Честные мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру. Особенно много их на Святой Горе Афон в таких известных и прославленных монастырях, как Ватопед, Ивер, Ксеноф, Хилендарь, Филофей, Дохиар, Зограф, Есфигмен, Пантократор, Кутлумуш, Святого Павла, Григориат, Симоно-Петр, Ксиропотам, в Ильинском, Андреевском скитах и других обителях. Честная и многоцелебная глава святого великомученика Пантелеимона «яко превеликое сокровище» хранится ныне в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме обители, посвященном его имени. «Прославляющих Мя прославлю» (1 Царств 2, 30) – сказал и исполнил дивный во святых Своих Господь. В Никомидии накануне 27 июля – дня памяти святого великомученика совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой святого. Тысячи людей – православных христиан и инославных – армян, католиков и даже магометане съезжаются сюда и привозят сотни больных, которые получают исцеление по молитвам святого. В церковной книге «кондак», хранящейся в Никомидийской митрополии, зафиксировано две тысячи автографов греков, турок, итальянцев и армян, получивших исцеление по молитвам великомученика Пантелеимона. Вот несколько из них. В 1842 году армянин-католик приехал из Константинополя в местный монастырь Святого Пантелеимона с одержимой беснованием супругой. После того, как православный священник Григорий отслужил молебен великомученику и окропил больную святой водой, она совершенно исцелилась. В 1844 году у местного турка загорелся дом и пламя быстро охватило его. Испуганный хозяин выскочил во двор и закричал: «Пантели, ятишь! (Пантелеимон, поспеши!) В это время над крышей увидели двух голубей и пламя мгновенно погасло. Благодарный турок принес несколько пиастров в церковь и отдал их на церковное масло. В 1851 году в окрестностях Никомидии саранча опустошила поля, сады и огороды. После усердной молитвы святому Пантелеимону жители окропили саранчу святой водой из чудотворного колодца, и саранча вся вымерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нуцубидзе Ш. И. Тайна Псевдо–Дионисия Ареопагита. — Известия Института языка, истории и материальной культуры Груз. АН, 1944. 14; Он же. Руставели. Восточный Ренессанс. Тбилиси, 1947; Он же. Ареопагитская литература за последнее десятилетие. — ВВ, 1963,23; Он же. Петр Ивер и философское наследие античности. Проблемы ареопагитики. Тбилиси, 1963; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо–Дионисия Ареопагита/Пер. и вступ. ст. Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1955; Honigmann Ε. Pierre l " Iberien et les ecrits du Pseudo–Denys l " Areopagite. — BZ, 1953,46, 5. 445–496. 156 Stiglmayr H. Der sogenannte Dionysius Areopagita und Severus von Antiochien. — Scholastic, 1928,3, S. 1–27; 161–189. 157 Riedinger U. Petros der Walker von Antiocheia als Verfasser der pseudodionysianischen Schriften. — Salzburger Jahrbuch fur Philosophie, 1962/63,5 6, S. 135–156. 158 Balthasar H. U. v. Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner. 2. Aufl. Einsiedeln, 1961, S. 644–672; Haushen l. Notesur l " auteur du Corpus Dionysiacum. — OChP, 1956,22, p. 384–385. 159 Ps. — Dionys. Areopagit. De Hierarchia Coelesti, 3, 1–2. — PG, t. 3, col 164–165 A. 160 Ср.: GoltzH. Hiera Mesiteia. Zur Theorie der hierarchischen Sozietat in Corpus Areopagiticum. — In: ΟΙΚΟΝΟΜΙΑ. Quellen und Studien zur orthodoxen Theologie, 4. Erlangen, 1974. Путь Г. Гольца, рассматривающего философию Псевдо–Дионисия как весьма необычную, но все же философию общества, представляется нам плодотворным — не в последнюю очередь потому, что лишь он позволяет дать членораздельный ответ на вопрос об оригинальности христианского неоплатоника в сравнении с его языческими предшественниками. 161 Срв.: Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья: общие замечания. Античность и Византия. М., 1975, с. 266–285. 162 Официальной доктриной в это время было так называемое монофелитство — учение о единой воле и единой энергии Богочеловека Христа, являвшееся попыткой религиозно–дипломатического компромисса между монофиситством и диофиситством, или православием. Отстаивая реальность человеческой воли Христа, Максим отстаивал нравственный смысл таких евангельских эпизодов, как «моление о чаше» в Гефсиманском саду. Для того, однако, чтобы концепция двух воль не вносила в образ Христа некоего раздвоения личности, Максим предложил отчетливо различать два аспекта воли: желание (Φλημα) и выбор (αιρεσις). Воля как желание принадлежит природе, воля как выбор — личности, «ипостаси». Две воли Христа — это воли на уровне желания; выбор остается единым. Напряженный интерес Максима к проблеме воли и единства личности выступает наиболее заметно по ходу антимонофелитской полемики, но проявляется и в иных сферах его мысли, например в его этике. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Эта двойственность учения св. Григория справедливо отмечена в исследовании В. Несмелова: Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887, стр. 153: «Внимательное чтение его (св. Григория) творений ясно показывает, что на самом деле он мыслил несколько иначе, чем говорил в полемике с Евномием. Все его исторические суждения имеют свой надлежащий смысл только по отношению к такому же суждению Евномия относительно полной постижимости сущности Божией; безотносительно же к этому суждению, они должны быть приняты с большим ограничением». Полемика св. Григория с Евномием содержится главным образом в 12 книгах «Опровержения Евномия», в русском издании его творений, занимающих V и VI тома (особенное значение имеют книга II и XII). Отчетливое и компетентное изложение спора Евномия с святыми Василием В. и Григорием Н. см. в цит. соч. В. Несмелова. I, гл. II—III. 342 Опровержение Евномия, II (Несмелов, 153), р. п., V, 271. 343 Опров. Евн., XII, р. п., VI, 291, 2. 344 По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого Э. Хонигмана, автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель Петр Ивер. См.: Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо–Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо–Дионисия Ареопагита//Труды Тбилисского ун–та, 1959. Т. 59. Возражения против этой гипотезы см.: Византийский временник. М.; Л., 1956. Т. 8. 345 См. в патрологии Миня, серии греческих авторов, т. IV. Подлинные сочинения Дионисия Ареопагита, вместе с парафразом Пахимера, помещены в III томе той же серии. 346 Св. Дионисий Ареопагит оказывал влияние и на склонное к чрезмерной рационалистической ясности католическое богословие, даже в лице главы его — Фомы Аквинского, об этом можно судить — правда, не по основному строению его богословской системы, Summa theologiae (общедоступное изложение учения Фомы см. у Sertillanges. Saint Thomas I—II. Paris, 1912), но по отдельным его положениям. Приводим для примера: «Нужно пользоваться путем исключения, в особенности при рассмотрении божественной сущности. Ибо божественная сущность своею безмерностью превосходит всякую форму, постигаемую нашим умом; таким образом мы не можем постигнуть ее чрез познание того, что она есть, но имеем о ней лишь некоторое понятие чрез познание того, что она не есть» (Est autem via remotions utendum, praecipue in consideratione divinae substantiae. Nam divina substantia omnem formam, quam intellectus noster attingit, sua immensitate excedit; et sie ipsanr apprehendere non possumus cognoscendo quid est, sed aliqualem ejus habemus notitiam cognoscendo quod non est» (Contra Gentiles, lib. I, cap. XIV). Пит. у Леруа. Догмат и критика, стр. 29. «О Боге мы не можем постигнуть то, что Он есть, а лишь что Он не есть, и как все остальное к Нему относится» (non enim de Deo capere possumus, quid est, sed quid non est et qualiter alia se habeant ad ipsum) (Op. cit., I. 1, c. XXX. Цит. у Леруа, 129. Здесь же см. сопоставление и других мест из Фомы Аквинского и ссылки его на Дионисия). 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

57 Страна производила мало хлеба, население в большинстве вело пастушеский образ жизни и довольствовалось самой простой пищей. Дорог в стране не было, и сообщения были вообще очень затруднены. Соль и хлеб лазы получали с моря, и торговлю с ними вели греческие купцы из Трапезунта. Самая цветущая часть земли лазов лежала на среднем течении Фазида; здесь находились города Кутаиси (или Котатисий, как называет Прокопий), Мухерезий, Археополь (в расстоянии одного дня пути от Мухерезия) и Родополь, расположенный на равнине; на северо-восток от Кутаиси лежала крепость Ухимерий, закрывавшая дорогу в область, населенную племенем сванов (Сванетия). 58 Христианство издавна проникло в Лазику из Иверии, которая дала в начале IV века такого стойкого и самоотверженного борца за истину монофизитства, каким был Петр Ивер, епископ Маюмы, окончивший жизнь в конце правления Зенона. 59 Власть царя Колхиды не ограничивалась территорией, заселенной лазами, а простиралась к северо-востоку в горные местности, занятые племенем сванов и скимнов, и по побережью на апсилов, мисимиан и абазгов. Области абазгов и апсилов лежали к северу от Лазики, а еще дальше на север жили мисимиане, граничившие с аланами. 60 Земля абазгов делилась на два царства: одно по морскому побережью, другое в горах, к востоку от моря. В случае смены на троне в этих зависимых царствах царь Колхиды утверждал преемника. К югу от Колхиды между нею и горною областью, занятою племенем цаннов, жил независимый народ, исповедовавший христианство и состоявший в духовной связи с лазами, так как он получал от них епископа. Царь Колхиды, современник императора Анастасия, Дамназ, получил утверждение во власти от Кавада и пользовался большим расположением с его стороны. Когда он умер, сын его Цафий, 61 опасаясь, чтобы Кавад не заставил его принять религию Зороастра, вступил в соглашение с императорским двором и, с разрешения императора, явился в Константинополь с большой свитой местной знати. Он встретил самый почетный прием, принял крещение, получил в жены знатную женщину, дочь патриция Нома, Валериану, и был объявлен сыном императора. Из рук императора он принял внешние отличия своего сана и тем признал свою зависимость от империи. Император зачислил его в штат силенциариев своего двора и положил определенный оклад. Событие это записано в хрониках под 522 годом. Малала сохранил описание того царского орната, который получил царь Цафий от императора. То была облегавшая тело одежда, стихарь, белый, шелковый, с золотыми клавами и портретом императора на груди; плащ из той же белой материи (χλαμς) с золотой полосой и портретом императора, приходившимся на грудь. Убранство дополняли золотая диадема, золотой пояс, украшенный жемчугом, красные сапоги, также расшитые жемчугом. Со своей благородной супругой из старого рода патрициев империи Цафий отправился в свое царство, обласканный и щедро одаренный императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

  24.9.1972.… Отсюда видно, как миф, являясь душой, оказывается историей этой души; причем в «Политике» душа мыслится именно мировая. Так же, как о мире, надо говорить и о полисе.   8.10.1972. Мне лично нравятся все стили кроме скучных. Я многое любил на свете… He de gnosis agape ginetai, знание становится любовью, как говорит апостол Павел  . Любящий видит то, чего другой не видит. Любовь есть знание, а знание есть любовь.   14.10.1972. 3-го октября  святой Дионисий Ареопагит, первый афинский епископ, 2-ая половина II века, по самым отчаянным протестантским подсчетам. По церковному преданию апостол Павел, проповедуя религию, завербовывая учеников, выступил в Ареопаге, говорил о воскресении мертвых, о том, что любимый человек будет жить в вечности. Просвещенные афиняне не стали его слушать и вежливо прогнали, «поговорим обо всём этом потом». Один только Дионисий, тоже член Ареопага, подступил к Павлу с расспросами; его захватило учение о едином Боге, о Спасителе, Его страдании, Голгофе, Воскресении. Павел почувствовал, что перед ним особый человек, и посвятил его в епископы. Но современные ученые уверяют, что тот ранний Дионисий, если он существовал, ничего на самом деле не писал. Приписываемые ему Ареопагитики, четыре трактата и 10 писем, предполагают уже существование сложной христианской литургии, а в раннем христианстве литургия была простая, не шла дальше того, что завещал на Тайной вечери Христос, когда сказал «сие творите в Мое воспоминание». В Ареопагитиках говорится о монахах, но монашество появилось только в III, IV веках. В них находят влияние Прокла, но ведь у Прокла же сложнейшая логика, диалектика; едва ли тот ранний Ареопагит мог самостоятельно развить всё это. Причем совпадения оказываются именно с Проклом, не с Плотином. Плотин хотя и друг Оригена, но был отъявленный язычник. Несмотря на некоторые нерешенные вопросы, я склонен думать, что Ареопагитики это трактаты V века, неизвестного автора. Грузины говорят, что их написал Петр Ивер, епископ Майюмский, в Малой Азии. Так пишет Нуцубидзе, и независимо от него к тому же пришел один голландец  . Грузины восторжествовали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.199–214. Нечунаев В.В. Опыт рационалистической реконструкции смысла отрицательного богословия Дионисия Ареопагита, Плотина и Мейстера Экхарта//Философия: История и современность. – Новосибирск, 2001. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. Нуцубидзе Ш. Тайна псевдо–Дионисия Ареопагита.//Известия Института языка, истории и материальной культуры имени академика Н.Марра. – Тбилиси, 1944. 14. Нуцубидзе Ш.И. Арепагитская литература за последнее десятилетие//Византийский временник. –  М.,  1963. – Т. 23. Нуцубидзе Ш.И. Петр Ивер и философское наследие античности: Проблемы ареопагитики. – Тбилиси, 1963. О святом Дионисии Ареопагите и его творениях//Христианское чтение . – 1848. – Ч. 2. Ольсен Г. О циклической и линейной концепции времени в трактовке античной и раннесредневековой истории//Цивилизации. – М., 1993. – Вып. 2. С.12–14. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.71–77. Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы – II – IV вв. – Сергиев Посад, 1904. С.315–320. Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.194–196. Прохоров Г.М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе//ТОДРЛ. –  1976. – Т. 31. Прохоров Г.М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе//ТОДРЛ. –  1976. – Т. 31. Прохоров Г.М. Послание Титу иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом»//Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука,  1978. – Т. 38. Прохоров Г.М. Послание Титу иерарху Дионисия Ареопагита в славянском переводе и иконография «Премудрость созда себе дом»//Труды Отдела древнерусской литературы. – Л.: Наука,  1978. – Т. 38. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.  

http://bogoslov.ru/person/2714657

Нуцубидзе Ш.И. Петр Ивер и философское наследие античности: Проблемы ареопагитики. Тбилиси, 1963. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. Редин Е.К. «Христианская топография» Косьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. М., 1917. Ренъё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века/Пер. с фр. М., 2008. Рудоквас А.Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого . СПб., 2001 [только сетевая версия]. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002. Серов В.В. Финансовая политика ранневизантийского императора: (Анализ мероприятий Анастасия I). Барнаул, 2000. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. Сильвестрова Е.В. Lex generalis: Императорская конституция в системе источников греко-римского права V-X вв. М., 2007. Сорочан С.Б. Византия IV-IX веков: Этюды рынка. Структура механизмов обмена. Харьков, 2001 (2-е изд.). Сукиасян А.Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма. Ереван, 1963. Тюленев В.М. Лактанций : христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000. Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959. Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV-VII вв.). М, 1974. Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V – середина VII века). М., 1989. Уоллес-Хедрилл Дж. Варварский Запад: раннее Средневековье 400–1000/Пер. с англ. СПб., 2002. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977. Фихман И.Ф. Оксиринх – город папирусов. М., 1976. Фихман И.Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987. Фокин А.Р. (ред.). Леонтий Византийский : Сборник исследований. М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрейберг Л.А. (ред.). Античность и Византия. М., 1975. Хонигман В. Петр Ивер и сочинения Псевдо- Дионисия Ареопагита /Пер. с нем. Тбилиси, 1955. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997. Хосроев А.Л. Пахомий Великий : (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004. Хрушкова Л.Т. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV-VII века). М., 2002. Чекалова А А. Константинополь в VI веке: Восстание Ника. СПб., 1997 (2-е изд.). Чекалова А А. Сенат и сенаторская аристократия Константинополя: IV – 1-я половина VII в. М, 2010. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975. Шувалов П.В. Секрет армии Юстиниана: Восточноримская армия в 491–641 гг. СПб., 2006. Щукин М.Б. Готский путь: Готы, Рим и Черняховская культура. СПб., 2005. Allen P. , Jeffreys Е. (ed.). The sixth century: end or beginning? Brisbane, 1996. Angold M. Byzantium: the bridge from antiquity to the middle ages. London, 2001. Bagnall R. Egypt in late antiquity. Princeton, 1993. Bagnall R . (ed.). Egypt in the Byzantine world, 300–700. Cambridge, 2007. Baker D. (ed.). The Orthodox Churches and the West. Oxford, 1976. Barnwell P.S. Emperor, prefects and kings: the Roman west, 395–565. London, 1992. Beck H.-G. (hrsg.). Studien zur Friihgeschichte Konstantinopels. Mun-chen, 1973. Blockley R.C. East Roman Foreign Policy: Formation and Conduct from Diocletian to Anastasius. Leeds, 1992. Bonini R. Introduzione alio studio delF eta Guistiniana. Bologna, 1977. Bonner M. (ed.). Arab-Byzantine relations in early Islamic times. Alder-shot, 2004. Bowersock G.W. Roman Arabia. Cambridge (Mass.), 1983. Brock S. From Ephrem to Romanos: interactions between Syriac and Greek in late antiquity. Aldershot, 1999. Brock S. (ed.). The Hidden Pearl: the Syrian Orthodox Church and its ancient Aramaic heritage. Rome, 2001. 4 vol. Brown P. The World of Late Antiquity: AD 150–750. London, 1971. Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity. Chicago, 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

90. Ивер. Инкрустированная дверь 1589 г. Предметы церковной утвари на Афоне, исполненные мелкою резьбою, чаще всего ажурным, прорезным способом, чрезвычайно многочисленны, но, за немногими исключениями, или ограничены простейшею орнаментациею, выполненною по шаблонам, или же не принадлежат к собственным греко-восточным работам, как, например, известные хоросы, исполнявшиеся в Германии. Большинство дверей и врат церковных, как равно: кафедр, налоев и вообще предметов церковной утвари из дерева, украшено инкрустациею по греко-восточному (см. рис. 90) способу штучным набором из деревянных шашек, пластинок перламутра, кости и пр., что дает богатый материал для истории кустарной промышленности на Балканском полуострове с XVI века до последнего времени. 109 Rohault de Fleury, Messe, IV, p. 175 сообщает рисунок афонского потира XVII в., сообщенный автору кн. Г. Г. Гагариными 110 Вполне отвечает тексту описи Патмоса:ποτριον λιϑριν ασπιν μαρον ργυρδετον,, Bysant. Zeitschr 1892, p. 518 111 Как Дарсел не отнес к западному искусству серебряную чашу собрания Базилевского, ныне в Срв. отд. Имп. Эрмитажа, с фантастическими фигурами, бывшую на всемирной выставке в Париже 1876 г.: Gonse, L. Les Beaux Arte de l’Exp. Univ., P., 1679, II p. 222. 112 См. кроме таблиц изд. Оганьи Tesoro di San Marco, текст Пазини, стр. 55, также в атласе Rohault de Fleury, Messe, pl. 297, 299,309, 315, 317, 319, 320,321 – 322, равно: Русские Древности, рис. 109. Преосв. Порфирий, ibid. II, 2, р. 30–33, ввиду монограммы, называющей Мануила деспотом, считает, что потир сделан до воцарения в 1391 г., а вкладом был сына Андроника, на основании списка вкладов 1570 года. 113 Аналогические памятники, хотя бы и древнийшие, нуждаются еще в исследовании, и мы только, на всякий случай, укажем, что к тому же роду может быть отнесена чаша, орнаментированная сходно с чашею Руссика (см. ниже), с изображением Агнца, лежащего на престоле, и надписями вокруг всего блюда и в листьях внутреннего диска: истолкователи видят символическое указание на то, что сочинитель блюда Петр Хрисолог предлагает с Сыном чтить и Мать Его: S. Pastritii, Ратепае argenteae mysticae Divi Petri Chrysologie descriptio, Romae, 1706, pag. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

1813 . Николаевский на Лятке или Ляцкий, мужской, ныне неболь­шая груда камней и незначительный холм, Новгородской губ. и уезда, на прав. берегу Волхова между сел. Городище и Новгородом, в ½ вер. от первого и в 1 вер. от второго, на острове, окру­жаемом Волховым, Волховцом и Левошнею. О нем сохранились в летописях немногие известия: в 1356 г. поставлена дерев. церковь «Святый Никола на Лятке», в 1357 г. «гром бысть силен; в свя­том Николе на Лятке игумена зашибло и иных людии»; в 1365 г. «на Лятке постави Лазута церковь камену св. Ни­колу»; в 1386 г. «Новгородцы пожгоша около города монастырев 24», в том числе и «на Лядке»; в 1552 г. «декабря 27 день, вторник, после Рожд. Хр. на третей день, горело в монастыре у чудотв. Николы на Лядки: 4 кельи сго­рело, а пятую разметали, при игумене Антонии». По описи 1604 г. в м-ре было 2 камен. церкви св. Николая и Троицы с трапезою. В 1672 г. м-рь приписан к Новгор. архиер. дому, а в 1677 г. к Иверскому м-рю. Здания его отданы на постройку Новгородского Кириллова м-ря. “Ист. Росс. Иер.”, V, 34; Ратшин, 400; Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богород. м-ря”, 28; Архим. Макарий, “Археол. опис. церков. древ. Новгор.”, I, 653; II, 53, 158, 317, 318; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 49; “Ист. разгов. о древн. Вел. Новгор.”, 85; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 240; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 115, 66; “Новгор. писцов. кн.”, I, 663; II, 84, 86, 88, 89, 390; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1850 г., VI, 120 (писцов. кн. 1583 г.); 1857 г., XXV, 92, 94 (Грам. Ивер. м-ря; 1644 г. строит. старец Гурий; 1665 г. строит. черный поп Па­хомий); “Известия Археол. Общ.”, 1863 г., IV, 424 (Опись м-ря 1604 г.); “Полн. собр. лет.”, III, 86 (постр. цер. 1356 г. и грам. 1357 г.), 88 (постр. цер. Лазутою 1365 г.), 156 (пожар 1552 г. при игум. Антонии); IV, 94 (в 1386 г. сожжен новгор.); VIII, 13 (в 1365 г. постр. цер. Лазутою); “Русск. истор. Библиот.”, V, 18, 8 (ц. грам. 1643 г. об освящ. церкви, возобновленной старцем Гу­рием во вновь устроен. им Никол. Лятском м-ре и о возврате ему имущества, розданного в другие м-ри), 21, 9 (выпись из писцов. книг 1624 г. о колич. рыбн. ловель, пашни и лавочн. мест, принадлежав. м-рю), 62, 33 (данная 1654 г. строит. Гурию на пустопорожнее место), 298, 99 (грам. 1657 г. патр. Никона о взимании с вотчин Ляцкого м-ря сборов только с жи­вущих, а не с пустых крестьян. дворов; видно, что строитель старец Гурий имел 1 двор жи­вущий и 2 пустых), 426, 173 (ц. грам. 1663 г. строителю Никол. Лят. м-ря о доставлении в Мо­скву подробн. свед. о том, что именно взял патр. Никон из м-ря во время своего патриар­шества), 836, 330 (грам. патр. Иоакима 1677 г. об отдаче в ведение Ивер. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010