закреплена в Кодексе канонического права 1917 г. До XVII в. важным источником К. п. оставались решения Римской Роты, а также появившегося в нач. XVI в. трибунала Апостольской сигнатуры. С появлением Конгрегации Собора значимость для актуального католич. К. п. судебных решений рим. трибуналов по частным делам существенно снизилась, тем не менее отдельные сборники решений Римской Роты и т. н. частные книги ее аудиторов (Libri particulares auditorum) продолжали выпускаться и в XVIII в. (см.: Stickler. 1950. P. 338-345). После ликвидации Папской области (1870) трибуналы Папского престола прекратили свою деятельность, но были восстановлены папой Пием Х в 1908 г. в ходе общей реформы Римской курии. При папе Иннокентии XII (1691-1700) в рамках Римской курии был сформирован Гос. секретариат Папского престола; его документы стали источником К. п. в области государственно-церковных отношений и отношений Папского престола с католич. иерархией в разных странах (издания документов Гос. секретариата XVII-XIX вв. см.: Ibid. P. 354-358). Титульный лист «Кодекса канонов Вселенской Церкви», изданного К. Жюстелем (Париж, 1610) Начавшееся в XVI в. издание актов Соборов древности и средних веков дало католич. канонистам возможность выработать единое понимание статуса того или иного Собора, а также решить проблему соотнесения авторитетов Вселенского Собора и Римского понтифика как принципиальных источников К. п. Первое масштабное издание соборных актов было предпринято Ж. Мерленом (Concilia generalia. P., 1524. 2 t.), в него вошли постановления 4 Вселенских Соборов (от Никейского до Халкидонского), а также каноны Констанцского Собора и Базельского Собора , 47 поместных зап. Соборов и 69 папских декреталий. Однако в др. изданиях соборных постановлений, вышедших в XVI в. (Concilia omnia tam generalia quam particularia/Ed. P. Crabbe. Coloniae Agrippinae, 1538-1551. 3 vol.; Concilia omnia tum generalia tum provincialia atque particularia/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1567. 4 vol.), публиковались лишь акты Вселенских и поместных Соборов древности.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

С кон. 40-х гг. XX в. против «новой теологии» выступили нек-рые католич. богословы, видевшие в ней продолжение католич. модернизма , осужденного папой Римским Пием Х энцикликой «Pascendi Dominici gregis» (1907). В 1947 г. по рекомендации Гарригу-Лагранжа экуменические идеи К. были оценены руководством ордена доминиканцев как «ложный иренизм», т. е. как стремление примириться с др. христ. конфессиями на основе отрицания католич. Церкви как единственно истинной. Папа Римский Пий XII энцикликой «Humani generis» (1950) осудил «новую теологию» как «неомодернизм», после чего серьезному давлению со стороны орденского руководства были подвергнуты К. и те богословы, которые ее представляли (в основном доминиканцы из школы Сольшуар и иезуиты теологического фак-та Фурвьера). С 1952 г. все работы К. подвергались строжайшей цензуре, в 1954 г. он и несколько профессоров-доминиканцев были уволены с кафедр в школе Сольшуар. Одной из причин увольнения К. также стала ст. «Будущее священников-рабочих» (L " avenir des prêtres-ouvriers), опубликованная 25 сент. 1953 г. в ж. «Témoignage chrétienne», в к-рой он выступил в защиту пастырского эксперимента священников-рабочих в Парижском архиеп-стве. В 1954 г. по указанию Римской курии движение священников-рабочих было запрещено из-за вовлечения участвовавших в нем клириков в политическую деятельность. Покинув Париж, в 1954 г. К. совершил поездку в Иерусалим, где остановился при Библейской школе. Там он завершил работу над кн. «Таинство храма: Икономия божественного присутствия в творении от книги Бытие до книги Откровение» (Mystère du temple: L " Économie de la présence de Dieu à sa créature de la Genèse à l " Apocalypse), к-рая подверглась 7 цензорским правкам и была опубликована лишь в 1958 г. После поездки в Рим К. направился в Кембридж, где изучал труды Дж. Г. Ньюмена о единстве Церкви; в серии «Unam Sanctam» было подготовлено к изданию его соч. «Мысли о Церкви» ( Newman. 1956). Идеи Ньюмена о догматическом развитии оказали влияние на формирование у К. особого взгляда на Предание Церкви. Незадолго до отъезда из Кембриджа он написал небольшую брошюру для англ. студентов - паломников в Шартр (La Pentecôte: Chartres 1956. P., 1956), в к-рой выразил идею «странствующей Церкви», ведомой Св. Духом на протяжении всей человеческой истории.

http://pravenc.ru/text/1841884.html

В 50-х гг. XX в. все основные протестант. церкви завершили «деколонизацию», т. е. передачу полномочий представителям коренного населения. Первыми это сделали пресвитериане и методисты, затем англикане, сформировавшие провинцию Зап. Африка (приходы в Л., Гамбии, Сьерра-Леоне и Нигерии), а также католики, к-рые уже имели священников из числа местного населения. В февр. 1950 г. состоялось разделение католических епархий Л.: была образована апостолическая префектура Мыс Пальмас. Коллинз получил титул апостолического викария Монровии, а апостолическим префектом Мыса Пальмас был назначен Ф. Кэрролл. Миссионеры ирландской провинции Об-ва африканских миссий отвечали за викариат Монровия, а окормление префектуры Мыс Пальмас было поручено амер. провинции об-ва. В 50-60-х гг. XX в. викариат смог привлечь ряд монашеских конгрегаций (в т. ч. Св. Франциска Сальского и Отцов Св. Духа) для помощи в социальном служении. В этот период возводились новые и модернизировались старые школы и клиники. В авг. 1963 г. по согласованию президента У. Табмана с папой Римским Пием XII был создан соответствующий требованиям того времени католический госпиталь св. Иосифа. Монашеские ордены пополнялись верующими из числа местного населения. Все больше кандидатов в священники отправлялись в семинарии Ганы и Нигерии. После кончины в 1961 г. Коллинза викариат Монровия возглавил Кэрролл, а незадолго до этого поставленный епископом Н. Гримли был назначен на кафедру Мыс Пальмас, возвышенную до статуса апостолического викариата. В 60-х гг. XX в. структуры католич. Церкви продолжили свое развитие: в 8 городах были созданы новые миссии; основаны 2 семинарии; модернизировались образовательные и медицинские учреждения; Церковью была организована система финансовой помощи малоимущим; внедрялись проекты освоения сельскохозяйственных угодий. В кон. 60-х гг. XX в. шел процесс создания межконфессиональных христианских организаций. В 1967 г. было образовано Христианское сельское содружество (Christian Rural Fellowship). В 1968 г. консервативные протестанты объединились в Либерийское евангелическое фундаменталистское сообщество (Liberian Evangelical Fundamental Fellowship), которое 6 лет спустя, изменив название на Либерийское евангелическое сообщество (Liberian Evangelical Fellowship), вступило в Ассоциацию евангеликов Африки и Мадагаскара (Association of Evangelicals of Africa and Madagascar). В 1970 г. для объединения усилий мирян, работавших в социальной сфере, была создана Объединенная экуменическая орг-ция (United Ecumenical Organization), в которую вошли представители методистов, англикан и в меньшем количестве католиков. В эти же годы была создана Национальная межденоминационная епископская конференция (National Interdominational Conference of Bishops), к-рая дала возможность руководителям католической, англиканской, лютеранской и методистской Церквей Л. обсуждать проблемы служения и проповеди в трудных районах и координации своей деятельности.

http://pravenc.ru/text/2463651.html

После высадки англо-амер. войск в Сев. Африке (июнь 1943) для совместной с союзниками борьбы по освобождению франц. территорий в Алжире был образован Французский комитет национального освобождения, сопредседателем (совместно с ген. А. Жиро), а с нояб. 1943 г. единственным председателем к-рого стал Г. С июня 1944 по янв. 1946 г. занимал пост председателя Временного правительства Французской Республики. В кон. нояб.-дек. 1944 г. совершил офиц. визит в СССР, где им был подписан советско-франц. договор о взаимопомощи. Во время пребывания в Москве генерал посетил соборы Кремля и франц. католич. ц. св. Людовика. 30 июня 1944 г. Г. встретился в освобожденном Риме с папой Римским Пием XII . В том же году между Г. и папой произошел конфликт, т. к. Г. требовал сместить франц. епископов, сотрудничавших с коллаборационистским правительством маршала Петена. В янв. 1946 г. Г. добровольно покинул пост председателя Временного правительства. Согласно Конституции 1946 г., во Франции устанавливалась парламентская республика, однако Г. считал необходимым введение сильной исполнительной власти в лице президента. Выступив против институтов Четвертой республики, в 1947 г. Г. создал оппозиционную партию Объединение франц. народа (РПФ), к-рая вела борьбу за отмену Конституции 1946 г. и победу на парламентских выборах. После поражения на парламентских выборах в 1951 г. Г. заявил о роспуске партии (1953) и удалился в имение в Коломбе-ле-Дёз-Эглиз, где работал над «Военными мемуарами». 29 мая 1958 г., во время политического кризиса во Франции, вызванного колониальной войной в Алжире, президент республики Р. Коти предложил Г. сформировать «правительство общественного спасения». 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило Г. на посту премьер-министра с предоставлением чрезвычайных полномочий. На всеобщем референдуме в сент. 1958 г. была одобрена разработанная при участии Г. новая Конституция, расширявшая прерогативы президента. 21 дек. того же года Г. стал первым президентом Пятой республики, существующей по наст. время. В результате социально-политического кризиса 1968 г. и после поражения выдвинутого на всеобщий референдум законопроекта о новом районировании Франции и об изменении функций Сената 29 апр. 1969 г. он ушел в отставку.

http://pravenc.ru/text/165273.html

В 1929 г., после консультаций с епископами восточного обряда, папа поручил подготовительную работу первой Комиссии кардиналов по подготовке восточной кодификации, возглавил которую кардинал Пьетро Гаспарри. В 1939 г. ее сменила Папская комиссия по редактированию восточного Кодекса канонического права, под председательством сперва кардинала Синсеро, а затем кардинала Массими 121 . Эта вторая комиссия 122 с помощью экспертов подготовила и опубликовала в 1943 г. первый черновой вариант Кодекса всего восточного права, который стал предметом широкого обсуждения, а затем был заново отредактирован и опубликован в 1945 г. под заглавием Codex iuris canonici orientalis (Восточный Кодекс канонического права). Этот кодекс, разделенный на 24 титула, был вновь пересмотрен, дополнен рядом поправок и в январе 1948 г. представлен папе Пию XII. Однако папа решил обнародовать его поэтапно. 22 февраля 1949 г. апостольским посланием Crebrae allatae Sunt 123 были обнародованы каноны о таинстве брака; 6 января 1950 г. апостольским посланием Sollecitudinem nostram 124 обнародованы каноны о процессах; апостольским посланием Postquam apostolicis litteris 125 (9 февраля 1952 г.) – каноны о монашествующих, о временном имуществе Церкви и о значении слов. Наконец, апостольским посланием Cleri sanctitati 126 (2 июня 1957 г.) были обнародованы каноны о восточных обрядах и лицах. Таким образом, из 2666 канонов Проекта 1945 г. обнародованы лишь три пятых, в то время как прочие остаются в архивах Конгрегации 127 . В действительности после Второго Ватиканского собора стало совершенно ясно, что и труднейшая кодификация восточного канонического права, предпринятая Пием XI, теперь должна быть направлена на сопряжение восточной традиции с богословскими принципами и пастырскими ориентирами вселенского форума. Некоторые из этих ориентиров имеют решающее значение для самой концепции кодифицирования восточного канонического права. Достаточно вспомнить о том, что до Второго Ватиканского собора было принято говорить (в том числе в официальных документах) о «Восточной Церкви» в единственном числ 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1819 году предполагали предложить гроссмейстерство герцогу де-Берри, – наследнику престола, который был убит в 1820 году. Людовик XVIII – как граф д " Артуа и герцог де-Берри (посвящённый в Англии) – был в то время или прежде масоном. Несмотря на то, что вольтерианство было причиной несчастий Франции, и галликанство более, чем когда-либо, предназначалось быть игрушкой врагов национальной религии, король щадил ложи и поддался их влиянию, надеясь, может быть, найти в них опору. В то время как все европейские троны (исключая прусского, преобладания которого в Германии желала секта), были предметом заговора, осуждавшегося Пием VII и Львом XII, и о котором кардинал Консальви доносил в таких выражениях князю Меттерниху: „Придёт время, когда старинные монархии, покинутые своими защитниками, окажутся во власти интриганов низшего слоя, на которых никто не благоволит даже обращать внимания“ (смот. по этому поводу Mémoires de Metternich), Людовик XVIII оставался глухим к ужасным переворотам. Он принял парламентскую конституцию, – „вышедшую, по словам Тьера, из самого недра французской Революции“, – парализовавшую его волю и „позволившую Ф. М. идти своим обычным путём“ (выражения Базо, секретаря B. В.). Он позволил навязать себе министрами Таллейрана и Фуше, затем Деказа будущего „Верховного Великого Командора“ шотландского Обряда. Он распустил, как ультрароялиста, французскую роялистскую палату, составленную из независи- —105— мых патриотов, настолько же преданных монархии, насколько они были противниками централизации и министерского всемогущества. Пользуясь таким положением вещей, очищенное масонство сделалось (особенно с 1821) очагом „либеральной“ оппозиции и посеяло в стране под именем Карбонаров и Высокой Венты – семена анархии, более опасные, чем когда-либо. Карл X, в свою очередь, считал хорошей политикой щадить ложи и дозволил в 1812 г., обществу Aide-toi, le ciel t’aidera, основанному Ф. Гизо, организовать триумфальное путешествие Лафайэта. – Бурбоны погибли. Июльские дни, без возражений признаваемые масонскими историками делом лож „задетых в 1829 и 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

… надо безоговорочно признать, что в проектируемом этом догмате по существу его, помимо возможной его формулировки, в которую, надо думать, будет принесена обычная доля латинского богословия, для православного сознания нет решительно ничего нового. Фактически православие содержит учение о воскрешении, вознесении на небо и небесном прославлении Богоматери (то, что соответствует в католической иконографии мотиву le couronnement de la Vierge [увенчания Девы], впрочем, нечуждому и православию). Все это и представляет собой содержание праздника Успения, насколько существо его раскрывается в литургическом его истолковании, как оно установляется чрез иконографию и богослужение, в данном случае являющихся единственным церковным источником для богословствования об этом предмете ». Классический казус протестантской теологии, о котором вспоминает и Хиллман: перед провозглашением папой Пием XII догмата об Успении Приснодевы выдающийся протестантский теолог П. Тиллих спрашивал у другого выдающегося протестантского теолога Р. Нибура: возможно ли такое провозглашение, на что тот отвечал: « я так не думаю, он [папа] слишком умен для этого, это было бы пощечиной всему современному миру, и делать это сегодня было бы опасно для Римской Церкви ». Догмат был провозлашен. В том же трактате Булгаков писал: «Ереси о Богоматери явились лишь в последнее время, первоначально в протестантизме, совершенно отвергнувшем почитание Богоматери. Это еретическое учение является причиной, а вместе и последствием искажения, обеднения, иссыхания христианского благочестия в протестантизме. В самом деле, какое глубокое и всестороннее изменение произошло бы во всей нашей религиозной жизни, если бы удалить из нее все те мысли, чувства, переживания, мироощущения, которые связаны с почитанием Богоматери, с живым, опытным знанием Богоматериного присутствия в мире. Христианство с одним Христом, но без Богоматери — это есть в сущности какая–то другая религия, чем Православие, и протестантизм отделяется от Церкви не частными своими лжеучениями и произвольными отсечениями, но прежде всего и существеннее всего своим нечувствием Богоматери.

http://blog.predanie.ru/article/uspenie-...

С понтификата папы Пия IX (1846–1878) отлучение грозило лишь тем, кто был виновен в чтении книг, написанных в защиту ереси или запрещенных особыми декретами папы. Разрешение читать запрещенные книги давалось папой только ученым, которые поставили себе задачей опровергать изложенные в них лжеучения; даже высшие сановники церкви (например, генерал ордена иезуитов) могли читать внесенные в Индекс книги лишь с особого разрешения папы. Сохранились письменные доносы в инквизицию на самих пап, читающих запрещенные Индексом книги. В конце 19 в. право разрешать священникам чтение запрещенных книг было передано местным епископам. Запрещенные книги эти лица обязаны были держать под замком. В 1571 г. папой Пием V (1566–1572) была сформирована Святая Конгрегация Списка (Congregatio Indicis), специально предназначенная для выявления запрещенной литературы, регулярного внесения дополнений в Список и создания списков исправлений в тех случаях, когда требовались исправления, а не безусловный запрет книги. В таких случаях книга вносилась в список со специальными пометками, например, donee corrigatur («запрещено, пока не исправлено») или donee expurgetur («запрещено, пока не подчищено», т.е. не выскоблено или иным образом изглажено со страницы); в будущих изданиях выправленные места должны были пропускаться или печататься в редакции, одобренной цензурой (именно таким образом была внесена в список книга Н. Коперника «Об обращении небесных сфер»). В результате появлялись объемистые списки исправлений, публиковавшиеся особо в изданиях Index librorum prohibitorum et expurgatorum. Ряд книг был проклят навеки ( opus praedamnatum); к таким книгам было отнесено, например, исследование обер–прокурора Священного Синода Российской Церкви и министра народного просвещения и внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого (1823–1889) «Римский католицизм в России: Историческое исследование» (Т. 1–2. СПб., 1876–1877). Запреты, подготовленные другими конгрегациями, автоматически вносились в Индекс и затем публиковались в виде общего декрета, утверждаемого папой, который имел право лично расширить Список – так в нем появились имена католического философа и богослова аббата (до 1836 г., когда он вышел из Католической церкви) Фелисите Робера Ламеннэ (1782–1854), который чуть было не получил кардинальскую шапку от папы Льва XII (1823–1828), – с книгой Paroles dun croyant (1834), где Ламеннэ осуждал существующий экономический и политический строй, стоящий в противоречии с требованиями религии, и выступал защитником кооперации, права на существование, равенства полов и народного суверенитета (15 августа 1832 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   С тем вместе фактически заканчивалась деятельность Российского Библейского Общества. За 10 слишком лет своего существования оно открыло в России 57 отделений и 232 сотоварищества, получило и израсходовало сумм 3 миллиона 400 тысяч руб., напечатало 455486 экз. на 26 языках и получило в дар переводы на 15 языках, а всего издано на 41 языке, в том числе впервые изданы им переводы на языках инородцев русских: на калмыцком, корельском, монголо-бурятском, мордовском, самогидском, турецком, татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, самоедском, вогульском, остяцком, зырянском и новоболгарском — для болгар, подданных турецких. — Перечислив эту массу наименований разных переводов, невольно проникнешься уважением к деятелям его и их крайне напряженной энергии, после уже и на этом поприще и доселе не нашедшей себе никакого подражания в русском обществе...    В мае 1824 года уволен был Голицын от должности министра и председателя Библейского Общества, а в 1826 году последнее и совсем было закрыто, дело перевода Библии на русский язык совсем прекратилось до воцарения императора Александра II. Исторический повод ко всем этим переменам представляется в следующем виде.    Совершаемое деятельно распространение Библии в народе Библейским Обществом издавна еще имело себе много разнообразных противников в западно-европейском обществе. Так, общий западный либерализм, порожденный XVIII веком, не мог спокойно относиться к деятельности Библейского Общества и видел в нем опасного себе врага и представителя страшного «обскурантизма,» против коего считал своим долгом бороться всеми мерами правды и неправды и оспаривать его влияние в западном, а потом и в русском образованном обществе, также имевшем многих поклонников Вольтера. Затем, на Западе также был другой непримиримый враг деятельности Библейского Общества, это — католичество, всегда запрещавшее мирянам читать Библию из опасения, что они найдут в ней много несогласного с католическим учением. Поэтому папа Пий VII еще в 1820 году издал буллу, в коей назвал Библейское Общество «ненавистнейшим изобретением, которое нужно всячески истреблять.» Составлявшиеся и издававшиеся Библейским Обществом переводы для католиков папами осуждались и запрещались, например польская Библия еще в 1816 году запрещена была папой Пием VII и в 1824 году Львом XII-м.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Палатинские К. Кард. Джулиано делла Ровере перед папой Римским Сикстом IV. Фрагмент росписи. 1477 г. Худож. Мелоццо да Форли (Ватиканская апостолическая б-ка) Кард. Джулиано делла Ровере перед папой Римским Сикстом IV. Фрагмент росписи. 1477 г. Худож. Мелоццо да Форли (Ватиканская апостолическая б-ка) Находившиеся непосредственно при папе К. получили наименование палатинских (cardinales palatini), т. е. дворцовых или придворных, в память о К. I тыс. по Р. Х., которые организовывали богослужения при папском дворе и в папских базиликах Рима. В XV в., после значительного расширения коллегии К., палатинские К. стали наиболее приближенными к папе и могли влиять на принятие решений по вопросам управления Церковью. К палатинским К. относились занимающие должности датария (продатария), секретаря папских бреве, секретаря мемориалов и гос. секретаря Папского престола. После реформы Римской курии, предпринятой папой Пием Х в нач. ХХ в., из палатинских К. остались только К.-датарий и К.- гос. секретарь. После II Ватиканского Собора должность датария была упразднена, и с 60-х гг. ХХ в. понятие палатинских К. исчезло из офиц. употребления, в т. ч. изъята из издания «Annuario Pontificio» . Одной из ключевых фигур в Римской курии и 2-м по влиянию иерархом в католич. Церкви после папы остается гос. секретарь Папского престола; эту должность всегда занимает К. (кандидат на должность, не имеющий кардинальского достоинства, назначается просекретарем до возведения в К.). К числу палатинских К. относились также т. н. К.-падроне и К.-непоты (лат. nepot - племянник), деятельность которых предшествовала появлению должности гос. секретаря. По окончании схизмы в католич. Церкви при папском дворе появилась традиция назначать в коллегию К. племянника или иного ближайшего родственника правящего папы, который пользовался его доверием и обладал большим влиянием. C 1471 г. огромным влиянием при дворе папы Сикста IV пользовался его племянник кард. Джулиано делла Ровере (буд. папа Юлий II), получивший прозвище Padrone (итал.- хозяин). В кон. XV в. сложилась система назначения К.-непотов. Однако злоупотребления К.-непотов, использовавших родственные отношения с папой Римским в корыстных целях, способствовали складыванию независимой структуры церковного управления - гос. секретариата во главе с К.- гос. секретарем. 22 июня 1692 г. буллой «Romanum decet Pontificem» папа Иннокентий XII официально упразднил непотизм, ведущую роль в церковном управлении получил гос. секретариат. К.-протектор

http://pravenc.ru/text/1681025.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010