Богочеловек Иисус Христос - ставший человеком Сын Божий - являет Собой исключительную полноту и завершенность божественного Откровения, поскольку Он «есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого» (ККЦ. 65). В подписанной кард. Йозефом Ратцингером (впосл. папа Бенедикт XVI) декларации Конгрегации вероучения «Dominus Jesus» (AAS. 2000. Vol. 92. P. 742-765) также подчеркивается уникальный, «окончательный (definitiva) и полный характер (indoles) Откровения Иисуса Христа» (Dominus Jesus. 4, 5). Истинность и божественную полноту Своего свидетельства Он подтвердил «всем Своим присутствием и явлением, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же Своею смертью и славным воскресением из мертвых и, наконец, ниспосланием (misso) Духа Истины…» (CVatII. DV. 4). Тем самым в событии Боговоплощения открывается новая мессианская эра и достигается вершина истории (см.: Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 163-164). Поэтому авторитетом церковного учительства в К. предписано: «Необходимо твердо верить в то, что в тайне Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, нашем «пути, истине и жизни» (Ин 14. 6), явлена полнота божественной Истины» (Dominus Jesus. 5; ср.: CVatII. DV. 2). Догматические тексты К. содержат учение о двуприродности Христа - Бога и Человека - и о безусловной полноценности как Его божества, так и Его человечества: «единый Христос, совершенный Бог и совершенный человек в единстве Личности (in unitate personae unus)» (CToletXI. Symbolum// Denzinger. Enchiridion. N 534). При этом подлинность и полнота воспринятой Ипостасью Сына безгрешной человеческой природы Спасителя (см.: Idem//Ibid. N 533) иллюстрируются конкретными характеристиками духовного и телесного порядка. Так, среди прочего папой Римским Пием XII в энциклике «Haurietis aquas» (1956) называется наделенность «разумом (intellegentia) и волей», «внешними и внутренними способностями познания», «чувственным влечением, как и всеми природными побуждениями» и аффектами, внешне находившими естественное выражение в чертах лица и волнениях (pulsando excitabant) «святейшего сердца» Спасителя ( Denzinger. Enchiridion. N 3923). Также в К. утверждается, что факт реальной принадлежности воплощенного Слова к мужскому полу является не случайным обстоятельством, а неотделимой частью домостроительного замысла (consilium) Божия (см.: Inter insigniores. 5 (an. 1976): [Декларация Конгрегации вероучения]//AAS. 1977. Vol. 69. P. 110). При понимании служения Христа как первообраза священнического служения это утверждение может быть догматическим аргументом в полемике против возможности рукоположения в священство женщин.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Кроме того, в наст. время существует 6 жен. конгрегаций капуцинок, присоединенных (с сохранением автономии) к ордену К. Это присоединение предполагает следование общим монашеским идеалам и возможность сотрудничества с др. религ. структурами в социальном служении с сохранением независимости конгрегации. Наиболее крупные конгрегации: Капуцинки-терциарки Св. Семейства, Сестры-капуцинки матери Рубатто, Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии. Капуцинки-терциарки Св. Семейства (испан. Hermanas Terciarias Capuchinas de la Sagrada Familia), конгрегация была основана в 1885 г. в Масамагреле близ Валенсии пресв. Луисом Амиго-и-Феррером, членом ордена К. Деятельность конгрегации имела целью перевоспитание падших девушек. В 1905 г. присоединена к ордену К. В 2011 г. в составе конгрегации было ок. 200 обителей (гл. обр. в Испании, Колумбии и Венесуэле), в которых подвизались 1292 монахини. Сестры-капуцинки матери Рубатто (итал. Suore Cappuccine di Madre Rubatto), община основана в Лоано близ Генуи в 1885 г. блж. Римско-католической Церкви Анной Марией (в монашестве Франческа) Рубатто (1844-1904). Генуэзский капуцин Иринео из Стелланелло составил первые правила. Монахини заботились о больных на дому. В 1909 г. новые общины были присоединены к ордену К., в 1916 г. конгрегация была утверждена Римским папой Бенедиктом XV . В 2011 г. конгрегация насчитывала 403 монахини, подвизавшиеся в 63 обителях (в Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии и Эфиопии). Сестры-миссионерки, капуцинки св. Франциска Ассизского, в Бразилии (португ. Irmãs Missionárias Capuchinas de São Fransisco de Assis do Brasil), конгрегация основана монахом-капуцином Клементе Рекалкати (1868-1913), прибывшим для оказания помощи католической миссии сестер-капуцинок матери Рубатто. В 1951 г. конгрегация утверждена Римским папой Пием XII . В 2011 г. в ней насчитывалось 249 монахинь, подвизавшихся в 54 обителях. Ист.: Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae/Ed. C. Urbanelli. R., 1980-1986. 2 vol.; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum. R., 1964; I frati cappuccini: Documenti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988-1993. 5 vol. in 6 pt.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

В первой половине XX века католическое богословие развивалось под знаком противостояния церковного учительства новым идейным веяниям, в первую очередь крупному течению, которое получило название " католический модернизм " . Представители модернизма (А. Ф. Луази, Э. Леруа, М. Блондель и др.), исходя, с одной стороны, из разработок протестантской библейской критики, а с другой - из новых естественнонаучных концепций, становились на позиции антидогматизма и антропоцентризма . В ответ Ватикан продолжал отстаивать и закреплять католическую доктрину, утвержденную Тридентским Собором и I Ватиканским Собором . Результатом такой политики стал новый римско-католический догмат о взятии Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом, провозглашенный папой Пием XII в апостольской конституции " Munificentissimus Deus " (1950), в основу которой легли мариологические разработки М. Жюжи. В целом XX век ознаменован в католическом догматическом богословии поиском новых подходов в истолковании и раскрытии догматов (т. н. новая теология в трудах К. Адама, Э. Кребса, Э. Пшивары, М. Шмауса, А. де Любака, кард. Ива Конгара, М. Д. Шеню, Ж. Даниелу, К. Ранера, Х. У. фон Бальтазара и др.). Адам, опираясь на историко-богословские изыскания, пытался сблизить догматику с личностным опытом переживания Бога, интерпретируя ее в соответствии с совр. тенденциями в философии, психологии, феноменологии религии. Ранер строил свою богословскую концепцию на основании т. н. открытой, или теоцентрической, антропологии. Де Любак, кард. Ив Конгар, Даниелу, фон Бальтазар в своих разработках прибегали к творческому использованию восточно-патристических идей. Ряд положений, развиваемых представителями «новой теологии», легли в основу решений II Ватиканского Собора . Протестантское догматическое богословие Первоначально протестантизму , провозгласившему принцип sola Scriptura, было присуще резко критическое отношение к тотальной систематизации богословия, характерной для средневекового католицизма. Диалектической изощренности схоластики ранние протестанты противопоставляли нарочитую простоту и лаконичность в изложении собственного учения.

http://drevo-info.ru/articles/13678048.h...

В 1929-1930 гг. по приглашению вице-канцлера Австрии И. Шобера И. занимал пост федерального министра по социальным делам и добился внесения изменений в пенсионное законодательство страны, к-рые были направлены на смягчение последствий инфляции и экономического кризиса. 17 янв. 1931 г. папой Римским Пием XI возведен в достоинство прелата папского двора. 19 сент. 1932 г. назначен архиепископом Венским. Епископское рукоположение И., состоявшееся 16 окт. того же года в венском кафедральном соборе св. Стефана, возглавил нунций в Австрии титулярный Сидский архиеп. Энрике Сибилиа. 27 окт. вступил в управление архиеп-ством, торжественная интронизация И. состоялась 30 окт. в соборе св. Стефана. С 1932 по 1949 г. также являлся апостольским администратором австр. федеральной земли Бургенланд. 13 марта 1933 г. возведен в достоинство кардинала, 16 марта получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Хрисогона и назначен членом Конгрегаций по делам Вост. Церкви, пропаганды веры и церемониала. 17 марта кардинал получил от папы паллий. 18 окт. того же года назначен кардиналом-протектором Тевтонского ордена . И. поддерживал политику диктатуры, проводившуюся правительствами Э. Дольфуса (1932-1934) и К. Шушнига (1934-1938), однако в условиях сложной социально-политической ситуации в стране призывал клириков воздерживаться от к.-л. политических выступлений, в т. ч. от критики герм. национал-социализма. Тем не менее И. открыто приветствовал аншлюс Австрии Третьим рейхом (12 марта 1938) и 15 марта был принят в Вене А. Гитлером . 18 марта И. и др. австр. епископы подписали составленную буд. гауляйтером Вены Й. Бюркелем «Торжественную декларацию» (Feierliche Erklarung), одобрявшую нацистскую политику Германии и заявлявшую о поддержке австр. епископатом аншлюса. В декларации содержались призывы голосовать на плебисците за присоединение страны к Третьему рейху (10 апр. 1938). И. добавил к своей подписи фразу: «Хайль Гитлер!», а затем отдал распоряжение вывесить 20 апр. 1938 г. по случаю дня рождения Гитлера на католич. храмах флаги Третьего рейха со свастикой и совершить торжественные богослужения. Декларация австр. епископов стала широко использоваться властями на территории всего рейха для противопоставления энциклике папы Пия XI «Mit brennender Sorge» , содержавшей резкую критику нацизма. Декларация вызвала негативную реакцию Папского престола; 6 апр. И. прибыл для объяснений в Рим, где по требованию папы и гос. секретаря Ватикана кард. Эудженио Пачелли (буд. папа Пий XII ) составил заявление, в к-ром указал, что декларация не является для католиков обязательной «по совести» и не оправдывает к.-л. нарушений «Божественного закона, свободы и прав Церкви». Газ. «Osservatore Romano» , опубликовавшая заявление И., также подчеркнула, что «Торжественная декларация» была подписана без одобрения Папского престола.

http://pravenc.ru/text/389613.html

236 Латеранский договор — Латеранские соглашения между итальянским государством и Ватиканом были подписаны 11 февраля 1929 г. Они положили конец так называемому «Римскому вопросу». Договор признал образование на территории города Рима суверенного государства Ватикан; были урегулированы финансовые отношения между двумя сторонами, а также определены права и привилегии католической церкви в Италии. Латеранские соглашения в основном действуют и поныне. 237 Пачелли Эудженио (1876–1958) — статс-секретарь Ватикана в 1929–1939 гг., ставший в 1939 г. папой Пием XII. До и во время второй мировой войны проводил политику уступок гитлеровцам и итальянским фашистам, но укрывал евреев, спасающихся от преследования. 238 …этого бывшего марксиста… — Свою политическую карьеру главарь итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883–1945) начинал в социалистической партии, из которой был исключен в 1914 г., а в 1919 г. основал фашистскую партию и с помощью монополий, монархии и Ватикана захватил в 1922 г. власть. 239 …памятуя о сыновьях Ноя, прикрывших наготу отца… — Имеется в виду эпизод из Ветхого завета, где рассказывается, что один из сыновей патриарха Ноя посмеялся, увидев своего пьяного отца спящего голым, а два других сына, Сим и Яфет, напротив, набросили на того покрывало. 240 Индекс — список книг, запрещенных католическими религиозными властями, в частности папой. Эта цензура, введенная в XVI b., была отменена в 1966 г. 241 Томпсон Дороти — журналистка, бывшая жена американского писателя Синклера Льюиса (1885–1951), лауреата Нобелевской премии за 1930 г. 242 Бэббит — герой одноименного романа Синклера Льюиса, ставший классическим типом американского дельца и обывателя, олицетворяющий бездушие «долларовой цивилизации» и «бэббитовского образа жизни». 243 …Германия стала жертвой несправедливости. — Имеются в виду условия Версальского договора, которые потерпевшая поражение Германия считала несправедливыми. 244  «Силлабус» — обнародованный 8 декабря 1864 г. указ папы римского Пия IX, в котором содержалось осуждение таких главных «заблуждений» того времени, как например, либерализм, социализм, естествознание и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Представители модернизма (А. Ф. Луази, Э. Леруа, М. Блондель и др.), исходя, с одной стороны, из разработок протестант. библейской критики, а с др.- из новых естественнонаучных концепций, становились на позиции антидогматизма и антропоцентризма. В ответ Ватикан продолжал отстаивать и закреплять католич. доктрину, утвержденную Тридентским Собором и Ватиканским I Собором . Результатом такой политики стал новый римско-католич. догмат о взятии Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом, провозглашенный папой Пием XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» (1950), в основу которой легли мариологические разработки М. Жюжи. В целом XX век ознаменован в католич. Д. б. поиском новых подходов в истолковании и раскрытии догматов (т. н. новая теология в трудах К. Адама, Э. Кребса, Э. Пшивары, М. Шмауса, А. де Любака , кард. Ива Конгара , М. Д. Шеню , Ж. Даниелу , К. Ранера , Х. У. фон Бальтазара и др.). Адам, опираясь на историко-богословские изыскания, пытался сблизить догматику с личностным опытом переживания Бога, интерпретируя ее в соответствии с совр. тенденциями в философии, психологии, феноменологии религии. Ранер строил свою богословскую концепцию на основании т. н. открытой, или теоцентрической, антропологии. Де Любак, кард. Ив Конгар, Даниелу, фон Бальтазар в своих разработках прибегали к творческому использованию восточно-патристических идей. Ряд положений, развиваемых представителями «новой теологии», легли в основу решений Ватиканского II Собора . Протестантское Д. б. Первоначально протестантизму, провозгласившему принцип sola Scriptura, было присуще резко критическое отношение к тотальной систематизации богословия, характерной для средневек. католицизма. Диалектической изощренности схоластики ранние протестанты противопоставляли нарочитую простоту и лаконичность в изложении собственного учения. Библейское Откровение, согласно их подходу, не подлежит рационализации, оно должно благоговейно переживаться сердечным чувством. Такой характер имеет первое протестант.

http://pravenc.ru/text/178718.html

При этом статус праздника З. А. Б. в литургических книгах, изданных папой Пием V , был понижен. Но в 1693 г. папа Иннокентий XII распространил празднование З. А. Б. на всю католич. Церковь, добавив празднование октавы (отмененной папой Пием V), а в 1708 г. папа Климент XI сделал 8 дек. праздником, обязательным для всех. Однако слово «Immaculata» (Непорочное) было разрешено добавлять к названию праздника только в 1806 г. папой Пием VII , Изначально привилегией пользовались францисканцы, но с 1838 г. новое название праздника могло использоваться в любом еп-стве по запросу правящего епископа (в 1843 с таким прошением обратились к папе доминиканцы , главные противники учения о Непорочном зачатии). В 1854 г. папой Пием IX был окончательно сформулирован догмат о Непорочном зачатии (в составлении буллы «Ineffabilis Deus» принимал участие франц. литургист аббат Проспер Геранже ), в 1863 г. была составлена новая служба, в основу к-рой были положены тексты службы Ногароли. В реформированном Миссале 1970 г. к этой службе были добавлены новые чтения (Быт 3. 9-15. 20; Еф 1. 3-6. 11, 12; Лк 1. 26-28) и особая префация праздника. В наст. время праздник имеет статус «Торжество» (Sollemnitas). Лит.: Toscani Th., Cozza-Luzi G., ed. De Immaculata Deiparae Conceptione Hymnologia Graecorum. R., 1862; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. Церкви. СПб., 190110. М., 1996р. T. 1. С. 109-112; Bishop E. On the Origins of the Feast of the Conception of the Blessed Virgin Maty// Idem. Liturgica Historica. Oxf., 1918. P. 238-259; Cecchin A. M. La concepzione della Vergine nella liturgia della Chiesa occidentale anteriore al sec. XIII//Marianum. R., 1943. Vol. 5. P. 58-114; Davis H. F. The Origin of the Devotion to Our Lady " s Immaculate Conception//Dublin Rev. 1954. Vol. 228. P. 375-392; Van Dijk S. J. P. The Origin of the Latin Feast of the Conception of the Blessed Virgin Mary//Ibid. P. 251-267, 428-442; Gagov G. L " ambiente liturgico e culturale inglese a favore dell " Immacolata e Giovanni Duns Scotus//Virgo Immaculata: Acta Congr. Mariologici-Mariani Romae anno MCMLIV celebrati. R., 1955. Vol. 4. P. 74-89; Bouman C. A. The Immaculate Conception in the Liturgy//The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance. Notre Dame (Ind.), 1958. P. 113-159; Clayton M. The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England. Camb.; N. Y., 1990. Е. Е. Макаров, А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии

http://pravenc.ru/text/182729.html

Однако, статс-секретарь Пачелли, который стал папой Пием XII, принадлежал к иному роду людей. Ни Польша, ни «восточный обряд», ни вся сложная и, в конце концов, бесполезная работа возле вопроса о воссоединении православных этого политика чистой воды не интересовала так, как Пия XI. Надвигалась опасность войны. Европейский горизонт был темен, как ночь, и нужно было думать не об обращении православных, а о сохранении католичества, ибо в общей катастрофе может все погибнуть. Хотя все это было ясно с первого дня, но секретарь Конгрегации для восточной церкви кардинал Тиссеран поспешил успокоить епископов «восточного обряда», указав на то, что Пий XII будет продолжать дело своего предшественника. Действительно, в своей первой речи по радио Пий XII обратился также и к восточным христианам, «соединенным и несоединенным». Восток поспешил выразить ему свои чувства. Однако это был экзотический Восток – Антиохийский патриарх сирийского обряда кардинал Тапуни, миссия маронитов, делегаты мельхитов. В результате о. Я.Урбан вынужден был напомнить и остальному Востоку, особенно византийско-славянскому обряду, о необходимости выявить свои чувства 421 . Дело, столь энергично проводимое Пием XI, не могло сразу остановиться. 12 мая Пий XII обратился к кардиналу Тиссерану по поводу 950-летнего юбилея Крещения Руси. Столь значительное событие было, однако, отмечено не энцикликой, а простым письмом. Пий XII благодарит Бога за милосердие христианства, оказанное русскому народу, и выражает уважение «благородным душам, которые этот дар выпросили». Русский народ окружен славой, ибо он верен Иисусу Христу. Скорбя по поводу гонений в России, Пий XII обращается с молитвой к Богоматери, «которая этот народ так охраняет и любит», дабы была возвращена свобода веры и чтобы вообще правители народа были исполнены чувствам справедливости. Кроме ранее намеченных трехдневных торжеств по этому поводу в Риме, Пий XII назначил еще службу по «восточному обряду» в соборе св. Петра на 21 мая, на которой сам папа не присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава четвертая. Право таинств 10. Понятие таинства в каноническом праве В 1614 г. публикация Rituale Romanum (Римского ритуала) увенчала тридентскую реформу римско-католической литургии. Новое плодотворное пробуждение так называемого литургичес кого движения 304 , имеющего ярко выраженный пастырский характер, отмечается в связи с появлением Motu proprio о литургической музыке, опубликованного папой Пием Х 22 ноября 1903 г. Латинское выражение partecipatio actuosa (деятельное участие), употребленное Пием Х для обозначения активного участия верующих-мирян в литургии, поистине становится с этого момента девизом широкой литургико-пастырской работы. На ее ход оказали влияние такие выдающиеся личности, как Ламбер Бовье, Одо Казель и Романо Гвардини. Итогом ее стала энциклика Mediator Dei, опубликованная Пием XII в 1947 г., и соборная конституция Sacrosanctum Concilium 1963 г. Первый документ, предупреждая восприятие литургии мирянами как вспомогательного и внешнего действа, подчеркивает ее христологическое измерение; второй, во избежание сведения ее к пиетизму, в большей степени выделяет экклезиологическое измерение христианской литургии 305 . Осознание этих двух главных измерений литургии Церкви позволило отцам собора теологически определить таинства как знаки присутствия Христа и в то же время как основные средства самореализации Церкви 306 . Именно к этому соборному видению литургии и сакраментального знака следует обратиться, чтобы оценить в первом приближении совокупность кодексных норм, посвященных таинствам. 10.1 Учение Второго Ватиканского собора о таинствах и его восприятие в Кодексе канонического права В догматической конституции Lumen Gentium отцы собора с первого же параграфа говорят о Церкви как о таинстве, то есть знаке-орудии, посредством которого проявляется и осуществляется внутреннее соединение с Богом и единство всего человеческого рода 307 . Этот факт сразу же высвечивает соборное богословие таинств: как и все литургические действия, «они суть не частные акции, а служения Церкви. Церковь же представляет собой таинство единства, то есть святой народ, собранный и организованный под водительством епископов. Поэтому эти действия принадлежат всему телу Церкви, проявляя или подразумевая его» (SC 26). В этом смысле посредством таинств актуализируется «священный и органичный характер священной общины» (LG 11), каковой является Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

8 дек. 1599 г. папа Римский Климент VIII утвердил полномочия К. по чеканке монеты в Папском гос-ве. В рамках предпринятой папой Сикстом V куриальной реформы и учреждения конгрегаций Римской курии значение Апостольской палаты и К. в управлении Папским государством стало снижаться. Папа Римский Григорий XV буллой «Romanum» от 6 марта 1621 г. ограничил власть К., определив самостоятельную компетенцию казначея и прелатов-клириков Апостольской палаты, к-рые были обязаны лишь информировать К. о принимаемых решениях. В случае невозможности К. исполнять обязанности или при невозможности назначить К. эта должность замещалась про-камерарием (прокамерленго). Бреве от 20 сент. 1651 г. папа Римский Иннокентий Х утвердил постоянную должность и обязанности вице-камерленго Св. Римской Церкви, т. к. бывший на тот момент К. кард. Антонио Барберини из-за конфликта с папой находился во Франции, но папа не пожелал нарушать традицию пожизненной должности К. Папа Римский Бенедикт XIV в motu proprio от 1 марта 1742 г. разграничил полномочия К. и казначея, которому поручалось управление финансами Папского гос-ва. 30 окт. 1800 г. папа Римский Пий VII буллой «Post diuturnas» реформировал систему церковного управления, сократив полномочия К.: Апостольской палате была предоставлена самостоятельность в принятии решений, тем самым она стала независимым от К. трибуналом по имущественным вопросам в Папском гос-ве. С учреждением в Папском гос-ве в 1847 г. папой Римским Пием IX Совета министров К. получил пост министра по делам торговли, индустрии, сельского хозяйства и искусств, но уже в февр. 1848 г. этот пост был замещен гражданским лицом. С ликвидацией Папского гос-ва в сент. 1870 г. Апостольская палата лишилась своих функций и стала службой при К., положение к-рого имело почетный характер, однако с момента смерти папы Римского К. приступал к исполнению чрезвычайных обязанностей, становясь «хранителем ключей святого Петра» и управляя имуществом Папского престола до избрания нового папы. Сохранение данных функций за К. было подтверждено конституцией папы Римского Пия Х «Vacante Sede Apostolica» от 25 дек. 1904 г. Во время реформы Римской курии, утвержденной конституцией папы Пия Х «Sapienti Concilio» от 29 июня 1908 г., Апостольская палата получила статус адм. службы Римской курии, обеспечивающей деятельность К. по соблюдению прав и управлению имуществом Папского престола, особенно в период sede vacante. Полномочия К. и возглавляемой им Апостольской палаты были подтверждены папами Римскими Пием XI (конституция «Ad incrementum» от 15 авг. 1934), Пием XII (конституция «Vacantis Apostolicae Sedis» от 8 дек. 1945), Иоанном XXIII (motu proprio «Summi Pontifici electio» от 5 сент. 1962), Павлом VI (конституции «Regimini Ecclesiae Universae» от 15 авг. 1967 и «Romano Pontifici eligendo» от 1 окт. 1975).

http://pravenc.ru/text/1470113.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010