Составлено по: Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997)//Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 717–769; Епархии Русской Православной Церкви//Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 706–716; Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского университета: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi bin/code.exe/ martyrs1.htm?ans#work; Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона… С. 957–996; Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона… С. 910–956. Епархии и епископат России к 29 июля 1927 года Епархии Епархиальные преосвященные АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская Антоний (Быстров), архиеп. АСТРАХАНСКАЯ и Царевская Викариатство: Енотаевское Иннокентий (Ястребов), архиеп. Стефан (Гнедовский), еп. БИЙСКО-Алтайская Викариатство: Рубцовское Иннокентий (Соколов), архиеп. (удалён из еп.) Никита (Прибытков), еп. БРЯНСКАЯ Агапит (Борзаковский), еп. (неопред.) Великоустюжская и Усть-Вымская Иринарх (Синеоков-Андреевский), еп. (ссылк.) ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская Викариатства: Вязниковское Иваново-Вознесенское Ковровское Мстерское Муромское Переславское Суздальское Юрьево-Польское Николай (Добронравов), архиеп. (закл.) Нифонт(Фомин), еп. Августин (Беляев), еп. (ссылк.) Афанасий (Сахаров), еп. (закл.) Амвросий (Сосновцев), еп. (ссылк.?) Евгений (Кобранов), еп. (удалён из еп.) Леонид (Антощенко), еп. Вдовствующая с июля 1927 г. Вдовствующая с 1921(?) г. ВОЛОГОДСКАЯ и Тотемская Викариатства: Вельское Никольское Сильвестр (Братановский), архиеп. Николай (Караулов), еп. Иерофей (Афонин/Афоник), еп. ВОРОНЕЖСКАЯ и Задонская Викариатства: Богучарское Бутурлиновское Новохоперское Уразовское Петр (Зверев), архиеп. (закл.) Вдовствующая с 1925 г. Митрофан (Поликарпов), еп. Павел (Крылов), еп. (неопред.) Вдовствующая ВЯТСКАЯ и Слободская Викариатства:

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монастыри АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у.

http://pravenc.ru/rubrics/121766.html

В этот же период времени, до 1710 года, благолепие монастырской службы и часовни доведено было до невиданной дотоле степени совершенства: во время «свидетельства душ», т. е. первой ревизии, прибыли в монастырь два замечательных человека – вязниковец Алексей Гаврилов «вельми хитрый в деле иконного писания» и с Москвы Иван Иванов «учен церковному пению и по знамению, и по помете древлецерковных книг». Дотоле хорошо петь знали только трое: о. Данило, Петр Прокопьев и Леонтий Федосеев. Теперь Андрей, собрав лучших грамотников и сам с ними нача учитися пению и многие из них научишася добре, – составился таким образом хор, приводивший в изумление и умиление посетителей выговской часовни. Не довольствуясь этим, Андрей, пришел скоро после учения на Лексу, в сиротскую девическую обитель, и собра грамотниц и нача их сам учити пению; овые из молодых скоро навыкаху и научишася добре. О. Андрей и сам пояше с ними и научая их, ако отец чада своя. В то же время основана школа писцов для распространения в народе раскольничьих сочинений, – та школа, произведения которой, писанные уставным почерком, и доселе встречаются повсюду. Училище грамотности для малолетних, основанное в самом начале, теперь было расширено, и было в числе предметов особенной заботливости Андрея. Такова, во-первых, его поездка в Киев. Прежде всего представляется непонятным, как решился глава раскола обратиться за учением в Киев, в самый центр «вражескаго стана»? Разве не проклинали первые расколоучители всеми проклятиями киевскую ученость и ее представителей в Москве – Никоновских справщиков? «Диакона Феодора митрополит иконийский Афанасий призвав, различные аргументы, различные истязания о старом благочестии предлагаше: грамматического художества искус восприял ли еси? Разумеваю отчасти грамматики, отвечал Феодор, яко ни о вере, ниже о догматах научает.... Платона и Аристотеля мудрохудожные читал ли еси книги? продолжал митрополит; на сия возглашаше дивный Феодор: кое мне согласие или часть человеку христианину еллинскими баснословными водитися науками, их же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

С 1926 г. епископ Владимирский и Суздальский (в течение месяца), в том же году архиепископ Свердловский и Ирбитский. Осенью 1926 г. одним из первых подписал акт об избрании митр. Казанского Кирилла (Смирнова) Патриархом. Арестован 17.12.1926, заклю­чен в Бутырскую тюрьму в Москве. С мая 1927 г. в Соловецком лагере особого назначения. Умер в ссылке. 18 Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873–1937) – епископ Переславский, впоследствии архиепископ, хиротонисан в 1918 г. в г. Владимире митр. Сергием (Страгородским) , – первая архиерейская хиротония при св. Патриархе Тихоне (по сообщению М. Е. Губонина). В 1920–1921 гг. нахо­дился в тюрьме г. Владимира. С 1923 по 1925 гг. в среднеазиатской ссылке. С ноября 1925 г. в. у. Владимирской епархией. 22.12.1925 перешел в григориан­ский раскол, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС). 2.2.1926 по покаянии принят митрополитом Сергием в сущем сане. В ноябре 1932 г. арестован, находился в Соловецком лагере особого назначения. Рас­стрелян в Левашовской пустоши в Ленинграде. 19 Епископ Афанасий в предисловии к рукописи «Служба всем святым, в земле Русской просиявшим», указал следующих лиц, находившихся с ним осенью 1922 г. во Владимирской тюрьме: архиепископ Крутицкий Никандр, архи­епископ Астраханский Фаддей, епископ Вязниковский Корнилий, епископ Суздальский Василий, игумен Московского Чудова монастыря, впоследствии архимандрит, Филарет, московские протоиереи: Сергий Глаголевский и Ни­колай Счастнев, священник Сергий Дурылин, правитель дел Высшего цер­ковного управления Петр Викторович Гурьев, московский миссионер Сер­гей Васильевич Касаткин и иподиакон архиепископа Фаддея – Николай Алек­сандрович Давыдов, впоследствии священник Твери (см.: О празднике всем святым, в земле русской просиявших, и о службе на сей праздник//Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. М.: Изд-во ПСТБИ, 1995. С. 17). В «Датах и этапах моей жизни» указываются кроме того священник Дулов и протоиерей Благовещенский. 20 Феодосии (Ганецкий Иван Федорович) – епископ Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Светиков Афанасий Иван. Поступил в семинарию 1778 г. 1784 г. из грамматики – свищ, в с. Светиково, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1784 г. 107). Светиков Ефим Ив. Поступил в семинарию 1782 г. 1788 г. обучался в риторике. 1789 г. из философии – свящ, в с. Светиково, Сузд. окр. (Арх. Суз. кон. 1789 г., Светяковский Иван 1764 г. обучался в школе аналогии. В ведомости за этот год отмечен: «плох, но малолетен». Вскоре вышел из семинарии. Святухин Григорий Григ. Поступил в семинарию 1766 г. 1772 г. из пиитики – копиистом Суздальской духовной консистории (Арх. Суз. кон. 1772 г., Селецкий Иван. В 1788 г. обучался в школе информатории. Селецкий Михаил. 1787 г. -как ученик богословии был информатором Суздальской духовной семинарии. См. выше, стр. 92. Селецкий Фёдор Мих. Поступил в семинарию 1768 г. 1779 г. – свящ, в с. Сельцо, Суз. окр. (Арх. Суз. кон. 1779 г., 310). Семеновский Василий. 1788 г. обучался в информатор. 1799 г. утверждено место пономаря в с. Семёновском (Арх. Суз. кон. 1790 г., 375), 1792 г. из аналогии исключён за малоуспешность (Там же, 1792 г., 118). Семеновский Дмитрий, 1785 г. из риторики отправлен в С.-Петербург для приготовления в народные учителя Владимирского наместничества (Арх. Суз. кон. 1785 г., 58). 1788 г. учитель народного училища в г. Суздале (Труды Влад. Учен. Арх. Ком, стр. 151). Семеновский Иван. В 1788 г. обучался в школе поэзии. 1792 г. из риторики–свящ. с. Ельтесунова (?) (Арх. Влад. кон. 1792 г., 70). Семеновский Иван Петр. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. исключён из семинарии за воровство. (См. выше, стр. 126–28:132–134). Семенов Леонтий. Поступил в семинарию 1770 г. 1770 г–дьячком к церкви Николая Чудотворца, что на Пенье, Лухов. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 73). Семьинский Гавриил Яков. Учитель Суздальской дух. семинарии. См. выше, стр. 85–66. Семьинский Фёдор Алексеевич меньший. 1788 г. обучался в школе инфимы. 1797 г. – свяш. в с. Семьинское, Юр. окр. (Семинарския Ведомости за 1797 г ). Семьинский Фёдор Алексеевич старший. 1788 г. обучался в инфиме. 1797 г. из богословии определён учителем Вязниковского духовного училища (Семинарския Ведомости за 1797 г.). 1802 – в светское ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15. Приходорасходныя книги о суммах свечной и кошельковой по Казанской Церкви даны из Вязниковскаго духовнаго правления 1856-го года, 25-го Мая за шнуром и печатию сего Правления, ведутся исправно и хранятся в целости. 16. Копии с Метрических книг начинаются 1802-м годом и с сего времени хранятся в целости. 17. Копии с исповедных росписей начинаются с 1829-го года и вполне целы. 18. В обыскной книге, выданной из Владимирской духовной Консистории 7-го Июня 1871-го года за писанных тридцать пять (35) листов, а неписанных шестьдесят пять (65) листов. 19. Издавна на церковной земле имеется кладбище на расстоянии двадцать сажен от Церкви. 20. В самом селе Акиншине при Богородском волостном Правлении, в одном здании с ним, помещается волостное народное училище, открытое еще в 1843 году бывшим помещиком прихожан села Акиншина Титулярным Советником Дмитрием Павловичем Приклонским. Учителем в сей школе, с самого ея открытия, был священник села Акиншина Андрей Веселовский, большею частию несший сии труды безмездно, а потом, с открытием земств, получая пособие от Земства. И в настоящее время обучение детей продолжает преемник о. Веселовскаго священник Петр Воскресенский с получением вознаграждения от Вязниковского земства. Клировая ведомость Казанской церкви села Акиншино Вязниковского уезда за 1873 год (ГАВО, ф. 556, оп. 109, д. 180, лист 15). Полный текст ведомости на сайте Село Акиншино, " Богородское тож " на речке Таре известно с 20-х годов XVII столетия. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. упоминается недавно срубленная церковь в вотчине князей Ромодановских: " в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино, а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанские воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково " . Спустя пять лет патриаршие писцовые книги упоминают о приделе во имя св. Иоанна Богослова, выстроенном при акиншинской церквушке.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Этап: апрель – май 1927 года. На этапе мои «однодельцы»: архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) и епископ Печерский Григорий (Козлов). Ленинградская пересыльная тюрьма: май – июнь 1927 года. Попов остров. Архиепископ Воронежский Петр (Зверев) , архиепископ Корнилий, епископ Григорий, епископ Дмитровский Иоасаф (Жевахов), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов). Командировка. Разноволока. Сторож Рыбпрома: июнь 1927 года – июнь 1928 года. Приезжала на свидание мама. Жил с ней в с. Сороке. Простился 13 ноября 1927 года. Это было последнее с ней прощание. Архиепископ Свердловский Корнилий, епископ Красноярский Амфилохий [Скворцов], епископ Златоустовский (?) Рафаил [Гумилевский]. Командировка. Чупа-пристань. Сторож, счетовод хозчасти: июнь – июль 1928 года. Попов остров: август – сентябрь 1928 года. Кемь, сторож склада: октябрь 1928 года – декабрь 1929 года (епископ Каменец-Подольский Амвросий [Полянский], епископ Вязниковский Герман [Ряшенцев]). Арестован 23 декабря 1929 года. Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 года. Возвращен на Попов остров 1 января 1930 года. Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года. Пробыл в соловецких лагерях: – по приговору: июнь 1927 года – 2 января 1930 года; – без приговора, сверх срока: 2 января – 23 февраля 1930 года. Этапирован в Туруханский край на три года. Этап: 23 февраля – 30 апреля 1930 года. Тюрьмы: ленинградские «Кресты», новосибирская, красноярские пересыльная и внутренняя. В последней встретился с митр. Кириллом: апрель 1930 года. Красноярск, г. Енисейск, станки: Старый Туруханск, Мельничное: июнь 1930 года – январь 1932 года. Получил известие о смерти матери, скончавшейся 16 (29) ноября 1930 года. Арестован: январь 1932 года. Туруханская каталажка, полторы-две недели. Освобожден без права выезда из Туруханска. Недели через полторы снова арестован и был в каталажке одну-полторы недели. Освобожден, направлен в станок Селиваниху, где жил у митрополита Кирилла: февраль – июнь 1932 года. Станок Пупково: июль 1932 года – июль 1933 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Св. Великомученицы Параскевы (освящен 29 окт. 1861 г.) и в теплой: в честь Св. Живоначальные Троицы (освящен 26 июня 1862 г.) и во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен 20 окт. 1864 г.) Земли при сей церкви: усадебной одна десятина, сенокосной одна десятина 80 кв. саж. и пахотной 30 десятин 20 кв. саж. Документов на землю не имеется. Копии метрических книг и исповедных росписей с 1861 г. хранятся в целости. – Опись церковного имущества составлена в 1880 году, – хранится в церкви. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: от земли 18 руб. и за требоисправления 1,228 руб. а всего в год 1,246 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Саулово и Плясицыно. Дворов в приходе 280, душ мужеского пола 852 и женского пола 970 душ. С 1878 года в селе существует образцовое двухклассное училище и помещается в каменном двухэтажном доме, построенном братьями купцами Швецовыми. Староникольский погост Староникольский погост, при колодцах, находится от уездного города в 28 воротах, а от губернского в 60 верстах. В старинных письменных документах XVI, XVII и XVIII столетий этот погост значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, который имел «жалованные царския грамоты» на право владения им от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Михаила Феодоровича Романова, от 1623 года 53 . Церковь в продолжение означенных столетий в погосте существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая; эта церковь в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годах записана так: «церковь великого чудотворца Николы Старого погоста в Талецкой волости в вотчине Покровского девичья монастыря дани рубль тринадцать алтын четыре денги»; а под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается: «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковные пахотные середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбского стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Мученик Петр родился в 1876 году в селе Платава Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Михаила Вязникова. Настоятелем Димитриевского храма в селе Платава был в те­чение многих лет священник Иаков Владимиров, пользовавший­ся среди прихожан большим авторитетом. В селе он жил вместе с женой Гликерией и сыновьями Алексеем и Иваном. После боль­шевистского переворота, незадолго до смерти, ему приснился странный сон, будто у него выкорчевали весь сад, а его самого силою вытащили на дорогу. Одному из прихожан он даже сказал, что у него есть предчувствие, что его вместе с семьей убьют. Ле­том 1918 года некий житель, известный в селе как конокрад в про­шлом, а теперь большевик, донес на отца Иакова властям. Через несколько дней в дом к священнику пришли красногвардейцы, которые заявили, что на него поступила жалоба, в которой сле­дует разобраться, и велели ему отправиться в здание школы, где, по-видимому, располагались тогда местные власти, чтобы утром предстать перед судом, а сами остались ночевать в его доме. Тре­вожные слухи поползли по селу, и в школу пришло несколько де­сятков прихожан, чтобы защитить отца Иакова от насилия. Наутро, поблагодарив супругу священника за завтрак, крас­ногвардейцы отправились в школу. В центре села собралась толпа крестьян. Недалеко от сельского магазина был установлен пуле­мет, а за магазином вырыта яма. Отца Иакова вывели из школы и повели к яме; ведший следствие красногвардеец по дороге к месту расстрела отобрал у отца Иакова золотые часы, положив их к себе в карман. Неподалеку остановилась супруга священника Глике­рия вместе с пятнадцатилетним сыном Алексеем. Отец Иаков, по­дойдя к могиле, перекрестился и начал молиться. Красногвардеец выстрелил ему в затылок и столкнул в яму. Другой красногварде­ец, подойдя к Гликерии, убил ее выстрелом в упор, а затем, при­близившись к Алексею, сказал: «Я думаю, что тебе незачем жить после всего этого. Так зачем сапогам пропадать? Садись и сними сапоги». Алексей сел, снял сапоги и был застрелен. Народ стал в ужасе разбегаться. Пригнанные по приказу карателей жители за­сыпали яму, а один из красногвардейцев отправился на пасеку на поиски младшего сына священника, Ивана. На оклики красно­гвардейца показалась голова мальчика, который был тут же за­стрелен, – это был мальчик из соседнего дома. Друзья сообщили Ивану о происшедшем, и он, не заходя домой, покинул Платаву.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Село Спасское-Иваново на реке Таре находится в 22 верстах от уездного города и в 100 от губернского. Первые сведения о церкви в селе Иванове мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: « церковь Преображение Спасово в селе Иванове в вотчине боярина князя Григор. Петр. Ромодановскаго». По церкви село Иваново и стало называться Спасским. Были ли какие-либо перестройки этой церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. В 1843 г. вместо дотоле бывшей деревянной церкви в Иванове начат постройкою каменный храм; трапеза была освящена в 1845 г., а главный храм в 1848 г. Престолов в этом храме два: главный – во имя Преображения Господня, в трапезе теплой в честь Толгской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На местных иконах Преображения и Толгской Божией Матери ризы серебряные вызолоченные. В иконостасе главного храма – иконы из прежней деревянной церкви. Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (6,800 руб.) – 252 руб., от служб и требоисправлений и от земли церковной около 150 руб. в год. Дом для священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 410 саж., пахотной 31 десятина 1,200 саж., лесной вырубки 2 дес. и неудобной 2 десят.; план на эту землю имеется. В пользу церкви имеется 18 дес. дровяного лесу в пустоши Манакуше. Приход состоит из села Спасского-Иванова и деревень: Исаковки (1 вер. от церкви), Крутовки (2 вер.), Жолобихи (1 в.), Митинской (2 вер.), Курмыша (2 вер.), Семейкина (2 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 166 душ муж. пола и 209 женского. Станковский приход Село Станки при речках Мертюхе и Мануйловке находится в 12 вер. от уездного города и в 112 от губернского. По преданию, на месте села Станков когда-то существовал Успенский монастырь, в котором подвизался преп. Михаил Верижник. В этом монастыре, говорят, и погребен был преподобный, подвизавшийся более 50 лет в железных веригах. – Но никакими документальными данными, начиная с XVII в., существование монастыря в Станках не подтверждается. В «Книге глаголемой описание о российских Святых» сказано: «праведный трудник и подвижник Михаил в монастыре Успения Богородицы и Св. Николая иже на Клязьме в Мстерской волости Государевой… Бысть в лето 6930 (1422)». Но это указание не дает права отожествлять Станки с Успенским монастырем. В селе Станках начиная с XVII века никогда не было церкви Николая Чудотворца; при том же волость Мстерская с начала XVII века значилась старинной вотчиной кн. Ромодановских. Очевидно, преподобн. Михаил Верижник был погребен в другом месте (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010