Евдокии. Ок. 440 г., услышав о славе Исаии Газского, они переселились в район Газы и основали мон-рь (φροντιστιον, место для размышления) недалеко от Маюмы (Vita Petri Iberi. 1895. S. 49; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 33), к-рый представлял собой небольшую лавру ( Ioan. Ruf. Pleroph. 2). В 445 г. Петр Ивер был насильно посвящен в пресвитера, но по смирению не исполнял обязанности священника. В 451 г. он был поставлен епископом Маюмы, но оставался на этом посту всего неск. месяцев. После антимонофизитских мер имп. Маркиана, принятых в 453 г., монахи ушли из мон-ря Петра, а сам он на нек-рое время покинул Палестину и жил в Египте. Вернувшись, Петр поселился недалеко от Аскалона (к северу от Газы), где к нему стекались искавшие духовного руководства монахи и миряне. В 486 г. Дионисий, схоластик (адвокат) из Газы, убедил Петра поселиться вместе с учениками в селении Магдаль-Фавафа (к югу от Газы) возле ц. прп. Илариона Великого (Vita Petri Iberi. 1895. S. 100-101). Незадолго до смерти († 491) в одном из мон-рей Ямнии Петр завещал преобразовать свою лавру в киновию (Ibid. S. 144). Известны имена неск. преемников Петра Ивера на посту игумена. Его мон-рь называется также монастырем Феодора, т. к. при Феодоре, преемнике и ученике Петра, произошло значительное расширение обители (Ibid. S. 134, 142-145 ). Еще одним знаменитым игуменом мон-ря был Иоанн Канопит, уроженец Канопии (2 км к югу от Газы). Мон-рь Петра Ивера на долгие годы стал центром монофизитского движения в Палестине. Выходцами из него были такие известные монофизиты, как Иоанн Руф, преемник Петра на Маюмской кафедре, Евагрий Самосатский, Севир Антиохийский. В нач. VI в. в мон-ре Петра Ивера нашли убежище неск. десятков монахов мон-ря Мар-Бессос в Тургасе, близ Апамеи, изгнанных Флавианом Антиохийским за непринятие Халкидонского Собора ( Zach. Rhet. Vita Sever. P. 111). В 519 г. монахи этого мон-ря были изгнаны халкидонитами и переселились в мон-рь Энатон близ Александрии ( John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Иверия или Грузия не была для Руси неведомой страной. Она хорошо знала православную Иверию-священный удел Царицы Небесной-и беззаветно преданных православию ее храбрых чад крестоносцев – грузин, прославивших свое имя в непрерывной борьбе с мусульманским миром за Христа и его святую церковь . Грузинские летописи Картлис Цховреба и хроника Сумбата сохранили известие, что император византийский Василий, воевавший с грузинским царем Георгием 1014–1027), в числе вспомогательного войска имел русский отряди 35 . Русским палеографам известна древняя повесть «Дивна и зело полезна о девице, дщери Иверского царя, Динаре царице, како победи пэрского царя Адрамелеха». Следует здесь заметить, что царь Иоанн Грозный, воодушевляя свои войска речью, при осаде г. Казани, упоминает в примере Божественной помощи о победе царицы Иберии Динари над персами 36 . Чтобы составить хоть приблизительное понятие о значении многовековой энергической и плодотворной деятельности грузин вне пределов своей родины и вообще об историческом призвании-Иверии в отношении христианства и церкви, считаю необходимым познакомить читателей с подвигами хотя бы некоторых из них, которые прославили грузинское имя среди христианских народов. Таковы: 1) св. Петр Ивер; 2) Федул и св. Мартирий Сабацминдели; 3) Новый Петр Ивер; 4) Дивно-горский подвижник Антоний, епископ Селевкийский; 5) св. Иоанн Мосх ; 6) Византийский патриарх Герман III; 7) Михаил Синкелл; 8) св. чудотворец Илларион грузин; 9) Исихастирион Савва Халд; 10) св. Георгий Никомидйский; 11) преподобный Иоанн Ивер; 12) преподобн. Торникий; 13) преподобный Гавриил иконоприимец, 14) Феофил, митрополит Тарса; 15) Евфимий агиорит; 16) Георгий Мтацминдели; 17) Ефрем Мцире; 18) Евфимий Торникий, святитель Неопатрийский и др. 1) Св. Петр Ивер, царевич грузинский Мурваноз (412–491), находясь при византийском дворе в качестве заложника, получил блестящее образование. Но повинуясь внутреннему голосу, он тайно оставил столицу и отправился в Палестину, где природные богатые задатки его аскетически-подвижнического характера получили полное развитие и через это прославился он между своими современниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марром и издано Императорским Православным Палестинским Обществом г 1896 году 41 . Кроме Захарам жизнеописания св. Петра Ивера, известного деятеля палестинского, написанного его же учеником Захарем грузином по-сирийски и с сирийского переведенного на грузинский язык священником Макарием 42  сообщает о нем сведения, впрочем отрывочныя 43 , византийский историк Евагрий (536–593). – Сравнительно более подробные сведения о Петре Майумском находятся в грузинской летописи – , аналогических, в которой кроме аналогических сведений, между прочим повествуется о том, что «никто не был в состоянии восхвалить его (Петра), кроме Григория Двоеслова , патриарха похвального, который написал восхваление его в своей книге» 44 . Издатель и комментатор грузинских летописей, глубокий знаток истории нашего края академик М. И. Броссе, относительно приведенных нами слов грузинской летописи, замечает, что он не мог найти этого похвального слова, написанного «Григорием Теологом» 45 . Профессор Н. Марр это свидетельство считает внесенным в наши летописи по недоразумению, и прежде всего со стороны тех, которые внесли житие Петра в грузинские летописи. «Дело в том,-продолжает Н. Марр, – что Григорий Великий действительно писал в своей книге „Diologorum“ 46  несколько сочувственных слов о св. монахе. Петре Ивере, подвизавшемся в. Евазе, и, со слов одного иллирийского монаха, упоминает о видении, в котором Петр видел ад. Но этот Петр Ивер, предполагается, происходил из Иверии-Испании, а не Грузии, и у нас, нет особых основании, чтобы настаивать на ошибочности этого предположения» 47 Всматриваясь в грузинскую летопись, нельзя не заметить, что в ней, на странице 103, дееписатель, передав кратко биографию Петра Ивера, приводит отзыв Двоеслова о блаженном Петре, каковой интерпелляцией последовательность рассказа как-бы прерывается, со следующей же, 104 страницы повествование начинается опять сначала, как царевич Мурваноз (Петр), будучи двенадцати лет, был отправлен в Византию в качестве заложника, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот о. Петр совершил столько подвигов, что, думаю, больше их никто никогда не совершал и не в состоянии совершить. Так управляет Бог по своей благости жизнью людей, ибо сердце человека жестокое и каким способом Бог находит лучше обращение его (человека), тем путем обращает и спасает Слава великодушию, премногому человеколюбию и милости Его». Диалоги св. Григория Двоеслова , отрывок из коих мы привели, перечисляется в списке переводов с греческого языка 51  св. Евфимия Агиорита (†1028) и это обстоятельство само собою исключает всякую возможность переделки или повреждения текста, ручаясь вместе с тем за точность перевода. Из приведенного собеседования явствует, во первых, что этот знаменитый подвижник Петр, согласно свидетельству его самого и Григория Двоеслова , был по происхождению грузин из Карталинской провинции и, во вторых, св. Григорий Великий рассказывает о видении ада не со слов одного иллирийского монаха, как утверждает профессор Марр, а из личной беседы, которую имел святейший папа римский с блаженным Петром Ивером, жившим в VI веке. Если бы Петр Ивер был действительно испанцем, как утверждает профес. Марр, то неуместными были бы слова св. Григория Двоеслова , обращенные к нему: «как он прибыл из столь отдаленной страны», ибо Испания, как соседняя страна, не могла считаться отдаленной ять Италии. 4) Дивногорский подвижник Антоний, епископ Селевкийский. Житие блаженной Марфы, матери св. Симеона Столпника (521–596), свидетельствует, что иверийцы играли важную роль в Иерусалиме. К св. Симеону Дивногорцу особенно был близок грузинский иерей Антоний за свой святой образ жизни, возведенный по указанию свыше на Селевкийскую архиерейскую кафедру, близ Антиохии. Этому Антонию оказывал свое особое благорасположение св. Симеон за его преданность и за принесение ему из св. Града святынь, в том числе частицы Животворящего Креста. Житие сообщает следующее поучительное известие о пребывании Антония в Иерусалиме. Во время пребывания своего в Иерусалиме, Антоний увидел ночью в видении ангела, который повелел ему встать поспешно, взять из сада при храме Воскресенья виноградную ветвь и идти на Дивную гору к рабу Божью Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 86; Petrus der Iberer. 1895. S. 35; Oros. Apol. 6, 7). Архимандрит, к-рый по рангу приравнивался к епископу, должен был заведовать всеми делами мон-рей на территории ИПЦ и быть постоянным представителем монашеских общин при архиепископе. Введением этой должности укреплялись одновременно и связи монахов с Иерусалимским престолом и устанавливалась система централизованного управления делами монашества. Время возникновения этого поста неизвестно, но следует предполагать, что скорее всего он был учрежден И. По просьбе прп. Евфимия Великого ок. 425 г. И. крестил Аспебета, одного из вождей араб. племени, кочевавшего по территории Вост. Палестины, дал ему имя Петр и посвятил в епископский сан для «поселений сарацин» (παρεμβολ - лагеря бедуинов в районе совр. Бир-эз-Зарраа, восточнее Иерусалима). По предположениям ряда совр. исследователей, посвящение епископа для арабов могло быть со стороны И. нарушением прав юрисдикции как Кесарии Палестинской, так и митрополий провинции Аравия (см.: Honigmann. 1950. P. 219-221). Несмотря на возможность возникновения такого конфликта, источники V в. не сообщают о нем. Время смерти И. определяется лишь приблизительно. В Житии прп. Саввы Освященного прп. Кирилла Скифопольского есть указание на то, что не позднее июля 458 г. Иерусалимский престол уже занимал преемник И. патриарх Анастасий I ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 12. S. 95). По дню памяти И. дата его смерти обычно определяется как 2 июля. Отношение к И. развивалось по-разному в правосл. и монофизитской традиции. У авторов-монофизитов кон. V-VI в. И. стал символом нечестия и предательства. Он неоднократно упоминается в Житии Петра Ивера и «Плерофориях» Иоанна Руфа (Petrus der Iberer. 1895; Johannes Rufus. 1982), в Церковной истории Псевдо-Захарии Ритора ( Zach. Rhet. Hist. eccl.), Житии Диоскора ( Nau. 1903). Как правило, авторы приводят ряд эпизодов, в которых монофизиты Петр Ивер, Диоскор и др. пытались убедить И. в истинности своей веры либо заклеймить его как вероотступника. Эти эпизоды часто носят анекдотический характер, особенно в изложении истории Вселенских Соборов.

http://pravenc.ru/text/1237733.html

139 Как рассказывает об этом Феофан, Тимофей Элур еще за год до своего разбойничьего поставления в епископы «ночью обходил кельи монахов, каждого называл по имени и на отзыв всякому говорил: «Я ангел, посланный сказать всем вам, чтобы вы оставили общение с Протерием и постановления в Халкидоне, а избрали бы в александрийские епископы Тимофея Элура». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.87). Ю.А. Кулаковский сообщает о нем следующее: «То был человек, которого некогда Кирилл насильно извлек из отшельнического уединения в пустыне и посвятил в пресвитеры. (что прямо противоречит Феофану – А.К.) Прозвище Элур – ласка – дано было Тимофею приверженцами Протерия за его малый рост и чрезвычайную худобу, последствие его подвижнической жизни. ... Монахи, чрезвычайно многочисленные в Египте, и толпа схватили Тимофея, насильно (что также противоречит Феофану – А.К.) привели его в кафедральный собор города ... для посвящения в патриархи». ( Ю.А. Кулаковский . История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г с.275). Он занимал кафедру в 457–477 гг. 140 Феофан рассказывает об этом так: «При сем Тимофей, по прозванию Элур, произвел смятение в Александрии: подкупив множество беспорядочных людей, он силой овладел Александрийским престолом и, лишенный всякого духовного сана, был посвящен двумя, подобными себе, епископами. От сего произошли всякого рода соблазны в Александрии. Этот нечестивец с невыносимым бешенством оскорблял всюду и всех священников, державшихся постановлений Халкидонского собора, не рукоположенный рукополагал епископов, и не будучи священником, совершал крещение». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.87). Ю.А. Кулаковский приводит дату 16 марта 457 г. (Ю.А. Кулаковский. История Византии. 395–518 гг. Спб., 1996 г. с.271). 141 Петр Ивер был сын царя Иверии Бакур-Вараза. Его имя, по свидетельству грузинского жития, было Мурван. В молодые годы он попал в Константинополь в качестве заложника во время войны Феодосия с персами и приобрел большое расположение императора, его супруги и Пульхерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

143 Император Лев I Макелла был возведен на престол 7 февраля 457 г. Впервые при его поставлении на царство императорский венец возложил на императора константинопольский патриарх Анатолий. (Chron. Pasch. 592) 144 Строго говоря, Петр Ивер не был низложен, так как находился под покровительством императрицы Пульхерии, но очевидно, был незаконно поставлен – см. прим. 31 145 Феофан об этом сообщает так: «В том же году император Лев, узнав о напрасной смерти Протерия и беззаконном посвящении Элура, послал Кесария, приказав ему двум сообщникам оного отрезать языки и изгнать, нечестивого же Тимофея не тронул, сказав, что судить его следует одним только епископам». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88). 148 По сообщению Феофана, так как Элур и здесь продолжал «составлять противозаконные сборища и смуты», то его отправили в Херсон. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88). 152 Омонии, согласия). Так прозывалась церковь св. Ирины, в которой в правление императора, Феодосия Великого, собирались 150 отцов 2-го Константинопольского Собора, и единогласно определилившие догмат о св. Троице. 153 Не совсем понятно, какую войну имеет в виду Евагрий. Это может быть как война с паннонскими готами Валамира (см. Иордан. О происхождении и деяниях готов. 270–272. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.113), или его брата Теодемира (Iohan. Antioh. c. 90) в ходе которой готы опустошили Иллирик и захватили Диррахий. Но, скорее всего, учитывая именование «скифы» – имеется в виду вторжение одного из сыновей Атиллы во Фракию в 469 г. 154 Иногда исаврийское имя Зенона также называют как Тарасикодисса. Исавр родом, он был назначен магистром армии востока в год неудачной экспедиции Василиска против вандалов. В следующем году был удостоен консульства и получил командование над частью войск во Фракии. Традиционно видят в этом приближении к себе исаврийского князька попытку противопоставить что-то влиянию готов, даже опереться на национальную армию самой империи, не поручая ведение войн за нее федератам. (Ф.И. Успенский. История Византийской Империи. М., 1996 г. с. 187–191) Но, во-первых, род Аспара служил империи уже почти полвека – его отец Ардавурий упоминается уже в 425 г., в походе против узурпатора Иоанна. Назвать же исавров более подданными империи, нежели готы – по меньшей мере, странно, в то же самое время, когда Зенон командовал войсками во Фракии, его соплеменники сделали пиратский набег на остров Родос. Пожалуй, единственное действительное преимущество Зенона перед Аспаром состояло в том, что он был православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

17 Иоасаф (ум. 1874), архимандрит – настоятель Лавры св. Саввы Освященного, выдающийся деятель греческого иерусалимского монашества. Родом с о. Крит. Архим. Порфирий (Успенский) , познакомившийся с ним, иеромонахом и духовником Лавры, в июне 1844 г., свидетельствовал, что он «давно подвизается на трудном поприще духовной жизни и за его святость почитают его не только греки, но и арабы-мусульмане» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. 2. СПб., 1894. С. 117). Русские иноки Мар-Сабы и паломники из России особенно ценили о. Иоасаф, поскольку тот «знал по-русски и иногда служил обедни на славянском языке». Русскому языку он выучился у русского монаха, которому сам был в свое время «поручен на послушание, искус и обучение» (там же). Позже – общий духовник греческой Иерусалимской Патриархии и духовник начальников Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 18 Письмо подписали 9 русских монахов, хотя в первой фразе документа указали, что их в монастыре 10. Возможно, это разночтение связано с именем архимандрита Арсения, основателя и первого настоятеля Иерусалимского подворья в Москве, находившегося в монастыре Саввы Освященного, но не подписавшего документ, поскольку пребывал в монастырском заточении. 19 Монастырь Святого Креста в Иерусалиме существует с V–VI в. (сохранились фрагменты мозаичного пола VI в.). Неоднократно разрушался и восстанавливался. Расцвет обители связывают с эпохой грузинского царя Давида IV (1089–1125). См.: Tzaferis V. The Monastery of the Holy Cross in Jerusalem. Jerusalem, 1987; Чехановец Я. Грузинская Церковь на Святой Земле. М., 2012. 20 На одной из фресок, украсивших стены и столпы соборного храма в сер. XVII в., изображен великий грузинский поэт Шота Руставели (ум. 1216), прибывший в Иерусалим после 1192 г., восстановивший, украсивший монастырь и, по преданию, окончивший в нем свои дни (Абашидзе И.В. По следам Руставели. Пер. с груз. А. Межирова. Тбилиси, 1974). Историю фрески, закрашенной греками и реставрированной в 1960 г. участниками грузинской научной экспедиции (И. Абашидзе, А. Шанидзе и Г. Церетели), см.: Шанидзе А., Поездка в Иерусалим (К вопросу о портрете Ш. Руставели)//Международная научная жизнь, 1961, По мнению ряда исследователей, Руставели был послан в Святую Землю царицей Тамарой (ум. 1213). Есть источники, свидетельствующие о намерении сына Тамары царя Георгия IV Лаши предпринять поход в Палестину и перенести в Иерусалим останки своей матери согласно ее желанию (Послание Г. де Буа к архиепископу Безансонскому (1219)//Чачанидзе В.И. Петр Ивер и археологические раскопки грузинского монастыря в Иерусалиме. Тбилиси, 1977. С. 195–199).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

22 Правительство демократической Грузии перед вступлением Красной армии в 1921 г. вывезло во Францию много памятников христианского искусства: исторически наиболее значимую часть музейных фондов, сокровища монастырей. Усилиями Э. Такаишвили все это национальное достояние – шедевры грузинского национального искусства – были сохранены и в 1946 г. возвращены в Грузию. 23 Соломон II (1772–1815) – последний царь Имеретин (Западной Грузии), царствовал до 1810 г. Будучи вынужденным подписать акт о протекторате России над Имеретией, не оставлял попыток вернуть престол. В итоге бежал в Турцию, где и скончался. 24 Очередность именования предстоятелей всех Православных Церквей в уста­новленном порядке («по чести») на литургии, совершаемой одним из предсто­ятелей. 26 Петр Ивер (Ивериец), епископ Маюмский (Газский), активный участник и яркая фигура споров халкидонитов с нехалкидонитами, по мнению некоторых иссле­дователей, сторонник монофизитов. 27 Антиохийская Церковь , считавшая Грузию территорией своей юрисдикции, не соглашалась признавать автокефалию Грузинской Церкви и титуловать ее предстоятеля патриархом на том основании, что она не была основана апо­столами. Св. Георгий Святогорец, настоятель Иверского монастыря на Афо­не, представил в Антиохии грузинские средневековые свидетельства путе­шествия апостола Андрея в Колхиду и Иверию. Св. Георгий (Святогорец, Атонели, Мтацминдели) – экзегет, переводчик с греческого на грузинский богослужебных книг и творений св. отцов, теоретик и реформатор грузинских литургических песнопений. 28 Эта незатейливая хитрость могла пройти только потому, что Советский Союз уже агонизировал и властям Грузии было не до Духовной академии. (Прим. Пер.). 29 Под академию и семинарию отвели историческое здание бывшего караван-сарая в старом Тбилиси, вместительное, сохранившее традиционную плани­ровку. 31 Тбел Абусеридзе (ок. 1190–1240) – сын владетельного князя Верхней Аджа­рии, гимнограф, писатель, астроном. Автор нескольких историко-религиозных сочинений, а также хроники рода Абусеридзе, содержащей множество социально-бытовых подробностей эпохи. Проводил сравнительные исследо­вания систем летосчисления, составлял астрономические таблицы фаз Луны. Поддерживал тесные отношения с Гелатской академией. Грузинской Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4, М. 1983, с. 591-594. 148 Ср. 30.7.1972. 149 О нем 22.2.1973, 19.3.1973. 150 Фил 2, 6. 151 А. Бриллиантов, Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ 1898. 152 И. А. Крывелев, Книга о Библии, М., 1958. 154 Старого стиля. 155 Э. Хонигман, Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тбилиси 1955. 156 Николай Кузанский, Избранные философские сочинения, пер. С. А. Лопашова и А. Ф. Лосева, М. 1937. 157 В доме Лосева я видел старые тетради с хвалебными посланиями Сталину на древнегреческом языке. 158 Кажется, для двухтомника ренессансной эстетики под ред. Шестакова. 159 Термин Николая Кузанского. Я заменил его на предположение. 160 У Алексиуса фон Мейнонга (1853–1920) интенциональный объект, о котором мы не знаем, существует он реально или нет, конституируется как предмет в акте познания. Темы учителя Мейнонга Брентано и самого Мейнонга развиты Гуссерлем в теории интенциональности. 161 Об эстетике Николая Кузанского. 162 Считается, что у Ксенофонта нет такого сочинения. 163 Диоген Лаэрций III 9–17. 164 Ср. 15.6.1973. 165 А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М. 1930, с. 847–848. 166 М. Л. Гаспаров, Новая зарубежная литература о Таците и Светонии//ВДИ 1964, 1. 167 А. А. Фет, Вечерние огни. Послесловие Д. Благого, М. 1971; Д. Благой, Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета, М. 1975. 168 Скрябин был профессором Московской консерватории по классу фортепиано в 1898–1903. 169 Василий Родионович Петров (1875–1937). 170 Петров Осип Афанасьевич (1807–1878), с 1830 пел на петербургской оперной сцене. 171 Филин Федот Петрович (1908–1982). 172 Я встречался с ним тогда на семинарах Вячеслава Всеволодовича Иванова по хеттскому языку. 173 Б. Я. Бухштаб, Русские поэты, Л. 1970. 174 Марк Борисович Митин в 30-х годах был зам. директора Академии коммунистического воспитания, зам. директора Института философии, гл. редактором журнала «Под знаменем марксизма» входил в Президиум АН СССР. 175 Сам я потом перевел только краткое «Таинственное богословие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010