наш был ненавидим, утешительно нам потому, что чрез сие можем усматривать последствия ненависти, которую претерпеваем от мира, и конец нашего бедствия. Если бы ненависть мира против Господа не окончилась победою и славою Господа: то не мог бы Он указывать на оную во утешение ненавидимых миром учеников Своих. Но когда, видя себя на Его терновом пути, видим конец сего пути для Него: нет сомнения, что и для нас конец того же пути видим. Итак, пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь: истина оправдается, любовь победит, жизнь воскреснет. В-третьих, без всяких дальнейших соображений, ненавидимым от мира ведать, что и Господь был ненавидим, утешительно потому самому, что в сем открывается их сообразность Его возлюбленному и вожделенному образу. Неужели приятнее было бы христианину быть любиму миром, который Христа ненавидит? Нет! Пусть ненавидит меня сей мир; пусть презирает; пусть отвергает: любезна мне сия ненависть; славно для меня сие презрение; приятно сие отвержение, которыя приближают меня ко Христу, и Ему уподобляют. Сподоби нас, Господи, уподобиться Тебе, если не делами Твоим подобными, по крайней мере терпением скорбей и бед твоему терпению подобным. Но сохрани от беды малодушия, чтобы, из страха скорбей, не покориться врагу Твоему, не уподобиться миру прелюбодейному и грешному. Сотвори сие с нами благодатию Твоею, милосердый к грешным, дивный во святых, препрославленный во веки! Аминь. 959 Слово сие помещается здесь в виду значительной разницы с находящимся в собр. 1848 г. словом на тот же день 1846 года, которое будет напечатано в своем месте. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Выступал с проповедями в Ле-Бёньоне, Бресюире и Аржантон-Шато (май 1713), Париже (июль 1713), Ле-Ванно (март 1714), Русе (июнь 1714), Кане (сент. 1714) и др. городах. В апр. 1715 г. отправился с проповедями по Вандее, в г. Мерван Г. де М. исцелил девушку. 1 апр. 1716 г. прибыл в Сен-Лоран, где вскоре умер. Погребен в ц. Сен-Лоран рядом с алтарем в честь Девы Марии. На прощальную церемонию собралось более 10 тыс. чел. Спустя 18 месяцев после смерти Г. де М. еп. Ла-Рошели Э. де Шанфлур позволил перезахоронить тело так, чтобы паломникам была доступна могила, на к-рой были зафиксированы случаи исцелений. Перезахоронение состоялось 12 нояб. 1717 г. Г. де М. беатифицирован папой Львом XIII 22 янв. 1888 г., канонизирован 20 июля 1947 г. папой Пием XII . Мощи покоятся в названной в его честь базилике в Сен-Лоран-сюр-Севр. Скульптурное изображение помещено в базилике св. Петра в Риме. Г. де М. принадлежит неск. сочинений: «L " Amour de la Sagesse Éternelle» (Любовь к Вечной Премудрости, 1704), «Le Traité de la Vrais Dévotion à la Sainte Viérge» и «La Lettre aux Amis de la Croix» (Послание друзьям Креста, 1714). Соч. «Le Secret de Marie» (Тайна Девы Марии) представляет собой сокращенное изложение «Трактата...» с добавлением неск. очерков об аскетической жизни. Соч. «Le Secret admirable du Très Saint Rosaire» (Дивная тайна пресв. Розария) - адаптация книги доминиканца Антонина Томаса, опубликованной в 1698 г. в Рене. Учение Г. де М. утверждает, что человеческое совершенство достигается в повиновении Иисусу Христу, в соединении с Ним и в принесении себя в жертву Ему. Т. о., самое совершенное из всех видов почитания - почитание Христа, к-рое осуществилось в Деве Марии. Следов., лучший способ повиновения Христу - через почитание Девы Марии. Соч.: Тайна Пресв. Богородицы: (Кр. руководство по вопросу: как быть в постоянном общении с Божией Матерью)/Пер.: М. Н. Гаврилов. Брюссель, Œuvres complètes/Éd. M. Gendrot e. a. P., 1966. Лит.: Blain J. -B. Abrégé de la vie L.-M. Grignion de Monfort.

http://pravenc.ru/text/168149.html

1564 В 1939 г. Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) и др. архиереями запрещен в священнослужении и предан суду архиереев за раздорническую деятельность. Произведенная Алексием (Сергеевым) смута церковная выразилась в том, что он «образовал с епископом Хрисогоном Ивановским вкупе раскол. Означенный раскол не преследовал никаких идеологических целей, но не подчинялся решениям митрополита Сергия Страгородского » (архиепископ Сергий [Ларин]). В следующем году Алексий (Сергеев) принес покаяние и получил назначение на Тульскую кафедру. 1567 Вторая дата – определение «на покой». Был арестован 12(25)06.1947 по обвинению в антисоветском содержании проповедей и приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ с конфискацией имущества. Дата кончины неизвестна. 1572 Архиепископ. По «неоднократным просьбам» (определение Св. Синода) был освобожден и переведен на Уфимскую кафедру. 1573 Архиепископ. Вторая дата – определение на покой. Скончался 22.11(04.12)1977 во Львове, где проживал у родственников. 1578 С титулом: Ивановский и Кинешемский. «Архиепископ» с кон. 1933 г., в 1935 г. возвышен в «митрополита». Вторая дата – дата ареста. Приговорен к 5 годам заключения. Затем вновь арестован, 27.08(09.09)1937 осужден и в тот же день расстрелян в Иванове. 1579 «Архиепископ», бывший Владимирский. Вторая дата – уволен за штат. Причина – арест в Иванове, за которым последовал приговор к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна. 1581 «Архиепископ». По сообщению архиепископа Сергия (Ларина), Николай (Автономов) во время Великой Отечественной войны сотрудничал с немцами. затем убежал за границу – в Мюнхен, перешел в унию, был принят Папой Пием XII (Пачелли) в сане архиепископа и, после награждения саном митрополита и ряда милостей со стороны Папы, назначен в качестве униатского митрополита в Южную Америку. (В рукописном примечании к ММЛ Каталог... сказано, что вышеизложенное сообщено архиепископу Сергию (Ларину) священником Е. Тимофеевым. Это сообщение нуждается в веском подтверждении.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010