Русская Православная Церковь XX век 10 октября 1937 — Расстрелян местоблюститель патриаршего престола священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий и Коломенский. 1967 — Священный Синод рассмотрел письмо Патриарха Сербского Германа. В письме говорилось: «Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем очередном заседании принял следующее решение, которое гласит: “Не может быть удовлетворена просьба Священного Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви от 5 декабря 1966 года, за 226, о предоставлении Автономной Македонской Православной Церкви автокефальности. Если же она, вопреки канонам, сама на своем Митрополичьем церковно-народном Соборе провозгласит себя Автокефальной, то она будет рассматриваться Сербской Православной Церковью, так же как и другими Автокефальными Православными Церквами, как раскольническая религиозная организация и, как таковая, отлучена от общения с нами. Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви полагает своим долгом оповестить об этом все Православные Церкви-Сестры, подчеркнув, что это провозглашение противоречит канонам Православной Церкви и было сделано против воли и решения Церкви-Матери — Сербской Православной Церкви». Это письмо было принято к сведению. Заслушана докладная записка архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) и меморандум епископа Роттердамского Дионисия о положении Русской Православной Церкви в Голландии. 10 ноября 1952 г. на основе Православной духовной миссии в Голландии образовано ставропигиальное благочиние Русской Православной Церкви в Голландии. 26 апреля 1955 г. решением Священного Синода ставропигия благочиния была упразднена. Решением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 17 марта 1957 г. учреждена должность викария Брюссельско-Бельгийской епархии с титулом епископа Роттердамского. Это повлекло за собой необходимость урегулировать и переоформить юридически существующее, но не соответствующее действительности положение благочиния Русской Православной Церкви в Голландии. Синод упразднил благочиние Русской Православной Церкви в Голландии и образовал в Голландии викариатство в составе всех существующих там приходов под юрисдикцией Московского Патриархата, с каноническим и административным подчинением викарного епископа архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому. Вновь образуемое викариатство в Голландии возглавил епископ Роттердамский Дионисий.

http://pravoslavie.ru/5605.html

Русская Православная Церковь XX век 28 июля 1915 — Состоялись торжества в честь 900-летия со дня преставления св. равноапостольного великого князя Владимира. 1925 — Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) обратился с посланием, направленным против обновленчества. В послании говорилось: «Уже более трех месяцев прошло с тех пор, как Господу угодно было призвать Кормчего Русской Церкви, благостнейшего Отца нашего Святейшего Патриарха Тихона. Тяжела для нас эта утрата, особенно в настоящее время, когда корабль церковный приходится вести к тихой пристани среди бушующих волн житейского моря. Много врагов у Православной Христовой Церкви. Теперь они усилили свою активность против Православия. Католики, вводя наш богослужебный обряд, совращают, особенно в западных, издревле православных, областях, верующий народ и тем самым отвлекают силы Православной Церкви от более неотложной борьбы с неверием. Так называемые евангелисты, или баптисты, а также и другие сектанты всюду, где только возможно, проповедуют свои вероучения и увлекают доверчивые души мнимою святостью своей жизни и обещанием материальной помощи. И бедная, немощная православная душа, не будучи в состоянии познать всю ложность сектантских учений, восторгаясь воодушевлением их проповедников, а нередко соблазняясь и материальными расчетами, пьет яд духовной отравы и гибнет, отпадая от Святой Церкви Православной... Все это происходит в то время, когда широкой волной разливается неверие, проникая во все слои нашего общества. К глубокому прискорбию, попущением Божиим, произошло разделение и внутри самой Православной Церкви. По слову Божию, они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами (1 Ин. 2, 19). Мы разумеем так называемых “живоцерковников”, обновленцев, возрожденцев, самосвятов и т. п. Все они своей самочинной иерархией и самочинным устроением церковной жизни, как в исконной России, так и на Украине и в других местах, отделяются от единого Тела Христова, т. е. от Святой Его Православной Церкви, и тем смущают православный народ. Но непреложны слова Господа: то, что утаено от премудрых и разумных, Господь действительно открыл младенцам (Лк. 10, 21). Наш православный русский народ простым сердцем своим почувствовал внутреннюю неправоту обновленческого движения и всю его опасность. Где только ему возможно, он со справедливым негодованием отвергает это движение и не посещает обновленческих храмов.

http://pravoslavie.ru/5527.html

Священномученик Петр (Полянский): недипломатичный архиерей ‘Он был сговорчивый и уступчивый, отнюдь не фанатик, но оказался самым непоколебимым и стойким из всех иерархов, которых имела Русская Церковь со времени патриарха Гермогена’ — обновленец Левитин. 10 октября, 2012 ‘Он был сговорчивый и уступчивый, отнюдь не фанатик, но оказался самым непоколебимым и стойким из всех иерархов, которых имела Русская Церковь со времени патриарха Гермогена’ — обновленец Левитин. 10 октября Русская Православная Церковь чтит память святителя Петра (Полянского). С 1925 года до ложного сообщения о его смерти в 1936 году он был местоблюстителем патриаршего престола. Несмотря на длительное заключение в одиночной камере, митрополит Петр отказался снять с себя должность местоблюстителя и не пожелал стать осведомителем НКВД даже в обмен на жизнь и свободу. 75 лет назад, 10 октября 1937 года он был расстрелян в Челябинской области. «Сговорчивый и уступчивый» Святитель Петр (Полянский) — уникальная фигура для Церкви советского периода. Священный сан он принял уже немолодым человеком, в возрасте 58 лет. На дворе был 1920 год, разгар большевистских гонений на верующих. Потоки христианской крови разливались по стране, с особой жестокостью представители новой власти убивали монахов и епископат. Зверски убиты были митрополит Киевский Владимир, архиепископ Пермский Андроник, епископ Тобольский Гермоген, архиепископ Черниговский Василий, и с ними многие священнослужители и миряне. Петр Федорович Полянский прекрасно понимал, на что идет, однако от предложения патриарха Тихона послужить Церкви не мог отказаться. Петр Полянский, 1890-е годы Он был выходцем из священнической семьи. Его отец служил священником в Воронежской губернии, брат был клириком московского храма. Сам Петр Федорович также имел духовное образование — закончил Московскую духовную академию, стал магистром богословия. До революции он много участвовал в жизни Церкви — преподавал в духовных школах, был сотрудником синодального Учебного комитета, участвовал он и в историческом Поместном соборе 1917/18 годов. В качестве ревизора духовных учебных заведений много ездил по России, имел много знакомых архиереев и священников. И все же, большую часть жизни он считал себя человеком светским.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Две смерти митрополита Петра Он стал священником в 58 лет, через год после революции. Друг и ближайший соратник Патриарха Тихона. На протяжении 11 месяцев — фактический глава Церкви на воле, а потом в течение более 10 лет он сохранял свои обязанности, находясь в тюрьмах и ссылках. 10 октября, 2013 Он стал священником в 58 лет, через год после революции. Друг и ближайший соратник Патриарха Тихона. На протяжении 11 месяцев — фактический глава Церкви на воле, а потом в течение более 10 лет он сохранял свои обязанности, находясь в тюрьмах и ссылках. «Грозен, опасен дух лести, ведущий борьбу с Церковью и работающий над ее разрушением под девизом заботы…» Священномученик Петр (Полянский) Он стал священником в 58 лет, через год после революции. Друг и ближайший соратник Патриарха Тихона . На протяжении 11 месяцев — фактический глава Церкви на воле, а потом в течение более 10 лет он сохранял свои обязанности, находясь в тюрьмах и ссылках. Много лет заключенный в одиночной камере – без общения, без дневного света. Архипастырь, отпетый заочно задолго до своей смерти. Тот, кого мы так часто поминанием за богослужением – священномученик Петр, митрополит Крутицкий и Коломенский, Местоблюститель Патриаршего Престола. Будущий священномученик Петр Федорович Полянский (1862 — 1937) был одним из тех, кто удивляет разнонаправленностью своих занятий и умением успевать все. Окончив Московскую Духовную Академию, сын сельского священника Петр Полянский работал преподавателем; параллельно занимался общественной деятельностью – был секретарем Общества спасения на водах; находил время реализовать себя как ученый – писал магистерскую диссертацию (тема — «Первое послание святого апостола Павла к Тимофею»). Переехав в нынешнюю Белоруссию, Петр Федорович не уменьшил количество своих занятий: будучи смотрителем знаменитой Жировицкой семинарии, умудрился не оставить общественную деятельность. Первая российская перепись населения? Петр Полянский был в числе ее организаторов; Попечительства о народной трезвости? Он – член-корреспондент этого общества. А заодно и почетный мировой судья Слонимского района.

http://pravmir.ru/dve-smerti-mitropolita...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Петр (Полянский): Неофициальный патриарх 8 мин., 10.10.2015 «Может ли Церковь сотрудничать с властью?». Этот вопрос очень остро встал перед духовенством и мирянами в годы большевистского переворота, гражданской войны и установления советской власти в России. По большому счету, проблема не нова — с ней столкнулись уже первые христиане, когда проповедь Евангелия вышла за рамки отдельных иудейских общин и стала распространяться по миру. Но после эпохи гонений до ХХ века государство, пусть даже порой и формально, называло себя христианским, и явного конфликта между сакральным и светским не было. После прихода к власти большевиков ситуация в корне изменилась. Государство провозгласило себя сначала светским, а затем — и вовсе безбожным. И случайностью это не было, поскольку в основе официальной идеологии лежала философия, не признающая за религией права иметь влияние на жизнь общества. Тут-то и пришлось снова вспомнить тот самый вопрос, на который три века искали ответ первые христиане. В итоге каждый принял свое решение — от услужливого содействия большевикам до прямого неподчинения им. Одним из «непокорных» был и митрополит Петр (Полянский), чью память Церковь чтит 10 октября. Выходец из священнической семьи Воронежской губернии, Петр родился 10 июля 1862 года. После окончания семинарии и двухлетней практики в должности чтеца молодой попович в 1887 году был зачислен в Московскую духовную академию. Через пять лет он стал выпускником, а итогом обучения стала кандидатская диссертация, которую Петр Федорович блестяще защитил. За годы учебы он сдружился с такими известными в дальнейшем людьми, как Евлогий (Георгиевский) и Сергий (Страгородский). Волей Проведения, и Петр, и Евлогий, и Сергий станут архиереями, однако их судьбы и их жизненные позиции будут олицетворением различных путей решения проблем, возникших после бурных событий осени 1917 года. Пётр Фёдорович Полянский. 1890-е годы

http://foma.ru/mitropolit-petr-polyanski...

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Петр (Полянский)». Составитель Ольга Рожнева. Священномученик Петр (Полянский)/Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 112 с.      Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями. ...В 1920 году патриарх Тихон предложил Петру Федоровичу Полянскому принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Предложение патриарха было сделано во времена гонений на Русскую Православную Церковь. Уже были убиты некоторые епископы, и имена мучеников входили в летопись Поместного Собора. Убивали также тех, кого Собор посылал для выяснения обстоятельств убийств архиереев. Поэтому сан епископа сулил Петру Федоровичу не почет и комфорт, а гонения и мученическую кончину. Ему было уже пятьдесят восемь лет, но он решился на этот шаг, что свидетельствовало о его мужестве, незаурядности и силе характера. Придя домой, Петр Федорович рассказал своему брату священнику Василию о предложении патриарха и прибавил: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор». Его слова полностью сбылись. Современник будущего священномученика Анатолий Краснов-Левитин отзывался о Петре Федоровиче Полянском так: «Это был человек настоящей русской складки. Какое бы то ни было позерство или аффектация были ему совершенно не свойственны. Это был жизнерадостный и веселый человек: хорошая шутка и звонкий смех были с ним неразлучны. Это был сговорчивый и уступчивый человек — отнюдь не фанатик и не изувер… Он оказался самым непоколебимым и стойким иерархом из всех, которых имела Русская Церковь со времен патриарха Гермогена».

http://pravoslavie.ru/99686.html

В Минской духовной семинарии состоялись чтения памяти священномученика Петра (Полянского) 20 апреля 2016 г. 09:53 18 апреля 2016 года в актовом зале Минской духовной семинарии состоялись Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского, 1862-1937). Мероприятие было приурочено к 120-летию назначения П.Ф. Полянского (впоследствии митрополита Петра) смотрителем Жировицкого духовного училища. На протяжении десяти лет, с 1896 по 1906 годы, будущий святитель возглавлял духовную школу. Под руководством П.Ф. Полянского училище было признано примерным по постановке учебной и воспитательной работы. Впоследствии П.Ф. Полянский принял монашеский постриг и архиерейскую хиротонию, став одним из ближайших сподвижников святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. С апреля 1925 года митрополит Крутицкий Петр (Полянский) являлся главой церковной иерархии Русской Православной Церкви в должности Патриаршего Местоблюстителя. Расстрелян в 1937 году. В 1997 году определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Работа Чтений началась с пения тропаря, кондака и величания священномученику митрополиту Петру (Полянскому), которые исполнил хор Минской духовной семинарии. Затем ректор МинДС архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий преподал архипастырское благословение собравшимся и открыл работу Чтений. В своем слове владыка особо подчеркнул важность сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и выразил надежду на то, что традиция ежегодного проведения Чтений памяти священномученика Петра (Полянского) прочно утвердится в Минской духовной семинарии. Далее вниманию собравшихся был предложен 15-минутный фрагмент документального фильма митрополита Илариона (Алфеева) «Гонения на Церковь в России XX века» из цикла «Церковь в истории». После просмотра фильма преподаватель новейшего периода истории Русской Православной Церкви в Минской духовной семинарии протодиакон Павел Бубнов выступил с докладом на тему: «Священномученик Петр (Полянский): жизнь и церковное служение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Кончина всероссийского святителя Тихона и начало трудностей периода местоблюстительства Святейший Патриарх Тихон Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года. На похороны почившего Первосвятителя собралось множество клириков и мирян. Кроме того, в день его погребения, 12 апреля 1925 г., в Донском монастыре состоялось совещание православных архиереев, на котором было вскрыто и оглашено «завещание» Святейшего Архипастыря. Согласно воле почившего Предстоятеля Русской Церкви, патриаршие права и обязанности временно (до законного выбора нового Патриарха) передавались местоблюстителю – митрополиту Казанскому Кириллу (Смирнову); в случае же невозможности его вступить в должность – митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), или, наконец, митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), если и митрополит Агафангел не сможет принять на себя обязанности патриаршего местоблюстителя. После ознакомления с завещанием было соборно составлено заключение: «… [Поскольку] ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел, не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них вышеприведенным документом обязанностей, Мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященный Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего местоблюстителя» . Однако уже в конце 1925 года против патриаршего местоблюстителя властью была развернута широкая кампания. В ее рамках был начат Григорианский раскол: 22 декабря 1925 года никем (кроме Е.А. Тучкова) не уполномоченная группа из 10 архиереев под председательством архиепископа Григория (Яцковского) собралась в бывших покоях Патриарха Тихона в Донском монастыре и учредила так называемый «Временный Высший Церковный Совет» в составе шести членов . Активным деятелем этой группы явился и епископ Борис (Рукин). Местоблюститель священномученик митрополит Петр (Полянский) и епископ Борис (Рукин) Патриарх Тихон (Белавин) и митрополит Петр (Полянский) Судьба Сретенского монастыря в 1925 году оказалась связана с епископом Борисом (Рукиным). О том, какую позицию он занимал по отношению к соборно избранному местоблюстителю, рассказывают протоколы допроса епископа Бориса по следственному делу в отношении митрополита Петра (Полянского) .

http://pravoslavie.ru/97092.html

Русская Православная Церковь ХХ век 21 мая 1918 год – Высшее церковное управление (ВЦУ) утвердило «Положение об обеспечении епархиальных и викарных архиереев». Митрополит Петр (Полянский) Их годовой оклад был определен в размере 7500 руб (или 625 руб в месяц) из сумм 5% сбора с валового дохода монастырей, поступавшего в общецерковную казну. Нерегулярное и весьма ограниченное поступление в общецерковную казну этих сумм, предназначенных на содержание епархиальных и викарных преосвященных, приводило не только к задержкам в выплате назначенного им оклада, но нередко и к тому, что прибывшие в Москву в ВЦУ и по различным делам архиереи не имели даже средств, чтобы затем вернуться в свои епархии. Установленный высшей церковной властью в мае 1918 г . годовой оклад епархиальным архиереям за весь период Гражданской войны ни разу не повышался, в то время как цены, особенно на продовольственные продукты, как отмечалось в одном из постановлений ВЦУ, «непрерывно и чрезмерно возрастают». Например, в октябре 1919 г . любой из правящих архиереев мог купить на свое месячное содержание в 625 руб только фунт постного масла или три фунта манной крупы. Быт архиереев в первые годы советской власти составлял разительный контраст с условиями их жизни и архипастырского служения в дореволюционной России. Митрополит Серафим (Александров) 1924 год – Организованы органы высшего церковного управления при Святейшем Патриархе Тихоне. Патриарх Тихон, митрополит Тихон (Оболенский), митрополит Серафим (Александров) и митрополит Петр (Полянский) подписали протокол деяний Священного Синода об организации полного присутствия высшего церковного управления в составе обоих органов: Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В состав Синода включалось 12 епископов, 7 из которых находились в ссылках и тюрьмах. Патриарх надеялся через включение в состав Синода добиться их освобождения. В состав ВЦС в качестве рядовых членов были намечены к принятию помимо Владимира Красницкого и другие «живоцерковники»: протоиреи Василий Архангельский, В. Немов, мирянин В. Белоликов. Однако, по словам митрополитов Петра (Полянского) и Серафима (Александрова), «все намеченные лица имели быть включенными только до созыва Поместного Собора». Митрополиты Петр и Серафим, а также протоиерей Василий Виноградов подчеркивали, что 21 мая был выработан только проект будущего состава Синода и ВЦС. Протоиерей Василий Виноградов, в частности, писал: «Я считаю долгом решительно заверить, что в действительности никакого “Высшего Церковного Совета”» с участием Красницкого Патриарх не учреждал. В действительности существовал лишь мертворожденный проект такого “Высшего Церковного Совета” с участием “покаявшегося” Красницкого». Этот факт подтверждается и свидетельством митрополитов Петра и Серафима: «Этот проект постановления по надписании Св. Патриарх положил в ящик стола, не сдавая его Синоду и не пустил его в ход, ибо еще не был принят Красницкий».

http://pravoslavie.ru/5457.html

Закрыть Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду На этом фронте перемирия не будет Леонид Болотин   04:34 24.01.2024 359 Время на чтение 7 минут Источник: Русский Вестник После многолетнего – с июня 2019 года – следствия, двухлетнего ареста в разных СИЗО до конца мая 2021 года, после длительного суда в 2022– 2023 годах 3 октября 2023 года известный производитель экологичной молочной продукции (теперь уже в прошлом) и один из лидеров православно-патриотического движения, историк-исследователь, научный редактор Василий Вадимович Бойко-Великий по совершенно надуманному (хотел бы написать – по сфабрикованному обвинению. – Л.Б.) обвинению в банковских хищениях был осужден Черемушкинским судом на срок шесть с половиной лет колонии общего режима. С того позорного для российской судебной системы и по сию пору В.В. Бойко-Великий содержался в различных СИЗО Москвы. В последнее время его узилищем стал знаменитый Бутырский тюремный замок (ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по г. Москве), где он пребывает в ожидании Апелляционного суда, чтобы опротестовать чудовищный по своей несправедливости приговор. Поддержим Василия Бойко-Великого молитвой! История Бутырского тюремного замка в угловом квартале Новослободской и Лесной улиц среди широкой публики более всего известна Пугачевской башней, где несколько дней перед казнью пребывал злодей и бунтовщик Емельян Пугачев – самозваный «царь Петр Федорович». Однако для православных людей история Бутырской тюрьмы связана с местом заключения, а порой и мученической кончины целого сонма Святых Исповедников и Новомучеников Бутырских в 1918–1960 годах, среди которых только на сегодняшний день официально канонизировано Русской Православной Церковью 218 святых. Но давно прославленных у Бога Бутырских Святых кратно больше. Имена бутырских сидельцев: священноисповедников – Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского; священномучеников – Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, Антония (Панкеева), епископа Белгородского, Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и Гдовского, Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского и многих-многих других, составляют сияющую Небесную Славу мрачных застенков Бутырского замка. Именно они помогают духовно преодолевать тяготы тюремного бытия и виноватым, и невинно осужденным либо арестованным.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/uznik_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010