10). Божия Матерь много раз сохраняла город Ярославль от ратного разорения (ик. 10 акафиста Толгской иконе), оказывала потребную помощь в странах Тихвинских (конд. и ик. 11 акафиста Тихвинской иконе); помогала Новгороду против его врагов (конд. 2–4, 6, ик. 1–4, 6 акафиста «Знамению»); неоднократно спасала город Владимир от нападения болгар (ик. 3 акафиста Владимирской иконе) и во время внутренних междоусобий (ик. 4), хранила первопрестольный град Москву в трудные минуты (конд. 9,11). Помогая во всех нуждах и скорбях христианам, Богоматерь не раз в годины бедствий спасала и всю землю Русскую (конд. 7, ик. 7, 10 акафиста «Знамению»; конд. 5, ик. 10–11 акафиста Толгской иконе; конд. 10 акафиста Тихвинской иконе). Так, Она спасла град Москву от Тамерлана: Она явилась «вождю агарянскому», окруженная ангелами с мечами, и заставила его отступить с воинством (конд. 9 акафиста Боголюбской иконе; ик. 7 акафиста Владимирской иконе); всю страну Российскую чудесно избавила от смертоносной язвы (конд. 11 акафиста Боголюбской иконе). Она же «соблюсти хотящи в чистоте домостроительство Церкве Православныя и утвердити скипетр державы Российския, чудною иконою (Ея) вложила в сердце благовернаго Государя Михаила Феодоровича прияти венец царский земли Российския, да вси видящий видят, яко Вышний владеет царством и емуже хощет, дает е» (конд. 10 акафиста Феодоровской иконе). Не раз Богоматерь оказывала Свою помощь и воинству российскому, была его Оплотом, например, «в брани со свеями» (ик. 5 акафиста Казанской иконе), во время «брани збаражской» (ик. 7–8, конд. 8 акафиста Почаевской иконе). Она была Защитницей и Помощницей во время «Берестейской унии» всем поборникам православия (конд. 6 акафиста Почаевской иконе). В таком порядке идут в акафистах Богоматери, в честь Ее чудотворных икон, повествования о происхождении иконы, об устроении в честь Ее храма или обители, о чудесах и помощи Богоматери, какие Она совершала и оказывала ради теплых молитв пред Ее чудотворными иконами. При этом в акафистах, так сказать, попутно вспоминаются священно-исторические события о жизни Божией Матери или прославляются Ее нравственные совершенства и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Но возвратимся к письму к Навкратию: - " Как же можно покла-няться иконе, как Самому Христу утвердительно, когда в ней Христос присутствует не существенно, а относительно, или по подобию? - Такое суждение отступает от истины и с другой стороны. В образе выражается первообраз, и в иконе почитается поклонением Христос; словом " в иконе " - означается: одно в другом, почитается поклонением иное в ином... Мы видим Христа на иконе, апостолы же видели Самого Христа... Мы покланяемся Ему в иконе Его, а они покланялись Ему Самому... Итак, на иконе Христос почитается поклонением по подобию, или относительно, или по сходству, - ибо то и другое сходно! - а не самолично " , т.е.: не в собственном лице. " И без иконы он почитается поклонением умственно; ибо, конечно, не всегда он может быть созерцаем в чувственной иконе " (Т.2, П.65). Так же пишет он и к " Фомаиде девственнице " : - " Итак, мы, почтеннейшая... покланяемся иконе Господа нашего Иисуса Христа так, как (ОС - подобно. М.В.) Самому Господу нашему Иисусу Христу. Но слово " как " есть выражение подобия, а не точного тожества; ибо иначе она была бы не иконою Христовою, а Самим Христом. Впрочем, она есть икона Христа, и ОН почитается поклонением в иконе Своей; и выражается как бы одно в другом " (Т.2, П.218). А " слава подобия неотделима от первообраза, как от света неотделима тень. И все, что говорится о причине, вполне может быть сказано и о происшедшем от этой причины; но одно говорится в собственном смысле, потому что обусловливается природою; другое же - в несобственном смысле, потому что говорится по подобию " ... (Т.1,124-125). Итак, по природной сущности образ и первообраз различны. Но вследствие единства лица в Первообразе Христе и в Иконе Его, или вследствие тожества ипостаси, как именование, так и поклонение - одно; хотя по степени последнее отлично от поклонения Христу по существу. Приведем выписки. - " При описуемости одно лице Христа не разделяется на два лица, как некоторым кажется. Ибо содержание образа и первообраза по личности не разделяется, но по сущности они различны. Так премудрый Дионисий говорит: " одно в другом, кроме различия по сущности " (П.200 К Императорам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/191/...

Итак, иконе – искусственному образу, подобает поклонение вследствие нераздельности славы и чести образа и первообраза, поскольку изображаемый в определенном смысле присутствует на иконе . Как именно, рассмотрим теперь подробнее. 4. Присутствие первообраза на иконе Раскрывая содержание отношения между иконой и первообразом преподобный неоднократно обращается к теме присутствия первообраза на иконе, делая акценты на разных аспектах тождества – тождества подобия, ипостаси и имени. Во-первых , изображаемый присутствует на иконе вследствие подобия (внешнего сходства) с изображенным, иначе говоря, вследствие единства характира образа и первообраза. В частности, Богочеловек Иисус Христос присутствует на иконе Своим характ и ром – характеристическим изображением Его тварной природы, описуемой, а потому и изобразимой, как у любого человека. В Третьем опровержении прп. Феодор несколькими доводами опровергает иконоборцев, утверждающих, что поскольку любое подобие не равно первообразу и умалено в славе, то «Христос и Его изображение не тождественны в отношении поклонения», а потому поклонение образу есть идолослужение. Преподобный разъясняет, что образ не тождественен с первообразом и в отношении чести ниже последнего только по различию природы, а не по подобию . Поэтому иконе не воздается отдельное поклонение как идолу, но есть одно поклонение образу и первообразу, присутствующему на иконе своим подобием (характ и ром, начертанием-изображением). Прп. Феодор пишет: «Первообраз находится в изображении (εκνι) не по сущности (ο κατ " οσαν), ибо иначе стали бы говорить, что и изображение есть первообраз но по подобию своего бытия (κατ τν τς ποστσεως μοιτητα)... Посему нужно принять, что изображению недостает равенства с первообразом и оно ниже его славы не по подобию, но по различию сущности (τν τς οσας διαφορν) [т. е. вещества иконы. – В.Н. ], которая и не может принимать поклонения, хотя изображаемый на иконе является поклоняемым. Итак, не вводится другое поклонение, но бывает одно и то же [поклонение] иконе сравнительно с первообразом, по тождественности подобия (κατ τν ταυττητα τς μοισεως)» .

http://bogoslov.ru/article/6193373

11 Напр., Миркович Гр. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII в. (Опыт историч. исследования). Вильна, 1886. 12 Ильминский Я. Святитель Афанасий III, патриарх Константинопольский Пателарий. Историко-биографическое исследование. Киев, 1915. 16 Напр., киевское издание Триоди 1907 г. Подробнее: Архим. Никанор (Кудрявцев) (1884–1929, кандидат богословия МДА, вып.1909 г., настоятель Никольского Единоверческого монастыря, заведовавший Хлудовской библиотекой). Вопрос о праздновании Сретения Господня в Великий пост по литургическим данным прошлого и современным. ТКДА, 1915, V, с. 109–124. 18 4.IX – иконе Б.М. «Неопалимая Купина». 4.IX – свят. Иоасафу Белгородскому . 12.IX – преп. Симеону Верхотурскому. 24.IX – преп. Никандру Псковскому. 25.IX – преп. Евфросинии Полоцкой. 15.Х – свят. Иоанну Суздальскому. 20.Х – прав. Артемию Веркольскому. 27.XI – блгв. князю Андрею Смоленскому. 6.XI – свят. Герману Казанскому. 7.XI – преп. Кириллу Новоезерскому. 9.XI – иконе Б.М. «Скоропослушница». 11.XI – преп. Мартирию Зеленецкому. 11.XI – великомуч. Мине. 9.XII – иконе Б.М. «Нечаянная Радость». 27.V – преп. Ферапонту Можайскому. 7.IV – преп. Даниилу Переяславскому. 2.I – прав. Иулиании Лазаревской. 8.I – священномуч. Исидору и иже с ним. 13.I – преп. Елеазару Анзерскому. 17.I – преп. Антонию Дымскому. 23.I – преп. Геннадию Костромскому. 25.I – иконе Б.М. «Утоли моя печали». 25.I – свят. Моисею Новгородскому. 28.I – преп. Ефрему Новоторжскому. 14.II – равноап. Кириллу, учителю Словенскому. 4.III – блгв. князю Даниилу Московскому. 6.III – муч. Авраамию Болгарскому. 14.III – иконе Б.М. Феодоровской. 6.IV – свят. Мефодию Моравскому. 14.IV – Литовским мученикам: Антонию, Иоанну и Евстафию. 5.V – преп. Иакову Железноборовскому. 7.V – иконе Б.М. Любечской. 7.V – преп. Нилу Сорскому . 15.V – преп. Корнилию Палеостровскому. 5.VI – преп. Вассиану и Ионе Пертоминским. 5.VI – блгв. князю Феодору Новгородскому. 6.VI – преп. Паисию Угличскому. 8.VI – свят. Феодору Ростовскому. 11.VI – преп. Аркадию Новоторжскому. 12.VI – преп. Арсению Коневскому. 12.VI – преп. Анне Кашинской. 14.VI – преп. Мефодию Пешношскому. 16.VI – преп. Тихону Луховскому. 18.VI – иконе Б.М. Ахтырской. 6.VII – прав. Иулиании Ольшанской. 7.VII – преп. Евдокии-Евфросинии. 10.VII – иконе Б.М. Коневской. 14.VII – преп. Стефану Махрищскому. 21.VII – преп. Авраамию Городецкому. 27.VII – блаж. Николаю Кочанову. 28.VII – свят. Питириму Тамбовскому. 30.VII – преп. Герману Соловецкому. 8.VIII – иконе Б.М. Толгской. 8.VIII – преп. Зосиме и Савватию Соловецким. 22.VIII – иконе Б.М. Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

В XVIII - нач. XIX в. получили распространение иконы, на к-рых М. представлен вместе с прп. Авраамием Смоленским. На иконе, происходящей из церкви с. Бастеновичи Могилёвской обл. Белоруссии (1723-1728; НХМ), святые изображены в молении перед Смоленской иконой Божией Матери на фоне г. Смоленска. Такая же композиция представлена на иконе из Успенского собора Смоленска, но вместо образа Божией Матери в небесном облачном сегменте - Господь Саваоф. На иконе нач. XIX в. (Смоленский гос. музей-заповедник) святые изображены в небесах коленопреклоненными, в молении иконе Божией Матери, которую держат ангелы; в нижней части иконы - панорама Смоленска. На иконе смоленских святых - блгв. кн. Андрей, прп. Авраамий и М. (XIX в., Смоленский гос. музей-заповедник) - мученик назван в подписи благоверным князем, что, вероятно, связано с преданием о принадлежности М. к княжескому роду. В составе композиции «Собор русских святых» М. изображен на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) в виде юноши, в рост, с крестом в правой руке и мечом в левой. На северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева полуфигура юного М. представлена в молении (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463). На иконе того же извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) М. изображен средовеком, в правой руке держит поднятый меч, в левой - ножны. Образ М. как средовека в княжеском облачении, опирающегося на меч, повторяется в рисунках сер. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) и встречается на иконах XX-XXI вв. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)

http://pravenc.ru/text/2563012.html

В составе Собора Киево-Печерских чудотворцев раннее изображение И. (с нимбом) известно на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) - поясной образ в епископском облачении, с непокрытой головой, в одном из цветков древа, крайний слева среди святителей. Единоличный образ И. (в саккосе и митре, с Евангелием) на фоне собора имеется в местном ряду иконостаса 1-й пол. XIX в. ц. прп. Антония в Ближних пещерах лавры. И. в архиерейской мантии и черном клобуке, с жезлом в руке помещен среди подвижников XI в. в одной из настенных композиций в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В профиль, с окладистой седой бородой, с крестом и жезлом в руках (надпись: «пр Iлapiohъ Митр.») представлен в росписи «Шествие Русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря ( Большакова С. Е. Спасо-Преображенский собор Валаамского монастыря. СПб., 2005. С. 15. Ил.). На иконе «Святые первосвятители всея Руси» кон. 50-х - 70-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) он изображен в центральной части композиции на фоне собора Св. Софии в Киеве (между святителями Михаилом Киевским и Константином Черниговским), прямолично, в монашеском и святительском облачении: в схиме и куколе, в фелони и омофоре, десница на груди, в левой свиток с текстом: «Слово о закон h и благо…», на нимбе надпись: «Прп Iлapi w нъ ч u д печерск.». Лит.: Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111; Алдошина Н. Е. Благословенный труд.

http://pravenc.ru/text/389115.html

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читателям интересно будет ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С. П. Карпов, президент исторического факультета МГУ, написал также для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо большого материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может познакомиться со статьями о таких монастырях, как Топловский во имя преподобномученицы Параскевы, Торопецкий во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Трегуляевский во имя святого Иоанна Предтечи, Трифонов Вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы, Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы, Трифонова Верхне-Чусовская в честь Казанской иконы Божией Матери пустынь, Троекуровский Иларионовский во имя великомученика Димитрия Солунского, Тульский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Туранский во имя равноапостольного князя Владимира, Туринский во имя святителя Николая чудотворца, Тышковецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы, Тюменский во имя святой Троицы, Угличский Воскресенский. Интерес представляют также статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви, экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности хотелось бы отметить материалы об иконе Божией Матери «Три радости», иконе Божией Матери «Троеручице», Трубчевской иконе Божией матери, Тумбовской иконе Божией матери, Тупичевской иконе Божией матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую и Южноуральскую епархию, Тульскую и Ефремовскую епархию, Тульскую митрополию, Тульчинскую и Брацлавскую епархию, Туровскую и Мозырскую епархию, Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую и Кирсановскую епархию, Угличское викариатство.

http://pravenc.ru/shop/2746433/

Так и мы в Новой Благодати поклоняемся святым иконам, в видимых святых предметах почитая невидимое. Это наша Православная вера, а не вера неких безумных раскольников, верующих в вещество, в ветхость иконы и поклоняющихся, как Богу, старым иконам, или больше почитая иконы в окладах, чем без них. СПРАШИВАЮТ ПРОТИВНИКИ: Вы кланяетесь перед иконой или иконе? Ведь одно кланяться перед иконой, а иное иконе. ПЕРВОЕ не так грубо, как ВТОРОЕ. ОТВЕЧАЕМ, что мы делаем и то, и другое, но с умом кланяемся, и первообразу перед иконой, и иконе, но как, послушайте и поймите. Кланяемся иконе не собственно и пресекательно, но кланяемся иконе восходительно и относительно. Знайте же, что это значит: собственно и пресекательно кланяться иконе означает видеть в иконе цель своего поклонения, не обращаясь помимо этого к тому, кого являет икона, а отсекая поклон от соответствующего восприятия, восхождения и отношения к первообразу. Кланяться же иконе восходительно и относительно означает телом поклоняться иконе, умом же и усердием восходить к первообразу. Первое поклонение отметаем, второе же принимаем. Ибо и посланнику царя мы кланяемся и почитаем его не собственно и пресекательно, то есть, не в нем самом видя цель почитания и пресекая относительность его по отношению к самому царю, но кланяемся ему и почитаем его восходительно и относительно, поскольку царский посланник представляет самого царя. Претыкание двенадцатое Соблазн и претыкание немощным подавать грех . Убо говорит Христос: горе тому человеку, через которого соблазн приходит ( Мф. 18, 7 ). И Апостол Павел всячески запрещает подавать соблазны и претыкания. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией ( 1Кор. 10, 32 ). И снова: Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну ( Рим. 14, 13 ). И снова: Берегитесь, однако же чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для верующих ( 1Кор. 8, 9 ). Почитатели же икон подают немощным много соблазнов,

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Отметим, что, доказывая одно всецелое поклонение, прп. Феодор подразумевает поклонение единой ипостаси изображенного и изображаемого (т. е. адресат поклонения и почитания один и тот же), а не одинаковое по степени богопочитания поклонение Христу и Его иконе. В соответствии с оросом Седьмого вселенского собора преподобный различает «божеское поклонение» (λατρεα) Самому Христу и почитательное поклонение (τιμιτικην προσκυνησιν) Его иконе. Об этом преподобный неоднократно пишет в своих посланиях и предостерегает своих адресатов от воздания иконам служебного поклонения как Богу . Так, в одном из Посланий к Иоанну Грамматику преподобный цитирует свое письмо к Афанасию, в котором объясняет, почему Христу и Его иконе «одно поклонение воздается обоим», но при этом богопочитание воздается не иконе, а «поклоняемому на ней Христу». Одно поклонение воздается по единству и нераздельности Ипостаси изображенного и изображаемого, пишет прп.Феодор, ибо «не отличная от Христовой ипостась в иконе Его созерцается и почитается поклонением». Но «поклоняясь иконе Христовой, я поклоняюсь не Божеству (т. е. не божественной природе. – В.Н. ) ибо это указывает на Троицу, а Троица не воплотилась но Христу относительным образом (σχετικς) (т. е. ипостасным, а не природным поклонением . – В.Н. ). Ибо Он один есть воплотившийся Бог... Поклоняясь же Самому Христу, я очевидно поклоняюсь вместе и Отцу и Духу. Таким образом, в отношении к иконе надобно разуметь и называть относительное поклонение , а в отношении к Самому Христу – богопочитательное …» . Другое послание к Иоанну Граматику прп. Феодор заканчивает словами: «Итак, должно покланяться (προσκυνητεον) иконе Христовой, но богопочитать не её (ου λατρευτεον), а поклоняемого на ней Христа, согласно истинному учению, ибо образ и первообраз – два предмета, и различие между ними не по ипостаси , а по сущности» . Прп. Феодор подчеркивает, что икона Христа и Он Сам не равны в славе, но поклонение им одно, ибо и Христос один: «Всё, что не равно, есть иное по сравнению с равным; и все, что уступает в славе, есть иное по сравнению с тем, что [в славе] первенствует. Итак, [поклонение] одно, и не вводится другое поклонение; когда поклонение воздается иконе Христа, оно относится ко Христу. Хотя икона очевидно умалена и уступает в славе [Христу] – по значению сущности» .

http://bogoslov.ru/article/6193373

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2016-11-15 19:34:19 Владелец: Paul11 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо! Добавлено на опознание: 2016-11-14 21:21:28 Владелец: cabinet23 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Святой Иосиф Обручник с Младенцем Христом. Вероятно, католическое изображение. Добавлено на опознание: 2016-11-09 15:34:56 Владелец: Kirrra2923 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте. Не знаю что за икона, осталась от прабабушки. На верхнем изображение написано " Печерская Пресвятая Богородица " . Над изображениями " Святой Николай Чудотворец " , " Святая Великомученица Зиня " и ещё одну надпись мне не разобрать. Скажите пожалуйста, что это за икона и её значение. Буду очень признательна и благодарна. Ответов: 2. Последний ответ: Согласна с marinakova. Святые Александр Невский, Николай чудотворец и святая мученица Зина(ида?) (там правда " а " в конце). Учитывая, что эти святые жили в разное время, в разных местах и, вроде бы, никак не связаны между собой и все вместе с Печерск [...] Добавлено на опознание: 2016-11-06 19:45:45 Владелец: Oksi10 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Что можно сказать об иконе? Кто изображён? Спасибо Ответов: 2. Последний ответ: Примитивная живопись, скорее писали самоучки ли любители,( Распятие ) похожие иконы встречаются.. Иконе сто пудов не меньше ста лет... судя по отверстиям на лицевой стороне ну не жук точильщик точно, а скорее всего механическое повреждение в результ [...] Добавлено на опознание: 2016-11-05 21:05:23 Владелец: pankova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Воскресение (Сошествие во ад) с изображением двунадесятых праздников вокруг (если идти от верхнего левого угла по часовой стрелке, там располагаются изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во Храм, Благовещения, Рождества Христов [...]

http://pravicon.com/unknown/34

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010