Закрыть Святыни Сербии - прошлое и настоящее 27.12.2004 335 Время на чтение 5 минут ЦЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Цетинье - это древний политический и духовный центр Черногории. Первые упоминания об этом городе и о Цетинском монастыре относятся к XV веку. Монастырь сразу стал кафедрой сначала Зетского, а затем и Черногорского митрополита. Издавна при обители существовала и школа, основанная в 1863 году, которая ныне носит название Цетинской семинарии. Здесь, в приделе храма Рождества Матери Божией, хранятся великие святыни, привезенные в Сербию русскими эмигрантами, - десница честнаго Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и частица Честнаго Животворящего Креста. Ранее эти святыни вместе с древнейшей Филермской иконой Пресвятой Богородицы хранились у нас в Гатчине. Приехав в Цетинье к вечеру, мы сразу пошли в храм, где прикладывались к честной деснице Предтечи, вспоминая, что она удостоилась коснуться " верха главы Господни " во время крещения Спасителя в Иордане. К Филермской чудотворной иконе, которую св. апостол Лука, по преданию, написал последней пред Успением Богоматери, приложиться нам, к сожалению, не удалось, так как она до сих пор находится в местном музее. Здесь же в обители покоятся св. мощи святителя Петра Цетинского (1749-1830). Жизнь святого пришлась на годы, когда, по его собственным словам, " вся Европа была в дурмане и крови " . Беды от распрей в своем народе, от нападений Оттоманской империи, от войск Наполеона. Будучи одновременно митрополитом и этнархом (гражданским правителем) Черногории, святитель нес на своих плечах ответственность как за духовную, так и за гражданскую судьбу своей родины. В своем лице этот святой объединил, по слову митр. Амфилохия, " подвижника и воеводу, постника и мудреца, певца и автора самых замечательных посланий в сербской литературе. Короче говоря, он был личностью совершенной во всех отношениях " . В Цетинский монастырь святой пришел, будучи 12 лет от роду. До этого он три года жил при митрополите Черногорском, получая уроки книжного знания от ученых монахов. В 12 лет пострижен в монашество и посвящен во диакона. Не раз св. Петр бывал в Санкт-Петербурге: сначала как молодой архидиакон, а позже - в сане епископа, который принял в 35-летнем возрасте. Из-за происков придворных святой был удален из Петербурга, так и не увидев императрицы Екатерины II, но очень интересно, что, несмотря на это, он писал ей: " Прошу ее величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Шесть раз его гроб перекапывали Черногорский митрополит Негош и его мавзолей 29 августа, 2017 Черногорский митрополит Негош и его мавзолей Что сказал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий о святом, который и после кончины заключен в темницу. Елена Зелинская о том, становится памятник врагом или свидетелем. Вот уже и до Австралии докатилась волна войны с памятниками: некие энтузиасты ночью краской из аэрозольного баллончика написали лозунг против геноцида на монументе английскому мореплавателю Джеймсу Куку. Хотя мне всегда казалось, что геноцид был совершен аборигенами над самим Куком… В Америке сносят мемориалы конфедератам, и печалятся о том российские поклонники Скарлетт О’Хара. В Восточной Европе бодро расстаются с советским наследием, украинский ленинопад расчистил место для новых памятников, а в России дискуссия о том, снести, вернуть на место, снова разрушить, выволочь вперед ногами или хранить вечно – стала нашей хронической болезнью. По-новому актуально прозвучала на этом фоне старая для Черногории тема – о мавзолее на горе Ловчен, где с 1974 года покоится Петр Второй Петрович Негош, митрополит, правитель Черногории (1831-1850), величайший поэт и мыслитель, который почитается как воплощение черногорского духа. На открытии фестиваля «Кириллица» в городе Будва, организованного Народной библиотекой и Союзом издателей и книготорговцев Черногории 23-26 августа, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий представил свою новую книгу «Житие святого митрополита Петра Второго, цетинского пустынника и ловченского провидца». В теплых сумерках приморского вечера на площади у церкви Святой Троицы, обращаясь к собравшимся, владыка сказал: «Негош заключен в темницу, в самую страшную темницу, которую он только мог себе представить. Я направил письмо премьер-министру Черногории Душко Марковичу, как уже писал всем предыдущим премьерам, с просьбой восстановить разрушенную коммунистами церковь Святого Петра и похоронить там Негоша, что было его последним желанием. Надеюсь, что созреет в нашем общественном сознании понимание необходимости вернуть церковь на гору Ловчен: пусть мавзолей останется там, где есть, как свидетельство того времени и отношения к Негошу, которое нельзя назвать негошевским.

http://pravmir.ru/shest-raz-ego-grob-per...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мир, вставай за Крест!..» К 200-летию со дня рождения великого сербского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша 14.11.2013 372 Время на чтение 17 минут Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 19 мая совершил канонизацию Петра II Петровича Негоша как местночтимого святого, а первое иконописное изображение владыки водрузили в Цетинском монастыре. «Владыку Раде», как называли его современники, почитали ещё при жизни, слово его было законом. Стоятель против врагов крепкий, хранитель веры христианской, веры отцов - таким он был в сознании сербов, таким и остался в восприятии потомков. Негош и Сербство суть нераздельные субстанции. «Свободы сербское гнездо» - так называл поэт родной край Черногорию. А поэма его «Горный венец» стала «народной библией» везде, где говорили и говорят по-сербски. Творчество Негоша, безусловно, вершина сербской литературы Нового времени. По количеству изданий и их тиражей произведения Негоша в югославянских землях занимают второе место после Библии, они переведены на многие языки мира. Героика Негоша уходит корнями в Косовский эпос, из народной песни черпал он творческое вдохновение. «Владыка Пётр II Негош означает великий праздник в жизни Сербства, - писал епископ Николай (Велимирович). - Он стоит одиноко посреди других знаменитых сербов, без предшественников и без последователей. Единственный его предтеча - это в известной мере великая душа сербского народа, отражённая в народной поэзии». Дух поэта горел всесербским единством, мыслью о всеславянском единении, идеей «всечеловечества». Ещё в 1825 г. митрополит Черногории (до 1852 г. здесь было теократическое правление) Петр I избрал своего племянника Радивоя (в монашеском постриге Петра) в наследники, которому в 1830-м суждено было принять на рамена свои крест светской и церковной власти. Накрепко усвоил он завет Петра I Пéтровича «Богу молись да за Россию держись». Он сумел возобновить тесные связи с Россией, и государственные и церковные. Дважды побывал Негош в Петербурге: в 1833 г., когда свершилась его хиротония во епископа в присутствии Его Величества Императора Николая I, и в 1837-м, когда в ожидании разрешения на въезд в Петербург он вынужден был задержаться во Пскове и предположительно посетил могилу Пушкина в Святогорском монастыре - стихотворение памяти Пушкина, выдержанное в высокой духовной тональности, тому подтверждение. Стихи «Тени Александра Пушкина» открывают антологию «Зерцало Сербское» (Белград, 1846) сербских юнацких песен, повествующих о героической истории Сербии и Черногории. По сути, эта антология и была посвящена Пушкину, она явилась драгоценным приношением в слове великому русскому поэту. Всё самое святое и заветное - подвиг народа сербского, пролитую родную кровь и горение о свободе - сербский гений поклонял гению русскому...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Черногория: с НАТО или с Россией? 29.05.2018 780 Время на чтение 7 минут Православные часто задаются вопросом: как относиться к тому, что близкая нам по духу и крови Черногория официально присоединилась к НАТО? Это вызвало массовые акции протеста населения против присоединения к Североатлантическому блоку, стало причиной политического кризиса в Черногории и нанесло вред российско-черногорским отношениям. Об этом, а также об исторической и духовной связи России и Черногории рассказывает протоиерей Иоанн Пламенац. Начну с «альфы»: «Дай, Боже, - и тому, кто вас от верности благочестивой и христолюбивой России отлучить попытается, и каждому, аще бы кто из вас, черногорцев и брджан (уроженцев области Брда, которая не с самого начала входила в состав независимой Черногории, но чьи уроженцы - ставшие к тому времени подданными святителя Петра - отличались такой же юнацкой отвагой и верностью православию. - Ред.), подумал отступить от покровительства и надежды на единородную и единоверную нам Россию, дай, Боже Крепкий, чтоб от него живого мясо отваливалось и всякое благо, временное и вечное, от него отступило!» Итак, я начал со слов самого великого черногорца, когда-либо жившего на нашей земле, - святого Петра Цетинского, записанных в его завещании. Цетинский монастырь Страшные слова: дай, Боже Крепкий, чтобы от того, кто только помыслит (!) отделить нас, черногорцев, от России, - чтобы от него отступило всякое благо «временное и вечное», то есть не просто все блага этой, земной, временной жизни, но и той - вечной. Чтобы всякое благо отступило от того, кто попытается отделить нас от Матушки России, как ее наши предки всегда называли и как ее сегодня величают многие черногорцы. Черногория в русских источниках первый раз упоминается в 1698 г., когда русский государственный деятель, граф Петр Андреевич Толстой, по дороге в Италию, навестил в Боке Которской молодых русских дворян, обучавшихся там мореходству (и ставших позднее генералами, адмиралами, дипломатами). В своем дневнике Толстой записал, что не столь далеко от Котора и Пераста (старинные города на Адриатическом побережье Черногории, расположенные на берегу Которской бухты. - Ред.) живут люди, называющие себя черногорцами, что они - веры христианской и языка славянского, что их мало, но они никому не подчиняются и постоянно скрещивают сабли с турками, а время от времени воюют и с Венецией.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/29/chern...

Митрополит Волоколамський Цетинський монастир у 22 липня 2011 р. 11:58 20 июля 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сопровождении митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия посетил монастырь Цетине, резиденцию Черногорского митрополита. У главных врат обители иерархов и членов делегации встречал игумен Мефодий с братией. По облачении в мантию, под пение тропарей митрополит Иларион проследовал в монастырский храм XV века в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Владыка поклонился святыням обители: частицам животворящего Креста Господня и десницы святого Иоанна Крестителя и мощам святителя Петра Цетинского, одного из наиболее почитаемых черногорских святых. Далее состоялся краткий молебен, после чего митрополит Амфилохий обратился с приветствием к председателю ОВЦС МП: «Вы не первый иерарх Русской Церкви, прибывший сюда: в свое время блаженной памяти Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословлял нас здесь десницею святого Иоанна, побывали здесь и многие другие иерархи Русской Православной Церкви, утверждая таким образом глубинные связи, которые существуют веками между двумя Поместными Церквами — Сербской и Русской. В эти дни мы празднуем 300 лет установления политических связей между Черногорией и Россией. Ваш приезд подтверждает значимость этого юбилея, способствует упрочнению единства наших единоверных, единоязычных и единокровных народов — его завещал нам святитель Петр Цетинский, мощам которого Вы сейчас поклонились. Он призывал нас, черногорцев, оставаться верными России. И, слава Богу, что это так и продолжается. Добро пожаловать, дорогой владыка». В ответном слове митрополит Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Амфилохий! Я очень рад возможности, посещая уже не в первый раз Сербскую Православную Церковь, впервые вступить на священную землю Черногории и поклониться святыням Вашей благословенной земли. Мое пребывание здесь началось сегодня со встречи с Президентом Вашей страны, продолжилось общением с министром иностранных дел, завтра я буду встречаться с премьер-министром, а самой важной церковной составляющей этого визита является посещение Цетинского монастыря. Здесь покоятся мощи святителя Петра Цетинского (памятник ему мы сегодня видели в Подгорице), молитвой братии созидается и развивается монашеская жизнь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1581558...

Мужской монастырь Ком Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Ком (серб. Манастир Ком) построен в период с 1415 по 1427 годы как родовой монастырь князей Джураджа и Леша (Алексы) Черноевичей. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Ком, построенный князьями Черноевичами в укрытом от любопытных глаз месте у подножия Одринской горы в окружении «глухих» болот, считается самым недоступным из всех остальных монастырей Скадарского озера — в период половодья он превращается в неприступный и укрепленный остров, опоясанный крепостной стеной, с которого хорошо просматривается все окружающее пространство. Своим внешним видом монастырь напоминает больше крепость, так как построен он был в сложные для государства Зета времена, когда на него с одной стороны наступала Османская империя, а с другой — Венецианская республика. Предположительно, монастырь Ком был построен в период с 1415 по 1427 годы как родовой монастырь Джураджа и Леша (Алексы) Черноевичей. Главный храм монастыря посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Он представляет собой простое однонефное здание, к которому в XV веке были пристроены боковые приделы и просторный деревянный притвор. Храм был расписан в два этапа: сначала приблизительно в 1470 году, а затем в 80-х годах XVI века. Это единственный на Скадарском озере храм, где сохранились фрески. Стараниями Черноевичей Ком был довольно богатым монастырем: он владел обширными угодьями, на которых пасся монастырский скот и выращивался виноград. Некоторое время здесь даже располагалась резиденция Зетской митрополии, после того как она поочередно покинула монастыри Михольска Превлака и Святого Николая на острове Вранина. Однако, после того как в 1478 году турки захватили крепость Жабляк, благополучию монастыря пришел конец: Иван Черноевич вынужден был перенести столицу в новое место, учредить там Цетинский монастырь (1485 г.) и передать ему все имущество монастыря Ком. После этого обитель быстро запустела: в XVI-XVIII веках в монастырском храме лишь изредка велись службы. В девятнадцатом веке обитель поддерживалась исключительно стараниями монахов и священнослужителей соседних монастырей. В XIX веке монастырь Ком поддерживали священнослужители и монахи из соседних обителей. В 1831 году, отдавая дань традициям Зетской митрополии и славному прошлому князей Черноевичей, здесь был рукоположен в чин архимандрита Петр II Петрович Негош.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи Голова ВЗЦЗ з прем " для друку 22 липня 2011 р. 12:53 21 июля 2011 года, в завершение рабочей поездки председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в Черногорию, состоялась его встреча с премьер-министром этой республики Игорем Лукшичем. Премьер-министр принял председателя ОВЦС в Доме правительства Черногории. Во встрече приняли участие митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , посол России в Черногории А.А. Нестеренко, советник генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Д.Е. Малышев и члены делегации, сопровождающей председателя ОВЦС. Митрополит Иларион передал И. Лукшичу благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с назначением на пост главы правительства Черногории. Владыка отметил, что первые шаги по формированию молодого государства — очень творческий период: «Сегодня вы закладываете основы вашего государства. Очень важно с самого начала правильно расставить акценты. Ваше государство поддерживает принцип разделения государства и Церкви, у вас многонациональное население, но Православная Церковь — Церковь большинства». Со своей стороны И. Лукшич напомнил, что 300 лет назад церковным и государственным руководителем Черногории был святитель Петр Цетинский, которому и принадлежит инициатива установления политических отношений с Россией. Этот факт свидетельствует о тесной связи духовной и светской власти в Черногории. Сегодня, когда Церковь отделена от государства, ее роль остается важной в обществе: «Тогда и сейчас единство православных в Черногории — основа государственного единства страны, духовность Черногории все та же, что была 300 лет назад».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1581555...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР I [серб. Петар Први] (Петрович-Негош; 8.09.1748, с. Негуши - 18.10.1830), свт. (пам. 18 окт.), митр. Черногорский (1784-1830). П. (мирское имя неизвестно) род. в семье Марко Дамьянова из династии Петровичей-Негошей , племянника митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша) , и Ангелины Мартинович. О детстве П. сведений не сохранилось. В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество и поселен при пребывавшем на покое митр. Черногорском Савве (Петровиче-Негоше). Вместе с митр. Черногорским Василием (Петровичем-Негошем) в сер. 1765 г. прибыл в С.-Петербург для получения образования. Но после смерти митр. Черногорского Василия, в 1766 г. вернулся на родину. Во время повторного правления митр. Саввы, 24 июля 1775 г., в сане иеродиакона был направлен во главе делегации в Россию, но не получил в Вене паспорта и вернулся обратно. В кон. 1777 г. вновь направился в Россию. По дороге, в Вене, встретился с гр. Венцелем Кауницом, отвечавшим за внешнюю политику Свящ. Римской империи. П. был разочарован своим визитом в Россию, где полгода безуспешно просил о встрече с имп. Екатериной II и смог провести переговоры лишь с кн. Г. А. Потёмкиным. Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) Свт. Петр I (Петрович-Негош). Икона. Ок. 1835 г. (Цетинский мон-рь, Черногория) После смерти митр. Черногорского Арсения (Пламенаца, 1781-1784) П., имевший уже сан архимандрита, стал кандидатом на Черногорскую кафедру. Его избрание митрополитом завершило период анархии в Черногории, к-рый начался с воцарением лже-царя Степана Малого (1767-1773). По приглашению митр. Карловацкого Моисея (Путника) в авг. 1784 г. П. направился в г. Сремски-Карловци для хиротонии, но в дороге сломал правую руку и задержался в Вене. 13 окт. 1784 г. в соборном храме свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци он был провозглашен митрополитом Черногории, Скендерии и Приморья: в хиротонии кроме митр. Моисея участвовали епископы Бачский Иосиф (Йованович-Шакабента), Вршацкий Викентий (Попович) и Карловацкий Иоанн (Йованович) .

http://pravenc.ru/text/2580350.html

Женский монастырь Добрска Челия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Добрска Челия (серб. Добрска основан в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Добрска Челия (Добрская Келья) — небольшой черногорский монастырь, возникший на месте отшельнической кельи Цетинского монастыря , которая была построена в уединенном месте горной долины в XV веке во времена правления Ивана Черноевича. Келья в Добрско Село первоначально использовалась монахами Цетинского монастыря для отшельничества или прохождения монашеского искуса. По некоторым свидетельствам, здесь обучался Данило Петрович — будущий владыка Черногории. В память об этом в 1842 году Петр II Петрович Негош основал при монастыре Добрска Челия первую народную школу, которая просуществовала до 1912 года. Известно, что после разрушения турками Цетинского монастыря в 1692 году, митрополичья резиденция одно время располагалась в монастыре Добрска Челия. В отличие от многих других черногорских монастырей Добрска Челия никогда не подвергался разорению или сожжению, во всяком случае, об этом нет никаких исторических записей. Во время сильного землетрясения 1979 года монастырь был сильно поврежден. Его реставрация была завершена в 1993 году. На территории монастыря находится храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. По мнению искусствоведов, монастырский комплекс Доброй Челии представляет собой один из самых красивых и наиболее хорошо сохранившихся образцов народной архитектуры среди религиозных строений. В этом монастыре похоронен митрополит Савва II Петрович-Негош. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 81250 Проезд: Монастырь находится в муниципалитете Цетине возле деревни Добрско Село. Телефон: +382 67 602 583 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Русские монахини приготовили подарок Цетинскому монастырю Екатеринбург, 28 октября 2010 г. Святитель Петр Цетинский (1749-1830) - особо почитаемый русско-сербский святой. С детства святой Петр жил в Цетинском монастыре, где получил образование под руководством своего дяди митрополита Саввы, который, прозрев в юноше будущего святителя и народного вождя, выбрал его своим преемником. Став митрополитом и одновременно гражданским правителем Черногории, святитель Петр нес на себе ответственность как за духовную, так и за гражданскую судьбу своей Родины. Всю свою жизнь святой положил на то, чтобы объединить черногорский народ, страдавший от междоусобиц. Именно при митрополите Петре страна добилась независимости от ига Оттоманской империи, под которым находилась многие годы. Сербский святитель не раз посещал Россию и мечтал о том, что два государства, Россия и Черногория, будут объединены в одно. Он так любил Россию, что завещал своим потомкам: " Молитесь Богу и держитесь России " . На 81 году жизни святой мирно скончался. Через четыре года были обретены его святые мощи. Сегодня, как и прежде, они хранятся в Цетинском монастыре в храме Рождества Пресвятой Богородицы. В этом году в день памяти святого Петра Цетинского, 31 октября, состоится торжественное переоблачение его мощей. К этому дню монахини Ново-Тихвинского монастыря приготовили подарок Цетинскому монастырю - вышитый плат на мощи святителя Петра (плат - небольшого размера полотно с вышивкой, которым покрывают главу мощей). Вышитый орнамент выполнен на парче в том же стиле, что и всё облачение святителя Петра, и украшен ювелирными камнями. Ново-Тихвинский монастырь связывает давняя дружба с сербским народом. Несколько лет назад сестры выступали на фестивале монастырских хоров в селении Четереж, после чего записали диск с сербскими патриотическими песнями. Монастырские иконописцы ездили в Сербию для ознакомления с сохранившимися памятниками церковного искусства. Теперь в знак признательности и глубокой благодарности русские монахини хотят преподнести дар великому сербскому святому, всем сердцем почитавшему Россию. 28 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42392.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010