На следующий день владыка был также с любовью встречен в родном Которе. После молебна в храме святителя Николая и обеда, устроенного в доме родного брата владыки, он отправился в Будву и дальше в Цетинье. Ровно в 16 часов он прибыл в столицу Черногорских митрополитов, где был встречен торжественным звоном колоколов. В Цетинском монастыре его встречали представители властей, армии, общественности, ученики местных школ, а также духовенство во главе с ректором семинарии отцом Михаилом Вуйисичем. Поприветствовав встречающих, владыка проследовал с духовенством в храм. После искренних сердечных приветствий и благодарственной речи епископа все направились в канцелярию митрополии, где был организован прием. 10 декабря 1940 года по решению Архиерейского Собора викарный епископ Будимлянский Иоанникий был избран митрополитом Черногорско-Приморским с кафедрой в Цетинье. По признанию некоторых биографов митрополита, период, на который пришлось его архипастырское служение, был страшней и тяжелей, чем времена, в которые жил и управлял Черногорией его славный предшественник – святой митрополит Петр Цетинский. «Великое зло было в Черногории в XIX веке. Но мы еще не понимаем, какое зло не только в Черногории, но и во всех сербских землях было в XX веке. Черногорию во времена святого Петра распинало зло турецкое и зло братской мести и разногласий. Черногорию во время митрополита Иоанникия распинало и распяло зло фашизма и зло коммунизма», – справедливо пишет Велибор Джомич. В годы войны С началом войны в апреле 1941 года и оккупации Черногории архипастырь оказался в весьма сложном положении. В оккупированную итальянцами Черногорию хлынул поток беженцев с территории Герцеговины, где орудовали хорватские усташи, и из соседних Косово и Метохии, где против сербского населения развернулся албанский террор. Предметом особых забот митрополии и лично владыки Иоанникия стали многочисленные беженцы и обездоленные. Как отмечает автор монографии «Гражданская война в Черногории. 1941–1945 годы» В. Редзич, «Цетинская митрополия стала местом, куда ежедневно приходили люди из разных краев Черногории, Боки и Санджака» . Владыка стал ходатаем и заступником для священнослужителей, военнослужащих и гражданских лиц, оказавшихся в концентрационных лагерях, интернированных на территорию соседних Албании и Италии. Он неоднократно обращался с ходатайствами к высшим представителям оккупационных властей.

http://pravoslavie.ru/30734.html

Ярким произведением П. является философско-религ. поэма «Луч микрокосма» (Луч микрокозма. Београд, 1845), в к-рой в традициях платонизма, гностицизма и христ. мистицизма он символически представляет путешествие души через космос к Божиему престолу, небесную битву Бога и сатаны и ее последствия, отразившиеся на существовании земли и человека, и Второе пришествие Христа. Во время путешествия душа осознаёт свое падение в земное и материальное, обусловленное небесной битвой, и видит свое спасение во Втором пришествии. Истории Черногории П. посвятил поэмы «Свободиада» (Cboбoдujaдa. Земун, 1854) и «Горный венец» (Горски bujehaц. Беч, 1847), а также драму «Самозванец Степан Малый» (Лажни цар Мали. Загреб, 1851). Поэма «Горный венец», к-рую автор посвятил «праху отца Сербии» Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ), описывает изгнание из Черногории сербов, принявших ислам, хотя достоверность ряда упомянутых в произведении событий условна. В ней представлен героизированный образ серб. народа как хранителя истинной веры в противопоставлении трагичности отрекшихся от нее. Текст изобилует народными изречениями, афоризмами, причитаниями, символами и пронизан мистическим восприятием жизни героя в духе гомеровской традиции. Драма «Самозванец Степан Малый» посвящена правлению Черногорией авантюриста, выдававшего себя за российского имп. Петра III Феодоровича (1761-1762), Степана (1767-1774), и представляет собой хилиастическое описание судьбы самозванца на фоне политических столкновений России, Турции и Венеции и борьбы Христа с сатаной. П. собирал народные поэмы, к-рые издал в сб. «Зеркало сербское» (Огледало српско. Београд, 1846), включив в него и свои произведения. Перевел на серб. язык отрывки из «Слова о полку Игореве». Последние годы жизни часто проводил в Италии для лечения туберкулеза. Согласно завещанию, был похоронен в горном массиве Ловчен в капелле, к-рую он возвел в 1846 г. во имя свт. Петра Цетинского. Во время первой мировой войны капелла была разрушена, а останки П. перенесены в Цетине. В 1925 г. капеллу восстановил кор. Александр (Карагеоргиевич) и 23 сент. того же года перезахоронил в ней останки митрополита. В 1972 г. коммунистические власти Югославии разрушили капеллу, а на ее месте в 1974 г. в честь П. возвели мавзолей.

http://pravenc.ru/text/2580352.html

109–110 . «Знающий человек, вкушая виноград, берёт только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие видит в ком-либо; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки… Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» (прп. Иоанн Лествичник . Лествица, 10.16–17). 111 . «Если у тебя грешная привычка осуждать ближнего, то, когда осудишь кого-либо, положи в этот день три земных поклона с такой молитвой: “Спаси, Господи, и помилуй такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя грешного”. И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твоё усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение» (свщисп. Сергий (Правдолюбов)). Как относиться к обижающим 112 . «Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними» (прп. Марк Подвижник . Слова, 1.45). 113 . «Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслью не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное знание и показывает твердое доверие Богу (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.119). О прощении обид 114 . «Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою» (прп. Силуан Афонский . Писания, VII.9). 115 . «Всем нам, любезные братия мои, предстоит умереть, и тяжко нам будет, если друг друга, живя на этом свете, не любим, если не примиримся с нашими противниками, на которых имеем обиду, и если, один другого оскорбляя, не простим, – то не будем иметь в том мире вечного покоя и блаженства, и не простит нам Отец Небесный наши согрешения» (свт. Петр Цетинский. Послание Радуловичам, 1805 г.). 116 . «Прощение обид – знак истинной любви, свободной от лицемерия. Ибо так и Господь возлюбил сей мир» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.48). Когда нас ругают 117 . «Укоряющего нас нужно принимать как посланного Богом обличителя скрытых в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя… [ведь] мы не знаем многого скрывающегося в нас зла; только совершенному человеку свойственно помнить все свои недостатки» (прп. Марк Подвижник . Слова, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В 1715 году приехал в Россию сам владыка Даниил и получил за разорение от турок десять тысяч рублей, полное архиерейское облачение, книги. Кроме того, министры тайного коллегия (Головкин, Шафиров, Петр Толстой) приговорили сверх посылаемых в Черногорию церковных сосудов, одежд и десяти тысяч рублей послать за их службы 160 портретов для начальных людей, всего на 1000 золотых червонных. Наконец, государь, ведая подлинно, что Черногория разорена турками за то, что жители ее единоверны с русскими, и за то, что во время последней войны они сражались за благочестивую веру, соизволил из монастыря Цетинскоо Черногорского Рождества Богородицы присылать в Россию через два года в третий за милостынею по два и по три монаха да по два и по три бельца, которые будут получать в каждый приезд по 500 рублей. В царской грамоте, данной при этом, сказано: «За нынешнею долгопротяжною с еретиком королем шведским войною, на которую многие иждивения употреблять мы принуждены, дабы оную как наискорее окончить, не можем мы по достоинству и по заслугам вашим вам награждение учинить; а впредь, когда мы мир благополучный получим и от претяжких воинских иждивений освободимся, не оставим за ту вашу верную службу вяще наградити». Милорадович вступил в русскую службу и сделан был гадяцким полковником. Кроме него вступили в русскую службу другие молдавские, волошские и сербские офицеры, турецкие и цесарские подданные. Их разместили: полковников Кегича и Танского – в Киевской губернии, с их офицерами и рядовыми; а валахского полковника Гиню, четырех ротмистров, поручика девять офицеров, двух капитанов сербских и 148 рядовых сербов – в Азовской губернии. Для житья им и контентования отведены в слободских полках: полковникам – по местечку или по знатному селу, а прочим офицерам – по нескольку дворов; на хозяйственное обзаведение даны деньги и хлеб, причем им объявлена царская воля: для лучшего им, офицерам, удовольствования и пожитка даны будут земли, на которых могут они поселить людей из своих народов, и потому пусть таких людей к себе призывают, пишут и посылают за ними в свои края нарочно; над этими людьми будут они иметь в военное время команду, а в мирное время от них пожиток.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: Санкции против России – предательство и позор Подгорица, 8 января 2016 г. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий назвал присоединение Черногории к санкциям в отношении России предательством и позором. Об этом владыка сказал в своей речи после Божественной литургии в Подгорице, в день празднования 30-летия его архиерейского служения.      Обратившись к митополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Викентию, как к представителю Русской Православной Церкви, владыка Амфилохий подчеркнул, что его присутствие на торжествах подтверждает единство Церкви Божией. Митрополит попросил передать Святейшему Патриарху Кириллу, что Черногория остается верной единоверной России. «Сегодня, – сказал митрополит, – группа черногорцев-монтенегринов, строящих жизнь на новой мифологии, первый раз в истории предала это единство и верность. Объединившись с вековыми неприятелями Церкви Божией на этих просторах, и с теми, против кого боролся святой Петр Цетинский, они сегодня объявили войну России, ввели санкции России на позор себе, на срам и позор Черногории». «Но это не Черногория! Не может Черногория забыть, стереть, и плюнуть на жертву святого страстотерпца Николая II, который в судьбоносные исторические моменты пожертвовал своей короной, самим собой и своей царской семьей для спасения Сербии и Черногории во время короля Черногории Николая I Петровича. Так что те, кто предали короля Николу, предали мощи св. Петра Цетинского, поругали мощи св. Василия Острожского, – они отрекаются сейчас от царя Николая II, мученика и страдальца, пожертвовавшего собой для спасения Сербии и Черногории, правды и свободы от тиранов и насильников во время Первой мировой войны», – заявил владыка.      «Передайте Его Святейшеству, что мы остаемся там, где были, остаемся и останемся, пока мы есть на этой земле, и благодарите от нашего имени и от народа Божьего за его любовь и готовность поддержать это единство и общность братских славянских народов, единство и общность благословенной Церкви Христовой», – подчеркнул митрополит Амфилохий. Рейтинг: 9.8 Голосов: 462 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/89497.html

Возглавлявший Черногорско-Приморскую епархию с 11 декабря 1940 г. митрополит Иоанникий (в миру Йован Липовац) накануне начала войны приветствовал антигерманский переворот и, в частности, 27 марта 1941 г. прислал из Белграда духовенству своей митрополии телеграмму: «Король Петр взял в свои руки королевскую власть. Синод радостно поздравляет и призывает церковные власти и священство стараться, как можно энергичнее, сплотить наш народ вокруг нашего молодого короля». После прихода оккупантов знавший итальянский язык митрополит остался в Цетинье и смог продолжить свою деятельность по управлению епархией. Более того он сумел добиться освобождения части интернированных солдат и офицеров югославской армии, а затем и арестованных итальянцами и албанцами черногорцев. При этом Владыка Иоанникий последовательно боролся с двумя доктринами – коммунистической и фашистско-нацистской. Черногория первоначально была оккупирована немецкими войсками. В этот период некоторые православные храмы и монастыри оказались разгромлены, а их священнослужители убиты. Цетинская Духовная семинария была закрыта согласно распоряжению Сербского Синода от 1 апреля 1941 г., а ее здание вскоре заняли оккупационные войска. Однако в октябре того же года по ходатайству митр. Иоанникия это здание было освобождено, и в дальнейшем Духовная семинария возобновила свою деятельность (единственная из пяти довоенных семинарий Сербской Православной Церкви). На ее содержание итальянские власти дали кредит в 570 тыс. лир. Правда, в период войны семинария функционировала лишь два очень коротких учебных года: с 17 февраля по 12 июня 1943 г. и с 22 по 10 июня 1944 г. В перерывах ученики занимались частным образом под руководством ректора протоиерея Михаила Вуйисича и трех профессоров.  Хотя в Черногории часть монастырей и церквей оказалась закрыта, положение там православных все-таки было существенно лучше, чем на соседних территориях Югославии, поэтому туда пришло много беженцев из Герцеговины, Боснии, Далмации, Косово и Метохии – к июлю 1941 г. их число достигло 5 тыс. О благожелательном отношении итальянцев к Православной Церкви до коммунистического восстания писал и митрополит Иоанникий в своем докладе Сербскому Синоду от 18 августа 1942 г. [iv] 16 мая 1941 г. в Цетинье приехал итальянский король Виктор-Эммануил III (состоявший в родстве с бывшим черногорским королем Николой I), посетил он и Цетинский монастырь, в котором жил Владыка Иоанникий, и присутствовал на его богослужении. При этом два протоиерея в знак протеста отказались сослужить митрополиту. [v]

http://bogoslov.ru/article/1158253

Шесть раз его гроб перекапывали Черногорский митрополит Негош и его мавзолей 29 августа, 2017 Черногорский митрополит Негош и его мавзолей Что сказал митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий о святом, который и после кончины заключен в темницу. Елена Зелинская о том, становится памятник врагом или свидетелем. Вот уже и до Австралии докатилась волна войны с памятниками: некие энтузиасты ночью краской из аэрозольного баллончика написали лозунг против геноцида на монументе английскому мореплавателю Джеймсу Куку. Хотя мне всегда казалось, что геноцид был совершен аборигенами над самим Куком… В Америке сносят мемориалы конфедератам, и печалятся о том российские поклонники Скарлетт О’Хара. В Восточной Европе бодро расстаются с советским наследием, украинский ленинопад расчистил место для новых памятников, а в России дискуссия о том, снести, вернуть на место, снова разрушить, выволочь вперед ногами или хранить вечно – стала нашей хронической болезнью. По-новому актуально прозвучала на этом фоне старая для Черногории тема – о мавзолее на горе Ловчен, где с 1974 года покоится Петр Второй Петрович Негош, митрополит, правитель Черногории (1831-1850), величайший поэт и мыслитель, который почитается как воплощение черногорского духа. На открытии фестиваля «Кириллица» в городе Будва, организованного Народной библиотекой и Союзом издателей и книготорговцев Черногории 23-26 августа, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий представил свою новую книгу «Житие святого митрополита Петра Второго, цетинского пустынника и ловченского провидца». В теплых сумерках приморского вечера на площади у церкви Святой Троицы, обращаясь к собравшимся, владыка сказал: «Негош заключен в темницу, в самую страшную темницу, которую он только мог себе представить. Я направил письмо премьер-министру Черногории Душко Марковичу, как уже писал всем предыдущим премьерам, с просьбой восстановить разрушенную коммунистами церковь Святого Петра и похоронить там Негоша, что было его последним желанием. Надеюсь, что созреет в нашем общественном сознании понимание необходимости вернуть церковь на гору Ловчен: пусть мавзолей останется там, где есть, как свидетельство того времени и отношения к Негошу, которое нельзя назвать негошевским.

http://pravmir.ru/shest-raz-ego-grob-per...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @7506@ Подпись к иллюстрации: Святитель Петр Цетинский Размер файла: 31.59 Кб Кто разместил: Евгений Меличенко Дата размещения 01.11.2012 17:55:00 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/7506.html

Котор. Церковь Петра Цетинского. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Черногория, г. Котор Координаты: 42.424301, 18.771752 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В честь Цетиньского чудотворца стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844г. Петром II, в которой он завещал себя похоронить. Эта церковь, обновлённая в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова, была разрушена коммунистами в июле 1972г. С этим кощунственным актом верующие люди связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение 1979г., эпицентр которого находился в Черногории. И в наши дни в Прчани близ Котора строится храм св. Петра Цетиньского (наподобие Ловченского), а в далекой Германии, в Дортмунде, местные православные сербы освятили часовенку в его честь. Церковь Святого Петра Цетинского - действующая Черногорская православная церковь, расположенная в городе Котор. Церковь Святого Петра Цетинского представляет собой маленький храм-часовню. Она имеет необычную архитектуру, которая больше напоминает жилой дом с колокольней на крыше. Храм назван в честь Петр I Петровича - митрополита и правителя Черногории, который был канонизирован православной церковью под именем Петр Цетинский. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь освящена в честь Петра I Петровича - правителя и митрополита Черногории, который почитается в Черногорской православной церкви как Пётр Цетинский. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42170

Никифоров: - А где же покаяние? Если знают, то хоть немножечко в Бога верят? Жизнь-то коротка. о. Андрей:  - Как-то они себе это объясняют. Как люди не каются? Грешат -  и не каются. Потом покаюсь. Помиримся, покаемся, потом. Читают историю, а там расколов было много, сто лет -  раскол, двести, а там помирились. Да и мы, думают, так потом помиримся. Я помню, во Львовской епархии был батюшка, он и сейчас, наверное, есть, дай ему Бог сил и крепости. Так вот, бабушка ему приснилась. Он перешел в автокефалию, а бабушка его учила верить, набожная была старушка, святая такая. Она ему явилась с того света и спросила, что же ты наделал? Почему ты не настоящий священник? Ты же от Бога ушел, ты больше не священник. Я никакого покоя не имею, ничем утешиться не могу. Он проснулся в холодном поту и побежал к правящему православному архиерею каяться, что он в раскол ушел. Небо отвечает людям. Небо рядом. Как Гребенщиков пел: смотри, небо становится ближе. Оно близко. Никифоров: - А сербы как издали смотрят на все это? Чувствуют это? о. Андрей:  - Враги наши действуют по одной методичке, их парадигма действий совершенно одна и та же. А раз оно работает, то они и не дают себе труда что-то новое придумать. У них и в Черногории есть раскол. Черногорцы - это были те первые сербы, которые восстали против турок. Там много великих святых. Петр Цетинский, Негош, поколение епископов, Василий Острожский -  это такой гигант, колосс. И это притом, что факты его биографии неизвестны. У него нет биографии. А по исцелениям и чудесам - колосс какой-то. И у них в этой Черногории кто-то появился, сказал, что, мол, мы больше не сербы, мы - черногорцы, у нас отдельная история, жизнь. Как украинцы говорят, что они не русские. Никифоров: - Как в известной украинской опере: «Тепер я турок, не казак, здаэться добре одягнувся!». о. Андрей:  - Гулак-Артемовский.  «Запорожец за Дунаем». И они то же самое. Там просто в миниатюре - меньше пространство, и меньше людей живет. Мы не сербы, говорят. А как же вы не сербы? Василий Острожский кто вам? Серб. А Петр Цетинский кто? Черногорский серб. Это все было одно, едино. И они как такие православные чеченцы - они были в горах, дрались со всеми, а туркам было трудно забраться в эти горы, чтобы их там скрутить, они по горам бегали и отстреливались. Драчуны такие, боевые очень, вот те самые высокие, выносливые, красивые, черноглазые, широкоплечие красавцы. Кто-то им такую мысль засунул в голову, что они не сербы, что они что-то отдельное? А их всего миллион или полтора.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010