Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Пресвятая Богородица Печерская с избранными святыми. Поморье. XVIII в. Дерево, левкас, темпера 38,2х32,1 см. Изображение сидящей на престоле Богоматери с Младенцем и предстоящими киево-печерскими преподобными Антонием и Феодосием принадлежит к иконографическому типу, получившему наименование «Печерского». В отличие от древнейшего Печерского Свенского образа, на котором престол с восседающей на нем Богоматерью вознесен над землей и словно парит в воздухе над святыми угодниками, позднейшие иконы п[...] Файл 13441.jpg:   Размер: 850x1024, 0.87 MPix, 196 Kb. Дата: 2011-09-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (303) , (10) . Описание: Икона Божией Матери ПЕЧЕРСКАЯ Артель Федора Рожнова. Около 1706 года. Москва. Школа патриарших иконописцев. Находится в пророческом ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора (1700-1706 гг.) Угличского кремля. 153х181см. Дерево, темпера. Файл 16773.jpg:   Размер: 1016x967, 0.98 MPix, 556 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (278) , (13) . Описание: Икона Богоматери Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Дерево, масло. Размер: 22х26,5 см. Россия, середина XIX века. Файл 18535.jpg:   Размер: 1000x1127, 1.13 MPix, 581 Kb. Дата: 2012-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (268) , (8) . Описание: Роспись в трапезной пещерной церкви Антония и Феодосия Печерских в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. Сюжет: " Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими " . Файл 19486.jpg:   Размер: 800x466, 0.37 MPix, 173 Kb. Дата: 2012-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (125) , (4) . Описание: Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Свенская Печерская, Орловской епархии в Брянском Свенском Успенском [монастыре] : [лубок]. - Москва : литогр. Д. Гаврилова, 1882. - л. : литогр.; 27,9 х 21,3 (изобр.); 44 х 33,4 (л.) Файл 34949.jpg:   Размер: 2012x2601, 5.23 MPix, 868 Kb. Дата: 2020-08-03, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (52) , (0) .

http://pravicon.com/icon-290-photo

Описание иконы Пресвятой Богородицы Вутиванская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Вутиванская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Вутиванская ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Чудотворная ВУТИВАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Сведений о месте и времени ее явления не сохранилось. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв.: Богоматерь сидит на троне, Младенец в короне с левой стороны; 2 ангела (иногда без крыльев), указывающие на Них, предстоят по сторонам престола. Существуют варианты изображения Младенца: с прижатой к груди ладонью правой руки и благословляющей именословно правой рукой или со свитком в левой руке. Вутиванская икона восходит к иконографическому типу сидящей Одигитрии с Младенцем на левом колене, выделившемуся из сцены «Поклонение волхвов» и первоначально распространенному в Египте и Сирии (напр., изображения Богоматери на копт. тканях V-VI вв.). Близкими к Вутиванской иконе являются чудотворные иконы Божией Матери «Испанская», «Кипяжская», «Свенская-Печерская», «Псково-Печерская» и др. До наст. времени изображения Вутиванской иконы сохранились на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.; 164?134) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве и «Божия Матерь «Неопалимая Купина», двунадесятые праздники и чудотворные иконы Богородицы» (XIX в., ЦАК МДА); на гравюре В. Т. Георгиевского «Изображение двунадесятых праздников и 132 явлений чудотворных икон Богородицы с Неопалимой Купиной в центре», пожертвованной в древлехранилище братства блгв. кн. Александра Невского во Владимире (воспроизведение в кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Рус. лит. об иконах Пресв. Богородицы в XIX в. СПб., 1900. С. 51, 53), и др. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Вутиванская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-649

икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник. Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери. В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место. Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, Очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде ,на чудотворной иконе и устроена при игумене этой " обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Васильевичем при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова». Другая копия с Свенской иконы Богоматери находится в алтаре Киево-Печерского Успенского лаврского собора. Печерская икона в селе Богородском В селе Богородском Любимского уезда Ярославской губернии находится чудотворная икона Печерская. Чествование ее началось с 1823 года, когда чудесно исцелилась от нее прихожанка Анна Толбузина. Последняя долго страдала от разных болезней. Надеясь на милость Божию, она решила отправиться в Ярославль на богомолье. И вот во сне она слышит голос, повелевающий ей оставить свое намерение идти в Ярославль.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

к сев.-вост. от Оргеева, близ правого берега р. Днестра, на трех уступах, возвышающихся один над другим, спуски с которых обложены камнями. Основан в 1776 г. монахом Варфоломеем Криворучкой. К нему приписан Городищенский скит. При м-ре учреждена школа с приютом для 10 сирот. Защук, “Бесс. обл.”, II, 229; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 235 (школа). 420. Свенский или Свинский – Успенский – Новопечерский , мужской, 3-го класса, Орловской губ., Брянского у., в 3 вер. к югу от Брянска, на правом берегу р. Десны, против впадения в нее рч. Свени. Основан в 1288 г. Вел. Кн. Черниговским Романом Михаиловичем на том самом месте, где он чудесным образом прозрел от слепоты силою чудотвор. иконы Божией Матери, принесенной из Киева и ныне известной под именем Свенской-Печерской. Празднество иконе совершается 3 мая и 15 августа. До 1786 г. был приписным к Киево – Печерской лавре, в этом же году определен в 3-й класс. Собор во имя Успения построен по плану графа Растрели в 1750–1758 г. “Брянский Свенский монастырь 1288–1888 г.”, СПб., 1888 г., с изображением Богоматери, видом м-ря и иконостаса; Архим. Иерофей. “Брян. Свенский Успен. м-рь”, Москва, 1866 г.; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 35; Ратшин, 427; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 179; “Опис. монаст.”, 1817 г., 96; Проценко, “М-ри в России”, 45; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 42; “Древн. Росс. Вивлиоф.”, изд. 2-ое, XIX, 284 (Повесть о начале м-ря); “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 122; “Памят. кн. Орлов. губ. на 1860 г.”, 19; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 95 (надел. лесом); 1845 г., 94 (надел. землею); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 6 (Опись 1681 г. м-ря со всяким церков. строением, утварью и казною, учиненная по жалов. грам. из Приказа Малой России Киево-Печер. м-ря казначеем иером. Иоан. Максимовичем), 9 (Дело о приписке к Киево-Печер. м-рю); “Ист. стат. опис. Черниг. епар.”, Общий обзор, 56 ( Иоанн Максимович , архиеп. Черниг., быв. игумен м-ря); “Ист. стат. опис. Смол. епар.”, 18 (здесь сказано, что он уже существовал в XII ст.); “Прибавл.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Главную святыню пустыни составляет икона Казанской Божией Матери, которая чтится местно, как чудотворная. Икону эту подарили основателю пустыни Прокопию царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет. Два раза в году, в храмовые праздники, – 9 мая и 8 июля, – устраиваются крестные ходы в село Брасово и другие селения и города Орловской епархии с чудотворной Казанской иконой Богоматери; к этому временя в пустынь собирается очень много богомольцев. Управляет пустынью игумен. Болховский Троицкий Оптин монастырь близ Болхова. Этот общежительный третьеклассный монастырь расположен на берегу р. Бугры в 1 версте от уездного города Болхова. Предание рассказывает, что монастырь этот основан князьями Милославскими и что он существовал уже в XV веке. По другому преданию, монастырь основан неким атаманом разбойником – Оптой, покаявшимся под старость. Отсюда и монастырь, по его имени, стал называться Оптиным; по другому же объяснению, слово «Оптин» обозначает – общий, т. е. Болховский монастырь имел два отделения – мужское и женское. В Смутное время, когда по России бродили шайки поляков и литовцев. Оптин монастырь был разграблен ими. Впрочем, в скором времени он был возобновлен. Святынь и особых достопримечательностей в монастыре не имеется. Управляет им архимандрит. Брянский Успенский Свенский монастырь в Брянском уезде. Свенский монастырь – один из самых древних на Руси. Расположен он при реке Десне, против реки Свены, в 4 верстах от уездного города Брянска. Об основании сего древнейшего русского монастыря летопись передает следующее. В 1288 году великий князь Черниговский Роман Михайлович ослеп во время своего пребывания в городе Брянске. Услышав о чудесных исцелениях, совершающихся при Печерской иконе Божией Матери в Киеве и при мощах Свв. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев, он послал гонца в Печорский монастырь с милостыней и с просьбой отпустить к нему этот чудотворный образ для испрошения себе исцеления. Архимандрит Печерский, посоветовавшись с братией, отпустил сей образ в Брянск на ладьях по реке Десне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По входе во храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование св. креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворной иконой проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такой же радостью и почетом, как бы Саму Царицу Небесную. Перед ней падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли св. икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник. Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери. В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место. Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, Очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде ,на чудотворной иконе и устроена при игумене этой " обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Васильевичем при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова».

http://pravicon.com/info-1379

В этот же день празднование Печерской-Нерукотворной иконе Божией Матери, которая явилась на стене в Великой церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 году. От иконы исходило сияние, и Дух Святой в виде голубя засвидетельствовал чудо. Свенская-Печерская икона Божией Матери В этот же день празднование Свенской-Печерской иконе Божией Матери, которая была написана преподобным Алипием Печерским († ок. 1114), прославилась многими чудесами, а в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь (см. Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979, с. 272–273). Преподобнаго отца нашего Феодосия, Игумена монастыря Печерскаго и начальника в Российстей земли монашескаго общаго жития НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ Стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Истинен и непорочен,/преподобен же и незлобив/и всякия злыя вещи огребаяся/познан был еси, блаженне,/украшен добродетельми яко воистинну/и благочестием сияя./Темже ублажаем тя/и святое твое днесь и честное,/радующеся, празднуем успение. Непорочнаго и честнейшаго, превысокаго столпа/и непобедимаго хитростьми вражиими,/вси ублажаем и верно восхваляем/Феодосия великаго,/угодника Христова бывшаго и Пречистыя Его Матере/и сего прилежно моляща/спасти от бед души наша. Монашеское житие ты уяснил еси,/от земли Российския возсияв, якоже солнце,/воздержанием бо тело твое ограждь,/страстная движения умертвил еси молитвами и бдении./Тем тя молим, Феодосие преблаженне:/не оскудевай, помогая нам/и присещая рабы твоя. Слава, глас 6: Приидите, верных сословие, весело днесь,/приидите вси радостно в честную церковь,/Богоносных отец воспоем/и руками восплещим в пресветлой их памяти,/ихже прослави Христос, Бог наш./Тем во гласе радости и чистей совести возопием, глаголюще:/радуйся, земный Ангеле и небесный человече,/Антоние преблаженне,/преподобных ссельниче;/радуйся, восточная звездо златозарная,/Феодосие отче,/монашествующих светило и пастырю./Радуйтеся, наша похвало,/вселенныя радование и помощницы,/со Ангелы водворяющеся во свете Святыя Троицы, вас венчавшия./Прилежно молите избавити нас от враг видимых и невидимых/и от всякия беды,/верою и любовию творящих всепразднственную память вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

принесена в Рим, на Эсквилин в ц. S. Alfonso dei Liquori, близ Пракседы) и подобные ей Антиохийские (будто бы яв. 5680 г.), Долинская, Новоникитская (5880 г.) и др. Из всех этих икон греко-русского происхождения следует, однако, выделить различные копии и подобия западных Мадонн, появляющиеся у нас с XVII века, с Младенцем, или полулежащим на руках скорбной Матери, или лежащим перед умиленною молодою матерью, под именем «Умилений», «Взыграний» и т. д. Но вполне греческого характера являются: иконы Девпетерувская (1392 г.) и СвенскаяСвенском м-ре Орлов. губ., 1288 г.), последняя подобная Печерской иконе Б. М., сидящей с Младенцем на большом престоле. Своеобразным типом (идущим от византийской стенописи абсид, как древнейшей эпохи VI–VIII столетий, так и второго периода – X – XII веков) является икона Богоматери, сидящей на престоле и держащей Младенца перед собою. Главнейшие чтимые в России иконы этого типа относятся преданием к указанным периодам: Кипрская (392 г.) и Испанская (792 г.), затем: Сицилийская (1092 г.), Киево-Печерская (1085 г.), Псковская и пр. 56. Икона «Страстной Богоматери», снимок Симона Ушакова. Историческим типом является символическая икона Богоматери, известная у нас под именем «Знамения», у Греков (см. ниже) под именем «Панагии», в образе Матери стоящей и держащей на груди обеими руками круглый образ (медальон или щиток) Младенца, или же поднявшей обе руки молитвенно и имеющей у себя на груди изображение Младенца (всегда по грудь). Такова икона Знамения Новгородская (в Новгороде, в Знаменском соборе, 1069 г.), Курская 1295 г., Мирожская 1262 г., особо выделяются Царскосельская, икона ц. Знамения в С.-Петербурге и др. К символическим типам принадлежат: икона Б. М. «Неопалимая Купина» (см. ниже, изображение Божией Матери на артосных Панагиях), почитаемая в Московской церкви этого имени; икона Божией Матери «источника» или «Святого и Живоносного источника» («Пиги»); икона Божией Матери воздевшей руки, с Младенцем в чаше, на престоле, иконы Богоматери с лествицею: Абульская в Испании, Молченская (в Кур.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Эта икона находится в главном лаврском храме над царскими вратами и ежедневно между ранней и поздней обедней спускается для богомольцев. Называется Киево-Печерской по имени храма. Среди всех бедствий, коим в различные времена подвергалась Киево-Печерская обитель, икона сия сохранилась невредимой, украшена она очень богато. В Успенской церкви Киево-Печерской лавры, на стене алтаря, еще находится чудотворный образ Божией Матери, называемый Печерским. В 1085 г. когда украшали храм, то он изобразился сам собой, к изумлению иконописцев. На нем Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с Богомладенцем, и коленопреклоненно молящиеся предстоят Ей преподобные Антоний и Феодосий, печерские чудотворцы. По сторонам стоят два ангела. Яскинская икона Божией Матери явилась в 682 году. Свенская Печерская икона Божией Матери так называется потому, что находится в Брянске, Орловской епархии, в Свенском мужском монастыре. Икона эта принесена из Киево-Печерской лавры в 1288 г. к черниговскому князю Роману, жившему в Брянске. Когда князь Роман ослеп и услышал о чудесах от Печерской иконы Богородицы, то послал в Печерский монастырь просить, чтобы отпустили к нему, в Брянск, чудотворную икону. Икона была отпущена. Во время плавания, когда пришлось с иконой провести ночь на реке Свене, утром не оказалось иконы в лодке, а нашли ее близ реки, на горе, на дубе. Когда же сообщено было об этом явлении князю, то он поспешил отправиться к иконе пешком, и получил исцеление. На месте же явления иконы соорудил храм и затем устроил монастырь. Икона имеет следующее изображение: Пресвятая Богородица восседает на троне и поддерживает Спасителя, благословляющего обеими руками. По сторонам трона стоят свв. Антоний и Феодосий, киево-печерские чудотворцы, со свитками в руках. 4-е число Мученица Пелагия жила в III веке в г. Тарсе, в Малой Азии. Она была знатного происхождения, блестящего образования и необыкновенной красоты. Царствовавший в то время Диоклетиан хотел женить на ней усыновленного своего наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В частности, что касается до Владимирской иконы Богоматери Ростовского собора, то композиция ее была распространена в XII веке: тогда привезена из Константинополя Владимирская же икона Богоматери, находящаяся теперь в Успенском соборе в Москве. –Свенская икона Богоматери в сущности есть изображение видения греков-каменщиков: Богоматерь – царица на троне с предстоящими святыми печерскими Антонием и Феодосием. Изображение этих преподобных, – по сообщению Патерика, – имелись в Печерском монастыре еще до прибытия сюда греков-иконописцев и были показаны им, – тем легче для св. Алимпия было составить композицию Свенской иконы. – Выбор надписи на хартии у преподобного Антония соответствует характеру св. Алимпия. По сводному подлиннику, в свитке Антония Печерского (под 10 июля) следует писать: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Господи утверди мя», и т. д. На Свенской же иконе преп. Антоний в свитке заповедует трудолюбие, – завет, исполняемый пр. Алимпием в продолжение всей жизни. – Икона «Предста Царица», или «Царь царем», является видоизменением обычной композиции изображения Господа Вседержителя, – здесь лишь указывается царское достоинство не только Иисуса Христа, но и Богоматери, согласно словам псалма 44-го: «Предста царица одесную тебе, в ризы позлащены одеяна, преукрашена» (ст. 10). «Предста Царица одесную Тебе» – эта композиция, – говорит Н. В. Покровский , – насколько нам известно, появилась в русском искусстве едва ли не в XVII веке» 45 . Но при распространенном у печерских иноков в конце XI и начале XII века представлении о Божией Матери, как царице, св. Алимпий естественно мог воспользоваться обычной композицией изображения Господа Вседержителя, с незначительным ее изменением. – Сравнительно юный лик Богоматери и греческие типы всех ликов на иконе «Предста Царица» располагают к предположению о происхождении этой иконы в древнейшую эпоху русского искусства, когда лики с греческих образцов иконописи заимствовались почти без изменения. В Новгородском Софийском соборе, в главном иконостасе, «рядом с северными алтарными, находится икона Предста Царица, или Царь царем, XIV в., – возобновлена в 1701 году» 46 . В XVII веке эта композиция была распространена, хотя и служила иногда предметом спора. Вот что рассказывает Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, в своем третьем послании. «Однажды заказал он иконописцу написать образ, называемый Предста Царица одесную тебе... Иконописец написал подобие святой иконы, как она пишется: Спасителев образ на престоле, в виде великаго архиерея; Пресвятой же Богородицы образ в царских одеяниях и в венце, как царицы неба и земли, и прочее подобие образа того. Увидев же Капитон Колесников (раскольник) Пречистую Богородицу написану в царских одеждах, начал, будучи невежда, похулять иконописца, говоря: Зачем написал ты Пресвятую Богородицу как царицу? На Пресвятой Богородице царской багряницы никогда не бывало» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010