Из священных древних церковных принадлежностей заслуживают особенное внимание следующие: а) Св. иконы: древняя икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы; древняя икона Скорбящей Божией Матери, древняя икона Спаса Нерукотворенного и древняя резная икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы, находящаяся в приделанной к церковной ограде каменной часовне; б) Св. кресты: напрестольный сребропозлащенный крест с частицами мощей Св. Муч. Параскевы, с надписью: «мощи Святые Мученицы Параскевы нареченныя пятницы», и сребропозлащенный крест с частицами Св. мощей, с надписью: «Мощи Святых Отец»; в) древние деревянные брачные венцы, имеющие форму царской короны времен Иоанна Грозного; на мужском венце изображены: Спаситель на престоле, правая рука Его благословляет, а левая держит Евангелие, раскрытое на словах: «приидите ко Мне все труждающии и обременении», и предстоящие Ему: по одну сторону – Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил и апостолы: Павел и Андрей; а на другой стороне венца: Божия Матерь, Архангел Михаил и апостолы: Петр и Иоанн Богослов; вокруг венца изображены мученики: Иоанн Воинственник, Дмитрий Солунский, Георгий и Никита; на женском венце: Божия Матерь на престоле с Предвечным Младенцем на руках, Ей предстоят – по одну сторону: царь Соломон и пророки: Захария и Иеремия, по другую: – царь Давид и пророки: Илия и Исаия; г) богослужебные книги: Евангелие печати 1677 года 1 сентября, с надписью: «Лета 7189 Иулиа в 1 день приложил сие Евангелие напрестольное в черном бархате дому святейшаго Патриарха крестовой иеродиакон Саватей Суждалец в Суждальской уезд в вотчину Николая Чудотворца Шартомского монастыря в село Пупок к церкви Святыя Великомученицы Параскевы нарицаемыя пятницы по обещанию своему свое келейное»; Евангелие печати 1694 г. августа 2 дня, с надписью: «В 1803 году Иеннуария в 17 день града Костромы Богоявленского монастыря смиренный Архимандрит дал сие священное Евангелие напрестольное в десть новоисправленной печати .... средина и Евангелисты серебряные резные и позлащенные по вере и по обещанию своему во Святую Божию церковь Святыя Великомученицы Параскевы нареченныя Пятницы Шуйского уезду, что у Николая Чудотворца на Шартме в подмонастырской слободе ради своего душевнаго спасения и прочих своих сродников и ради усопших родителей своих вечнаго поминовения при служителе тоя святыя церкви при иерее Симеоне Федорове и при диаконе Михаиле Петрове сыне и при старосте церковнем Димитрии Феодорове сыне»; служебник печати 1698 г., с надписью: «Лета 7207 месяца Иуния в 9 день дому великаго господина святейшаго Государя кириа Адриана Архиепископа царствующаго великаго града Москвы всея России и всех северных стран Патриарха иеродиакон Феофилакт дал сию Богодухновенную книгу служебник в церковь Святыя Мученицы Параскевы нарицаемыя пятницы что в Шуйском уезде у Николаевского Шартомского монастыря в селе Пупке в поминовение своих родителей вечно подписал я иеродиакон Феофилакт».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Лядов, 1876 – Лядов И.М. Развитие и упадок холуйских ярмарок в Вязниковском уезде//ЕВГСК, т. 1, вып. 2, 1876 Максимов, 1860 – Максимов С.В. В дороге (Из путевых записок)//Отечественные записки, 1860, т. 131, июль Максимов, 1907 – Максимов С.В. Бродячая Русь Христа-ради. Т. 1–2. СПб., 1907 Малевич, 1921 – Малевич К. К вопросу изобразительного искусства. Витебск, 1921 Малевич, 1922 – Малевич К. Бог не скинут: Искусство, церковь . фабрика. Витебск, 1922 Малевич, 1976 – Малевич К. Главы из автобиографии художника. Подготовка текста, предисловие и примечания Н. Харджиева//К истории русского авангарда. Stockholm, 1976 Малицкий, 1932 – Малицкий Н.В. Древнерусский культ сельскохозяйственных святых по памятникам искусства//Известия ГАИМК, XI, вып. 10. Л., 1932 Маль, 1951 – Mâle É. L " art religieux de la fin XVI-e siècle, du XVII-e siècle et du XVIII-e siècle. Études sur l " iconographie aprés le Concile de Trente. Paris, 1951 Маль, 1958 – Mâle É. Re1igious art from the twelfth to the eighteenth century. N.Y., 1958 Малышев, 1965 – Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ, т. XXI. М.-Л., 1965 Медлин, 1952 – Medlin W. K. Moscow and East Rome. А political Study of relations church and state in Moscovite Russia. Genve, 1952 Мейер, 1992 – Мейер А.А. Религиозный смысл мессианизма//Вопросы философии, 1992, 7 Мельников, 1863 – Мельников П.И. Старообрядческие архиереи//Русский вестник, 1863, т. 44, 45 Мельников, 1909 – Мельников П.И. Аввакум Петрович (Биографическая заметка)//П. И. Мельников. Полн. собр. соч., т. 7. СПб., 1909 Мельников, 1986 – Мельников П.И. На горах. Кн. 1. М., 1986 Мень, 1980 – Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. Брюссель, 1980 Мережковский, 1914 – Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей)//Д. С. Мережковский. Полн. собр. соч., т. 4. М., 1914 Мерзлюкин, 1967 – Мерзлюкин А. История иконы Иверской Пресвятой Богородицы. Париж, 1967 Михайлов, 1986 – Михайлов А.В. Судьба вещей и натюрморт//Вещь в искусстве. Материалы научной конференции (1984). Вып. 17. М., 1986

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Причт при сей церкви: «поп Андрей Иванов, поп Иван Тихонов, дьякон Петр Матфеев, дьячек, пономарь, просвирница; имеют дома на церковной земле; на той же земле 3 двора крестьянских и 6 дворов бобыльских». Церковной земли на содержание причта показано: «пашни паханые средния земли двадцать четвертей да перелогом и лесом поросло тридцать четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена вверх по реке Тезе до Годенцова вражка, да против Погосту за рекою за Тезою вверх лужок Демидков, да от Погосту вниз по реке ж по Тезе по вражек и по озерко и по речку Внучку, да вверх по речке Внучке по обе стороны луг большое Лучкино да луг малое Лучкино, да вниз по той же речке Внучке против деревни Гробошинки по обе стороны речки; да против деревни Овдокимовой по обе стороны речки Внучки, и у Погоста по заполицам сена тридцать копен, да к Погосту пустошь Евсеевская, диаконово тож, а в ней пашни перелогом и лесом поросло середния земли шесть четвертей в поле, в дву потому ж, да в Телешовской волости пустошь Колтырево пашни пахотные наездом середния земли десять четвертей, да перелогом и лесом поросло восемь четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена три копны; пустошь Иванцово меньшое пашни перелогом и лесом поросло середние земли восемь четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена две копны; пустошь Иванцово большое пашни пахотные наездом середние земли четырнадцать четвертей, да перелогом и лесом поросло десять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена восемь копен». Всей же церковной земли: «пашни пахотные середние земли сорок четыре четверти, да перелогом и лесом поросло шестьдесят две четверти, а обоего пашни пахотные и перелогом и лесом поросло середние земли сто шесть четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена сорок две копны». – В таком состоянии церковь находилась в XVII столетии. Из истории церкви XVIII столетия известно только, что, кроме Архангельской церкви, в погосте в этом столетии существовала еще другая деревянная же церковь , с одним престолом в честь Святые Живоначальные Троицы. К концу столетия обе церкви – Архангельская и Троицкая – сильно обветшали; поэтому прихожане вместо них соорудили каменные церкви, которые существуют в погосте до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

XIX в. Ярославль, 1971; он же. Козьмодемьянская ц. XVI в. в Муроме: (К вопросу о реставрации)//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 123-131; Масленицын С. И. Муром: (Альбом). М., 1971; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980; Анисимов В. М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1988. Вып. 3. С. 70-83; Мельник А. Г. Интерьер ц. Козьмы и Демьяна в Муроме//Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 129-137; он же. Собор муромского Спасского мон-ря//СРМ. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 164-184; Тюрина Е. К. Судьба муромского собора в док-тах//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 195-205; Чернышев В. Я. К истории застройки муромского Борисоглебского мон-ря//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 86-88; Косткин В. А. и др. Памятники истории и культуры Владимирской обл.: Кат. Владимир, 1996; История Мурома и Муромского края/Отв. ред.: Ю. М. Смирнов. Муром, 2001; Седов Вл. В. Церковь Георгия в Кожевниках в Муроме//Уваровские чт., 3-е. Муром, 2001. С. 52-61; Трофимов А. Н. Спасо-Преображенский собор Муромского Спасского мон-ря: Концепция реставрации//Там же. С. 17-21; Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем»: Из краевед. архива А. А. Епанчина. Муром, 2002; Шатохин А. И. Деревянная ц. из села Красново//Коммунар: Газ. Меленки (Владимирской обл.). 2002. 11 сент. С. 3; Аверьянов К. А. К вопросу о «белых пятнах» в средневек. истории Мурома//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 66-70; Сухова О. А. Древности Муромского Воскресенского мон-ря//Там же. С. 123-134; она же. История и культура Мурома в IX-XVI вв.//Иконы Мурома/Сост.: О. А. Сухова и др. М., 2004. С. 5-17; она же. Придел Леонтия Ростовского в храме Николы Зарядского в Муроме//ИКРЗ, 2006. Ростов, 2007. С. 271-280; она же. Муромский Богородицкий собор - усыпальница св. князей Петра и Февронии// Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008; она же. Храм Николы Можайского в Муроме: История и древности//Макарьевские чт. Можайск, 2009.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

К несчастью, из-за событий революции 1917 г. восстановленный Собором праздник снова едва не был быстро забыт, как это уже случалось ранее. На этот раз это было связано главным образом с гонениями, воздвигнутыми на Русскую Церковь в XX в. К тому же 23 июля 1920 г. скончался Б.А. Тураев, очень желавший и далее трудиться над дополнением и исправлением спешно составленной службы ( 18 , 9), а архимандрит 32 Афанасий, по своему смирению, не решался один браться за такой ответственный труд. Однако восстановленному празднику Промыслом Божиим не попущено было снова оказаться забытым. А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения удивительным образом только помогли его повсеместному распространению. От Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. до настоящего времени Осенью 1922 г. епископ 33 Афанасий (Сахаров) во время своего первого ареста в 17-й камере Владимирской тюрьмы встретился с рядом единомысленных с ним почитателей только что восстановленного праздника. Сам владыка Афанасий называл имена 11 человек, это были: архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), впоследствии митрополит Ташкентский; архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), впоследствии Тверской; епископ Вязниковский Корнилий (Соболев), впоследствии архиепископ Свердловский; епископ Суздальский Василий; игумен Московского Чудова монастыря, впоследствии архимандрит Филарет; московские протоиереи Сергий Глаголевский и Николай Счастнев; священник Сергий Дурылин; правитель дел Высшего Церковного Управления Петр Викторович Гурьев; московский миссионер Сергей Васильевич Касаткин и иподиакон архиепископа Фаддея – Николай Александрович Давыдов, впоследствии священник в Твери ( 17 , 66–67; 18 , 17). По свидетельству Владыки Афанасия, этим собором арестантов " после неоднократных оживленных бесед об этом празднике, о службе, об иконе, о храме во имя сего праздника, было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, напечатанной в 1918 г. " , а также " была высказана мысль о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во 2-ю неделю по Пятидесятнице, но по желанию и в другое время и не обязательно в воскресный день " ( 18 , 9–10). И уже в самое ближайшее время служба претерпела ряд изменений: некоторые песнопения были переставлены местами, появились и новые, посвященные святым, не упомянутым в службе 1918 г. ( 18 , 10).

http://pravoslavie.ru/2367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XVII - XIX вв. АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ ЛЬВОВ Афанасий Иванович (1703 - между 1769 и 1778), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (1753-1758), гос. деятель МАЗЕПА Иван Степанович (1639 - 1709), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709) МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Романова (1824-1880), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57)

http://pravenc.ru/rubrics/123052.html

В августе 2014 года в Медушах в течение нескольких часов был страшный смерч. С корнем повалена примерно третья часть деревьев на погосте. Также смерч вырвал крест с храма. Требуется посильная помощь по расчистке погоста от деревьев и по установке креста на храм. Желающих оказать помощь просьба приехать в Медуши или пишите на mns7676@mail.ru В рамках проекта «Забытые уголки Владимирского края» кандидатом исторических наук Эллой Фроловой и журналистом и краеведом Николаем Фроловым подготовлена очередное издание о старинном погосте Медуши, расположенном посреди леса в нескольких километрах южнее трассы М-7 на границе Ковровского района. Этот погост еще в конце XIV столетия входил в одно удельное княжество вместе с Ярополчем-Залесским — предтечей нынешних Вязников и наряду с Ярополчем являлся одним из двух центров данного административно-территориального образования. Примечательно, что многие священники Медушского погоста так или иначе были связаны с Вязниковским уездом. С 1820 по 1854 гг. долгих 34 года в Медушах строили сохранившийся до наших дней величественный Богородице-Рождественский храм. Его возводили при служивших там иереях Петре Васильевиче Пономареве и Луке Николаевиче Шелутинском. П. В. Пономарев, окончивший в 1811 году семинарию во Владимире, до своего назначения в Медуши, более четверти века священствовал в Кинешемском погосте Вязниковского уезда (в вязниковском Заречье) и в селе Фоминки соседнего Гороховецкого уезда. Л. Н. Шелутинский, сын дьячка села Шелутино Вязниковского уезда Николая Григорьева, в 1822 году закончил Владимирскую духовную семинарию и, женившись в 1826 году на 17-летней дочери медушского иерея Василия Иванова Татьяне получил по наследству место тестя и был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви. Служение его в Медушах продолжалось все время, пока шло строительство храма, но он так и не увидел его освящения – отец Лука Шелутинский скончался в возрасте 48 лет в 1848 году во время эпидемии холеры. Тогда же в конце 1840-х годов умер и отец Петр Пономарев. Оба пастыря были похоронены у медушской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02680

В. О. Кириков. Фотография. 1955 г. Василий Осипович (9 мая 1900, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 6 февр. 1978, Москва), художник-реставратор, живописец и копиист. Происходит из потомственной среды мстёрских иконописцев, первоначальное обучение получил в Мстёрской художественной школе (1911-1914), откуда в 1914 г. его взял в качестве ученика и помощника ведущий реставратор икон Русского музея Н. И. Брягин. В музее К. работал до 1917 г., что стало для него профессиональной школой и послужило началом долгой творческой жизни. В 1918 г. он был приглашен И. Э. Грабарём в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи (Москва), с 1919 по 1922 г. служил в Красной армии. С 1923 по 1933 г. работал в Гос. центральных реставрационных мастерских; после их ликвидации в 1934 г. перешел в секцию реставрации темперной живописи ГТГ. Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). С 1934 г. К.- бессменный консультант по реставрации темперной живописи в музеях Московского Кремля, в 1946-1956 гг.- реставратор ГЦХРМ, в 1954-1960 гг. работал в ЦМИиАР. В 1933 г. участвовал в реставрации фресок Георгиевской ц. в Ст. Ладоге, в 1934 г.- ц. Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода. С именем К. связана реставрация многих икон XII-XV вв.: в 1948-1950 гг. он осуществил консервацию живописи XI в. на иконе «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ); совместно с др. реставраторами ЦГХРМ принимал участие в расчистке икон Божией Матери «Великая Панагия» («Ярославская Оранта») из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле (1-я треть XIII в., ГТГ), вмч. Димитрия Солунского из Успенского собора Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), Божией Матери Печерской (Свенской) из Свенского Успенского мон-ря (ок. 1288 (?), ГТГ), «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (ок. 1408, ГТГ), «Собор Божией Матери» из Пскова (посл. четв. XIV в., ГТГ). В ГТГ в качестве старшего реставратора К. расчищал наиболее ценные иконы, в частности Высоцкий (80-90-е гг. XIV в.?) и Васильевский (20-е гг. XV в.) чины и др.

http://pravenc.ru/text/1840249.html

Во время весенней распутицы или в летнюю засушливую пору у моста стоит пост, ограничивающий движение. Но в остальное время у караульной будки можно видеть разве что умильно виляющих хвостами дворняг, выпрашивающих подачки у путешественников. Почти сразу за мостом от шоссе уходит вдоль берега узкая тропа, ныряющая в заросли кустарника, перевитого вьюнами. Где-то через километр тропинка уходит через заросли лип, калины и шиповника в поле, а дальше среди заводей и небольших озер — настоящего рая для охотников и рыболовов, уже вдалеке видна полуразрушенная церквушка. Это и есть Золотая Грива. Сегодня бытует легенда, что название этого села возникло оттого, что в старину монахи зарыли там клад — бочонок с золотом. Клад искали, но пока так и не нашли. Прежде в тех местах действительно существовал монастырь — Борисоглебская пустынь, а на месте села стояла небольшая деревенька, принадлежавшая обители. Однако царь Петр I в 1702 году лично повелел отделить деревню от монастыря. Местные крестьяне выстроили отдельную Борисоглебскую церковь — вначале деревянную. Вскоре рядом с первым храмом встал второй — в честь святых Флора и Лавра. Так 200 лет назад появилось село Золотая Грива. Такое название возникло из-за того, что место это несколько возвышенное по сравнению с окрестными полями — «грива». Золотая же — по цвету сухой травы, за счет которой возвышенность-грива весной и осенью имеет яркий золотистый цвет. А легендарное монастырское золото, скорее всего, тут не при чем. С 1764 г. село Золотая Грива по указу императрицы Екатерины II перешло в ведение Государственной Коллегии экономии. А еще через 14 лет в 1778-м. Вязниковская слобода стала уездным городом в составе новообразованного Владимирского наместничества. Золотая Грива числилась всего в 3-х верстах от города Вязников. Близость к городу обусловила сравнительную зажиточность крестьян Золотой Гривы. В 1840 году они по инициативе местного священника Степана Анировского выстроили вместо пришедших в ветхость старых деревянных храмов каменную Борисоглебскую церковь с приделом Флора и Лавра об одной главе с трехъярусной колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=05443

После церковного осуждения раскол немедленно подвергся преследованиям церковного и гражданского правительства и встал в оппозицию как Церкви, так и государству. Еще раньше великого собора началось знаменитое стояние за старую веру Соловецкого монастыря. В 1657 году монастырь решительно отказался принять новые книги. С тех пор старообрядчество все зрело в обители, между прочим под влиянием сосланных сюда противников Никона. Когда после великого собора снова прислано было в монастырь требование служить по-новому, келарь Азарий и казначей Геронтий от лица всей братии составили государю челобитную, в которой просили оставить монастырь при старом предании чудотворцев, а старец Герасим Фирсов написал большое сочинение о сложении перстов. Во главе восставшей против новшеств обители встал живший здесь на покое саввинский архимандрит Никанор. После нескольких попыток к вразумлению упорных в 1668 году царь послал на монастырь стрельцов. Из-за крепких стен обители, привыкшей к осадам во время нападений от шведов, раздались пушечные выстрелы по царскому войску, впервые возвестившие открытый разрыв раскола с государством. Осада случайно затянулась, потому что государство, занятое тогда еще Разинским бунтом, не могло употребить на нее достаточных сил. Наконец, в 1676 году воевода Мещеринов взял монастырь. Из зачинщиков бунта одни, в том числе и Никанор, были повешены, другие сосланы в Колу и Пустозерск; объявившие повиновение церкви и государству прощены и оставлены в монастыре. Между тем раскол быстро распространялся и грозил серьезными затруднениями и церкви и государству. Укрываясь от преследований, он наполнил своими тайными скитами все леса внутренних областей России, костромские, вязниковские, брынские, особенно керженские. Северное Поморье тоже сделалось его любимым притоном; в конце XVII века дьячок Данило Викулов основал здесь знаменитую раскольническую пустынь на реке Выге. С Поморья раскол переходил в новгородские и псковские края, отсюда Перекинулся за рубеж – в Швецию и Польшу, где некто Феодосий основал согласие, носящее его имя, феодосиевщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010