Чудо 22 О священном монастыре Иверон и чтимой иконе и Вратарницы Во времена благочестивейшего и приснопоминаемого царя Константина расцвела и увеличилась благодатью Господа нашего Иисуса Христа наша вера. Идольские капища были стерты, а чины монахов умножились, во всех городах и весях строились храмы и святыни. Как раз в те годы родился некий благочестивый и доблестный муж по имени Петр, который стремился найти место безмолвное и пустынное, чтобы удалиться из мира и испытать жизнь без смятений. Он молился Богу, чтобы Бог ему открыл, куда идти, и увидел в видении Пресвятую Богородицу, говорящую ему: «Отче, на Горе Афонской успокоение твое. Его Я выпросила по жребию у Сына и Бога Моего, чтобы там имели прибежище те, кто удаляются от забот и смут мира и стремятся к добродетели, проводя жизнь без печали, за что удостоятся вечного блаженства. Я весьма полюбила эту Гору. В краткое время она заполнится монахами из всяких земель и из всяких мест. И милость Сына Моего и помощь Моя не уйдет от них, но Я буду их посещать, охранять, молясь Сыну Моему об их спасении». Тут проснулся благочестивый Петр и, поблагодарив Господа и Его Приснодеву Матерь, ушел на ту Гору, где мужественно сражался с бесами и удостоился узреть в видениях заступничеством Богоматери множество Ангелов, и стал великим чудотворцем, и в мире отошел ко Господу. Через какое-то время пришел и отец наш Афанасий, построивший великую Лавру. В те времена жил и отец наш Иоанн, по существу чистейший сосуд и вместилище Всесвятаго Духа. По происхождению он был ивер (грузин), царской крови и очень богат. Но, оставив богатство, славу и все имущество, ушел в монастырь. Сняв блестящие одежды, надел скудный и бедный подрясник. Когда он услышал о славе Святой Горы Афонской и преподобного Афанасия, то нашел его, и они начали как братья соревноваться в спасительном добротолюбии. Когда же ивер вскоре узнал, что его сын Евфимий пришел в Византию (Константинополь), дабы найти душевный мир и упокоение, то пустился в путь, его разыскивая. Встретившись, оба они притекли к желанному безмолвию у великого Афанасия. Он него Иоанн научился всякому любомудрию и стал почти новым Златоустом, и перевел все наши писания на язык иверов.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Грузия может помочь возродить наши церковность и культуру Доклад на торжествах в гор. Лысково 02.06.2023 576 Время на чтение 6 минут Фото: предоставлено автором В городе Лысково Нижегородской области, в день памяти потомка грузинских царей, светлейшего князя Георгия Александровича (+15/28 мая 1852 г.), уже многие годы совершаются торжественные встречи. В 2021 году дело по организации торжеств взяла на себя администрация гор. Лысково, главой которого является Иванов Виктор Иванович. Благодаря тому, что к делу подключилась администрация муниципального округа, в прошлом 2022 году, когда исполнилось 170 лет со дня кончины князя, из Москвы приехала многочисленная грузинская делегация. Не менее многочисленной она была и на сей раз. После литургии в храме св. Георгия Победоносца делегация отправилась в культурный центр «Рассвет», расположенный рядом с домом, в котором жил светлейший князь. Здесь, перед участниками торжеств выступил глава муниципального округа Лысково Виктор Иванович Иванов. Несколько песен исполнил вокальный ансамбль «Русская песня». С танцевальными номерами выступил грузинский ансамбль из Нижнего Новгорода «Армази». Доклады о светлейшем князе Георгии прочитали – Ирина Александровна Высоцкая, Николай Алексеевич Лобастов, Павел Валентинович Рябинин и Василий Степанович Никитин. Ярким было выступление Георгия Адамия, представителя грузинской диаспоры в Москве. Дано было слово и автору настоящего материала. Когда, несколько лет назад, мне довелось узнать, что в Грузии на протяжении всей ее истории не прижилась ни одна ересь, то задал себе вопрос: по причине чего это могло произойти? Повлиял ли на это национальный характер грузинского народа? Или, быть может, повлияла удаленность от Европы, этого полигона по внедрению ересей в социальную среду? Или тому имелись другие причины. Изучение вопроса показало, что духовной стойкости грузинского народа во многом способствовало наличие своих национальных духовных школ. Первая академия в Грузии появилась на рубеже III-IV веков в гор. Фазисе (ныне – гор. Поти), являвшемся тогда греческой колонией. После того как Византия приняла христианство, наряду с философией, в академии Фазиса стали преподавать богословие. По этой причине, в Грузии появились свои, воспитанные на Платоне, Аристотеле и Плотине философы и богословы. Самым выдающимся из них являлся свт. Петр Ивер, живший в V-м веке от Р.Х.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/gr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня). Сведения о жизни З. немногочисленны и принадлежат к православной и монофизитской традициям. К 1-й относится 9 коротких рассказов в алфавитном собрании Apophthegmata Patrum (4 из них практически дословно воспроизведены в систематическом собрании), ко 2-й - 2 отрывка соч. Иоанна Руфа «Плерофориес» и небольшой фрагмент написанного им же Жития Петра Ивера, еп. Маюмского († 491). З. был учеником прп. Сильвана (Силуана) Скитского (PG. 65. Col. 176; John Rufus. 1895. S. 47) и некоторое время подвизался с ним в Скиту . З., вероятно, был среди тех учеников Силуана, с к-рыми тот отправился на Синай. Впосл. З. жил в Палестине (PG. 65. Col. 177; Jean Rufus. 1912. P. 20-21, 106) и в Сирии (PG. 65. Col. 176). Иоанн Руф называл его «нищий» ( Jean Rufus. 1912. P. 20-21), что могло означать, что он был воском, т. е. странствующим монахом, который питался дикорастущими растениями. Косвенное подтверждение этому можно найти и в Апофтегматах, приводящих совет З. «не полагать основания, чтобы когда-либо строить себе келлию» (PG. 65. Col. 176). В конце жизни, согласно Иоанну Руфу, З. поселился в Кефар-Шеарте, деревне в 15 милях к северо-востоку от Газы. Пришедшим к нему за советом Петру Иверу и его другу З. указал на необходимость для молодых монахов жить в киновии ( John Rufus. 1895. S. 47). Петр Ивер послушался З. и впосл. также прибегал к его наставлениям. За год до IV Вселенского Собора в Халкидоне (451) З. ушел в затвор и вскоре умер ( Jean Rufus. 1912. P. 20-21). Ж. К. Ги считает, что «не следует путать этого Зинона, ученика Силуана, с палестинским монахом, память о котором сохранена в том же разделе апофтегмат алфавитных 3 и 6) и которого упоминают Созомен (VII, 28) и Каллиник (автор Жития прп. Ипатия.- Авт.)» (Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. Р. 62). Мон. Зинон, о котором пишет Созомен, впосл. стал епископом, тогда как об архиерействе З. в источниках не сообщается. Упоминаемый в Житии прп. Ипатия авва Зинон сначала жил в Александрии и в пустыне, некоторое время был экономом большого мон-ря (800 насельников) близ Красного м., впосл. разоренного варварами, а затем пришел в мон-рь Ипатия, где скончался незадолго до смерти прп. Ипатия (ок. 446). Наличие пророческого дара было единственной чертой, характерной как для аввы Зинона, так и для З. Однако то, что З., упоминаемый в Апофтегматах и Иоанном Руфом, одно и то же лицо, не вызывает сомнения.

http://pravenc.ru/text/199849.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Паломничество 16.09.2010 Бывали здесь примеры такого удивительно го смирения, что даже Святейшие Патриархи, слагая с себя высокость своего иерархического служения, в тихом и безвестном уединении про водили и кончали жизнь свою. Один из них пас мулов, а другой на собственных плечах таскал себе пшеницу от моря на ужасную крутизну... 14.09.2010 От Ивера в гору полтора часа ходу - пятый монастырь, Котломуш: храм во имя Преображения Господня. Храм велик и прекрасен, и весь иконописан, и трапеза такожде. Имеет мно­го частей от святых мощей и крест с частию Честнаго Древа. Общежития братия не имеют. Лесу и воды довольно, и вода хо­лодная. Монастырь имеет под собою великий скит Котломуш-ский, где храм во имя святого великомученика Пантелеймона. Много имеет богатых келий и садов. От моря один час ходу. Стоит на открытом воздухе, между келий и садов, подобно как во граде. 14.09.2010 От Филофея полтора часа ходу - четвертый монастырь, Ивер, преславныя и богатая Лавра: храм во имя Успения Бо­жия Матери; храм велик и прекрасен, благолепно убран и весь иконопнсан. В сем монастыре обретается лречудная икона Пресвятым Владычицы нашея Богородицы, нарицаемая Иверсекая, Вратница Афонская, которая и доднесь источает чудеса многая. 16.08.2010 Путешествие прп. Паисия Величковского проходило в том же месте, в то же время и чудом не окончилось для святого смертью… И для меня это путешествие, видимо, будет одним из самых тяжелых в жизни. Но что же делать, если именно в это время сердце услышало зов?! 08.08.2010 Инок Парфений (Агеев). Паломничество на Афон длинной всю жизнь. Жил себе человек и все ему говорили: «Не спеши, еще успеешь! У тебя все впереди!» Так он и жил, не торопился – зачем спешить, если все впереди? Но как-то все глянули, а у него давно уже все позади! И спешить больше некуда... - «Это вы все виноваты!» - стал сокрушаться человек, но услышал в ответ. -«А ... ты сам-то о чем думал?» 07.08.2010 Инок Парфений (Агеев) , в миру Петр Агеев, по некоторым сведениям Андреев (ок. 1807 – февраль 1878) — бывший старообрядец, уроженец Молдавии, в 1839 г. прибыл на Афон, где принял монашество...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&pid=18

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РУФ [греч. Ιωννης Ροφος; сир.    ] (2-я пол. V - 1-я пол. VI в.), еп. Маюмский, антихалкидонитский (монофизитский) писатель. Краткие сведения об И. Р. содержатся в его сочинениях (Plérophories. 16, 22, 88-89) и в 2 Житиях Севира Антиохийского, приписываемых Захарии Ритору и Иоанну бар Афтонье (Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518/Ed. M.-A. Kugener. P., 1903. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique. P. 86-87; 1904. Pt. 2: Vie de Sévère par Jean sup é rieur du monast è re de Beth-Aphtonia. P. 224-225. (PO; T. 2. Fasc. 1, 3)). На основании автобиографического указания (Plérophories. 22) исследователи делают вывод, что И. Р. род. либо в визант. пров. Аравия, либо на юге Палестины, возможно в Аскалоне, в араб. семье. Изучал право в Берите (Бейруте), за аскетическую жизнь получил прозвище Лазарь. Монашеский постриг принял в мон-ре Бет-Руфина (отсюда его прозвание Руф) близ Антиохии; стал ближайшим помощником и синкеллом Антиохийского патриарха-антихалкидонита Петра Гнафевса . В 476 г., после возвращения из ссылки, Петр рукоположил И. Р. во иерея. После нового изгнания Петра, при правосл. патриархе Календионе (479-484), И. Р. некоторое время оставался в Антиохии, а затем переселился в Палестину (Иерусалим, Газа), где познакомился с Петром Ивером , еп. Маюмским, аввой Исаией Газским и другими монахами и писателями, к-рых в совр. науке относят к Газскому кружку. По всей вероятности, И. Р. жил в монашеской общине в Маюме - он хорошо знал ее обычаи и устав. Под влиянием Петра Ивера отношения И. Р. с Петром Гнафевсом, который ввел в Трисвятое добавление «распныйся за ны», принятое и патриархом Мартирием Иерусалимским, осложнились. Христологические взгляды И. Р. с этого времени интерпретируются по-разному. Одни исследователи (Э. Хонигманн, М. ван Эсбрук) считают, что Петр Ивер и И. Р. заняли умеренную позицию по отношению к «Энотикону» имп. Зинона (482); по мнению К. Хорн, их антихалкидонитские взгляды, напротив, стали более радикальными. После смерти Петра Ивера (488 или 491) И. Р. стал его преемником на кафедре. Др. сведений о епископстве И. Р. в Маюме нет. Сочинения

http://pravenc.ru/text/471483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г. [Небо, Навав], гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания), высота 817 м над уровнем моря; на ней находится паломнический центр «Мемориал Моисея» Св. земли. Горный массив Н. ограничен долинами с востока - Вади-Африт, с севера -Айун-Муса, с юга - Вади-Джудейде и Вади-аль-Каниса. Вершина горы с пиком Сияга почитается как св. место иудеями, самаритянами, мусульманами и христианами. Второй пик, аль-Мухайят, идентифицируется с древним поселением Нево. В Вади-Айун-Муса находятся «источники Моисея», из которых, по местному преданию, древние израильтяне пили воду на пути к Иордану . Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в. Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в. Многовековое почитание Н. основано на Втор 34. 1-6, где сказано, что перед смертью прор. Моисей взошел на гору, чтобы увидеть с нее землю обетованную . Здесь же он умер и был похоронен в долине Моава , напротив Бет-Пеора, но место его могилы неизвестно. Н. в иудейской традиции первых веков по Р. Х. отождествлялась с горой Аварим, к-рая находилась напротив Иерихона , у вост. берега Иордана. Здесь могила Моисея почиталась как иудеями, так и самаритянами ( Ios. Flav. Antiq. IV 8. 48; Euseb. Onomast. 2. 728). Во 2-й пол. IV в. это место стали почитать и христиане. Так, паломница Эгерия , посетившая Св. землю в 80-х гг. IV в., писала, что на вершине горы построена небольшая церковь, где «Моисей был погребен ангелами». Надгробие находилось на месте ее амвона. Эгерия также первая свидетельствует о присутствии монахов на Н., к-рые в то время жили в пещерах и кельях в районе Вади-Айун-Муса ( Eger. Itiner. 12). Во 2-й пол. V в. Н. посещал Петр Ивер , один из лидеров монофизитства . Паломник из Пьяченцы (2-я пол. VI в.) упоминает, что от Иордана до места, где умер Моисей, 8 миль ( Anon. Placent. Itinerarium. 10. 5). Сведений о пребывании позднейших паломников на Н. нет. Археологи установили, что во 2-й пол. IV в. на Сияге был построен храм в виде триконха, перед к-рым с зап. стороны располагался небольшой атриум. С севера и юга к триконху примыкали приделы с почитаемыми погребениями. Храм вскоре был разрушен землетрясением, но восстановлен по прежнему плану. В эпоху имп. Юстиниана I сев. придел вместе с частью атриума был перестроен в диаконник и украшен напольной мозаикой; освящен в авг. 530 г. Сохранившаяся мозаика высокого качества и представляет собой одно из лучших произведений Мадабской мастерской. Также во 2-й пол. VI в. на месте атриума была построена 3-нефная базилика, закрывшая собой прежнюю центральную часть атриума. На рубеже VI и VII вв. юж. часть комплекса перестроили в баптистерий и придел Пресв. Богородицы. О монашеском присутствии на Н. в мон-ре известно до IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/2564816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТОВЫЙ МОНАСТЫРЬ (Св. Креста мужской мон-рь) [груз. ; греч. Ιερα Μον του Τιμιο Σταυρο], находится в Иерусалиме, с сер. 80-х гг. XVIII в. принадлежит К-польской Православной Церкви; один из крупнейших средневек. центров Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в небольшой долине Св. Креста, недалеко от совр. зданий парламента Израиля (Кнессета) и Музея Израиля. Сведения о месте основания К. м. Крестовый мон-рь в Иерусалиме. Фотография. Нач. XXI в. Крестовый мон-рь в Иерусалиме. Фотография. Нач. XXI в. Предания связывают место основания К. м. с произраставшим здесь Живоносным Древом. Бог, явившийся прав. Аврааму (XXI-XX вв. до Р. Х.) в виде 3 ангелов, оставил ему 3 своих посоха. После уничтожения Содома прав. Авраам передал посохи своему племяннику Лоту , с тем чтобы тот посадил их близ Иерусалима и поливал водой из р. Иордан. Прав. Авраам сказал, что если посохи прорастут, грех Лота и его дочерей (подробнее см. в ст. Лот ) будет искуплен. Посохи выросли в триединое Древо - пинию, кипарис и кедр. Во времена евр. царя Соломона (X в. до Р. Х.) Древо было спилено для постройки храма иерусалимского , но оказалось непригодным: выструганные из него балки не подошли и были выброшены как проклятые (по др. версии, использовались как скамьи возле храма). Впосл. из них был сделан Крест Господень. По сведениям пилигрима Эрнуля (XII в.), Живоносное Древо произрастало на месте, где был похоронен праотец Адам ( Gu é rin. 1868. Vol. 1. Р. 79-80). По свидетельству К. де Бруина, оно представляло собой кипарис или оливковое дерево ( Давид. 1976. Т. 1. С. 266). В сочинении еп. Маюмского Иоанна Руфа (V в.) содержится наиболее раннее упоминание о Кресте в связи с груз. общиной К. м. на Св. земле: еп. Маюмский Петр Ивер (грузин по происхождению) привез в Иерусалим части Св. Креста, к-рые он приобрел в К-поле у иерусалимских старцев ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 273, 274). Побывавший в Иерусалиме в 1102 г. англ. паломник Зевульф писал, что К. м. был построен на «том месте, где был изготовлен Святой Крест» ( Зевульф. 1885. С. 283). Со слов русского паломника игум. Даниила , путешествовавшего по Палестине в 1106-1107 гг., «на этом месте были вырезаны ступени распятия Христа, на которых распяли ноги Христа» ( Даниил, игум. 1883. С. 32). Факт, что алтарь кафоликона К. м. был выстроен на месте произрастания дерева, подтверждают археологические раскопки.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН митр. г. Берит (ныне Бейрут). Занимал кафедру в период правления визант. имп. Зинона (474-491). Церковный историк Захария Ритор , знавший И. лично, оставил сведения о нем, связанные с борьбой И. против астрологии в Житии Севира Антиохийского. И. был халкидонитом, но, согласно с требованиями визант. властей, не стремился участвовать в религ. борьбе и поддерживал дружеские связи с главой сир. монофизитов Севиром , а также с Захарией Ритором, сочувствовавшим им. Последнему он поручил расследовать дело об астрологических и о магических книгах, чтением к-рых в Берите увлекались многие благодаря некоему правоведу Леонтию. Захария узнал об этом от раскаявшегося египтянина, к-рый сознался, что увлекался астрологией и привлекал к ней других. Среди поклонников астрологии были видные беритские преподаватели права Георгий, Асклепиодот из Илиополя, Хрисанфий из Тралл. Среди них Леонтий пользовался наивысшим авторитетом. Захария донес об этом И., к-рый дал ему в помощь своих клириков и велел расследовать это дело, а также изучить книги, считавшиеся магическими. Все изъятые книги были сожжены перед храмом Богородицы в Берите, а Леонтий вскоре крестился. Несмотря на сведения о сотрудничестве с И., Захария в Житии Севира утверждал, что не находится в общении с финик. епископами, он противопоставляет им «великих отцов», предводителей монофизитов в Палестине и Египте, среди к-рых главенствующее положение занимал Петр Ивер . Сведения об И. содержатся также в Житии св. Раввулы Самосатского, сохранившемся в краткой синаксарной форме. В нем сообщается, что св. Раввула , переселившись в Финикию, близко сошелся с еп. Берита И. и тот помог ему отстроить новый мон-рь в Ливанских горах, для чего заручился поддержкой имп. Зинона. С переездом св. Раввулы в К-поль по приглашению имп. Анастасия И. более не упоминается в его жизнеописании. Из сочинений И. известна лишь одна небольшая пасхальная гомилия. Ист.: Zacharie le Scolastique. Vie de Sévère/Éd. М.-А. Kugener//PO. 1903. Т. 2. Fasc. 1. N 6. P. 66, 69, 73, 78; SynCP. P. 476; Homélies pascales/Éd. М. Aubineau. P., 1972. P. 279-304. (SC; 187). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 819; CPG, N 6720; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 712; DHGE. Т. 26. Col. 1298; EEC. Vol. 1. P. 444. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469440.html

Имп. Маркиан с применением силы вернул свт. Иувеналия на Иерусалимскую кафедру и склонил Иерусалимскую Церковь на сторону халкидонитов ( Evagr. Shol. Hist. eccl. II 5; Zach. Reth. Hist. eccl. III 3-5). Петр Ивер, подобно мн. противникам Халкидонского Собора, бежал в Египет ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 59), где решения Собора встретили еще более непримиримую оппозицию. В Александрии на место Диоскора, сосланного в Гангры, был избран пресв. Протерий (сщмч. Протерий Александрийский) при участии 4 егип. епископов, бывших на Халкидонском Соборе и подписавших его определения ( Liberat. Breviar. 14). Были низложены и удалены из Александрии 2 видных противника сщмч. Протерия, пресв. Тимофей Элур (см. Тимофей II Элур , патриарх Александрийский) и диак. Петр Монг (см. Петр III Монг , патриарх Александрийский). Однако значительная часть народа и монахов остались приверженцами Диоскора, на к-рого они смотрели как на исповедника веры, отказываясь признать его преемника, к-рый держался с помощью военной силы. Имп. Маркиан сообщал префекту Палладию 1 авг. 455 г., что весь Египет уловлен ересью Евтихия и Аполлинария Лаодикийского (младшего), и предписывал подвергать их последователей наказаниям наравне с манихеями (см. ст. Манихейство ), а еретические книги сжигать (ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 24-26). По смерти имп. Маркиана (27 янв. 457) Тимофей Элур тайно вернулся из ссылки и был посвящен в патриархи при участии Петра Ивера. Сщмч. Протерий был растерзан толпой 28 марта 457 г. Под рук. Тимофея Элура епископов, поставленных халкидонитами, отстраняли от должностей. Несмотря на то что Тимофей Элур был участником II Эфесского («Разбойничьего») Собора, он подавлял в Александрии и строгое евтихианство ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 64-68; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 10 - IV 2; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8). Ввиду этих событий наследник Маркиана имп. Лев I (457-474) по совету свт. Анатолия К-польского издал в кон. 457 или нач. 458 г. Окружное послание, обращенное к папе св. Льву Великому, а также к вост.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Согласно Житию, спустя короткое время в К. м. была выстроена ц. во имя Пресв. Богородицы. После завершения монастырского комплекса св. Петр Ивер «собрал множество братьев, всех, кто принимал участие в строительстве, и ознакомил их с правилами и порядком, и определил им настоятеля богопослушного и святого, и назвал монастырь грузинским» ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 261). Еп. Петр скончался 1 дек. 491 г. Намереваясь перенести его мощи из Маюмы в «старый монастырь святого», ученики расширили небольшую обитель и обустроили место захоронения: «Когда закончились строительные работы и украсили часовню, под алтарем вырыли почетное место (могилу) и в следующем году, на годовщину за день до смерти, похоронили здесь тело святого» ( Цагарели. 1888. С. 36; Житие Петра Ивера. 1896. С. 200-202; Bagatti. 1968. Р. 44-45). Сведения источников о монастырском строительстве грузин в V в. на Св. земле подтверждают археологические исследования. В 1934 г. во время строительных работ близ стены Старого города в Иерусалиме были обнаружены могилы V-VII вв. Брит. археолог Дж. Айлифф изучил их и на одном из надгробий выявил надпись на греч. языке: «Могила Самуила, епископа иверов и монастыря, ими приобретенного у башни Давида» ( Illife. 1935. Р. 70-80; Давид. 1976. С. 246). В 1952-1953 гг. итальянец В. Корбо нашел восстановленный в 444 г., во времена Петра Ивера, мон-рь св. Феодора в Бир-эль-Кутт под Вифлеемом (в источниках - Лазский), и груз. надписи ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. С. 27-29; Георгика . 1965. Т. 2. C. 223; Чачанидзе. 1977. C. 37-58). В 1996 г. в 4,5 км к юго-западу от Яффских ворот Иерусалима, поблизости Умм-Лайсуна, был обнаружен груз. монастырь VI-VII вв. (не идентифицирован) с захоронениями мн. монахов ( Seligman. 2004. C. 238-252). Возможность захоронения Петра Ивера в К. м. могут подтвердить 2 могилы, найденные в алтаре кафоликона К. м. В 1-й (1,99×0,57 м) захоронен мужчина ростом 1,7 м, здесь также была найдена бронзовая монета, датированная периодом правления визант. имп. Аркадия (377/8-408) и имп. Зап. Рим. империи Гонория (395-423), т. е. 395-408 гг. По мнению археолога А. Экономопулоса, «здесь похоронен настоятель, который построил монастырь, или некое знатное, значительное лицо». Вторая могила была повреждена на 2-м этапе строительства церкви и засыпана землей, сохранилась тесаная каменная плита (1,59×0,74 м). В могиле были найдены человеческие кости и череп. Считается, что это может быть погребение сподвижника Петра - Иоанна Лаза, о к-ром в Житии св. Петра сказано: «И похоронили его с большими почестями в грузинском мон-ре, к-рый построили они, святые» ( Кубанеишвили. Хрестоматия 1946. T. 1. 256-272).

http://pravenc.ru/text/2459035.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010