После освобождения Которского зал. от франц. властей рус. эскадрой под командованием адмирала Д. Н. Сенявина (Вторая архипелагская экспедиция) в 1807 г. восстановить М.-П. хотел свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский. Но из-за передачи этих земель Франции, а затем Австрийской империи его желание не исполнилось. В 1833 г. по благословению еп. Далматинского Иосифа (Раячича ; впосл. патриарх Сербский) гр. Елена (в монашестве Екатерина) Властелинович, сестра архим. Спиридона (Сундечича), настоятеля мон-ря Савина , близ развалин Михайловского храма возвела ц. Св. Троицы. Она поселилась в М.-П., в 1845 г. была ранена из огнестрельного оружия, скончалась в 1847 г. (предположительно от отравления свинцом). Свои владения она завещала Троицкому храму и митр. Черногорскому Петру II (Петровичу Негошу) . В 1893 г. над зап. фасадом Троицкого храма была построена звонница. После второй мировой войны на территории М.-П. открылся пансионат «Остров цветов». В 1956-1959 гг. Й. Ковачевич и В. Корач из Археологического ин-та Сербской АН провели раскопки в ц. арх. Михаила. Во время гражданской войны в бывш. Югославии в нач. 90-х гг. ХХ в. в пансионате поселились серб. беженцы из Боснии и Герцеговины. Тогда же в Троицком храме были возобновлены богослужения. С 1996 г. ведутся археологические исследования монастырского комплекса объединенной группой специалистов Центра археологических исследований Черногории и философского фак-та Белградского ун-та во главе с Дж. Янковичем. В музее М.-П. хранятся найденные в ходе раскопок фрагменты декора IV-VI вв. Кроме того, в Михайловском храме были обнаружены многочисленные захоронения: в юж. апсиде - останки, как полагают, пострадавшего здесь раннехрист. мученика ( 2007), в сев. апсиде - могила епископа. Также в храме был найден гроб XV в. с многочисленными останками. Было высказано мнение о том, что это мощи отравленных монахов. Отчасти это предположение было подтверждено в 1997 г., когда химико-токсикологический анализ показал повышенное содержание в них мышьяка. На костях были обнаружены множественные повреждения, нанесенные еще при жизни людей. С этого периода началось почитание Превлакских преподобномучеников. С 2000 г. по улицам г. Тивата впервые прошел крестный ход с их мощами. В 2001 г. были установлены дни памяти Превлакских святых - 27 апр. (в день сожжения мощей свт. Саввы I Сербского) и 4 янв.

http://pravenc.ru/text/2563842.html

И ещё сербы прекрасны своей безграничной любовью к России и русским. Это невозможно передать, это надо побывать в Сербии и услышать самому, когда незнакомые сербы с любовью пожимают твою руку и говорят: «Рус-брат», и помогают всем, чем могут, по-братски, тебе – незнакомому им человеку, потому что ты – русский. У меня были слёзы на глазах от умиления и благодарности братьям-сербам. Великие сербские святые оставили завещания сербскому народу – всегда быть с православной братской Россией. «Молись Богу и держись России» (святитель Петр Цетинский). И сербы живут по этим святым заветам, и сейчас. За всю историю Сербия всегда (!) была и есть – наша единственная дружественная братская страна в Европе. Сербские поговорки говорят всё сами: «На небе – Бог, а на земле – Россия», «На востоке солнце встаёт – там Россия-Матушка», «Молись Богу, и держись России», «Богу – душу, а сердце отдаю России», «Если и есть народ, с которым сербы будут бегать босиком по земле, которая горит, то это русский народ», «В каждом сербе есть немного русского», «Нас и русских – 200 миллионов». В кафанах звучат народные сербские песни о России-Матушке, а на сербских свадьбах часто поют нашу песню «Катюша». Спасибо вам, дорогие Братья-Сербы, за вашу Любовь! Пусть Господь Хранит Сербию! В какой ещё стране Европы в центре столицы может находиться памятник русскому Царю Николаю II? Только в Сербии – в Белграде! Потому что сербы глубоко уважают, любят и почитают Святого Русского Царя Николая II. ... После знакомства с прекрасной Сербией, я поняла слова нашего Святого Царя Николая, что " прежде всего я – русский, но сразу после этого я – серб " . И то же самое теперь я хочу сказать и о себе». Сербия - это Дар души. Сербия, ты в моём сердце! Храни, Боже, Сербию! Русские и сербы - братья навека! Косово - это сердце Сербии! Одна Вера, одна кровь, один язык, один народ! Вера вечна, Вера славна, наша Вера Православна! Живела Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/12/ya...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мир, вставай за Крест!..» К 200-летию со дня рождения великого сербского поэта, митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша 14.11.2013 372 Время на чтение 17 минут Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 19 мая совершил канонизацию Петра II Петровича Негоша как местночтимого святого, а первое иконописное изображение владыки водрузили в Цетинском монастыре. «Владыку Раде», как называли его современники, почитали ещё при жизни, слово его было законом. Стоятель против врагов крепкий, хранитель веры христианской, веры отцов - таким он был в сознании сербов, таким и остался в восприятии потомков. Негош и Сербство суть нераздельные субстанции. «Свободы сербское гнездо» - так называл поэт родной край Черногорию. А поэма его «Горный венец» стала «народной библией» везде, где говорили и говорят по-сербски. Творчество Негоша, безусловно, вершина сербской литературы Нового времени. По количеству изданий и их тиражей произведения Негоша в югославянских землях занимают второе место после Библии, они переведены на многие языки мира. Героика Негоша уходит корнями в Косовский эпос, из народной песни черпал он творческое вдохновение. «Владыка Пётр II Негош означает великий праздник в жизни Сербства, - писал епископ Николай (Велимирович). - Он стоит одиноко посреди других знаменитых сербов, без предшественников и без последователей. Единственный его предтеча - это в известной мере великая душа сербского народа, отражённая в народной поэзии». Дух поэта горел всесербским единством, мыслью о всеславянском единении, идеей «всечеловечества». Ещё в 1825 г. митрополит Черногории (до 1852 г. здесь было теократическое правление) Петр I избрал своего племянника Радивоя (в монашеском постриге Петра) в наследники, которому в 1830-м суждено было принять на рамена свои крест светской и церковной власти. Накрепко усвоил он завет Петра I Пéтровича «Богу молись да за Россию держись». Он сумел возобновить тесные связи с Россией, и государственные и церковные. Дважды побывал Негош в Петербурге: в 1833 г., когда свершилась его хиротония во епископа в присутствии Его Величества Императора Николая I, и в 1837-м, когда в ожидании разрешения на въезд в Петербург он вынужден был задержаться во Пскове и предположительно посетил могилу Пушкина в Святогорском монастыре - стихотворение памяти Пушкина, выдержанное в высокой духовной тональности, тому подтверждение. Стихи «Тени Александра Пушкина» открывают антологию «Зерцало Сербское» (Белград, 1846) сербских юнацких песен, повествующих о героической истории Сербии и Черногории. По сути, эта антология и была посвящена Пушкину, она явилась драгоценным приношением в слове великому русскому поэту. Всё самое святое и заветное - подвиг народа сербского, пролитую родную кровь и горение о свободе - сербский гений поклонял гению русскому...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи Голова ВЗЦЗ з прем " для друку 22 липня 2011 р. 12:53 21 июля 2011 года, в завершение рабочей поездки председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в Черногорию, состоялась его встреча с премьер-министром этой республики Игорем Лукшичем. Премьер-министр принял председателя ОВЦС в Доме правительства Черногории. Во встрече приняли участие митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , посол России в Черногории А.А. Нестеренко, советник генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Д.Е. Малышев и члены делегации, сопровождающей председателя ОВЦС. Митрополит Иларион передал И. Лукшичу благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с назначением на пост главы правительства Черногории. Владыка отметил, что первые шаги по формированию молодого государства — очень творческий период: «Сегодня вы закладываете основы вашего государства. Очень важно с самого начала правильно расставить акценты. Ваше государство поддерживает принцип разделения государства и Церкви, у вас многонациональное население, но Православная Церковь — Церковь большинства». Со своей стороны И. Лукшич напомнил, что 300 лет назад церковным и государственным руководителем Черногории был святитель Петр Цетинский, которому и принадлежит инициатива установления политических отношений с Россией. Этот факт свидетельствует о тесной связи духовной и светской власти в Черногории. Сегодня, когда Церковь отделена от государства, ее роль остается важной в обществе: «Тогда и сейчас единство православных в Черногории — основа государственного единства страны, духовность Черногории все та же, что была 300 лет назад».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1581555...

На этот праздник была составлена особая служба. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам. Дальнейшая их судьба такова. Король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог со Святейшим Патриархом Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Святейший Патриарх успел спрятать их у архимандрита Леонтия Митровича. По промыслу Божьему благодаря усердию священнослужителей и благочестивых верующих великие святыни была сохранена в дни немецкой оккупации. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица). С 20 января 1978 года, дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивает в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории, а Филермская икона Божией Матери хранится в Цетинском музее. Лишь в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мальтийские святыни были вновь явлены миру. На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

Их вертикаль основана на антихристианских ценностях, наша - на христианских. Это разделение уходит в седую древность, вплоть до великого космического мятежа, когда диавол, вообразив, что он тоже Бог, восстал против Бога. Злу мира сего, взращенного семенами оного первого восстания, поднятого первым мятежником и «революционером» в истории мироздания, сегодня объективно может противостоять только Россия. Как противостояла некогда, пока была Православным Царством. Как старая Византия. Как царь Давид в пору древнего Израиля. Поэтому мы, иже есмы с Богом, мы - с Россией. Поэтому мы, любящие Бога, любим Россию. Проповедь протоиерея Иоанна Пламенаца в черногорском городе Бар Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили, какая Божия заповедь самая большая, Он сказал: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душой своей, всем умом своим, всей силой своей», - то есть всем существом своим. А потом добавил, что и вторая заповедь подобна первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Итак, Бог нас призывает к чистой любви, любви нелицемерной и бескорыстной. Любить Его не за тем, чтобы что-то получить от Него, но чтобы своей любовью ответить на Его любовь, на ту любовь, которой Он нас любит, которой Он нас и сотворил. Когда Господь велит нам возлюбить ближних своих, как самого себя, Он не говорит, что надо любить самих себя эгоистически. Любить самих себя значит любить в себе того, кого Бог Своей любовью сотворил. Вот эта-то любовь, которая проистекает из двух самых больших Божиих заповедей, именно она привела на гористые Балканы людей, по которым мы сегодня отслужили панихиду. Они прибыли на фронт сербской борьбы за Крест Честной и златую свободу. И отдали за них свои жизни. Мы и русские географически не очень-то близки. Но мы суть ближние. В том смысле, какой вкладывал в это слово святой Петр Цетинский, когда говорил о нас и о русских как о единокровных и единоверных братьях. Жертву этих людей, наших братьев, которая на самом деле является свечой, которую не ставят «под сосудом» (Мф. 5:15), которая на возвышении горит и которую «нельзя спрятать», ее так и не распознали те, кто сегодня хотят решать наши судьбы. Черногорские правители повернулись к этой жертве, к этой любви спиной. И преклонились к ненависти тех, от кого нас защищали эти люди, по коим мы сегодня отслужили панихиду.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/18/p...

Между тем в августе 1894 года Московский цензурный комитет отказался 30 рассматривать рукопись, ссылаясь на то, что святитель Петр Черногорский не канонизирован, а служба передана на рассмотрение лицом, «не подлежащим в своей деятельности контролю со стороны русских правительственных учреждений» 31 . Отказ от рассмотрения не означал запрета и управляющий Московской синодальной типографией С.Д. Войт, сообщая Синоду о решении Цензурного комитета, подчеркивал, что просьбу митрополита Митрофана следует удовлетворить. «Ввиду высокой степени почитания, которое воздается святителю Петру I в Черногории, – писал С.Д.Войт, – желательно было бы, чтобы русские учреждения оказали братскую помощь в сем деле Церкви Черногорской. Обращение о. Кирилла к нам важно как первый подобный случай, который, следовательно, может иметь большое значение для будущего времени. Церкви славянские получают священные и богослужебные книги из русских типографий. Но они доселе не обращались к нам с просьбою о печатании духовных книг, вызванных особыми местными потребностями. Весьма дорого было бы, чтобы и такие книги не видели необходимости печататься в Вене, но, печатаясь в единоверной России, служили новым звеном единения между нами и нашими южными братьями» 32 . Синод 31 августа 1894 г. определил разрешить Московской синодальной типографии напечатать эту службу как частный заказ с указанием в выходных данных, что книга напечатана «по благословению Высокопреосвященного Митрофана, митрополита Черногорского» 33 . Это единственный известный нам случай, когда Синод разрешил печать богослужебного текста, который не только не проходил духовную цензуру, но и не обсуждался членами Синода. Указание на то, что книга печаталась как частный заказ, ни в коей мере не предполагало упрощения процесса утверждения рукописи. Выходящие по частным заказам издания проходили ту же процедуру утверждения, что и рукописи, издаваемые по заказу монастырей и храмов. Согласно надписанию, служба святителю Петру Цетинскому должна была совершаться 18 октября, однако первый раз она была отслужена в Цетинском монастыре 29 июня 1895 года на Петра и Павла, то есть, в день небесного покровителя Петра Цетинского. На богослужении присутствовал князь Черногории Никола I Петрович 34 . V.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Цетиньская семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на Негошевой улице, располагаются журнал «Светигора» и православное радио «Светигора», в редакциях которых также работают цетиньские монахи. Над монастырём, на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, — на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся черногорский митрополит и поэт Петр II Петрович Негош. Построенная им в качестве своей усыпальницы церковь св. Петра Цетиньского была снесена безбожными титовскими властями в 1972 году, а на её месте воздвигнут уродливый мавзолей. К Цетиньскому монастырю приписан монастырь св. Илии на Комовима. Его построил черногорский король Николай I в память своего дяди князя Даниила. Он был разрушен, а в 1997 году восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Цетиньскому монастырю принадлежит Зимовник св. Петра Цетиньского в с. Каруч на Скадарском озере. В настоящее время ведётся подготовка к реставрации этого дома, от которого остались одни каменные стены. Над монастырём находится скит св. Иоанна Предтечи, в котором строится храм. С октября 1995 года по 2009 год был настоятелем Цетиньского монастыря настоятелем монастыря был архимандрит Лука (Анич). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 81250 Проезд: Самостоятельно добраться до города Цетинье можно на междугороднем автобусе либо из Будвы, либо из Котора. Обе дороги горные и опасные, но в пути появляется возможность насладиться живописными черногорскими видами. По прибытии в историческую столицу в распоряжении любого туриста окажутся сотни такси, но некоторые пользуются и городским автобусом, следующим от вокзала до центра.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

В конце 1702 году Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702 года, православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на «потурченцев» — черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша «Горный венец». Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила: Мир, вставай за Крест, за честь юнатства, все, кто носит светлое оружье, все, кто слышит собственное сердце! Мы поганцев имени Христова окрестим водою или кровью! В Божьем стаде истребим заразу! Да взнесётся песня роковая, алтарь правый на камень кровавый! (Петр II Петрович-Негош «Горный венец» перевод Ю. Кузнецова, 1988) Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711 в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В 1712 году 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по ст. ст.) 1712 года черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено 86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714 году новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию. Побывав в 1715 году в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

За Литургией в Цетинском монастыре Святейшему Патриарху сослужили избранный митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, епископ Крушевацкий Давид, собор духовенства. По окончании богослужения епископом Давидом было оглашено решение Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви об избрании владыки Иоанникия. Обращаясь к митрополиту Иоанникию при вручении посоха, Патриарх Порфирий напомнил о трудности и ответственности принимаемого им служения. «Ваша миссия будет в том, чтобы притуплять лезвия, наводить мосты, не спрашивать, кто есть кто, к какому народу принадлежит… спрашивая только имя, которым он был крещен во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — подчеркнул Его Святейшество, отметив, что «в Церкви нет границ, нет вражды, нет разделений», «она собирает в себе всех через Христа и во Христе». В свою очередь митрополит Иоанникий подчеркнул: «Своим прибытием, Ваше Святейшество, а также тем, что разделили с нами нынешние тревоги, Вы проявили огромную любовь не только ко мне, но и ко всему народу Черногории. С Вами, Ваше Святейшество, прибыли несущие в своей душе полноту Вселенского Православия представители Святых Церквей Божиих; они собрались, чтобы разделить с нами радость, но им не дали приехать в Цетине. Однако сегодня они молятся в храме Воскресения Христова рядом с могилой блаженной памяти митрополита Амфилохия. Они вместе с вами вознесли молитвы о мире, примирении и любви между братьями». После евангельского чтения на Литургии в Воскресенском соборе Подгорицы было объявлено о том, что интронизация митрополита Иоанникия в Цетинском монастыре совершилась. Это вызвало небывалый шквал рукоплесканий верующих, звучали громкие восклицания «Аксиос!». По окончании Божественной литургии в Воскресенский собор прибыли Святейший Патриарх Порфирий и митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, а также премьер-министр Черногории Здравко Кривокапич; собравшиеся люди приветствовали их аплодисментами. «Поздравляю вас с новым митрополитом, которого мы сегодня утром возвели на престол в Цетинском монастыре Промыслом Божиим, Святым Духом, молитвами отцов Священного Синода и молитвами всех вас, — сказал, обращаясь к присутствовавшим, Святейший Патриарх Порфирий. — Сегодня радуется вся Православная Церковь — как Небесная, так и земная. Но прежде всего ныне радуются святой Петр Цетинский, святой Василий Острожский и множество угодников Божиих на престоле митрополитов Цетинских, Черногории и Приморья вплоть до вашего незабвенного духовного отца, нашего учителя и отца всех собравшихся — блаженного митрополита Амфилохия. Они радуются о благородном и достойном наследнике».

http://patriarchia.ru/db/text/5840757.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010