Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς NAUCIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых». Лит.: Христа ради юродивый старец Паисий (в мире Прокопий Григорьевич Яроцкий), рясофорный монах Киево-Печерской лавры (скончавшийся в 1893 г.)/Сост.: свящ. В. И. Зноско. К., 1911, 2008; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского/Сост.: И. Хрулева. М., 2008. С. 178-180, 310. Вкл. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На часах – тропарь праздника Триоди (Антипасхи). «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника Триоди (Антипасхи) и преподобного читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я) – 4. Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника Триоди (Антипасхи). По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и преподобного. Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Пасхи. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/368 ). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130. 2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются. 3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 4 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются. 5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-16/

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

http://pravoslavie.ru/1917.html

Это храм Вознесения Господня. Возведен в 1532 году. Шатровая удивительная церковь была построена великим князем Василием III в честь рождения первого русского царя, помазанника Божия, Иоанна Васильевича Грозного. Село Коломенское – древняя вотчина, наследственное владение московских князей, затем государей и царей. Патриарх Тихон отмечал, что икона имеет отчасти сходство с изображением иконы Киево-Печерской Божией Матери, это Свенская икона Богородицы. В Киев эта чудотворная икона была привезена из Константинополя строителями успенской церкви. Свенская икона пропала после взрыва великой Успенской церкви в 41 году. На ней нет символов царской власти как на Державной. Когда 17-летний государь венчался на царство, было всему миру объявлено – русская земля, Москва – Третий Рим, преемник Византийской православной империи. Сегодня мы продолжаем нести служение этой империи. Мы, немощные, слабые, неготовые, но кроме нас некому. Царица Небесная ведет нас с 1917 года по молитвам государя. Хотели уклониться от этого служения? А Господь повел скорбями. Сейчас нам противостоят темные  силы. Трансгуманизм – образ человека уничтожается, заменяется роботами. Это богоборчество, которое началось с крушения империи в 17 году. Они думали, ритуально убивая царскую семью, что Россия будет уничтожена, а царственные мученики своим подвигом спасли Россию и мир. Россия устояла подвигами царской семьи и новомучеников. В 1981 году я первый раз писал икону Державную. Ездил, конечно, в Коломенское смотреть. В последние годы я замечал, хотя это может быть моё субъективное, взгляд на иконе становился более милостивый, менее скорбным, потому что Россия жива. А владыка Павел из Киево-Печерской Лавры сказал, что апокалипсис начинается с Украины. Мне приходили сообщения, что на Украине происходят обыски СБУ у священников и все иконы и книги о царской семье изымаются или уничтожаются. Представьте. В Донецке старец Зосима, основатель Успенской Николо-Васильевской обители, говорил, что скоро придет время и преступников на Украине будет больше, чем нас, нормальных людей.

http://radonezh.ru/2023/04/03/mater-bozh...

Э. П. Р. Иконография Известно неск. типов изображения А.: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы А. и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение А., предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не лнмься и[...]а бо о см Г[...]д помощьника», слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи А. и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский). Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни.

http://pravenc.ru/text/115866.html

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1й (единожды). На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, 1го и 2го канонов, песнь 3я – 6 (1го канона со ирмосом). По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба иконе Божией Матери, именуемой «Свенская-Печерская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562190.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/368). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 114–130. 2 В некоторых храмах и обителях встречается практика совершения службы Погребения Божией Матери в сам день праздника вечером. 3 Рядовая служба Минеи в этом случае может быть перенесена на повечерие одного из предшествующих или последующих дней. 4 Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Нецыи же в сей пяток Светлыя седмицы поют последование Никифора Каллиста Ксанфопула, на Пресвятую Богородицу Живоприемный Источник, якоже и все последование напечатася в Пентикостариах: в Типицех же ни в каких не обретается» (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «…Не бо обретохом в Типице сицеваго последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

иконы Богоматери в Свенском монастыре: «Я получила от простуды сильное воспаление в глазах и почти слепоту, рожу на голове и на всем лице. Больно и невыносимо мне было смотреть на свет или на огонь. Я должна была ходить с вожатым, накрыв совершенно голову и лицо. Так продолжалось до октября. Во время свенской ярмарки я, узнав об исцелениях от глазной болезни при св. Свенской иконе Богоматери, просила свести меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо в монастырь. В это время служили раннюю обедню. Меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей, но все же боль была невыносимая. После литургии понесли св. икону в лавку; я пошла сзади, взяв с собой полотенце и стакан. Мне подали св. воды, которую освящали в лавке. Я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла. Я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли. Опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку св. воды. Я ей умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мной пред чудотворной Свенской иконой, что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещица Александра Иванова Гринева. — Тотчас же после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы, и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелился в монастыре и доселе находится в военной службе». Все это происходило в 1840 году. Много и других чудес и исцелений совершилось у чудотворной Свенской иконы Богоматери, пользующейся среди благочестивых брянских граждан большим уважением и почитанием. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростиславович Демидов сделал на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Богоматери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных драгоценных камней и бриллиантовые звезды на плеча Богородицы, а также венец и нарукавники у Предвечного Младенца.

http://pravicon.com/info-1379

Новопрославленным святым будут написаны иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Утверждены следующие тексты прошений о страждущих недугами пьянства и наркомании в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи для включения в богослужебные последования: О еже призрети милостивно на рабов Своих, от недугов пьянства и наркомании душею и телом страждущих, и разрешити их от уз смертоносных страстей, Господу помолимся. О еже избавити страждущия рабы Своя от пагубных страстей пьянства и наркомании и соблюсти их во спасительном страсе и чистоте, воздержании и правде, Господу помолимся. О еже припасти им к Богу в покаянии и препобедити пагубные страсти, да причастницы благ вечных будут, Господу помолимся. О сродницех их скорбящих, и о еже прияти молитвы их и воздыхания, Господу помолимся. О избавитися имже и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Утвержден текст службы иконе Божией Матери «Свенская-Печерская», а также тропарь, кондак и молитву преподобному Герману Зосимовскому и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению. Утвержденные богослужебные тексты направлены в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники. Одобрены для употребления за богослужением и в домашней молитве новые редакции текстов акафиста преподобным Оптинским старцам и акафиста праведному Иоанну Русскому с поправками. Упомянутые акафисты направлены в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники. Святейший Патриарх Кирилл сообщил о ситуации, сложившейся в Церковно-общественном совете по защите от алкогольной угрозы в связи с кончиной его сопредседателя В.Г.Распутина. Синод отметил значимость вклада почившего В.Г.Распутина в деятельность Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. В состав Совета в качестве сопредседателя включен кардиохирург академик Л.А.Бокерия. Синод постановил открыть Казанский женский монастырь города Радужный Владимирской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Варвару (Скобелкину); открыть Ризоположенский женский монастырь села Люк Завьяловского района Удмуртской республики и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Глафиру (Сергееву); открыть женский монастырь Успенская Феклина женская пустынь села Сенино Козельского района Калужской области и назначить игуменией этого монастыря монахиню Виталию (Кочетову).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/15/so...

В. О. Кириков. Фотография. 1955 г. Василий Осипович (9 мая 1900, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 6 февр. 1978, Москва), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911-1914), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г. К.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИиАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской ц. в Ст. Ладоге, в 1934 г.- ц. Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих икон XII-XV вв.: в 1948-1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ); совместно с др. реставраторами ЦГХРМ принимал участие в расчистке икон Божией Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1-я треть XIII в., ГТГ), вмч. Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), Божией Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского мон-ря (ок. 1288 (?), ГТГ), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1408, ГТГ), «Собор Божией Матери» из Пскова (посл. четв. XIV в., ГТГ). В ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий (80-90-е гг. XIV в.?) и Васильевский (20-е гг. XV в.) чины и др.

http://pravenc.ru/text/1840249.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 62-й том «Православной энциклопедии». Том продолжает публикацию статей на букву «С». Издание открывает материал о Свенской Печерской иконе Божией Матери, завершает 62-й том статья о священномученике Сергии Павловиче Кедрове, расстрелянном в 1937 году и погребенном на полигоне Бутово под Москвой. В 62-й том вошел ряд биографических статей. Хотелось бы особенно отметить подробную статью о преподобном Серафиме Саровском, в которой детальнейшим образом исследуются все материалы о жизни этого великого русского подвижника. Том содержит также статьи о святом Серафиме (Соболеве), крипта под алтарем Никольского храма в Софии, где он упокоился, стала местом массового паломничества сразу после его кончины в 1950 г., преподобном Серафиме (Амелине), общецерковное почитание которого установлено в 2017 г. определением Архиерейского Собора РПЦ, священномученике Серафиме (Звездинском), епископе дмитровском, расстрелянном в 1937 году в Омске. Автором статьи о священномученике Серафиме (Остроумове), архиепископе Смоленском и Дорогобужском, много сделавшего для развития теории и практики богословия пастырства и расстрелянного в Катынском лесу в 1937 г. стал епископ Истринский Серафим (Амельченков), статья о котором также вошла в 62-й том энциклопедии. Серафим (Амельченков) защитил докторскую диссертацию «Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, и его пастырское служение в Польше и России» над которой он работал в Христианской теологической академии в Варшаве. Ранее Серафим (Амельченков) был настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни. Священномученик Серафим (Самойлович) был настоятелем Нучекского прихода на острове Нучек в заливе Принца Уильяма на Аляске. В 1934 г. последовал его арест в рамках «дела архиепископа Угличского Серафима (Самойловича)». В 1937 г. он был расстрелян «за организацию контрреволюционной группы и проведение систематической агитации» в лагере. Вспомним священномученика Серафима (Чичагова), принимавшего деятельное участие в канонизации прп. Серафима Саровского и расстрелянного на Бутовском полигоне. Последним назовем богослова и духовного писателя Серафима (Роуза), с чьего творчества для многих наших современников началось знакомство с Православием.

http://pravenc.ru/shop/2647948/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010