Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава четвертая. Право таинств 10. Понятие таинства в каноническом праве В 1614 г. публикация Rituale Romanum (Римского ритуала) увенчала тридентскую реформу римско-католической литургии. Новое плодотворное пробуждение так называемого литургичес кого движения 304 , имеющего ярко выраженный пастырский характер, отмечается в связи с появлением Motu proprio о литургической музыке, опубликованного папой Пием Х 22 ноября 1903 г. Латинское выражение partecipatio actuosa (деятельное участие), употребленное Пием Х для обозначения активного участия верующих-мирян в литургии, поистине становится с этого момента девизом широкой литургико-пастырской работы. На ее ход оказали влияние такие выдающиеся личности, как Ламбер Бовье, Одо Казель и Романо Гвардини. Итогом ее стала энциклика Mediator Dei, опубликованная Пием XII в 1947 г., и соборная конституция Sacrosanctum Concilium 1963 г. Первый документ, предупреждая восприятие литургии мирянами как вспомогательного и внешнего действа, подчеркивает ее христологическое измерение; второй, во избежание сведения ее к пиетизму, в большей степени выделяет экклезиологическое измерение христианской литургии 305 . Осознание этих двух главных измерений литургии Церкви позволило отцам собора теологически определить таинства как знаки присутствия Христа и в то же время как основные средства самореализации Церкви 306 . Именно к этому соборному видению литургии и сакраментального знака следует обратиться, чтобы оценить в первом приближении совокупность кодексных норм, посвященных таинствам. 10.1 Учение Второго Ватиканского собора о таинствах и его восприятие в Кодексе канонического права В догматической конституции Lumen Gentium отцы собора с первого же параграфа говорят о Церкви как о таинстве, то есть знаке-орудии, посредством которого проявляется и осуществляется внутреннее соединение с Богом и единство всего человеческого рода 307 . Этот факт сразу же высвечивает соборное богословие таинств: как и все литургические действия, «они суть не частные акции, а служения Церкви. Церковь же представляет собой таинство единства, то есть святой народ, собранный и организованный под водительством епископов. Поэтому эти действия принадлежат всему телу Церкви, проявляя или подразумевая его» (SC 26). В этом смысле посредством таинств актуализируется «священный и органичный характер священной общины» (LG 11), каковой является Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАРОЛИ [итал. Casaroli] Агостино (24.11.1914, Кастель-Сан-Джованни близ Пьяченцы - 09.06.1998, Рим), кард., гос. секретарь Папского престола (1979-1990). Род. в семье портного. Начальное духовное образование получил в ДС еп-ства Пьяченца в Бедонии, а также в коллегии Альберони в Пьяченце, по окончании к-рых 27 мая 1937 г. рукоположен во пресвитера. В 1937-1939 гг. учился в Риме в Папской церковной академии и в папском Латеранском ун-те, где получил степень доктора канонического права (1939). С 1940 г. сотрудник архива Конгрегации чрезвычайных церковных дел Государственного секретариата Папского престола. 4 янв. 1945 г. папой Римским Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования при Итальянском обществе по международным организациям в Риме. С 1950 г. совмещал пастырское служение в Риме с духовным окормлением тюрьмы для малолетних преступников «Casal del Marmo» и ин-та «Villa Agnese», содействовавшего их социальной реабилитации. В 50-е гг. XX в. занимался в Государственном секретариате вопросами, связанными с Лат. Америкой, являлся помощником секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел архиеп. Антонио Саморе. 22 дек. 1954 г. папой Пием XII возведен в достоинство прелата папского двора. С 1957 г. выполнял обязанности церковного консультанта Римской группы Христианского союза предпринимателей. В 1958-1961 гг. преподавал в Папской церковной академии в Риме. 24 февр. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил К. на должность помощника секретаря (субсекретаря) Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В марте 1961 г. и марте 1963 г. К. возглавлял делегации Ватикана на конференциях ООН в Вене по вопросам о дипломатических и консульских сношениях. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. По поручению папы Иоанна XXIII в марте 1963 г. из Вены К. совершил поездки в Будапешт и Прагу для установления контактов с коммунистическими правительствами Венгрии и Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/1319862.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Дипломатия ‘’от лукавого’’» Пий XII в годы Второй Мировой 12.03.2020 1156 Время на чтение 17 минут Из цикла «Россия и папизм» «Католические биографы лицемерно утверждают, что Пием XII владело одно страстное желание – добиться мира. Весь вопрос, однако, в том, за какой мир выступал папа? Накануне войны он выступал «за мир», понимая под этим мир в империалистическом лагере в целях создания единого фронта против СССР . Этот же мотив руководил деятельностью Ватикана и тогда, когда война уже началась» М. Шейман «От Пия IX до Иоанна XXIII» Место скончавшегося 10 февраля 1939 года Папы Пия XI занял выходец из древней аристократической семьи, германофил, прослуживший десять лет на посту государственного секретаря Ватикана, кардинал Эудженио Пачелли. Его избрание 2 марта 1939 года на папский престол не было неожиданным, хотя конклав прошёл не совсем гладко. Новый папа, избрав себе имя Пия XII, заявил тем самым, что будет продолжать в новых, ещё более сложных условиях политический курс своего предшественника. Через несколько дней Пачелли призвал к себе четырёх немецкоязычных кардиналов и в разговоре с ними категорически утверждал, что будет продолжать вести дела католической церкви в Германии. Тогда же он показал черновик письма Гитлеру, в котором говорилось: «Достославному господину Адольфу Гитлеру, фюреру и канцлеру германского Рейха. С самого начала нашего понтификата мы желаем уверить Вас, что продолжим заботиться о духовном благополучии немецкого народа, ведомого Вами…» «Пий XII продемонстрировал неприкрытую поддержку Гитлера и его режима, приказав своему нунцию в Берлине архиепископу Орсениго устроить пышный приём в честь пятидесятилетия фюрера. С этого времени и на продолжении всех военных лет Адольф Гитлер каждый год получал поздравление от кардинала Бертрама из Берлина. Текст поздравления всегда был одним и тем же: ‘’Епископы и священнослужители Германии шлют самые сердечные поздравления фюреру. Немецкие католики посылают небу самые страстные молитвы за его здравие ‘’» (Эрик Фраттини «Священный Альянс).

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/12/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ XII Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) (22.08.1760, замок Дженга, Папское гос-во, ныне пров. Анкона, обл. Марке, Италия - 10.02. 1829, Рим; до избрания папой - Аннибале Франческо Клементе Мелькиоре Джироламо Никола Серматтеи делла Дженга), папа Римский (с 28 сент. 1823). Род. в патрицианской семье гр. Флавио Серматтеи делла Дженги и гр. Марии Луизы, урожденной Периберти ди Фабриано. В 1773 г. поступил в коллегию Кампана в г. Озимо (Папское гос-во), в 1778 г. продолжил учебу в Риме в Пиченской коллегии для воспитанников из обл. Марке. 21 дек. 1782 г. генеральный викарий Рима кард. Маркантонио Колонна посвятил его в субдиакона, а 19 апр. 1783 г.- во диакона. 14 июня того же года кард. Иацинт Сигизмонд Жердиль рукоположил его во пресвитера (ему была предоставлена диспенсация , поскольку А. делла Дженга не достиг канонического возраста). Продолжил учебу в папской Академии церковной знати. В янв. 1790 г. папа Римский Пий VI назначил его действительным тайным папским камергером. В 1792 г. А. делла Дженга стал одним из личных секретарей папы. Пий VI назначил его на должности каноника собора св. Петра в Риме и аббата-коммендатора мон-ря Монтичелли, расположенного близ родового замка Дженга - места упокоения его родных. В 1793 г. папа Пий VI возвел А. делла Дженгу в достоинство прелата папского двора. Ввиду предстоявшего назначения нунцием в Кёльн 21 февр. 1794 г. наречен папой Пием VI архиепископом Тира in partibus infidelium. Епископское рукоположение А. делла Дженги, состоявшееся 24 февр. того же года в кафедральном соборе рим. субурбикарного диоцеза Фраскати, возглавил кард. Генри Стюарт. 14 марта был назначен нунцием в свободный имперский г. Кёльн, который он был вынужден покинуть в связи с франц. оккупацией в окт. 1794 г. 18 мая 1795 г.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ [Итал. Pontificio Istituto Biblico], высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики . Основан папой Римским Пием X (1903-1914) апостольским посланием «Vinea electa» от 7 мая 1909 г. С момента основания П. б. и. находился под патронажем ордена иезуитов : 1-м ректором был Л. Фонк (1865-1930), нем. библеист и богослов, консультант Папской библейской комиссии . 1909-1936 гг. С 1909 г. в адм. отношении П. б. и. зависел от Папской библейской комиссии, в ведении которой находились аттестация и присвоение ученых степеней выпускникам ин-та. 15 авг. 1916 г. папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) апостольским посланием «Cum Biblia sacra» признал за П. б. и. право присвоения выпускникам степени лиценциата, а 30 сент. 1928 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) motu proprio «Quod maxime» учредил консорциум Григорианского университета , П. б. и. и Восточного папского института , что означало предоставление П. б. и. автономии с правом присвоения докторской степени, а также его подчинение напрямую Папскому престолу. Важной вехой в истории П. б. и. стало основание 7 авг. 1932 г. наряду с библейским (Facolma Biblica) факультета исследований Др. Востока (Facolma Orientalistica), состоявшего из 4 секций: семитской, ассириологической, египтологической и санскрито-иранистической. 1937-1964 гг. В связи с необходимостью углубленного изучения ближневост. языков и археологии Св. земли (см. в статьях Археология библейская , Археология христианская ) в июле 1927 г. открылся филиал П. б. и. в Иерусалиме (действует в наст. время). В 1937 г., когда П. б. и. возглавлял А. Беа (кардинал с 1959; его имя носит Центр иудейских исследований при Григорианском ун-те в Риме (Centro «Cardinal Bea» per gli Studi Guidaici)), в ответ на критику со стороны консервативно настроенных ученых ин-т вступил в новый период своего развития, для к-рого характерно стремление к защите собственной научно-экзегетической парадигмы. Энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г. стала практическим руководством дальнейшей деятельности П. б. и. и имела целью постепенный переход к экзегезе, принимающей во внимание историческую перспективу анализа священного текста. Кард. А. Беа был главным разработчиком декларации «Nostra aetate» , принятой 28 окт. 1965 г. Ватиканским II Собором и заложившей основы совр. иудео-христ. диалога. Данная программа реализуется в П. б. и. и др. папских ин-тах библейского профиля в рамках учебного процесса, в т. ч. обмена студентами между христианами и иудеями. 1964-1965 гг. (II Ватиканский Собор) до настоящего времени

http://pravenc.ru/text/2578953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТИНЦЫ [лат. benedictini], католич. монашеский орден св. Бенедикта (офиц. название Ordo sancti Benedicti, OSB); в широком смысле - монахи, живущие по одному из древнейших уставов в истории зап. монашества - уставу св. Венедикта Нурсийского ( ок. 560). В ср. века Б. назывались «fratres qui secundum Benedicti regulam vivunt» (лат.- братья, к-рые живут согласно уставу Бенедикта), но уже с кон. XIII в. стали именоваться «орденом св. Бенедикта». Формально «орден св. Бенедикта» был организован лишь в 1893 г. папой Львом XIII как бенедиктинская конфедерация мон-рей во главе с аббатом-примасом. В историографии бенедиктинскими считаются как отдельные мон-ри во главе с аббатом, так и объединения (конгрегации) мон-рей с централизованной структурой (появляются с XI в.), придерживавшиеся устава св. Венедикта Нурсийского. В X-XIII вв. бенедиктинский устав также стал основой для формирования ряда монашеских орденов: камальдулов , валломброзиан, клюнийцев (см. Клюни ), цистерцианцев , картузианцев , иоахимитов , ордена Фонтенвро, граммотенсов, сильвестринцев, целестинцев , оливетанцев. В наст. время орден представляет собой конфедерацию из 21 конгрегации Б. (в т. ч. Славянская бенедиктинская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты - Congregatio Slava Sancti Adalberti et Sanctae Margaritae, основанная в 1945 г. в Чехии), а также 5 мон-рей, не входящих ни в одну из конгрегаций (св. Марии Сионской (Hagia Maria Sion) в Иерусалиме, Сен-Бенуа-де-Пор-Вале (Бувре, Швейцария), Шевтонь (Бельгия), Гора Спасителя (Mount Saviour, штат Нью-Йорк, США), Уэстон (штат Вермонт, США)). Конфедерация Б. насчитывает 7995 монахов (из них 4571 священник), живущих в 346 монашеских обителях (An. Pont. 2002. Р. 1229-1233). Уставом конфедерации является «Lex propria», утвержденный папой Пием XII 21 марта 1952 г. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, к-рый избирается конгрессом аббатов на 8-летний срок и не имеет права назначать и смещать аббатов и приоров бенедиктинских мон-рей. Центром ордена и резиденцией аббата-примаса и Папского философско-теологического ун-та св. Ансельма (см. Университеты папские ) является аббатство Сант-Ансельмо в Риме. Распространение устава св. Венедикта в раннее средневековье (VI-VIII вв.)

http://pravenc.ru/text/78066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЙО [франц. Villot] Жан (11.10.1905, Сент-Аман-Талланд, деп. Пюи-де-Дом, Франция - 9.03.1979, Рим), кард., гос. секретарь Ватикана (1969-1979). Начальное духовное образование получил в семинарии при католич. ун-те в Париже. 19 апр. 1930 г. рукоположен во пресвитера. В 1934 г. закончил рим. ун-т Angelicum , с 1934 по 1942 г. преподавал в семинарии г. Клермон-Ферран и затем в Лионском католич. ун-те. 1 дек. 1945 г. папой Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1950 г. В. возглавил секретариат Французской епископской конференции, и 22 февр. того же года назначен Апостольским протонотарием. 2 сент. 1954 г. определен титулярным епископом Виндским, викарием Парижского архиеп-ства. Епископское рукоположение В., состоявшееся 12 окт. 1954 г. в Париже, совершил архиеп. Парижа кард. М. Фельтен. 17 дек. 1959 г. папой Иоанном XXIII В. был наречен титулярным архиепископом Боспорским и назначен викарием с правом наследования Лионского архиеп-ства. На первых 3 сессиях Ватиканского II Собора являлся одним из заместителей генерального секретаря Собора архиеп. П. Феличи . С 17 янв. 1965 по 7 апр. 1967 г. В.- архиепископ Лиона, примас Галлии. На консистории 22 февр. 1965 г. папа Павел VI возвел В. в достоинство, а 25 февр. присвоил ему титул кардинала-пресвитера ц. Пресв. Троицы на холме Пинчио (Sanctissimae Trinitatis in Monte Pincio). С 7 апр. 1967 по 2 мая 1969 г. занимал должность префекта Конгрегации Собора (с 15 авг. 1967 - Конгрегация по делам духовенства). 2 мая 1969 г. папой Павлом VI В. был назначен гос. секретарем Ватикана, префектом совета по внешнецерковным делам, председателем Комиссии по управлению гос-вом Ватикан, а также руководителем Администрации по управлению имуществом Ватикана. С 16 окт. 1970 г. В.- кардинал- камерленго Римско-католической Церкви. 15 июля 1971 г. назначен председателем Совета по проблемам милосердия («Cor unum»). 12 дек. 1974 г. возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати.

http://pravenc.ru/text/158438.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАНТЕН [франц. Gantin] Бернарден (род. 8.05.1922, Тоффо, Дагомея, ныне Бенин), кард., префект конгрегации епископов (1984-1998), декан коллегии кардиналов (1993-2002). По окончании семинарии в г. Вида (Дагомея, ныне Бенин) 14 янв. 1951 г. рукоположен во пресвитера. В 1953-1956 гг. учился в Риме в папских Урбанском и Латеранском ун-тах. 11 дек. 1956 г. папой Римским Пием XII назначен титулярным епископом Типасы Мавританской и вспомогательным епископом архиеп-ства Котону. Епископскую хиротонию Г., состоявшуюся 3 февр. 1957 г. в Ватикане, возглавил кард. Эжен Тиссеран . 5 янв. 1960 г. назначен архиепископом Котону, став 1-м архиепископом из коренного населения Африки. Участвовал в работах Ватиканского II Собора . C 5 марта 1971 г.- помощник секретаря конгрегации евангелизации народов. 28 июня 1971 г. оставил управление архиеп-ством Котону и перешел на работу в Римскую курию. 26 февр. 1973 г. назначен секретарем конгрегации евангелизации народов, 19 дек. 1975 г.- зам. председателя папской комиссии «Справедливость и мир», с 16 дек. 1976 г.- пропредседателем комиссии. После прихода к власти в Дагомее в окт. 1975 г. правительства, заявившего о намерении создать социалистическое гос-во, Г. неоднократно выступал против притеснений католич. Церкви, арестов духовенства (в т. ч. Котонинского архиеп. Кристофа Адиму) и попыток запрета религ. образования. 27 июня 1977 г. папой Римским Павлом VI возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Святейшего Сердца Христа-Царя (S. Cordis Christi Regis). 29 июня 1977 г. назначен председателем комиссии «Справедливость и мир», 4 сент. 1978 г. также возглавил папский совет «Cor Unum». В февр. 1982 г. сопровождал папу Иоанна Павла II во время посещения Бенина. 8 апр. 1984 г. освобожден от обязанностей председателя папских совета «Cor Unum» и комиссии «Справедливость и мир» с назначением префектом конгрегации епископов и председателем папской комиссии по Лат. Америке. 25 июня того же года возведен в достоинство кардинала-пресвитера, с 29 сент. 1986 г. кардинал-епископ Палестрины. В 1988 г. участвовал в переговорах между Ватиканом и архиеп. Марселем Лефевром , безрезультатно пытаясь предотвратить раскол в Римско-католической Церкви. 1 июля 1988 г., после совершения архиеп. М. Лефевром и еп. Антонио де Кастро Майером епископских рукоположений без папского мандата, Г. подписал декрет об их отлучении от Церкви.

http://pravenc.ru/text/161658.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЮЖИ [франц. Jugie] Мартен (мирское имя Этьен; 3.05.1878, Обазин, Франция - 29.11.1954, Лорг, там же), католич. пресв., богослов, историк-византинист. В 1895 г. окончил гимназию, принадлежавшую монашеской конгрегации ассумпционистов ; изучал философию, теологию, а также рус. язык в Иерусалиме. В 1897 г. принес монашеские обеты и вступил в конгрегацию ассумпционистов, 21 дек. 1901 г. рукоположен во пресвитера. С 1902 г. преподавал богословие Восточной Церкви в греко-слав. ассумпционистской ДС в пригороде Стамбула Кадыкёе (греч. Халкидон). В 1914-1917 гг., во время первой мировой войны, служил во французской армии. С дек. 1917 г. преподавал в Восточном папском ин-те в Риме. Под рук. архиеп. Акилле Ратти (впосл. папа Римский Пий XI ) исследовал рус. фонды Ватиканской б-ки. С 1932 г. профессор восточнохрист. богословия Латеранского ун-та в Риме и католич. фак-та Лионского ун-та. Во время второй мировой войны жил в Лионе. С 1948 г. профессор атенеума Пропаганды веры и преподаватель в Латеранском ун-те, с мая 1952 г. на пенсии. В 1953 г. награжден орденом Почетного легиона Франции. Автор 30 монографий и более 300 статей по истории Византии, восточнохрист. и католич. богословию, патристике. В 1914-1918 гг. Ж. опубликовал большое количество гомилий, посвященных Пресв. Богородице. Наиболее важные его труды: 5-томная монография «Догматическое богословие восточных христиан, отделившихся от католической Церкви», «Византийская схизма», «Успение и взятие в Небесную Славу Пресвятой Девы». Последняя работа послужила одним из теологических оснований для принятия догмата о взятии в Небесную Славу Пресв. Девы Марии, который был провозглашен 1 нояб. 1950 г. папой Пием XII . Монография «Непорочное зачатие в Священном Писании и в восточной традиции» была написана в преддверии 100-летия установления догмата о непорочном зачатии в Римско-католической Церкви. Совместно с Л. Пти осуществил 5-томное издание сочинений К-польского патриарха Геннадия II Схолария .

http://pravenc.ru/text/182379.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010