В 1750–53 гг. вдовая княгиня Марфа Петр. Долгорукова построила в дер. Фоминке деревянную церковь в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы; храмозданная грамота была выдана архиепископом Рязанским Алексием. – При новопостроенной церкви образовался особый приход, в состав коего в 1753 г. вошли: село Фоминка, в нем двор помещиков и 18 дв. крестьянских (в 1678 г. здесь было 9 дв. крестьянских, а в настоящее время 125 дворов), дер. Реброва – 35 дв. крестьянских (в 1678 г. здесь было 49 двор., ныне здесь 68 двор.), дер. Баландина – 30 дворов (в 1678 г. – 17 двор., ныне здесь 77 двор.), дер. Осинки – 15 дв. крестьянских (в 1678 г. было 25 дв., ныне 35 дв)., дер. Полевская – 9 дворов (в 1678 г. – тоже 9 дворов, а ныне 49 двор.), дер. Орлинец – 2 двора (в 1678 г. и ныне этой деревни не существует), дер. Зименки – 3 двора (ныне здесь 23 двора), дер. Мосеевка – 7 дв. (в 1678 г. здесь было 13 дв., ныне здесь 35 дв.), дер. Лисина – 17 дв. (в 1678 г. – 31 двор, а ныне 48 дв.), дер. Старый Поташ – 7 дв. (ныне 19 дв.), дер. Новый Поташ – 30 дв. (ныне здесь 45 дв.), дер. Солчино – 10 дворов, дер. Тимкино – 15 двор., дер. Заучье – три двора (в настоящее время этих деревень не существует), д. Заозерье – 17 дворов (в 1678 г. было 14 дв., а ныне 65 дворов); всего в приходе составилось 220 дворов. К церкви был определен священник Глеб Петров, отведено пахотной земли по 15 четв. в поле, сенных покосов по 30 конец. В 1774 г. эта церковь сгорела и в 1775 г. старанием помещика Демидова построена была новая деревянная же церковь . В 1779 г. по желанию помещика Жеребцова эта церковь перенесена была на приходское кладбище, где и существует до настоящего времени. Но освящена она здесь во имя св. Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев; богослужение совершается в ней только в летнее время. В 1801 году вместо перенесенной деревянной церкви начать постройкою каменный храм, постройка была окончена и храм освящен в 1806 г. С того времени наружный вид храма остается без изменений, внутренние же украшения обновлялись не однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В столице Мордовии молитвенно отпраздновали день памяти праведного воина Феодора Ушакова 6 августа 2022 г. 11:23 5 августа, в день празднования памяти святого праведного воина Феодора Ушакова, Божественную литургию в Феодоровском кафедральном соборе города Саранска совершили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Скопинский и Шацкий Питирим . Архиереям сослужили клирики епархий Мордовской митрополии  и прибывшие с архипастырями священнослужители. По окончании Литургии вокруг храма был совершен крестный ход. От собора торжественное шествие направилось к памятнику адмиралу Феодору Ушакову, где был совершен праздничный молебен. Цветы к подножию памятника возложили глава Республики Мордовия (РМ) Артем Здунов, архиереи Русской Православной Церкви, председатель Госсобрания РМ Владимир Чибиркин, сенатор Российской Федерации Петр Тултаев, главный федеральный инспектор по РМ Михаил Сезганов. Также цветы возложили представители правоохранительных органов Мордовии и военнослужащие, руководители общественных организаций, учащиеся школы г. Саранска имени Ф.Ф. Ушакова. После возложения цветов участники торжеств вернулись в собор. Митрополит Зиновий рассказал собравшимся об особой исторической и духовной миссии праведного Феодора. Участников праздника также поздравил глава Мордовии Артем Здунов. Саранская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Земли при церкви: усадебной 740 саж., к ней в 1845 г. прирезано в пользование причта из крестьянской земли 1,721 саж.. пахотной 30 дес. 840 саж., под дровяным лесом 2 десят. 1,530 саж., сенокосной земли не имеется. Копия с плана на землю и межевые книги имеются. Приход состоит из села Красного и деревень: Омлева (2 вер. от церкви) 190 , Куприянова (5 в.) 191 , Ветельниц (5 в.) 192 и Выезда (3 вер.) 193 , в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числится 1,121 душа мужеского иола и 1,335 женского, из них раскольников 366 душ муж. ноля и 436 женского. В селе Красном имеется народная школа, открытая в первый раз Удельным приказом в 1830 г., содержится ныне на средства земства, учащихся в 1897–98 г. было 95. Куплинский приход Село Купля – на суходоле – находится в 8 верстах от уездного города и в 140 от губернского. По писцовым книгам 1628 г. село Купля, бывшее прежде в государевых дворцовых волостях, значится за Шестым Иваном Костеревым, жеребей же этого села за Алексеем Григ. Челюскиным с племянником; в селе были двор помещиков, 3 дв. людских, 8 крестьянских и 5 бобыльских. По местному преданию, церковь здесь в первый раз заложена преп. Сергием Радонежским одновременно с основанием Георгиевской пустыни, но это предание ничем не подтверждается. Первые документальные сведения о Куплинской церкви имеются в тех же писцовых книгах 1628 г. В них отмечено, что в селе Купле « церковь Благовещения Пресв. Богородицы рублена клецки – строение мирское, при церкви поп Петр Исаев, 3 кельи нищих, которые питаются от церкви Божией»; пашни церковной добрые земли по 8 четв. в поле. Да к той же церкви по старине и по сотной грамоте дер. Скрябина, в ней 1 дв. крестьянский, пашни худые земли по 8 четв. в поле, сена 15 копен, да в Карашевых лугах возле Долгого озера 30 копен, да лужек к Мещерскому рубежу 20 копен. По переписным книгам 1678 г. село Купля значится за разными помещиками, в нем 6 дв. крестьянских и 7 бобыльских (ныне здесь 29 дворов); в селе тоже церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, при ней священник и дьячек.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в. БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина) БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) Иона Пантелеймонович (1879 - 1968), поэт, публицист, издатель, лидер движения «голгофских христиан» ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Кирилле (Гундяеве). Епископат ЛОНГИН (Корчагин Владимир Сергеевич; род. 31.07.1961), митр. Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии МАКСИМИЛИАН (Клюев Максим Валерьевич; род. 16.07.1971), митр. Иркутский и Ангарский, глава Иркутской митрополии МЕРКУРИЙ (Иванов Игорь Владимирович; род 21.01.1964), митр. Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии МИТРОФАН (Баданин Алексей Васильевич; род. 27.05.1953), митр. Мурманский и Мончегорский, глава Мурманской митрополии МИХАИЛ (Донсков Симеон Васильевич; род. 29.03.1943), архиеп. бывш. Мёдонский, викарий Западно-Европейской епархии НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии ПАВЕЛ (Лебедь Петр Дмитриевич; род. 19.04.1961), митр. Вышгородский и Чернобыльский, викарий митрополита Киевского и всея Украины

http://pravenc.ru/rubrics/305853_4.html

Не меньше, чем от произвола лагерного начальства, абсолютно бесправные «политические» заключенные страдали от засилья уголовников-рецидивистов – профессионалов преступного мира. Поклонный крест на лагерном кладбище возле поселка Сорда с персональными табличками священника Димитрия Орехова и М.Н. Малышевой Смертность в лагерях в начале войны была катастрофической. Каждое утро из бараков на подводах вывозили трупы заключенных на «кладбище». Зимой трупы закапывали в снег. Для почти половины заключенных Вятлага 40-градусные морозы зимы 1941/1942 года, самой холодной за весь период метеонаблюдений в Вятском крае, стали роковой чертой. Смерть собирала свою обильную жатву также весной и летом, в этот поток попал и отец Димитрий Орехов: он не дожил 3,5 месяца до своего 61-го дня рождения. 1 июня 1942 года в лазарете 2-й команды 2-го отдельного лагерного пункта Вятлага отец Димитрий умер. Как констатировал лагерный врач в акте о смерти от 1.06.1942 года: «смерть последовала от паралича сердечной деятельности на почве миокардита при явлениях истощения и авитаминозного поноса». Хронический понос и цинготная водянка – типичные лагерные диагнозы. При этих болезнях человек выглядит страшно: ноги толстые от воды, как столбы, при чудовищной худобе от истощения. Похоронен Дмитрий Иванович Орехов на кладбище 2-го ОЛП на окраине поселка Сорда Верхнекамского района Кировской области. За давностью лет конкретное место захоронения определить невозможно. Слава Богу, что теперь отмечена табличками территория обнаруженных погребений. Эту работу также выполнил Александр Прокопьевич Вязников. «Вы пришли ко Мне» Александр Прокопьевич Вязников, житель пос. Рудничный Верхнекамского района Кировской области, у креста в Сорде «В темнице был, и вы пришли ко Мне», – эту заповедь Иисуса Христа, отождествившего Себя с узником темницы, исполнил в день Покрова Александр Прокопьевич Вязников, и с ним мысленно и молитвенно был и внук священника Димитрия Андрей Борисович Орехов. Андрей Борисович вспоминает, как страшно ему было читать уголовное дело деда на Лубянке – с каждой страницы веяло дыханием ГУЛАГа: бесконечные допросы, переводы, обыски, суды, показания свидетелей, два с лишним года в камере рязанской следственной тюрьмы, приговор Особого совещания НКВД, срок… Поначалу он был подавлен этой информацией. Почему это было скрыто и государством, и родственниками? Ведь сказано: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным…»

http://pravoslavie.ru/116813.html

Не было лишь того, чего должно было быть больше всего остального, – знаменитой владимирской родителевой вишни. Ее сюда, в Вязники, завезли лет четыреста назад, будто бы из Греции. Из поколения в поколение воспитывались, умудрялись опытом, постигали дело вязниковские садоводы. В декабре ломали в морозном саду вишневые ветви и ставили в бутылки с водой, горлышки заливали воском. Через месяц, когда мороз разрисовывает окна, во всех вязниковских домах расцветали белые майские цветы. Это делалось не для удовольствия, а для «пробы». По цветам определяли будущий урожай. В саду строилась каланча, а от нее протягивались веревки к звонким деревянным доскам, называемым балтерками. Возле доски укрепляли шарики, от которых и производился звук. Сидя на каланче, можно было стучать сразу во все доски в разных концах сада. Так было в каждом саду. Можно представить, какой стук и гром стоял в Вязниках во время созревания вишни. Шуму добавляли я трещотки, которых было множество. «Впрочем, – добавляет автор, описавший все это, – птицы за долгие годы привыкли к шуму и не обращали на него внимания. Зато, – продолжает автор, – вяло и мертво в Вязниках, когда нет урожаев». Видимо, пришли мы в неурожайный год, что не услышали трещоток, не увидели на базаре знаменитой родителевой ягоды. Говорят также, что много садов погибло от морозов, а много было вырублено в послевоенные годы, когда еще с каждого «косточкового» дерева взимался налог. В центральной части своей Вязники ничем не отличаются от других подобных ему городов. Гостиница «Свет», чайная рядом с гостиницей, поодаль – городская столовая, несколько кинотеатров, краеведческий музей, автобусная станция, у которой собираются запыленные загородные автобусы и грузовики со скамейками в кузове. Тем, кому придется побывать в Вязниках, можно посоветовать следующее. Там, где кончается Пролетарская улица, сворачивает направо тропа. Она поведет вас в прогалок между двумя частоколами, возле которых буйно разрослась сорная трава, а за которыми не менее буйно зеленеют сады. Старинные вязы будут попадаться вам на пути.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

Голышев, 1866 – Голышев И. Торговля досками для икон в слободе Мстера Вязниковского уезда п ВГВ. 1866. 4 Голышев, 1868 – Голышев И. Сусальное производство и промышленность в селе Мстера Вязниконского уезда//ВГВ, 1868, 4 Голышев, 1869 – Голышев И. Производство кистей, употребляющихся для иконописи производства слободы Холуй Вязниковского уезда//ВГВ, 1869, 17 Голышев, 1869 (2) – Голышев И. Коптель или копченое серебро, употребляющееся вместо золота для иконописи в с. Мегере и других селениях Вязниковского уезда//ВГВ, 1869, 17 Голышев, 1869 (3) – Голышев И. Производство медных икон в селе Никологорский погост Вязниконского уезда//ВГВ. 1869, 27 Голышев, 1875 – Голышев И. Суздальская иконопись. Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае//ЕВГСК. 1875, вып. 1 Голышев, 1880 – Голышев И. Проводы офеней в дорогу из дома для торговли и разговоров на своем искусственном языке//ЕВГ " СК. 1880, т. 3 Голышев, 1886 (1) – Голышев И.А. Альбом рисунков русских синодиков 1651, 1679, 1686 гг. Мстера. 1886 Голышев, 1886 (2) – Голышев И.А. Картинное и книжное народное производство и торговля//Русская старина, 1886, 3 Гомбрих, 1989 – Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии//Сов. Искусствознание,1989, 25 Городцев, 1913 – Городцев П. Очерки христианского православного вероучения с кратким разбором разностей римско-католического, лютеранского и реформатского вероисповеданий. СПб., 1913 Грабар, 1936 – Grabar A. L " Empereus dans l " art byzantin. Р., 1936 Грабар, 1940 – Grabar A. de la peinture russe aux XVI et XVII siécles//Annales de l " lnstitut Kondakov. Beograd. 1940, 11 Грабар, 1968 – Grabar A. Christian Iconography. А Study of its origins. Princeton, 1968 Грабарь, ИРИ – История русского искусства. Под ред. И. Э. Грабаря. Т. I-VI. М., 1910–1914 Грамматин, 1893 – Грамматин Н. Поучение при выносе Абалацкой иконы Божией Матери//Христианская беседа, 1893, 9 Григоров, 1887 – Григоров Д.Л. Русский иконописный подлинник. СПб., 1887 Григорьева, 1987 – Григорьева Е.Г. Эмблема и сопредельные явления в семиотическом аспекте их функционирования//Труды по знаковым системам, 20. Тарту, 1987

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Едва начал брезжить рассвет, а мы уже проснулись и вышли на улицу. Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо. В одном месте, в просвете между соснами, к серому небу была приклеена небольшая малиновая бумажка зари. День обещал быть дождливым и ветреным. Мы наскоро искупались в Кщаре, выпили по крынке припасенного нам лесничихой молока, взяли рюкзаки и ушли в бор. Не знаю, чего больше было в этом лесу: деревьев или грибов. Остановившись на тропинке, мы медленно поворачивались вокруг себя. Пока поворачивались, успевали заметить и насчитать на проглядываемом участке леса пятнадцать – двадцать отличных белых грибов. Мы даже затеяли игру, кто больше заметит грибов, не сходя с места. Если бы их собирать, то около тропы (по десять шагов от нее вправо и влево) мы набрали бы, пока шли до Вязников, несколько пудов грибов. Но грибы нам надоели, и мы стали приглядываться к ягодам. Этого добра было еще больше. Мы ложились на мягкую лесную подстилку и сосредоточенно выедали пространство вокруг себя. Руки наши (мы ели ягоды горстями) вскоре почернели, как, впрочем, и губы, и зубы, и щеки. Сколько же добра пропадет для людей в одном только этом бору! Десятки тонн можно было бы заготовить здесь и грибов, и черники, и брусники. Много ли выберут ребятишки да бабы из окрестных деревень, хоть они и таскают из лесу огромные кузова, полные черники! Здесь помогли бы только организованные заготовки. Может быть, в такие леса, как Ярополчский бор, в урожайные годы нужно вывозить пионеров, может быть, устраивать комсомольские воскресники. Что касается нас, то нам было бы жалко уходить от всего этого изобилия, если бы мы не пресытились на год вперед. К вечеру бор стал редеть, пошли лиственные деревья, и вскоре перед нами открылась клязьминская пойма и контуры Вязников на дальнем крутом берегу, обращенном к нам. Мы закричали «ура», потому что появление на горизонте Вязников означало для нас конец нашим странствиям, может быть бледно, но зато добросовестно описанным в этой книге. Конечно, во время путешествия, когда ежечасно зовет, манит не пройденная еще даль, трудно уйти в обстоятельную и подчас тоже зовущую глубину. Тут уж что-нибудь одно: либо путешествовать, то есть идти дальше, в другую деревню, либо оставаться в этой и обстоятельно, в подробности изучать.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010